Что такое ламбдацизм в логопедии
Нарушения звука «л»
В этой статье мы рассмотри одно из самых распространенных нарушений звукопроизношения – дефект звука «л».
Звук «л» довольно сложный в произношении, поэтому появляется обычно в речи детей к 4-5 годам. Для того, чтобы его правильно произнести необходимы следующие движения мышц губ и языка: рот приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, язык по форме напоминает седло (средняя часть спинки языка опущена, а задняя часть спинки языка поднята), выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.
Недостаток звука «л» в детском возрасте встречается часто и в самых разнообразных формах. Причинами могут быть нарушения подвижности языка, повышенный или вялый тонус мышц (вследствие чего ребенку трудно поднять и удерживать язык за зубами), нарушения прикуса (особенно когда между зубами щель и нет возможности правильно поставить язык).
Различают две основные группы нарушений этого звука:
1) Звук «л» совсем не произносится или произносится неправильно – научное название этих расстройств «ламбдацизм».
Бывают следующие варианты искажений звука «л»:
· Полное отсутствие звука – Пример: лак – ак, ложка – ожка.
· Межзубное произнесение – кончик языка просовывается между зубами.
· Задненебное (глухое) произнесение, похожее на звуки г,х – Пример: лак – гхак, ложка – гхожка.
· Носовое произнесение – как при насморке, но это нарушение встречается довольно редко.
2) Звук «л» заменяется другими звуками нашего алфавита – научное название таких замен – «параламбдацизм».
Звук «л» может иметь следующие звуки-заменители:
· й – Пример: лампа – йампа, голова – гойова.
· и – Пример: лак – иак, молоко – моиоко.
· ль – Пример: лук – люк, пол – поль.
· Р – Пример: лопата – ропата.
· Н – Пример: лось – нось.
Для маленьких детей (до 5 лет) характерна замена сложных звуков на более простые. Однако по мере взросления правильный твердый «л» не всегда появляется, и тогда его необходимо формировать на логопедических занятиях. Оптимальное время начала занятий с детьми по исправлению нарушений звукопроизношения – 5.5-5 лет. В этом возрасте ребенок уже может с помощью произвольного контроля активно заниматься, а благодаря пластичной психике новый навык правильной речи быстро закрепляется.
Исправление звука «Л» у взрослых
В том случае, если по каким-либо причинам правильный звук «л» в детском возрасте не был сформирован, то этот дефект мы можем наблюдать в речи подростков и взрослых. Практика логопедической работы показывает, что исправление дефекта произношения звука «л» у взрослого человека проходит значительно проще, чем у ребенка. Если есть нарушения тонуса мышц, то потребуется большее количество занятий. В процессе работы логопед подбирает специальную программу упражнений для каждого человека (в т. ч. приемы логопедического массажа, если это необходимо), которые помогут сформировать правильную речь.
Ежедневно с 10:00 до 21:00
«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор
«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет
Ламбдацизм
Ламбдацизм – это фонетическое нарушение, выражающееся в ненормативном произношении [Л] и [Л’]. Проявляется искажением (межзубным, носовым, двугубным, губно-зубным) или отсутствием названных речевых звуков. Встречается в структуре дислалии, дизартрического синдрома, ринолалии. Дефектное звукопроизношение выявляется при речевом обследовании. Логопедическая коррекция ламбдацизма проводится с использованием артикуляционной гимнастики, логомассажа, дифференцированных приемов звукопостановки, специальных упражнений на автоматизацию вызванного звука.
Ламбдацизм
Мягкий сонор [Л’] появляется в речи ребенка на втором-третьем году жизни, твердый [Л] – в 5-6 лет, что связано с более сложной артикуляцией, требующей сильных мышц кончика языка и его верхнего подъема. При отсутствии либо искаженном произнесении фонемы диагностируется ламбдацизм, при ее заменах другими звуками речи – параламбдацизм. Наряду с сигматизмами и ротацизмами, дефекты произношения [Л-Л’] относятся к наиболее частотным звуковым искажениям среди дошкольников с речевыми нарушениями (от 10% при дислалии до 46,7% при стертой дизартрии).
Причины ламбдацизма
Недостатки произношения [Л-Л’] характерны для детей, страдающих функциональной и механической дислалией, дизартрическими расстройствами, открытой ринолалией. К ламбдацизму могут приводить органические дефекты периферических речевых органов, нарушение мышечной иннервации, функциональная недостаточность звукопроизношения:
Фонетическая характеристика звуков [Л] и [Л’]
Звук [Л] – согласный, смычно-проходной, ротовой, переднеязычный. При его артикуляции губы принимают положение полуулыбки, зубы размыкаются. Язык седловидно изогнут, узким кончиком упирается в основание верхних резцов. Края языка образуют щель с боковыми зубами, через которую выходит воздух. Голосовые складки сближены и производят вибрацию, образуя голос. Это единственная фонема в русском языке, которая произносится узким языком.
При произнесении [Л’] кончик языка поднят к альвеолам и более напряжен. Передне-средние отделы спинки языка сближены с небом, давая смягчение (палатализацию).
Виды ламбдацизма
Твердый [Л] артикуляторно наиболее сложен, поэтому нарушается намного чаще, чем его мягкая пара. В логопедии описаны следующие разновидности ламбдацизма:
Кроме перечисленных видов ламбдацизма, сонор [Л] может полностью отсутствовать в речи. Также встречается нижний вариант произношения, при котором кончик языка не поднимается вверх. В последнем случае звук не искажается, поэтому такое нарушение может не подвергаться коррекции. К параламбдацизмам относятся замены [Л] на [Ы], [У], [В], [J], [Р].
Диагностика
Задача определения причин и вида ламбдацизма реализуется в ходе логопедической диагностики. При необходимости уточнения медицинских аспектов патологии назначаются консультации детского стоматолога, челюстно-лицевого хирурга, невролога, отоларинголога. Для изучения речевого статуса осуществляется:
Коррекция
Медицинская помощь
Участие медицинских специалистов может потребоваться при ламбдацизме, обусловленном стоматологическими проблемами, неврологическими патологиями (ДЦП), тугоухостью. Так, при укороченной уздечке в некоторых случаях необходимо предварительное проведение френулопластики, при расщелине неба – уранопластики. Снижение слуха требует адекватного подбора слухового аппарата. В случае нарушения мышечной иннервации логопедической работе предшествует комплекс медикаментозного, физиотерапевтического лечения, массажа.
Логопедическая помощь
Прежде чем приступить к постановке нормативного звукопроизношения, проводится подготовительная работа по формированию правильной артикуляционной позы, развитию фонематического слуха. На первом этапе коррекции ламбдацизма используются следующие логопедические приемы:
К звукопостановке приступают после завершения подготовительного этапа. При различных формах ламбдацизма используют дифференцированные способы и приемы: по подражанию, на основе базовых звуков, с помощью постановочных зондов.
Как только звук [Л] будет получен, переходят к его закреплению в слогах (прямых, обратных, с сочетанием согласных), словах, чистоговорках, рассказах. Этап дифференциации необходим только в случаях параламбдацизма. Длительность коррекционно-логопедических занятий зависит от причины и механизма ламбдацизма, наличия других фонетических дефектов, нуждающихся в исправлении.
Постановка звуков [Л] и [Ль]
Успешная социализация детей невозможна без правильной и чистой речи. Часто возникают проблемы с произношением, которые можно исправить только с помощью логопеда.
Одним из трудных звуков позднего онтогенеза, который начинает произносить ребенок, является [Л]. Коррекционной работой следует заниматься сразу же, как только замечено искажение в речи ребенка. Постановка звука Л проводится с помощью определенных логопедических упражнений, которые мы и рассмотрим в этой статье.
Артикуляция звука [Л]
Постановка звука [Л] начинается с артикуляции, т.е. должно быть выработано правильное положение органов артикуляционного аппарата.
Что такое ламбдацизм
Если ребенок неправильно произносит твердый или мягкий звук [Л`], то в логопедии для таких случаев предусмотрен термин – ламбдацизм.
Ламбдацизм представляет собой неправильное произношение звука [Л] и [Ль]. При этом речь идет не только об искаженном звучании, но и о самом пропуске фонемы.
Ламбдацизм бывает нескольких видов:
Параламбдацизмы
Более многочисленными являются случаи параламбдацизма в виде замен его кратким гласным [ы], фрикативным [г] (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким [л], [j]. Кроме того, звук [л] заменяется звуками [у], [в], [д], [н], [з], [р], [л¢].
Замена звука [л] звуком [ы]. При этом виде неправильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребёнок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но всё мышке быыо маыо».
Замена звука [л] звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподняться. Речь ребёнка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка eгa сыр и саго, но всё мышке быго маго».
Замена звука [л] звуком [j]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребёнок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но всё мышке быё мае».
Замена звука [л] звуком [у]. При нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребёнок произносит звук [л], потому что, вытягивая звуки вперед, как при звуке [у], он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребёнку протянуть звук [л], будет легче заметить движение его губ. Если придержать пальцами ребёнка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легче убедиться в том, что он совсем не может произнести звук [л]. При этой замене речь ребёнка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но всё мышке быуо мауо».
Этот недостаток, если его не исправлять, часто остаётся на всю жизнь.
Замена звука [л] звуком [в]. При такой замене язык не принимает участие в артикуляции, нижняя губа двигается к верхним резцам. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука [л]. «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но всё мышке быво маво»
У некоторых детей с дизартрией его получается поставить и автоматизировать только к шести годам. И, чтобы предотвратить столь позднее правильное формирование звука [л] и [ль] предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по теме: «Дизартрия: диагностика и применение инновационных методик коррекции».
Вы научитесь использовать специальный комплекс логопедических упражнений и грамотно выстраивать этапы коррекционной работы, а также узнаете алгоритм обследования звукопроизношения и других компонентов сенсомоторного уровня при стертой дизартрии. Подробнее.
Каков ы причины неправильного произношения звука [Л]
Неправильное произношение звука [л] у детей может быть следствием следующих причин:
Артикуляционная гимнастика для постановки [Л]
Постановка звука [л] проходит поэтапно. Перед основным комплексом занятий проводится артикуляционная гимнастика, которая улучшает работу органов артикуляционного аппарата.
Используются следующие упражнения (проводятся каждый день по 2 раза – продолжительность ≈ 5 секунд):
Продолжительность подобных тренировок – не менее 2 недель (при необходимости можно продлить до 1 месяца). Это важный подготовительный этап, который предшествует логопедическим упражнениям, которые назначил специалист.
Постановка звука Л
Если ребенок пока вообще никак не произносит звук [л], то поставить его можно будет намного проще, чем исправление уже неправильного произношения этого звука.
Постановка твердого [л] возможна по подражанию. Особенность данного метода в том, что взрослый (родитель или логопед) сам показывает правильное расположение артикуляционных органов при произношении [л]. Делать это нужно перед большим зеркалом – взрослый садится перед ним вместе с ребенком, после чего он наглядно показывает, какое положение занимают губы, язык и другие органы артикуляционного аппарата при произношении [л].
Этот способ самый простой для обучающего, но, к сожалению, не самый простой для ребёнка, т.к. получить звук [л] таким образом получается не часто, но попробовать стоит.
Основная трудность в постановке звука [л] по подражанию заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки.
Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Чаще используется постановки звука [л] по подражанию и смешанный.
Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы:
Такие способы постановки оказываются весьма эффективными, но только в том случае, если ребенок не слишком маленький и он может правильно повторять за взрослым.
Если у вас возникает вопрос, как распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения. То приглашаем вас принять участие в практическом интенсиве «Секреты коррекции звукопроизношения».
Вы научитесь правильно вызывать звуки раннего онтогенеза у неговорящих детей и освоите постановку звуков с помощью логопедических зондов.
Вы получите 5 видеолекций от 4 топовых экспертов: Ткаченко Т.А., Белик А.Э., Маюрова Г.М. и Пузикова О.Ю.
Другие способы постановки звука [Л]
1. Постановка [л] механическим способом. Механический способ постановки – это распространенный метод, используемый в логопедической практике;
Используя в качестве базового звука мягкий [ль] попросить ребенка несколько раз повторить слог [ля], затем с помощью зонда нажать на среднюю часть спинки языка вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание [ля]. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].
2. При замене звука [л] на [л’] рекомендуется постановка [л] от [ы], т.к. в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней его части, а не в задней;
В случаях неуспеха можно использовать следующие приемы: механическая помощь – двумя пальцами указательным и безымянным провести легкий нажим на шею так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти. Предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Важно обратить внимание на возникающие кинестетические ощущения от подъема корня языка.
3. При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним зубам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поджимать;
Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.
4. При замене [л] на [у] прежде всего нужно довести до ребенка, что губы не должны двигаться;
Для этого предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога [ла]. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание на ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден – он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед!» Ребенок легко выполняет знакомое ему движение. «А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затруднит ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты им сказал, что они должны делать». Упражнение повторяется несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык» (Логопед поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает, губы все время находятся в положении улыбки). «Сделай и ты так».
5. При замене [л] на [в] необходимо затормозить движения нижней губы;
Для этого ребенка учат сначала опускать её, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от З до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяются несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь, то опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.
6. При замене [л] на [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов;
Ребенку показывают в чем ошибка его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Логопед говорит: «скажи ла, ла, ла (ребенок произносит «га, га, га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи [ы], но не опускай язык, а подержи за зубами вот так».
7. При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ;
Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем во втором случае.
8. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка.
Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н. ). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.
В процессе работы логопед может использовать логопедические зонды или другие подручные материалы (зондозаменители), подходящие для этих целей. Но важно следить за стерильностью этих предметов.
Что такое ламбдацизм в логопедии
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Статья:
Помимо вышеописанных, в логопедической литературе выделяют нарушения смягчения и озвончения звуков.
В произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения. Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными глухими; б) недостаточное озвончение; в) недостаточное оглушение. Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме. Исследователи отмечают, что оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными твердыми звуками; б) излишнее смягчение в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
Рассмотрев логопедическую классификацию нарушения звукопроизношения, необходимо сказать также, что у разных детей неправильное произношение может то касаться только одной группы звуков (звонких, задненёбных или свистящих и др.), и тогда оно носит название простого, частичного, мономорфного дефекта звукопроизношения, то охватывать многие группы звуков (одновременно один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и дефектами озвончения и т.п.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным (Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, 2002).
Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи. Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения.
Многие авторы отмечают, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют (Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, 2002, с.97). Аналогичные явления отмечаются в работах О.В. Правдиной (1973), К.П. Беккера, М. Совака (1981), М.Е. Хватцева (1996) и др. Эти данные свидетельствуют о том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности.
О.В. Правдина (1973) выделяет три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука. Выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А.Н. Гвоздевым (1961). Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться.
В то же время Р.М. Боскис (1988, с.30) пишет: «Слуховой анализатор, в отличие от других анализаторов, играет решающую роль в развитии и функционировании звуковой речи. Поэтому наиболее характерные специфические отклонения в развитии ребенка с дефектом слухового анализатора связаны с особенностями его речевого развития». Автор указывает, что важно иметь в виду также и то, что слух и речь очень тесно между собой связаны. Не только поражение слуха приводит к отклонениям в развитии звуковой речи, но и функционирование слухового анализатора находится в теснейшей зависимости от уровня развития речи. Чем богаче речь, тем легче пользоваться неполноценным слуховым анализатором для ее восприятия.
Как пишут Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская (2002, с.491), «слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот. Кроме этого, у детей наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений (полная невозможность восприятия на слух звуков или восприятие не всех их формант)».
Л.В. Нейман (1961) и Л.Г. Парамонова (1981) также приводят данные о нарушении звукопроизношения у слабослышащих школьников. Ими отмечается, что особенно нарушено звукопроизношение у слабослышащих учащихся II отделения, причем не только согласных, но даже и гласных звуков. Однако и в I отделении школ слабослышащих, дефекты звукопроизношения имеются даже в старших классах. Как и у слабослышащих II отделения, здесь преобладают случаи полиморфного нарушения звукопроизношения, охватывающего многие фонетические группы звуков (в среднем на каждого ученика приходится по 11 дефектно произносимых звуков). Даже у слабослышащих I отделения страдает произношение не только артикуляторно сложных, но также и сравнительно артикуляторно простых согласных (губных, губно-зубных, переднеязычных т, д, н и др.). В основе их нарушений лежит неполноценность работы не только речеслухового, но одновременно и речедвигательного анализатора.
То есть, как видно, все авторы указывают, что формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора. Не имея возможности воспринять тот или иной звук речи на слух или отдифференцировать его от сходных звуков, ребенок не может самостоятельно овладеть и правильной его артикуляцией. У слабослышащих детей могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловливать у них дефектное произношение звуков.
Таким образом, можно выделить три основные формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих школьников.
1. При недостаточности сенсорного отдела речевого аппарата, т.е. неполноценной деятельности слухового анализатоpa, характерны замены одних звуков речи другими («суба» вместо шуба). Реже, чем замены, наблюдается искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации от других звуков или с полной невозможностью восприятия их на слух из-за парциального выпадения соответствующих звуковых частот. Отклонений от нормы в строении или функционировании моторного отдела речевого аппарата при сенсорных формах нарушения звукопроизношения обычно не наблюдается. Звуковые замены, имеющиеся в устной речи ребенка, обычно отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен. В младших классах школ слабослышащих такие формы нарушений звукопроизношения обычно выступают на первый план.
2. Вследствие недостаточности моторного отдела речевого аппарата, т.е. отклонений от нормы в строении или функционировании артикуляторных органов, нарушения выражаются обычно в искаженном звучании звуков (картавое р, межзубное или боковое с и пр.).
В то же время Л.Г. Парамонова (1981, с.6) пишет, что «у слабослышащих детей преобладающими являются смешанные формы нарушений звукопроизношения».
Причиной, затрудняющей обучение позднооглохшего ребенка письму и вызывающей эти нарушения Л.В. Коршунова считает особые условия деятельности слухового анализатора. Слуховые представления слов не подкрепляются реальными слуховыми восприятиями. Это обстоятельство приводит к изменению характеристики слуховых представлений речи, обуславливает своеобразие аналитической деятельности в процессе письма.
Таким образом, для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. А от качества фонетического оформления речи слабослышащего ребенка, как отмечает Ф.Ф. Рау (1981), зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она может служить базой владения языком, выполнять роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь ребенка с нарушением слуха была фонетически внятной. Но для подлинного развития устной речи, и в частности ее фонетико-фонематической стороны у слабослышащего необходимо его специальное обучение. Практикой уже давно доказано, что в результате обучения дети с нарушением слуха способны усвоить словесную речь не только в более доступном им письменном и дактильном виде, но и в виде устного слова.