Что такое кривая безразличия

Что такое кривая безразличия

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Кривая безразличия: понятие, свойства и наглядные примеры

Кривая безразличия — это график различных комбинаций двух продуктов, к которым потребитель безразличен, то есть ему одинаково нравятся обе комбинации.

Давайте рассмотрим Марка, который хочет определиться с количеством обедов и количеством фильмов в месяц.

Он проанализировал свою модель потребления за последний год и выяснил следующее: (1) если он смотрит 2 фильма в любой месяц, он обедает 8 раз, (2) если он смотрит 4 фильма, он обедает 3 раза и (3) если он смотрит 6 фильмов, он обедает 1 раз и так далее.

Он одинаково любит все возможности и не отдает предпочтения какой-то одной комбинации. Если мы построим эти комбинации на графике с фильмами на одной оси и обедами на другой, мы получим его кривую безразличия, как показано ниже.

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Очевидно, Марк предпочел бы смотреть 4 фильма и обедать в ресторане 4 раза, потому что эта комбинация лучше, чем все текущие комбинации. Она показывает, что у одного потребителя может быть более одной кривой безразличия.

Такая группа кривых безразличия, которая показывает одинаково привлекательные альтернативы для потребителя при разном уровне дохода, называется семейством кривых безразличия.

Самая внешняя кривая безразличия IC2 имеет более высокий рейтинг, потому что она предлагает больше как фильмов, так и обедов во всех случаях.

Вы, должно быть, заметили, что существует компромисс между обоими товарами, то есть по мере увеличения количества фильмов количество обедов уменьшается и наоборот.

Скорость, с которой потребитель отказывается от потребления одной единицы одного продукта ради другого, называется предельной нормой замещения (или коэффициентом замещения).

Свойства кривых безразличия

Ниже приведены некоторые важные свойства кривых безразличия:

[1]. Кривые безразличия не наклоняются вверх. Это происходит потому, что кривая безразличия показывает компромисс между двумя товарами, то есть один должен уменьшаться, если другой увеличивается.

Если мы имеем кривую безразличия, направленную вверх, это означает, что потребление обоих товаров может одновременно увеличиваться.

[2]. Самая внешняя кривая безразличия наиболее предпочтительна потребителю, и рейтинг уменьшается по мере того, как мы движемся внутрь, то есть влево.

[3]. Кривые безразличия не пересекаются. Это происходит потому, что разные кривые безразличия представляют разные уровни достатка, и пересечение означало бы, что потребитель безразличен между комбинациями продуктов, представленными двумя кривыми безразличия.

Бюджетные ограничения и кривые безразличия

Бюджетное ограничение потребителя (также называемая бюджетная линия) — это прямая линия, которая показывает различную комбинацию двух продуктов, которые потребитель может позволить себе купить.

Давайте еще раз рассмотрим Марка. Если у него есть в общей сложности 200 долларов, чтобы потратить на фильмы и обеды, это его бюджетное ограничение.

Если фильм стоит 35 долларов, а ужин — 20, мы можем определить его потребительские возможности.

Если он тратит все свои деньги на фильмы, он может позволить себе смотреть 5,7 фильмов (то есть 200 долларов/35 долларов). В качестве альтернативы, если он тратит все 200 долларов на обеды, возможны 10 обедов (200 долларов/20 долларов).

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Точка, в которой линия бюджета потребителя касается кривой безразличия (то есть точка E), это комбинация, которую он потребляет.

Анализ кривой безразличия может быть использован для объяснения эффекта замещения и эффекта дохода.

Источник

Кривые безразличия: суть, построение, точки на кривых

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие, сущность и значение кривых безразличия

Кривые безразличия – это линии, отражающие множество всевозможных комбинаций благ, которые имеют для потребителя одинаковую полезность и в отношении выбора которых он демонстрирует безразличность.

Понятие кривых безразличия было введено в научных оборот двумя учеными – Вильфредо Парето и Френсисом Эджвортом. Сегодня оно довольно часто используется в различных отраслях экономической науки.

По большому счету кривые безразличия служат отражением наборов безразличия, под которыми обычно понимаются наборы вариантов потребительского выбора, имеющие одинаковую полезность, а потому – не имеющие предпочтения перед другими наборами. Товары «Х» и «У» формируют набор безразличия в том случае, если все соотношения этих благ будут равноценны для потребителя, которому будет все равно, какой из их наборов выбрать. Таким образом, кривые безразличия отражают собой совокупность наборов благ, приносящих потребителю одинаковую полезность, то есть обеспечивающих равный объем удовлетворения его потребностей.

Кривые безразличия отражают предпочтения потребителей и позволяют найти ответ на вопрос о том, как можно обеспечить максимально полное удовлетворение от покупки в условиях ограниченности бюджета. Иначе говоря, с их помощью можно узнать, какой из наборов продуктов окажется наиболее предпочтителен для потребителя.

Основополагающими свойствами кривых безразличия считаются:

Кривые безразличия двух товаров, расположенные на одной плоскости и построенные для одного потребителя, формируют карту безразличия. Таким образом, под картами безразличия следует понимать совокупность кривых безразличия, которые соответствуют различным уровням полезности для одной пары благ и для одного потребителя. Предпочтения и вкусы потребителей представляются картой кривых безразличия. При этом каждая следующая кривая безразличия, которая проходит дальше т начала координат, будет нести в себе большую величину полезности для потребителя.

Готовые работы на аналогичную тему

Основы построения кривых безразличия

Для того, чтобы разобраться в основах построения кривых безразличия, для начала подытожим их суть, а затем – рассмотрим конкретный пример их построения.

Итак, кривые безразличия представляют собой одинаковую для потребителя совокупную полезность различных благ. Для их построения рекомендуется придерживаться следующего плана:

Таким образом, в основе построения карты кривых безразличия лежит необходимость группировки благ и выделения целевой группы, определение выборов каждого потребителя, агрегирование и исключение возможных ошибок, проведение статистического анализа данных, а также интер и экстраполяция. Рассмотрим данный алгоритм на конкретном примере.

Предположим, что Иван получает полезность и удовлетворение от яблок и апельсинов и, соответственно, приобретает наборы, состоящие из этих благ. Для Ивана одинаковую полезность несут в себе следующие наборы благ: 10 яблок и 25 апельсинов, 14 яблок и 20 апельсинов, 20 яблок и 15 апельсинов, 28 яблок и 10 апельсинов, 38 яблок и 5 апельсинов.

Для построения кривой безразличия используем двухмерное пространство. В рамках системы координат Х Y на осях отложим единицы обоих товаров, входящих в наборы. Полученный результат представим на рисунке 1.

Рисунок 1. Пример построения кривой безразличия Ивана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, наборы яблок и апельсинов, представленные точками А, В, С, D, E имеют одинаковую полезность для потребителя – ему все равно, какой из них выбрать.

Точки на кривых безразличия

Каждая точка, расположенная на кривой безразличия, является комбинацией двух товаров, имеющих одинаковую для потребления общую полезность. Соответственно, потребителям безразлично, какой из наборов выбрать. В общем виде пример кривых безразличия представлен на рисунке 2. Рассмотрим кривую безразличия и точки на ней представленные более подробно.

Рисунок 2. Пример карты кривых безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К представленным комбинациям товаров «Х» и «Y» потребитель в равной степени безразличен. Это означает, что вне зависимости от того, какой из наборов будет им приобретен, он получит равное (одинаковое) удовлетворение своих потребностей, то есть любые комбинации, отмеченные на кривой безразличия, одинаково хороши для потребителя, поскольку способны принести ему одинаковую полезность.

В том случае, если наборы благ равноценны с точки зрения потребителя, то точки А и В будут лежать на одой кривой безразличия. Так кривая безразличия, что расположена правее и выше другой кривой, а также точки на не расположенные, отражает более предпочтительные для данного потребителя наборы благ. Так, например, набор С содержит в себе то же самое количество товара «Y», что и набор «А», однако в него входит большее количество товара «Х».

В целом справедливо говорить о том, что те кривые безразличия, которые сильнее удалены от начала координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей. В виду того, что кривая U2 находится справа от кривой U1, всякий набор благ, находящийся на кривой безразличия U2 будет более предпочтителен для потребителя, нежели набор, находящийся на кривой U1.

Источник

Кривые безразличия

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Чтобы ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете, мы должны знать, какой из наборов продуктов предпочтем. Наши предпочтения выражаются через кривые безразличия.

Кривая безразличия – это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребления одинаковую общую полезность, и поэтому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать (рис. 6.4).

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Рис. 6.4. Кривые безразличия.

Например, два товара X и три товара Y имеют такую же общую полезность, как три товара X и два товара Y, и т. д. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого. К этим комбинациям товаров X и Y потребитель, следовательно, в равной мере безразличен. Тем не менее любые отмеченные комбинации товаров одинаково хороши для потребителя, так как приносят одинаковую полезность.

Если с точки зрения данного потребителя наборы и равноценны, то точки А и В лежат на одной кривой безразличия. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Так, набор С содержит такое же количество товара У, что и набор А, но больше количества товара X. Кривые безразличия, более удаленные от начала координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей. Например, поскольку кривая U2 находится правее кривой U1 то любой набор, лежащий на кривой безразличия U2, предпочтительнее любого набора на кривой безразличия U1. Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух различных товаров называется картой безразличия.

Движение вдоль кривой безразличия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого количества товара Y для получения дополнительного количества товара X. Выпуклый характер кривой говорит о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не считаются взаимозаменяемыми. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения (MRS). Предельная норма замещения может быть представлена как отношение:

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

На рис. 6.5 показано, что по мере увеличения потребления товара Х на каждую дополнительную единицу (Х) (движение от точки А к точке D) количество товара Y, от которого потребитель готов отказаться (Y), сокращается, т. е. предельная норма замещения убывает.

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Рис. 6.5. Предельная норма замещения.

В самом деле, чем менее дефицитным становится товар X, тем меньшим количеством товара Y мы готовы пожертвовать, чтобы и дальше увеличивать его потребление. Иными словами, рост количества товара Х приводит к уменьшению его предельной полезности. Наклон кривой безразличия в каждой ее точке определяется предельной нормой замещения, умноженной на 1.

Характер кривой безразличия имеет нисходящий вид – отрицательный наклон, потому что соотношение Y и Х имеет обратную связь (см. кривую спроса).

Кривые безразличия могут иметь различный вид. На рис. 6.6. кривая безразличия U1 показывает, что потребитель имеет дело с товарами, которые не отличаются абсолютной взаимозаменяемостью.

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Рис. 6.6. Типы кривых безразличия.

Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров кривая безразличия будет иметь вид прямой линии (MRS = const). Обычно такие товары рассматриваются как один.

Кривая U2 – товары вообще не могут заменять друг друга (правый и левый ботинки). Такие товары жестко дополняют друг друга (кривая безразличия – взаимно перпендикулярные отрезки).

Кривая U3 показывает, что чем больше имеет товара потребитель, тем больше хотел бы его иметь. Кривая безразличия вогнута к началу координат.

Если совместить на одном графике карту кривых безразличия и бюджетное ограничение, можно будет определить, какой товарный набор выберет потребитель, чтобы получить максимум удовлетворения (рис. 6.7).

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Рис. 6.7. Оптимум потребления.

Потребитель не выберет точку А, в которой бюджетная линия пересекает некоторую кривую безразличия U1 и точку В, поскольку они расположены на более низкой кривой безразличия. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия U2 расположенной выше кривой U1.

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Оптимальный для потребителя товарный набор Е содержит QEX единиц товара X и QEY – единиц товара Y.

В точке Е (точка оптимума, или равновесия потребителя) наклоны кривой безразличия и бюджетной линии совпадают, поэтому:

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Перегруппировав члены последней пропорции, получаем:

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Итак, в точке оптимума потребителя отношение предельных полезностей равно отношению цен потребляемых благ.

Это условие верно для задачи потребительского выбора с любым числом благ.

В случае двух товаров потребитель максимизирует свою полезность, если одновременно выполняются два условия. Первое заключается в том, что MRS для данных товаров должна равняться отношению их цен. Второе условие – выделенный для приобретения данных товаров доход расходуется полностью.

Выводы

1. Теория потребительского поведения исходит из того, что имеющие выбор покупатели ведут себя рационально. Покупатели всегда выбирают товар по своим доходам, который при определенных ограничениях на розничные цены может максимально удовлетворить их потребности.

2. Теория полезности предполагает, что в основе цен товаров лежит их ценность, определяемая как суждение субъекта о значимости благ, находящихся в его распоряжении. Правило максимизации полезности в соответствии со сказанным заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность. Вывести потребителя из состояния равновесия смогут теперь только изменения потребительских предпочтений, цены на продукты и размеры доходов.

3. Согласно закону убывающей предельной полезности ценность каждого последующего блага при наращивании его запаса падает и достигает нулевого значения в точке полного насыщения (первый закон Госсена).

4. Максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ (второй закон Госсена).

5. Эффект дохода – это изменение спроса на товар как результат колебания покупательной способности денежного дохода, вызванного в свою очередь изменением цен. Эффект замещения заключается в сокращении (увеличении) потребления определенного блага при одновременном росте (сокращении) потребления других благ, если цена на него возрастает (уменьшается).

6. Излишек потребителя – это разница между той суммой, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил.

7. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия. Линии бюджетного ограничения показывают, какие комбинации двух товаров могут быть приобретены при определенных уровне цен на эти товары и величине денежного дохода. Смысл бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку товаров Х и У.

8. Кривая безразличия – это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребления одинаковую общую полезность, и поэтому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Кривая безразличия обычно выпукла к началу координат.

Оптимум потребителя достигается в точке касания бюджетной линии к кривой безразличия. В точке оптимума потребителя отношение предельных полезностей равно отношению цен потребляемых благ.

Источник

Свойства, наклон и положение кривой потребительского безразличия

10.11.2021 No Comments Posted in

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

В статье вы узнаете, что такое кривая безразличия, какими свойствами она обладает, почему у кривой безразличия отрицательный наклон, что такое предельная норма замещения, какое положение у кривой потребительского положения на графике, а также, что такое карта кривых безразличия.

Любой экономический субъект в какой-то мере является потребителем тех или иных товаров и услуг. Он предъявляет спрос на нужный ему продукт и действует с учетом собственных потребностей, вкусов и предпочтений. Именно они определяют величину спроса на рынке и, соответственно, масштабы производства.

В условиях различных ограничений (уровня дохода, времени и т.д.) потребитель вынужден постоянно искать альтернативу, то есть планировать состав своей потребительской корзины.

Графически система предпочтений потребителя изображается в виде кривых безразличия, впервые использованных ирландским экономистом и статистиком Фрэнсисом Исидором Эджуортом в 1881 году.

Создавайте презентации, запоминающиеся публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva. После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.

Что такое «кривая безразличия»

Кривые безразличия используются для исследования многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора оптимального набора благ.

Кривая безразличия — это линия, геометрическое место точек, определяющее комбинацию благ, необходимых для удовлетворения потребностей индивида.

Для примера будем считать, что потребитель имеет фиксированную величину дохода и полностью тратит ее на потребление. Пусть он приобретает только два различных товара: X и Y. Любое благо потребитель оценивает с точки зрения полезности, поэтому наверняка найдется такая комбинация этих товаров, которая будет давать одинаковый уровень полезности.

Получается, что отказываясь от некоторого количества одного товара, потребитель приобретает большее количество другого. При этом ему абсолютно безразлично, какую комбинацию предпочесть, поскольку в любом случае потребности будут удовлетворены в равной степени.

Графически кривую безразличия можно изобразить следующим образом:

Свойства кривых безразличия

Кривые потребительского безразличия обладают следующими свойствами:

Коэффициент, показывающий в какой пропорции одно благо замещается на другое, при условии, что общая полезность или уровень удовлетворения для потребителя не меняется, называется предельной нормой замещения (MRS).

Наклон кривой безразличия

Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, что характеризуется обратной зависимостью между количествами благ X и Y, то есть их альтернативностью при ограниченном доходе. Это свидетельствует о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются заменителями и по отдельности представляют собой особую ценность.

Кривые безразличия могут иметь различный вид в зависимости от вида товара. Так, например, для товаров-субститутов (взаимозаменяемых благ) кривая безразличия будет функцией линейной зависимости U1.

Для комплементарных или взаимодополняемых благ кривая безразличия U2, при этом MRS=0.

Для товаров, которых чем больше у потребителя, тем большее количество он хочет иметь, кривая безразличия U3:

Угол наклона кривой безразличия определяется предельной нормой замещения двух благ X и Y (MRSxy), то есть количеством одного блага Y, от которого потребитель отказывается, чтобы увеличить потребление другого блага X на одну единицу.

Для увеличения потребления блага X на величину ΔX потребитель должен отказаться от блага Y на величину ΔY, то есть происходит движение вдоль кривой безразличия из точки A в точку B:

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Формула расчета предельной нормы замещения:

Знак «-» в данном случае обозначает то, что для увеличения одного блага нужно сократить потребление другого. При этом предельная норма замещения — это положительная величина, так как она соответствует абсолютному наклону кривой безразличия.

Положение кривой безразличия

Кривая безразличия не может быть представлена в единственном виде. Она способна проецироваться на различные части плоскости в зависимости от того, какой уровень потребления выбирает потребитель.

При более высоком уровне потребления кривая смещается вверх относительно первоначальной, при сравнительно низком потреблении — вниз.

Карта кривых потребительского безразличия

Таким образом, накладывая все возможные в результате потребления кривые безразличия на одну плоскость, мы получаем карту кривых безразличий.

Она показывает ранжирование всех потенциальных благ от менее до более предпочтительных.

Путем составления кривых потребительского безразличия решается проблема оптимального выбора, что позволяет экономическому субъекту найти рациональный способ потребления.

Источник

Кривая безразличия – это не определение равнодушных отношений между мужчиной и женщиной, а экономический термин и инструмент для изучения потребительского поведения. Перед приобретением какого-либо блага всегда стоит выбор: купить товар «А» или лучше «Б»? Выбор потребителя зависит от предпочтений, которые характеризуются полезностью блага. Кривая безразличия изображается графически и представляет собой разную комбинацию товаров, которые для потребителя имеют равноценную полезность.

Определение и возникновение

В основе анализа поведения покупателей лежит выбор между приобретаемыми благами. Решая купить джинсы или туфли, необходимо сделать выбор в пользу того товара (блага), который в момент приобретения будет более полезным. Но выразить эту самую пользу количественно, то есть посчитать, на сколько процентов покупка туфель важнее джинсов, объективно невозможно. А если соизмерять наборы благ, то задача становится вообще нерешаемой.

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Современным подходом в определении полезности является теория ординализма, приверженцы которой предлагали определять нужное благо по рангу, не сопоставляя товары или их наборы количественным методом.

Чтобы ранжировать блага и исследовать поведение покупателей, было предложено англичанином Ф. Эджуортом использовать кривые безразличия. Это кривые равного уровня полезности двух благ.

Графическое изображение

В порядковом подходе (ординалистская теория) утверждается, что потребитель совершает покупку наборов благ, которые имеют в составе товары Х и У. Поскольку кривая безразличия – это линия, изображенная в двухмерном пространстве, то для большего понимания необходимо рассмотреть пример.

11025214204-51,25320156-50,83428108-50,63538510-50,5

Предполагается, что в наборы, в которых нуждается конкретный субъект, входят товары двух видов: картошка и макароны. Причем продукты для потребителя одинаково полезны: ему неважно, какой набор с перечисленными продуктами покупать. В таблице сведены данные о количестве продуктов в каждом наборе.

Информацию из таблицы необходимо перенести на график, где осям координат соответствует количество единиц картошки (Х) и макарон (У), входящих в наборы 1-5. В данном случае кривая безразличия – это комбинация конкретных единиц картошки и макарон, входящих в наборы благ, которые по признаку полезности одинаковые.

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Предельная норма замещения

На примере: потребитель готов отдать 0,5 единиц макарон для приобретения 1 единицы картошки. То есть ценность макарон в данном случае выше.

Карта безразличия

Если изобразить в системе координат множество кривых, причем каждая из них будет иметь разный уровень полезности, тогда график принято называть картой безразличия. На рисунке представлена подобная карта из трех кривых безразличия.

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Точки кривых, расположенных выше тех, которые ближе к началу системы координат, предпочтительнее. На второй кривой точка Р имеет преимущество перед точкой С на первой. Все потому, что в наборе С и Р одинаковое количество макарон, а вот картошки в наборе Р больше. Наборы, представленные на линиях 1, 2, 3, имеют разную полезность. И кривые безразличия, помимо всего, имеют отрицательный наклон и выпуклость линий к началу системы координат. Это говорит о том, что, увеличивая количество одного блага, приходится жертвовать уменьшением второго.

Теория кривых безразличия

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Положение равновесия потребителя будет точка касания, но не пересечения кривой безразличия с линией бюджета. Точки на кривых, расположенные выше бюджетного ограничения, являются непостижимыми для потребителя, поскольку превышают бюджет покупателя.

То есть кривая безразличия – это важный инструмент в изучении теории поведения покупателей.

Свойства кривых безразличия

Что такое кривая безразличия. Смотреть фото Что такое кривая безразличия. Смотреть картинку Что такое кривая безразличия. Картинка про Что такое кривая безразличия. Фото Что такое кривая безразличия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *