Что такое лаг на судне

Лаг (морской прибор)

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне

Лаг — прибор, предназначенный для измерения скорости движения судна.

В древности в качестве лага использовался (и используется по сей день на небольших судах) ручной, или секторный лаг. Он представляет собой доску треугольной формы (сектор) с привязанной к ней верёвкой (линем, лаглинем) и грузом. На лине на одинаковом расстоянии друг от друга завязываются узлы. Доска выбрасывается за корму и пересчитывается количество узлов, ушедших за борт за определенное время (обычно 15 секунд или 1 минуту). Отсюда пошло измерение скорости судна в узлах, 1 узел численно равен 1 морской миле в час.

Принцип работы современных приборов основан на измерении напора воды, или гидролокации морского дна. Самый распространённый лаг представляет собой вертушку, вращающуюся под напором воды. Число оборотов вертушки за единицу времени определяется с помощью электронного или механического устройства. Обычно вертушка лага закрепляется на корпусе судна, но на небольших судах используют портативный вариант лага, в котором вертушка выбрасывается за корму на тросе, а измерительный механизм находится в руках у матроса.

Литература

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне

Полезное

Смотреть что такое «Лаг (морской прибор)» в других словарях:

Лаг — В Викисловаре есть статья «лаг» Лаг (морской прибор) прибор, предназначенный для измерения скорости судна и пройденного им расстояния. Запазд … Википедия

ЛАГ — (Log) 1. Мореходный инструмент, предназначенный для определения скорости судна, т. е. расстояния, проходимого судном под действием своего двигателя, относительно воды в единицу времени или пройденного за известный промежуток времени расстояния. 2 … Морской словарь

ЛАГ — Происхождение: гол. log навигационный прибор для измерения, скорости и пройденного судном расстояния относительно воды или грунта. Первый называется относительным лагом, а второй абсолютным. По принципу действия относительные лаги подразделяют на … Морской энциклопедический справочник

ГОСТ 21063-81: Оборудование навигационное судовое. Термины и определения — Терминология ГОСТ 21063 81: Оборудование навигационное судовое. Термины и определения оригинал документа: 11. Абсолютный лаг Е. Bottom speed log Лаг, производящий измерение скорости относительно дна Определения термина из разных документов:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Морские термины — Эта страница глоссарий. # А … Википедия

Эскадренные миноносцы проекта 56 — (тип «Спокойный») … Википедия

Бикгед — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия

Бимсы — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия

Источник

Что такое лаг на судне

Примерно с конца XV в. получил известность простой измеритель скорости – ручной лаг. Он состоял из деревянной дощечки со свинцовым грузом формой в 1/1 круга, к которой прикреплялся легкий трос, имеющий узлы через равные промежутки (чаще всего 7 м).

Для измерения скорости парусных судов, плававших в те времена, лаг, как приблизительно постоянная отметка на поверхности воды, бросали за борт и поворачивали песочные часы, отмеряющие определенную продолжительность времени (14 с). За время, пока сыпался песок, матрос считал количество узлов, которые проходили через его руки.
Число узлов, полученных за это время, давало в пересчете скорость судна в морских милях в час. Этот способ измерения скорости объясняет возникновение выражения «узел».
Лаг – навигационный прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния. На морских судах применяются механические, геомагнитные, гидроакустические, индукционные и радиодоплеровские лаги. Различают:
– относительные лаги, измеряющие скорость относительно воды; и
– абсолютные лаги, измеряющие скорость относительно дна.
Гидродинамический лаг – относительный лаг, действие которого основано на измерении разности давления, которая зависит от скорости судна. Основу гидродинамического лага составляют две трубки, выведенные под днище судна: выходное отверстие одной трубки направлено к носовой части судна; а выходное отверстие другой трубки находится заподлицо с обшивкой. Динамическое давление
определяется по разности высот воды в трубках и преобразуется механизмами лага в показания скорости судна в узлах. Кроме скорости, гидродинамические лаги показывают пройденное судном расстояние в милях.
Индукционный лаг – относительный лаг, принцип действия которого основан на зависимости между относительной скоростью проводника в магнитном поле и наводимой в этом проводнике электродвижущей силой (ЭДС). Магнитное поле создается электромагнитом лага, а проводником является морская вода. Когда судно движется, магнитное поле пересекает неподвижные участки водной среды, при этом в воде индуцируется ЭДС, пропорциональная скорости перемещения судна. С электродов ЭДС поступает в специальное устройство, которое вычисляет скорость судна и пройденное расстояние.

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне

Гидроакустический лаг – абсолютный лаг, работающий на принципе эхолота.
Различают доплеровские и корреляционные гидроакустические лаги.
Геомагнитный лаг – абсолютный лаг, основанный на использовании свойств магнитного поля Земли.
Радиолаг – лаг, принцип действия которого основан на использовании законов распространения радиоволн.
На практике отсчеты лага замечают в начале каждого часа и по разности отсчетов получают плавание S в милях и скорость судна V в узлах. Лаги имеют погрешность, которая учитывается поправкой лага.

Источник

Судовые лаги, их классификация. Погрешности лагов и учет их в судовождении.

Относительные лаги.

В настоящее время на судах морского транспортного флота применяются индукционные, гидродинамические и радиодоплеровские лаги, измеряющие скорость относительно воды.

Индукционные лаги. Их действие основано на свойстве электромагнитной индукции. Согласно этому свойству при перемещении проводника в магнитном поле в проводнике индуктируется э. д. с., пропорциональная скорости его перемещения.

С помощью специального магнита под днищем судна создается магнитное поле. Объем воды под днищем, на который воздействует магнитное поле лага, можно рассматривать как множество элементарных проводников электрического тока, в которых индуктируется э. д. с.: значение такой э. д. с. позволяет судить о скорости перемещения судна.

Индукционный лаг, независимо от конструктивного решения его узлов, включает:

электромагнит, токосъемные контакты (электроды) для съема наведенного в воде сигнала; измерительное устройство для измерения сигнала на электродах и преобразования его в скорость; корректирующее устройство, исключающее методическую погрешность измеряемой скорости; счетно-решающее устройство для выработки пройденного судном расстояния; трансляционное устройство для передачи данных о скорости и пройденном расстоянии на репитеры и в судовую автоматику.

Эксплуатируемые на судах морского флота индукционные лаги ИЭЛ-2 и ИЭЛ-2М построены по одинаковой схеме:

они измеряют только продольную составляющую относительной скорости; выступающих за корпус судна частей нет. Вся измерительная и счетно-решающая часть лагов ИЭЛ-2 и ИЭЛ-2М выполнена на полупроводниковых элементах с максимальным использованием интегральных микросхем. Блочно-функциональный принцип построения обеспечивает быстрое отыскание неисправностей и их устранение путем замены отдельных узлов (плат) без последующей регулировки лага. Лаг ИЭЛ-2М является модернизацией лага ИЭЛ-2. Серийно изготовляется в настоящее время только лаг ИЭЛ-2М. Лаг ИЭЛ-2 снят с производства в 1980 г. Лаг ИЭЛ-2М может устанавливаться на всех морских судах, включая ледоколы и суда на подводных крыльях.

Рекомендации по эксплуатации заключаются в следующем. С обрастанием корпуса судна лаги ИЭЛ-2 и ИЭЛ-2М начинают давать заниженные показания. При этом проверка «рабочего нуля», нуля измерительной схемы и масштаба никаких изменений не показывает. Для исключения погрешности за счет обрастания корпуса необходимо установить новый масштаб. Значение нового масштаба:

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне,

где М — первоначально установленный масштаб;

Vл — наблюдаемая скорость по лагу;

Vи — действительная скорость судна относительно поды в момент наблюдения.

После вычисления нового масштаба необходимо перевести лаг в режим масштабирования (переключатель рода работы в приборе 6 перевести в положение «Масштаб») и с помощью потенциометров «Масштаб грубо» и «Масштаб точно» установить новое значение масштаба. После этого вернуть лаг в рабочий режим. Новое значение масштаба записать в формуляр лага и на карту в приборе 6. Установку нового масштаба можно производить как на ходу, так и при стоянке судна у причала и на якоре.

Гидродинамические лаги. Принцип действия основан на измерении гидродинамического давления, создаваемого скоростным напором набегающего потока воды при движении судна.

Поправка гидродинамического лага, как правило, нестабильна. Основными причинами, обусловливающими ее изменения во время плавания, являются дрейф судна, дифферент, обрастание корпуса, качка и изменение плотности морской воды с изменением района плавания.

Рассчитать изменение поправки лага от влияния первых трех причин не представляется возможным.

Практика показывает, что наибольшую погрешность в измерении скорости вызывает дрейф судна. При больших углах дрейфа погрешность может достигать 3-4%. От изменения дифферента и обрастания корпуса погрешность не превышает 1-2%. При использовании штевневого приёмного устройства погрешность от обрастания корпуса судна вообще не возникает.

Погрешности от дрейфа, дифферента и обрастания корпуса носят систематический характер. Поэтому, будучи определены из наблюдений, они могут учитываться в дальнейшем при счислении.

Погрешность лага за счет качки носит периодический характер. При выработке пройденного расстояния эта погрешность интегрируется и в случае симметричной качки обращается в ноль.

Погрешность (в %) лага от изменения плотности морской воды с изменением района плавания может быть рассчитана по формуле

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне,

2. Абсолютные лаги.

Под абсолютными понимаются лаги, измеряющие скорость судна относительно грунта. Разработанные в настоящее время абсолютные лаги являются гидроакустическими и делятся на доплеровские и корреляционные.

Гидроакустические доплеровские лаги (ГДЛ). Принцип работы ГДЛ заключается в измерении доплеровского сдвига частоты высокочастотного гидроакустического сигнала, посылаемого с судна и отраженного от поверхности дна.

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на суднеРезультирующей информацией являются продольная и поперечная составляющие путевой скорости. ГДЛ позволяет измерять их с погрешностью до 0,1%, Разрешающая способность высокоточных ГДЛ составляет 0,01— 0,02 уз.

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на суднеДля измерения только продольной составляющей путевой скорости ГДЛ должен иметь двухлучевую антенну А1 (на рис. 4.1 лучи 1 и 3). Для измерения продольной и поперечной составляющих антенна должна быть четырехлучевой, Лучи 2 и 4 используются в этом случае для измерения поперечной составляющей путевой скорости. На основании измеряемых продольной и поперечной составляющих путевой скорости гидроакустический доплеровский лаг позволяет определять вектор путевой скорости судна в каждый момент времени и снос судна под влиянием ветра и течения.

При установке дополнительной двухлучевой антенны A2 (см. рис. 4.1) ГДЛ позволяет контролировать перемещение относительно грунта носа и кормы, что облегчает управление крупнотоннажным судном при плавании по каналам, в узкостях и при выполнении швартовных операций.

Большинство существующих ГДЛ обеспечивают измерение абсолютной скорости при глубинах под килём до 200-300 м. При больших глубинах лаг перестаёт работать или переходит в режим измерения относительной скорости, т. е. начинает работать от некоторого слоя воды как относительный лаг.

Антенны ГДЛ не выступают за корпус судна. Для обеспечения их заменыбез докования судна они устанавливаются в клинкетах.

В качестве электроакустических преобразователей в антеннах доплеровских лагов используются пьезокерамические элементы.

Источниками погрешности ГДЛ могут быть: погрешность измерения доплеровской частоты; изменение скорости звука в морской воде; изменение углов наклона лучей антенны; наличие вертикальной составляющей скорости судна. Суммарная погрешность по этим причинам у современных лагов не превышает 0,5%.

Корреляционные лаги. Принцип действия гидроакустического корреляционного лага (ГКЛ) заключается в измерении временного сдвига между отраженным от грунта акустическим сигналом, принятым на разнесенные по корпусу судна антенны (рис. 4.2). Сигнал U2(t), принятый задней приемной антенной, повторяет форму сигнала U1(t), принятого передней антенной со сдвигом по времени t, равным:

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне,

где l — расстояние между антеннами;

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на суднеОпределение временного сдвига производится путем корреляционной обработки принятых сигналов. Для этой цели в тракт сигнала передней антенны вводится переменная временная задержка, производится вычисление взаимнокорреляционной функции огибающих сигналов разнесенных антенн и отслеживаются ее максимальные значения.

На глубинах до 200 м ГКЛ измеряет скорость относительно грунта и одновременно указывает глубину под килем. На больших глубинах он автоматически переходит на работу относительно воды.

Достоинствами ГКЛ по отношению к ГДЛ являются независимость показаний от скорости распространения звука в воде и более надежная работа на качке.

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Что такое лаг на судне?

навигационный прибор для измерения, скорости и пройденного судном расстояния относительно воды или грунта. Первый называется относительным лагом, а второй — абсолютным. Гидродинамические лаги работают по принципу измерения и компенсации гидродинамического давления, возникающего в морской среде при движении судна. …

Что значит слово лаг?

lag, [læɡ] — «запаздывание», «задержка») — задержка в работе компьютерного приложения, когда оно не реагирует на пользовательский ввод вовремя. … Производное от него «лагать» широко используются пользователями интернета для обозначения задержек в работе различных интернет-сервисов, онлайн-игр.

Что такое лаг судна?

Лаг — прибор, предназначенный для измерения скорости движения судна. В древности в качестве лага использовался (и используется по сей день на небольших судах) ручной, или секторный лаг. Он представляет собой доску треугольной формы (сектор) с привязанной к ней верёвкой (линем, лаглинем) и грузом.

Что такое поправка лага?

Что такое лаг времени?

ЛАГ (временной показатель) — ЛАГ (от англ. lag запаздывание) (временной лаг), показатель, отражающий отставание или опережение во времени одного явления по сравнению с другими (напр., в экономике время от момента вложения средств до получения отдачи) …

Что такое лаг в эконометрике?

В эконометрике модель с распределённым лагом — это модель временного ряда, в которой в уравнение регрессии включено как текущее значение объясняющей переменной, так и значения этой переменной в предыдущих периодах. ) Данная модель, в свою очередь, является частным случаем Модели авторегрессии и распределённого лага.

Что такое лаг в статистике?

Какой навигационный прибор предназначен для определения скорости судна?

Лагом называется прибор, предназначенный для измерения скорости хода и пройденного судном расстояния. Лаги бывают ручные, механические, электромеханические и гидродинамические. На маломерных судах может быть использован ручной лаг.

Как работает доплеровский лаг?

Доплеровский лаг измеряет скорость судна на основе эффекта Доплера, который заключается в том, что сигнал, излученный с движущегося объекта, принимается неподвижным наблюдателем со смещением частоты, причем степень смещения частоты пропорциональна скорости движущегося объекта.

В чем измеряется скорость корабля?

Скорость судна измеряется в узлах (то есть морских милях в час), кабельтовых в минуту, километрах в час и т. д. Различают следующие виды скорости судна: Сдаточная скорость достигается на мерной линии при сдаточных испытаниях судна после постройки.

Как определить скорость корабля?

V=S/t, где V — скорость судна относительно грунта, уз; S — расстояние, пройденное с постоянной скоростью, мили; t — время, ч. Учет скорости и пройденного судном расстояния осуществляется наиболее точно с использованием специального прибора — лага.

Какая скорость сухогруза?

Средняя скорость грузовых судов на море колеблется в пределах от 15 до 20 узлов. Морской узел равен 1,852 км/час. Следовательно,средняя скорость грузовых судов равна 28-37 км/час.

Что значит лагом к волне?

Как показала практика, сбрасывать лаг-полено с бушприта да и вообще с носовой части судна — неудобно: полено попадало под скулу, его отбрасывала в сторону носовая волна. … Отсюда и пошли выражения типа «палить лагом», «стать лагом к волне», т. е. стать боком.

Что такое лаг в строительстве?

Строительные лаги представляют собой брусья, бревна, пластмассовые или металлические балки, которые располагают горизонтально. Лаги являются наиболее распространенной основой всех полов и помостов. На них сверху укладывают половую доску.

Источник

Судовые лаги, их классификации Погрешности лагов и учет их в судовождении.

Судовые лаги служат для измерения скорости судна и пройденного расстояния. Лаги бывают:

К относительным причисляют лаги, которые измеряют скорость судна относительные воды.

Если лагом измеряют только продольную составляющую скорости судна, то его называют однокомпонентным. Если же лаг измеряет и поперечную составляющую скорости, то он называется двухкомпонентным или лагом-дрейфометром. В зависимости от физического закона, положенного в принцип работы лага, различают:

1. Гидродинамические лаги

2. Индукционные лаги.

3. Гидроакустические доплеровские лаги.

4. Гидроакустические корреляционные лаги.

1. Гидродинамические лаги используют зависимость гидродинамического давления от скорости судна, которая имеет следующую зависимость:

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне

В данном типе лагов с помощью трубки Пито выделяется гидродинамическое давление набегающего потока воды, который возникает при движении судна.

По величине этого давления находят скорость судна.

Данный тип является относительным и однокомпонентным.

3. Принцип работы гидроакустического доплеровского лага основан на эффекте Доплера.

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне

В доплеровском лаге гидроакустическая антенна А излучает электро-звуковые импульсы с опорной частотой f Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне, которые направлены в сторону дна. Отражаясь от дна импульсы опять поступают на гидродинамическую антенну А, однако их частота f Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на суднеиз-за эффекта Доплера > f Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне. Разность этих частот ( Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне) называется доплеровским сдвигом частоты, который зависит от скорости судна. Измеряя Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне, в лаге рассчитывается скорость судна.

Данный лаг является абсолютным и двухкомпонентным, т.е изменяет как продольную, так и поперечную составляющую скорости судна.

Для повышения точности измерения скорости судна определение каждой составляющей производится с помощью 2-х лучевой системы. Импульсы посылаются как по направлению, так и в противоположную сторону.

4. Гидроакустический корреляционный лаг с помощью носовой и кормовой гидроакустической антенной зондирует дно под судном.

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне

Что такое лаг на судне. Смотреть фото Что такое лаг на судне. Смотреть картинку Что такое лаг на судне. Картинка про Что такое лаг на судне. Фото Что такое лаг на судне.

Данный лаг является абсолютным и двухкомпонентным. Оба гидроакустических лага измеряют скорость судна относительно грунта на глубинах до 400 м. При больших глубинах они работают в режиме относительного лага.
Для относительных лагов существуют 3 погрешности:

1. Постоянная погрешность, не зависящая от скорости судна.

2. Линейно-зависящая от скорости судна.

3. Нелинейно-зависящая от скорости судна.

Для компенсации данных погрешностей в схеме лага вырабатывают соответствующие поправки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *