Что такое лееринг в музыке
Что такое лееринг?
Лееринг (Лейринг, Layering ) — музыкальный эффект, обозначающий насыщение аудио-материала с помощью слоев характерными звуками.
Косвенно к данному термину можно обозначить еще Overproduction — чрезмерное использование звуковых эффектов, слоев или манипуляций в производстве музыки. Не всегда ясно, что критики называют «леерингом», но есть, по крайней мере, несколько общих применений термина:
Все три значения разделяют идею о том, что композитор или миксинг-инженер сделал «ненужные» дополнения в процессе производства, что непосредственно сказалось на качестве музыки. У критиков и продюсеров мало консенсуса относительно того, когда использование техники становится чрезмерным. По этой причине некоторые производители считают термин бесполезным, запутанным и субъективным.
На сегодняшний день использование выражения «лееринг» обозначает насыщение материала с помощью дополнительных дорожек (без изменений мелодической составляющей) одно характерными инструментами/звуками/синтезаторами. При грамотном овладении, можно получить плотный насыщенный материал. Применяется, чаще всего, в танцевальных динамических стилях.
Лееринг баса можно объяснить простым примером: в Deep House основную бас-партию (идущую преимущественно в моно-канале) можно уплотнить двумя дополнительными дорожками, которые помещаются (частично или полностью) в левый и правый каналы, и затем проводится сведение проекта, дабы устранить частотные конфликты между бочкой и тремя низкочастотными слоями.
Лееринг синтезаторов может иметь более глобальные масштабы в 5, а то и 7 звуковых слоев. Их необходимо детально чистить эквалайзером и прочими методами для получения сочных партий.
Лееринг звука в Ableton Live
Один из приёмов для создания интересных тембров и удивительных многослойных текстур
Благодаря современным технологиям, процесс создания музыки давно эволюционировал из простого сведения нескольких дорожек в создание многослойных полотен из звуков и уже последующее переплетение их между собой.
Что такое лееринг
В большинстве треков, которые ты слышишь на радио, ТВ или в сети, бас — не просто один бас, а 2-3 партии, крепко сбитые между собой; бочка — эдакий «франкенштейн» из низко-, средне- и даже высокочастотных звуков, а звук, который ты слышишь как один сочный синтезаторный лид, может быть составлен из 3-х или более совершенно различных источников.
Собственно, лееринг (layer с английского переводится как слой) — это компоновка одного богатого тембрально звука из нескольких источников.
Принцип объединения нескольких дорожек может напомнить уже знакомый нам даблтрек, но только на первый взгляд. Даблтреком мы дублируем один источник, а леерингом, наоборот, сводим разные звуки в один
Для чего лееринг используется
В саундпродакшне ничего не делается «просто так». У каждого приёма есть конкретная цель, и лееринг — не исключение. Обычно с его помощью решаются следующие задачи:
Хорошо, с целями разобрались. Теперь рассмотрим с помощью каких средств реализуется лееринг на практике.
Реализация лееринга в Ableton Live
Я буду говорить про варианты реализации в Ableton Live, но их общие принципы можно перенести в любую DAW, с которой ты работаешь.
Live предоставляет большой выбор инструментов для лееринга, но следует понимать, что при выборе нужно в первую очередь исходить из стоящей перед тобой задачи.
Лееринг аудиодорожек (антипаттерн)
Я несколько раз встречал такой подход: партию синтезатора сохраняют в аудио, затем меняют параметры этого синтезатора, эффектов обработки, снова сохраняют партию в аудио. И так нужное количество раз. Далее полученный аудиоматериал компонуется в группу, обрабатывается и в итоге звук группы сохраняется в общий аудиофайл.
Буду краток — просто забудь этот способ. Да, это тоже лееринг, но совершенно не гибкий, одноразовый его вариант без каких либо преимуществ. Единственное оправдание для использования такого способа вижу лишь в слабом железе компьютера.
Лееринг в мультисемплере
Помнишь я описывал функционал вкладки Zone мультисемплера Sampler Ableton Live?
В силу ряда причин (например, общие фильтры, LFO и обработка всех семплов), лееринг с помощью мультисемплера сложно назвать полноценным. Но в качестве одного из вариантов работы по созданию многомерных текстур его возможностей может быть предостаточно. Рекомендую поэкспериментировать.
Лееринг в Drum Rack
Вот это уже решение по-серьёзнее. Для реализации, допустим, лееринга бочки загружаем в слоты драм-река семплы, из которых будем компоновать нашу супербочку и по-отдельности обрабатываем их. Получилось что-то вроде этого:
Теперь, для того, чтобы все наши компоненты запускались одной midi-ноткой, устанавливаем им всем запуск по C2:
Это позволит нам не захламлять пианоролл и продолжить таким же способом леерить в этом же драмреке, например, snare. А когда звуки бочки и рабочего будут нас полностью устраивать, просто набросать в этот же рек томы, хеты и тарелки.
Лееринг в Instrument Rack
Этот способ очень похож на лееринг в драмреке, но Instrument Rack предоставляет гораздо больше возможностей для гибкого управления, поэтому его целесообразнее использовать для баса и синтезаторных партий.
Не думаю что нужно подробно описывать принцип, скажу лишь, что настройка и автоматизация одного только параметра Chain Selector способна творить настоящие чудеса.
Лееринг с помощью midi-роутинга
Я уже приводил пример роутинга midi-сигналов в Ableton Live, поэтому принцип данного способа тебе тоже должен быть предельно ясен: одним midi-клипом мы посредством маршрутизации можем управлять нужным количеством midi-дорожек. Что размещать в управляемых дорожках — решать только тебе. Это могут быть как стандартные синтезаторы и семплеры Live, так и любые VST-инструменты.
На этом, пожалуй, и остановлюсь. Перечисленных способов более, чем достаточно чтобы сделать звук плотнее и интереснее.
Эй, чувак! А где разжёванные примеры лееринга?
Если ты в числе тех, кто ожидал увидеть разбор конкретных примеров — сорян, дружище, их не будет. Лееринг — не точная наука, здесь нет правил и аксиом.
8 подсказок лееринга!
В поисках более богатых и «сочных» треков, вы скорее всего наталкивались на такой метод как «лееринг». По сути, это основной принцип объединения двух и более дорожек в единый слой, что позволяет создать плотное звучание партии. Идея, в значительной степени, такая же старая, как и сама музыка. Представьте себе сольного исполнителя и большой хор. Кто будет массивнее, плотнее и громче?
Опасность заключается в том, что такие слои сложно смешивать, имея базовые знания техник сведения проекта. Частотные конфликты и резонансы могут легко загрязнить микс, особенно в низких и средних частотах.
Эти короткие и полезные советы должны помочь избежать основных проблем. Складирование звука заключается не только в том, чтобы получить массивный звук, но и для того, чтобы окрасить и внести насыщенность в конкретную часть. Будьте готовы выбросить или заменить ненужные звуки, если они препятствуют качественному результату.
Моно против стерео
Растворится в ширине микса очень легко, но обязательно необходимо отслеживать как звучит это в моно. Суммируйте любым стандартным модулем и проследите конфликты. Если партии конфликтуют между собой, тогда необходимо устранить дефекты со второплановых партий, поддерживающих основной слой.
Меньше — больше
Постарайтесь свести к минимуму количество слоев, которые вы объединяете вместе. Мы не говорим, что вы никогда не должны складывать пять дорожек, но обязательно нужно регулировать панораму, баланс и прочие детали. Если один слой может заменить два других безликих, то возможно их нет смысла использовать в проекте.
См. также: Бесплатный Glitch (глитч) VST плагин
Разбавьте сухим
Многие современные коммерческие пакеты содержат готовые сочные звуки, чтобы создать у покупателя этого продукта «вау» эффект. Такое звучание впечатляет, но при использовании их в проекте, придется достаточно сильно обрабатывать, для того, чтобы вписать в проект. Храните папку с тонкими семплами и слоями (старые хип-хоп лупы, драм-машины и пресеты) для конкретных задач.
Использование фильтров
Анализ
Если вы создаете плотную бочку из двух и более слоев, будьте осторожны анализируя конечный сигнал. В этом будут полезны современные анализаторы и осцилоскопы, работающие в режиме реального времени, такие как s(M)exoscope и WaveShaper CM.
См. также: 5 VST анализаторов, которые будут полезны каждому музыканту
Идеальная подача
Когда дорожки звучат вместе (особенно барабаны), привыкайте к экспортированию отдельных дорожек. Часто необходимо регулировать каналы и редактировать их дополнительно. При отправлении проекта на сведение, обязательно важно разбивать слои на отдельные каналы.
Разделение библиотек
См. также: Лучшие новые звуковые карты 2017-го года!
Планируйте свое время
Лееринг может быть сложной задачей, потому сохраните выделенные пресеты и шаблоны для целенаправленных сессий. Вы можете подготовить каналы, возвраты и группы. Не забудьте экспортировать свои демо-записи для последующего использования.
Об авторе: mix-master
Частичное или полное копирование любых материалов сайта возможно только с указанием ссылки на первоисточник.
Что такое лееринг, как и где применяется
Лееринг — это наслоение, смешивание двух и больше звуков для образования нового. Обычно 2-4. Звуки подмешиваются для получения жирного, насыщенного звука или лучше читаемого.
Лееринг применяется в аранжировках, при создании композиций,а также в саунд-дизайне при создании уникальных фоли-звуков.
Рассмотрим примеры лееринга
Лееринг по частоте — это когда подмешивается:
Можно увидеть, что лееринг — это способ создания уникального тембра путем смешивания красок. Цель — не только обогащение тембра, но и увеличить читаемость трека или музыкальной партии.
Другой вариант подмешивания — это смешивания атаки и тела звука.
Например, у одного звука хороший жирный звук, но не хватает атаки. Подмешиваем ему звук с атакой.
Лееринг по панораме
Например, первый звук узкий,а второй звук широкий. Например. Lead + Piano или Pad + Скрипка + хор. Допустим вы хотите расширить панорама, но не за счет стереоэнкансера, а за счет добавления звука с широкой панорамой.
Думаю, что принцип понятен и лееринг часто применяется интуитивно в процессе творческого поиска нужного звучания трека.
Лееринг фоли звуков
Семь правил лереинга
Подытожим: лееринг можно делать практически для всех инструментов в треке, если в этом есть необходимость: Бочка, клеп, малый барабан и так далее.
Принцип такой, что один звук составляет тело. Другой подчеркивает атаку. А если нужно добавить хвост, то можно использовать и третий звук. Таким образом насыщается аудио-материал с помощью слоев.
Способы улучшения звучания инструментов используя технологию Layering
Статью попросил запостить хабрапользователь istinspring т.к. у него не хватает кармы. Если вам понравилась статья, не забудьте его плюсануть, он ещё много таких написать может.
В этой “пилотной” статье постараюсь как можно доступнее изложить основную концепцию, и приведу пару mp3 фрагментов в качестве примеров. Если эта тема окажется интересной, вполне возможно опишу некоторые моменты более детально.
Я думаю многие замечали, что инструменты в миксе звучат не так как хотелось бы. Вроде бы все то, но звук какой-то вялый, неяркий, как будто чего-то не хватает. В то время как на “фирменных” записях даже синусоида звучит “жирно”. На самом деле для этого есть множество причин, но остановимся на мой взгляд на самой главной.
Дело в том, что в современной электронной музыке применяют такой прием как Layering. Т.е. наслоение. Другими словами каждый инструмент создается послойно, позволяя получить уникальный тембр с огромным потенциалом для различных вариаций и экспериментов.
What is layering in music? Что такое лэеринг в музыке?
layering is when you add more and more layers of different instruments on top of each other, creating a more tonal, diminished sound.
Лэеринг это когда ты добавляешь все больше и больше слоев разных инструментов друг на друга, создавая более тональный, пространственный звук.
Знакомьтесь, это SoleeTomC – сэмпл со сложной судьбой, был вырезан из какого-то техно-трека году в 2006 и долгое время лежал практически без дела, пока его потенциал не был раскрыт и переосмыслен. Я подстроил его ровно под ноту C (до) и стал составлять драм-лупы играя этим сэмплом как бы простейшие мелодии. Технически это классический 808Tom (звук драм-машины Roland TR808).
Вообщем-то сэмпл очень хороший, звучит интересно, но чего-то явно не хватает и в миксе он будет звучать тускло. И как бы вы не тянули частоты эквалайзером ничего не получится – их просто нет и нарастать будет разве что обычный шум и грязь.
На спектральном анализаторе он выглядит следующим образом:
Вспомнив о лэеренге можно сделать так: клонируем инструмент и поднимем его тон на октаву выше, немного понизив громкость и (используя ADSR envelope) оставить от него одну атаку. О! Уже лучше. Появилась ярко выраженная дополнительная гармоника + небольшой приятный диссонанс.
Это ADSR envelope
А так итоговый сигнал выглядит в спектральном анализаторе Voxengo SPAN (очень хороший и бесплатный)
Как видите появилась еще одна гармоника, заодно закрыв «дыру» в районе 400Гц.
Но опять же хочется большего. Да, я думаю не хватает щепотки “теплого аналогового” шума, который так любим ценителями теплого лампового звука! В ход пошел снэр (snare — звонкий ударник), обрезав у него все что ниже 6к герц, прибрав высокие частоты, я сделал его коротким (регулируя ADSR envelope, еще говорят «выделил атаку») получил своеобразный “грязный” щелчок. Что добавило в итоговый сигнал немного высоких частот, благодаря чему, вероятно, в миксе улучшится читаемость инструмента.
Т.к. Снэр инструмент (как правило) атональный (другими словами не имеющий какого-то конкретно выраженного тона) можно немного поиграть питчем изменяя его характеристики во время игры лупа, сделав его более “живым” на слух (как, например, в инструментальной музыке — каждый щипок струны порождает немного разный звук)
FL Studio предоставляет очень удобные возможности для роутинга звуковых дорожек и работы с треками, говорят (и я с этим абсолютно согласен) что микшер FL студио один из самых удобных (если сравнивать, например с Cubase).
В итоге у нас получился вот такой вот луп. В начале играет просто SoleeTomC, затем он же с дополнительной октавой, затем с шумом. В конце идет пара тактов итогового лупа.
Посидев несколько часов получил что-то такое: Track
Таким образом наслаивая на инструменты различные слои мы заполняем пустоты в миксе, обогащаем инструменты дополнительными гармониками, и создаем новое, уникальное звучание которое, к тому же, весьма легко трансформировать и изменять по ходу трека.
По такому же принципу «наслаивания» можно облагородить любой инструмент/сэмпл – бочку, бас, ризы и т.д.
Создавать интересные эффекты, новые звуки. Например – чтобы придать бочке “пространство” можно подмешать к ней щелчок обработанный реверберацией. Простор для деятельности и свободный полет фантазии.
Кстати говоря, несколько дней назад запустили наконец-то в продакшн новый сайт цифрового drum-n-bass лэйбла Tamrecords, совместно с Женей Bes’ом переписали все на python/django, но это уже совсем другая история. =)