Что такое курс корабля
Что такое курс корабля
29.08.2015 18:44
дата обновления страницы
Навигация
25 / 08 /20 07
История изменения сайта
Истинный курс и пеленг, курсовой угол
симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.
Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет. Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).
Рас. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет
Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас. Компасы бывают гидроскопические и магнитные. Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли Nм.
Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.
Угол, заключенный между северной частью истинного меридиана и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением d. Склонение отсчитывается от северной части истииного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому,- знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную величину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, «указываются па навигационных картах.
Например, в заголовке карты указано: Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты>. Если любитель пользуется этой картой в 1972 году. то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.
Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса^в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг МП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:
Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса. Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу. Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.
Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение
Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:
Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°. Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.
На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М. Линия NмSм показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:
1) ИП = МП + (- 10°), ИП = 280°+ (- 10°) = 270°.
КУРС КОРАБЛЯ
(Ship\’s course) — угол, составляемый диаметральной плоскостью корабля с меридианом. Курс корабля выражается или в румбах и их долях (старое деление картушки), или в градусах и долях градуса, считая от N по движению часовой стрелки до 360°, или в четвертях горизонта и градусах, причем четверти (NO, SO, SW, NW) получаются делением окружности двумя взаимно перпендикулярными диаметрами Nord — Sud и Ost — West, а градусы отсчитываются от N или S в обе стороны до 90° (напр., NO 23° или SW 45°). Курс корабля может быть компасный (Compass course), магнитный (Magnetic course) или истинный (True course) в зависимости от того, от какого меридиана он отсчитывается. На компасе отсчитывается непосредственно компасный курс; исправив его девиацией компаса, получаем магнитный курс, а исправив последний склонением, выбранным с карты для данного места и года, получаем истинный курс.
Смотреть что такое «КУРС КОРАБЛЯ» в других словарях:
Курс корабля — (летательного аппарата), направление движения корабля (ЛА) угол между северным направлением меридиана и проекцией носовой части диаметральной плоскости корабля (продольной оси ЛА) на горизонтальную плоскость, отсчитываемый в градусах от 0 до 360° … Словарь военных терминов
Курс корабля — направление корабля, определяемое относительно точки истинного севера по компасу или относительно какого либо ориентира на берегу … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
Курс корабля — см. Навигация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Генеральный курс корабля — 1) направление движения корабля относительно истинного меридиана от пункта отправления (отшествия) в пункт назначения (пришествия) по прямой. 2) Направление, относительно которого корабль осуществляет противолодочный или противоартиллерийский… … Морской словарь
КУРС — муж., франц. ход, бег, круг. Курс корабля, путь, направление хода. | Денежный курс, сравнительная ценность различной монеты и знаков ее. | Курс науки, учения, лечения, полный круг, оборот, законченный в установленном порядке; курс математики,… … Толковый словарь Даля
курс — а, м. 1) Направление движения (корабля, самолета и т. п.). Держать курс на запад. Изменить курс корабля. Огромная серебристая машина, сделав несколько кругов над аэродромом, взяла курс на Хабаровск (Чаковский). Синонимы: маршру/т, путь 2) перен … Популярный словарь русского языка
КУРС — (фр. cours, от лат. cursus бег). 1) ценность монеты по количеству и качеству её металла. 2) время лечения болезни. 3) время прохождения всех наук в каком либо учебном заведении. 4) полное, систематическое изложение науки. 5) направление хода… … Словарь иностранных слов русского языка
курс — а; м. [от лат. cursus бег, течение, ход] 1. Направление движения, путь (корабля, самолёта и т.п.). Переменить к. Идти по заданному курсу. Держать (взять) к. на север. 2. Направление, какой л. деятельности; установка на какую л. цель в… … Энциклопедический словарь
КУРС — КУРС, курса, муж. (от лат. cursus бег). 1. Направление корабля, аэроплана, дирижабля в пути. Лечь на курс (см. лечь). Взять курс на Новую Землю. Держать курс на юг. 2. перен. Направление, основная установка в политике (книжн.). Курс на… … Толковый словарь Ушакова
Курс судна
Курс судна — угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на север (N, норд). [источник не указан 731 день]
Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° (т.н. «чистый норд») до 359°. До середины XIX в. было принято измерение в румбах от 0 (норд, N) по часовой стрелке до 31 (норд-тен-вест, NbW). В зависимости от метода измерения различают:
Литература
См.также
Полезное
Смотреть что такое «Курс судна» в других словарях:
курс судна — курс Направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью меридиана и носовой частью продольной оси судна по часовой стрелке от 0 до 360°. Примечание В зависимости от принятого меридиана различают курсы:… … Справочник технического переводчика
Курс судна — угол между северным направлением меридиана и диаметральной плоскостью судна по направлению его движения, отсчитываемый в градусах по часовой стрелке (от 0 до 360°) В зависимости от принятого меридиана различают курс истинный, магнитный и… … Морской словарь
Курс судна — 7. Курс судна Курс Направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью меридиана и носовой частью продольной оси судна по часовой стрелке от 0 до 360°. Примечание. В зависимости от принятого меридиана различают … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Курс судна — угол между плоскостью меридиана и диаметральной плоскостью судна, отсчитываемый в градусах от северной части меридиана по ходу часовой стрелки (от 0 до 360°). В эпоху парусного флота К. с. отсчитывался в четвертях горизонта в градусах от… … Большая советская энциклопедия
Курс судна относительно ветра — Курс судна относительно ветра угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах. В зависимости от величины этого угла курсы… … Википедия
КУРС СУДНА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА — (мор.) угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна. Различают: ветер с носа левентик, встречно боковой (крутой или полный) ветер бейдевинд, боковой ветер галфвинд, галбвинд, попутно боковой ветер бакштаг (крутой или полный),… … Словарь ветров
генеральный курс судна — Основное направление движения судна в течение заданного интервала времени [ГОСТ 23634 83] Тематики морская навигация и морская гидрография … Справочник технического переводчика
Генеральный курс судна — 8. Генеральный курс судна Основное направление движения судна в течение заданного интервала времени Источник: ГОСТ 23634 83: Морская навигация и морская гидрография. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Курс — (лат. cursus бег): В навигации: Курс судна направление относительно направления на север. В технике: Курс семейство радиотехнических систем третьего поколения для поиска, сближения и стыковки космических аппаратов (КА). В педагогике: Курс… … Википедия
Курс (значения) — Курс (лат. cursus бег): В навигации: Курс судна направление движения. В педагогике: Курс какой либо из этапов (обычно годовых) обучения. Курс группа из всех студентов одного годового этапа обучения. Курс серия учебных занятий по одному… … Википедия
Курс корабля
Смотреть что такое «Курс корабля» в других словарях:
КУРС КОРАБЛЯ — (Ship s course) угол, составляемый диаметральной плоскостью корабля с меридианом. Курс корабля выражается или в румбах и их долях (старое деление картушки), или в градусах и долях градуса, считая от N по движению часовой стрелки до 360°, или в… … Морской словарь
Курс корабля — (летательного аппарата), направление движения корабля (ЛА) угол между северным направлением меридиана и проекцией носовой части диаметральной плоскости корабля (продольной оси ЛА) на горизонтальную плоскость, отсчитываемый в градусах от 0 до 360° … Словарь военных терминов
Курс корабля — см. Навигация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Генеральный курс корабля — 1) направление движения корабля относительно истинного меридиана от пункта отправления (отшествия) в пункт назначения (пришествия) по прямой. 2) Направление, относительно которого корабль осуществляет противолодочный или противоартиллерийский… … Морской словарь
КУРС — муж., франц. ход, бег, круг. Курс корабля, путь, направление хода. | Денежный курс, сравнительная ценность различной монеты и знаков ее. | Курс науки, учения, лечения, полный круг, оборот, законченный в установленном порядке; курс математики,… … Толковый словарь Даля
курс — а, м. 1) Направление движения (корабля, самолета и т. п.). Держать курс на запад. Изменить курс корабля. Огромная серебристая машина, сделав несколько кругов над аэродромом, взяла курс на Хабаровск (Чаковский). Синонимы: маршру/т, путь 2) перен … Популярный словарь русского языка
КУРС — (фр. cours, от лат. cursus бег). 1) ценность монеты по количеству и качеству её металла. 2) время лечения болезни. 3) время прохождения всех наук в каком либо учебном заведении. 4) полное, систематическое изложение науки. 5) направление хода… … Словарь иностранных слов русского языка
курс — а; м. [от лат. cursus бег, течение, ход] 1. Направление движения, путь (корабля, самолёта и т.п.). Переменить к. Идти по заданному курсу. Держать (взять) к. на север. 2. Направление, какой л. деятельности; установка на какую л. цель в… … Энциклопедический словарь
КУРС — КУРС, курса, муж. (от лат. cursus бег). 1. Направление корабля, аэроплана, дирижабля в пути. Лечь на курс (см. лечь). Взять курс на Новую Землю. Держать курс на юг. 2. перен. Направление, основная установка в политике (книжн.). Курс на… … Толковый словарь Ушакова
Что такое курс корабля
4. Морские меры длины и скорости.
На море за единицу расстояния принимается морская миля. Морская миля равна одной минуте дуги земного меридиана; величина этой минуты на меркаторской карте зависит от широты места.
На карте линейная величина одной мили меняется пропорционально sec f (секансу широты).
ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОГО ГОРИЗОНТА В МИЛЯХ И КИЛОМЕТРАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСОТЫ ПРЕДМЕТА.
Дальность видимого горизонта
Дальность видимого горизонта
Дальность видимого горизонта
Поэтому расстояние на карте рекомендуется измерять с помощью циркуля, прикладывая его затем к вертикальным рамкам карты на той же широте, что и измеряемое расстояние.
Для практических целей судовождения в СССР приняты: стандартная морская миля, равная 1852 м; кабельтов — одна десятая морской мили (185,2 м); морская сажень — одна сотая кабельтова (1,85 м, или 6 футов).
Сажени и футы употребляются для измерения глубин в Англии и отчасти в США. В большинстве остальных стран употребляются метры (один фут равен 305 мм).
Километр — основная единица измерения расстояния па реках, озерах и водохранилищах. Он равен 1 000 м, или 0,54 морской мили. Скорость судна измеряется в узлах. Один узел соответствует скорости судна, при которой оно проходит одну милю за один час.
5. Истинные курс и пеленг, курсовой угол.
Рис. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет
Истинный курс судна ИК — это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS ) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна).
Диаметральной плоскостью судна ДП называют продольную вертикальную плоскость, делящую судно на две симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.
Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет.
Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).
Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас.
Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.
Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому, — знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную вели чину.
Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, указываются на навигационных картах.
Например, в заголовке карты указано: «Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты».
Если любитель пользуется этой картой в 1972 году, то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.
Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг ИП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:
2) МП + (± d ) = ИП или ИП — (± d ) = МП.
Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение
Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса.
Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу.
Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.
Разность будет величиной курсового угла левого борта. Курсовой угол правого борта имеет знак плюс, курсовой угол левого борта — знак минус.
Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:
Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°.
Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.
На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М.
Линия N М S М показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:
1) ИП = МП + (— 10°), ИП = 280°+ (— 10°) = 270°.
2) ИП = ИК + КУ п/б, ИП = 225°+ 45°= 270°.
6. Девиация магнитного компаса. Исправление и перевод румбов.
Металлический корпус судна, различные металлические изделия, двигатели являются причиной отклонения магнитной стрелки компаса от магнитного меридиана, т. е. от направления, по которому должна расположиться магнитная стрелка на суше.
Магнитные силовые линии земли, пересекая судовое железо, превращают его в магниты. Последние создают собственное магнитное поле, под влиянием которого магнитная стрелка на судне получает дополнительное отклонение от направления магнитного меридиана.
Девиация может быть как положительной — восточной, или остовой, так и отрицательной — западной, или вестовой.
Девиация — величина переменная и меняется в зависимости от широты и курса судна, так как намагниченность судового железа зависит от его расположения относительно магнитных силовых линий земли.
Для расчета магнитного курса МК необходимо к величине компасного курса КК алгебраически прибавить величину девиации s на данном курсе:
Например, компасный курс КК равен 80°, при этом девиация магнитного компаса s = 20° со знаком плюс. Тогда по формуле находим:
М K = KK + (± s ) = 80 + (+20°)= 100°.
Если собственное магнитное поле судна большое, то компасом пользоваться трудно, а иногда он вообще перестает работать.
Поэтому девиацию необходимо сначала уничтожить при помощи компенсационных магнитов, расположенных в ноктоузе компаса, и брусков мягкого железа, устанавливаемых в непосредственной близости от компаса.
Рис. 43. Получение магнитного курса
Рис. 44. Исправление и перевод румбов
После уничтожения девиации приступают к определению остаточной девиации на различных курсах судна. Уничтожение и определение остаточной девиации и составление девиационной таблицы для данного компаса производится специалистом-девиатором на специально оборудованном створными знаками девиационном полигоне.
Девиация считается уничтоженной вполне удовлетворительно, если ее величина на всех курсах не превышает ±4°.
Как уже говорилось, на картах необходимо прокладывать истинные курсы и пеленги.
Для получения истинных курсов и пеленгов нужно в показания компаса, установленного на судне, внести определенную поправку, так как он показывает компасный курс и компасные пеленги.
Отсюда следует, что для получения истинных величин необходимо к компасным величинам прибавить поправку компаса с ее знаком:
На рис. 43 показан переход от МК к КК через склонение.
На рис. 44 показана взаимосвязь между всеми величинами, от которых зависит правильное определение истинных направлений в море. Углы, образованные линиями N к, N м, N и и линиями курса и пеленга, носят следующие наименования:
Компасный курс КК — угол между линией компасного меридиана N K и линией курса.
Компасный пеленг КП — угол между линией компасного меридиана N K и линией пеленга.
Магнитный курс МК — угол между магнитным меридианом N М и линией курса.
Магнитный пеленг МП — угол между линией магнитного меридиана N M и линией пеленга.
Истинный курс ИК — угол между линией истинного меридиана N И и линией курса.
Истинный пеленг ИП — угол между линией истинного меридиана и линией пеленга.
Существует мнемоническое правило, которое помогает судоводителю правильно оперировать величинами истинных магнитных и компасных направлений.
Если мы из ИК алгебраически вычтем обе стоящие вправо от ИК. величины d — склонение и s — девиацию, то получим КК.
При условии, что у нас имеется компасный курс и нужно получить МК, производим обратные действия: к компасному курсу КК прибавляем алгебраически стоящую слева от него девиацию s и получаем магнитный курс МК.
Судоводитель-любитель при расчетах и работе на карте пользуется только истинными значениями курсов, пеленгов и курсовых углов, а магнитные компасы дают только их компасное значение, поэтому ему приходится производить вычисления по приведенным выше формулам.
Переход от известных компасных и магнитных величин к неизвестным истинным называется исправлением румбов. /font>
Переход от известных истинных величин к неизвестным компасным и магнитным называется переводом румбов. /font>