Что такое корпоративный конфликт

Корпоративные конфликты

Понятие корпоративного конфликта (спора)

Прежде всего, следует разграничить понятия «корпоративные конфликты» и «корпоративные споры».

Например, в обществе имеет место быть обусловленный разногласиями между акционерами неразрешенный конфликт по поводу полномочий генерального директора общества.

Под корпоративным конфликтом понимаются разногласия (споры) между участниками (инвесторами) и менеджерами общества в связи с нарушением прав участников общества, которые приводят или могут привести в суд с исками к обществу, контролирующему акционеру или управляющим по существу принимаемых ими решений, досрочному прекращению полномочий органов управления, существенному изменению в составе акционеров.

Главным средством, способным защитить корпорацию от внутренних корпоративных конфликтов, является необходимость создания условий для стимулирования управленческой политики, направленной на поддержание открытости для инвесторов. Переход российских предприятий к цивилизованному корпоративному управлению является залогом успешности на рынке и в то же самое время объективной тенденцией, отражающей общность интересов всех участников корпорации.

Для профилактики внешних корпоративных конфликтов в законе должны быть прописаны обязанности всех компаний передавать ведение реестра акционеров и исполнение функций счетной комиссии специализированному регистратору. Этот факт может способствовать усложнению написания протокола собрания, которое реально не проводилось, необоснованного отказа акционеру во внесении записи о нем в реестр, незаконного списания акций.

Для результативной борьбы не только с внешними корпоративными конфликтами, но и с неопределенностью, которая снижает перспективы инвестирования, обществу необходимо ежегодно определять рыночную стоимость своих акций с привлечением независимого оценщика. Кроме прочих положительных моментов, это решило бы вопросы налогообложения наследования акций, поставило бы барьер на пути махинаций с ценами при выкупе и приобретении акционерными обществами собственных акций. Учитывая западный опыт, необходимо усиливать ответственность членов совета директоров и высших менеджеров компании за действия, наносящие ущерб акционерному обществу и его акционерам.

Корпоративный спор представляет собой спор между хозяйствующими субъектами и/или иными участниками предпринимательских отношений, связанный с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом корпоративного спора могут выступить: восстановление нарушенного права акционера (участника) общества или его руководителя, обжалование решений органов управления организации, устранение нарушений законодательства и локальных норм, понуждение выполнить определенные юридические действия и т.д.

В качестве объектов спора могут быть: ценные бумаги, доли (акции) уставного капитала, имущество (движимое/недвижимое), имущественные права, а также личные неимущественные права (авторские/патентные).

Для объективного рассмотрения понятия корпоративного спора немаловажно изучить его толкование и употребление органами государственной власти.

Юридическое лицо подтверждает свое существование наличием известных органов управления, которые реализуют свои полномочия действиями конкретных физических лиц. При разрешении корпоративных споров нередко привлекают физических лиц, например руководителей организаций.

Следует выделить основные виды корпоративных споров.

1. Споры, возникающие между корпорацией и ее участниками, вытекающие из деятельности корпорации и связанные с осуществлением прав участников корпорации и выполнением ими своих обязанностей.

К этой группе можно отнести большинство корпоративных споров, в частности споры по искам акционеров к обществу о взыскании сумм объявленных, но не выплаченных дивидендов, а также по искам о понуждении общества к предоставлению документов и иной информации, от передачи которой общество уклоняется вопреки предписаниям акционерного закона и т.д.

2. Споры между участниками акционерной корпорации. Исходя из буквального толкования подп. 4 п. 1 ст. 33 АПК РФ такие споры не охватываются понятием специальной подведомственности, что выглядит достаточно странно. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, споры между акционерами, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, за исключением случаев, когда указанные споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью акционерного общества. Примером таких споров могут служить дела по искам акционеров закрытого общества, направленным на защиту нарушенных преимущественных прав приобретения акций (п. 3 ст. 7 Закона «Об акционерных обществах»), а также споры, возникающие в связи с приобретением акций у акционеров в порядке, предусмотренном ст. 80 Закона «Об акционерных обществах».

3. Стороной корпоративного спора могут быть не только корпорация или ее участники, но и третьи лица, чьи действия влияют на процесс осуществления корпоративных прав и исполнения корпоративных обязанностей, а иногда и обусловливают само возникновение прав и обязанностей участников корпорации. Правовой статус третьих лиц может быть различным. Это и коммерческие организации (профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг или по учету и переходу прав на ценные бумаги), и государственные органы (например, ФСФР России, осуществляющая государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг).

Порядок разрешения корпоративных конфликтов (споров). Посредничество

В корпорации должен существовать орган по рассмотрению и урегулированию корпоративных конфликтов. С этой целью совет директоров может образовывать из числа своих членов специальный комитет по урегулированию корпоративных конфликтов.

Порядок формирования и работы комитета по урегулированию корпоративных конфликтов определяется советом директоров.

Работу по урегулированию конфликта рекомендуется проводить при непосредственном участии акционера путем прямых переговоров или переписки с ним.

В случае необходимости между обществом и акционером может быть подписано соглашение об урегулировании корпоративного конфликта. Органы общества в соответствии со своей компетенцией содействуют исполнению соглашений, подписанных от имени общества с акционерами, а также реализуют свои решения об урегулировании корпоративного конфликта или организуют реализацию решения.

В целях обеспечения объективности оценки корпоративного конфликта и создания условий для его эффективного урегулирования лица, чьи интересы конфликт затрагивает или может затронуть, не должны принимать участия в вынесении решения по этому конфликту.

Следует обратить внимание на способы предотвращения корпоративных споров. Для понимания способов предотвращения нужно понимать причины возникновения и существо требований.

Распространенными причинами корпоративных споров являются: 1) неисполнение договорных обязательств; 2) нарушение действующего законодательства; 3) нарушение локальных актов; 4) стремление к экономическому господству в форме корпоративных захватов; 5) сведение личных счетов.

Некоторые способы защиты:

На практике акционеры, особенно крупных акционерных компаний, во избежание непредвиденных ситуаций и исключения захватов компаний используют такой способ регулирования акционерных правоотношений, как заключение акционерного соглашения.

Акционерные соглашения определяют и подтверждают намерения сторон и гарантируют некую стабильность в акционерных правоотношениях. Действующее российское законодательство не содержит положений о соглашениях между акционерами. Однако, несмотря на это, российские компании, что особенно отмечается на уровне наиболее крупных акционерных обществ, в последнее время стали чаще прибегать к заключению акционерных соглашений.

Таким образом, акционерные соглашения стали широко использоваться в российской правовой практике.

При этом права акционеров никоим образом не ущемляются. Например, заключаемые соглашения между акционерами относительно определения порядка осуществления своих прав акционера, установления ограничения в распоряжении данными правами в принципе допустимы и не могут рассматриваться как отказ от права. Заключая акционерное соглашение, акционер уже пользуется своим правом на имущественные права акционера и распоряжается, таким образом, данными правами. Более того, осознанное ограничение прав акционерным соглашением делается акционером по его волеизъявлению в целях обеспечения стабильности в деятельности общества и получения прибыли от нормального развития общества. Заключая акционерное соглашение, акционер может принять на себя обязательства воздержаться от совершения какого-либо рода действий, входящих в состав его прав, при этом взамен он получает ту или иную выгоду согласно условиям акционерного соглашения.

Выделяются следующие виды акционерных соглашений.

Корпоративный конфликт не всегда может быть разрешен за счет правовых и организационных ресурсов самой корпорации. Когда исчерпаны все возможные средства внутри корпорации, могут быть использованы внешние способы, при этом без обращения к официальным органам по разрешению споров.

Посредник как третье лицо, не участвующее в конфликте непосредственно, несет большее позитивное восприятие для сторон конфликта, что создает реальную возможность для урегулирования возникших разногласий.

Этот фактор весьма успешно используется в урегулировании корпоративных споров.

Цель привлечения посредника состоит в его фактических действиях по оказанию помощи сторонам.

Посредник вправе устанавливать обстоятельства конфликта, выяснять позиции сторон, их взаимные претензии. Итогом работы посредника должен быть компромисс сторон в спорном вопросе либо механизм его разрешения.

Оплата услуг посредника должна производиться стороной, которая привлекает его к разрешению конфликта.

Следует учитывать требования к личности посредника. В качестве посредника вправе выступать лицо, имеющее соответствующее образование (юридическое или экономическое) в зависимости от природы спора, опыт практической работы в соответствующей сфере, а также являющееся независимым экспертом.

Источник

Война насмерть, рейдерский захват, русская рулетка: юристы о корпоративных конфликтах

Что такое корпоративный конфликт. Смотреть фото Что такое корпоративный конфликт. Смотреть картинку Что такое корпоративный конфликт. Картинка про Что такое корпоративный конфликт. Фото Что такое корпоративный конфликт

Уголовное преследование предпринимателей в России растет. Общественный омбудсмен по защите предпринимателей от уголовного преследования Андрей Назаров добавляет, что за прошлый год на 65% увеличилось и количество жалоб, которые поступают в их центр «Бизнес против коррупции». Статистика Судебного департамента Верховного суда подтверждает, что число лиц, которых привлекают к ответственности за налоговые преступления, возросло более чем на 30% за последние три года.

«Корпоративный конфликт – это столкновение интересов партнеров между собой или с третьей силой по поводу прав собственности и/или управления бизнесом и, в конечном счете, контроля над активами компании».

А. С. Нуруллина, О. В. Каштанова «КОНФЛИКТЫ В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЯХ И СПОСОБЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Причины конфликтов

Порой до истинных причин конфликта докопаться бывает довольно трудно. Жанна Томашевская, управляющий партнер Tomashevskaya & Partners, замечает, что в пылу борьбы акционеры, комментируя происходящее, обвиняют друг друга «во всех смертных грехах, даже если они имеют крайне отдаленное отношение к существу спора».

Вместе с тем Валерий Еременко, партнер, соруководитель судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», утверждает, что чаще всего корпоративные конфликты выступают следствием общеэкономической ситуации в стране. Он объясняет это тем, что такой кризис провоцирует массовое неисполнение тех или иных обязательств (акционерных, кредитных и других), которые приводят к длительным и затяжным разногласиям.

Что такое корпоративный конфликт. Смотреть фото Что такое корпоративный конфликт. Смотреть картинку Что такое корпоративный конфликт. Картинка про Что такое корпоративный конфликт. Фото Что такое корпоративный конфликт

Если же говорить о внутренних корпоративных конфликтах (когда спорная ситуация возникает между владельцами совместного предприятия), то их первоочередной причиной является разный взгляд партнеров на ведение предпринимательского дела, говорит Роман Серб-Сербин, партнер Danilov&Konradi. Руководитель группы по слияниям и поглощениям «Пепеляев Групп» Сергей Шорин объясняет, что кому-то бывает достаточно получать стабильные дивиденды, а другие во главу угла ставят развитие и экспансию бизнеса. Юлия Карпова, партнер, руководитель практики «Разрешение споров» ЮФ «Инфралекс», подтверждает, что противоположные точки зрения на стратегию развития компании, порядок ее управления и распределения прибыли обычно и порождают разногласия. Но по мнению Александра Ермоленко, партнёра «ФБК Право» острый спор будет иметь место, когда стороны так или иначе считают себя равными друг другу по влиянию и возможностям: «Если акционеры понимают, что вес и фактическое влияние у них разное, конфликт не имеет шансов разгореться».

Причиной разногласий могут быть и растущие аппетиты одного из партнеров по бизнесу. В частности, один из совладельцев фирмы захочет получить всю компанию целиком и для этого обладает достаточным ресурсом влияния, приводит пример партнер КА «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Патракеев.

Но возможны случаи, когда проблема приходит извне. По словам Серб-Сербина, это происходит, когда лакомый актив «плохо лежит» (неудачно управляется, плохо защищен от банальных юридических рисков и т. д.). Тогда существует потенциал для гринмейла, рейдерского захвата или более-менее легального отъёма предприятия, уверяет эксперт.

Кроме того, в последнее время также участились конфликты, возникающие при наследовании бизнеса, рассказывает партнер КА «Барщевский и партнеры» Павел Хлюстов: «Это касается как спора между самими наследниками, которые не нашли компромисс в вопросе управления бизнесом, так и разногласий наследников со «старыми» собственниками, считающих наследников чужаками».

Когда получится все решить внесудебным путем

Любой корпоративный конфликт наносит вред деятельности компании и прилично выматывает самих участников разногласий. Поэтому такие противостояния надо стремиться разрешать в досудебном порядке, поясняет Алексей Костоваров, советник АБ «Линия права»: «Иначе будет слишком высока цена корпоративной войны».

Разойтись миром получится, если партнеры готовы слышать и слушать друг друга, когда у них хватает разума не совершать резких, опрометчивых и незаконных действий, уверяет Валерий Зинченко, управляющий партнер КА Pen&Paper. По его словам, в некоторых случаях это бывает возможно благодаря адвокатам, консультантам и медиаторам, которые показывают сторонам спора, насколько дорогим и долгим может оказаться конфликт. Но к сожалению, из-за российской ментальности ведения бизнеса разногласия достаточно часто и быстро переходят в разряд личного противостояния, констатирует эксперт: «После этого голос разума включается порой очень нескоро».

Ермоленко и вовсе утверждает, что урегулирование таких споров без суда несвойственно российской корпоративной культуре. Считается, если сторона готова на мировую, значит, чувствует свою уязвимость, и ее нужно дожимать, говорит эксперт. Серб-Сербин подтверждает пагубную роль нашей ментальности в этом процессе: «У нас в стране полагают, что делать уступки – значит, проявлять слабость».

Во внесудебном порядке у оппонентов получится договориться и в том случае, если не хочется «выносить сор из избы и придавать конфликту публичный характер», утверждает Серб-Сербин. Ведь судебная «корпоративная война» может не только навредить совместному бизнесу, но и создать личный дискомфорт ключевым персонам конфликта. В том числе и за счет черного пиара, обращает внимание юрист.

По словам Ермоленко, почти любой конфликт разрешается выходом одного из акционеров из бизнеса с уплатой справедливой стоимости. Но для этого всегда нужна готовность сторон поверить, что эта цена справедливая, подчеркивает юрист. Одним словом, говорить о мирном урегулировании можно, когда конфликт еще не приобрел серьезного масштаба или когда стороны устали воевать и осознали бессмысленность дальнейшей вражды, поясняет Хлюстов.

Что такое корпоративный конфликт. Смотреть фото Что такое корпоративный конфликт. Смотреть картинку Что такое корпоративный конфликт. Картинка про Что такое корпоративный конфликт. Фото Что такое корпоративный конфликт

К чему готовиться, если дело дошло до суда

Корпоративное законодательство и правоприменительная практика в России еще не до конца оформились таким образом, чтобы добросовестный участник конфликта мог быть заранее уверен в положительном исходе дела, предупреждает Егор Батанов, партнёр Saveliev, Batanov & Partners. Кроме того, обсуждаемый конфликт, как правило, сопровождается не единичными спорами, а целой плеядой различных процессов, которые могут проходить в разных судах и даже юрисдикциях.

Томашевская советует при судебном разрешении таких споров не полагаться исключительно на инхаус-юристов: «Особенно если на уровне менеджмента компании присутствуют различные группы влияния». А Хлюстов рекомендует запастись не только хорошими внешними консультантами, но и терпением с деньгами. Помимо перечисленного, надо быть готовым к тому, что в ходе судебного спора появятся многочисленные уголовные дела, инициированные обеими сторонами конфликта, констатирует эксперт.

Как спасти компанию, в которой корпоративный конфликт

Нередко самым чувствительным итогом корпоративного конфликта является гибель компании, вокруг которой и разворачивалась яростная борьба. Руководитель проектов, адвокат АБ «S&K Вертикаль» Алена Бачинская обращает внимание, что подобные конфликты в зависимости от их вида по-разному влияют на деятельность компании.

По ее словам, разногласия между мажоритарными и миноритарными акционерами, как правило, не столь губительны для бизнеса, как конфликты между основными собственниками: «Не говоря уже о недружественных поглощениях и деятельности рейдеров». Среди самых негативных последствий от таких ситуаций эксперт выделяет: снижение или полная блокировка хозяйственной деятельности фирмы, проблемы с управлением и распоряжением активами, снижение общей стоимости бизнеса и, безусловно, репутационные риски.

Чтобы этого не произошло, партнер Lidings Александр Попелюк рекомендует сторонам разногласий предпринять определенные усилия в публичном поле: «Объяснить возникшую ситуацию инвесторам и контрагентам». Если спор касается принадлежности долей, акций и других ценных активов, то стоит озаботиться обеспечительными мерами, которые не позволят продать имущество предприятия до завершения разбирательства, объясняет эксперт.

Томашевская настаивает, что и менеджменту фирмы не стоит дистанцироваться от конфликта, а надо по возможности поддерживать диалог с акционерами, выполняя функцию медиатора. В спорной ситуации весомую сохранительную функцию сыграет и определенная система «сдержек и противовесов», если она имеется в компании. Речь идет о наличии у предприятия таких органов управления, которые смогут руководить компанией в интересах всех собственников, объясняет Карпова. Другой вариант – передать функции по управлению бизнесом независимым директорам или профильной управляющей компании, добавляет эксперт.

Есть и другой оптимальный способ, чтобы спасти компанию в такой ситуации: продать бизнес третьей стороне. По мнению Ермоленко, новый собственник будет иметь более трезвый взгляд на происходящее, что позволит фирме сохраниться и остаться успешной.

Профилактические меры

Всем собственникам компаний, хоть крупных, хоть небольших, наверняка хочется предотвратить даже малейшую возможность для возникновения корпоративного конфликта. Любая профилактика своевременна на стадии, когда совладельцы только начинают вместе строить бизнес, сразу подчеркивает Патракеев. Правда, на этой стадии, как правило, все дружат, друг другу доверяют и не хотят думать о плохом, рассказывает юрист: «От предупреждений юристов предприниматели нередко отмахиваются со словами «уж с нами-то ничего такого точно не произойдёт». Тем не менее никакой более эффективной профилактики, чем «договориться на берегу», люди пока не придумали, утверждает эксперт. Если партнеры по бизнесу действительно думают о совместном будущем, то им стоит заключить подробное корпоративное соглашение, советует Хлюстов: «Этакий «брачный договор» для компаньонов». В таком документе фиксируются все договоренности между партнерами, а также механизмы разрешения споров, возникающих между сторонами, поясняет Максим Степанчук, партнерКА «Делькредере».

Что такое корпоративный конфликт. Смотреть фото Что такое корпоративный конфликт. Смотреть картинку Что такое корпоративный конфликт. Картинка про Что такое корпоративный конфликт. Фото Что такое корпоративный конфликт

Батанов подтверждает, что для непубличных компаний действительно работает правило: «Чем меньше между партнерами устных договоренностей, тем больше вероятность, что корпоративный конфликт не выльется в полноценные судебные споры». Правда, как показывает опыт и практика, акционерные соглашения, пусть и подписанные по английскому праву, не могут предотвратить конфликт в России, констатирует Зинченко. Зато может помочь грамотно выстроенная юридическая структура бизнеса, считает Серб-Сербин. В частности, он не рекомендует «вешать» все ключевые активы на одно юрлицо.

Но самой оптимальной профилактической мерой в России до сих пор остаётся установление максимального мажоритарного контроля над бизнесом, уверен Ермоленко: «На сегодня это по-прежнему работает лучше всего. Компании с децентрализованным владением менее устойчивы к таким воздействиям».

Одним словом, необходимо с самого начала выстраивать бизнес правильно, констатирует Тимур Хутов из BMS Law Firm. Он тоже советует не оставлять какие-то договоренности на «понятийном» уровне, а всегда все фиксировать надлежащим образом. Ведь, как говорил Джон Рокфеллер: «Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе».

Из перечисленных экспертных советов тяжело составить единый рецепт для успешного разрешения любого корпоративного конфликта. Ведь все разногласия индивидуальны: какие-то получится разрешить мирно и за несколько месяцев, в других случаях придется пройти через затяжной судебный процесс или даже испытать уголовное преследование. Еще в 2011 году эксперты РЭШ в своем исследовании «Корпоративные конфликты в России» писали, что большинство подобных конфликтов возникает из-за серьезных злоупотреблений крупных акционеров и менеджеров. Однако специалисты подчеркнули, что такие ситуации – это неотъемлемая часть рыночной экономики.

Источник

Просто, кратко и понятно о корпоративных конфликтах

С какой целью люди создают свой бизнес? Если верить Гражданскому кодексу РФ, целью ведения предпринимательской деятельности является извлечение прибыли. Но в наше время верить вообще нельзя никому и ничему, а уж Гражданскому кодексу — в особенности. Вот мне верить можно. Поэтому продолжаю мысль.

Думаю, вы согласитесь со мной, что бизнес должен приносить постоянный доход его обладателю. Постоянство же поступления доходов зависит от стабильности работы компании. И если в компании возник серьезный конфликт между, допустим, собственником и менеджментом, то все — тушите свет. Снижение темпов работы, ухудшение показателей, застой, снижение стоимости акций, хаос и неразбериха.

Я не утрирую. Так и бывает.

Все, о чем пойдет речь ниже, не будет открытием. Статья вообще не носит проблемного характера. Ее назначение чисто информационное. Специалист по корпоративному праву вряд ли найдет что-то новое. Я лишь постарался обобщить и сжать информацию, касающуюся корпоративных конфликтов.

В итоге получилась обзорная статья. Конкретные проблемы корпоративного законодательства я планирую рассмотреть в последующем. Если эта тема Вам интересна, то советую подписаться на обновления блога. Блог посвящен правовому сопровождению бизнеса, проблем много, количество рубрик разрастается. Впору помощников нанимать для написания статей.

Понятие корпоративного конфликта

Ситуация, когда возникают разногласия:

именуется корпоративным конфликтом.

Так уж получилось, что сложившееся в нашей стране законодательство не позволяет предотвратить возникновение корпоративных конфликтов. Оно даже эффективно разрешить их не позволяет в подавляющем большинстве случаев.

Усугублению проблемы способствуют:

Хорошо, после внесения поправок в главу 4 ГК РФ ситуация чуть-чуть улучшилась. Новые вопросы тоже появились, но об этом в другой раз. Рекомендую после этой статьи прочитать мою статью про корпоративный договор. Это хороший инструмент, который позволяет участникам и акционерам избежать в будущем многих проблем.

Про судебную практику промолчу, чтобы самому не расстраиваться и вас не расстраивать. Будем надеяться, что ситуация выправится.

Неопределенность в правилах игры толкает самих игроков на злоупотребление своими правами. Рано или поздно возникает конфликт, который в итоге выливается в судебный спор.

Что такое корпоративный конфликт из законодательных актов мы не узнаем. Зато есть понятие корпоративного спора.

В соответствии со ст. 225.1 АПК РФ корпоративными спорами являются споры, связанные:

являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом.

Корпоративный конфликт является более широким понятием, чем корпоративный спор. Последняя категория не охватывает такие явления, как корпоративное поглощение и корпоративный захват, корпоративный шантаж, рейдерство и другие.

Здесь переходим к видам корпоративных конфликтов.

Виды корпоративных конфликтов

Классификаций сего явления существует несколько. В разные теоретические выкладки вдаваться не будем, рассмотрим две наиболее практичные классификации.

Первую можно вывести на основании рассмотрения ст. 225.1 АПК РФ, то можно подразделить корпоративные конфликты на следующие виды.

Думаю, тут все понятно. Есть корпоративные конфликты, поименованные в качестве корпоративных споров в ст. 225.1 АПК РФ, а есть иные, которые в нее не попали. Кратко разберем каждое.

Корпоративное поглощение — в самом общем виде представляет собой приобретение одной компании другой компанией. Не обязательно носит конфликтный характер, поскольку может быть дружественным. В этом случае есть договоренность между собственниками (акционерами) приобретаемой компании и собственниками (акционерами) поглощающей организации. Договоренность есть — конфликта нет.

Юридически такое поглощение оформляется как реорганизация в форме слияния или присоединения.

С недружественным поглощением ситуация кардинально различается. Такое поглощение называется корпоративным захватом. Тут никакой договоренности нет и поглощение осуществляется без воли поглощаемого лица. Без воли — не означает незаконно. Захват больше носит экономический характер и формально все оказывается законно. В ряде случаев оформляется в форме того же слияния или присоединения.

Довольно распространенная ситуация — мажоритарный акционер «продавил» на общем собрании акционеров решение о дополнительной эмиссии (выпуска) акций и впоследствии сам же его скупил. По отношению к другим акционерам это — корпоративный захват. Потому что размер пакета акций каждого из них снизился по отношению к увеличившемуся уставному капиталу общества — ведь все дополнительные акции скуплены мажоритарием!

Другие примеры законного корпоративного захвата:

Если поглощение носит ярко выраженный незаконный характер, можно говорить о рейдерстве (от англ. the raid — «набег», «внезапное нападение»).

В переводе с английского рейдер — налетчик. В средние века рейдерами называли самостоятельные корабли, отличавшиеся от обычных пиратских тем, что они служили правительству и нападали только на корабли и поселения враждебных держав. Целью рейдера не всегда был не захват чужого судна и его разграбление. Зачастую боевые действия совершались с целью уничтожения морской торговли неприятеля и корабли просто топили по принципу «убыток для врага — прибыль для нас».

Современное рейдерство преследует сходную цель — захват чужого предприятия, его последующее разграбление для извлечения сверхприбыли. Нередко рейдерство осуществляется не просто противоправными, а криминальными, преступными способами.

Другая агрессивная форма корпоративного захвата — незаконный перехват корпоративного управления.

Схематично все выглядит следующим образом.

Другая распространенная классификация корпоративных конфликтов строится в зависимости от участвующих в нем лиц.

Разногласия могут возникнуть исключительно внутри компании:

Такие конфликты являются внутренними.

Другая группа корпоративных конфликтов — внешние, поскольку возникают между компанией и третьими лицами: реестродержателем, управляющей организацией, дочерней организацией и т.д.

Схематично это выглядит следующим образом.

Угроз для компании существует множество. Они могут исходить как извне, так и изнутри компании. До конфликта внутри компании дело лучше не доводить. А угрозы извне предвидеть и заранее предпринимать превентивные меры. Увы, но чаще всего тревогу начинают бить слишком поздно.

А эту статью я заканчиваю. До встречи в новых статьях!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *