Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии

Для минимизации противоречий между старыми стандартами и ХАССП, Роспотребнадзором готовится целый ряд обновлённых стандартов, Минэкономразвития подготовил единый документ для общепита.

Что же такое ХАССП и для чего он нужен?

ХАССП – это свод правил организации производственной деятельности на основе 7 принципов, гарантирующий обеспечение на выходе качественного и безопасного для потребителя продукта. Для достижения конечной цели, обеспечение людей безопасными продуктами питания, принципы ХАССП должны соблюдаться всеми предприятиями, через которые продукт проходит путь от состояния сырья к потребителю. Т.е. по ХАССП должны работать все: от сельсхохозяйственных предприятий до розничных магазинов и предприятий общепита.

7 принципов ХАССП

Принцип 1. Анализ рисков

Суть принципа заключается в проведении анализа опасных факторов в отношении каждого технологического процесса. Такой анализ подразумевает выявление и сопоставление перечня рисков и опасностей, которые могут быть причиной заражения определенного пищевого продукта в процессе изготовления, и разработке мер профилактики для недопущения развития рисков. Для обеспечения безопасности пищевых продуктов следует исключить негативное влияние биологических, химических и физических факторов.

Степень бесконтрольности этих факторов и является определяющей в возникновении рисков в производственной деятельности, которые могут стать причиной изменения состава конечного пищевого продукта и, соответственно, сделать его небезопасным для употребления человеком.

Принцип 2. Критические контрольные точки (ККТ)

Задача заключается в выявлении критических контрольных точек (ККТ) в каждой фазе технологического процесса.

Понятие ККТ описывает этап, момент или операцию, в процессе которых существует возможность применить механизмы контроля для ликвидации или уменьшения рисков и опасностей до допустимого уровня, после которых исключается возможное заражение пищевого продукта. Для каждого установленного фактора риска разрабатываются и принимаются адекватные меры.

После анализа рисков и опасностей, полученную информацию используют для определения конкретных этапов производственного процесса, представляющие собой критические точки.

Специально для определения описанных ККТ комитетом NACMCF был разработан метод «графа принятия решений». Впрочем, никто не обязывает предприятие использовать именно эту модель исследования.

Принцип 3. Установление критических пределов для ККТ

Поставленная задача нацелена на установление критических пределов, при достижении которых следует принимать меры для предупреждения развития выявленных рисков в той или иной критической контрольной точке.

Критическим пределом в данном случае представлено наибольшее или наименьшее значение какого-либо показателя в ККТ, при корректировке которого можно предотвратить, устранить или снизить до допустимого уровня факторы риска, угрожающие безопасности пищевого продукта. Такие пределы основываются на технологических показателях, таких как:

Все параметры критических пределов базируются на применяемых нормативных документах или методических рекомендациях FSIS. Такие рекомендации и схемы описаны в научно-технической литературе и обзорах авторитетных экспертов, являющиеся членами отраслевых структур, научных кругов и профессиональных объединений.

Предприятие пищевой промышленности должно стремиться установить более строгие критические пределы по сравнению с предусмотренными документами FSIS и мнением экспертов для более тщательного соблюдения всех нормативных требований. Такой надежный запас показателей гарантированно устранит мельчайшие отклонения от установленных норм и правил.

Принцип 4. Контроль

После определения критических контрольных точек и оптимизации их показателей разрабатывается процедура контроля. В такую систему контроля входят все наблюдения и замеры за состоянием ККТ в целях соблюдения критических пределов.

Наиболее предпочтительным вариантом, конечно, является непрерывный метод контроля. В тех случаях, когда непрерывное наблюдение не оправдывает себя ни с технической, ни с экономической точки зрения, допустимо проведение периодических контрольных процедур с частотой, достаточной для координирования рисками в ККТ.

Для осуществления полноценного контроля над каждой критической контрольной точкой имеет место возложение ответственности на того или иного сотрудника организации. Привлеченный к решению таких задач персонал должен пройти соответствующее обучение, в том числе в предоставлении достоверного учета всех полученных результатов и выявленных отклонений. От качества и уровня организации системы учета будет зависеть скорость принятия ответных мер на возможные отклонения от критических пределов.

Принцип 5. Корректирующие действия

В разрабатываемом плане ХАССП должны быть четко определены корректирующие действия, которые надлежит незамедлительно предпринять в том случае, если для конкретной ККТ значения ее показателей выйдут за рамки установленных пределов. Этот принцип подразумевает, что для безопасного изготовления пищевых продуктов обязательным условием является четкая концепция организации производства с быстрым реагированием на предотвращение факторов риска.

Лежащий на столе у директора предприятия план ХАССП еще не гарантирует отсутствие проблем. Поэтому одной из важных составных частей плана ХАССП является планирование комплексных мероприятий, направленных на устранение возможных отклонений. Именно для экстренных случаев разрабатывается план действий, в котором выявляется причина отклонений и определяется порядок нейтрализации потенциально опасных либо несоответствующих нормам продуктов.

Принцип 6. Порядок учета

Этот принцип обязывает разработать эффективный порядок учета за организацией и функционированием всей системы ХАССП с ведением соответствующей документации. Система ХАССП направлена на оптимизацию процесса изготовления пищевой продукции в области выявления факторов риска и реагирования по их ликвидации. Ввиду этого, продуктивность системы будет напрямую зависеть от умения вести систематический и достоверный учет выполнения плановых процедур. Учетная документация должна находиться в открытом доступе. Ознакомление с документами должно быть доступно как для сотрудников предприятия, так и для контрольных инстанций.

Принцип 7. Систематические ревизии

Эффективное следование плану ХАССП подразумевает проведение систематических ревизий. В ходе первой проверки ревизионная комиссия подтверждает способность системы адекватно и полноценно противостоять существующим рискам.

Дальнейшие периодические ревизии проводятся с применением дополнительных тестов, методов и процедур, в задачи которых входит определение соответствия системы ХАССП плану ХАССП и возможные корректировки с повторным утверждением для обеспечения безопасности пищевых продуктов.

Внедрение принципов ХАССП на производстве

Внедрение ХАССП в производственный процесс состоит из «12 шагов». Поэтапный алгоритм из 12 пунктов описывает последоваельность действий для эффективного перевода работы предприятия в соответствие с ХАССП. На первый взгляд, всё довольно просто (подробное описание шагов вы найдёте в статье):

На практике же предприниматели и технологи сталкиваются с трудностями: неприятие нововведений коллективом, необходимость вложений в новое оборудование/ремонт/перепланировку, отсутствие опытного консультанта, способного применить «творческие решения» к индивидуальным особенностям. Также, главное, встаёт необходимость обучения персонала. По статистике нашей компании, самостоятельная разработка документов у необученного ХАССП сотрудника (технолога) в режиме выполнения основных штатных обязанностей в среднем занимает 6 месяцев.

Отличие ХАССП от СанПиНов

Невозможно прописать четкие инструкции на «все случаи жизни», что вызывает сложности у большинства начинающих предпринимателей и технологов без опыта практических решений – нет четкого ответа на вопрос: «как нужно делать тут и тут?».

С другой стороны, система ХАССП является гибкой и, за счет оптимизации процессов под конкретные условия, позволяет обеспечивать качество продукта на выходе с наименьшими ресурсными затратами.

Узнайте, из каких документов состоит ХАССП

Закажите шаблоны документации ХАССП – мы вышлем Вам их бесплатно!

Получить ХАССП бесплатно

Комментарии (0)

Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть картинку Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Картинка про Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии

На сегодняшний день EMAS являются наиболее совершенным и эффективным стандартом в мире. ISO 14000 – это всего лишь его часть, хотя неотъемлемая и существенная. И тот, и другой стандарты являются добровольными. Зачем они нужны и в чем разница?

Логическая последовательность внедрения ХАССП на предприятии осуществляется в 12 шагов, которые гарантируют повышение конкурентоспособности пищевой продукции ввиду предотвращения возникновения рисков и повышения уровня безопасности продуктов питания на всех этапах производственной деятельности – от приемки сырья до предоставления продукции потребителю.

С 15 февраля 2015 года набрали полную силу требования Технического регламента «О безопасности пищевой промышленности», являющиеся обязательными для всех организаций, которые производят пищевую продукцию на территории стран Таможенного союза. Регламентом подразумевается обязательная разработка, внедрение ХАССП и поддержка процедур, основывающихся на принципах этой системы.

Грамотная организации экологического менеджмента снижает сумму природоохранительных платежей, способствует эффективному выполнению правовых норм российского законодательства в области природоохранной деятельности. Это в итоге позволит значительно уменьшить негативное влияние на экологическую сферу последствий производственной деятельности.

Источник

ХАССП: Выявление опасностей и определение ККТ

Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть картинку Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Картинка про Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии

В этой статье мы рассмотрим, что такое ХАССП, какие существуют виды опасностей, как оценить риски, как определить и контролировать Контрольные Критические Точки (ККТ).

Понятие ХАССП (HACCP) имеет следующее значение:

HОпасность=риск (для здоровья)
AАнализ=анализ (риска)
CКритический=критический (уровень риска)
CКонтрольный=контроль и мониторинг (всех условий)
PТочки=точки или стадии (в технологическом процессе)

Расшифровка понятия “ХАССП”

Согласно данной системе, все операции анализируются для определения возможных критических точек.

Цель системы – предупреждение выявленных рисков путем применения предупредительных мер, или уменьшение этих рисков до приемлемого уровня.

Обратите внимание, ХАССП-это:

НЕ система нулевых рисков, но она предназначена для существенного уменьшения рисков.

НЕ бумажное упражнение на один раз. Система требует ежедневного применения и регулярного пересмотра.

НЕ ответственность одного человека, а результат командной работы всех сотрудников.

Концепция ХАССП основана на 7 принципах:

После разработки программ предварительных условий (например, программа мойки и дезинфекции оборудования и помещений; программы борьбы с вредителями и т.д.) приступают к оценке опасностей и анализу рисков.

Риски при работе с продуктами питания возникают по причине загрязнения химическими, физическими и биологическими агентами. Таким образом, возникает понятие физических, химических и биологических опасностей.

Примеры загрязнения

Группа риска (опасности)Загрязнение
Химическое загрязнение (опасность)– Естественные (например, пищевые аллергены, микотоксины) – Привнесенные рецептурой (красители, консерванты…) – Попавшие случайно (пестициды, тяжелые металлы, радиационные элементы, остатки моющих средств…)
Физическое загрязнение (опасность)– Естественные для продукта (например, косточки, кусочки раковин) – Попавшие в процессе изготовления (стекло, пластик, известка и т. п.)
Биологическое загрязнение (опасность)– Спорообразующие и неспорообразующие бактерии, вирусы) – Паразиты-Вредители

Опасности по ХАССП

Определение Критических Контрольных Точек (ККТ)

Далее, для предупреждения возможных рисков необходимо определить ККТ – этап процесса, где возможно и необходимо снижение опасности до приемлемого уровня и контроль.

Контрольная точка будет считаться критической, если на данной операции:

Для определения ККТ может быть использован алгоритм метода «дерева принятия решений»:

Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть картинку Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Картинка про Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии

Дерево принятия решений для определения ККТ

ККТ может быть установлена на любом этапе процесса. Показательный пример ККТ в начале процесса демонстрируют молочные заводы, когда ККТ находится в лаборатории приёмки молока для проверки остаточного количества антибиотиков в поступающем молоке. Ведь при производстве молочной продукции антибиотики, поступившие с сырьём, пройдут через весь процесс и попадут в конечный продукт.

Для каждой ККТ должны быть определены критические пределы. Например, при жарке кур на гриле, для устранения риска отравления сальмонеллой критический предел может быть задан так: температура в середине тушки не ниже +85 град. Цельсия.

Также для каждой ККТ необходимо определить способы и периодичность мониторинга соблюдения критических пределов, которая должна предотвращать попадание небезопасных продуктов потребителям, а также ответственных за мониторинг и ведение учетной документации.

Важно определить порядок действий в случаях, если критический предел был нарушен. Действия должны быть направлены на блокировку продукции, выпущенной в условиях некорректной работы процесса, а также исправление ситуации (на примере кур гриль, это может быть переналадка или ремонт оборудования).

Необходимо разобраться, почему произошла данная ситуация и предотвратить повторение возникновения несоответствия, т.к. частые отклонения процесса в ККТ и необходимость проведения соответствующих действий – не самый удачный вариант для регулярной работы.

Затем остается проводить плановые проверки работоспособности системы (верификацию), например, проверять записи мониторинга, исследовать продукцию в лаборатории, анализировать жалобы потребителей.

Пример формы для анализа рисков:

Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть картинку Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Картинка про Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии

Пример формы для определения опасностей на примере физических опасностей

Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть картинку Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Картинка про Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии

Пример формы оценки рисков ХАССП

Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Смотреть картинку Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Картинка про Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии. Фото Что такое критическая контрольная точка на пищевом предприятии

Пример формы для определение ККТ по ХАССП

Статья выходит под редакцией Алексея Фёдорова, эксперта HACCP.

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: Вконтакте Facebook

Делитесь вашим мнением в комментария, что вы думаете по этому поводу!

Следить за выходом новых статей и общаться можно в нашем Чате в телеграмм. Напоминаем, что вы можете предложить тему для публикации в разделе “Хочу статью” и задать вопрос специалисту.

Источник

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Применение принципов ХАССП

Применение принципов ХАССП

Нормативно-правовое регулирование системы безопасности производства пищевых продуктов.

Приступая к производству продуктов питания, организация берет на себя ответственность за безопасность производимой продукции. Опасности в пищевой продукции могут возникнуть на любой стадии пищевой цепочки. Во всем мире принята на уровне Государств и успешно внедряется на предприятиях, превентивная модель управления безопасностью пищевой продукции, основанная на принципах НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point).

В Российской Федерации в настоящее время действует стандарт ГОСТ Р ИСО 22000-2007, изданный в 2007 году, который является аутентичным переводом стандарта ISO 22000:2005.

• ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к любым организациям в продуктовой цепи»;

• ISO 22003:2007 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевых продуктов»;

• ISO 22004:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Руководящие указания по применению ИСО 22000:2005»;

• ISO 22005:2007 «Прослеживаемость в цепи поставщиков пищевой промышленности. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению систем».

Стандарты ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования» и ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 «Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Производство пищевой продукции» объединяют принципы ХАССП, на которых основана система анализа опасностей.

• допустимые уровни радионуклидов;

• требования к непереработанному сырью животного происхождения;

• паразитологические показатели безопасности рыбы и ракообразных.

Предприятию для подтверждения безопасности пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 необходимо, при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (Глава 3, Статья 10, п 2 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»)

Все системы менеджмента безопасностью пищевой продукции базируются на принципах HACCP(ХАССП), в основе которых лежит анализ опасностей, оценка рисков и определение критических контрольных точек в процессе производства. Подтверждением применения ХАССП на предприятии является разработанное руководство по внедрению стандарта ХАССП на предприятии и сертификация предприятия по стандарту ГОСТ Р ИСО 22000-2007 — «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции».

Основные принципы системы ХАССП.

Во всем мире признано, что применение системы НАССР на пищевых производствах имеет явные преимущества в повышении продовольственной безопасности и предотвращения инфекционной заболеваемости пищевого происхождения.

Система ХАССП — это совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП.

Системы ХАССП применяются практически во всех цивилизованных странах мира как надежная защита потребителей.

Работа по ХАССП направлена на конкретные действия для обеспечения безопасности пищевой продукции. Семь принципов HACCP представляют собой обобщенную формулировку требований и для того, чтобы применять их эффективно, необходимо полное понимание всех процессов организации и сопутствующей деятельности. Поскольку принципы ХАССР по своей природе являются обобщающими и имеют широкую направленность, в них не содержатся указания по применению. Принципы ХАССП представлены на рис.

Принцип 1. Идентифицировать потенциальные риски, которые могут возникнуть на всех стадиях производства, используя диаграмму потоков ресурсов на каждом этапе процесса производства. Оценить вероятность возникновения рисков и идентифицировать превентивные меры для их контроля.

Анализ риска состоит из его оценки, управления им на анализируемом этапе и оценки возможности передачи риска на последующие этапы.

ХАССП определяет риск как «биологический, химический или физический параметр или условие в пищевой продукции, которые потенциально способны оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека».

Биологические риски включают в себя риски, возникающие в результате действия живых организмов, в том числе микроорганизмов (Salmonella, Escherichia coli 0157:H7 и др.), простейших, паразитов и т. д., их токсинов и продуктов жизнедеятельности.

Химические риски можно разделить в зависимости от источника происхождения на три группы.

1 Ненамеренно попавшие в пищу химикаты

а) Сельскохозяйственные химикаты: пестициды, гербициды, регуляторы роста растений и т. д.

б) Химикаты, используемые на предприятиях: чистящие, моющие и дезинфицирующие средства, смазочные масла и т. д.

в) Заражения из внешней среды: свинец, мышьяк, кадмий, ртуть и т. д.

2. Продукты растительного, животного или микробного метаболизма, например афлатоксины.

3. Намеренно добавляемые в пищу химикаты

Консерванты, кислоты, пищевые добавки, вещества, способствующие облегчению переработки и т. д.

Физические риски связаны с наличием любого физического материала, который в естественном состоянии не присутствует в пищевом продукте, и который может вызвать заболевание или причинить вред лицу, употребившему данный пищевой продукт (стекло, металл, пластик и др.).

Принцип 2. Идентифицировать критические контрольные точки. Определить точки, процедуры или операционные шаги, которые можно контролировать на предмет устранения рисков или минимизации вероятности их возникновения, или снижения опасности до приемлемого уровня.

Принцип 3. Установить критические пределы (целевые уровни и допуски), которые должны быть выполнены с тем, чтобы обеспечить мониторинг критических контрольных точек.

С критическими пределами вплотную связаны предупреждающие действия, которые необходимо установить для каждого опасного фактора. Предупреждающие действия направлены на устранение возможности возникновения последствий, которые могут возникнуть при отсутствии контроля.

Принцип 4. Установить систему мониторинга контроля критических контрольных точек, запланировав испытания или наблюдения.

Система мониторинга необходима для своевременного обнаружения нарушений критических пределов и реализации соответствующих предупредительных или корректирующих воздействий (наладок процесса).

Мониторинг проводят в режиме реального времени и делят на непрерывный (с помощью автоматической измерительной аппаратуры) и выборочный (когда нет возможности или необходимости осуществлять контроль постоянно).

Принцип 5. Установить корректирующие действия, которые должны быть предприняты, если мониторинг указывает на выход из-под контроля одной из критических контрольных точек.

Поскольку ХАССП является предупреждающей системой, направленной на устранение проблем до того, как они смогут стать причиной угрозы безопасности пищевых продуктов, необходимо заранее осуществить планирование исправления потенциальных отклонений от установленных критических пределов и определить меры, которые необходимо будет предпринять при превышении критических пределов в ККТ.

В число корректирующих действий входят:

— определение местонахождения продукта, не соответствующего требованиям;

— восстановление контроля над ККТ;

— исправление причины несоответствия для предотвращения повторения нарушения (поверка средств измерений, наладка оборудования и т. п.).

Принцип 6. Установить процедуры проверки, включая дополняющие испытания и процедуры, чтобы подтвердить, что система ХАССП работает эффективно.

Осуществляется проверка с помощью методов внутреннего и внешнего аудита по окончании всех работ по документированию и внедрению системы ХАССП на предприятии по прошествии некоторого количества времени, и затем с установленной периодичностью не реже одного раза в год или во внеплановом порядке при выявлении новых неучтенных опасных факторов и рисков.

Принцип 7. Установить документацию по всем процедурам и протоколам, касающимся применения этих принципов

Важной частью системы является составление системы документации, которая представляет собой письменные документы, подтверждающие выполнение плана ХАССП на предприятии, а также дающие возможность отслеживать происхождение любого ингредиента, технологической операции или конечного продукта. Система документации должна включать информацию о продукте, информацию о производстве, рабочие листы ХАССП, процедуры мониторинга и т. д.

Система ХАССП основана на принципе, что риски, оказывающие влияние на безопасность продуктов питания, можно либо устранить, либо свести к минимуму скорее в процессе изготовления продукции, нежели путем контроля готового продукта. Его цель заключается в том, чтобы предотвратить риски на как можно более раннем этапе/точке в цепочке производства. Подход, используемый ХАССП, можно применить от момента сбора урожая до потребления готового продукта. Применяя ХАССП совместно с традиционными контролями и управлением качеством, можно создать превентивную систему обеспечения качества. Таким образом, принципы ХАССП составляют основу для грамотной разработки и внедрения управленческих систем контроля качества над производством продуктов. Для внедрения системы ХАССП производители обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, но и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также к системе оптовой и розничной торговли.

Система ХАССП не является системой отсутствия рисков. Она предназначена для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции.

Внедрение системы менеджмента безопасности производства пищевых продуктов (СМБПП)

Разработка и внедрение системы безопасности пищевой продукции на предприятии затрагивает все службы и весь персонал производства. Этот процесс не ограничивается оформлением документации и созда​нием внешнего подобия порядка.

Как и любая систематическая деятельность, работы по СМБПП должны планироваться для достижения поставленных целей. При планировании СМБПП и внесении в нее изменений должна быть обеспечена целостность системы. Необходимо подчеркнуть важность стратегического планирования СМБПП, поскольку разрабатываемая система должна стремиться не только к достижению текущих краткосрочных целей, но и быть готова к тому, чтобы обеспечить столь же высокий уровень качества и в будущем.

Руководство организации определяет и документирует политику относительно безопасности выпускаемой продукции и обеспечивает её осуществление и поддержку на всех уровнях.

При разработке политики в области безопасности пищевой продукции организация должна:

— определить область применения. Область применения должна указывать категорию продукции и производственные участки, которые охвачены системой; обеспечить, чтобы политика соответствовала целям компании, требованиям законодательства по безопасности пищевой продукции; обеспечить, чтобы политика в области безопасности пищевой продукции была понятна, внедрена и поддерживалась во всех уровнях организации. Политика в области безопасности должна быть адекватной, соответствовать требованиям органов государственного контроля и надзора и ожиданиям потребителей.

Руководство определяет область распространения системы ХАССП относительно определённых видов продукции (групп или наименований и этапов жизненного цикла, к которым относятся производство, хранение, транспортирование, оптовая и розничная продажа и потребление).

Для внедрения и разработки системы ХАССП на предприятии необходимо сформировать рабочую группу из сотрудников с различной специализацией, обладающих должными знаниями о конкретной продукции, опытом работы и методикой разработки эффективного плана по внедрению системы ХАССП на предприятии. Основными задачами рабочей группы, отвечающей за внедрение системы ХАССП, на производстве являются:

— определение микробиологических, физических, химических и других факторов, возникающих при производстве продуктов питания на всех стадиях технологических процессов;

— определение вероятности появления опасных факторов в технологическом процессе в зависимости от степени их опасности (вирулентности);

— определение критических точек технологических процессов, лежащих в области недопустимого риска;

— установление критических пределов для каждого опасного фактора, в интервале которых опасные факторы подлежат контролю, ликвидации или снижению;

— разработка необходимых предупреждающих (мониторинговых) мероприятий;

— установление системы контроля за опасными факторами посредством имеющихся средств, позволяющих удостовериться об эффективном контроле за критическими точками;

— разработка корректирующих мероприятий по устранению или уменьшению опасных факторов;

— установление процедур проверки эффективности функционирования системы ХАССП;

— установление документирующей системы регистрации полученных данных;

— обеспечение, доведение рабочих листов системы ХАССП на производственные участки, назначение лиц, ответственных за выполнение мероприятий, разработанных в рабочих листах.

Оптимальным считается период внедрения ХАССП от 6 месяцев до одного года. Разработка плана ХАССП должна начинаться с составления технического задания. Целью любого плана ХАССП является обеспечение безопасности пищевого продукта.

В техническом задании надлежит определить применение плана ХАССП: для одного вида или для группы выпускаемой продукции. Если какой-то процесс является общим для нескольких изделий, то устанавливаются границы для того, чтобы не допустить опасность, которая может быть результатом небольших различий изделий. Таким образом, важна индивидуальная оценка безопасности изделия.

Также в техническом задании определяются этапы жизненного цикла изделия, которые будет охватывать системы безопасности. Будут ли включены в план НАССР, например, хранение на складе, распределение готовой продукции, транспортировка потребителю, розничная продажа, обработка потребителем и т.д. Здесь нужно исходить из того, насколько критичен рассматриваемый этап.

Техническое задание разрабатывается группой ХАССП, подписывается и утверждается руководителем организации.

Для каждого вида продукции должны быть указаны:

• Наименования и обозначения нормативных документов и технических условий;

• наименование и обозначение основного сырья, пищевых добавок и упаковки, их происхождение, а также обозначения нормативных документов и технических условий, по которым они выпускаются;

• Требования безопасности (указанные в нормативной документации) и признаки идентификации выпускаемой продукции;

• условия хранения и сроки годности;

• известные и потенциально возможные случаи использования продукции не по назначению;

• возможность возникновения опасности в случае объективно прогнозируемого применения не по назначению.

Целью следующего этапа является определение точек, этапов или процедур, в которых может быть применен контроль, благодаря чему можно предотвратить появление опасного фактора, устранить его или уменьшить до допустимого уровня.

Следует определить критические пределы, соблюдение которых в каждой критической точке управления будет контролироваться мониторингом. Критические пределы должны быть измеряемыми и должны задаваться с учетом всех погрешностей.

Пределы можно разделить на:

Мониторинг может вестись с помощью наблюдений (например, цвет продукции) и с помощью измерений (например, измерение температуры). Документация системы ХАССП в соответствии с ГОСТ Р 51.705.1 должна включать:

— политику в области безопасности выпускаемой продукции;

— приказ о создании и составе группы ХАССП;

— информацию о продукции;

— информацию о производстве;

— отчеты группы ХАССП с обоснованием выбора потенциально опасных факторов, результатами анализа рисков и выбору критических контрольных точек и определению критических пределов;

— рабочие листы ХАССП;

— процедуры проведения корректирующих действий;

— программу внутренней проверки системы ХАССП;

— перечень регистрационно-учетной документации.

Уважаемые предприниматели!

Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) в соответствии с перечнем работ и услуг (приложение № 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений).

С 12 февраля 2013 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 №42 «О внесении изменений в правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений», перечень видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых представляется уведомление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, дополнен следующим пунктом:

— деятельность туристических агентств.

Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности можно направить:

· почтой в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия по адресу: 358000, г. Элиста, ул. Балакаева, 8;

· непосредственно представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия:

в понедельник-четверг: 09.00-13.00, 14.00-17.45; в пятницу: 09.00-13.00, 14.00-16.45. Телефон для справок: 8 (84722) 25694;

· в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя на электронный адрес Управления: rpnrk1@yandex.ru

С информацией о получении электронной цифровой подписи можно ознакомиться в информационно-справочном разделе Единого портала государственных и муниципальных услуг по адресу: www.gosuslugi.ru и на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ по адресу: www.minsvyaz.ru.

· через Единый портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru. Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает единую точку доступа ко всей справочной информации о государственных и муниципальных услугах через интернет, а также предоставляет возможность направить уведомление о начале осуществления отдельных видов работ и услуг в электронном виде и получить информацию о регистрации уведомления в реестре. Для получения данной услуги указанным способом необходимо пройти регистрацию на Портале и создать учетную запись пользователя. После чего в ближайшем отделении ОАО «Ростелеком» при наличии документа, удостоверяющего личность, получить код авторизации.

Уведомление направляется в двух экземплярах, по форме установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 год № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (приложение № 2).

С реестром зарегистрированных Управлением Роспотребнадзора по Республике Калмыкия уведомлений можно ознакомиться здесь.

Сиюля 2011 года действует алгоритм, позволяющий осуществить проверку правильности заполнения уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в электронном виде.

Алгоритм действий для заполнения шаблона можно получить по адресу: http://egov.rospotrebnadzor.ru.

Заполненный заявителем электронный шаблон уведомления поступает в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия и проверяется в течение 1 рабочего дня.

В случае отсутствия ошибок, заявитель получает по электронной почте сообщение о том, что уведомление может быть направлено в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в порядке, установленном законодательством.

В случае неправильного заполнения шаблона уведомления, заявитель будет проинформирован о необходимости внесения соответствующих поправок.

В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, зарегистрировавшее уведомление, сведения о следующих изменениях:

а) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

б) изменение места жительства индивидуального предпринимателя и (или) места фактического осуществления деятельности;

в) реорганизация юридического лица.

Внимание!

В соответствии со ст. 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

— непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления (в случае, если представление такого уведомления является обязательным), влечет наложение административного штрафа:

• на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей;

• на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей.

— за представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления, содержащего недостоверные сведения (в случае, если представление такого уведомления является обязательным), влечет наложение административного штрафа:

• на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей;

• на юридических лиц от двадцати до тридцати тысяч рублей.

О формировании электронного вида санитарно-эпидемиологических заключений

Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия информирует о возможности получения в электронном виде результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.

Роспотребнадзором разработан единый ресурс: http://epgu.edoc.rospotrebnadzor.ru на котором можно получить электронный вид документа и проверить полученный электронный вид документа.

Заявитель может получить ЭВ СЭЗ, указав реквизиты заявки и оформленного документа, информация о которых автоматически предоставляется заявителю по факту закрытия заявки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *