Что такое критериум в велоспорте
Что такое критериум в велоспорте?
В велоспорте существует множество форм велогонок, классифицирующихся по типу принимающих в них участие велосипедов и интенсивности езды. Возможно одной из наиболее интенсивных и зрелищных гонок на велосипедах является «критериум», или, как её часто сокращенно называют между собой велосипедисты, «крит». Критериум проводят на коротких, замкнутых в кольцо маршрутах, проходящих по дорогам городских кварталов, которые на время соревнования закрываются для автомобильного транспорта. Обычно длина маршрута не превышает пяти километров, и во время соревнования велогонщики проезжают маршрут несколько раз на максимально возможной скорости. На маршрутах часто встречаются сложные повороты и крутые подъемы.
Критериум – это сильно сокращенная версия многоуровневой дорожной велогонки, длящейся около 45 – 60 минут. Каждая велогонка имеет свои правила. В критериуме велогонщики едут по установленному маршруту определенное количество времени, а после его истечения ещё оговоренное количество кругов этого же маршрута. Например, 45 минут + 5 кругов. Темп велогонки критериум возрастает на последних кругах, когда велогонщики готовятся к совершению финального рывка.
Чтобы велогонка сохраняла высокий темп, в критериуме существуют так называемые «престижные круги», победитель которых получает промежуточный приз и признание среди опытных велогонщиков. Престижные круги не дают велогонщикам расслабиться и не позволяют им выжидать окончания основного времени работая педалями в пол накала, экономя силы для рывка в финальных кругах. Одни велогонщики соревнуются ради победы только в престижных кругах, другие ради победы во всей гонке. Существуют также велогонщики, выполняющие функцию помощника. Их задача заключается в оказании помощи и поддержке члена своей команды для одержания им победы.
Участие в критериуме очень хорошо демонстрирует способность велогонщика управлять велосипедом. В этой гонке велогонщику важно уметь управлять велосипедом в сложных, и часто опасных ситуациях, когда вокруг множество таких же соперников, жаждущих одержать победу. Умение проходить повороты, маневрировать, занимать более выгодные позиции – всё это очень важные навыки в критериуме. Велогонщики должны быть в отличной физической форме и уметь не только быстро разогнаться, но и обогнать ускоряющегося соперника. Такие условия задают велогонке очень интенсивный ритм. Благодаря проходящим по общественным улицам маршрутам, и удобным наблюдением за ними, гонки критериум получили огромную популярность во всем мире.
Что такое критериум в велоспорте
С момента запуска «группетто» прошло уже больше трех лет. Практически все материалы на сайте и в наших социальных сетях посвящены шоссейному профессиональному велоспорту, но периодически мы упоминаем о соревнованиях по велокроссу, трековому велоспорту и даже маунтинбайку. Удивительно, но за все это время мы ничего не писали о шоссейных критериумах – гонках, которые очень популярны в мире, особенно в США и Европе. Часто в критериумах принимают участие известные профессиональные велосипедисты, а зрителями захватывающего действа становятся десятки тысяч зрителей. Сегодня мы будем восполнять очевидный пробел и постараемся рассказать о гонках-критериумах как можно подробнее.
Сейчас это особенно актуально в связи с тем, что 15-го сентября в Москве пройдет критериум Sputnik
Подписывайтесь на наш Telegram–канал, чтобы быть в курсе всех последних новостей и событий по ссылке.
Критериум. Что это такое?
Критериум – групповая велосипедная шоссейная гонка, которая проходит по кругу, в большинстве случаев на улицах города. Протяженность круга чаще всего составляет 2-3 километра, хотя может существенно разниться, от нескольких сотен метров до 10 километров.
Продолжаются гонки-критериумы заметно меньше стандартных шоссейных гонок, обычно около часа. У организаторов есть два варианта – либо заранее решить, сколько кругов будет продолжаться критериум, либо ограничить его по времени (30 минут, 45 минут, 60 минут и т.д).
Победителем гонки чаще всего признается тот участник, который пересек финишную черту первым, при этом он не может отстать на круг ни от одного из своих конкурентов. На многих критериумах организаторы, помимо основного, устраивают и промежуточные спринтерские премии, на которых участники могут зарабатывать очки. В таких соревнованиях обычно существует отдельный зачет для гонщиков, которые набрали максимальное количество очков на промежуточных премиях.
Критериум. Почему это круто?
Гонки-критериумы по улицам города действительно короче обычных шоссейных велогонок, зато скорости во время часовой гонки заметно выше. Такие соревнования гораздо удобнее смотреть зрителям, расположившись на одном из участков круга они могут увидеть участников соревнований несколько раз. Многим участникам и зрителям вообще не нужно никуда ехать, все происходит в черте города, в котором они живут. Критериумы динамичны и борьба в них начинается с самого старта, в этом плане шоссейные критериумы чем-то напоминают велокросс или трековые темповые виды.
Для того, чтобы победить в подобных соревнованиях гонщик не только должен иметь впечатляющий индивидуальный ход и мощное спринтерское ускорение, но и в совершенстве владеть своим велосипедом. Городская трасса – это большое количество поворотов и виртуозная способность быстро перемещаться в плотной группе гонщиков.
Самые популярные критериумы в мире
Как вы уже знаете, критериумы очень любят в США. Особую популярность имеет серия Red Hook Crit, на которой участники выступают на велосипедах fixed-gear (велосипеды с фиксированной передачей, не имеющие ручных тормозов и свободного хода).
Впервые Red Hook Crit был проведен в Бруклине (Нью-Йорк) в 2008-м году. Со временем популярность Red Hook стремительно росла, число участников Red Hook Crit Brooklyn увеличивалось в разы. Все это привело к тому, что Red Hook Crit стала настоящей гоночной серией, которая проводится не только в США, но и имеет европейские этапы – в Милане, Барселоне и Лондоне.
В 2019-м серия Red Hook Crit взяла паузу, но организаторы обещают возвращение в ближайшие годы.
Критериумные гонки на велосипедах fixed-gear в последние годы набрали такую популярность, что появились отдельные велосипедные команды, которые выступают на подобных соревнованиях. Состоят fixed-gear команды из гонщиков-любителей, но в последнее время на всю ту же серию Red Hook Criterium заглядывают и матерые профессиональны. В 2017-м и 2018-м три гонки серии Red Hook Crit выиграл итальянец Филиппо Фортин, выступающий в Cofidis, Solutions Credits на шоссе. Отметился победой в fixed-gear критериуме и восходящая звезда испанского велоспорта Иван Гарсия, он выиграл этап в Милане.
Суперзвезд шоссейного велоспорта тоже можно увидеть на критериумах. Самые успешные гонщики «Тур де Франс» гоняются на них в конце июля и начале августа. Проходят такие критериумы в основном в Бельгии и Нидерландах. Организаторы выплачивают звездам хорошие гонорары, а посмотреть на них приходят практически все горожане.
Критериум. Принцип действия и соревнования. Особенности
Критериум, или «крит», как сокращенно именуют спортсмены, — очень интенсивная и зрелищная велогонка. Особенно популярна она в Австралии и Соединенных Штатах, где ее участниками становятся многие профессиональные гонщики. Да и во многих других государствах крит выступает самостоятельной дисциплиной, по нему проходят национальные чемпионаты.
Что представляет собой критериум
Это групповой заезд на велосипедах по кольцевому маршруту, проходящему по городским улицам. Дороги общего пользования на время проведения состязаний обычно закрываются для других участников движения. Один круг, как правило, имеет протяженность 2-3 км, но возможны варианты от нескольких сотен метров до 10 км. В процессе гонки спортсмены делают несколько кругов с максимальным ускорением, преодолевая при этом подъемы и крутые повороты. Темп велогонки увеличивается на последних кругах, когда участники делают финальный рывок.
По продолжительности критериум уступает обычной шоссейной гонке. Один заезд длится 45-60 мин. Причем организаторы состязаний могут по своему усмотрению определить продолжительность гонки одним из следующих способов:
Победителем в заезде становится тот, кто первым пришел к финишу, не отстав при этом от соперников ни на один круг. Но иногда организаторами может быть предусмотрен другой порядок: помимо основного финиша могут устанавливаться и промежуточные, за которые начисляются очки, учитываемые при распределении мест. За первое место на промежуточном финише начисляется 5 баллов, за второе – 3, за третье – 2, за четвертое – 1. На последнем финише за аналогичные места начисляются удвоенные баллы.
Существует в критериуме и такое понятие, как «престижные круги». За них предусмотрен промежуточный приз. Некоторые велогонщики участвуют в гонках исключительно с целью победить в «престижных кругах», иные же стремятся к первенству во всем заезде. Критериум позволяет спортсменам показать свои навыки в управлении велосипедом, ведь им приходится преодолевать сложные и даже опасные ситуации, соревнуясь при этом со множеством противников. Самыми важными навыками считаются прохождение виражей, выполнение маневров, определение более выгодной позиции на маршруте. Кроме того, спортсмену обязательно иметь хорошую физическую форму и уметь быстро набирать ускорение.
Почему популярен
Правила этой гонки задают высокий ритм соревнованиям. А с учетом того, что маршруты прокладываются по городским улицам и за ними удобно наблюдать зрителям, критериум завоевал признание по всему земному шару.
Пусть заезды непродолжительны по времени, но при этом они проходят на значительно больших скоростях. За ними удобно наблюдать болельщикам, так как на каждом участке маршрута можно увидеть несколько раз одного и того же участника. А поскольку мероприятие организуется в городе, многим зрителям вообще никуда не приходится ехать, чтобы посмотреть соревнования.
Критериум отличается высокой динамичностью, борьба в нем ведется со старта и до финиша. Для победы гонщику требуется собственная тактика, отличающаяся от остальных, а также навыки спринтера и мастерское владение велосипедом. двигаться по трассе в черте города совсем нелегко, поскольку группа участников очень плотная, а виражей на маршруте немало.
Тактика в критериуме
Она аналогична любой групповой гонке, но при этом для выявления чемпиона применяются более жесткие требования. Победа одного участника во многом зависит от других членов команды. Поэтому в основе тактики лежит коллективная борьба, где каждый участник обязан помочь своему товарищу, имеющему все шансы на победу. Так, несколько спортсменов, идя наравне с товарищем, стремящимся к финишу, незадолго до заветной черты ускоряются и поочередно раскатывают своего лидера. А на последних 100 м, гонщик с большим запасом сил делает рывок вперед и устремляется к финишной линии. Такой прием позволяет добиться первенства с меньшими затратами сил и энергии.
Но описанному выше маневру имеется и контрприем. Так, гонщик преследует противника, которого ведут к финишу его товарищи, и на последних 100-150 м. до финиша вступает с ним в ожесточенную борьбу. Этот способ позволяет дезориентировать соперника, заставить его поменять тактику.
Некоторые гонщики поддерживают достаточный темп во время заезда, но для решающего рывка у них не хватает сил. Тем не менее, их роль для команды очень важна, поскольку они задают темп во время гонки и разрушают организацию финишей у противников. Ведь тот, кто лидировал на промежуточном финише посредством мощного рывка, необходимо восстановить свои силы, а подобная тактика не дает возможности лидерам-соперникам набраться сил для следующего броска. Но зато один из темповиков получает шанс сделать решительный рывок и вырвать преимущество, а затем со своими коллегами зарабатывать дополнительные баллы на промежуточных отрезках.
Нередко вся команда направляет свои силы на победу одного из своих товарищей. Однако такая тактика оставляет вероятность победы для других членов группы. За лидером устремляется вся остальная группа, и тот, кто добился в этом успеха, на финишной прямой может побороться за первенство. Критериум отличается быстрой сменой лидеров, что повышает темп соревнования и создает преграды для успеха потенциального финишера.
Спортсмен, выступающий лидером, не всегда стремится получить дополнительные баллы на промежуточных финишах. Зачастую его усилия направлены на помощь коллегам по команде. Такое разнообразие приемов и контрприемов создает возможность для всех участников бороться за победу, создавая порой совсем непредвиденные ситуации, совершенствующие тактические навыки гонщиков.
Немного истории
Как уже говорилось выше, критериум особенно популярен в Америке. Наиболее известными соревнованиями выступают гонки Red Hook Crit, где спортсмены выступают на специальных велосипедах, именуемых fixed-gear. У них фиксированная передача, отсутствуют тормоза и свободный ход. Первый раз такая гонка прошла в 2008 г. в Нью-Йорке. Она быстро завоевала популярность, и число ее участников неимоверно выросло. Вскоре Red Hook Crit стал проводиться не только в Соединенных Штатах, но и в станах Европы — Франции, Германии, Англии. В 2019 г. гонки этой серии прекратились, но организаторы обещают их скорое восстановление.
Популярность критериума способствует тому, чтобы в нем принимали участие и мастера велосипедного спорта. Поэтому команды, выступающие на fixed-gear велосипедах, сегодня состоят не только из любителей. В их состав все чаще входят и профессионалы, такие как Филиппо Фортин из Италии и Иван Гарсия из Испании. В гонках в июле-августе каждого года принимают участие и звезды известных шоссейных гонок «Тур де Франс». Для них состязания проводятся в Бельгии и Нидерландах, собирая огромное количество зрителей. За участие в гонках звездам выплачиваются неплохие гонорары.
В июле 1995 г. участники «Тур де Франс» посетили Россию, где состоялся критериум. Инициаторами этого мероприятия выступили директор гонки Жан-Мари Леблан и председатель Комитета по физической культуре России Валерий Сысоев.
Гонка получила название «Masters Criterium» и прошла в г. Москва. В ней поучаствовали:
Участники заезда 22 раза объехали вокруг Московского Кремля. Победу одержал Индурайн. Но особого значения это не имело, поскольку в подобных «звездных» соревнованиях будущий победитель нередко определяется организаторами еще до начала гонки.
Критериум
Крите́риум — в шоссейном велоспорте групповая круговая (кольцевая) гонка, как правило по улицам города, по очкам.
В критериуме длина одного круга, как правило, составляет от одного до трёх километров, количество таких кругов — до пятидесяти. Через определённое количество кругов устраивается промежуточный финиш, где первый пересекший черту гонщик получает 5 очков, второй — 3 очка, третий — 2, четвёртый — 1. Длина круга и количество кругов в гонке может сильно варьировать (к примеру: каждый пятый круг — промежуточный финиш, двадцатый круг (середина гонки) — очки за финиш удваиваются), это определяет оргкомитет гонки и судейство. Таким образом, критериум представляет собой зрелищную динамичную гонку, изобилующую тактическими хитростями, которые видны зрителю, и требующую большой физической выносливости. Критериум напоминает групповую гонку по очкам на треке, только в критериуме может быть как индивидуальный зачет, так и командный, а на треке — только индивидуальный.
Очень часто критериум проводится после окончания какого-либо супер тура в целях рекламы того или иного коммерческого предприятия, проекта, при этом являяся одним из способов дополнительного заработка для профессионалов.
Полезное
Смотреть что такое «Критериум» в других словарях:
критериум — а, м. critérium m., нем. Kriterium < гр. kryterion мерило, средство суждения, способность различения. 1. Устар. Признак, на основании которого производится оценка. определение или классификация чего л.; мерило суждения, оценки. БАС 1. Таинство … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КРИТЕРИУМ — признак, по которому можно отличить истинное от ложного; мирило истинности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КРИТЕРИЙ или КРИТЕРИУМ (лат. criterium). Верный признак для распознавания истины, которым… … Словарь иностранных слов русского языка
критериум — см. критерий Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. критериум сущ., кол во синонимов: 2 • … Словарь синонимов
КРИТЕРИУМ — [тэ], критериума, муж. (книжн. устар.). То же, что критерий. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КРИТЕРИУМ — (проф.), традиц. приз для л. верховых п д 2 3 лет в гладких скачках на д цию 1200 м … Справочник по коневодству
Критериум — I м. устар. Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; критерий. II м. Велогонка по короткому городскому кольцевому маршруту; пролог (как оценка сил и возможностей участников соревнований… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
критериум — крит ериум, а (устар. к крит ерий; велогонка) … Русский орфографический словарь
критериум — (грч. kriterion) 1. мерило за оценување на нешто, основа за правење разлика 2. начело според кое некој се раководи … Macedonian dictionary
критериум — критери/ум/ … Морфемно-орфографический словарь
Что такое критериум в велоспорте
Постарайтесь приехать за час-полтора, чтобы записаться в протоколе и начать разминку. Без проведения разминки и разогрева Вам не удастся показать свой максимум. Разминка нужна для того, чтобы подготовить организм к шоку, которые он испытает во время гонки. Этот шок должен наступить во время разминки, а не в первые 5 км гонки. Для этого начните разогрев в спокойнойном темпе, постепенно его наращивая. Обязательно проведите пару хороших рывков, чтобы Ваши ноги поняли, что их ждет в ближайшие несколько минут. Закончите все разминочные упражнения за 10 минут до гонки. Выложите все лишнее, подкачайте колеса, выпейте немного напитка. Возмьмите свежую фляжку, и отправляйтесь к линии старта, по ходу разминаясь. При таком подходе первые несколько километров гонки покажутся Вам продолжением разминки, и Вы быстро войдете в свой ритм.
Тактика групповых гонок на шоссе
Групповые гонки на шоссе проводятся на самые различные дистанции – от 50 до 200 км. Стартуют велосипедисты одновременно. Дистанция может быть кольцевой, между отдельными городами или проходить в две стороны.
В групповых гонках велосипедист может ехать за противником, при этом физическая нагрузка значительно уменьшается. Также несколько снижается нагрузка при спусках, при движении по ветру, на защищенных от ветра лесных дорогах. Возрастают физические нагрузки при увеличении скорости (ускорение, рывок, бросок), при преодолении подъемов, движении против ветра.
Нагрузки, получаемые гонщиком в процессе соревнований, по физиологической характеристике могут лежать во всех зонах интенсивности работы, начиная от умеренной – во время спада скорости, до максимальной – при рывках, на финише и т. д.
Особенностью велосипедного спорта на шоссе является то, что гонщики могут на любой скорости выключаться из работы на достаточно длительных отрезках дистанции (на спусках до нескольких километров).
Во время ускорений и рывков при резких уходах от противника, при контратаках, борьбе на финише, при преодолении коротких, но крутых подъемов, на заключительных участках пологих горных перевалов частота пульса спортсмена достигает максимальных пределов. Кислородный долг доходит до 90 – 95%.
Условия групповых гонок заставляют спортсмена иногда выполнять работу менее интенсивную, но более продолжительную. Уходы от группы или преследования подчас длятся по нескольку километров на околопредельных скоростях.
На трассах соревнований встречаются длительные подъемы, которые требуют субмаксимальной интенсивности в работе. Порой велосипедисту приходится десятки километров в одиночку догонять ушедших вперед, преодолевать пологие, но продолжительные горные участки, т. е. выполнять работу большой интенсивности. В те моменты гонки, когда скорость по тем или иным причинам снижается до средней или гонщик следует в большой и плотной группе, защищенной впереди едущими от встречного потока воздуха, кислородный запрос полностью удовлетворяется. Пульс снижается до средних показателей.
На рис. 5, а приводятся данные легочной вентиляции и потребления кислорода при изменении скорости от 30 до 50 км у сильнейших гонщиков СССР. Здесь же даны графики максимальных, средних и минимальных границ этих параметров. В табл. 9 приведены цифровые показатели этих параметров. Как видно из рис. 5, б и табл. 9, диапазоны легочной вентиляции и потребления кислорода колеблются у гонщиков в весьма широких пределах.
Тактика критериума
Тактика ведения спортивной борьбы в гонке критериум позволяет использовать все приемы и контрприемы обычной групповой гонки. Но условия определения победителя в этом виде соревнований предъявляют более жесткие требования к ее участникам. Напомню, эта гонка проводится с промежуточными финишами. За 1-е место дается 5 очков, за 2-е — 3, за 3-е — 2 и за 4-е — 1 очко, на последнем финише очки удваиваются.
Стремление гонщиков набрать наибольшее количество очков на промежуточных финишах активизирует деятельность участников гонки и обостряет спортивную борьбу за победу. Критериум — самая эмоциональная групповая гонка шоссейников. Как и в других групповых шоссейных гонках, победитель выявляется с помощью товарищей по команде. Даже асу таких соревнований вести в одиночку борьбу на 10—15 финишах трудно. Ведь на каждом из них могут встречаться разные противники, способные оказать достойное сопротивление. Поэтому участники критериума от тренеров получают установку вести коллективную борьбу, оказывая помощь товарищу, способному добиться успеха. Обычно два-три гонщика, имея на колесе финишера, за 800—1000 м до линии финиша набирают соответствующую скорость и на оставшихся 500 — 400 м поочередно раскатывают своего партнера, и лишь на последних 100—120 м сохранивший силы гонщик ведет борьбу за победу. Следует учесть, что такой тактический прием использует не одна команда, и решающее значение приобретает исходное положение перед атакой. Борьба за лучшую позицию требует разумных действий, направленных на то, чтобы выиграть гонку с меньшими затратами энергии. На этот тактический маневр существует эффективный контрприем. Гонщик «садится на колесо» велосипедиста, которого раскатывают его товарищи, вступает в борьбу с ним за 100—150 м до финиша. Этим приемом хорошо пользовались Валерий Лихачев, Анатолий Старков, Юрий Осинцев, Ааво Пиккуус. Вырывая победу таким образом, они наносили и психологическую травму соперникам, вынуждая их изменить тактику ведения борьбы.