Что такое левино поле

Психология & Мотивация & Саморазвитие

Теория поля Курта Левина — простыми словами

Одна из наиболее примечательных теорий объясняющих поведение человечка — это теория поля Курта Левина. Активная профессиональная деятельность учёного приходится на начало двадцатого века — время, которое ознаменовалось прогрессом в области физики, а именно — появилась квантовая теория поля, что произвело впечатление на учёного.

Взяв за прообраз физику, Курт Левин ввёл новые абстрактные психологические термины для объяснения механизмов поведения личности, что сделало его Теорию психологического поля наиболее ёмкой и новаторской.

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле

Курт Левин (1890–1947) – доцент Берлинского университета, эмигрировавший в 1930-х гг. в США и с 1945 г. возглавлявший исследовательский центр групповой динамики при Массачусет-ском технологическом институте. Подобно многим ученым того времени, К. Левин обратился к физике в поисках «нового режима мышления», в попытке сделать психологию более точной наукой.

Основные тезиcы для объяснения Теории психологического поля

Гештáльт-психолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Волевое и полевое поведние

К. Левин писал, что человек живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки.

Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое поведение — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое поведение — влиянием внешних объектов.

Полево́е поведе́ние — понятие, введённое Куртом Левином для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности (недостатком самоконтроля) и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, то есть на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и мотивов).

Противоположным данному поведению является волевое поведение, выраженное в целенаправленных ответах на внешние стимулы.

Наглядное объяснение Теории поля Курта Левина

Давайте мысленно представим себе математическое отображение личности так, как это делал Курт Левин. Можно также взять листочек бумаги и ручку и, следуя представленному ниже описанию, изобразить свою собственную жизнь, используя понятия теории поля.

Около центра листочка нарисуйте небольшой круг – этот круг собственно и есть вы – человек (персона). Левин обозначал круг, означающий целостность человека буквой P (person).

Кстати, фигура может быть любой – треугольник, квадрат – по вашему желанию, но важны два фактора: 1) фигура замкнута, у неё есть сплошная граница (граница вашей личности) и 2) фигура расположена на листе, то есть не существует сама по себе, а включена в большее пространство.

Человек никогда не существует сам по себе, его окружают люди, вещи, явления, события. Это пространство вокруг человека Левин изображал в виде эллипса. Круг может помещаться в любом месте внутри эллипса, но границы эллипса не пересекают круг и не соприкасаются с границами круга.

Пространство между границами круга и эллипса – это психологическая (окружающая среда), которую Левин обозначал как Environment). Пространство внутри эллипса, включающее круг — это жизнь, жизненное пространство L(life). Оставшееся свободное место на листе – это весь остальной мир.

Круг в эллипсе – главная и лучшая иллюстрация всех понятий теории поля, карта психологической жизни человека. Однако эта карта требует детализации. По Левину, чем точнее и многограннее детализирована карта, тем лучше психолог сможет понять поведение человека, ведь поведение (B, behavior) в терминах теории поля – это есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

Другими словами, поведение человека определяется не его внутренними миром и не окружающей средой, а только и всегда сочетанием этих двух факторов.

Описание эксперимента

Как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека

Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через зеркало Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись один.

Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком.

Значимость теории поля Курта Левина

Теория Левина – одна из тех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески. Человек-пустышка наполнился психологическими потребностями, намерениями, надеждами, притязаниями. Робот превратился в живого человека.

Грубый и скучный материализм бихевиоризма 1 уступил место более гуманистическому взгляду на человека. В то время как «объективная» психология проверяла многие свои эмпирические положения на собаках, кошках и крысах, теория Левина вела к исследованию человеческого поведения в более или менее естественной обстановке.

Дети в игре, подростки в групповой активности, рабочие на фабриках, люди, планирующие расход пищи, вот некоторые из естественных жизненных ситуаций, в которых эмпирически проверялись гипотезы, выведенные из теории Левина. Жизненность исследований, убедительность теории поля – неудивительно, что точка зрения Левина стала широко популярной.

Эвристическая 2 сила теории, независимо от ее формальной адекватности или претензии быть математической моделью, оправдывает высокую оценку теории Левина в современной психологии. «Основные представления Левина… изобилуют скрытыми неистощимыми смыслами, и это – гарантия дальнейшего развития» (Heider, 1959, с. 119). Оценка теории поля Хайдером остается валидной и теперь. Левиновская теория человека в среде все еще очень жизненна.

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и других животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.

Эвристи́ческий — происходит от сущ. эвристика, далее из лат. heuristica из др.-греч. εὑρετικός «находчивый», далее из εὑρίσκω «находить, обнаруживать», далее из праиндоевр. *were- «найти». Cвязанный, соотносящийся по значению с существительным эвристика; такой, который помогает находить, обнаруживать что-либо/

Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.

Источинки информации:

Если у вас есть какие-либо интересные дополнения, либо ссылки на материалы по теме, вы можете поделиться в форме ниже.

Источник

Теория поля Курта Левина

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название «теория психологического поля».

Теория сложилась под влиянием успехов точных наук — физики, математики. Начало XX века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной.

Теория поля является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля.

Понятие «поля» в данной теории обозначается как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые».

Левин исходил из того, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).

Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потребностей — биологические и социальные (квазипотребности).

Он вводит понятие квазипотребности, подразумевающее под собой намерение, которое появляется в определенной ситуации, а также которое обусловливает деятельность человека и стремится к разрядке. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.

Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Появление временной перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм «Хана садится на камень». В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии). Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик.

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле

Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря «системе напряжения» и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда «система напряжения» сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он лежал в основе и бихевиористской концепции, и психоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму «квантуме» — стремящейся рас сеяться психической энергии.
Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого.

Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека.

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле

Как появилось поле?

Из статьи Игоря Погодина:

Как же все-таки из первичного опыта, который нелокален по своей сути, появляется вполне осязаемый нами в пространстве и времени классический мир? Если коротко, классический мир появляется в акте взаимного рождения феномена и человека.

Но процесс этот обоюдный. Если наблюдатель и создает поле, то это не означает, что само поле не участвует в создании наблюдателя. Поэтому и получается – мы рождаем поле таким потому, что оно породило нас такими. В свою очередь мы создаем поле, создающее нас. Этакий регресс в бесконечность получается. Для диалогово-феноменологического подхода в психотерапии, напомню, базовым принципом любого контакта является следующий – «Я такой потому, что Ты есть».

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино полеКурт Левин (1890-1947) — немецкий, а затем американский психолог. Родился в еврейской семье в польском городе Могильно. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию. Образование получил в Берлинском университете. Иммигрировал из Германии после прихода к власти нацистов. С 1932 г. жил и работал в США, преподавал в Стенфордском и Корнелльском университетах. Автор концепции групповой динамики (теории психологического поля), разработанной в русле гештальт-психологии. Занимался проблемой мотивации, технологиями разрешения конфликтов, темой лидерства.

Левину принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения отдельного человека. Предложил модель групповых изменений: изменение любой группы людей проходит через три стадии: «размораживание» (разрушение у членов группы имеющейся системы ценностей и ориентиров), «изменение» (внедрение новой системы ценностей и ориентиров) и «новая заморозка» (фиксация нового состояния). Эта теория была подтверждена на практике — при проведении тренингов.

В 1946 г. начал работу над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии.

Источник

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино полеanchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Теория «поля» Курта Левина

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название «теория психологического поля».

Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность увеличивались.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Появление временной перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм «Хана садится на камень». В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии). Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря «системе напряжения» и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда «система напряжения» сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Источник

Значение теории «психологического поля» к. левина для современной психологии личности (стр. 1 из 2)

Значение теории «психологического поля» к. левина для современной психологии личности (стр. 1 из 2)

Теория поля Курта Левина шпаргалка. Шпаргалки по истории психологии — Теория поля К. Левина.

”Теория поля” К. Левина.

Вошел в историю науки как автор теории поля. Полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт ( ага — решение, озарение). Человек должен рассматриваться в единстве с психологической ситуацией.

Предполагается, что мы можем понять поведение человека только в его связи с окружающей действительностью. Левин использовал понятие “ жизненное пространство ”, оно охватывает личность и ее физиологическое окружение. Левин утверждал, что, если мы хотим понять поведение человека в конкретной ситуации, нам нужно сосредоточиться именно на ней, на событиях, которые имеют место непосредственно в этот момент. Другими словами, оказывать влияние на поведение может только настоящее.

К. Левин показывает это экспериментально: испытуемые, оставшись в комнате одни в ожидании экспериментатора, т. е. не имея никакой особенной цели, начинали вести себя в соответствии с тем, что “предлагали” им окружающие предметы: листать лежащую на столе книгу, позванивать в стоящий там же колокольчик, подергивать занавеску и т. д. Ситуативно такого рода полевое поведение возникает в жизни каждого, но, будучи стилистической характеристикой, является признаком патологии.

В дальнейшем от поведения индивида К. Левин перешел к проблеме внутригрупповых отношений, при этом группу он также рассматривал как целое, внутри которого действуют особые силы сплочения.

Теория поля к Левина основные понятия. Основные понятия теории поля

Когда мы выводим событие, например локомоцию… из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам :

Теория поля Курта Левина шпаргалка. ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА

Теория немецкого психолога К. Левина (1890–1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. Получив приглашение преподавать психологию в Психологическом институте Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Левин сосредоточивается на изучении личности человека.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. удовлетворению потребности.

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле

Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения.

Свои теоретические взгляды Левин изложил в книгах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936). Эти книги вышли в Соединенных Штатах, где у Левина сложилась новая исследовательская программа, отразившая актуальные социальные запросы. От анализа мотивации поведения индивида, одиноко перемещающегося в своем психологическом пространстве, Левин переходит к исследованию группы, перенося на этот новый объект свои прежние схемы. Он становится инициатором разработки направления, названного «групповой динамикой». Теперь уже группа трактуется как динамическое целое, как особая система, компоненты которой (входящие в группу индивиды) сплачиваются под действием различных сил. Группа может быть охарактеризована как «динамическое целое». Это означает, что изменения в состоянии одной части изменяют состояния любой другой. Степень взаимозависимости членов группы варьирует от несвязной массы к компактному единству.

В США Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии. Таким образом, К. Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в социальной психологии.

Модель окружения

Окружение — это жизненное пространство, где личность вступает в контакт с другими живыми и неживыми объектами, адаптируется к событиям, обстановке. Любой человек интерпретирует любые реальные объекты. Как известно, восприятие человека основано на проекции, то есть на взгляде на объект под преломленным лучом собственного опыта.

Как бы странно это ни звучало, но реальность у каждого своя, она зависит от восприятия. Невозможно встретить двух людей с абсолютно единым взглядом на вещи, так как мир — это сцена индивидуальных проекций.

Более того, окружение формирует личность. Человек, родившийся на знойных берегах Африки, будет обладать одним мышлением, человек из Саратовской области России — другим. Но если россиянин переедет в Африку — он в любом случае изменится и станет другим человеком, с другими потребностями, это неизбежно. Окружение будет определять содержание психики человека, наполнять ее. Человек не может быть «сам по себе».

В модель личности Курт Левин выделил особую сенсомоторную зону, расположенную снаружи, а потребности этой личности находятся внутри нее.

Так, сенсомоторная зона имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.

Первая сторона сенсомоторной зоны — внешняя, иначе говоря, граница, где личность вступает во взаимодействие с другими людьми. Фактически, общаясь с человеком, вы видите только эту оболочку, об остальном знать вы не можете.

Если мы видим человека, который с аппетитом поедает гамбургер, мы думаем — он хочет есть. А на самом деле он находится в сильнейшей тревоге или страхе и заедает их. На этом примере видно, что человек может удовлетворять совершенно другую потребность, не голод, но мы никогда не можем увидеть то, чего хочет человек на самом деле. Как говорил Мартин Хайдеггер:

Мы никогда не узнаем, каков другой человек.

Вторая сторона сенсомоторной зоны — внутренняя — это зона осознания, где человек узнает, чего он хочет, по неким физическим ощущениям, где он «чувствует свои чувства»

Очень важно, чтобы эта граница сохранялась. Ведь тогда человек четко осведомлен о своих реальных потребностях

Теория поля Курта Левина. Значимость теории поля Курта Левина

Теория Левина – одна из тех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески. Человек-пустышка наполнился психологическими потребностями, намерениями, надеждами, притязаниями. Робот превратился в живого человека.

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле

Грубый и скучный материализмуступил место более гуманистическому взгляду на человека. В то время как “объективная” психология проверяла многие свои эмпирические положения на собаках, кошках и крысах, теория Левина вела к исследованию человеческого поведения в более или менее естественной обстановке.

Дети в игре, подростки в групповой активности, рабочие на фабриках, люди, планирующие расход пищи, вот некоторые из естественных жизненных ситуаций, в которых эмпирически проверялись гипотезы, выведенные из теории Левина. Жизненность исследований, убедительность теории поля – неудивительно, что точка зрения Левина стала широко популярной.

сила теории, независимо от ее формальной адекватности или претензии быть математической моделью, оправдывает высокую оценку теории Левина в современной психологии. “Основные представления Левина… изобилуют скрытыми неистощимыми смыслами, и это – гарантия дальнейшего развития” (Heider, 1959, с. 119). Оценка теории поля Хайдером остается валидной и теперь. Левиновская теория человека в среде все еще очень жизненна.

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и других животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.

Эвристи́ческий — происходит от сущ. эвристика, далее из лат. heuristica из др.-греч. εὑρετικός «находчивый», далее из εὑρίσκω «находить, обнаруживать», далее из праиндоевр. *were- «найти». Cвязанный, соотносящийся по значению с существительным эвристика; такой, который помогает находить, обнаруживать что-либо/

Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.

Теория поля

Исходя из теории поля в физике, Курт Левин установил два основных условия для своей теории поля.

В физике поле — это область пространства, в которой есть свойства, которые проявляются в виде физических величин (температура, энергия и т. д.). Левин использовал концепцию «энергетического поля» из физики в своей теории поля, чтобы объяснить факторы окружающей среды, которые играют роль в поведении человека.

По его словам, поведение не зависит от прошлого или будущего. Это на самом деле зависит от всех текущих фактов и событий и от того, как субъект их видит. Факты взаимосвязаны, и они составляют динамическое энергетическое поле, которое он назвал пространством жизни.

Пространство жизни

Жизненное пространство, или поле психологической энергии, является окружением, которые охватывают человек, и их восприятие своей реальности. По сути, это субъективное, личное пространство.

Это как краткое изложение того, как вы смотрите на мир со всеми вашими целями, возможностями, страхами, опытом и ожиданиями. Но эта область также имеет определенные ограничения, которые проистекают из физических и социальных характеристик окружающей среды.

Теория поля Курта Левина изучает наше поведение с точки зрения общей перспективы. Таким образом, мы не заканчиваем анализом, в котором все разделено само по себе. Влияние психологического поля на наше поведение настолько велико, что Левин даже сказал, что если в поле не произойдет никаких изменений, в поведении не будет никаких изменений.

Левин считал, что психология не должна фокусироваться на изучении людей и их окружения, как если бы они были двумя совершенно отдельными частями. Вместо этого он подумал, что мы должны посмотреть, как они влияют друг на друга в реальном времени.

Теория Курта Левина кратко. Курт Левин – отец современной социальной психологии

Левин был в США единственным специалистом по поведению групп. Когда началась Вторая мировая война, ученому было предложено найти способ, как убедить жителей Америки перейти на черный хлеб. И он с этим успешно справился.

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле

Левин после тщательного изучения ситуации пришел к выводу, что от прежних потребительских привычек легче отказываются люди, которых побуждали громко заявлять об этом на многолюдных митингах.

Власти воспользовались предложенным методом — и черный хлеб стал популярным среди жителей страны.

Во время войны психолог был консультантом американского правительства.

В 1944 году Куртом Левином при Массачусетском технологическом институте был основан Центр изучения групповой динамики, которым он руководил до самой смерти.

Построить исследовательский центр для изучения психологии групп было давней мечтой ученого. Цели он преследовал исключительно альтруистические.

Задачу изменения общества в сторону гуманизации психолог намеревался решать, проводя групповые тренинги.

В 1946 году началась работа ученого над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии, которую Карл Роджерс (известный американский психолог) назвал впоследствии самым значительным изобретением века.

В начале 1947 года эти экспериментальные исследования привели к созданию при поддержке правительства Национальной учебной лаборатории в городе Бетеле, что в штате Мэн.

Теория и экспериментальные данные

Теория поля Изображение 1

Теория поля Изображение 2

Согласно теории поля, жизнь человека состоит из множества различных пространств. Изображение 1 представляет собой пример общего поля или окружающей среды. Изображение 2 показывает человек, и цель у них есть. Это изображение показывает, что есть силы, толкающие человека к своей цели. Пунктирная линия все нужно пройти, чтобы достичь своей цели, и как нужно пройти через множество различных пространств. Физические лица могут иметь ту же цель, но поле, чтобы получить там могут быть разные. СВОЮ поле может быть скорректирована, чтобы получить больше всего в жизни. Некоторые поля могут быть удалены, а некоторые добавляют, все в зависимости от определенных событий, которые происходят в жизни людей.

Каждая часть общего поля должны рассматриваться как имеющие возможное значение и важность. Это должно быть сделано независимо от того, насколько бессмысленно или не важна часть поля может показаться, что все равно должны быть учтены

Потребности и то, как мы их реализуем

Потребности человека определяют его поведение. Человек может говорить и думать о себе что угодно, но он будет автоматически действовать исходя из потребностей. В схеме Курта Левина потребности находятся внутри внешней границы, их можно представить в виде «кружков», наполняющих энергетику человека. Например, потребностью является необходимость обрести любимого человека. Индивид может даже отрицать это, но действовать будет по инерции — путешествовать в поисках новых людей, смотреть фильмы про любовь, «случайно» обсуждать это.

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле

Личность — это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.

Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.

Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, — совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.

Основные принципы

Жизненное пространство

Среда

В то время как каждая часть может рассматриваться как отдельный объект, наблюдать совокупность ситуации необходимо принять все входы во внимание.

Человек

Левин применил термин человека тремя различными способами.

«Себя сам может рассматриваться как восприятие человека его отношений к окружающей среде он воспринимает.»

Развитие человека неизбежно влияет на жизненное пространство. Как человек претерпевает изменения с их телом или их образом самих изменений, это может привести к нестабильности в регионе жизненного пространства. Кроме того, нестабильность в психологической среде или жизненного пространства может привести к неустойчивости человека.

Поведение

Любое изменение в жизни пространство с учетом психологических законов. Соответственно, действие человека (Р) или изменений в окружающей среде (E) в результате упомянутого действие, можно считать поведение (В). Такое поведение может сделать большие или малые влияния на совокупность жизненного пространства

Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле Что такое левино поле. Смотреть фото Что такое левино поле. Смотреть картинку Что такое левино поле. Картинка про Что такое левино поле. Фото Что такое левино поле

Почему человек ведет себя неадекватно или заболевает?

Потребности, граничащие с «оболочкой», осознаются, а центральные не осознаются. У тех потребностей, которые не осознаются, заряд сильнее, они больше беспокоят человека — поэтому он испытывает непонятную тревогу.

С потребностью всегда связан комплекс чувств. Если вы сталкиваетесь с агрессией, обвинением, осуждением в адрес вашей потребности, то в какой-то момент вы предпочтете не чувствовать ее. Потребности перестают осознаваться, чтобы человек смог избежать чувства вины, страха, стыда со стороны окружения. Потребность теряет контакт с сенсомоторной зоной и уходит в центр. Человек получает облегчение, он выдыхает, но потребность остается неудовлетворенной, и от этого система будет в состоянии напряжения. Возбуждение есть, но в связи с чем, человек не осознает. В таком случае существуют два способа реализовать эту потребность.

Диффузная («кривая») реализация. Для нее характерен истеричный смех, плач, крик, происходящий непонятно в связи с чем. Женщина хочет внимания, но не говорит об этом, вместо этого плачет или кричит — в этом случае потребность также удовлетворена, но не напрямую. Тем не менее ей становится легче.
Формирование болезни. Например, вместо того чтобы защищать свои границы от нападок других людей или нарушения личного пространства, человек начинает страдать ожирением, астмой или нейродермитом

Любой симптом является способом реализовать потребность, это способ вступить в контакт с другими людьми по самой важной потребности (которую, подчеркну, личность или отрицает, или не осознает). В этом смысле человек может быть «спокоен», потому что в любом случае потребность будет реализована

Если не прямым способом, то через симптом. А заболев определенным недугом, человек покажет, чего хочет.

Мы всегда сосредоточены на чем-то главном.

Многие потребности актуализированы в одно и то же время, поэтому они стоят в определенной очереди.

Но существует принцип прегнантности — фигурой может в настоящий момент являться только одна потребность, самая возбужденная.

Таким образом, мир обладает целостностью — полем. Люди не самостоятельны, они частицы заряженного поля. Если человек попадает в какое-то окружение, оно обязательно повлияет на него так или иначе, произойдут некие изменения. Человек — открытая энергетически система, которая реагирует на явления внешней среды. По «Теории поля» личность фактически не может самостоятельно делать полноценный выбор в жизни, она очень зависима от среды. Поэтому в любой оригинальности мы видим элементы повторяемости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *