Что такое кудалык у казахов
Сватовство невесты «Кудалык»
Posted by kazakh on Вторник, Декабрь 27, 2011 · 11 комментариев
Любое бракосочетание у казахов начинается с традиции «куда тусер» – ритуал сватовства невесты, прошения руки невесты у ее родителей. По согласованию с родственниками невесты назначается день, когда самые близкие родственники жениха во главе с Главным сватом приезжают просить руки невесты. Главный сват («Бас Куда») – это обычно старший брат отца жениха или ближайший близкий родственник отца жениха, старший по возрасту. Вместе с ним приезжают несколько человек – родственников жениха. Но отец невесты и отец жениха имеют особый родительский статус, их называют «бауыздар куда». В давние времена не принято было ездить на сватовство самим родителям жениха, но сейчас это стало видоизменилось и чаще всего свататься едут родители и родные братья и старшие сестры жениха.
Очень интересен обычай встречи сватов – встречают со словами «Кто вы такие? К кому идете?» в полушутливой форме и обязательно кидают «Шашу» – это конфеты и сладости. «Шашу» – это обязательный атрибут любого Тоя(праздника), означает радушие, придает ощущение праздника и сопровождается весельем. Принято собирать конфеты и раздаривать ребятишкам с пожеланием в будущем стать участниками такого же торжества (говорят: «жугысты болсын»). При входе в дом невесты, жениха встречают женге (снохи, жены старших братьев) и в шутливой форме расспрашивают его, обыскивают карманы, придумывают различные испытания. Обычно заранее специально для них в карманы жениха укладывают безделушки, монеты, а в последнее время – деньги. Обряд встречи сватов переходит в веселый галдеж, звучит музыка, играют на домбре (казахский национальный инструмент).
Прибывших гостей рассаживают на самое почетное место за дастарханом (за столом) и начинается знакомство с представителями обеих сторон. При этом неизменно сохраняется шутливый тон, общее веселье, переходящее в красивые песнопения и игры.
После того, как отец невесты во всеуслышание дает свое согласие на замужество дочери, подается блюдо «куйрык-бауыр» – это кусочки отварной печени (бауыр) и кусочки отварного курдюка(куйрык) только что забитого барана. Родители невесты кормят своих сватов – родителей жениха и скрепляют новый родственный союз между сватами.
После завершения застолья представители жениха открывают «Коржын» – суму с подарками для сватов. Чаще всего это красивые украшения для женской половины невесты и подарки для всех остальных. Родственница со стороны жениха надевает сережки невесте – «сырга тагу», который подтверждает статус невесты. По окончании застолья, перед отъездом, родителям жениха преподносятся ответные дары – «киiт». В современном обществе дары видоизменились, но как правило, в глубинках по-прежнему дарят скакунов, красиво расшитые чапаны и головные уборы с национальным орнаментом. Позже, в доме жениха проводится обряд “Беташар“.
У наших предков, кочевых племен, преобладало устное народное творчество и песни, эпосы, национальные традиции передавались из уст в уста, поэтому мало письменной информации для исследования обычаев. Современные модификации обычаев не менее интересны и нужны для максимально возможного сохранения самобытности народа.
«Құда түсу» — cватовство по-казахским традициям
На сегодня казахские традиции все еще сохранили свои истоки. В особенности, не изменился обряд құда түсу. Это заключение брачного союза родителями молодых, а также одна из обязательных традиции перед предстоящей свадьбой.
Құда түсу — это когда родители и родственники влюбленных официально знакомятся. Позже они обсуждают все важные вопросы и нюансы касаемо свадьбы.
Какие виды құда түсу существуют
Издревле в казахской культуре была традиция «бесік құда». Бесік қуда — это когда детей сватают с рождения. Также был вид сватовства, как «қарзы құда». Это когда сват со стороны жениха, выдает в невесты дочь свату со стороны невесты. Помимо этого, если сваты выдают замуж дочерей, то этот вид традиции называется «сүйек жангырту» «обновление кости». Раньше, чтобы взять в жены девушку в деревню отправляли образованного человека, который хорошо знал историю. Женщины не вмешивались в этот процесс.
«Бел қуда» — к примеру, если два друга хотели быть сватами, но не могли (к примеру, один из них не имел детей), то в будущем, если появятся малыши, то они планируют стать сватами.
Также стоит напомнить, что в старые времена сваты обмакивали руки в кровь жертвенного животного, чтобы стать до крови близкими друг другу. Сейчас так никто не делает. Была также примета «ұн жағу» «мазаться мукой» — кудалар мазали свои лица мукой, чтобы быть еще ближе. «Есік-төр көрсету» — значение этой традиции таково: родственники невесты ехали в деревню к жениху на праздник.
В случае, если кудалар показывают самоуверенность, мол, все невеста теперь наша, и вы, видимо нам ее отдаете в роде: «Жол мақсаты — жету, қыз мақсаты – кету». Перевод: «Цель дороги – дойти, а цель девушки – уйти». На что сваты могли получить ответ от родителей девушки: «Үйдін ішіне сыйған қыз, сыртқа да сияды». Перевод: «Девочка, которая ужилась внутри дома, поместится и снаружи» или же они говрили: «И за полученное, надо платить».
На данный момент в разных регионах Казахстана сватовство проводится по-разному. Например, в северных краях страны калыму не уделяют особого значения. Но в южных регионах, эту традицию считают очень важной, вплоть до мелочей придерживаются ей. Если говорить о западе, то там калыма и нет вовсе.
Ұрын той
Согласно старинным казахским традициям, урын той (урын келу) называли первое свидание молодых, в котором они с друзьями весело проводили время.
На данный момент никто не придерживается этой традиции, так как он потерял свою актуальность. Также по-другому его расшифровывают, как — гулянки среди молодежи, в это время невесты могли задаривать братьев и сестра жениха презентами.
Как жених забирал невесту?
В день бракосочетания жених весь наряженный приходил за своей любимой в родительский дом будущей жены. По традиции жених должен быть одет в казахский наряд, и желательно в самый роскошный, так, чтобы его ни с кем не спутали.
На сегодня мужчины, в основном, надевают костюмы. Но есть и те, которые предпочитают традиционные костюмы. В казахском стиле — это головной убор (борік) и нарядный чапан, на котором вышиты казахские орнаменты.
Чтобы увидеть свою любимую, жениху в обязательном порядке нужно было выполнять ряд заданий. Если у него не получалось, или же он не хотел этого делать, то выплачивал штрафные в виде денег.
К счастью, в современном мире данная традиция все еще актуальна. Обычно, задания для жениха придумывают друзья и родственники невесты.
«Құда түсер»
Приезд гостей, а точнее сватов называют «қуда түсер». О приезде сватов заранее будут знать родители девушки, и начинают накрывать на стол, пригласив всех близких родственников. На столе они подают традиционные казахские блюда. Во время угощения, главный қуда (сват), потихоньку начинает поднимать тему их визита: «у вас есть прекрасная дочка, у нас уже взрослый сын».
Молодой человек и невеста в период қуда түсу не должны быть вместе и присутствовать на празднике. Как оказалось, встреча родителей молодой пары должна пройти без их участия.
Если отец девушки, соглашается на предложение құдалар, то обе стороны одаривают друг другу презентами, как и необходимо по традиции: қүда тарту, құда аттанар, ат байлар и т.д.
Бас құда
Бас куда — это главный человек со стороны сватов. Отец парня, и отец девушки являются — бауыздау құдалар, что означает самые близкие. Бас куда (главный сват) если верить традиции должен и даже обязан заботиться о новоиспеченной невесте.
Также существует в свадебных традициях казахов и ответный визит родителей девушки к сватам, называется он «Бата аяқ». Во время этого визита обе делегации ставят окончательный вердикт касаемо свадьбы.
Қалың мал (выкуп)
После того, как между сватами пройдут все официальные части. По обычаю, сторона жениха должна была заплатить «қалың мал», который раньше выплачивался скотом. Сейчас же обычай выплаты калыма поменялся. В разных частях казахстана, он разный.
Құйрық-бауыр
Куйрык-бауыр — традиционное угощение из печени и курдючного сала. Это блюдо указывает на то, что сватовство прошло на отлично. Также, это является неким доказательством того, что сватовство состоялось. Этот прием налагает на родителей с обеих сторон обязательства. В случае, если сватовство по некоторым обстоятельствам прервется, то виновная сторона платит неустойку и возвращает полученный калым. По форме оно выглядит так: похож на бутерброд, но сверху печени накладывают курдючное сало.
Асатады
«Асатады» — «Угощать» приехавших сватов. Как раз таки угощают курдючным салом. На сегодня это блюдо выглядит совсем по-другому. Сейчас его подают на шпажках, так его можно съесть без остатка, как положено по обычаю. Сваты во время угощения желают друг другу: «Бауырдай жақын – құйрықтай тәтті болайық». «Давайте будем друг другу близки как печень, и нежны как курдючное сало». После, уже в статусе официальных «кудалар» родители молодоженов проводят обряд «Төс қағыстыру», где отцы влюбленных обнимаются. На казахском это звучит таким образом: «Құда мен құданы төс қағыстыру».
После ритуалов құйрық-бауыр и төс қағыстыру проводится обряд « Сырға салу «, «Одевание серег», в котором принимают участие только женщины. Невесту выводят две ее снохи (жеңге) без сережек. К делу приступают уже две снохи со стороны жениха. Они надевают на невесту привезенные серьги. На самом деле серьги также может надеть и мама жениха. Это зависит уже от региона, куда невестой пойдет девушка. Поцеловав ее и поздравив ее, сваты дарят плату за показ невесты «қыздың көрімдігі».
Также сваты со словами: «Қалыңсыз қыз болса да, кәдесіз күйеу болмайды». «Может и существует невеста без приданого, но не существует жениха без подарков». Таким образом, сваты со стороны жениха вручают родным невесты обязательные дары:
«Өлі — тірі» «Мертвые-живые» – принесенное в жертво мясо, которое делят между родственниками новоиспеченной невесты.
«Той малы» «Животное на свадьбу» — на данный момент эти обряды дарят в денежном эквиваленте.
«Сүт ақысы» «Оплата молока» – здесь дарят подарок матери невесты.
«Жігіт түйе» «Джигит верблюд» – в этом обряде нужно сделать подарок отцу невесты в виде верблюда.
Құдалық
Сватовство после большой свадьбы делает сторона жениха, чтобы как полагается встретить сватов. Есть даже поговорка – «Құдалықтың белгісі – барыс келіс», «Знак сватовства – взаимные визиты». Но сейчас зачастую кудалык со стороны жениха проводят в день куда тусу, а құдалық родственников невесты проводят во время их приезда на большую свадьбу. Причиной такому действию, является нехватка времени, так как на казахских свадьбах бывает огромное количество людей.
Неважно, когда проходит құдалық, ведь главной его целью является — обмен подарками. У казахов говорят: «Құдалық белгісі — киіт, қоныс белгісі — бейіт» «Знак сватовства – подарки, а знак новоселья – могилки», ну и конечно же, теплая и доброжелательная атмосфера. Также у нас говорят, что любой казах: «Уважает и чтит свата, как бога». В главном блюде бешбармак баранью голову подают свату. Также казахи при сватовстве желают, чтобы сват стал им как друг, а сватья, как самая близкая подруга, сестра.
Обмен подарками называют – «Киіт». В этом обряде презенты делаются из одежды. Сваты заранее обмениваются списками с указанием размеров одежды каждого из членов родственников, которым будут покупать подарки. Закупают различного рода вещи: верхнюю одежду, к примеру пальто, чапаны, костюмы, рубашки, блузки и т.д. На сегодня эта традиция в разных регионах Казахстана проводится по-разному. Некоторые сваты говорят друг другу: «Может не будем одевать друг друга» «Сіз бізді, біз сізді киіндірмей ақ қояйық». Однако, в любом случае обе стороны сватов без подарков не остаются.
Современная казахская свадьба: традиции
Современная казахская свадьба: Pixabay
Современная казахская свадьба — зрелищное событие, наполненное древними традициями и обрядами. Многие обычаи, связанные со свадебными приготовлениями, существенно изменились и упростились. Как проходит бракосочетание в наши дни? Ответы подскажет жизнь, а также исследователи национальных традиций.
Сватовство («құда түсу»)
Свадьба для казахов — это не просто заключение брака в ЗАГСе. Есть свадебные ритуалы, которые имеют символическое, культурное и мировоззренческое значение для нации. Поэтому их чтят, им следуют современные казахи.
Главное предсвадебное действие — сватовство («куда тусу»). В древние времена такому обряду предшествовали два варианта развития событий:
В современном обществе казахские браки заключаются со сватовством («кудалык») и часто сопровождаются выкупом невесты (калым). «Кудалык», или визит родителей в дом невесты с целью сватовства, — начальный этап свадебных ритуалов у казахов. Его суть заключается в следующем:
Окончательный договор о свадьбе символизирует ответный визит родителей невесты к сватам и жениху («бата аяк»).
Калым и приданое
Во время сватовства родители жениха договариваются о материальном подтверждении серьезности намерений. С этой целью принято выплачивать калым за невесту. Родственники будущей жены готовят приданое.
Вот что известно об этих составляющих свадебного процесса:
Предсвадебные обряды
Казахскую свадьбу проводят не за один день. Бракосочетанию предшествует ряд мероприятий, призванных отдать дань традициям и весело провести время.
Смотрины и встреча жениха и невесты («орын той»)
В старину за некоторое время до свадьбы, как уточняют исследователи Г. С. Тихоновская и Ю. А. Сапарова, происходил «орын той» («урын келу») — первое свидание молодых. В этот день они знакомились, присматривались друг к другу, общались и даже прикасались («кол устатар» — прикосновение к руке невесты).
Перед этим жениху приходилось пройти ряд испытаний: обойти бакан, задобрить спущенных собак. Все действия происходили в присутствии друзей, братьев и сестер жениха, а также подруг и родственниц невесты.
На данный момент редко придерживаются всех вышеперечисленных традиций. В наше время в день «урын тоя» молодежь устраивает гулянье, а невеста одаривает сестер и братьев жениха.
Проводы невесты («қыз узату той»)
Древняя традиция, нашедшая отклик в современности, — проводы невесты, на которые делают красивые пригласительные. Родственники девушки устраивают своеобразное прощание с любимой дочерью, сестрой, родственницей. На празднике принято:
Проводят мероприятие в доме будущей жены или в ресторане за день до бракосочетания. На празднике прощания допустимо присутствие гостей со стороны жениха.
Обряд знакомства невесты с родней мужа (беташар): YouTube/basir71
Праздник в честь молодых
Кульминация череды свадебных обрядов — день бракосочетания. Реальные истории свадебных церемоний, происходивших в разные годы в казахстанском городе Актюбинск, рассказывает Мария Коржева в статье «Ах, эта свадьба…». Вот несколько традиций, связанных с этим важным для молодоженов днем.
Приезд жениха за невестой
В день свадебной церемонии жених должен выполнить несколько действий:
Одевание невесты («саукеле кигизу»)
В то время когда жених пытается прорваться к будущей жене, молодую собирают в отеческом доме. Для этого ей:
Облачение невесты в свадебный наряд возложено на мать или наиболее уважаемую в семье (ауле, городе) женщину почтенного возраста.
Свадебная церемония
Как правило, современные свадьбы в Казахстане, заключаются в ЗАГСе. Некоторые пары проходят специальный обряд в мечети согласно мусульманскому обычаю («нике кию»).
Свадебный обряд в мечети: YouTube/NUR
Также возможно совмещение: официальная регистрация и заключение духовного союза, когда мулла совершает обряд непосредственно перед банкетом, призывая всех гостей стать свидетелями союза двух любящих людей.
Вот еще несколько обычаев, которые проводят в день свадьбы:
Свадебная церемония: YouTube/Altyntoi event
Современная казахская свадьба в Казахстане не обходится без новых традиций, принятых в западных странах. Среди них:
Нынешнее гуляние полностью зависит от фантазии молодоженов и тамады. В программу входят различные конкурсы, игры, танцы, свадебный пир и прочие мероприятия. Празднования, растянутые на несколько дней, во многом отошли в прошлое. Современная свадьба в большинстве случаев укладывается в один день.
Современные пары из Казахстана остаются верны традициям и стараются чтить древние обряды. Значимая роль отводится обрядам, предшествующим бракосочетанию. На свадебных торжествах обязательно чествуют старшее поколение и устраивают богатое и веселое застолье.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Свадьба по-казахски. Как все на самом деле
Свадьба по казахски (или свадьба по алматински)
Часть 1.
В наше время, на процесс выбора невесты для сына, родители не имеют прямого влияния, скорее только косвенное. Это когда «вдалбливают» сыну с детства «озинин тенин болсын», чтобы была ровней, т.е. не беднее, но и не богаче; или «анасына карап кызын ал» — прежде посмотри на мать невесты; или «обязательно высший образованиясы болсын» наличие высшего образования это must have. Ну и, конечно же, есть кучу других установок, которые зависят от культуры или комплексов каждого семейства. К примеру, у меня есть родственница, которая как основное требование говорит своему сыну «кредиттери болмасын, а то озимиздики жетеди», что в переводе, чтобы без кредитов была, а то своих кредитов за уши хватает». А еще одна дальняя тетушка говорила «Кызыма срочно хата алу керек, а то без хаты жигиттер карамайды!» — нужно срочно купить дочери свою собственную хату, а то без хаты на нее никто не смотрит!)))
Еще конечно же пытаются «нечаянно» познакомить, при этом делая заранее рекламную компанию не только потенциальной невесте, но и всей ее семье, где «папасы улкен бизнесмен екен», «агасы министр екен», «озинин порш кайени бар екен», «адеми, акылды кыз екен» и т.д. Но, в своем окружении, видела только отрицательную реакцию на такие попытки сводничества, ибо наши женихи свято верят в любовь.)))
И вот, наступает тот самый счастливый момент, когда сын приходит и говорит о своем желании жениться. Первая реакция любой матери это «Ой бааай» и «Кашааан?», а дальше начинается форменный допрос «Кимнин Кызы? Каншада? Алматинка ма? Аке-шешеси ким? Образованиесы бар ма? Жумыс истей ма?» (Сколько ей лет? Кто родители? Есть ли высшее образование? Работает?) и ответы на все эти вопросы должны быть максимально положительными и удовлетворительными.
И так…Махина завертелась…
Часть 2.
Знакомство с будущими кудалар (сваты) для обсуждения дальнейшего плана мероприятий.
Согласно новым казахским традициям, родители жениха приглашают родителей невесты на ужин в ресторан. Это должен быть самый крутой ресторан в городе, ибо надо с самого начала показать «кто есть кто». Мамы приходят на первую встречу надев свои самые крупные бриллианты и самые красивые наряды, и всю беседу пытаются максимально показать все главные «козыри» своих детей и своей семьи.
А отцы, во время таких знакомств, восторженны с самого начала, так как появляется еще один свой человек (Куда. ), с которым можно сходить в Арасан, посмотреть вместе футбол, или перекинуться в преферанс, когда женщины готовят бешбармак, а еще лучше съездить на охоту или рыбалку. Но отец невесты обычно старается делать грустное лицо, согласно предварительному инструктажу своей супруги, и это у него получается только первые полчаса, потому что дальше уже радость просачивается через все «щели» отцовской сущности. К счастью, у нас давно не осуждается, что отец невесты рад и горд выдать свою дочь замуж, — ни для кого не секрет, что нормальные перспективные женихи это наш алматинский дефицит.
Всю встречу, будущие кудалар деликатно обсуждают предстоящий сырга тагу (одеть невесте кольцо и забронировать), кудалык (сватовство), кыз узату (проводы невесты), ну и конечно же свадьбу.
В последнее время, стали практиковать объединенные свадьбы, когда две стороны скидываются и проводят совместное мероприятие, без отдельного мероприятия «проводы невесты». Но чаще всего, отец невесты настаивает на том, что будет отдельная мини-свадьба под названием «кыз узату», при этом произнося «Как это можно обойтись без «Кыз узату? Это чтобы потом говорили, что я не смог достойно свою дочь замуж выдать?!»
Надо отметить, что редко когда «жениха-невесту» подпускают к организации мероприятий. Все что им разрешается, это выбрать себе наряды, кольца, лимузины и свадебный торт. На все остальные попытки молодых «вмешаться» в свадебный переполох, они получают стандартные ответы типа «вот когда будете женить своих детей, вот тогда и делайте что хотите!»
Далее определяется дата каждого мероприятия и «предсвадебная истерия» начинается…
Часть 3.
Мама жениха, с особым трепетом начинает обзванивать всех ближайших родственниц в лице апашек, татешек, женгешек, абысынок и кудаги, чтобы сообщить «сенсационную» новость «Анау биздин бала наконец-то уйленейин деп жатыр!». Надо отметить, что каждая родственница, после стандартного «Кутты болсын!», считает своим долгом дать тыщумиллионов советов о правильной организации каждого предстоящего мероприятия. А так как страна у нас огромная, родственники живут в разных регионах, а в каждом регионе имеются свои детали к каждому обычаю, к моменту окончания последнего разговора, голова у мамы жениха уже распухла и готова взорваться.
А еще эти родственницы любят нагонять страху. Все мы знаем, что коренных алмаатинцев в третьем-четвертом поколении у нас немного, поэтому сразу же выясняются реальные корни будущей невесты. Если узнают, что корни из южного Казахстана, то самое стандартное «ойбай, эти южане, они просят огромный калым за своих дочерей и вечно выставляют какие-то требования» сразу приправляя свое высказывание какой-нибудь «перцовой» историей о «баленшенин баласы, который женился на южанке».
Если узнают, что невеста с северного казахстана, тогда «ойбай, они там все такие обрусевшие, вообще традиций не знают, наверное келин еще без приданного придет».
После недельных перезвонов, чаепитий, обсуждений, определяется первая «звездная» делегация для отправки на «Сырга тагу».
Часть 4.
Мама жениха, вместе с дочерьми и сестрами делает рейд по всем ювелирным салонам города в поиске достойных сережек для будущей невесты. Не важно какой достаток у семьи, но сережки обязательно должны быть с бриллиантом. Пускай это будет маленькая крошка бриллианта в 0.1 карат, зато во время процедуры «бронирования» невесты, можно сказать при всех родственниках невесты, что серьги с бриллиантом!
Далее покупается большая корзина со всякими дорогими спиртными напитками, шоколадками, чаями и прочими вкусностями, так как не положено приходить с пустыми руками.
А еще, на всякий случай берется с собой небольшая дорожная сумка с подарками.
Состав этой самой остается тайным для всех, потому что передается из рук в руки, от одной кудагихи к другой.
Для принимающей стороны, именно серьги для невесты и эта самая загадочная сумка является «индикатором» дальнейших расходов. Если пришли с серьгами с бриллиантом в 1 карат и загадочная сумка полна брендовых подарков, тогда это свадьба уровня «Дома приемов», а значит и «уят болмасын деп» надо делать проводы невесты как минимум в Интерконте. Вот завидев таких родственников, прыгают от счастья все сетевики от цептер и салоны люксовой мебели. А если позволяет время, то надо срочно лететь в эмираты. Дешевле, ну и по пути можно снять какой-нибудь «морской» лав стори.
Часть 5.
Сырга тагу (бронирование невесты через середки)
И вот, «звездная» делегация из 6-10 человек направляется в дом невесты. Конечно же, родители невесты тоже очень переживали и готовились, предварительно созвав самых близких родственников и накрыв шикарный дастархан.
Далее, будущих кудалар сажают «торге» (во главе стола) и первые минуты, сценарий боиынша, нависает напряженная тишина. Родственники невесты делают вид, что типа не понимают зачем пришли эти люди, и типа они еще думают «отдавать или не отдавать» свою дочь.
Но сторона жениха обычно не сомневается в положительном исходе, так как в наше сложное время дефицита женихов, невесты это очень скоропортящийся продукт. Выдержав паузу, старейшина принимающей стороны задает вопрос, типа уважаемые гости, по какому поводу сей визит? После этого вопроса, слово берет старшина, вернее «генерал» со стороны жениха и начинает представлять свою делегацию. В первую очередь, любая речь основного делегата начинается с презентации своего рода и происхождения. Обязательно необходимо рассказать о батырах, которые вышли из этого рода и о священной земле, на которой этот род появился. Далее представляют всех членов делегации соблюдая всю возрастную и родственную иерархию.
Что примечательно, во время рассадки за стол, эта иерархия тоже соблюдается, при этом любой «казахский» ребенок с детства четко знает своем место согласно иерархии и месту событий.
Далее, произносится стандартная, но красивая речь примерно следующего содержания — Вот он биздин бала (жених), с таким-то образованием, с такими-то человеческим качествами, работающий, воспитанный и т.д. И, оказывается, он встретил вашу красивую нежную девочку и сердце его дрогнуло. Вот это основная причина нашего визита. Отдайте пожалуйста в нашу семью вашу девочку. Мы пришли просить у вас ее руки.
Здесь начинает говорить старейшина со стороны невесты. Тоже проводит процедуру знакомства со всеми ближайшими родственниками. Гости со стороны жениха дружно кивают и пытаются сделать вид, что запомнили всех многочисленных будущих кудалар с первого раза.
А потом произносится самая главная фраза « Ну ладно, семья у вас вроде хорошая, молодые вроде друг друга любят, так уж и быть! Мы согласны!» и просит привести и показать невесту.
Кстати, о невесте. Все это время, она «бедненькая» сидит запертая и голодная в дальней комнате, периодически направляю сообщение по вотсапу будущему жениху с вопросами «Когда уже? Сколько можно ждать? Я хочу кушать! Я волнуюсь! Как там все проходит? Как тебе мои родственники? И т.д.»
Приводят будущую келин. Апашка жениха дает «коримдик» апашке невесты, а мама жениха одевает на нее сережки. Помолвка состоялась. Все аплодируют, снимают на фото и видео и уже более раскрепощено продолжают застолье.
Часть 6.
Афтерпати — шай.
У казахов есть условное правило, что в гостях принято подавать «Еки шай, бир тамак». Т.е. необходимо сделать три смены блюд. Гости вначале садятся за стол, едят холодные закуски и им приносят чай. После, стол освежается и подают бешбармак и сорпу. Затем стол опять освежается, и опять подают чай, но уже с десертами. Самое примечательное, что самые радивые хозяйки, во время первого стола, могут подать еще одно горячее типа куырдака, мант или котлет, но по любому это будет относится к категории «бир шай», ибо «тамак» у казахов это только бешбармак. Но я обычно говорю, что ничего подобного, у казахов есть еще один «бир шай». Это так называемое афтерпати. Любая казахская семья после ухода гостей обязательно дружно говорит «Ал енди озимиз отырып бир шай ишеик», что в переводе «А теперь давайте попьем чаю в своем кругу». Но весь прикол в том, что и гости, придя домой тоже говорят эту же фразу и тоже пьют дома чай.
После «Сырга тагу», родственники жениха обязательно едут всей делегацией домой к родителям жениха, где проходит очередное чаепитие в стиле «Ал енди озимиз отырып бир шай ишеик», во время которого идет бурное обсуждение прошедшего мероприятия и впечатлений от знакомства с будущими кудалар.
В свою очередь, родственники невесты. Проводив гостей также садятся за стол и также проводят бурные обсуждения.
А жених и невеста это два стукача, которые потом докладывают друг другу о впечатленияз обеих сторон. Но в связи с тем, что в 99 из 100% будущие кудалар всегда овольны друг другом, все обсуждения заканчиваются стандартным «Жаксы кисилер екен» — Очень хорошие люди!
Я как истинная казашка, из всех видов застолий, обожаю именно афтерпати-шай.
Часть 7.
Кудалык. (Сватовство).
«Бронь» на невесту поставлена, но две стороны еще не полноценные кудалар (сваты), пока не провели все церемонии согласно традициям.
К церемонии «кудалык» готовятся больше и интенсивнее, чем к самой свадьбе. И все основные дебаты проходят именно вокруг этого события. Необходимо отметить, что кудалык проходит в два этапа. Вначале родственники жениха вновь идут в дом к невесте, но теперь уже с подарками и коржыном. А потом, родственники невесты приходят в дом к жениху, также с подарками и с тосек-орын (приданное).
Самое главное в церемонии кудалык это вовремя получить списки. Что за списки вы спросите? О, это самые сокровенные списки. Это списки делегатов на церемонию «кудалык» от обеих сторон конечно же. Непосвященные подумают, что эти списки необходимы для определения посадочных мест и спиртного. Ничего подобного. Это не просто списки, это целый семейный расклад будущих кудалар. В этом списке имеется статус, регалии, география и еще много опознавательных знаков гостей. И именно с этим списком теперь кудагилар рыщут по бутикам, рынкам, барахолкам. Потому что именно согласно этого списка, готовятся подарки, вернее огромное количество одежды и ювелирки, под кодовым названием «кит».
И так, буквально за один день до церемонии «кудалык», в доме жениха собирается большое количество апашек-ажешек-женгешек-енешек, которые начинают заниматься сортировкой и упаковкой подарков, а также наполнением самой крутой казахской свадебной сумки — Коржын. Коржын должен быть с двумя большими карманами (калта) и выполнен в национальном стиле. Снаружи, на булавках, прикрепляется огромное количество различной бижутерии. Оба кармана наполняются пачками чая, хорошими конфетами, всякими элитными вкусностями, дорогими спиртными напитками.
Параллельно готовится еще одна большая сумка, примерно с таким же содержанием, но вкусняшки и спиртное еще лучшего качества. Это сумка готовится специально для мамы невесты и называется «ананын сути», что в прямом переводе звучит как «материнское молоко», и является благодарностью матери невесты за то, что вскормила и вырастила такую дочь. Помимо этой сумки, маме невесты обязательно покупается дорогой подарок. В основном это дорогие ювелирные украшения и меховые изделия. Считаю эту традицию одной из самых правильных. Отцу невесты также покупается дорогой мужской подарок. Особенные подарки выбираются также родным братьям, сестрам невесты. А дальше, все подарки распределяются согласно списка. Это обязательно «жагалы киим» — одежда с воротом для самых уважаемых. К категории «жагалы киим» относятся все ходящие в обороте чапаны, а также пальто, плащи, костюмы. Отдельной стопкой выделяются коробки рубашек и отрезы ткани. На счет отрезов ткани, это целая тайна, потому что никто не знает куда исчезают все эти ткани?! Я ни разу не видела отрезов в обороте. В основном, все едут и закупают огромные рулоны. Раньше, предполагалось, что «пысык» хозяйки шьют себе платья или красивые корпешки. Но сейчас?! Откройте пожалуйста тайну… Где всё это? Куда исчезают рулоны текстильной продукции?
И так, второй состав «звёздной» делегации отправляется в путь. Особенностью это звездной делегации является «хорошая печень и выносливость». Ну вы поняли о чем я.
На этот раз, встречают с распростертыми объятиями, с песнями, плясками, под звуки домбры. Знаете популярную песню любого кудалыка? «Бауырымай, женешай, сагындым саулем…»? Открою вам тайну, на самом деле эта песня посвящена любимой печёнке, которую уговаривают выдержать этот кудалык.
После «биринши шай», женщины уединяются в отдельной комнате. В первую очередь открывают коржын. Определяется главная татешка со стороны невесты, которой доверяют почетную миссию «коржын ашу» и она с важным видом, засучив рукава, приступает к поставленной задаче.
Содержимое одного из калта полностью раздается присутствующим на месте родственницам невесты. Также им раздаются все побрякушки навешанные на коржын. А содержимое второго калта остается не тронутым. Это саркыт для родственников, которые придут позже. Кудалык очень затратен не только для стороны жениха, но и родственники невесты не отпускают с пустыми руками ни одного из пришедших гостей. У мамы невесты тоже на руках есть свой «таинственный список».
Одним словом, вы наверное поняли, что задача кудалык состоит в том, чтобы показать друг другу всю широту своей души, свое «ризашылык», (невозможно качественно перевести это слово), гостеприимность и максимальное желание двустороннего счастья молодым. Кудалар, как правило, становятся самыми близкими родственниками.
«Куйеу — жуз жылдык, куда — мынжылдык».
«Век зятя — сто лет, а вот сват на тысячу лет. »
Часть 8.
Узату той (проводы невесты)
Узату той, это по факту та же свадьба, но без длинной фаты и бет ашара.
Хотя нет, скорее так, — узату той это тусовка для всех родственников невесты, а в особенности для тех, кто не попал в списки приглашенных на основную свадьбу. У казахов родственников много, поэтому на основной свадьбе, для новоиспеченных кудалар предоставляется максимум 30 посадочных мест. Это тоже головная боль, потому что на свадьбу хотят все. Поэтому «узату той» это в основном «уят болмасын и ренжимесин» той для родственников невесты.
На этот той, со стороны жениха приходят 10-15 человек, которые с шумом, весело и красиво заберут невесту после тоя.
Это очень трогательное и нежное мероприятие. Каждый тост это бата и слова напутствия. На пример, такие слова напутствия как «судай синип, тастай бат» остаются в памяти на всю жизнь. Смысл этого пожелания «пропитайся в эту семью как вода и погрузись (утони) в этой семье как камень», т.е. это пожелание стать полноценной частичкой новой семьи и стать родной.
А потом, чтобы после полуночи невеста не превратилась в тыковку, принято до двенадцати ночи ее забрать.
Стелют белую дорожку, аксакалы дают бата, все родственники сценарий бойынша рыдают и жених быстренько забирает невесту.
Вместе с невестой едут две женгешки (снохи), которых отправляют убедиться, что невеста правильно зашла в свой новый дом и правильно ли ее приняли. Женгешки всегда возвращаются пьяные и довольные. Подозреваю, что истинная причина, почему появилась традиция отправлять женгешек с ночевой в дом жениха кроется в другом. Но, к счастью для многих современных невест, это правило уже весьма условное.
Кстати, есть хорошая новая традиция. Именно в день проведения «Узату той», молодые идут в мечеть и проводят обряд «неке кию» и соединяют себя узами брака перед Всевышним.
Считаю эту традицию правильной, ведь «первая брачная ночь» наступает именно в этот день.
Часть 9.
Келин шай.
Спустя пару часов, когда выпито более десяти литров чая, а келин основательно подкачала свою правую руку, апашки начинают закруглятся. Здесь начинаются приятные сюрпризы. Апашки начинают ложить денежные купюры под свои пиалушки, а самые щедрые, даже могут снять золотое кольцо с пальца, и все это действо происходит под реплики «Келиннин шайы оте татти екен. Бахытты бол шырагым!» — Чай с рук келин был очень вкусен! Будь счастлива дорогая.
На некоторых келин шай присутствуют мужчины, но обычно их не видно среди большего количества харизматичных и опытных в чаепитии представительниц женского пола.
Таким образом, келин шай это своего рода возможность получить дополнительное «бата» (благослрвение) от новоиспеченных родственников, но в отличии от мужчин, женщины дают его только за отработку.
Часть 10.
Уйлену той (Свадьба).
Хотелось бы добавить пару слов об отце жениха. Есть такая притча. Спросили у уважаемого аксакала, в чем секрет его счастливой супружеской жизни длиной в 40 лет. На что аксакал ответил, что в самом начале, они с женой договорились о том, что все серьезные проблемы решает он, а все мелкие проблемы решает его жена. Так вот, за эти 40 лет совместной жизни, в их семье не возникло ни одной серьезной проблемы.
В любой казахской семье, отец жениха это очень важная персона. От агасы (Глава очага) его называет мудрая жена, а после женитьбы сына, это Бас куда (Главный сват)(!). Поэтому, женская половина старается не беспокоить его своей возней и оберегает от лишних хлопот. Отец семейства подключается обычно к процессу подготовки только трижды. В момент, когда составляется бюджет мероприятия, потом, когда наступает время платить по счетам. И, в самом начале, когда составляются списки приглашенных. На составление списков уходит не менее двух недель. О, какие горячие дебаты проходят вокруг этих списков, но самое удивительное, что при этом, каждый день список всё пополняется и пополняется. В самом начале этого списка, перечень самых близких родственников. У любого казаха есть три категории самых близких родственников — «Оз журты, нагашы журт и кайын журт». Т.е. Это родственники со стороны отца, родственники со стороны матери, и родственники со стороны жены. Далее список пополняется особой кастой родственников — это «Генерал кудалар». К категории «генерал куда» относятся не только родные сваты, но и кудалар многочисленных братьев и сестер родителей жениха, дети которых успели жениться раньше. Вы можете себе представить, какой же список этих самых кудалар получается, если женится младший сын отца, который в свою очередь тоже является младшим сыном в своей семье. Человек пятьдесят кудалар в списке вам гарантированы.
А дальше, в глобальном списке друзья, коллеги и еще одна особая категория людей «ответка жасау» или «бизди оздеринин тойларын шакырган». Это никому не понятный список знакомых и дальних родственников, которые в свое время успели пригласить родителей жениха на свадьбу своих детей. «Даже если вы не сходили на ту свадьбу, но ответку сделать вы обязаны» гласит казахская мудрость.
Отец семейства периодически возмущается, выговаривает своей жене, что она опять включила в список кучу незнакомых ему родственников, приговаривая «Басымды катырып жибердиндер»(у меня от вас голова пухнет). А в моменты, когда надо успокоить свою благоверную, глава семейства с восторгом говорит «Тойдын болганынан боладысы кызык» (Подготовка к свадьбе интереснее, чем сама свадьба).
А если, для эксперимента, показать этот список виновнику торжества, то бишь жениху, то можно даже не спорить, что более 30% людей из этого списка, он просто не знает.
Идём дальше. Поиск и бронирование ресторана, это процесс в прямом соотношении зависящий от количества посадочных мест и кармана родителей жениха. Далее, этап покупки наряда и колец молодоженам, заказ видео и фотооператора, лимузины и прочие мелочи, которые обычно не вызывают много хлопот и переживаний.
Следующий важный момент после списков, это Тамада (Асаба) и шоу-программа. Казах без понтов, это безпонтовый казах. Вот здесь уже потирают ручки многочисленные представители шоубизнеса. Тамада тоже делятся на три категории:
1) Бюджетный вариант. Большинство представителей этой категории это агашки с пузиками, со стандартной зашоренной шоу программой одинаковых и пошловастеньких шуток, и бесконечной презентацией самого себя, в надежде набрать как минимум парочку новых заказчиков. Как правило, большинство представителей этого уровня искренне считают, что чем громче они вещают, тем успешнее мероприятие. Бегаюших по залу и шумящих детей они брезгливо называют «шыбындар», «микробтар», покрикивая, чтобы родители быстренько угомонили своих детей, мешающих работе «звезды». Стоимость такого уровня «ведущих» оценивается до 1000$;
2) Средний уровень, стоимостью от 1000-3000$. Более молодая каста тамада с креативным подходом, представительные, подтянутые, еще не избалованные, со своей современной аппаратурой и командой помощников.
3) Звездные тамада стоимостью от 3000$ и выше. Зачастую это резиденты казахстанских квн-овских команд, либо засветившиеся на телевизионных программах ведущие, уверяющие своих заказчиков, что они и есть главный успех любой свадьбы. В этой категории четко работают рыночные условия. Спрос=Предложение. Уровень проведения мероприятия ни чем не отличается от ребят из второй категории, зато есть наценка за местный бренд.
Тамада определен, надо решать с шоу-программой…
Часть 11.
Шоу-программа.
Тамада, в зависимости от того, к какой категории он относится, начинает предлагать по цене «только для своих» перечень звезд шоу-бизнеса.
Уровни предложений (на возрастание цены), начинаются совсем с юных, только делающих шаги, звезд шоу бизнеса, которых не знает 99% гостей, но услышав, как тамада презентирует юный талант, перечисляя огромное количество конкурсов, которые он выиграл, каждый гость решает про себя, что видимо это он не сведущ в новых тенденциях.
Следующая категория это большой перечень активно засветившихся на телевидении звезд казахской эстрады, репертуар которых не меняется уже долгие годы. Резиденты журнала «Жулдыздар отбасы» или категория «Фанера Forever».
Следующая категория это наши искренне любимые легендарные звезды, именами которых названо не одно поколение наших детей. Роза…Макпал…Нагима…
Не любят фанеру, любят своих зрителей, но не умеют правильно зарабатывать на свадьбах. Почему я считаю, что они не умеют зарабатывать? Да потому, что им не обязательно петь. Им просто надо появиться на свадьбе, включить фонограмму, встать в центре зала и брать по 2000 тг за совместную фотографию с каждым гостем торжества.
Присутствие на свадьбе этих народных любимцев и возможность получения совместного фото со звездой это полный успех мероприятия. Это предоставленная возможность быть местной «звездой» вашей любимой татешке из аула, которая с гордо поднятой головой будет демонстрировать фотки своим соседкам и говорить «Керемет той болды. Роза Рымбаева болды. Бир столда отырдык. Мине суйрет». (Крутая свадьба была. Сама Роза Рымбаева была. Сидели за одним столом. Вот фото).
Отдельной категорией идут уже давно наши «свадебные» звезды, являющиеся резидентами российского шоу-бизнеса. Интересно, среди российских звезд еще остался хоть один, который никогда не видел нашу казахскую свадьбу? Если узнаете о таком, сообщите пожалуйста, срочно шакырайык, а то «уят болады».
Об этой категории свадеб, вы можете наблюдать через социальные сети, посредством многочисленных родственников и друзей молодоженов.
Ну все, подготовительную часть к свадьбе практически описала. Осталась сама свадьба…