Что такое логический атомизм
Логический атомизм
Логический атомизм — это логико-философская концепция, сформулированная Б. Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918) и других, а также Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате» (1921). Логический атомизм считается уникальным по своей прозрачности примером проекции определённой концепции логической структуры языка (см. Язык) на реальность (см. Бытие), а именно атомарно-экстенциональной модели, и создания соответствующей этой структуре онтологической доктрины (см. Онтология). Как указывал сам Рассел: «Я постараюсь сформулировать […] определённый вид логической доктрины и на основе этого […] определённый вид метафизики» (Russell В. Logic and Knowledge, Essays 1901–1905. — L., 1956).
Рассел считал, традиционная «спекулятивная философия» (или «метафизика» в его терминологии) давала неправильное объяснение мира вследствие применения «плохой грамматики», поэтому для воплощения истины необходим более «аналитичный» язык. Отсюда, по его мнению, следует необходимость перехода к анализу предложений, основывающемуся на логике кванторов, созданной Г. Фреге и Дж. Пеано. Рассел определял такой анализ как переход от неясного, неопределённого, неточного к ясным, чётким, определённым понятиям, составляющим последний предел анализа и являющимся в этом смысле «атомами» языка (отсюда название его концепции — «логический атомизм»). В его концепции, атомы логически совершенного языка должны взаимно однозначно соответствовать фактам. Процедуры языкового уточнения и прояснения понятий и суждений Рассел и Мур назвали «логическим анализом». Этот термин, вначале относившийся к методу исследований, позднее определил название всего ныне доминирующего философского направления — аналитической философии (см. Аналитическая философия).
Одним из основополагающих понятий логического атомизма является понятие атомарного факта, которое вводится как некоторая реальность, определяющая условия истинности атомарных предложений. «Логическим атомам», безразличным друг к другу «логическим единичкам» в атомарно-экстенциональной модели, элементарным, или атомарным, высказываниям соответствуют такие же безразличные друг к другу «атомарные атомы» — единичные атомарные факты. Природу такого факта Рассел характеризует при этом не иначе, как условия истинности высказывания: «Когда я говорю о факте […] я подразумеваю тип вещей, который делает высказывание истинным или ложным» (Russell В. Logic and Knowledge. Essays 1901–1905. — L., 1956. P. 182).
В рамках концепции атомарного факта прослеживаются две тенденции. Согласной одной из этих тенденций, получившей своё выражение в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна, введение понятия «факта» в онтологию атомарного факта диктуется необходимостью определённой семантической интерпретации атомарно-экстенсиональной модели. В ранних же работах Б. Рассела, выражавшего вторую тенденцию, сама эта интерпретация дополняется определённой гносеологической позицией, связывающей атомарные предложения с представлением фактов чувственного восприятия. Эта тенденция находит впоследствии своё развитие в интерпретации атомарных предложений как «предложений наблюдения» у логических позитивистов. Последние отвергают всю «метафизику» логического атомизма, сохраняя, в то же время, идей логически совершенного языка, как предпосылку всеохватывающего логического анализа языка науки.
От онтологии атомарного факта, органически связанной с идеей логически совершенного языка, на позднем этапе своей деятельности Витгенштейн решительно отказывается, переходя к концепции плюрализма языковых игр. От атомарного факта как чётко выраженной доктрины отходит в более поздний период своей деятельности и Рассел. Таким образом, в своём исходном виде доктрина логического атомизма получила дальнейшего развития и представляет ныне лишь исторический интерес, демонстрируя несостоятельность абсолютизации каких-либо частных логических моделей в качестве основы некоего логически совершенного языка, а тем более их онтологизации.
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ» в других словарях:
логический атомизм — ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ философская концепция, сформулированная Б. Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918) и др., а также Л. Витгенштейном в «Логико… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ — концепция, представленная в философии Рассела и раннего Витгенштейна. Наиболее полно выражена в расселовских лекциях Философия логического атомизма (1918) и статье Логический атомизм (1924). Согласно Расселу, вселенная плюралистична и состоит из… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь
Логический атомизм — Логический позитивизм (англ. Logical positivism) (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на… … Википедия
АТОМИЗМ — (атомное учение атомистика), учение о прерывистом, дискретном строении материи. До кон. 19 в. атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц атомов. С точки зрения современного атомизма электроны атомы электричества, фотоны… … Большой Энциклопедический словарь
атомизм — а; м. 1. Учение о прерывистом строении материи, состоящей из отдельных, чрезвычайно малых частиц. А. Эпикура. Современный а. 2. Книжн. Разложимость явлений и процессов действительности на составные части. Логический, социальный а. ◁… … Энциклопедический словарь
АТОМИЗМ — АТОМИЗМ, термин, принятый для обозначения совокупности натурфилософских учений о дискретной структуре материи, времени или пространства. Традиционно применим к учению о телесных атомах (греч. ατομος, «неделимый») Демокрита и Эпикура; однако в … Античная философия
АТОМИЗМ — (атомное учение, атомистика), учение о прерывистом, дискретном строении материи. До конца 19 в. атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц атомов. С точки зрения современного атомизма, электроны атомы электричества,… … Современная энциклопедия
Атомизм — (атомное учение, атомистика), учение о прерывистом, дискретном строении материи. До конца 19 в. атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц атомов. С точки зрения современного атомизма, электроны “атомы” электричества,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
атомизм — АТОМИЗМ (от греч. atomos неделимый) учение о дискретном строении материи. В более широком смысле термином « А. » обозначается также дискретный подход в исследованиях различного рода (логический А., социальный А. и др.). В античности А.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Атомизм — атомное учение, атомистика, учение о прерывистом, дискретном (зернистом) строении материи. А. утверждает, что материя состоит из отдельных чрезвычайно малых частиц; до конца 19 в. они считались неделимыми. Для совеменного. А. характерно… … Большая советская энциклопедия
Логический атомизм
Логический позитивизм (англ. Logical positivism ) — (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого. [1]
Содержание
Истоки
Можно выделить два исторических корня логического позитивизма. Так в своей программной статье «Поворот в философии» немецко-австрийский философ Мориц Шлик представил генетическую линию развития от Лейбница до Б.Рассела и Г.Фреге. Сама идея «Венского кружка» была инициирована «Principia Mathematica» Рассела и Уайтхеда. Основанием и развитием логики формальных отношений была заложена основа для будущей грандиозной эпистемологической реформы. Став вторым после аристотелевской классической логики силлогизмов инструментом познания, математическая логика послужила материалом строительства здания новой единой науки (своего рода Нового Органона Наук). Успехи, достигнутые в логике, убеждали в силе рациональных процедур мышления, заставляли верить в скорое и неизбежное слияние наук (при доминировании физики, биологии и математики). Отсюда пошло и название — «позитивизм». Задача, поставленная перед «венцами» — разработка системы критериев оценки качества теоретического вывода. Поэтому самое распространенное понимание позитивизма этого времени — это тезис единства метода.
Другое родовое понятие позитивизма — это система языка. Шлик считал, что Л. фон Витгенштейн был «первым, кто приблизился» к идеям позитивной науки в 1922 году в «Логико-философском трактате » (смотри далее).
Развитие логического позитивизма
Начальное влияние на развитие раннего логического позитивизма оказали философы науки Эрнст Мах и Людвиг Витгенштейн.
Э. Мах оказал очевидное влияние на развитие логического позитивизма, рассуждая о метафизике, единстве науки и интерпретации теоретических терминов в науке. Так же Мах выдвинул доктрины редукционизма и феноменализма.
Л. Витгенштейн ввёл несколько доктрин логического позитивизма в своей работе «Логико-философский трактат» (Tractatus logico-philosoficus). В этом трактате он подчеркнул основные положения логического позитивизма:
Основными читателями этого трактата были основатели «Венского кружка» (20-е годы XX века).
Логический позитивизм Р. Карнапа
«Истинность философских утверждений невозможно доказать» — Р. Карнап
Одно из самых сильных влияний на развитие логического позитивизма оказал немецкий философ Рудольф Карнап, один из наиболее значимых представителей «Венского кружка». Очень известны такие его работы как «Логические основания вероятности» (Logical Foundations of Probability, 1950) и «Континуум индуктивных методов» (The Continuum of Inductive Methods, 1951). Анализ Карнапом философских проблем, включая обсуждение принципа проверки, содержится в его сочинениях, посвященных теории познания и философии науки. Карнап доказывает, что в различных областях естественных и социальных наук используется один общий метод проверки гипотез и теорий, а понятия, используемые в этих областях, могут быть сведены, с помощью особых «предложений сведения» (операциональных определений и постулатов значения), к одному общему базису — понятиям, которые мы употребляем для описания знакомого всем физического мира, нас окружающего (т. н. физикализм). Важным результатом Карнапа в анализе соотношения теории и опыта является строго формализованная количественная теория логической вероятности, то есть степени индуктивного, или вероятностного, подтверждения теории. [4]
Научные предложения бывают либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы и самодостаточны (пример: тела протяженны). Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путём (пример: на столе лежит книга).
Для доказания научности теорий используется верификация. Верификация — процедура проверки истинных знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений абсолютно несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности. Форма протокольного предложения выглядит так: «NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте». Сведение сложных предложений к протокольным называется редукцией. Таким образом, вся деятельность учёного сводится к проверке протокольных предложений и их обобщению. Основываясь на редукции, «Венский кружок» во главе с Р. Карнапом замахивается на создание единой научной теории — «Фундамент единой науки», то есть протокольные предложения которые держат науку наверху обобщения. В 40е — 50е годы эта теория будет пересмотрена на основе физики.
Основные тезисы
Логический позитивизм, который так отвергает метафизику и стремится познать мир только с помощью эмпирических доказательств и с использованием естественных наук, включает в себя два важных тезиса:
Критика и влияние
Ранние критики логического позитивизма говорят, что его основополагающие принципы не могут быть сами сформулированы таким образом, чтобы в них отслеживалась явная последовательность. Еще одна проблема заключается в том, что в то время как позитивные экзистенциальные утверждения («есть по крайней мере один человек») и негативные универсальные утверждения («не все вороны черные») позволяют определить четкие методы верификации (найти человека или нечерного ворона), отрицательные экзистенциальные утверждения и позитивные универсальные утверждения не поддаются проверке.
Универсальное утверждение, по всей видимости, никогда не может быть проверено: Вы не можете утверждать, что все вороны черные, пока не поймаете всех воронов, в том числе из прошлого и из будущего? Это приведёт к большому объёму работ по индукции в сочетании с верификацией а фальсификацией.
Ответ логических позитивистов первым критикам заключался в том, что логический позитивизм является философией науки, а не аксиомой системы, которая может доказать свою собственную последовательность. Во-вторых, теория языка и математической логики созданы для того, чтобы делать утверждения вроде «все вороны черные», то есть объяснять факты как они есть на самом деле.
Критика Карла Поппера
Карл Поппер был известным критиком логического позитивизма, который опубликовал книгу «Logik der Forschung» в 1934 году (Логика научного открытия, опубликована в 1959 году). В этой книге он утверждал, что позитивистский критерий верификации является слишком строгим критерием для науки, и он должен быть заменен критерием фальсификации. Поппер считал, что фальсификация является лучшим критерием для науки, поскольку в данном случае не приходится прибегать к философским проблемам, связанным с проверкой индукцией, и это оправдывает научность теорий, которые не вписываются в рамки верификации.
Влияние логического позитивизма
Логический позитивизм распространен почти по всему Западу. Он был очень популярен на территории всей Европы. Благодаря А. Д. Айеру он стал популярен в Великобритании. Позже он распространился и среди американских университетов благодаря членам «Венского кружка» после того, как они бежали из Европы и поселились в Соединенных Штатах во время и после Второй мировой войны.
Логический позитивизм сыграл важную роль для развития ранней аналитической философии. В первой половине двадцатого века эти термины были практически взаимозаменяемыми.
Логический позитивизм оказался чрезвычайно влиятельным для философии языка и стал доминирующей философией науки в период между Первой мировой и холодной войной. [5]
Что такое логический атомизм
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ – философская концепция, сформулированная Б.Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918) и др., а также Л.Витгенштейном в «Логико-философском трактате» (1921). Является уникальным по своей прозрачности примером проекции определенной концепции логической структуры языка на реальность и создания соответствующей этой структуре онтологической доктрины. Как указывал сам Рассел: «Я постараюсь сформулировать. определенный вид логической доктрины и на основе этого. определенный вид метафизики» (Russell В. Logic and Knowledge, Essays 1901–1905. L., 1956). Вместе с тем «метафизические» выводы, которые следовали из логической доктрины, лежащей в основе логического атомизма, соответствовали той эмпирической и номиналистической философской традиции, к которой принадлежал Рассел и которая развивалась им в оппозиции холизму английского неогегельянства Ф.Брэдли, утверждавшего, что только абсолютные целостности реальны и что отдельные вещи представляют собой видимость. Как указывает Рассел, «выдвигаемую мною философию можно назвать логическим атомизмом и абсолютным плюрализмом, ибо она утверждает, что имеется много отдельных вещей и отрицает некоторое единство, составленное из этих вещей» (Russell В. Mysticism and Logic. L., 1918, p. 11).
Логическая доктрина Б.Рассела, послужившая основой логического атомизма, сформировалась в контексте его исследований по основаниям математики и математической логике. Как известно, Рассел разделял логицистскую концепцию обоснования математики (см. Логицизм). Согласно этой концепции, математика сводилась к математической логике, строгое построение которой в виде завершенной дисциплины, как представлялось Расселу, было осуществлено в его капитальном труде «Principia Mathematica», действительно долгое время являвшемся своего рода библией специалистов по математической логике. Поскольку математика традиционно выступала образцом точности научного языка, то язык математической логики, используемый для уточнения и выявления оснований математики, начинает рассматриваться как «логически совершенный», или «идеальный язык», способный к наиболее точному выражению знания вообще. По словам одного из комментаторов Рассела, последний «считает, что логика, из которой может быть выведена во всей ее сложности математика, должна быть адекватным скелетом языка, способного выразить все, что вообще может быть точно сказано» (Urmson I.О. Philosophical Analysis, its Development Between to Wars. Oxf., 1956, p. 7).
В «Principia Mathematica» логика является экстенсиональной системой, в которой каждое сложное высказывание является функцией истинности его составляющих. Пределом логического анализа выступают здесь элементарные высказывания, которые в работах Рассела, а впоследствии в «Логико-философском трактате» Л.Витгенштейна получили название «атомарных». Эти атомарные предложения должны быть взаимонезависимы, если постулируется принцип экстенсиональности логических связей. В трактовке атомарных предложений «логически совершенного языка» существовали две тенденции. Согласно одной, атомарные предложения понимаются лишь как некая логическая необходимость, вытекающая из принятия экстенсиональной модели, «идеального языка», как выражается Рассел в одном из своих поздних высказываний. Вопрос о том, атомарно ли предложение – чисто синтаксический, т.е. формальный вопрос, а сам этот язык – некая искусственная конструкция, «созданная для определенных целей и определенных проблем», опять-таки по выражению позднего Рассела. В ранних же работах периода формирования логического атомизма, напр., в статье «Наше познание внешнего мира» Рассел связывает атомарные предложения с выражением фактов чувственного восприятия – тенденция, которая находит свое развитие в интерпретации «атомарных предложений» как «предложений наблюдения» у логических позитивистов Венского кружка (см. Протокольные предложения). В изложении же собственно онтологии логического атомизма атомарным высказываниям соответствуют атомарные факты, которые, по Расселу, состоят в обладании единичной вещью (particulars), чувственно воспринимаемой характеристикой или в отношении, имеющем место между двумя или более единичными вещами. Мир и состоит из совокупности таких фактов. В «Логико-философском трактате» Витгенштейна нет подобной радикально-эмпиристической интерпретации этой плюралистической и номиналистической онтологии. В этой связи неправомерна интерпретация идеи атомарных предложений «Логико-философского трактата» в духе протокольных предложений в Венском кружке. Используя известную терминологию трехуровневости семиотического анализа языка, предложенную Карнапом, можно сказать, что Витгенштейн, отправляясь от синтаксической необходимости существования атомарных предложений в идеальном языке, выдвигает определенную их семантическую интерпретацию. Эта семантическая интерпретация заключается в трактовке предложения как «образа» реальности в том смысле, что элементы предложения находятся во взаимнооднозначном соответствии с элементами символизируемой предложением действительности. Такой подход не предрешает, однако, относящегося к области прагматики языка вопроса о реальных механизмах установления подобного соответствия. Этот вопрос впоследствии решается в духе радикального эмпиризма неопозитивистами Венского кружка, истолковывающими атомарные предложения как предложения «чистого опыта» и отвергающими с этих позиций всю «метафизику» логического атомизма, сохраняя в то же время идею «логически совершенного языка» в их концепции всеохватывающего логического анализа языка науки. От идей логически совершенного языка и онтологии логического атомизма решительно отказывается далее Витгенштейн, переходя к своей концепции плюрализма языковых игр. От логического атомизма как четко выраженной доктрины отходит в более поздний период своей деятельности и Б.Рассел. Т.о., эта доктрина представляет в наше время лишь исторический интерес, убедительно демонстрируя несостоятельность абсолютизации каких-либо частных логических моделей в качестве основы некоего логически совершенного языка, а тем более их онтологизации.
СОДЕРЖАНИЕ
Источник
Теперь требуется максимально возможное развитие математической логики, чтобы в полной мере осознать важность отношений, а затем основать на этой надежной основе новую философскую логику, которая может надеяться заимствовать некоторую точность и определенность его математическая основа. Если это удастся успешно осуществить, есть все основания надеяться, что ближайшее будущее будет такой же великой эпохой в чистой философии, как и недавнее прошлое в принципах математики. Великие победы вселяют большие надежды; и чистая мысль может достичь в нашем поколении таких результатов, которые в этом отношении поставят наше время на уровень величайшего возраста Греции. (стр.96)
Как мы видим, Рассел считал, что революционная математическая работа может, благодаря развитию логики, произвести аналогичную революцию в философии. Это стремление накладывается на характер работ Рассела, начиная с 1900 года. Рассел действительно верит, что логический атомизм, полностью реализованный и реализованный в философии, является реализацией его амбиций 1901 года. Как он говорит в статье 1911 года, где он вводит фразу «логический атомизм»:
Логический атомизм справедливо ставит логику в центр философии. Тем самым он делает философию научной, по крайней мере, с точки зрения Рассела. Как он говорит в своем «Логическом атомизме» 1924 года:
Технические методы математической логики, разработанные в этой книге [ Principia Mathematica ], кажутся мне очень мощными и способными предоставить новый инструмент для обсуждения многих проблем, которые до сих пор оставались предметом философской неопределенности.
Подводя итог, Рассел считал, что мораль революционной работы в математике такова: такая же революционная работа в философии могла бы произойти, если бы мы только сделали логику сущностью философствования. Это стремление лежит в основе, мотивирует и пронизывает логический атомизм.
Принципы
Рассел называл свою атомистическую доктрину противоречащей уровню «людей, которые более или менее следуют за Гегелем» (PLA 178).
Согласно этой теории, даже обычные предметы повседневной жизни «кажутся сложными объектами». По словам Рассела, такие слова, как «это» и «то», используются для обозначения деталей. Напротив, обычные имена, такие как «Сократ», на самом деле являются окончательными описаниями. В анализе «Платон разговаривает со своими учениками», «Платона» нужно заменить чем-то вроде «человека, который был учителем Аристотеля».
Принципы Рассела
Принципы Витгенштейна
Различия между атомизмом Рассела и Витгенштейна
Влияние и упадок
В моей философской работе есть одно важное разделение: в 1899-1900 годах я принял философию логического атомизма и технику Пеано в математической логике. Это была такая великая революция, что мои предыдущие работы, за исключением тех, которые были чисто математическими, не имели отношения ко всему, что я делал позже. Изменения в эти годы были революцией; последующие изменения носили характер эволюции. (Глава 1: «Введение»)