Что такое кур в авиации

Пеленг радиостанции и пеленг самолета

Тот факт, что сам по себе КУР не является навигационным параметром, ограничивает возможности его применения для навигации.

Но с помощью КУР можно определить пеленг радиостанции, который является навигационным параметром и может быть использован для определения местоположения ВС. для определения пеленга необходимо знать курс ВС. Часто используется магнитный курс, измеренный магнитным компасом (курсовой системой).

Курс отсчитывается от меридиана до продольной оси ВС, а КУР – от продольной оси до направления на радиостанции. Очевидно, что сумма этих двух углов дает пеленг радиостанции – угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через ВС, и направлением на радиостанцию (рис.3.15).

Если, оставаясь в той же точке, ВС изменит курс (например, уменьшит его), то на столько же увеличится КУР. А пеленг радиостанции (сумма этих углов) не изменится. Из рис. 3.15, на котором в качестве начала отсчета выбран магнитный меридиан, можно записать

Пеленг может быть магнитным (МПР), истинным (ИПР), ортодромическим (ОПР) в зависимости от направления, принятого за начало отсчета.

Очевидно, что аналогичные соотношения можно записать и для пеленгов, отсчитанных от других направлений начала отсчета (истинного или опорного меридианов):

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Рис. 3.15. Определение пеленга радиостанции

Если считать, что меридианы самолета и радиостанции параллельны, то нетрудно рассчитать и пеленг самолета, например МПС. Ведь пеленг радиостанции – это направление «туда», а пеленг самолета – это направление «обратно». И если они отсчитываются от одинакового направления отсчета, то различаются ровно на 180º:

МПС = МПР ±180 = МК + КУР ± 180. (3.2)

Во многих случаях считать параллельными меридианы самолета и радиостанции вполне допустимо, учитывая невысокую точность измерения КУР и, следовательно, точность определения МПР и МПС. Но на самом деле даже истинные меридианы самолета и радиостанции не параллельны. Ортодромия, проходящая от самолета к радиостанции, пересекает меридианы под разными углами, разность между которыми представляет собой угол схождения меридианов. Если же говорить о магнитных меридианах, то кроме того, их направления могут различаться из-за различия магнитных склонений в двух этих точках.

Точный расчет пеленга самолета будет рассмотрен позже. А пока будем считать, что магнитные меридианы радиостанции и самолета параллельны. Такое допущение во многих случаях допустимо, поскольку расстояние между радиостанцией и самолетом невелико, в средних широтах угол схождения меридианов невелик и магнитное склонение различается незначительно.

Дата добавления: 2015-06-22 ; просмотров: 8447 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Что такое кур в авиации

Курс, пеленг, азимут.

Магнитным курсом (МК) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Истинным курсом (ИК) называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Компасным курсом (КК) называется угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Заданным путевым углом (ЗПУ) называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, и линией заданного пути.

Азимутом (А) ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир.

Курсовой угол радиостанции (КУР) называется угол, заключенный между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию. КУР отсчитывается от продольной оси самолета до направления на радиостанцию по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Магнитный курс взлета и посадки аэродрома Чугуев равен 345(165) градусам. Чтобы узнать истинный курс нужно узнать сумму МК и магнитного склонения для данной местности(+8градусов). Т.е.ИК=345+8=353градуса.

Итак самолет находится в ИПМ и нам нужно знать куда следовать дальше. Направление движения определяется заданным путевым углом. Однако, при наличии боковой составляющей ветра, самолет будет сносить с линии заданного пути, и для сохранения ЛЗП нужно вносить поправку на ветер. Эта поправка называется угол сноса.

Итак как провести самолет от одного до другого пункта маршрута разобрались.

Выдерживаем заданную скорость, высоту и ЗПУ и будет нам счастье аж до следующего ППМ. Но вот как определить что мы подходим к этому самому следующему ППМ?

Существует несколько способов определить местоположение самолета:

1. Визуально, по наземным ориентирам. Но, если ориентир будет скрыт облачностью, либо самолет отклониться от ЛЗП на расстояние, с которого ориентиры будут неразличимы, мы рискуем потеряться. Поэтому визуальные ориентиры служат больше для подтверждения правильности выдерживания нашего маршрута, чем как основной способ навигации.

2. По географическим координатам (широта-долгота) можно точно указать местонахождение самолета, но для определения местоположения самолета по географическим координатам требуется специальное оборудование, которое имеется далеко не на всех самолетах.

3. По азимуту и дальности до маяка (радиостанции) можно с достаточной точностью определить свое местонахождение на маршруте. Для этого достаточно чтобы самолет был оснащен дальномерным оборудованием и радиокомпасом. Настроив радионавигационное оборудование на РСБН, мы сможем контролировать правильность выдерживание маршрута на протяжении всего полета по заранее известным значениям азимута и дальности в контрольных точках.

Например: в контрольной точке №Х расчетная Д=55 А=70. Фактически имеем Д=58 А=70. Значит мы идем на 3 км восточнее ЛЗП, и нужно взять соответствующую поправку. Либо, в той же ситуации, имеем Д=55 А=90. Следовательно мы отклонились южнее маршрута и нужно исправлять ситуацию.

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы летчик научился определять и выдерживать свое местоположение по дальности и азимуту, четко представлял в какую сторону и насколько он отклонился от маршрута (границ пилотажной зоны).

Выдерживание местоположения в пилотажной зоне с использованием РТС.

Использование наземных визуальных ориентиров для определения своего местоположения удобно до определенного предела. Например, ориентируясь по Печенежскому водохранилищу, вы можете достаточно точно определить направление на аэродром, но определить границы пилотажной зоны с достаточной точностью визуально вам вряд-ли удастся. Удерживать свое местоположение в пределах пилотажной зоны используя дальность и азимут до РСБН достаточно просто.
На полетной карте у вас указаны дальности и азимуты границ пилотажной зоны. Выполняя задание летчик должен представлять свое местоположение относительно границ зоны, и соответствующим образом строить следующий маневр.

Источник

Курсовой угол радиостанции

АРК предназначен для измерения курсового угла радиостанции.

Курсовой угол радиостанции (КУР, ψ) – это угол, заключенный между направлением продольной оси ВС и направлением на радиостанцию. Отсчитывается от продольной оси ВС по часовой стрелке (вправо) от 0º до 360º (рис. 3.10).

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Рис. 3.10. Курсовой угол радиостанции

Следует подчеркнуть, что КУР отсчитывается не от меридиана, а от продольной оси ВС, что показывает слово «курсовой» (ведь курс – это направление продольной оси ВС). Поэтому по величине КУР невозможно сказать, где находится радиостанция: к северу, к югу, западу, востоку от ВС. Можно только судить о том, находится ли она впереди, сзади, справа или слева от направления продольной оси ВС. А сама эта ось может быть направлена в любую сторону.

При одном и том же значении КУР ВС может находиться с любой стороны от радиостанции (рис. 3.11 ).

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Рис. 3.11. Одинаковый КУР при различном положении ВС

Очевидно, что при КУР=0 радиостанция находится впереди, нос ВС «смотрит» на нее (это не значит, что ВС летит прямо на радиостанцию, ведь есть еще угол сноса). При КУР=180 радиостанция находится сзади, в направлении хвоста ВС. Если радиостанция находится строго справа, то КУР=90, а если слева КУР=270 (рис. 3.12). Пилот должен легко интерпретировать любое значение КУР, отсчитанное с указателя, представляя, где находится радиостанция.

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Рис. 3.12. Некоторые значения КУР

Если ВС поворачивает вправо, то КУР уменьшается, а если влево увеличивается независимо от того, с какой стороны находится радиостанция. При этом на сколько градусов увеличился курс, на столько же уменьшился КУР, и наоборот. Это одно из полезных правил аэронавигации: курс больше, КУР меньше.

У любого радиокомпаса имеются погрешности. Точно также как обычный магнитный компас показывает компасный курс, отличающийся от магнитного на величину девиации, так и радиокомпас на указателе показывает неточное значение КУР, называемое отсчетом радиокомпаса (ОРК). Разность КУР и ОРК называется радиодевиацией ∆Р. Радиодевиация вызвана переотражением радиоволн от металлической конструкции ВС, в результате чего рамка радиокомпаса реагирует на результирующую напряженность электромагнитных волн – идущих от радиостанции и отраженных от фюзеляжа (рис. 3.13). Величина ∆Р зависит от величины КУР, то есть от направления прихода радиоволн.

Многие АРК в своей конструкции имеют специальное устройство, компенсирующее радиодевиацию. Аналогично тому как это делается с магнитным компасом, радиодевиацию на ВС периодически списывают (заносят в таблицу), полностью или частично компенсируют, а оставшуюся – заносят в график радиодевиации, размещаемый в кабине. Радиодевиация является систематической погрешностью радиокомпаса, поскольку она для данного экземпляра АРК является постоянной (но разной для каждого значения КУР).

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Рис. 3.13. Радиодевиация

Пилот, отсчитав по указателю АРК значение ОРК, определяет по графику соответствующую ему ∆Р, и рассчитывает КУР:

На практике значения ∆Р величиной в 1-2º обычно не учитывают, поскольку случайная погрешность АРК все равно значительно больше.

Случайная погрешность измерения КУР характеризуется величиной СКП σψ=1,5º-3º. Это означает, что радиокомпасная система является не очень точной. Однако ее неточность компенсируется простотой и относительной надежностью системы.

В некоторых случаях АРК подвержен дополнительным, порой довольно значительным, погрешностям. Пилот не может знать их величину и, тем более, компенсировать данные погрешности, но он должен знать о их возможном наличии, чтобы учитывать это при решении навигационных задач.

«Горный эффект» возникает при полетах над рельефом в горной местности на относительно небольшой высоте (до 1500-2000 м над рельефом), особенно, если полет выполняется между радиостанцией и близко расположенным (до 10-15 км) горным хребтом. Он возникает из-за того, что электромагнитная волна огибает горные хребты и частично от них отражается. При этом искажается фронт волны, что приводит к погрешности измерения КУР до 8-10º.

«Ночной эффект» (поляризационная ошибка) возникает чаще не ночью, а в сумерках, если удаление до радиостанции более 100-150 км. Его причиной является отражение волны от ионизированных слоев атмосферы. Погрешность измерения КУР в этом случае в среднем составляет 8-10º, но может достигать 20-30º, а в отдельных случаях и 60-80º. Очевидно, что в этом случае использовать АРК просто невозможно. Для уменьшения влияния ночного эффекта следует выбирать близкорасположенные более мощные радиостанции с возможно большей длиной волны.

Кроме перечисленных эффектов погрешность измерения КУР может быть вызвана электростатическими помехами при полете в условиях высокой электризации атмосферы, что часто бывает вблизи зон грозовой деятельности. В этом случае могут возникнуть значительные колебания стрелки АРК, что затрудняет отсчет показаний.

Дата добавления: 2015-06-22 ; просмотров: 5621 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Основные радионавигационные элементы

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

ОРК – отсчет радиокомпаса –угол, заключенный между продольной осью ЛА и направлением, в котором установилась стрелка радиокомпаса. Отсчитывается от 0° до 360° по часовой стрелке.

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

ΔР – радиодевиация –угол, заключенный между измеренным и действительным направлением на р/ст. Радиодевиация возникает из-за того, что направление радиоволн, приходящих от радиостанции искажается в следствии вторичного излучения от металлической обшивки ЛА. Радиодевиация компенсируется (уменьшается) специальным радиокомпенсатором. Остаточная ошибка заносится в график и учитывается при расчете КУР.

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации
Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации
Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации
Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации
Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

ИПР

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиацииЧто такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиацииЧто такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиацииЧто такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиацииЧто такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиацииЧто такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиацииЧто такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиацииЧто такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиацииЧто такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиацииЧто такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиацииЧто такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

КУР

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Направление на радиостанцию

ИПР – истинный пеленг радиостанции –это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана и направлением на р/ст.

МПР – магнитный пеленг радиостанции –это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и направлением на р/ст.

ИПС – истинный пеленг самолета – это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана приводной радиостанции и направлением на самолет.

МПС – магнитный пеленг самолета –это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана приводной радиостанции и направлением на самолет. Все пеленги отсчитываются от 0° до 360° по часовой стрелке.

Источник

Радионавигационные элементы.

Основными радионавигационными элементами являются:

Ø КУР – курсовой угол радиостанции;

Ø ОРК – отсчет радиокомпаса;

Ø Δ р – радиодевиация;

Ø ИПР – истинный пеленг радиостанций;

Ø МПР – магнитный пеленг радиостанции;

Ø ИПС – истинный пеленг самолета;

Ø МПС – магнитный пеленг самолета.

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Рассмотрим их подробно.

Зная «КУР», можно указать направление на радиостанцию или узнать свое положение относительно радиостанции.

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Показания курсовых углов радиокомпаса АРК-9 и положения радиостанций относительно самолета

Радиодевиация «ΔР»— это угол, заключенный между ложным направлением на радиостанцию и действительным направлением на радиостанцию. Сущность радиодевиации заключается в том, что самолет, являясь металлическим телом, находясь в поле радиосигнала, сам становится вторичным излучателем радиосигналов, и рамка в этом случае устанавливается по равнодействующей двух излучателей. Основного – наземной радиостанции и вторичного – самолета. Для точного определения КУР необходимо знать величину и знак радиодевиации

«ΔР». Величина и знак радиодевиации зависят от КУР, т.е. под каким углом приходит радиосигнал от наземной радиостанции к продольной оси самолета. Значение «ΔР» компенсируется механически, с помощью компенсатора, расположенного в чехле рамки. Остаточная «ΔР» списывается в график, который имеет вид:

С учетом ΔР курсовой угол радиостанции будет равен:

КУР = ОРК Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиацииΔР.

Ø истинный пеленг радиостанции «ИПР»;

Ø магнитный пеленг радиостанции «МПР.

Между курсом самолета и пеленгом радиостанции имеется взаимосвязь.

Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации

Пеленг радиостанции и его связь с курсом ВС.

Ø истинный пеленг радиостанции «ИПС»;

Ø магнитный пеленг радиостанции «МПС.

Между пеленгом радиостанции и пеленгом самолета имеется взаимосвязь:

ИПС = ИПР Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации180º

МПС = МПР Что такое кур в авиации. Смотреть фото Что такое кур в авиации. Смотреть картинку Что такое кур в авиации. Картинка про Что такое кур в авиации. Фото Что такое кур в авиации180º

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *