Что такое круизный лайнер
Лайнер
Лайнер — пассажирское судно, которое совершает рейсы по заранее объявленному расписанию («стоит на линии», осуществляет морское сообщение между портами). Сегодня лайнеры в подавляющем большинстве обслуживают туристические круизы.
Путешествия на лайнерах начались в 1816 г. Первые лайнеры ходили под парусами. Их называли почтовыми, потому что они перевозили почту и заодно брали пассажиров. Положение в области морских пассажироперевозок существенно изменилось после появления пароходов, а затем и теплоходов.
Вместо небольших кораблей начали строить комфортабельные суда-гиганты. В наши дни большинство людей предпочитает воздушное сообщение морскому, поэтому крупные пассажирские суда чаще всего используются в качестве туристических. Их называют круизными лайнерами.
Лайнер отличается от обычного круизного судна формой корпуса, лучшими мореходными качествами, повышенной мощностью двигателей и более высокой скоростью. В отличие от круизных паромов, преодолевающих относительно короткие расстояния, лайнеры ходят на длинные морские дистанции, порой между континентами. До начала регулярного воздушного сообщения лайнеры предоставляли пассажирам самую быструю возможность преодоления океанов.
Как устроен круизный лайнер?
Корпус лайнера собирают из больших секций — блоков — весом в несколько десятков тонн. Корпуса больших лайнеров изготавливают из стали, а многие малые суда могут иметь корпус из легких алюминиевых сплавов или пластмассы. Для повышения плавучести корпус чаще всего разделен непроницаемыми переборками на отсеки.
В случае пробоины переборки не дают воде затопить все отсеки. Гребной винт во время вращения изогнутыми лопастями отталкивает воду назад (или вперед) от кормы корабля и тем самым придает судну движение вперед или назад. На первых пароходах вместо гребного винта устанавливали колеса с прямыми лопастями.
Руль при повороте отклоняет воду позади судна. Когда вода изменяет свое направление, возникающие силы поворачивают корабль в нужном направлении. Киль проходит в самой нижней части днища по всей его длине и обеспечивает продольную прочность корпуса.
В зависимости от размеров и назначения суда могут иметь несколько палуб. Верхняя палуба служит водонепроницаемым перекрытием и обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость корабля. Надстройки расположены над верхней палубой и могут иметь несколько ярусов. На них размещаются рубки управления и всевозможные хозяйственные и жилые помещения.
Пароход-гигант
Наиболее известным круизным судном в XX в. стал английский лайнер «Титаник», который на момент своей постройки являлся крупнейшим пассажирским пароходом в мире. Судно было спущено на воду в 1911 г. Этот гигант имел водоизмещение 46 000 т, длину 269 м и ширину почти 30 м и по комфортабельности превосходил лучший отель.
Скорость «Титаника» могла достигать 25 узлов (примерно 46 км/ч). 14 апреля 1912 г. «Титаник», имея на борту 2207 пассажиров и членов команды, отправился в свой первый рейс через Атлантический океан. Четыре дня спустя судно-гигант врезалось в огромный айсберг. В его борту образовалась трещина почти в сто метров длиной, и пароход затонул.
Прекрасная «королева»
В 2003 г. был построен английский круизный лайнер «Куин Мэри 2». На момент спуска на воду он был самым большим пассажирским кораблем в мире. Его длина достигает 345 м, ширина — 41 м, а водоизмещение — 76 000 т. На борту лайнера метут разместиться 2620 пассажиров. Для комфортной поездки в их распоряжении находятся 5 бассейнов, 20 ресторанов, теннисный корт, 2 кинотеатра, торговый центр, казино, библиотека, бальный зал, театр, планетарий и даже площадка для вертолета. Силовая установка лайнера состоит из четырех двигателей общей мощностью 157 000 л. с., что позволяет этому гиганту развивать скорость до 30 узлов (примерно 56 км/ч).
«Очарование морей»
Одним из крупнейших в мире по габаритам, тоннажу и количеству пассажиров является лайнер «Очарование морей». В свой первый рейс он отправился в 2010 г. При длине 360 м судно имеет ширину 60 м и способно взять на борт 6400 пассажиров. Водоизмещение этого гиганта равно 225 000 т, и движет его силовая установка, состоящая из трех дизельных моторов общей мощностью 97 000 л. с. Максимальная скорость лайнера «Очарование морей» равна 22,6 узла (около 42 км/ч). Эта «плавучая гостиница» поражает не только своими размерами, но и роскошью и комфортом.
Сколько стоит поехать в круиз
Для нас с мамой круиз — самый удобный вид путешествия.
За неделю можно посмотреть несколько европейских городов. Еще не надо тратиться на рестораны или готовить самостоятельно: буфет на корабле работает 20 часов в сутки. Каюта похожа на номер в неплохой гостинице, а виды с балкона в открытом море не сравнить ни с чем.
В круизах по Европе мы бываем 2 раза в год — весной и осенью. За последнюю поездку в каюте с балконом заплатили 100 тысяч рублей на двоих. Из них сам круиз стоил всего 38 тысяч.
Обычно круиз обходится мне в два раза дешевле, чем путешествие по суше. Расскажу, как его купить и на чем можно сэкономить.
Потратили на двоих за 9 дней круиза — 102 600 Р
Авиабилеты в Рим и обратно | 40 000 Р |
Круиз | 38 100 Р |
Чаевые на корабле | 10 500 Р |
Трансфер в порт | 6700 Р |
Ночевка перед круизом | 4500 Р |
Возвращение в аэропорт | 2800 Р |
Зачем идти в круиз
В более длинных круизах дней в море больше и они могут идти подряд. Атлантический океан корабли пересекают без остановок за 4—6 дней.
Комфорт. Круизы подходят для отдыха с пожилыми родственниками. В таком путешествии никто не устанет от переездов и не потеряет багаж. Еще корабль хорошо приспособлен для людей, передвигающихся на колясках: везде есть пандусы, лифты и специально обученный персонал. Людям старше 55 лет круизные компании иногда дают скидки.
Дети. В круизе удобно с детьми. Обычно на лайнерах есть детская комната для малышей и развлечения для подростков: аквапарк, бассейны, кинотеатр, спортивные площадки, веревочные парки, дискотеки и мастер-классы.
На кораблях интересно. Некоторые пассажиры вообще не сходят на берег во время стоянок. Лайнер огромен, там всегда есть чем заняться. Развлечения интернациональные: опера, классические концерты, джаз, дискотеки, «Цирк дю Солей», кулинарные классы и дегустации, уроки рисования и танцев, спортивные классы.
Если хотите тишины, можно просто загорать у бассейна с книгой. За неделю на корабле я успеваю прочитать пару произведений.
Круизный лайнер — это такой плавучий курорт. Легко забыть, что ты в море, а не на суше. На некоторых лайнерах даже есть настоящие парки с лавочками в тени деревьев.
А еще можно посмотреть места, куда дорого и неудобно добираться самостоятельно. Например, на Аляску или остров Пасхи в несколько раз дешевле попасть на корабле, чем по воздуху или суше.
Круизы из России
Круизный сезон в России короткий — с мая по август. Для сравнения, в Средиземном море круизный сезон не прекращается вообще.
В России два круизных порта — Санкт-Петербург и Владивосток. Путешествия оттуда дорогие, и их мало. Например, порт Барселоны летом предлагает 228 вариантов, а Санкт-Петербурга — 22. Мы с мамой покупаем круизы в Европе.
Круизы из России можно купить на официальном сайте «Косты», в агентствах «Круклаб» и «Дримлайнс»
Летом 2020 года из Петербурга в Хельсинки, Таллин и Стокгольм будет ходить только один корабль «Косты». Самый дешевый круиз на 6 ночей обойдется в 70 000 Р на двоих. Тур на 10 ночей до Осло будет стоить 281 000 Р на двоих — и это самая дешевая каюта.
Многие путают круизы с путешествием на пароме «Принцесса Анастасия», который ходит из Санкт-Петербурга. Но он сильно отличается от круизных лайнеров. В первую очередь паром предназначен для доставки пассажиров, транспорта и грузов из одной точки в другую, поэтому на нем можно перевозить автомобили и собак. На круизных лайнерах животные запрещены и нет специальной палубы для транспорта.
Круизы по Европе
Круизов по Европе — десятки. Лайнеры останавливаются в портах Испании, Италии, Франции, Великобритании и других стран.
Вот, например, маршрут одного из самых популярных недельных круизов по Средиземному морю: Барселона, Марсель, Генуя, Рим, Палермо, Мальта и один день в море. Он круговой — это значит, что круиз можно начать из любого порта. Стоимость зависит от города, в котором турист садится на лайнер. Обычно дешевле круизы из Барселоны, Генуи и города Чивитавеккья в 80 км от Рима.
Межконтинентальные круизы
Как устроен круизный корабль
У дорогих компаний есть плохие корабли, у дешевых — хорошие. На корабле-гиганте всегда будет шумно и тесно, а маленький дорогой лайнер может оказаться плавучим домом престарелых. Перед тем как бронировать круиз, я читаю отзывы о корабле на форуме Винского, круизном форуме «Навимба» и cruisecritic.com.
Современный круизный корабль может вмещать 2000—8000 человек. Там есть тематические рестораны и бары, казино, спа, открытые и закрытые бассейны, джакузи, аквапарк, магазины, спортзал, кабинет врача и салон красоты.
Корабли бывают размером с двадцатиэтажный дом. У каждой лестницы и лифта размещен удобный стенд с картой. Из любой точки корабля до бассейна или ресторана можно добраться максимум за 5 минут. Правда, иногда приходится долго ждать лифта или они приходят переполненные. Обычно я хожу по лестницам.
Несколько палуб полностью заняты каютами. На большой «Меравилье» таких палуб семь. Они похожи на коридоры в отелях. Каюты с четными и нечетными номерами расположены на разных сторонах корабля. Моя мама как-то прошла по кругу три раза в поисках нашей каюты, пока не поняла, что идет по неправильной стороне.
Высота современных лайнеров — около 70 метров. Размеры корабля сначала пугают. Кажется, что он затонет, как только выйдет из порта
Обычно в каюте размещаются вдвоем, но есть и семейные номера на четверых. Такие каюты надо брать за год или полтора: их меньше, чем двухместных. Часто семье дешевле взять две каюты, чем одну на всех.
Мы всегда выбираем каюту в центре корабля на средних палубах. На верхних сильнее ощущается качка в шторм. На нижних может быть шумно, если рядом технические помещения, рестораны или бассейн.
Нам никогда не попадались плохие каюты, потому что я долго выбирала каждую на плане корабля. Но на форумах много историй о вибрации от винтов, неработающей канализации, неприятных запахах и шумных соседях. Если у меня есть несколько номеров на выбор, я гуглю их: в интернете можно найти отзывы о конкретной каюте и ее фотографии.
Какие бывают круизные компании
Круизные компании можно поделить на три категории.
На кораблях «Аиды» и «Туи» все объявления, меню и развлечения будут на немецком. Персонал говорит по-английски
Чем корабль дороже, тем он меньше и спокойнее: обычно на них нет развлечений для детей, ярких шоу и дискотек до утра. Такие корабли рассчитаны на взрослую респектабельную публику. Еда на них всегда лучше: в буфете будут ягоды, соленый лосось и палтус. «Туи» раз в неделю проводит икорный завтрак с несколькими видами красной и черной икры.
Из чего складывается стоимость круиза
В стоимость круиза входят портовые сборы, питание и развлечения. Еще на цену влияет тип каюты, питание и чаевые.
Каюты бывают трех типов: внутренние без окна, внешние с окном или балконом. Самые дешевые — внутренние.
стоит каюта с балконом на большом «Спектруме»
Если брать гарантированную внутреннюю каюту в несезон, можно надеяться на бесплатный апгрейд до каюты с окном или балконом. Но иногда туристам не везет и каюта оказывается у моторного отсека, над шумной общественной палубой или далеко от лифтов.
Мы с мамой всегда выбираем конкретную каюту. Но я решила рискнуть и впервые купила на 2021 год гарантированную каюту в круиз из Марселя в Венецию. Ближе к дате отплытия круизная компания сообщит ее номер. Посмотрим, повезет мне или нет.
Еда и алкоголь. Все напитки на кораблях, кроме воды, кофе и чая в буфете, платные. Алкоголь входит в стоимость, если вы купили пакет «все включено».
Мы с мамой выпиваем в день по бокалу вина, поэтому пакеты с напитками не берем. С мужем и друзьями я поеду в круиз только по системе «все включено».
Отказаться от уплаты чаевых можно на кораблях MSC, «Селебрити» и «Океании». Для этого нужно подойти на ресепшн на второй-третий день круиза. Отказ от чаевых ни на что не влияет. Некоторые туристы раздают чаевые персонально, кто-то не платит их вообще.
Где покупать круиз
Круизные компании — это MSC, «Коста», «Аида», «Туи». Для каждой страны перевозчик предлагает свою цену. Я всегда включаю VPN, захожу на несколько национальных сайтов и сравниваю цены. Один и тот же круиз может стоить по-разному для россиян и итальянцев — обычно не в нашу пользу.
В таблице я сравнила цены на один и тот же круиз на российском рынке и за границей, выбирала произвольно. Ни один круиз не был дешевле в России.
Стоимость круиза на одного в 2019 году в России и за рубежом
Корабль и порт отправления | Цена в России | Цена в Европе или США |
---|---|---|
«Веендам» из Венеции | 160 000 Р | 105 000 Р |
«Рефлекшн» из Лиссабона | 150 000 Р | 57 500 Р |
«Меравилья» из Барселоны | 117 000 Р | 48 000 Р |
«Нью Статендам» из Амстердама | 60 000 Р | 53 500 Р |
«Фаволоза» из Савоны | 50 000 Р | 36 000 Р |
Агентства продают круизы на форумах «Навимба» и Винского. Удивительно, но покупать круиз у агентов чаще дешевле, чем напрямую у круизной компании: агенты получают скидки и снижают собственную комиссию, чтобы продать больше круизов.
стоит круиз на корабле «Рефлекшн» из Лиссабона, если покупать билет в России. В США и Европе цена меньше почти втрое
Когда выгоднее покупать
На Новый год, католическое Рождество и Пасху круизы не дешевеют: слишком много желающих их купить. Такие круизы тоже лучше брать на старте продаж.
мы потратили на горящий круиз
Как менялась стоимость круиза
Расходы | Цена в июле | Цена в декабре |
---|---|---|
Круиз | 93 600 Р | 38 100 Р |
Билеты на самолет | 14 000 Р | 40 000 Р |
Чаевые на корабле | 10 500 Р | 10 500 Р |
Трансфер в порт | 6700 Р | 6700 Р |
Ночевка перед круизом | 4500 Р | 4500 Р |
Дорога в аэропорт | 2800 Р | 2800 Р |
Итого | 132 100 Р | 102 600 Р |
Во время круиза по Канарам лайнеры иногда заходят в Марокко, но россиянам в такой поездке достаточно шенгенской визы. Для трансатлантического круиза, например из Италии в Бразилию, Аргентину или на Кубу, иногда нужен только шенген. Если круиз по Карибским островам начинается или заканчивается на Мартинике или в Гваделупе, требуется длинный французский шенген или виза в заморские территории Франции. Виза в США нужна в любом круизе, где есть заход хотя бы в один американский порт. То же касается и Канады.
Еда на круизных лайнерах — в неограниченном доступе 20 часов в сутки. У нас с мамой разные вкусы, но мы обе всегда довольны питанием. По моему опыту, еда на дешевом корабле лучше, чем по системе «все включено» в отелях Греции и Турции.
Рестораны. При посадке за каждой каютой закрепляют место и время ужина в одном из ресторанов. Столиков на двоих мало, поэтому на «Меравилье» нас посадили за стол для шестерых с другими пассажирами.
Мы практически не ходили в рестораны. Там душно, долго обслуживают, нужно приходить к определенному времени, а порции маленькие. Все напитки там платные, даже вода. Вместо ресторана мы ходили в буфет.
Буфет открыт с 6 утра до 12 ночи. Он работает по принципу шведского стола в ресторане: берешь еду и садишься за любой свободный столик. Количество подходов неограниченно — можно есть сколько хочешь. Каждый вечер основное блюдо в буфете повторяет ресторанное.
Выбор в буфете огромный: фрукты, свежая пицца, сыр, колбасы, супы, мясо и рыба, азиатская еда, десерты и выпечка. Еще можно самому собрать салат или бургер. На завтрак добавляются станции с яйцами и блинчиками, можно заказать омлет с начинками. На «Меравилье» за стеклянной витриной в буфете каждый день делают моцареллу.
Развлечения в круизе
Каждый вечер стюард приносит в каюту программу развлечений на следующий день. У немецких компаний программа только на немецком, у большинства остальных — на языке пассажира.
Итальянские круизные компании MSC и «Коста» делают яркие театральные представления. Каждый день — новый спектакль. В зале примерно 1000 мест. Шоу повторяют трижды за вечер, поэтому место можно найти всегда. В морской день добавляют одно дневное представление. В нашем последнем круизе по Средиземному морю это была итальянская опера. Иногда на палубах дают камерные концерты, но места на них найти труднее, поэтому приходится слушать музыку стоя.
В своем первом круизе мы практически не выходили из каюты, а теперь каждый вечер отправляемся в театр. Постановки незамысловатые: в основном это международные хиты разных лет, классические танцы и акробатические номера. Артисты показывают трюки даже в условиях качки и шторма. За все время наших путешествий было отменено только одно представление «Цирка дю Солей» в сильный шторм.
Как добраться до начальной точки круиза
Опытные любители круизов советуют приезжать в город минимум за сутки до отправления корабля. Это дороже, чем прилететь в день начала круиза, но дешевле, чем догонять корабль. Мы всегда приезжаем заранее. Из-за непогоды компания может изменить порт выхода, а авиакомпания — отменить или перенести рейс.
Я советую заранее изучить, как проходит посадка и высадка. Регистрация на корабль обычно заканчивается за 2 часа до отправления — приезжайте в порт вовремя.
Как выходить в город и что нужно знать о тратах
Время выхода в город и возвращения на корабль указано в ежедневных программах и на информационных экранах по всему кораблю. Если корабль ночует в порту, можно вернуться в любое время или остаться в городе до утра. Для выхода и возвращения на корабль нужна корабельная карточка.
В новых городах мне хватает дня стоянки, чтобы понять, хочу ли я вернуться туда еще раз. Я планирую прогулки по путеводителю «36 часов» и отмечаю нужные точки в приложении «Мэпс-ми». Короткие маршруты по главным достопримечательностям есть в рубрике Т—Ж «Город за один день».
В городе мы заходим перекусить в знаковое городское кафе или на рынок. Экономные путешественники возвращаются обедать на корабль или берут бутерброды и фрукты в буфете утром. Формально выносить еду с корабля запрещено, но за этим никто не следит.
В первом круизе мы старались обежать весь город: уходили раньше всех и возвращались последними. Это было утомительно, и на корабле мы только спали. В следующем круизе мы уже никуда не торопились и гуляли в городах максимум по 6 часов, зато активно проводили вечера на корабле.
Чтобы сэкономить в городе, можно найти попутчиков и разделить с ними траты на экскурсии и трансферы. В дешевый популярный круиз отправляются по 200—500 человек с форума. Они сообща заказывают экскурсии, арендуют машины, помогают найти отель поближе к порту и удобные билеты на самолет. В последнем круизе форумчане посоветовали мне удачное место для ночевки в порту.
Попутчиков удобно искать на «Навимбе». Там есть отдельная ветка для каждого круиза, в общей сложности там больше сотни тем.
Как подготовиться к круизу
Изучите корабельный дресс-код. В буфете лайнеров MSC и «Косты» встречаются люди в полотенцах и сланцах. В дорогих круизах от «Кунарда» без костюма не пустят в ресторан. На немецких кораблях дресс-код всегда демократичный: в ресторан вечером можно прийти в джинсах. На корабле дорогие услуги прачечной — берите немнущиеся вещи.
Возьмите аптечку и купите страховку. Мы берем стандартную аптечку, но все, кроме антибиотиков, можно купить на корабле или в городах. По всему лайнеру расставлены автоматы с дезинфицирующей жидкостью и напоминания о необходимости мыть руки: кишечные инфекции редко, но случаются.
Пройдите электронную регистрацию на сайте круизной компании. За 2 недели до начала круиза зайдите на сайт круизной компании и пройдите электронную регистрацию по номеру брони. Некоторые агентства регистрируют туристов сами — уточните это при покупке круиза. При посадке на корабль нужно показать распечатанные круизные документы.
Запомнить
Благодарю, столько подробностей о малознакомом виде путешествий в одном месте!
— Добро пожаловать в наш клуб зануд! Возьмите, пожалуйста, стул и присаживайтесь.
— У этого, как вы выразились, стула нет спинки, так что технически это табуретка.
— Кажется, у нас новый председатель!
И да, флер романтики улетает уже тогда,.когда стоишь час с лихом под солнцем, ожидая когда все или многие из 2к+ пассажиров пройдут все чеки и поднимутся на борт
Огромное Вам спасибо! Очень загорелся идеей!
Летом в аэропорту Пальмы познакомилась с семьей, которая как раз возвращалась из круиза по Средиземноморью. Они все так здорово расписали, что я тоже загорелась идеей отправиться в такое путешествие. Сейчас частенько катаюсь на MOBY SPL и Tallink, и даже такие паромы – прямо любовь) Александра, спасибо за ваш рассказ – много полезного узнала для планирования своего будущего круиза! Подскажите еще, пожалуйста, каково на лайнере в шторм? Сильная ли качка?
Алёна, Там нет качки. Если есть шторм, тона верхних пабах ощущается немного меньше, чем в поезде. А на нижних даже не чувствуется. В сильный шторм не попадала.
danie, да, именно так. На кораблях-гигантах летом как в метро в час пик. Но сейчас непонятно, что будет с круизной отраслью вообще (как и с любой туристической): наш круиз в апреле не состоялся, перенесли на октябрь, но не уверена, что и в октябре состоится. Вся отрасль в вынужденном простое.
Александра, а как сейчас? Какие перспективы на 2021 год?
Иван, такие же туманные, как и во всей круизной отрасли. Мы должны были поехать в круиз в апреле прошлого года. Два раза его переносила, точнее выбирала другой круиз. Вместе с круизом переносили и билеты. На круизе денег я не потеряла, но и в круиз до сих пор не уехала. Сейчас он по расписанию в мае с Пальмы, но пока корабли ходят в круизы без высадки. Желающие есть, как ни странно! И с высадкой ходили круизы по Канарам и Греции, но только для жителей Германии.
Александра, очень надеюсь, что мне удалось приложить руку к этой славе на Винском.
Dmitry, Dmitry, даааа, тогда слава о нем шла такая, что я даже думала отменить купленный круиз на апрель 2018. Но с тех пор были на Меравилье уже дважды и пойдем еще, если поймаем балкон за 500 долларов!
Александра, видимо слава уже идет за кораблем:) Мы были в ноябре 2017го, когда ему еще не было года.