Что такое литавры в музыке
Что такое литавры в музыке
Музыкальный инструмент: Литавры
Вот дирижер взмахнул палочкой и послышались грозные раскаты грома. Это звучит один из древнейших ударных музыкальных инструментов – литавры. Не надо путать с барабанами, ведь общего у них мало. Литавры имеют более сложную конструкцию и представляют собой корпус из металла в виде котла с натянутым пластиком или кожей, в днище имеется резонаторное отверстие. Причем обычно это система из двух и более котлов.
Еще одно важное отличие литавр от барабанов – это то, что они имеют звуковысотность, то есть на них можно сыграть ноты. Раньше высота звука менялась при помощи винтового механизма, а современные инструменты оснащены педалями, что значительно упрощает процесс настройки. На таких литаврах можно даже исполнить глиссандо.
Историю литавр и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Тембровая окраска у инструмента необычайно широкая – от грозного звучания до еле слышного шороха. При этом влиять на нее можно при помощи палочек, достаточно использовать наконечники разного размера и материала: кожи, дерева, войлока.
Фото:
Интересные факты:
История
Первое задокументированное использование литавр было в войсках древних греков и на религиозных ритуалах евреев. Так же известно, что в древней Месопотамии использовали барабаны в форме котлов.
В 1188 году кембро-нормандский летописец Джеральд Уэльский написал «Ирландия пользуется и восхищается только двумя музыкальными инструментами, а именно арфой и литаврами».
Аравийские нагары, прямые предки современных литавр, привезены в континентальная Европу крестоносцами и сарацинами в XIII веке. Эти барабаны были маленькими, с диаметром приблизительно 20-22 см, подвешивались к поясу игрока, и использовались прежде всего для военных церемоний.
В Европе средних веков литавры и трубы стали неотъемлемой частью конницы и в дальнейшем эти музыкальные инструменты вместе развивались и одновременно вошли в состав классического оркестра с 17го века.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Литавры
Литавры
Содержание
История
Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке, а с XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.
Соло литавр есть во многих музыкальных произведениях. Так, например, с соло литавр начинается Бурлеска для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса.
Устройство литавр
Корпус литавр представляет собой котлообразную чашу, выполненную чаще всего из меди, а иногда из серебра, алюминия или даже стекловолокна. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса, который варьируется от 30 до 84 см (иногда бывает даже меньше). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента.
На корпус натягивается мембрана, выполненная из кожи или пластмассы. Мембрана удерживается обручем, который, в свою очередь, крепится винтами, используемыми для настройки высоты звучания инструмента. Современные литавры снабжены педалями, нажатие на которые легко перестраивает инструмент и даже позволяет исполнять небольшие мелодические партии. Обычно каждый из барабанов инструмента имеет диапазон от квинты до октавы.
Тембр инструмента определяется формой корпуса. Так полусферическая форма создает более звонкие звуки, а параболическая — более глухие. На тембр влияет и качество поверхности корпуса.
Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило, обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева.
Техника игры на литаврах
Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.
На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе.
Выдающиеся литавристы
Ошибочное понимание слова «литавры»
Литавры
Литавры относятся к категории музыкальных инструментов, появившихся в глубокой древности, но не утративших актуальности до сих пор: их звучание может быть настолько разнообразным, что музыканты, от классиков до джазменов, активно применяют конструкцию, исполняя произведения самых разных жанров.
Что такое литавры
Литавры – инструмент из категории ударных, имеющий определенную высоту звучания. Представляет собой несколько чаш (обычно, от 2 до 7), напоминающих по форме котлы. Материал изготовления – металл (чаще – медь, реже – серебро, алюминий). Часть, повернутая к музыканту (верхняя), пластиковая или обтянутая кожей, снизу некоторые модели оснащены резонаторным отверстием.
Звук извлекается посредством специальных палочек с округлым наконечником. Материал, из которого изготовлены палочки, влияет на высоту, полноту, глубину звучания.
Диапазон всех существующих разновидностей литавр (большой, средней, малой) примерно равен октаве.
Устройство
Главная часть инструмента – объемный металлический корпус. Его диаметр, в зависимости от модели, разновидности составляет 30-80 см. Чем меньше размер корпуса, тем выше звучат литавры.
Немаловажной деталью является мембрана, обтягивающая конструкцию сверху. Ее удерживает обруч, закрепленный винтами. Винты можно затянуть туго или ослабить – от этого зависит тембр, высота извлекаемых звуков.
Также на звук влияет форма корпуса: полусферическая заставляет инструмент звучать звонче, параболическая – глуше.
Минус моделей, имеющих винтовой механизм – невозможность изменить настройку во время игры.
Гораздо большей популярностью пользуются конструкции, оснащенные педалями. Специальный механизм позволяет поменять настройку в любой момент, а также обладает расширенными возможностями звукоизвлечения.
Важное дополнение к основной конструкции – палочки. Ими музыкант ударяет о мембрану, получая нужный звук. Палочки изготавливаются из различного материала, его выбор влияет на звук (распространенные варианты – тростник, металл, дерево).
История
Литавры считаются одним из древнейших музыкальных инструментов на планете, их история начинается задолго до наступления нашей эры. Некое подобие котлообразных барабанов использовали древние греки – громкие звуки служили для устрашения противника перед боем. Аналогичные устройства имели представители Месопотамии.
Европу военные барабаны посетили в XIII веке. Предположительно, их завезли с Востока воины-крестоносцы. Первоначально диковинку использовали в военных целях: бой литавр управлял действиями кавалерии.
В XVI веке инструмент выглядел практически так же, как современные модели. В XVII его ввели в состав оркестров, исполняющих классические произведения. Знаменитые композиторы (И. Бах, Р. Штраус, Г. Берлиоз, Л. Бетховен) писали партии для литавр.
Впоследствии инструмент перестал быть исключительно достоянием классиков. Он популярен среди эстрадных исполнителей, используется джазовыми музыкантами, последователями неофолка.
Техника игры на литаврах
Исполнителю подвластно всего несколько приемов игры:
Выдающиеся литавристы
Среди музыкантов, виртуозно владеющих игрой на литаврах, выделяют в основном европейцев:
История литавры
Древние корни происхождения
Литавры древнейший музыкальный инструмент. Их активно использовали во время боевых действий древние греки. У евреев религиозные обряды сопровождались звуками литавры. Барабаны, похожие на котлы встречались и в Месопотамии. «Луна Педженга» — древний бронзовый барабан больших размеров 1,86 метров в высоту и 1,6 в диаметре, можно считать предшественником литавр. Возраст инструмента составляет около 2300 лет.
Считается, что прародителями литавр являются аравийские нагары. Они представляли собой небольшие барабаны, которые использовались во время военных церемоний. Нагары имели диаметр чуть больше 20 см и подвешивались к поясу. В 13 веке этот древнейший инструмент попал в Европу. Предполагается, что его привезли крестоносцы или сарацины.
В Средние века в Европе литавры внешне стали походить на современные, применялись военными, их использовали для управления кавалерией во время боевых действий. В книге «Устройство музыки» Препоториуса, датированной 1619 годом, упоминается этот инструмент под названием «ungeheure Rumpelfasser».
Происходили изменения во внешнем виде литавр. Мембрана, затягивающая одну из сторон корпуса, вначале делалась из кожи, затем стала использоваться пластмасса. Мембрана фиксировалась обручем с винтами, с помощью которых выполнялась настройка инструмента. Инструмент дополнили педалями, нажатием на них давало возможность перестраивать литавры. Во время игры использовали стержни, изготовленные из дерева, тростника, металла с наконечниками, имеющими круглую форму и обтянутые специальным материалом. Кроме этого для наконечников палочек может использоваться дерево, войлок, кожа. Существует немецкий и американский способы расстановки литавр. При немецком варианте большой котел стоит справа, в американском варианте наоборот.
Литавры в истории музыки
Жан–Батист Люлли стал одним из первых композиторов, который ввел литавры в свои произведения. Позднее Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Гектор Берлиоз в своих творениях неоднократно писали партии для литавр. Для исполнения оркестровых произведений чаще всего достаточно 2-4 котла. Уникально произведение Х.К. Грубера «Charivari», для исполнения которого необходимо 16 котлов. Сольные партии встречаются в музыкальных произведениях Рихарда Штрауса.
Инструмент популярен в самых разнообразных жанрах музыки: классической, эстраде, джазе, неофолке.
Самыми известными литавристами принято считать Джеймса Блейдса, Э.А. Галояна, А.В. Иванова, В.М. Снегирева, В.Б. Гришина, Зигфрида Финка.
Что такое литавры в музыке
Устройство литавр
Корпус литавр представляет собой котлообразную чашу, выполненную чаще всего из меди, а иногда из серебра, алюминия или дажестекловолокна. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса, который варьируется от 30 до 84 см (иногда бывает даже меньше). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента.
На корпус натягивается мембрана, выполненная из кожи или пластмассы. Мембрана удерживается обручем, который, в свою очередь, крепится винтами, используемыми для настройки высоты звучания инструмента. Современные литавры снабжены педалями, нажатие на которые легко перестраивает инструмент и даже позволяет исполнять небольшие мелодические партии. Обычно каждый из барабанов инструмента имеет диапазон от квинты до октавы.
Тембр инструмента определяется формой корпуса. Так полусферическая форма создает более звонкие звуки, а параболическая — более глухие. На тембр влияет и качество поверхности корпуса.
Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило, обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева.
Техника игры на литаврах
Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.
На литаврах возможно достичь огромных градаций звука — от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов — приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе, а также в неофолке и маршал-индастриале.
Выдающиеся литавристы
Ошибочное понимание слова «литавры»
«Киностудия им. А. Довженко» в 70-х годах выпустила фильм «Золотые литавры». В конце фильма девушка двумя большими подсолнухами изображает удары, подобно ударам оркестровых тарелок. Вообще представление о литаврах как о металлическом инструменте, похожем на тарелки — очень распространённое заблуждение, связанное, вероятно, со схожестью слов литавры и литой, а также устаревшим выражением звон литавр (слово звон означало не обязательно звук металла).