Что такое косплеить что это
Чем современный косплей отличается от старого доброго маскарада, и Почему он так популярен
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История косплея
Как любая уважающая себя субкультура, косплей имеет и собственную историю. Изобретателями «игры костюмов» считают поклонников научной фантастики. В начале XX века этот жанр переживал свой расцвет: мир ожидал от науки настоящих чудес, и они действительно случились. Но еще задолго до первого полета в космос и изобретения компьютера люди бредили новыми технологиями и пытались приблизиться к счастливому техногенному будущему, предсказать его и описать. 30-50-е года прошлого века называют теперь «Золотым веком научной фантастики».
На одном из первых съездов любителей фантастики в Нью-Йорке, в 1939-м году, произошел случай, положивший начало новому фанатскому движению. Писатель Форрест Акерман появился перед единомышленниками в необычном костюме футуристического вида. По всей видимости, он изображал человека будущего. Идея понравилась, и в следующем году уже несколько любителей этого жанра приехали на встречу в костюмах. В 1956-м желающих принарядиться стало так много, что между ними впервые провели конкурс.
Первые косплееры, еще не зная, что через пару десятков лет их будут так называть, изображали героев научно-фантастических комиксов, фильмов и литературных произведений. Популярными персонажами тогда были пришельцы, космонавты и безумные, но гениальные ученые. Фанаты нового движения начали объединяться в тематические группы, общаться и делиться опытом.
В конце 1970-х свет увидели «Звездные войны». Мир фанатов научной фантастики вздрогнул. Теперь на конкурсах костюмов самыми популярными персонажами стали звездные рыцари и принцессы. Примерно в эти же годы в США впервые провели фестиваль Comic-Con, и мероприятие сразу же стало массовым.
Откуда такое странное название
Запад-Восток
Зародившись в США, новая субкультура достаточно быстро дошла до Японии. Именно здесь косплей приобрел тот вид, в котором мы его знаем сейчас: на смену героям фантастики пришли персонажи из фэнтези. Источником вдохновения теперь чаще всего служат комиксы, фильмы и видеоигры. Вернувшись в таком, обновленном варианте, а Америку, косплей стал восприниматься как японское изобретение.
Интересно, что сегодня направления «костюмированной игры» на западе и на востоке отличаются, но касается это не столько самих костюмов, сколько внутренних отношений косплееров. Японское движение, как считают знатоки, более требовательно и жестко. В стране восходящего солнца были случаи, когда человека травили за то, что он оскорбил любимого персонажа несоответствующей фигурой или некрасивым лицом.
В США же основы политкорректности настолько привычны, что обращать внимание на цвет кожи или комплекцию косплеера считается недопустимым. Каждый имеет право почувствовать себя феей, независимо от веса и возраста. Американские косплееры любят посоревноваться в своем искусстве, но при этом остаются очень дружелюбными друг к другу.
Дебет с кредитом
В начале движения косплееры соревновались не столько в актерстве, сколько в умении создать красивый и достоверный костюм из подручных материалов (есть у нас одна подходящая пословица, из чего можно смастерить конфетку). Сегодня, кстати, такой подход не теряет актуальности, однако не для всех. Есть прослойка «профессиональных» косплееров, с которыми работают целые бригады: швеи, костюмеры, гримеры и фотографы. Разумеется, стоит все это недешево, а результатом могут служить раскрученные аккаунты в соцсетях и продажа фотографий.
Впрочем, многие истинные фанаты этого движения считают, что экономическая подоплека только вредит движению в целом, ведь в погоне за конъюнктурой многие начинают делать ставку на то, что точно «проглотит» публика – эротичность нарядов и скандальность образа. Для настоящих же любителей косплея важен только сам образ. Они вкладывают в каждый костюм частичку своей души и делают это не для денег, а с целью перевоплотиться в любимого героя и слиться с ним, хотя бы и в виде игры.
Глядя на оживших героев аниме, как будто погружаешься в Яркий мир кавайных иллюстраций
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Все про косплей: история, психология, суть (+фото)
Comic-Con 2017
“… С одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет?”
Косплей называют искусством перевоплощения. Если во время маскарада нужно переодеться в другого человека, то в косплее важен уровень слияния с персонажем. Мало выглядеть похоже, нужно говорить тоном героя, копировать его манеру речи, выражение лица, употреблять те же слова и фразы, реагировать схожим образом — косплеер должен чувствовать своего персонажа изнутри.
Говорят, что у косплея японские корни
Но это не совсем так. Никому точно не известно, где именно он начал формироваться как отдельная субкультура, но бесспорно то, что в Японии он разросся шире и глубже, чем где-либо.
Nipponbashi Street Festa 2014
Возможно, дело в многовековых традициях самодеятельного японского театра “кабуки”, который существует с начала XVII века. Это был синтез музыки, танца и драмы. В постановках актеры уделяли особое внимание сложному гриму, который отражал сущность персонажа, и костюмам, которые имели сильную символическую нагрузку. Традиции театра глубоко проникли в культуру страны, позволив косплею со временем гармонично отделиться как самостоятельной культурной ветви.
Считается, что первый косплей появился в 1939 году в США: на первом в мире ежегодном научно-фантастическом конвенте World Science Fiction Convention писатель-фантаст Forrest J. Ackerman нарядился в необычный футуристический костюм, сподвигнув тысячи подражателей последовать его примеру.
К 1956 году традиция уже относительно устоялась, на конвенте даже проводился конкурс на лучший наряд. В 1984 году судьей очередного состязания стал Нобуюки Такахаси, японский писатель, который был в восторге от костюмированного представления и стал распространять эту идею в родной стране. Ее подхватили в первую очередь поклонники аниме, которые получили возможность перевоплощения в любимых персонажей. Примерно в это время в Японии появился термин “косплей”.
Параллельно идея косплея продолжала развиваться в Америке. Для США 1960-е годы были периодом возникновения многих общественных движений и субкультур: панки, рокеры, хиппи. Молодежь стремилась к самоидентификации и к самовыражению. Тогда увлечение комиксами и фэнтэзи вылилось в фанатскую среду, приверженцы которой переодевались в любимых персонажей. Одновременно с любителями комиксов в это же время появилась волна толкинистов, больше связанная с ролевыми играми, “полёвками”, чем с косплеем. Тем не менее, толкинисты тоже повлияли на создание косплей-культуры.
“Полёвки” перекочевали в Россию и проводились в ней с 1990-х годов.
Таким образом, в СНГ косплей пришел с нескольких сторон: через ролевое движение толкинистов и рост популярности аниме. С течением времени косплей перестал быть прерогативой фриковатой молодежи и стал многообразным культурным явлением, которым занимаются увлеченные люди целыми семьями. Современный косплей больше не имеет прямого отношения ни к толкинистам, ни к аниме.
Comiket 2015
Косплей и LARP — в чем разница?
Элементы маскарада и актерства применяют также в LARP`е — ролевых играх живого действия, где герои не только перевоплощаются и отыгрывают свою роль, но и активно взаимодействуют между собой: общаются, проходят линейные квесты, ходят по кабакам, подвергаются “пыткам”, попадают в плен или в мертвяк.
Для LARP`а переодевание — инструмент игры. Для ролевика важнее погружение в персонажа, а костюм вторичен: он может обходиться минимальным антуражем без проработки деталей и фактур. Для косплеера проработка костюма стоит на первом месте, а в образе он не нон-стоп, а лишь на время фотосессии или дефиле.
Nipponbashi Street Festa 2013
Nipponbashi Street Festa 2010
Nipponbashi Street Festa 2014
Nipponbashi Street Festa 2017
“Торжество гиковства, фричества и эскапизма” — LARP, косплей и общественное мнение
Взрослые люди переодеваются в персонажей из фильмов и бегают по лесу в тяжелом доспехе и с мечом из пенопласта. Выглядит странно? Возможно, но вы бы удивилась, узнав, какая разнообразная там собирается публика. Например, полевыми ролевыми играми когда-то серьезно увлекался Oxxxymiron, популярный российский рэпер. Он говорит о движении так:
“Фэнтезийные игры — это нишевая тема, но вообще все человечество играет в те или иные формы подобных игр: кто-то работает офисным клерком, а в пятницу переодевается в Stone Island и идет на махач.
Честно сказать, у меня двойственное отношение ко многим субкультурным явлениям — с одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет, концентрация интеллектуалов в такой среде достаточно высока, просто часто это люди зажатые и слабо способные к коммуникации в реальном мире. Так ведь и я отчасти такой же — и тут ничего особо не изменилось.”
Общественное мнение по поводу ролевых игр и косплея неоднозначное, возможно, из-за недостатка информации в этой сфере. В движение сейчас приходит все большее количество нефриковых, совершенно нормальных во всеобщем смысле слова людей. Возможно, из-за того, что косплей дает возможность проявить разностороннее творчество — шитье, визаж, перевоплощение, иногда арт, дизайн и фото. LARP и вовсе позволяет полностью выпасть в другую реальность: пережить день где-нибудь в сосновом лесу среди бардов, купцов, эльфов, нежити и опасных тварей — звучит гораздо веселее, чем просто сходить в кино.
Yukicon 2018
Суть и смысл
Глубже вникая в суть и психологическую базу косплея, можно обнаружить не только фан.
Об этом говорит Полина Ханова, аспирант философского факультета МГУ, косплеер и специалист по современной массовой культуре:
“Есть большой соблазн предположить, что косплеерами движет простое желание почувствовать себя конкретным персонажем, воспользоваться готовым образом, но я считаю, что все сложнее. Примеряя на себя роли различных героев, человек получает возможность изучить способы конструирования личности на основе опыта разных персонажей. Понять, из каких элементов выстраивается образ, как он воздействует на самоощущение и поведение. А затем освоенные инструменты используются для построения себя и поиска собственного уникального места в мире.
Особым смыслом обладает, конечно, сообщество: косплей-движение существует через вечеринки, фестивали. Для фанатов это возможность оказаться в среде, где гиковские увлечения не являются предметом осуждения, где царит взаимопонимание. Каждый костюм, сложный или простой, получает свою долю внимания и одобрения.”
Конечно, когда приходишь в косплей, построение личности интересует в последнюю очередь: как правило, начинающие косплееры просто любят фэнтези, классные костюмы, создавать образы и веселиться. Из интервью с Carioka и littlegenius666:
“Начиналось все с того, что мы выбирали себе персонажей, делали костюмы и выступали со смешными сценками, которые придумывали сами, на вечеринках в аниме-клубах. О качестве этих костюмов никто тогда особо не задумывался, как и об отыгрыше персонажей – мы просто делали то, что нравится, веселились вместе.”
Позже это переходит в серьезное увлечение, с заказами серьезных костюмов из ателье или самостоятельной разработкой нарядов.
Какой бывает косплей
Косплей нельзя четко разграничить по жанрам, но условно его можно разделить на шесть видов.
1. Стандартный косплей
Переодевание, грим и перевоплощение. Сюда относится косплей по манге или аниме, персонажам из фильмов, мультфильмов, популярных артистов.
2. Косплей с антуражем
WEGAME 3.0 (2017)
Иногда косплей готовят не для фестивалей, показов и ролевых игр, а для фотосессии. Образ приходится воплощать без пластики, походки и речи: используя только мимику, костюм, жесты и атмосферу.
Фото: Kira Winter
4. Крафтовый косплей
Главный принцип крафтового косплея — самостоятельное создание костюма и при необходимости декораций с нуля. Косплеер сам закупает материалы и создает образ своими руками. Это высший пилотаж.
Косплеер Мария Ханна создает костюмы своими руками
5. Оригинальный косплей
Косплеер не выбирает себе персонажа, а создает его. Такой вид косплея не ограничен никакими рамками, но и оценить его сложно из-за отсутствия прототипа.
Одежда используется по минимуму, большинство деталей костюма прорисовывается на голой коже.
“Хочешь публикаций — раздевайся”
В РПГ-играх и аниме девушки на экране часто больше раздеты, чем одеты. Косплееру нужно в точности воссоздавать эти костюмы, что порой смотрится провокационно.
Вместе с тем, откровенный косплей популярен — это хороший способ быстро набрать подписчиков. Косплеер и руководительница агентства Golden Hamster Маргарита Тепляковая комментирует это так:
“Здесь всё достаточно легко объясняется. Хочешь публикаций в больших пабликах в соцсетях, славы и денег — раздевайся! Чем больше на тебе одежды, тем меньше к тебе внимания”.
Komiket 2017
Многое зависит от того, какую именно аудиторию хочет привлечь косплеер, но и в этом случае качество костюма и отыгрыша имеет значение. В обществе косплееров к такому способу обретения популярности относятся с прохладцей:
“Допускаю, что есть косплееры, сделавшие себе имя на так называемом «сиськокосплее» плохого качества, но имя тогда соответствующее — вряд ли от единомышленников последуют восторженные возгласы. Залог популярности — качество костюма, умение вжиться в роль персонажа и хороший макияж, опять же терпеливо подобранный. Самое важное для меня — любовь к своему делу и радость от каждого нового косплея.”
Kumori
“Совершенно не соглашусь с мнением «хочешь публикаций — раздевайся». Если ты действительно увлечен своим делом, тебе нравится делать качественные фотосеты с тщательной подготовкой, то тебя обязательно заметят.”
Нинель Нуретдинова
В любом случае, откровенный косплей требует хороших форм, актерских навыков и фотогеничности. Это тоже мастерство.
О создании костюмов
Многие косплееры шьют костюмы самостоятельно. Как они создают свой образ, с какими сталкиваются трудностями и на чем делают акцент:
Дарья Пасечник
Косплеер, художник и поэтесса. Украина
“Аксессуары я заказываю на интернет-аукционах, а вещи шью на заказ. Иногда бывает сложно понять, из чего сделать ту или иную деталь, но в кругу косплееров есть много людей, которые делают все своими руками, и я часто с ними советуюсь. Костюмы лежат в шкафу, продавать или отдавать их не хочется: я такой себе косплеер-плюшкин.”
Мария Ханна
Косплеер и крафтер. Россия
“На подготовку сложных образов может уйти до полугода, в то время как простые костюмы можно сшить за день-два. Откровенно говоря, ничто так хорошо не мотивирует, как дедлайн. Когда время на исходе, появляются и силы, и вдохновение, и много разных неожиданных способностей.”
Марианна де Морт
Косплеер, режиссер, телеведущая и судья косплей-шоу WEGAME 4.0. Украина
“Использую все, что есть под рукой: различные коробки, пластиковые бутылки, пакеты, даже туалетную бумагу. С помощью последней когда-то создала маску Несмертного Джо, персонажа фильма «Безумный Макс».
Долго, помню, искала на YouTube лайфхаки по ее изготовлению, но находила лишь сложные и дорогостоящие способы. Потом вдруг пришла идея вырезать из шестилитровой баклажки форму и обклеить ее кусками измельченной туалетной бумаги, смешанной с ПВА. Вместо металлических деталей приклеила картон – и все это покрасила. Получилось очень эффектно.”
Что может дать косплей?
WEGAME 3.0 (2017)
Косплей собирает единомышленников и дает возможность весело провести время. Он позволяет проявить себя в любой из выбранных граней: кому-то хочется показать себя в качестве актера, кому-то как дизайнера, у кого-то красивое тело или умение преподнести себя.
Зачем все это нужно? По той же причине, по которой каждый из нас время от времени любит выпадать в мир книг, фильмов и фестивалей. Бизнес, прикладные науки и повседневность обеспечивают нам жизнь, но карнавалы, перевоплощения, приключения и романтика нужны нам, как воздух — это то, ради чего мы живем.
Косплей как стиль жизни
История косплея
Термин «косплей» образован из сокращённого costume play — «костюмированная игра» или «костюмированная пьеса». Означает он претворение в жизнь образа героя из вымышленного произведения, будь то книга, комикс, фильм или аниме. Косплеер должен выглядеть максимально похоже на изображаемого героя, но не обязан делать свой костюм собственноручно. Изобрели слово “косплей” любящие сокращения японцы, но, вопреки заблуждению, возник он совсем не в Стране восходящего солнца.
В героя комикса Mr. Skygack from Mars некий Уильям Фелл нарядился ещё в 1908 году. Но последователей у него не появилось
Косплей в современном понимании этого слова возник в 1939 году. Пара американских фэнов, Форрест Аккерман и Миртл Джонс, явились на первый Всемирный конвент научной фантастики в Нью-Йорке, одевшись как герои космооперы. Аккерман и Джонс произвели настоящий фурор среди посетителей. Идея так всем понравилась, что уже на следующем конвенте в 1940 году прошёл бал-маскарад, среди участников которого проводился конкурс на лучший костюм. Маскарад стал традицией, продолжающейся по сей день. Сначала костюмы были довольно простыми и создавались скорее из желания выделиться и подурачиться, нежели ради приза. Для фантастических нарядов появился и собственный термин — «футуристикостюм».
К началу шестидесятых ситуация стала меняться. Люди стали подходить к созданию нарядов всё серьёзнее, тратили на них всё больше времени и денег. И хотя состав участников маскарада был разношёрстным — в костюмах на Всемирный конвент научной фантастики приходили и фанаты, и художники, и даже именитые писатели вроде Фрица Лейбера, — в этом деле начали появляться свои знаменитости и профессионалы. Перестали костюмы быть и строго футуристическими. Среди пилотов космических кораблей и злых пришельцев всё чаще стали появляться супергерои и эльфы.
Всё более креативными становились не только костюмы, но и способы их подачи. Конкурсантам мало было просто пройтись по подиуму — они пели песни, устраивали танцы и акробатические номера. Это так растянуло длительность мероприятия, что время на каждое выступление сократили до минуты. Но несмотря на все ухищрения, маскарад уже в середине семидесятых из дружеской вечеринки превратился в строгий конкурс с толпой зрителей и придирчивым жюри. Желающих изобразить любимых героев, блеснув талантом актёра и модельера, стало слишком много.
В восьмидесятых многие фэны могли похвастаться отлично детализированными и оригинальными костюмами.
В 1984 году гостем уже сорок второго по счёту всемирного конвента научной фантастики стал японский писатель Нобуюки Такахаси. Парад энтузиастов в фантастических костюмах поразил его до глубины души, и он поспешил поделиться своим восторгом с японской прессой. Японцы приняли новое веянье, которое писатель окрестил «косплеем», с восторгом. Косплей медленно, но верно отвоёвывал себе место на всевозможных фестивалях и из занятия для фанатов вскоре перерос в масштабную индустрию. Профессиональные модели начали выпускать тематические фотоальбомы, а в магазинах для гиков стали появляться целые отделы с готовыми костюмами, париками и прочей атрибутикой.
Возвращение косплея на родину вышло довольно курьёзным. Он заново проник на Запад в начале девяностых, на волне популяризации современной японской культуры. Аниме тогда было на пике популярности, гиковская же субкультура лишь ожидала своего ренессанса. Молодое поколение американских анимешников не знало о полувековой истории фантастических костюмированных вечеринок и посчитало косплей японским изобретением. Что не помешало ему стать безумно популярным. За считаные годы фестивали наполнились толпами людей в ярких костюмах. Начали проводиться международные конкурсы, с распространением интернета появились специализированные сайты, где можно было похвастать обновкой, поделиться опытом или попросить совета.
В девяностых аниме вошло в моду на Западе, а вместе с ним распространился и косплей. Героинь «Сэйлор Мун» косплеят и по сей день.
Отыгрыш роли
У модифицированного японцами косплея все же есть одна отличительная черта. Пионеры движения в сороковых годах не пытались в точности воссоздать костюмы героев. Они зачастую давали волю фантазии, выдумывали свои наряды для пилотов и принцесс звёздных империй, инопланетян и мутантов. О том, чтобы попытаться ещё и сыграть роль выбранного персонажа, как в театре, даже речи не шло. Японцы же назвали движение костюмированной игрой не зря: для них важен именно отыгрыш роли. И костюм косплеера должен соответствовать костюму персонажа аниме, манги, романа или игры в мельчайших деталях. Даже если они противоречат законам гравитации, физики и здравого смысла.
Хороший косплеер обязан выучить фирменные жесты героя, должен передавать его осанку и настроение. Суровому воину не пристало гримасничать и хихикать, как маленькая девочка. Но, скорее всего, эти неписанные правила были известны и западным косплеерам задолго до популяризации аниме. Ведь уже в семидесятых стали популярны «Звёздные войны» и «Звёздный путь», и их поклонники соревновались не только в мастерстве пошива зачастую простых нарядов, но и в том, кто лучше изобразит персонажа в целом.
Знать, как ведёт себя персонаж, не менее важно, чем сшить хороший костюм. Некоторых героев, например, Феникса Райта или Доктора Кто, без правильной подачи и не узнать.
Однако креативность западных фэнов не удалось удержать в чётких рамках. Проверив свои силы в воссоздании самых безумных костюмов, от расшитых бусинами пышных платьев с кринолином до доспехов и трансформирующихся роботов, косплееры принялись снова проявлять фантазию. Сеть наводнили фотосессии с диснеевскими принцессами, сражающимися с зомби, или Сэйлор Мун со товарищи, вдруг ставшими главарями байкерской банды. Люди принялись играть с временами и стилями, показывать знакомых героев в самых неожиданных амплуа. Пуристы могут усомниться в том, стоит ли называть всё это косплеем. Но почему бы и нет? Костюмы на месте, элемент игры тоже присутствует.
Грань между восточным и западным пониманием косплея со временем истончилась. Да и фэндомы на конвентах давно перемешались. Аниме перестали считать развлечением для детей, а фантастику — уделом высоколобых ботаников. И появление «чуждого» героя на фестивале никого не удивит. Трандуил и Капитан Америка, Сэйлор Мун и Доктор Кто теперь стоят на одной сцене, потому что принадлежат к одной гиковской субкультуре.
Сэйлор-воины в роли байкерш. Совсем не канонично, но оригинально и стильно.
Ненависть к косплею
Удивительно, но среди фантастов есть и противники косплея. Так, художник Пэт Бродерик, работавший над комиксами о Бэтмене и Зелёном Фонаре, отказывается выступать на конвентах, если в программе заявлен косплей. По словам Бродерика, косплей отвлекает участников конвента от основной программы. Мол, раньше люди ходили на фестиваль узнать о новинках индустрии и пообщаться с творцами, а теперь ходят наделать «селфи» с людьми в костюмах. Другие авторы возмущены тем, что многие косплееры толком не знают, кого изображают, а просто шьют себе понравившийся костюм.
Ну и главное, в отличие от коллекционеров, косплееры не приносят индустрии никакого дохода. Хотя они и тратят баснословные деньги на создание костюмов, издательствам, художникам и прочим создателям героя не перепадает ни цента. С последним можно поспорить: хороший косплей — это бесплатная реклама произведения. Да и сами косплееры — часто те же самые коллекционеры.
Между востоком и западом
Хотя косплей ныне популярен во всех частях света, в разных странах он имеет свои особые черты. В Японии, например, косплей создаётся прежде всего для фотосъёмки. Даже в рамках масштабных фестивалей не разыгрывается никаких сценок и не проводится дефиле. На мероприятиях косплеерам чаще всего просто отводится отдельный зал или площадка на улице, где они могут вволю попозировать перед фотографами и просто любопытными посетителями.
У японского косплея есть и другая, довольно мрачная особенность. К внешности косплеера здесь предъявляются не менее строгие требования, чем к его костюму. Известны случаи, когда человека затравили за то, что он оскорбил персонажа своим некрасивым лицом или фигурой. Поэтому за успешным косплеером в Японии зачастую стоит целая команда из костюмера, гримёра и фотографа. Модели же остаётся только следить за внешним видом и выучить несколько присущих герою поз. Если модель и персонаж достаточно популярны, на косплее можно и заработать, продавая фотографии. Соревновательный элемент тут слабый — лучшей наградой косплеера становятся новые поклонники и его фото в официальных репортажах с конвента.
Косплееры на летнем Wonder Festival проявляют настоящий героизм, расхаживая в плотных костюмах и доспехах на жаре в +35C. Чего только не сделаешь из любви к персонажу!
В США ситуация противоположная. Критиковать внешность самого косплеера, его рост, вес, цвет кожи или черты лица считается недопустимым, неполиткорректным. Оценивается прежде всего то, сколько сил он вложил в создание костюма, как точно передал детали. Купить готовый костюм или заказать у мастера не возбраняется, как и фотографироваться в нём или посещать конвенты, но от участия в конкурсах, возможно, придётся отказаться. Соревновательный элемент здесь весьма силён, хотя призов, как и масштабных конвентов, не так много.
К выбору персонажей в США подходят с душой. Если японцы следят за модой и стараются изображать не столько любимых, сколько популярных героев, то американцы ориентируются на признанную классику, в том числе анимешную. На фотоотчёте с любого американского фестиваля можно увидеть воинов в матросках, героев «Блича», «Наруто» или мультфильмов Хаяо Миядзаки.
Западные косплееры из одного фэндома с радостью устраивают общие фотосессии. Соперники они лишь на сцене, а вне её — друзья и единомышленники.
Несмотря на соперничество во время конкурсов, американские косплееры крайне дружелюбны. Часто в ходе фестиваля представители одного фэндома собираются, чтобы сделать общие фото и обсудить любимое произведение. При этом они не стремятся выяснить, кто круче, а просто радуются встрече с единомышленниками. Любят они и пошутить со сцены, хотя случай выдаётся нечасто. В США косплей — это зачастую лишь часть масштабной фестивальной программы с показами фильмов, трейлеров, лекциями и концертами, поэтому времени под дефиле и сценки конкурсной программы отводится немного.
Косплей в России
На развитие отечественного косплея наложило отпечаток то, что аниме-индустрия в России рухнула, так и не успев развернуться. Даже в те времена, когда аниме было модно, наши издатели могли побаловать публику разве что показами аниме на большом экране. Крупных фестивалей, объединяющих премьеры, интервью с авторами аниме, ярмарку сувениров и косплей, как не было, так и нет. Богатой программой может похвастать разве что московский J-Fest, но и ему далеко до ведущих фестивалей США и Европы.
Поняв, что развлекать их никто не собирается, отечественные анимешники взялись за дело сами. Организаторы фестивалей на чистом энтузиазме стали искать место для их проведения, составлять программу и отбирать участников. И в отсутствие других вариантов программа эта стала целиком состоять из косплея, караоке и AMV — любительских клипов, нарезанных из аниме на любимую музыку. Позже к этому многообразию присоединились поклонники японской уличной моды. Но косплей, конечно, был и остаётся гвоздём программы. Причём проводится он обычно на конкурсной основе, а вне конкурса, как правило, выступают ветераны движения.
Прошедший в 2014 первый российский Comic Con запомнился в первую очередь качественными костюмами косплееров. А благодаря телерепортажам слово «косплей» выучили даже люди, далёкие от фэндома
Воображение отечественных косплееров не сковано культурными условностями. Команды показывают не только мастерство в пошиве костюмов, но и драматургические таланты и остроумие, ставя на сцене серьёзные или, наоборот, юмористические зарисовки. За годы проведения фестивалей их сцены видели всё: и сжатый пересказ целого аниме, и стилизованный КВН, и отлично поставленные танцы, и поединки на мечах.
Мода на аниме и косплей привела к той же проблеме, с которой пришлось столкнуться организаторами американских конвентов в семидесятых. Желающих выступить стало так много, что на всех перестало хватать времени. Фестивали начинались с самого утра и заканчивались очень поздно, превратившись из весёлого мероприятия в выматывающую церемонию. Но проблему решили не так, как в США. Время на сценки сокращать не стали — вместо этого ужесточили отбор участников.
Чтобы попасть на сцену, стало нужно не только изъявить желание, но и показать качество работы. Соперничество стало очень сильным. Людям пришлось соревноваться не только за победу, но и за право просто оказаться на сцене. В таких условиях косплей превратился в гонку вооружений и за короткий срок сделал существенный качественный скачок. В начале двухтысячных косуха, замотанная лейкопластырем на манер плаща Йодзи из Weiss Kreuz, считалась отличным костюмом, а людей, шивших наряды с нуля, можно было пересчитать по пальцам. Теперь же в конкурсе никого не удивят ни роскошнейшие платья с вышивкой, ни доспехи гигантских роботов.
Российские косплееры стремятся к идеалу и часто его достигают, что доказывает победа четы из Калининграда на World Cosplay Summit в прошлом году. Но не потерялось ли в погоне за совершенством то чувство общности, что так любят воспевать на Западе? У каждого из косплееров найдётся свой ответ на этот вопрос. Одно неоспоримо: вопреки всем экономическим и политическим трудностям наши фэны достигли в своём хобби огромных высот.
Косплееры из Калининграда благодаря своему обаянию и прекрасным костюмам смогли затмить американцев и японцев на World Cosplay Summit.
Похожие увлечения
Увидев на фестивале, на фото или на улице странно одетого человека, не спешите делать вывод, что это косплеер. Современная культура породила множество стилей в одежде, не имеющих ничего общего с конкретными произведениями, но выглядящих довольно неординарно.
Девушки в изящных шляпках, старомодных платьях с кружавчиками и пышных юбках с кринолином вовсе не обязательно косплеят «Страшные сказки» или «Тёмного дворецкого». Скорее они просто любят стиль «лолита» — японскую моду, основанную на одежде викторианской эпохи и эпохи Рококо. Лолиты бывают разные. Если её наряд прост, изыскан и выглядит так, как будто действительно был сшит в Лондоне конца XVIII века, то перед вами классическая лолита. Тёмные тона с преобладанием чёрного и красного в костюме, обилие крестов и прочей религиозной атрибутики в узорах и украшениях, тяжёлый макияж в стиле японских рок-групп присущи готическим лолитам. Сладкие же лолиты предпочитают пастельные цвета, нарочито милые узоры в виде сладостей, зверушек и сказочных мотивов. Среди последних особой популярностью пользуются рисунки по мотивам «Алисы в Стране чудес» Кэрролла.
Существуют и более экзотические ответвления данного стиля. Есть лолиты-панки и лолиты-пираты, лолиты-принцессы и ва-лолиты, наряжающиеся в стилизованные кимоно и юкаты. Увы, такое разнообразие стилей можно увидеть только в модном районе Харадзюку или на страницах ежеквартального японского журнала Gothic & Lolita Bible. За пределами Японии этот стиль пока не обрёл широкой известности, и его поклонников и поклонниц можно встретить разве что на тематических вечеринках или на аниме-фестивалях.
Брендовая одежда стиля “лолита” — удовольствие не из дешёвых.
Ещё один фантастический стиль с уклоном в старину — стимпанк, который сейчас находится на пике популярности. Как можно догадаться из названия, приверженцы стимпанка стараются выглядеть так, словно явились из эпохи паровых машин. В зависимости от фантазии художника и костюмера эта эпоха может находиться как в прошлом, так и в будущем. Стимпанкеры могут выглядеть как современники капитана Немо и Лиги выдающихся джентльменов или же как покорители Дикого Запада, чьи технологии опередили время. Стиль этот настолько универсален, что отлично вписывается даже в фэнтези — достаточно вспомнить гномов с пушками из игр Arcanum и WarCraft.
Объединяет всех стимпанкеров любовь к механизмам, шестерёнкам и прочих хитроумным, старомодно выглядящим устройствам. Ареал обитания фанатов этого стиля очень широк. Стимпанк популярен в США и Европе, чуть менее — в Японии, Корее и прочих восточных странах. Встретить людей, одетых в таком стиле, можно на любом конвенте, а также на фестивалях готической музыки.
Костюмы поклонников стимпанка отлично вписываются в любую фантастическую вселенную, будь то альтернативный викторианский Лондон или колония на далёкой планете (Brian Garrett / Flickr)
Вечеринки для рэйверов дали начало футуристичному стилю киберготика. Термин этот выдумала британская компания Games Workshop для продвижения своей игровой серии Dark Future. Описанный в ней мир будущего, где всем заправляют корпорации, воздвигнутые на руинах мегаполисов, мало чем отличался от появившегося ранее киберпанка. В книжной, игровой и киноиндустрии термин не прижился, а вот на модной и музыкальной сценах для него нашлась ниша. Киберготы могут изображать жителей радиоактивных пустошей мрачного будущего, надевая тяжёлые ботинки и одежду с кучей карманов, застёжек и значков радиоактивной и биологической опасности. Похожи они и на выходцев из киберпространства, обвешанных проводами, визорами и узорами в виде микросхем.
Среди девушек популярны и более легкомысленные образы. В нарядах неоновых цветов, с синтетическими дредами и пирсингом они напоминают роботов, клонов и инопланетных принцесс. Как ни парадоксально, на востоке этот эксцентричный стиль не прижился совсем. Столицей моды будущего остаётся лондонский район Камден с его знаменитым рынком и магазинами одежды для неформалов. Помимо Британии, этот стиль распространён в США, Канаде и Германии. В наших краях встретить киберготов можно разве что на фестивалях электронной музыки, да и то не всегда.
Уже по оформлению входа в лондонский магазин Cyberdog видно, что продают там не повседневную одежду.
Кукольный косплей
Существует и такое хобби как кукольный косплей, когда люди шьют миниатюрные, но максимально приближённые к первоисточнику костюмы для кукол. Встречается он в любых форматах, но особо популярен среди обладателей шарнирных кукол. Их крупный масштаб позволяет проработать мельчайшие детали костюма, а благодаря подвижным шарнирам кукле можно придать любую позу, что делает её фотогеничной. Мода на таких кукол отчасти связана с тем, что производятся они в основном в Японии и Корее и пользуются спросом у любителей аниме, манги и косплея.
Где посмотреть на косплей?
Увидеть косплееров или стать таковым самому можно на фестивале современной культуры, проходящем в ближайшем городе. Среди российских фестивалей самыми крупными и организованными можно назвать проходящие в Москве J-fest и Comic Con, петербургский Старкон, а также воронежский аниме-фестиваль.
Вдохновиться фото косплееров можно и в Сети. Крупнейшие международные сайты, посвящённые этому хобби, — cosplay.com и curecos.com.
Американский телеканал SyFy снял о косплее реалити-шоу Heroes of Cosplay. Хотя многие критиковали его за представление движения не в лучшем свете, рейтинги шоу получило неплохие, да и участвовали в нём многие звёзды местной косплей-сцены. Косплей также неплохо показан в сериалах и манге, рассказывающих о культуре отаку — заядлых фанатов аниме. Самым интересным и серьёзным из таких сериалов можно назвать Genshiken, аниме о студенческом клубе фэнов, в рядах которого оказалась заядлая любительница косплея, агитирующая всех вокруг примкнуть к её хобби. Косплееров можно также увидеть в Otaku no Video, Cosplay Complex и многих других аниме.
В сериале Genshiken отлично показана жизнь отаку, в том числе и косплееров.
Косплей — это здорово. Своим трудом косплееры создают на фестивалях атмосферу сказки, оживляют образы любимых героев, и этим трудно не восхищаться. Ведь таким образом они делают фантастику более реальной. А также дарят нам тысячи красивых фотографий после каждого конвента.