Что такое кюй в музыке
Что такое кюй в музыке
Б. Г. Ерзакович.
Полезное
Смотреть что такое «Кюй» в других словарях:
кюй — кюй, я … Русское словесное ударение
кюй — казахская традиционная инструментальная или вокально инструментальная пьеса, большей частью для домбры. * * * КЮЙ КЮЙ, казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая на домбре и других народных инструментах … Энциклопедический словарь
Кюй — Кюй это инструментальная пьеса, весьма небольшая по времени звучания (2 4 мин.), но очень глубокая по содержанию и отточенная по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и… … Википедия
КЮЙ — КЮЙ, казахская традиционная инструментальная или вокально инструментальная пьеса, большей частью для домбры. Близкий жанр киргизской инструментальной музыки кю (кюу) … Современная энциклопедия
КЮЙ — казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая на домбре и других народных инструментах … Большой Энциклопедический словарь
кюй — сущ., кол во синонимов: 1 • пьеса (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Кюй — КЮЙ, казахская традиционная инструментальная или вокально инструментальная пьеса, большей частью для домбры. Близкий жанр киргизской инструментальной музыки кю (кюу). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Кюй — I Цезарь Антонович [6(18).1.1835, Вильнюс, 26.3.1918, Петроград], русский композитор, музыкальный критик, военный инженер и учёный, инженер генерал (1904). Окончил Николаевскую инженерную академию (1857), был оставлен при ней… … Большая советская энциклопедия
кюй — я, ч. Казахська інструментальна музична п єса в традиціях народної або професійної творчості … Український тлумачний словник
Что такое кюй в музыке
Слово «кюй» (күй) у ряда тюркских народов — этномузыкальный термин. Сущность его связана с психоэмоциональным началом и соотносится с понятиями «состояние», «настроение». Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра, который призван отражать все движения человеческой души, что, однако, не противоречит таким особым его качествам, как повествовательность, изобразительность, персонификация.
Содержание
Кюи в казахской культуре, исполняемые на казахской домбре
Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах [1].
В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».
В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Например, кюй «Ақсақ құлан» (aqsaq qulan-хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.
Древние композиторы кюев
Домбыровые кюи сложились в результате многовекового народного исполнительного искусства. В памяти казахского народа остались имена многих средневековых выдающихся музыкантов: Сыпыра Жырау (Sypyra-Zhyrau 14 век), Қазтуған (Qaztugan, Казтуган), он же и Абулькадир (Abulqadir, 15 век), Асанқайғы (Asanqaigy, Асанкайгы, 14-15 века), Байжігіт (Baizhigit, Байжигит, 15-16 века). Наивысший период развития этого искусства приходится на середину 19 века. В те времена жили создавали свои замечательные классические произведения такие выдающиеся композиторы-кюйши, как Құрманғазы Сағырбай (Qurmangazy Sagyrbai, Курмангазы Сагырбаев, 1823—1889), Махамбет Өтемісұлы (Mahambet Otemisuly, Махамбет Утемисов, 1803—1846), Дәулеткерей Шығаұлы (Даулеткерей, 1820—1875), Таттімбет Қазанғапұлы (Tattimbet Qazangapuly, Таттимбет (Казангапов), 1817—1862), Абыл Тарақұлы (Abyl Taraquly, Абыл Таракулы (Тараков), 1820—1892), Есбай (Esbai 1810—1901), Қазанғап (Qazangap, Казангап 1854—1921), Тоқа Шонманұлы (Toqa Shonmanuly, Тока Шонманулы (Шонманов), 1830—1904), и многие другие. Начали свой путь в то время и ученица Курмангазы Дина Нұрпейісқызы (Dina Nurpeisqyzy, Дина Нурпеисова, 1861—1955), Сүгір Али-ұлы (Sugir Aliuly, Сугур Алиев,1882-1961) и другие.
Виды кюев
Кюи бывают народными и авторскими. Народные кюи это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов. Каждый исполнитель и композитор кюев всегда имел свой стиль и особенность игры.
В соответствии с географическим положением обширных регионов Казахстана и их историко-культурным своеобразием в казахской инструментальной музыке сложились разные региональные (локальные) традиции, композиторские школы и стили исполнения домбровых кюев: это восточно-казахстанская (Шы-ѓыс), аркинская (Арќа), каратауская (Каратау), жетысуйская (Жетісу), сырдарьинская (Сырљњірі), мангыстауская (Мањѓыстау), западно-казахстанская (Батыс) [2].
Традиции кюев
Полностью сохранились две традиции домбрового искусства: төкпе или tokpe или токпе (Западный Казахстан) и шертпе или shertpe (Восточный, Южный и Центральный Казахстан). Кюи шертпе и токпе отличаются по тематике, форме и исполнительской технике. Западно-казахстанские кюи токпе отражают яркие драматические события, храктеризуют волевые, сильные образы. Отличительные черты этих кюев-форма-схема, которая организует импровизационное развитие кюев в обязательной последовательности по регистровым зонам.
Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.
Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.
Содержимое разработки
Тема урока: «Кюй – классическое искусство тюркских народов».
Цель урока: вспомнить, обобщить понятия, связанные с инструментальной музыкой казахского народа, рассмотреть значение кюя для тюркоязычных народов.
дать определение слову «кюй»;
сформировать представление об инструментальной музыке казахского народа;
— показать взаимосвязь кюя казахского народа с кюями других тюркоязычных народов.
развить умение находить средства музыкальной выразительности при прослушивании музыкального произведения;
развитие музыкального вкуса;
формирование музыкально-творческой активности;
развитие образного мышления.
воспитать слушательскую и исполнительскую культуру;
формировать культуру межнациональных отношений;
воспитать эмоционально-ценностные отношения к родному краю, к природе, к традиционной художественной культуре.
Тип урока: комбинированный.
Методы: рассказ, беседа, презентация, метод музыкального сравнения.
Оборудование: фортепиано, слушание музыки, иллюстрации с изображением степени, казахских инструментов.
I этап – Организационный
II этап – Повторение
Исполнение гимна РК.
Проверка домашнего задания.
Повторение изученного материала на прошлом уроке.
III этап – Изучение нового материала
— Ребята сегодня на уроке, мы с вами вспомним о кюях, послушаем казахские инструментальные пьесы, и познакомимся с кюями различных тюркоязычных народов.
2. Восприятие – Кюй «Аксак кулан»
— И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
— Ребята, давайте вспомним с вами казахские традиционные музыкальные инструменты и назовем их?
— Вы правы. Действительно это кобыз, саз сырнай, и т.д. и самый любимый казахский инструмент это конечно же домбра. Ребята а как называется произведение играющееся на домбре?
— Вот мы с вами и вспонили не много об истории кюя казахского народа. А сейчас давайте познакомимся с кюями других тюркоязычных народов. Ребята, а скажите какие народы, каких стран относятся к тюркоязычным?
— Дети отвечают: Киргизия, Таджикистан, Турция, Иран, Узбекистан и т.д.
— Правильно ребята. А почему они являются тюркоязычными?
— Правильно, именно потому что в древности все эти народы говорили на тюркском языке. Так давайте познакомимся с некоторыми из них. Итак, первое наше знакомство будет с киргизским народом. Что вы можете рассказать о них?
— Давайте послушаем киргизский народный кюй «Каразгой» исполняемый на комузе. А ваша задача внимательно послушать его и передать его настроение и характер.
— Итак, мы прослушали. Отвечаем на вопрос
— Так мы сейчас познакомились с вами с киргизами, ну а сейчас познакомимся с вами с туркменами. Что вы можете сказать о них?
— Туркменистан — страна пустынь и оазисов, своеобразных исторических и культурных традиций. На его территории процветали древнейшие цивилизации мира. Это одно из самых богатых государств по запасам газа и нефти. Вместе с тем история независимости страны насчитывает всего несколько лет. Современный Туркменистан провозгласил свой, особый путь развития. Национальная музыка туркменского народа зародилась в глубокой древности. Традиционную музыкальную культуру туркмен представляют бахши-музыканты, сказители, поющие и играющие на дутаре. Бахши-музыканты имеют свою исполнительную традицию, они начинают петь в пять-шесть часов вечера и заканчивают в восемь-девять утра. Национальным музыкальным инструментов туркменов является инструмент – дутар.
— Давайте послушаем туркменский народный кюй «Бал саят» исполняемый на дутаре. А ваша задача внимательно послушать его и передать его настроение и характер.
— Итак, мы прослушали. Отвечаем на вопрос
IV этап – Закрепление темы
— Какое открытие вы сегодня сделали на уроке? Что нового узнали?
— Так что же это такое «кюй»?
— С кюями каких народов мы сегодня познакомились?
-Назовите народный киргизский кюй?
— Чем отличается кюй киргизского народа от кюя туркменов?
— Молодцы, ребята! Вы сегодня все постарались!
А теперь давайте вспомним нашу физминутку «Ай круто»
V этап – Подведение итогов
— Итак, сегодня мы с вспомнили, обобщили понятия, связанные с инструментальной музыкой казахского народа, рассмотрели кюи тюркоязычных народов.
Объясните, особенности казахского музыкального жанра – кюя.
Кюй— название традиционной, казахской инструментальной пьесы. Исполняется на комузе, домбре или других народных музыкальных инструментах. Тех, кто исполняет кюи называют кюйши
Разные эпические сказания, сказки и легенды нашли своё музыкальное отображение в кюях. Из-за этого многие из них являются программными.
Кюи характеризуются простой, смешанной и переменной метрикой и разнообразными формами: от простого наигрывания до многочастотных построений типа рондо. Музыка кюев может включать в себя частицы пентатонных звукорядов и основана на диатонике. Большинство кюев являются двухголосыми, однако встречаются и одноголосые, и трехголосные.
Одними из лучших образцов западноказахстанского стиля являются произведения выдающихся кюйши и композиторов Курмангазы, Ахмедьярова и Даулеткерея, а восточного и северного — кюи Таттимбета и Агашаяка, для южного — произведения Ихласа, Сугура, Байсерке и др. кюйши-акынов.
Билет 24.
Второй Общеказахский съезд и создание правительства «Алаш-Орды».
национально-освободительной борьбы казахского народа возникло движение «Алаш». Его главной целью было создание независимого Казахского государства. Первая мировая война и произошедшие в 1917 году Февральская и Октябрьская революции в России активизировали деятельность казахской национальной интеллигенции по защите прав коренного населения. Первые шаги по созданию казахской национальной партии были предприняты в период первой русской революции. Еще в конце 1905 года в г. Уральске был созван «делегатский съезд» представителей пяти областей Казахстана, на котором было принято предварительное решение о создании казахской национальной партии, на базе которой позже возникла партия «Алаш». После Октябрьской революции жизнь народа ухудшилась, политические силы были разрознены
Охарактеризуйте последствия походов эмира Тимура на территорию Казахстана.
Последствия завоевания были катастрофическими. Разрушена система землепользования. Прерваны связи между странами. Нарушен этнический состав населения. Формирование казахской народности отброшено на многие годы.
Оцените значение Узынагашской битве в укреплении положения Российской империи в Семиречье.
Узунагачская битва (1860), сражение казахов Старшего жуза против Кокандского ханства.
С 1859 г. началось продвижение русских войск через Чуйскую долину к кокандским крепостям Аулие-Ата, Чимкент и Ташкент. В 1860 г. отряд под командованием полковника Циммермана вошел в Чуйскую долину. 26 августа был взят Токмак, 4 сентября – Пишпек.
В октябре вблизи современного аула Узынагаш отряд во главе с подполковником Г. А. Колпаковским, будущим генерал-губернатором Семиреченской области, в котором сражались и казахи, разбил войска кокандцев, что обеспечило продвижение русских войск вглубь кыргызов.
Победа в битве под селом Узун Агач, ныне находящемся на территории Жамбылского района Алматинской области, окончательно решила вопрос о присоединении территории Старшего жуза и Северной Киргизии к Российской империи.
Билет 25.
Казахско – китайские торговые связи в XIX веке.
До 1851 года торгово-экономические отношения между России и Цинской империи велись в городе Кяхта. Торговый оборот в Восточном Казахстане и Синьцзяне не были стабильными.
В 1851 году 25-июля был подписан Кульджинский торговый договор. Согласно договору в Западном Китае были открыты Российские посольства и торговые места для русских купцов.
В приграничных крепостях Троицк, Оренбург, Семипалатинск торговые законы были упрошены. В города Жаркент, Аксу, Чугучак в больших количествах были доставлены чай, сахар, шелк для потребности казахов.
Определите социальное положение населения в годы Великой Отечественной войны.
С началом Великой Отечественной войны обстановка в тылу потребовала решительных действий по улучшению ситуации в социальной сфере. Руководство страны приняло ряд неотложных и радикальных мер для поддержания уровня жизни и создания условий для работы трудящихся. В особом внимании нуждались, в первую очередь, эвакуированные, инвалиды, многодетные женщины и семьи военнослужащих, мобилизованных на фронт. При достаточной ограниченности финансовых, продовольственных и иных материальных ресурсов социальная политика сконцентрировалась на таких основных направлениях, как: продуктовое снабжение, поиск эффективных форм оплаты труда, совершенствование социального обеспечения и медицинского обслуживания, преодоление нехватки жилья, вызванное необходимостью размещения значительных масс эвакуированного населения.
КАЗАХСКИЕ КЮЙ
В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Кюи бывают народными и авторскими. Например, кюй «Аксак кулан» (хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.
Вся жизнь казаха с момента рождения и до смерти пронизана музыкой. Музыка сопровождает многие обряды, ритуалы, праздники и будни. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».
Кюи шертпе подобную форму-схему не имеют. Их песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Кюи этой традиции характеризуют песенный склад, утонченная камерность, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Основным содержанием шертпе-кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания и изящные женские образы.
Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.