Что такое кудель фото
«Кудель» — это о пряже
В русском языке существуют удивительные по своей красоте слова, что за многие века утратили актуальность и остаются непонятными для большинства современников. Если раньше каждая хозяйка самостоятельно готовила пряжу, а затем вязала из нее одежду, то сегодня этим занимаются специальные предприятия. А понятие «кудель» – это ключевой элемент для создания тканых вещей. Но что именно он обозначает и как используется?
Распространение термина
Ничего странного! Ведь «кудель» – это специализированный термин, который включает в себя волокна льна, шерсти, иных схожих по структуре материалов, что приготовлены для последующего прядения.
Способ получения
На практике для разрушения пектиновых веществ и отделения волокна солому льна или конопли (тресту) подвергают серьезному внешнему воздействию:
Из получившегося продукта убирают костру, все одеревеневшие части прядильных растений. А значение слова «кудель» приписывают оставшимся волокнам, максимально очищенным и пригодным для работы швеи. В зависимости от чистоты они подразделяются на три сорта.
Ритуальный предмет
Льняную купель вплетали в прическу невесты для создания праздничного образа. А в рамках похоронных обрядов существовала коса из растительных волокон для закрепления на могильном кресте.
В повседневной речи
Стоит ли запоминать слово?
Занесите слово в свой личный словарик, чтобы поддержать разговор на тему старинных ремесел или объяснить ребенку всю сложность процесса создания одежды. В иных ситуациях эти знания вряд ли пригодятся, если человек не занят в швейной промышленности.
Делаем кудель кардером
В предыдущем мастер-классе я рассказывала о прядении собачьей шерсти на деревянной прялке, начиная с того момента, когда у меня в руках уже была готовая кудель.
По скольку, у новичков это вызвало вопросы, я решила рассказать подробнее о том, откуда взялся этот ровный прямоугольный пласт, который Вы видите на заглавном фото. Кудель довольно большая по площади и ческами такую не сделать. Для этого используется барабанный кардер — инструмент для перечесывания шерсти.
В данном мастер-классе я ограничусь той информацией, которая относится к обработке именно собачьей шерсти перед прядением. Хотя этот инструмент так же используется в валянии для смешивания волокн разного типа и получения различных дизайнерских эффектов. Но так как шерсть для валяния продается преимущественно в гребенной ленте, то есть уже прочесанная фабричным способом, для прядения достаточно всего лишь распушить ее с одного конца и готова кудель. Совсем другое дело — собачья шерсть. Частенько она достается пряхам в жутком виде (грязь, опилки, колтуны и прочие радости жизни. ) и чтобы довести ее до приличного состояния, надо еще потрудиться. Даже если все не так плохо и мы имеем пух, вычесанный со своей, чистой собаки, он тоже требует перечесывания, а обрабатывать большой объем ческами долго.
Для стирки собачьей шерсти я покупаю в хозяйственном магазине такие сетчатые пакеты на молнии. Называются «для стирки шерстяных вещей». Выбирайте пакет с молнией понадежнее (они ломаться любят) и дырочками побольше (быстрей вода будет стекать).
На фото, только что выстиранная шерсть колли белого и рыжего цветов.
Если хотите, можете разобрать по цвету. После перечесывания цвет смешается и станет равномерным.
Теперь прикручиваем кардер к столу двумя струбцинами, которые идут в комплекте.
Небольшими порциями распушаем шерсть и раскладываем на площадке перед малым барабаном.
Одновременно крутим ручку кардера по часовой стрелке.
Шерсть постепенно затягивается под малый барабан и переходит на большой. Продолжаем добавлять шерсть до тех пор пока иглы большого барабана не заполнится до верху. Для лучшего качества прочеса набивать шерсть слишком плотно не нужно.
После заполнения большого барабана делаем еще 10-20 оборотов. Чтобы снять кудель, нам понадобится толстая спица. Лучше, если найдется железная. Заводим спицу под шерсть в месте соединения чесальной ленты и разрываем полотно шерсти.
Поворачивая ручку в обратную сторону (против часовой стрелки), тянем кудель вверх и сразу скатываем трубочкой.
Внимательно рассмотрев кудель, мы видим что с одной стороны она прочесана лучше. Кладем один конец кудели на площадку, повернув менее прочесанной стороной вверх и прогоняем через барабаны второй раз.
С каждым прогоном кудель будет становиться все ровнее и равномернее по цвету. Обычно трех прогонов достаточно. Но если вам досталась слишком спутанная шерсть, либо Вы намеренно смешиваете слишком различные по составу волокна, то можете повторять эту операцию пока качество не устроит. При дневном свете очень удобно рассматривать кудель перед окном на просвет. Если кое-где остались спутанные места, их сразу видно.
Вот так теперь выглядит шерсть колли, прочесанная мной три раза.
Значение слова «кудель»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кудель получается после очистки волокнистых отходов (смеси перепутанных волокон и костры), которые образуются при переработке льняной и конопляной тресты на длинное волокно в трепальных машинах. Очистка отходов (выделение костры) производится на куделеприготовительных машинах, оборудованных мялкой, трепальными барабанами и трясилкой.
В зависимости от качества исходного продукта кудель подразделяется на первый, второй и третий сорта. Кудель широко используется в текстильной промышленности для получения (прядения) грубой толстой пряжи.
КУДЕ’ЛЬ, и, ж. (обл., спец.). Волокнистая часть, очесы льна, пеньки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
куде́ль
1. спец. пучок, волокна льна, пеньки, шерсти и т. п., приготовленные для прядения ◆ Соберется эдак женщин шесть, сидят около зажженной лучины, прядут кудель, что-нибудь говорят или песни поют. Ф. М. Решетников, «Никола Знаменский», 1866 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ношеный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
К нам путь завеяла метель
Свободе, резвому веселью,
И жизни жесткая кудель
Полубольной прядется Ленью
Н. М. Коншин. Е. А. Баратынскому (1820)
1) Существующая этимология
Этимология по Максу Фасмеру
Вероятно, родственно кудерь. Из др.-русск. *кудeль происходит фин. kuontalo, вод. kontala, эст. kооnаl «прялка»; из формы кудель заимств. лит. kuodelis «пучок льна», латышск. kuodels. Сюда же кудло «клок, свалявшийся пучок волос, шерсти». Далее сравнивают с лит. kedenu, kedenti «щипать, чесать шерсть».
***
О.Н.Трубачев. Слав. kodelь, kodеlа, как и kodrь, русск. кудри является сложением с приставкой ko-; корень тот же, что и в русск. дель «толстая пеньковая нитка для неводов». Против сближения с лит. kednti.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1981
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_8.pdf
б) Национальный корпус русского языка
Ф. М. Решетников. Никола Знаменский (1866): «Соберется эдак женщин шесть, сидят около зажженной лучины, прядут кудель, что-нибудь говорят или песни поют».
в) С.Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974
3) Обобщение и вывод
Мы установили, что русский термин «кудель» отмечен в литературе с XVI века, в XIX веке фиксируется производное слово – «кудлатый» (кудл+атый; лохматый, длинношерстый, нечесаный, волосатый, косматый, всклоченный, длинношерстный, и т.д.).
Этимологи не объясняют специальный термин в связи с его графикой и фонетикой, т.к. прядение древнейшее занятие всех народов, целесообразно рассмотреть слово-понятие в связи с библейской лексикой.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, удалим гласные буквы, и выделим корни; иврит язык согласных букв, такова древняя письменная традиция.
* КУДЕЛЬ = КУ+ДЕЛЬ = К.У. (В.) + Д.Л. = К.В.+Д.Л.
У нас сразу же выявляются два корня иврита, которые раскрывают содержание слова. Их можно помыслить, провести с ними логические операции (анализ, сравнение и т.д.), когда как в русском термине «кудель» присутствует только образ (пучок льна, шерсти), какие-либо логические операции провести со знаками невозможно – нет смысла, не выявляется содержание.
* ивр. КАВ шнур, шнурок; протяжение, мерная верёвка. В русский язык буква иврита ВАВ (несёт звуки В, У, О) передана как У.
* ивр. КАВА связывать, собирать вместе.
Буква У в слоге КУ скорее всего неправильная передача знака иврита ВАВ, приспособление термина к русской фонетики; в иврите буква «У» обозначалась буквой ВАВ с точкой, ВАВ без точки – В.
КУДЕЛЬ = К.У. (В) + Д.Л. = ивр. К.В. (У), КАВ шнур, верёвка; КАВА собирать, связывать вместе + Д.Л., ДАЛА нити основы, волос; т.е. собирать, связывать вместе нити, волос (шерсть).
* См. стронг иврита 1803, ДАЛА
* См. корень иврита 6957, КАВ и 6960, КАВА (связывать)
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н.. Штейнберг, Вильно, 1878 (КАВ и ДАЛА)
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_103.htm
б) Библейский образ
* Исаия 38:12: «жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы (ДАЛА); день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину».
* Иов 38:5: «Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь (К.В.)?».
Таким образом, применив библейский иврит, из необъяснимого специального термина «кудель» мы получили слово, в котором графика и фонетика (с учетом транслитерации) соответствует содержанию.
5) Топонимы и гидронимы
* Куделька — название города Асбест Свердловской области до 1928 года.
* Куделька — название посёлка Новоасбест в Горноуральском городском округе Свердловской области до 20-х годов XX века.
* Куделька — название посёлка Асбестовский в составе города Алапаевск в
Свердловской области до 1919 года.
* Куделька — упразднённая в 2009 году деревня в Кочёвском районе Пермского края.
* Куделька — река в России (Новосибирская область), левый приток реки Иня (бассейн реки Обь), длина 18 км.
* Куделя — левый приток реки Ирпень, Киевская обл., длина – 12 км.
Русские прялки и обрядовость связанная с прядением
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».
И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.
Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»
А сейчас познакомимся с устройством прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.
Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
Писал Александр Сергеевич Пушкин.
Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Вычегда
Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».
Частушка, Холмолгорский район.
Северодвинская прялка
Северодвинская прялка
Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.
Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
Вологодская область
Ярославль-Столбчатые прялки
Вологодская область
Северодвинские прялки
Прибалтика-прялки перекликаются с русскими
Прибалтика
Украина
Городецкая прялка- донце
Архангельская область
Архангельская область, Каргопольский район
Вологда
Вологодская область
Швейка, внизу солонница
Швейка
Городецкая прялка
Городецкая прялка
Городецкая прялка
Вологда
Городецкая прялка-гребень-чесало
Городецкая прялка
Веретено
Вологда
Пермогорская прялка-«рассказ»
Архангельская область, северодвинская прялка
Архангельская область
Ярославль, теремковая прялка
Теремковая- ярославль
Вологодская область
Грязовецкие прялки
Гребень-чесало
Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п. – с целью предначертания будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Божества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, «не русский», но показательный: Пенелопа, наученная Афиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочивая время выбора, т.е. приостанавливает время, замедляет течение человеческой жизни). В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»).
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
Духи прядущие, ткущие, вышивающие
Чаще всего прядя, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.
В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее.
Существуют разные версии – «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них – много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на земле отражается в «другом мире», а наоборот. В любом случае боги, духи и люди сосуществуют рядом.
Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. (Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов). Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».
Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Домовой (либо доможириха, женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвет пряжу и кудель, что служит определенным символом – (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.
Кикимора (вариации мара/жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.
Из музея в финляндии
«Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
Комоха (персонификация лихорадки) – помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит) еще и прядет.
Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой (помогающей прясть и белить холсты), украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели).
Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.
Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем – используя магические способности она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами – низшим, высшим и срединным.
Появление прядущих духов приурочено к определенному времени – в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни – женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание. В «переломное» время нельзя вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, вязать узлы, плести, гнуть… Люди, не подозревающие о скрытой связи вещей (что наверху – то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позволяя силам хаоса проникнуть в «упорядоченный» мир, принося дисгармонию и асимметрию. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо, либо оказывает влияние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние».
Одна из древнейших- найдена При раскопках староладожского городища IX в
Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам.
Прядения обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения: на пороге дома, «на воде», на ходу, у окна; в) состав исполнителей (женщины, старухи или девочки-«недоростки», часто ни разу до этого момента не прявшие). Необходимо было и соблюдение ритуальной чистоты исполнительниц. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена «от себя» (против часовой стрелки).
Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось, вероятно, с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью – т.е. случилось чудо. В этот день «церковь нарушает молчание Священного Писания, раскрывая неисповедимые пути Господни» (поверим на слово).
Кенозерские прялки — корневые
Северодвинская прялка
Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).
В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.
Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».
Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.
Для достижения целей использовали не только разный материал для нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).
В районе Вашки, Мезени, Печоры, Усы распространена мезенская роспись
Также важен был способ крепления нити на теле: обвязывание или крест-на-крест.
Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям. В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.
1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».
2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.
3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.
5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).
6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).
7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо».
8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.
9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.
11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).
12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).
13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.
14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.
15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).
16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).
17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.
18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.
19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».
Пряха- художник Касаткин, Русский музей СПБ
Важские прялки
Самопрялка горизонтальная
Самопрялка вертикальная