Что такое корпоративный банк

Розничный банкинг против корпоративного банкинга: в чем разница

В мире финансового рынка России и зарубежных стран представлен розничный банкинг и корпоративная форма. Последняя разновидность также называется бизнес-банкингом, связана с финансовым обслуживанием корпоративных клиентов. Услуга была применена в Соединенных Штатах Америки, чтобы различать ее с инвестиционной формой.

Этот закон ликвидировали еще в период девяностых, однако различные формы банкинга все равно пользовались популярностью в Российской Федерации и других государствах. Корпоративная форма банкинга считается основной деятельностью для получения прибыли для финансовых учреждений; кроме того, она считается разновидностью потребительских услуг. Нередко эта форма становится источником постоянных списаний ссуд, которые были деформированы.

Розничный банкинг и корпоративный: особенности

Розничный банкинг относится к финансовой деятельности, которая имеет дело непосредственно с розничными клиентами. Эта форма также известна, как потребительское банковское обслуживание или персональное, розничное банковское обслуживание является представительным лицом банковской сферы для многомилионной клиентуры, так как филиалы учреждений находятся в городах-миллионниках.

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банк

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банк

Учреждений, которые ориентированы только на розничную клиентуру, на сегодняшний день немного, и многие розничные финансовые манипуляции осуществляются конкретными отделениями банков, большими и маленькими. Депозитные счета клиентов, собранные розничным банком, в свою очередь являются главными источниками обогащения для многих финансовых компаний.

Розничная форма относится к финансовой деятельности, которая имеет дело непосредственно с розничными клиентами. Они приносят клиентские депозиты, которые по максимуму разрешают проводить кредитные операции и коммерческим, и другим клиентам. Корпоративный банкинг, также называют бизнес-услугой, является разновидностью банковских операций для корпоративных посетителей. Они выдают кредиты, которые позитивно влияют на бизнес, помогают привлекать клиентов, улучшая экономическую ситуацию в стране.

Оба типа финансовых учреждений оказывают услуги и продукты в сфере финансов.

Розничный банкинг: разновидность услуг

Розничный банкинг предоставляет финансовые услуги частным лицам и семьям. Три наиболее важные функции:

Розничные банки создают предложение денег в экономике. Поскольку Федеральная резервная система требует от них только держать 10% депозитов под рукой, они ссужают оставшиеся 90%. Каждый одолженный доллар поступает на банковский счет заемщика. Затем этот банк предоставляет 90% этих денег, которые поступают на другой банковский счет. Вот как банк создает 9 долларов за каждый доллар, который Вы вносите.

Как вы можете себе представить, это мощный инструмент для экономического роста. Чтобы обеспечить надлежащее поведение, государство также контролирует это. Оно устанавливает процентную ставку, которую банки используют для предоставления ссудных средств друг другу. Это называется ставка по федеральным фондам. Это самая важная процентная ставка в мире. Почему? Банки устанавливают все остальные процентные ставки против него. Если ставка по федеральным фондам поднимается выше, то же самое относится и ко всем остальным ставкам.

Многие розничные компании продают свои ипотечные кредиты крупным банкам на вторичном рынке. Они сохраняют свои большие депозиты. Во-первых, розничные банки предлагают потребителям кредит на покупку домов, автомобилей и мебели. К ним относятся ипотека, автокредиты и кредитные карты.

Какие услуги предлагает розничный банкинг

Розничный банкинг предлагает клиентам целый список услуг, в том числе:

Клиентам розничных банковских услуг также могут предлагаться и другие услуги.

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банк

Другие услуги

Их предоставляют обычно через другое подразделение или филиал банка:

Количество индивидуальных розничных финансовых манипуляций, предлагаемых клиенту, зависит от уровня дохода и степени операций индивидуума с банком. Если кассир или представитель обслуживал клиента скромными средствами, менеджер по работе с клиентами или частный банкир отвечал бы за банковские требования человека с высоким уровнем дохода, который имеет обширные отношения с банком.

Стандартные подразделения нужны для того, чтобы обеспечить полную безопасность и финансовую стабильность. Это немаловажно для экономической сферы деятельности. Но реальность такова, что розничное банковское обслуживание является одной из областей банковского дела, на которую больше всего повлияли технологии благодаря распространению банкоматов и популярность онлайн и телефонного банкинга.

Корпоративный банкинг и его характеристики

Что подразумевает под собой корпоративный банкинг? Как правило, корпоративный банкинг — это подразделение коммерческого банка, которое предлагает различные банковские решения, такие как:

Как корпоративный банкир, Вы будете как центр вселенной для клиентов, которым необходим доступ к продуктам и услугам банка. Ваша задача состоит в том, чтобы привлечь другие отделы банка, такие как рынки, казначейство, торговля, транзакции и рынки долгового капитала, для оказания помощи в выполнении сделки.

Коммерческие банки ориентируются на бизнес-банкинг, поскольку он является одним из их основных источников прибыли. Они назначают специализированных финансовых специалистов, способных помочь корпорациям в достижении их бизнес-целей. К слову, бизнес-банкинг полностью отличается от инвестиционного банкинга, но термины часто используются взаимозаменяемо.

Корпоративный банковский сегмент, ориентируется на обслуживание разнообразных посетителей. От малых и средних местных компаний с небольшим доходом до крупных корпораций с миллиардами продаж и тысячами офисов в разных городах. Коммерческие банки предлагают различные продукты и услуги корпорациям, другим финансовым учреждениям, частным и государственным компаниям.

В каждом городе теперь присутствуют банковские отделения коммерческих учреждений. Они специализируются на сопутствующих услугах, например, управление активами и андеррайтеры ценных бумаг.

Преимущества корпоративного банковского счета

Наличие корпоративного банковского счета имеет много преимуществ. По мере роста компании полезно иметь разные счета корпоративных финансов для разных целей, в том числе для резервов и других сбережений. Если произойдет еще один финансовый кризис и денежные потоки станут ограниченными, будет резерв для продолжения ведения бизнеса.

Преимущество корпоративного банковского счета — доступ к профессиональным банкирам, которые могут помочь с любым аспектом финансов. Это может быть помощь в управлении денежными средствами, кредиторской и дебиторской задолженности, проведении международных транзакций и многое другое. Кроме того, корпоративные банкиры обеспечивают безопасность ликвидных счетов. Благодаря этому можно спокойно заниматься бизнесом.

Крайне часто процентная ставка становится доступной для клиента. Корпоративные банки предлагают различные финансовые услуги, включая управление активами, управление портфелем и многое другое. Кроме того в финансовых компаниях проводится инвестиционный банкинг, финансирование капитала и другие манипуляции.

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банк

Важность для экономической ситуации

Коммерческие услуги действительно необходимы для экономики во всех странах. Чтобы доказать необходимость присутствия банков для экономики, нужно смотреть на мировой кредитный кризис, произошедший в 2007–2008. Он коренится в рынке жилья США и чрезмерной подверженности банков и финансовых учреждений по всему миру. Я именно производным инструментам и ценным бумагам на основе цен на жилье во многих странах.

Поскольку известные компании по инвестициям и учреждения объявляли банкротство или находились в кризисном состоянии, фирмы неохотно давали деньги. Это привело к почти полному замораживанию глобального банковского и кредитного механизма, что имело негативные последствия.

Это историческое событие было настоящей катастрофой для мировой экономики. Чтобы урегулировать ситуацию, государственные органы обратили внимание на функционирование крупных финансовых компаний. Их деятельность имела огромные масштабы, чтобы разориться из-за их влияния на экономику во всем мире.

Суть

Перечисленные банки необходимы для стабильной деятельности экономики. В большинстве крупных банков есть отдельные подразделения, которые обслуживают розничных и корпоративных клиентов; оба предприятия являются одними из крупнейших центров прибыли для большинства банков.

Мир корпоративных финансов наполнен малым, средним и крупным бизнесом, который считается учреждением, а не физическим лицом. Коммерческий банкинг сотрудничает с физическими лицами, хотя мелкие предприятия тоже попадают под розничное банковское обслуживание.

Источник

Розничный и корпоративный банкинг: в чем разница?

Опубликовано 08.05.2021 · Обновлено 25.09.2021

Розничный банкинг и корпоративный бизнес: обзор

Розничный банкинг – это подразделение банка, которое занимается непосредственно с розничными клиентами, в то время как корпоративное банковское дело – это часть банковской отрасли, которая работает с корпоративными клиентами. Розничные банковские услуги – это видимое лицо банковского дела для широкой публики, поскольку в большинстве крупных городов имеется множество отделений банков. Корпоративный банкинг, с другой стороны, работает напрямую с предприятиями, предоставляя им ссуды, кредиты, сберегательные и текущие счета, которые специально предназначены для компаний, а не для физических лиц.

Ключевые выводы

Розничные банковские услуги

Розничный бизнес предоставляет финансовые услуги населению. Эта сторона отрасли, также называемая потребительским или персональным банкингом, позволяет потребителям управлять своими деньгами, предоставляя им доступ к основным банковским услугам, кредитам и финансовым советам.

Розничный банкинг включает в себя широкий спектр продуктов и услуг, в том числе:

Клиентам розничного банкинга также могут быть предложены следующие услуги, как правило, через другое подразделение или филиал банка:

Уровень персонализированных розничных банковских услуг, предлагаемых клиенту, зависит от уровня его доходов и степени их взаимоотношений с банком. В то время как кассир или представитель службы поддержки клиентов обычно обслуживает клиента со скромным достатком, менеджер по работе с клиентами или частный банкир будет обрабатывать банковские потребности состоятельного человека (HNWI), который имеет обширные отношения с банком.

Хотя обычные отделения по-прежнему необходимы для передачи ощущения солидности и стабильности, которые имеют решающее значение для банковского дела, розничный банкинг, возможно, является одной из областей банковского дела, на которую технологии оказали наибольшее влияние благодаря распространению банкоматов (банкоматов). ) и популярность онлайн-банкинга и телефонного банкинга.

Корпоративный банкинг

Корпоративный банкинг, также известный как бизнес-банкинг, обычно обслуживает разнообразную клиентуру, от малых и средних местных предприятий с доходом в несколько миллионов до крупных конгломератов с миллиардами продаж и офисов по всей стране. Этот термин первоначально использовался в Соединенных Штатах, чтобы отличить его от инвестиционного банкинга после того, как Закон Гласса-Стигалла 1933 года разделил эти два вида деятельности.

Хотя этот закон был отменен в 1990-х годах, корпоративные банковские услуги и инвестиционно-банковские услуги в течение многих лет предлагались под одной крышей большинством банков в США и других странах. Корпоративный банкинг является ключевым центром прибыли для большинства банков. Но как крупнейший источник ссуд клиентам, он также является источником регулярных списаний ссуд, которые испортились.

Коммерческие банки предлагают корпорациям и другим финансовым учреждениям следующие продукты и услуги:

Через свои инвестиционно-банковские подразделения коммерческие банки также предлагают своим корпоративным клиентам сопутствующие услуги, такие как управление активами и андеррайтеры ценных бумаг.

Особые соображения

Финансовый сектор – одна из важнейших частей экономики – как внутренней, так и мировой. Во-первых, потребители – как частные, так и коммерческие – вкладывают свои деньги на сберегательные счета, которые банки используют для ссуд другим. Банки также помогают создавать кредиты, облегчать торговлю и способствовать формированию капитала.

Краткий обзор

Финансовый сектор, который включает как розничный, так и коммерческий банкинг, является одним из наиболее важных аспектов любой экономики.

Источник

Финансовая сфера

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банк

Корпоративный банкинг. Топ-20

Уже более года банки живут в условиях резкого замедления инфляции (исходя из расчета индекса потребительских цен, с 12,9% за 2015 год до 5,4% по итогам 2016 года, в 2017 году тенденция продолжилась)из-за слабого потребительского спроса и достаточно жесткой денежно-кредитной политики Банка России

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банк

Руководитель отдела валидации

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банк С одной стороны, у банков есть искушение как можно скорее выдать кредит, пока ставки размещения не снизились вслед за инфляцией и ключевой ставкой. Однако, пока свежи воспоминая о кризисной ситуации 2014-2015 годов, банки не решаются существенно наращивать кредитование заемщиков, перспективы которых вызывают сомнения, а высококачественные заемщики сами не торопятся брать крупные кредиты, ожидая некоторого снижения ставок, а также большей определенности по своим инвестиционным проектам.

Даже проекты, которые рассматриваются сейчас как точки роста (частная медицина, информационные технологии, многие подотрасли АПК), не показывают столь высокой рентабельности, чтобы безболезненно брать кредиты по ставкам выше 14%. Банки стараются адаптировать свой корпоративный бизнес к новой реальности, форсируя снижение стоимости привлекаемых средств, но пока госбанки преуспевают в этом больше, чем частные банки. Отчасти «секрет успеха» госбанков — в том, что переток средств госкомпаний (а вслед за ними — и многих частных компаний) на обслуживание в госбанки, который был инициирован органами власти несколько лет назад, еще продолжается, хотя и гораздо меньшими темпами. Некоторые частные банки добиваются успехов в снижении расходов на ведение деятельности за счет оптимизации сети и автоматизации бизнес-процессов, но пока это нельзя назвать массовой тенденцией применительно к корпоративному бизнесу.

В такой ситуации неудивительно, что корпоративный кредитный портфель консервативных банков растет чуть быстрее инфляции, на 5–7% в годовом выражении, и становится все меньше кредитных организаций, которые показывают высокие темпы роста за счет принятия рисков, связанных с повышенной концентрацией, слабым обеспечением или плохой платежной дисциплиной заемщиков. Свою роль играет также повышенное внимание регулятора к случаям быстрого наращивания ресурсной базы, прежде всего — за счет депозитов физлиц. Тем не менее остается немало банков, которые накопили подобные проблемы за предыдущие годы, и это необходимо учитывать при сопоставлении корпоративных банков.

Методология рейтинга банков, ориентированных на кредитование юрлиц

Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» предприняли попытку оценить позиции банков на рынке корпоративного кредитования и их устойчивость, основываясь только на данных публичной отчетности. С одной стороны, такой подход прозрачен и зависит от субъективных экспертных оценок лишь в части подбора показателей и их весов, с другой — он, очевидно, не может учесть все нюансы конкуренции среди корпоративных банков, и нельзя рассматривать его как истину в последней инстанции.

Учет фактора устойчивости позиций позволяет не рассматривать как серьезных игроков на рынке кэптивные банки и банки с чрезмерно агрессивной политикой. Часто встречается ситуация, когда за счет кредитования связанных с акционерами банка сторон или агрессивного привлечения рыночных клиентов банк некоторое время занимает хорошие позиции по объему кредитного портфеля. Но затем банк сталкивается с необходимостью сформировать значительный объем резервов по ранее выданным кредитам, после чего в лучшем случае его работающий портфель существенно сжимается, в худшем — он покидает банковский рынок.

В методике составления рейтинга учтено, что наибольшее влияние на позиции в рейтинге должен оказывать размер кредитного портфеля, выданного юридическим лицам. В этой связи данному показателю присвоен наиболее высокий вес — 40%. Чтобы хотя бы отчасти учесть качество этого кредитного портфеля, он корректируется на размер резервов, сформированных под возможные потери по таким ссудам (хотя не секрет, что не все банки своевременно и в полном объеме отражают принятые риски в резервах по кредитам). Кроме того, объем кредитного портфеля, выданного юридическим лицам, косвенно учтен через дополнительные ограничения для участия в рейтинге: во-первых, банк должен входить в топ-300 по размеру активов, во-вторых — не менее 35% его активов должно приходиться на корпоративные ссуды. Банки, которые не соответствовали этим условиям по состоянию на 1 апреля 2017 года, исключались из рейтинга.

Чтобы учесть устойчивость позиций банка на рынке, учтен ряд относительных показателей: отношение крупных кредитных рисков (более 5% капитала) к активам, уровень обеспеченности кредитов имуществом и рентабельность капитала. Как правило, кэптивные банки и банки с чрезмерно агрессивной политикой имеют проблемы со всеми этими тремя показателями, но чаще всего их «выдает» повышенная концентрация рисков. Именно поэтому показателю «отношение крупных кредитных рисков к активам» придан вес 30%, что лишь немного меньше 40% у кредитного портфеля за вычетом резервов на возможные потери по ссудам. Показатели рентабельности капитала и обеспеченности кредитов из публичной отчетности могут быть рассчитаны только по банку в целом, но, поскольку мы рассматриваем только банки с большой долей корпоративного портфеля, рентабельность их капитала во многом определяется эффективностью корпоративного бизнеса, а обеспечение по кредитам относится преимущественно к кредитам юридическим лицам. Кроме того, устойчивость конкурентных позиций банка была дополнительно учтена путем исключения из выборки банков, проходящих процедуру санации.

При оценке показателей использованы бенчмарки из банковской методологии рейтингового агентства «Эксперт РА» либо они установлены на основе оценки среднего значения и среднего квадратического отклонения по выборке банков (например, в случае крупных кредитных рисков к активам показателю «–1» соответствует показатель «среднее значение плюс среднее квадратическое отклонение», а показателю «1» соответствует показатель «среднее значение минус среднее квадратическое отклонение»; оценки между «–1» и «1» рассчитаны исходя из линейной экстраполяции).

Рейтинг банков кредитующих юрлиц (по сотоянию на 1 апреля 2017 года)

Источник

Корпоративный банковский бизнес — партнерство во имя прибыли

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банк

Крупный бизнес — как частный, так и с участием государства — является основой экономики страны, создавая рынок для малого и среднего предпринимательства и, в конечном итоге, потребительский рынок. Именно крупные предприятия в подавляющем большинстве являются исполнителями по госпрограммам, получая в свое распоряжение весьма значительные бюджетные средства. Так что постоянно нарастающий интерес банков к взаимодействию с компаниями крупного бизнеса вполне объясним и имеет очевидную финансовую мотивацию. Как банки работают с такими клиентами, какие решают задачи и видят перспективы — этим темам посвящен очередной заочный круглый стол, проведенный редакцией «Континент Сибирь».

«КС»: — Современная банковская сегментация подразделяет юридических лиц на компании малого и среднего бизнеса (МСБ) и более крупные предприятия — корпоративный сегмент. Последний, как правило, пользуется наибольшим вниманием банкиров — именно здесь в полной мере проявляется индивидуальная работа с клиентом, происходит реальное обсуждение взаимовыгодных условий обслуживания, реализуются крупные сделки с использованием самых современных банковских технологий. Фактически крупный корпоративный клиент является равноправным партнером банка. Однако каждый банк по-своему подходит к определению финансовых критериев, позволяющих рассматривать юридических лиц как корпоративных клиентов. Поэтому для начала хотелось бы прояснить, какая сегментация корпоративного бизнеса действует в вашем банке?

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банкИрина Демчук, старший вице-президент — управляющий Новосибирским филиалом банка «ФК Открытие»:

— Это бизнес с годовой выручкой от 300 млн рублей в год.

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банкИгорь Чепеньков, директор управления продаж корпоративным клиентам Сибирского банка ОАО «Сбербанк России»:

— В Сбербанке выделяют четыре базовых сегмента на основании размера годовой выручки: клиенты CIB (крупнейшие корпоративные клиенты и финансовые институты — выручка по компании или холдингу более 15 млрд руб.); крупный и средний бизнес (КСБ, выручка от 400 млн руб. до 15 млрд руб.); клиенты малого бизнеса (менее 400 млн руб.) и клиенты оборонно-промышленного комплекса.

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банкВячеслав Брюханов, директор Новосибирского филиала Банка Москвы:

— В настоящее время все корпоративные клиенты в банке классифицируются по трем категориям: малый, средний и крупный бизнес. Основной критерий выбора категории — годовая выручка предприятия или группы компаний, наличие участия государственной, муниципальной власти в капитале компании, наличие иностранного участия и отрасль клиента. Приоритетным направлением являются государственные и муниципальные предприятия.

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банкДенис Агарков, директор центра по работе с крупными корпоративными клиентами Бинбанка:

— В Бинбанке есть два основных сегмента: крупный корпоративный бизнес (клиенты с оборотом свыше 900 млн руб. в год) и малый и средний бизнес (клиенты с оборотом до 900 млн руб. в год).

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банкОльга Анциферова, заместитель управляющего филиалом «Новосибирский» банка «ГЛОБЭКС»:

— В банке «ГЛОБЭКС» (Группа Внешэкономбанка) корпоративный бизнес сегментирован следующим образом: клиенты с годовой выручкой до 1 млрд рублей относятся к группе МСБ, а свыше этого значения — к крупным клиентам.

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банкСтанислав Тишуров, директор Новосибирского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»:

— В середине прошлого года штатная структура филиала была изменена в соответствии с требованиями рынка, корпоративный блок был разделен на сегменты. Появились клиентские отделы по работе с крупным (от 1,5 млрд рублей годовой выручки), средним (400 млн — 1,5 млрд), малым (60–400 млн) и микробизнесом (до 60 млн).

«КС»: — Банковские клиенты корпоративного блока с такими значимыми финансовыми показателями пользуются большим количеством финансовых услуг. Здесь и расчетно-кассовое обслуживание, депозитные операции, привлечение ресурсов в различных формах, «зарплатные» проекты. Столь широкая продуктовая линейка в сочетании с крупными суммами операций накладывает на банки особую ответственность и предполагает наличие системного подхода, специализированной технологии работы с корпоративными клиентами. Как построено обслуживание корпоративных клиентов в вашем банке?

Игорь Чепеньков:

— У нас работа с крупнейшими клиентами организована от уровня территориального банка, расположенного в Новосибирске. За развитие бизнеса с клиентами других сегментов отвечают головные отделения, представляющие Сбербанк в Томской, Новосибирской, Кемеровской областях, в Алтайском крае и в Республике Алтай. Но организация процесса и контроль в обязательном порядке осуществляются с уровня территориального банка.

Ирина Демчук:

— В нашем банке организовано подразделение корпоративного блока, куда входят несколько подразделений: кредитное управление, корпоративное управление, залоговое управление, управление внешнеэкономической деятельности. Прежде всего клиент начинает работу с клиентского подразделения, которое призвано выявлять все его потребности и организовать всю работу с ним на уровне выделенных менеджеров, а далее, в зависимости от выявленных потребностей, заявки направляются по функциональным подразделениям. Исходя из данной структуры большая ответственность возлагается на корпоративное (клиентское управление), так как специалисты данного подразделения должны быть очень профессионально подготовлены по всем направлениям деятельности банка.

Вячеслав Брюханов:

— У нас обслуживание построено комплексно. За каждым клиентом закрепляется персональный менеджер. Практика показывает, что такая система дает возможность оперативно реагировать на запросы клиента и решать все задачи. Ситуацию, когда клиент остается без обратной связи от банка, мы считаем недопустимой.

Станислав Тишуров:

— У нас, безусловно, тоже введен институт клиентских менеджеров. Считаю необходимым придерживаться подхода, при котором персональный менеджер работает с корпоративным клиентом, сопровождает предприятие по всем направлениям: кредиты, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание. Однако это не исключает привлечения при необходимости специалистов более узкой специализации.

Что такое корпоративный банк. Смотреть фото Что такое корпоративный банк. Смотреть картинку Что такое корпоративный банк. Картинка про Что такое корпоративный банк. Фото Что такое корпоративный банкНаталия Блинова, директор департамента корпоративного бизнеса РОСГОССТРАХ БАНКА:

— Могу сказать, что ключевым принципом корпоративного кредитования должно являться увеличение финансового результата за счет ухода от модели продаж, ориентированной на продукты, к клиентоориентированной модели.

Денис Агарков:

— На мой взгляд, независимо от продукта и потребности все вопросы клиентов целесообразно решать персональному менеджеру. Подобное общение способствует укреплению взаимоотношений между банком и клиентом, а также дает возможность максимально быстро получать обратную связь от корпоративных клиентов.

«КС»: — Несмотря на постоянную борьбу банков за корпоративную клиентуру, этот сегмент банковского бизнеса не свободен от факторов риска. Причем ряд этих факторов для крупных клиентов оказывается более значим, чем для МСБ — например, внешне- и внутриполитические проблемы, страновые и отраслевые риски. По информации Центрального банка России, за прошедший год (с мая по май) произошли изменения отраслевой структуры кредитного портфеля по Новосибирской области — в частности, значительно возрос объем кредитования транспорта и связи. Какие отрасли корпоративной клиентуры вы сегодня считаете наиболее перспективными, какие — наиболее рискованными? Замечаете ли вы с начала 2014 года изменения в структуре корпоративного портфеля, вызванные внешнеполитической ситуацией?

Игорь Чепеньков:

— Крайне сложно ответить на вопрос про перспективность. Сегодня отрасль может быть устойчива, а через год ситуация в корне меняется. Например, еще два года назад Сибирский банк Сбербанка активно наращивал кредитование добывающего сектора, сейчас данные вложения вызывают у нас опасения.

С начала года принципиальных изменений в кредитном портфеле Сбербанка не произошло. Повышенное внимание клиентов к действиям банков отмечаем, но заметных перетоков из банка в банк нет.

Ирина Демчук:

— Мы работаем практически со всеми отраслями, у нас нет ограничений для каких-либо сфер или размеров бизнеса. Главное условие — понимание бизнеса клиента, его стабильность и перспективы развития, кредитная история и качество управления.

Есть, конечно, более рискованные отрасли, инфраструктурные проекты, инвестиционные проекты в строительстве. Со своей стороны пока не замечаем влияния внешнеполитической ситуации на наш корпоративный портфель.

Вячеслав Брюханов:

— Наиболее рискованными отраслями в корпоративном секторе можно назвать строительство, производство строительных материалов, автодилерский бизнес. Несмотря на это, мы сотрудничаем с клиентами их вышеперечисленных отраслей, что позволяет компаниям более спокойно пережить стагнационные явления в экономике.

К перспективным можно отнести производство, торговлю, логистику, транспортные перевозки. Новосибирск является транспортным узлом, логистическим центром, это сложилось географически и исторически, поэтому все, что связано с этим, является для нашего региона актуальным. В тенденции увеличения сотрудничества с Азиатским регионом важность развития данного направления в Новосибирской области становится наиболее востребованным и перспективным.

Структура корпоративного портфеля Банка Москвы существенных изменений в связи с внешнеполитической ситуацией не претерпела, т. к. мы в основном стараемся кредитовать компании «в среднюю», как говорится, минимум на 2–3 года, что позволяет компаниям чувствовать себя более комфортно при сотрудничестве с нами. Если год-два назад корпоративный блок кредитовался для развития масштабов производства, то тенденции этого года — сократить издержки, увеличить интенсивность результатов вложений.

Наталия Блинова:

— Разница по доле просрочки между отраслями с максимальной и минимальной долей может составлять более 15 раз.

Наименьшая доля просроченной задолженности традиционно наблюдается у добывающих предприятий. Только 0,7% всего объема ссудной задолженности предприятий, осуществляющих добычу топливно-энергетических ископаемых, просрочено, что в шесть раз меньше, чем в среднем по стране. Одной из лидирующих отраслей, демонстрирующей минимальную долю просроченной задолженности, является химическая отрасль.

Достаточно большая доля просроченной задолженности наблюдается по кредитам предприятий, осуществляющих обработку древесины и производство изделий из дерева. Отрицательную динамику демонстрируют и производители прочих неметаллических минеральных продуктов.

Сфера торговли также является одной из приоритетных для нашего банка. Весьма привлекательны клиенты производственных отраслей, в частности, высокотехнологичной продукции. Менее привлекательны следующие отрасли: строительство жилой недвижимости, долгосрочные инвестиционные проекты.

Денис Агарков:

— К перспективным отнесу оптовую и розничную торговлю продуктами питания, гостиничный и ресторанный бизнесы, производство товаров народного потребления, производство импортозамещающих товаров. К рискованным можно отнести строительство, розничную и оптовую торговлю автомобилями, предметами роскоши.

С начала года прослеживается тренд — финансовые потоки государственных компаний искусственно переводятся в государственные банки.

Ольга Анциферова:

— На мой взгляд, перспективными будут отрасли вторичного сектора экономики, т. е. обрабатывающей промышленности и строительства, развитие которых возможно в первую очередь в сферах импортозамещения. В зоне повышенного риска окажутся предприятия с длительным производственным циклом изготовления продукции.

Станислав Тишуров:

— Риски присутствуют во всех отраслях экономики. Анализируя 2013 год, можно сделать выводы, что достаточно уверенно себя чувствуют предприятия энергетики, строительные компании, предприятия горнодобывающей отрасли, ритейл. С начала текущего года наблюдается положительная динамика в агропромышленном комплексе, сельхозтоваропроизводители в этом году ожидают высоких результатов в растениеводстве.

С точки зрения внешнеполитической ситуации глобальных изменений в деятельности банка на территории Новосибирской области не отмечено. Однако в современных условиях мы считаем целесообразным диверсифицировать портфель, привлекая клиентов из всех отраслей экономики.

«КС»: — За прошедший год претерпела изменение не только отраслевая, но и процентная структура кредитного портфеля российских банков. По данным того же ЦБ РФ, за четыре месяца 2014 года снижались средневзвешенные ставки по кредитам сроками от года до трех лет (до уровня 10,82%) и возрастали ставки по кредитам свыше трех лет — до 11,24%. Как вы оцените уровень процентных ставок по кредитованию корпоративного бизнеса вашим банком? От чего зависит величина ставки по кредиту?

Ирина Демчук:

— Ставка зависит от многих факторов, прежде всего финансового состояния, финансовой устойчивости организации и отрасли на рынке, наличие портфеля долгосрочных контрактов, наличия залогового обеспечения и экономики реального бизнеса, то есть выручки и прибыли.

Игорь Чепеньков:

— Сейчас процентные ставки устойчиво перешагнули уровень 10% по рублям даже на сроки до 1 года.

Вячеслав Брюханов:

— По сравнению с концом 2013 года уровень процентных ставок повысился, связано это с разными аспектами. Повышение ключевой ставки ЦБ, рост ставок на межбанке, возникающие сложности с привлечением ресурсов за рубежом… У нас ставка напрямую зависит от финансового состояния компании, рискованности продукта, который мы предлагаем, а также от ставок фондирования. Немалую роль в ценообразовании имеет и наличие залогового имущества.

Наталия Блинова:

— Что касается кредитования крупных предприятий экономики, существует серьезный разрыв процентных ставок по кредитам в зависимости от наличия или отсутствия обеспечения, а также в зависимости от финансового состояния. Так, очень высокими, на уровне 14–16% годовых, являются ставки для беззалоговых кредитов и при финансовом состоянии заемщика ниже среднего. Для заемщиков с хорошим финансовым состоянием и при наличии ликвидного обеспечения ставки по рынку могут быть низкими, достигая 7%.

В ближайшее время мы не видим предпосылок для снижения ставок в корпоративном сегменте. Ставки будут расти на фоне продолжающейся нестабильности в мировой экономике, волатильности курса рубля и отсутствия положительных краткосрочных прогнозов по росту российского ВВП. Да и спектр источников фондирования для банков оставляет желать лучшего. Де-факто для большинства банков доступны прежде всего средства юридических лиц и вклады населения.

Денис Агарков:

— Ставки на корпоративном рынке кредитов сильно разнятся и в первую очередь зависят от стоимости привлечения пассивов. Самые низкие ставки традиционно предлагают банки с государственным участием, а также крупнейшие частные банки.

Ольга Анциферова:

— Величина ставок по кредитованию корпоративного сектора напрямую зависит от стоимости фондирования банком привлеченных средств. Основной индикатор рынка — «ключевая ставка» ЦБ РФ, которая выросла за последние полгода на 2% — до 7,5% годовых.

«КС»: — В Новосибирской области действует несколько региональных программ, которыми могут воспользоваться корпоративные клиенты для снижения своих затрат на привлечение кредитов. Это налоговые и не налоговые меры государственной поддержки товаропроизводителей, медицинской промышленности, научно-производственных центров. Пользуются ли ваши корпоративные клиенты муниципальной, региональной, федеральной господдержкой при привлечении банковских ресурсов?

Игорь Чепеньков:

— В основном такая поддержка распространяется на сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков, которые получают компенсацию части процентной ставки по кредиту. Представители других отраслей, как правило, рассчитывают только на себя.

Ирина Демчук:

— Да, многие клиенты пользуются господдержкой. Это достаточно эффективные механизмы.

Денис Агарков:

— Мы отмечаем лишь единичные случаи использования господдержки.

Ольга Анциферова:

— В основном ввиду недостаточности собственного обеспечения по кредитам клиенты используют механизмы государственной поддержки в виде предоставления гарантий субъектов Федерации, поручительств региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства.

Станислав Тишуров:

— Безусловно, клиенты пользуются всеми доступными для них формами государственной поддержки. К примеру, аграрии получают поддержку в виде частичного субсидирования процентной ставки по кредитам. Кроме этого, стоит отметить, что многие из проектов, реализуемых нашими клиентами, рассматриваются на совете по инвестициям при правительстве Новосибирской области и также получают государственную поддержку.

«КС»: — В последнее время много говорится о необходимости предоставить банкам доступ к недорогим кредитным ресурсам для последующего финансирования крупных инфраструктурнвх проектов. Какие, по вашему мнению, существуют сдерживающие факторы наращивания кредитования корпоративной клиентуры? Как вы видите пути их преодоления? Ваше мнение о перспективах развития банковского корпоративного бизнеса?

Игорь Чепеньков:

— Мы видим, что сроки окупаемости вложений кредитных средств растут вместе с неопределенностью их возврата в принципе. Это один из сдерживающих факторов для банков. Отрицательное влияние оказывают также рост стоимости заемных средств и сложность получения долгосрочных ресурсов. Это сдерживающий фактор для бизнеса.

Перспективы зависят от динамики развития экономики. Текущая ситуация такова, что на горизонте 2–3 лет не стоит ожидать прорывов

Ирина Демчук:

— Прежде всего возможности бизнеса и объемы рынка, рентабельность бизнеса и уровень давления процентных ставок на экономику организации, которые не могут на российском рынке быть ниже чем стоимость (себестоимость) вкладов населения. Рынок развивается, и тенденции с учетом синусоиды кризисных явлений повторяются: кто-то уходит с рынка, а кто-то наращивает свои обороты, то же самое мы наблюдаем и в настоящий период развития экономики региона и банковского сектора.

Вячеслав Брюханов:

— Среди сдерживающих факторов я могу выделить рост процентных ставок, ужесточение требований банков к рискам, как следствие — усложнение технологи кредитования и повышение контроля над корпоративной клиентурой, отсутствие конкретных программ по инвестиционным проектам, поддерживаемых муниципалитетом, что приводит к негативным аспектам сотрудничества.

Необходим конкретный вектор поддержки развития малого и среднего бизнеса в Новосибирской области. Например, льготы по налогообложению.

Развитие корпоративного кредитования — это залог поступательного развития экономики любого региона. Без дополнительных инвестиций не будет ни развития предприятий, ни поступлений в бюджеты всех уровней.

Наталия Блинова:

— Стоит отметить, что неопределенность на мировом и российском рынке приводит к тому, что клиенты-предприятия стали реже прибегать к услугам банков и более взвешенно подходить к привлечению финансирования. По нашему мнению, в такой ситуации необходимо усиленно работать над улучшением условий кредитования и повышением качества обслуживания (включая сервис и оперативность, подходы банков к принятию решений и дополнительные услуги). Именно на это и будет в первую очередь направлена работа в 2014 году.

Кроме того, среди тенденций, которые будут только развиваться в дальнейшем, можно выделить растущую роль банков уже не в качестве продавцов услуг, а в качестве финансовых консультантов, дающих советы по широкому спектру вопросов.

Денис Агарков:

— В числе сдерживающих факторов — несовершенство законодательства и судебной системы. Факторы, которые можно назвать благоприятными, — запуск механизма рефинансирования ЦБ РФ крупных кредитов, а также однородных ссуд в сегменте МСБ.

Во всем мире кредитование корпоративных клиентов является основным стимулом и драйвером экономики страны. Поэтому я считаю, что рынок корпоративного кредитования в России имеет все шансы к дальнейшему росту и развитию, особенно в сегменте МСБ.

Ольга Анциферова:

— Основными факторами, сдерживающими сегодня корпоративное кредитование, мне видятся ухудшение ликвидности баланса многих предприятий ввиду задержек в подписании контрактной базы и поступлений денежных средств от контрагентов; ухудшение финансового состояния предприятий, падение выручки и убыточная деятельность; отсутствие у банков источников «длинных» денег для финансирования инвестиций и модернизации бизнеса клиентов; отсутствие у заемщиков достаточного обеспечения.

«КС»: — В продолжение предыдущего вопроса: как вы оцениваете проект ЦБ РФ по рефинансированию крупных качественных инвестиционных проектов? Совсем недавно министр экономразвития Алексей Улюкаев вновь обратился к этой теме. Повлияет ли это на уровень процентных ставок по кредитам корпоративным клиентам?

Игорь Чепеньков:

— Если ЦБ будет готов предоставлять ликвидность по ставкам ниже текущего рынка — тогда ставки для корпоративных клиентов будут снижаться.

Вячеслав Брюханов:

— Проект позволит поддержать существенные качественные изменения в экономике государства, что, безусловно, даст положительный эффект. Если это как-то и повлияет на ставки по кредитам корпоративных клиентов, то только в лучшую сторону. Государство имеет все возможности и ресурсы кредитовать по более выгодным условиям.

Денис Агарков:

— Инициативу полностью поддерживаю, поскольку нередко у банков с частным капиталом не хватает доступа к долгосрочным пассивам. При этом размер ставки будет вычисляться по формуле «ставка ЦБ + маржа банка».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *