Что такое крауд платформа
Что такое краудфандинг: обзор платформ и советы начинающим
Краудфандинг позволяет собирать необходимые денежные средства, привлекая инвесторов, которые хотят получить доступ к проекту. Они добровольно объединяют деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать авторов интересующей идеи.
Как правило, для краудфандингового проекта устанавливается конкретный срок окончания инвестирования. Автор или фаундер также указывает сумму, которую ему нужно собрать за это время. Принципом краудфандинга является прозрачность всех денежных потоков. Инвестор (бэкер) должен понимать, куда и в каком размере ушли его деньги. Взамен он получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные средства в полном размере. Некоторые проекты предусматривают безвозмездное пожертвование.
Обычно краудфандинг используют, когда речь идет о запуске стартапа. Этот метод сбора средств также подходит для благотворительных, образовательных, экологических проектов и интернет-площадок разного спектра, к примеру, онлайн-СМИ. В последние годы авторы проектов активно собирают деньги и на личные цели.
С чего все началось
Несмотря на то, что краудфандинг как метод сбора средств сейчас популярен в интернет-среде, его начали использовать еще 100 лет назад. Интересно, что один из первых известных примеров связан с российской историей. В 1912 году жители села Турнаево начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и средства жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 тыс. царских рублей или около ₽7,2 млн в современных ценах.
Однако термин «краудфандинг» появился лишь в 2006 году, и его автором стал журналист Джефф Хау.
Лидерами по объемам рынка краудфандинга являются Китай, Япония, Южная Корея и США, где доля таких вложений на инвестиционном рынке составляет от 2% до 5%. В России она пока достигла только 0,15%.
Как работает краудфандинг
Бэкеры проекта могут рассчитывать на получение той или иной выгоды, либо вкладываться в него безвозмездно. В зависимости от того, как будет расплачиваться с ними фаундер, выделяют несколько основных видов краудфандинга:
Банк России выделяет четыре типа краудфандинга:
Что такое платформа для краудфандинга
Краудфандинг осуществляется на специальных платформах. Чтобы начать сбор денег, нужно выбрать подходящую площадку, которая будет отвечать особенностям проекта. При этом все действия фаундеров и бэкеров должны соответствовать нормам действующего законодательства, в случае с Россией 259 ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, нужно внимательно прочитать правила платформы, чтобы не остаться без денег. Дело в том, что некоторые из них следуют политике «все или ничего». Это означает, что, если фаундер проекта выставил цель собрать определенную сумму к конкретной дате, но не смог выполнить ее, он может и не получить никаких денег.
Есть также площадки, где нужно собрать минимум 50% заявленных средств. Однако в этом случае комиссия для фаундера проекта будет выше, чем при 100%.
Даже если проект размещается на платформе, которая не выставляет подобных ограничений, необходимо самостоятельно оценить шансы на успех заявленной цели. Речь идет о тех проектах, которые предполагают вознаграждение или возврат денег бэкерам.
Полезно также узнать, как долго существует выбранная площадка, какая у нее репутация и сколько успешных проектов уже было реализовано. Можно попробовать связаться с другими фаундерами, которые размещали там свои проекты.
Краудфандинг в России
В нашей стране насчитывается 26 официальных краудфандинговых платформ. С 2019 года в нашей стране действует вышеупомянутый закон, регулирующий сферу. Неквалифицированные инвесторы могут вкладывать в проекте от ₽5 тыс. до ₽600 тыс., а профессиональные — неограниченные суммы.
В 2020 году общий объем сделок с использованием таких платформ составил более ₽7 млрд. При этом более 60% средств привлекли путем краудлендинга, когда бэкеры предоставляют краткосрочные займы юридическим и физическим лицам.
Вот несколько известных российских платформ
Planeta.ru (2012 год) — самая крупная краудфандинговая платформа в стране. Она не занимается сбором средств для коммерческих проектов и на политическую деятельность. Обычно на Planeta.ru ищут финансирование для творческих и благотворительных проектов. Кстати, ее первым проектом стал сбор средств на запись новой студийной пластинки «Би-2». Площадка работает по принципу «минимум 50%». Если фаудер собирает половину заявленной суммы и гарантирует выполнение обязательств, площадка берет комиссию 15%, если же сбор средств достигает 100% и выше, — то 10%. При работе же с проверенными благотворительными фондами площадка работает по принципу «оставить всё собранное». У Planeta.ru также есть собственный интернет-магазин.
Boomstarter (2012 год) — крупнейшая в стране платформа для финансирования бизнес-проектов, технологических, творческих и социальных инициатив. Считается отечественным аналогом Kickstarter. Площадка работает по схеме «все или ничего». В этом случае автор получает деньги, только если его проект достигает цели. На платформе работают кураторы, которые помогают потенциально успешным проектам. Самым популярным проектом площадки, который собрал 1063% от заявленной суммы, стал фильм «28 панфиловцев».
Kroogi (2007 год) — самая старая краудфандинговая площадка, которая подходит для размещения творческих проектов, если уже есть контент. Работает по схеме «заплати, сколько считаешь нужным» с комиссией в размере 15%. На площадке размещали альбомы Борис Гребенщиков и «Аквариум», другие музыканты. Есть возможность запретить скачивать свой материал бесплатно, либо, наоборот, полностью отказаться от возможности получать вознаграждение. Неактивна с 2018 года.
Поток (2015 год) — крупнейшая платформа p2b-кредитования в стране. Представители малого бизнеса могут получить заем на развитие от инвесторов. Возможность инвестировать есть не только у физлиц, но и у ИП и компаний. Платформу запустил Альфа-банк.
Город денег (2014 год) — площадка кредитования малого и среднего бизнеса частными инвесторами. Бэкеры выбирают интересные проекты и предлагают получить у них заем. Фаундеры могут выбрать самые лучшие предложения от инвесторов по результатам электронных торгов. Комиссия площадки составляет от 3% до 6%.
Зарубежные платформы для краудфандинга
Для продвижения своего проекта можно использовать как российские, так и зарубежные площадки. Вот несколько самых крупных:
Kickstarter (2009 год) —первая популярная краудфандинговая площадка, чьи создатели сделали популярным термин «краудфандинг». Подходит для коммерческих проектов в творческой, научной и производственной областях. Это крупнейшая площадка с большой аудиторией, где относительно легко собрать деньги. Однако не все проекты подходят под условия платформы, а описывать их нужно на английском языке, либо делать под англоязычную аудиторию. Кроме того, если проект не собрал нужную сумму, то деньги возвращаются бэкерам.
Indiegogo (2008 год) — площадка, которая подходит для творческих, благотворительных проектов и даже личных целей. Фаундер может забрать всю сумму, которую он привлек. Однако платформа берет серьезную комиссию до 9%. Все проекты также должны быть представлены на английском языке.
Patreon (2013 год) — платформа, которая позволяет подписчикам финансово поддержать своих любимых блогеров, музыкантов, подкастеров и артистов путем платной подписки на их каналы. 5% комиссии идет на поддержку самого сайта.
AngelList (2010 год) — самая известная платформа для стартапов и бизнес-ангелов. Подходит для ИТ-проектов. Она также предоставляет информацию о вакансиях и общую информацию об учредителях. Можно использовать как модель долевого капитала, так и акционерный краудфандинг. Одним из известных пользователей площадки была Uber.
Сrowdfunder (2011) — платформа, которая работает по системе вознаграждений. Подходит для творческих и увлекательных бизнес-идей, а также стартапов, которые не имеют поставленных целей. Комиссия с успешного сбора составляет 5%.
Краудфандинг: секреты успеха
Нужно помнить о том, что собранные путем краудфандинга средства тоже считаются доходом. Физическое лицо платит подоходный налог от всей суммы привлеченных денег, а ИП или компания выплачивают налог на доход согласно выбранной системе налогообложения. НКО может оформить сбор денег как пожертвование.
Что такое крауд платформа
Краудфандинг имеет большое количество видов и подвидов, которые описаны в различных источниках. Человек, начинающий интересоваться данной темой, сталкивается с хаосом материалов и не может составить общее представление о понятии. В этом материале будет представлена основанная информация о краудфандинге, которая позволит рассмотреть основные его виды и проанализировать текущие тенденции развития.
Что такое краудфандинг?
Краудфандинг представляет собой механизм привлечения финансирования, направленного на поддержку бизнеса, реализацию продукта, проведения мероприятий и пр. Существует три его модели по виду вознаграждения для спонсора:
Краудфандинг позволит избежать участия бирж, фондов и банков в процессе получения финансирования. Даная процедура существенно упрощена и стала более демократичной. Особое значение имеет личная заинтересованность спонсора.
Что представляет собой платформа краудфандинга?
Краудфандинговая платформа – это площадка, используемая для размещения и продвижения соответствующих проектов в интернете. Она представляет собой специализированный сервис для размещения идей. Платформа обеспечивает юридические и финансовые аспекты. Кроме того, она облегчит взаимодействие участников и поможет в продвижении.
Особенности краудфандинговых платформ
Стоит отметить три главные роли участников на площадке. Ими является автор проекта, куратор и спонсор. Краудфандинговая платформа позволяет выступать кураторами любые организации, которые заинтересованы в поддержке проекта. Подразумевается предоставление технических средств, помещения, оборудования и спонсирование рекламной кампании. Со стороны площадки авторами представлены менеджеры проектов.
Краудфандинговые платформы включают в себя систему создания проекта. В ней имеются данные о сумме и времени проекта, его описание, наличие вознаграждений, презентация в формате видео, а также сведения об авторе и привязка к банковскому счету. Стоит отметить, что в площадку интегрированы различные платежные системы, что зависит от конкретного сервиса.
Большинство ресурсов имеют социальную составляющую. Это означает, что зайти на сайт можно с помощью аккаунта в определенной социальной сети, а также автоматически указывается информация о друзьях, которые также зарегистрированы на площадке. Пользователь имеет возможность следить за активностью других участников, а также получать уведомления о проектах, созданных или профинансированных ими. Краудфандинговая платформа позволяет общаться с автором понравившегося проекта.
Первые площадки
Первая европейская платформа для краудфандинга была создана французами и имеет название Ulule. Она начала свое существование в 2010 году и на данный момент насчитывает около 5 000 успешных проектов. Главный офис компании находится в Париже. Также имеются представительства в Испании и Германии. В общем, во Франции насчитывается около двух десятков краудфандинговых платформ. Больше всего их в США – более тридцати.
Некоторые из существующих площадок являются тематическими. Например, в Великобритании можно воспользоваться площадкой, которая позволяет профинансировать выступление лошади на соревнованиях. Также существует краудфандинг для студентов, которые занимаются поиском фондов и грантов для спонсирования своего университетского обучения. Пользователи могут найти краудфандинговые платформы, имеющие ориентацию только на модную или музыкальную индустрию.
Краудфандинговые платформы в России
На сегодняшний день в России активно работает 14 платформ. Восемь из них представляют классический краудфандинг, пять – благотворительные платформы и одна – краудинвестинг. Впервые краудфандинговая платформа в России была основана в 2007 году и имела название Kroogi.
Примером подобного финансирования можно назвать создание анимации «Три мелодии» Гарри Бардина. Реализация проекта стала возможной благодаря крауфандинговой площадке Planeta.ru.
Наиболее популярные российские краудфандинговые платформы: «Электронный благотворительный ящик», «С миру по нитке» и «Тугеза». Стоит отметить, что они не финансируют крупные проекты, которые затем получают популярность и доход. Это обусловлено отсутствием интересных продуктов и нежеланием финансировать непонятные им проекты.
В России краудфандинговая платформа станет популярна только в том случае, если она будет представлять продукцию на стадии производства перед продажей. То есть людям более выгодно заплатить за продукт, который они смогут получить сразу же после выпуска. Стоит отметить, что также перспективными являются платформы «Мой учитель» и Planeta.ru. Последняя площадка пользуется большой популярностью, поэтому на нее следует обратить особое внимание.
Краудфандинговая площадка «Планета»
Краудфандинговая платформа «Планета» была запущена в 2011 году в качестве тестовой версии. Финансирование данного типа было протестировано на группе «БИ-2». Таким образом, им удалось собрать около 1,2 млн рублей, которые были направлены на выпуск альбома Spirit. Данный проект был не благотворительностью, а предоплатой за диски, которые получали участники без посредников.
Данная площадка для краудфандинга позволяет исключить взаимодействие между авторами проектов и их аудиторией. Это также приводит к существенной экономии средств и сил. В последнее время наблюдается увеличение количества пользователей, а также расширение масштабов финансирования.
Краудфандинговые площадки в Украине
Краудфандинговые платформы в Украине, в отличие от других сервисов, направлены на поддержку социума и культурных процессов. Так как государство не оказывает помощь в изменении культурной среды, заинтересованные в этом лица самостоятельно занялись этим делом. Платформа социальных инноваций «Велика ідея» была запущена в 2009 году. Спустя три года она запустила на своем сайте краудфандинговую площадку «Спільнокошт». Общественные изменения в данном случае финансируются силами небезразличных людей.
Стоит отметить, что краудфандинговая платформа является хорошим сервисом, который позволяет реализовывать огромное количество полезных проектов. Таким образом можно оказать поддержку в производстве продуктов, улучшении социального положения и внедрении инновационных технологий.
Как краудфандинг-платформы помогают привлекать инвестиции на бизнес и личные нужды
Начинающие предприниматели, артисты и общественные деятели часто сталкиваются с необходимостью поиска денег. Чтобы получить поддержку от людей, которые разделяют их идеи, появился краудфандинг.
Что такое краудфандинг?
Краудфандинг – способ получить инвестиции от многих людей для реализации бизнес-идеи. В широком смысле слова – это народное финансирование.
Предприниматели по всему миру публикуют свои проекты на специальных интернет-площадках. Они просят помощи у тех, кто заинтересовывается их предложением. Любой пользователь платформы может стать инвестором и сделать взнос на нужную или произвольную сумму.
Механизм краудфандинга
Как работает краудфандинг
Например, вы придумали экономичный способ цветной печати на тканях. Чтобы реализовать задумку, можно взять кредит в банке или найти частных инвесторов. Но есть другой сценарий.
Вы идёте на краудфандинговую площадку и создаёте объявление. Заявляете свою цель (к примеру, внедрить технологию на производство, чтобы в два раза снизить себестоимость одежды с принтами), называете сумму стартового капитала. Потом вы должны предложить людям, которые будут инвестировать в вашу идею, что-то взамен: долю в бизнесе, процент с прибыли или упоминание в СМИ.
Всё, что будет происходить дальше, зависит от вас в меньшей степени. Пользователи на портале (их называют донорами, спонсорами или инвесторами) начинают вкладывать деньги, а информация о сборе отображается в режиме открытого доступа. Если удалось набрать нужную сумму, вам перечислят все средства (за вычетом налогов и комиссий), а вы будете отчитываться за них перед инвесторами и отдавать вознаграждения.
Ещё можно собирать деньги на помощь людям, поддержку разных движений, творческие начинания, даже на доставку пиццы домой.
Виды и модели краудфандинга
Есть три типа краудфандинга. Они зависят от того, какое вознаграждение получает инвестор
Сбор денег бывает с материальной отдачей и без. Второе характерно для личных проектов или пожертвований в благотворительные фонды. Дарение денег возможно в социально полезных бизнес-идеях: защита беженцев, утилизация мусора, поиск экологичных источников энергии.
Доля бизнеса или роялти с продажи продуктов называется краудинвестингом – самый популярный способ работы. Правда, такую модель инвестирования придумали только 15 лет назад – пока она осложнена законодательным регулированием. Ещё на краудфандинге можно просто брать взаймы под проценты.
Краудфандинг-площадки для бизнеса
Kickstarter
Kickstarter хороша и для бизнеса, и для творческих идей. Креативные проекты заходят лучше, поэтому музыку, гаджеты, независимое кино, комиксы поддерживают активнее, чем обычные IT-предложения. Здесь получали помощь игровая приставка OUYA и умные часы Pebble.
Проекты создаются бесплатно, а комиссия равна 5%. Авторы могут попасть в отдельные категории рекомендаций от команды платформы и получить дополнительный приток заинтересованных спонсоров.
Среди минусов – комиссия за вывод, работа только с американскими/британскими банками. Отсутствие благотворительных, политических, медицинских проектов.
RocketHub
Площадка для предпринимателей, которые хотят продавать свои идеи и улучшать их в «Комнате финансирования капитала». Отдельный плюс платформы – сотрудничество с каналом A&E, который отбирает проекты для своего телеэфира.
У сервиса простые правила: комиссия 4% и столько же – процент с переводов. Если цель не будет достигнута, комиссия увеличится вдвое.
Преимущество платформы – помощь новичкам с подачей заявки и открытии сбора. На RocketHub просят деньги на бизнес, научные разработки, произведения искусства, социальные проекты.
Fundable
CrowdFunder
Boomstarter
Если вы ищете для бизнес-краудфандинга российские площадки, то зайдите на Boomstarter.
Больше поддержки здесь получают развлекательные проекты: настольные или компьютерные игры, кино, приложения для смартфона. Тут помогли проекту надувного дивана без насоса «Биван» и мобильной игре «Империя». Всего есть 15 направлений для стартапов.
На Boomstarter есть услуга краудгифтинга – совместной покупки товаров имениннику или нуждающемуся человеку.
Минусы сервиса – сотрудничество по схеме «всё или ничего» и ограничения по минимальным пожертвованиям. Платформа работает для российских граждан с рублёвым счётом в банке.
Краудфандинг на личные нужды
Indiegogo
Indiegogo появился 10 лет назад и собрал десятки миллионов взносов от доноров из 200 стран. Сюда приходят со своими идеями даже если нет конкретных сроков по реализации.
В Indiegogo можно получить инвестиции на свадьбу, операцию, путешествие. Есть отдельный раздел для меценатов в благотворительность.
Можно реализовывать разные бизнес-идеи, фильмы, клипы, поддерживать приюты, проекты по защите прав человека или природы. Рейтинг проектов рассчитывается по автоматическому алгоритму, который учитывает число доноров и комментариев.
Сбор за пользование Indiegogo – 5% (но если цель не достигнута, то в два раза больше). Есть дополнительные расходы на обработку платежей. Аудитория скромнее, чем на Kickstarter, но требований к авторам меньше.
«Планета»
«Планета.ру» – краудфандинг российского происхождения. Творческие, образовательные, благотворительные и социальные проекты – горячо приветствуются. Здесь можно собрать деньги на выпуск книги, реставрацию городского памятника или спектакль.
На «Планете» почти нет минусов, но проекты нельзя одновременно размещать на других площадках. Регистрация для спонсоров обязательна, а срок денежных сборов можно продлевать только один раз.
Комиссия ресурса – стандартные 5%, ещё 13% – налог государству.
GoFundMe
GoFundMe поддерживает восстановление природных или общественных объектов в городах и просто исполняет чьи-то мечты. Идеальная площадка для частных проектов, благотворительных сборов для больного родственника или организации предложения руки и сердца. 40 млн пользователей ежедневно рассказывают здесь свои личные истории.
Преимущество – получение денег даже если установленная сумма не была накоплена к концу проекта.
Риски краудфандинга
Мошенничество
Для тех, кто инвестирует есть серьёзная угроза – мошенничество или неисполнение обязательств со стороны авторов. О любой идее на платформах вы получаете ограниченную информацию. Нет личного контакта между авторами и инвесторами.
К счастью, сайты краудфандинга выявляют мошеннические проекты. Модераторы проверяют идеи на адекватность и реализуемость, запрашивают документы. Они могут заблокировать доступ к проекту на любой стадии. Некоторые платформы планируют страховать финансы инвестора. А ещё можно найти автора в соцсетях и обсудить вопросы с ним лично, либо просто изучить его профайл.
Плохой бизнес-план
Возникают проблемы с расчётом инвестиций в бизнес и прогнозируемой прибыли. Бывает, что сумма, выставленная автором, не совпадает с практикой. Здесь некоторые платформы придерживаются гибкой политики – разрешают менять точную сумму по мере выполнения плана.
Плагиат
Если вы автор идеи и описываете весь бизнес-план на платформе в деталях, то рискуете столкнуться с плагиатом.
Недостаточное финансирование
Даже если вы подойдёте к оформлению внимательно, предложив интересную идею, нет никаких гарантий, что соберёте нужную сумму. Ещё необходимо учитывать комиссию, налоги, риски прекращения работы площадки, если вы доверяетесь не раскрученному ресурсу.
Поддержка со стороны краудфандинговой платформы не означает, что вам не придётся дополнительно вкладывать деньги на раскрутку своего проекта и уделять ему много времени.
Закон о краудфандинге
В России отрасль краудфандинга должен регулировать Федеральный закон «Об альтернативных способах привлечения инвестиций», но он всё ещё находится на рассмотрении. Его подготовила та же группа депутатов, которая сделала закон «О цифровых финансовых активах», предлагающий регулирование для криптовалют и ICO.
Закон определяет правила работы для операторов платформы, инвесторов и авторов. Операторы должны обеспечивать конфиденциальность данных, устанавливать порядок и сроки передачи денег участникам, свой размер вознаграждения, сохранность и достоверность записей в реестре договоров, а также могут менять правила платформы в одностороннем порядке.
Закон называет четыре способа вложения денег:
На пользователя платформы, у которого нет статуса квалифицированного инвестора или индивидуального предпринимателя закон накладывает ограничения. Он не может инвестировать в один проект больше 50 000 рублей или больше 500 000 рублей в несколько проектов за один год. Авторам бизнес-идеи нельзя привлекать в свой проект больше 200 000 млн рублей. Оператор обязан следить за этими ограничениями.
Банк России также ведёт реестр операторов инвестиционных платформ. Он должен контролировать их, проводить проверки и устанавливать формы отчётности. Пользователи могут пожаловаться в Банк России на действия или бездействия оператора.