Корпорати́зм, или корпоративи́зм (от лат. corpus — тело) — политическая теория, согласно которой элементарными ячейками общества являются определённые социальные группы, а не отдельные лица. Эта теория стала частью идеологии христианской демократии. Изначально внимание корпоратизма фокусировалось преимущественно на общественных организациях, объединяющих представителей работников и собственников частных предприятий из определённого сектора экономики для координации действий в этом секторе и разрешения конфликтов. Таким образом, понятие «корпорация» здесь используется не в значении «акционерное общество», а в более широком смысле как объединение физических лиц по профессиональному признаку.
Государственный корпоратизм обозначает практику государственного регулирования частных и общественных организаций с целью учреждения государства как источника их легитимности и участия чиновников в их управлении.
В то же время в ряде языков получило распространение значение слова «корпоратизм» как крайний лоббизм государственных органов власти со стороны крупного бизнеса за счёт народа. Такое толкование созвучно понятиям «корпоратократия» и «плутократия».
Содержание
Католическое социальное учение
Христианская демократия
Идеи
Персонализм · Популяризм
Солидаризм · Субсидиарность
Социально-рыночная экономика
Коммунитаризм · Демократия
Документы
Rerum Novarum
Graves de Communi Re
Quadragesimo Anno
Mater et Magistra
Centesimus Annus
Партии
Список христианско-демократических партий
Центристский демократический интернационал
История
История христианской демократии
Христианская демократия по странам
Портал:Политика
Корпоратизм был предложен как альтернатива индивидуализму и классовой борьбе папой римским Львом XIII в 1891 году. В своём обращении «Rerum Novarum» Лев XIII указывал на взаимную зависимость различных секторов общества и призывал к классовому содействию для сглаживания конфликтов. Эта теория социальной организации способствовала возникновению множества католических профсоюзов, которые в отличие от социалистических профсоюзов относительно редко прибегали к забастовкам. Более поздние энциклики глав Римско-католической церкви внесли уточнения в концепцию, и в «Quadragesimo Anno» (1931), папа римский Пий XI призывал к утверждению корпоративизма в форме, которая отчасти противопоставлялась профсоюзам.
Прежде всего, корпоратизм исходит из потребности в самореализации каждого человека как члена общества, что относится главным образом к естественным и элементарным социальным институтам, таким как семья, церковный приход, микрорайон, волонтёрская организация или профессиональное сообщество. Кроме того, зависимость различных классов, групп и людей друг от друга означает необходимость координации их действий, уважения интересов других и готовности проявить уступчивость. Отсюда христиано-демократы делают вывод о важности общественных организаций, которые соединяют людей одной профессии или сектора экономики и в которые входят представители как собственников и управляющих частных предприятий, так и наёмных работников. Хотя такое единение часто провозглашается под лозунгами братства и солидарности, корпоратизм по своей сути не является национализмом. Прообразом идеи служат традиции средневековых гильдий и синдикализм.
Следует отметить, что идею корпоратизма поддерживают не только христиано-демократы. В частности, на корпоратизм ориентировались многие белоэмигрантские организации за рубежом (например, НТС).
Фашистский корпоратизм
Корпоратизм получил широкую поддержку в довоенной Европе, чему способствовали Великая депрессия, разочарование в классическом либерализме и антикоммунизм. Однако те же причины привели к усилению влияния сторонников авторитаризма и росту фашизма. В результате, в ряде стран корпоратизм слился с крайним государственным национализмом и в такой форме стал частью фашистской доктрины. Его особенностью было навязывание корпоратистской культуры силой.
Фактически диктаторский корпоратизм являлся политическим ответом фашизма социалистическим движениям — большевизму и социал-демократии. Признавая, подобно социалистам, необходимость концентрации ресурсов в руках государства для проведения быстрой экономической модернизации, сторонники корпоратизма в то же время пропагандировали единство всех классов в рамках нации и считали разрушительными для государства широкие социальные уступки и «смешение» социальных слоёв, противопоставляя им принципы элиты и важности «каждого на своём месте», то есть в своей профессиональной касте. Социальным реформам, проводившимся в странах, возглавлявшимся сторонниками большевизма или социал-демократии, сторонники корпоратизма противопоставляли власть «корпораций» (камер) — неизбираемых органов, представляющих различные отрасли промышленности и сельского хозяйства, которые должны были заменить собой профсоюзы. Невыборный характер этих органов подчёркивался как достоинство по сравнению с демократией и связанной с ней борьбой политических партий, так как это якобы препятствовало единению нации.
Следует отметить, что диктаторский корпоратизм был более или менее успешно реализован лишь в государствах, где совсем незадолго до того исчезла либо переживала серьёзный кризис монархия, то есть, уже не могла быть реализована монархическая власть, однако вся государственная система была приспособлена именно под авторитарный режим, и политическая элита стремилась к сохранению этого режима хотя бы по форме, если не по сути. Поэтому практически во всех «корпоративных» государствах был установлен режим «вождя» (Дольфус в Австрии, Муссолини в Италии, Салазар в Португалии, Франко в Испании, Улманис в Латвии и др.) либо «короля — объединителя нации» (Александр I Карагеоргиевич в Югославии, Кароль II в Румынии). Последним реликтом диктаторского корпоратизма в Европе был режим «чёрных полковников» в Греции. Принципы, подобные корпоратизму, нередко используют в своих доктринах латиноамериканские хунты или диктаторы-популисты (в частности, аргентинская хунта Х. Р. Виделы и др. конца 1970-начала 1980 гг.).
Государственный корпоратизм
В контексте исследований авторитаризма и современной автократии, корпоратизм используется для обозначения процесса использования официально разрешённых общественных организаций для ограничения участия народа в политическом процессе и подавления власти гражданского общества. Перечень таких организаций может включать объединения предпринимателей, профсоюзы, религиозные общества, правозащитные организации и т. д. Как правило, государство устанавливает жёсткие условия на выдачу лицензий этим организациям, что уменьшает их количество, позволяет государству контролировать их деятельность и стимулирует наздор организаций над своими членами.
Критика
Либеральные критики корпоратизма утверждают, что система стимулирует создание картелей. Снижение конкуренции может привести к чрезмерной концентрации власти в руках невыборных органов, что поставит под угрозу свободу личности и либеральную демократию в целом. Следует отметить, что на практике в послевоенной Италии и ФРГ, где христианские демократы были у власти на протяжении длительного периода, они наоборот способствовали развитию демократии.
Относительно генезиса корпоративного государства в обществе сформировался довольно устойчивый стереотип. И, как правило, образование данной модели социального устройства прочно связывают со временем фашистско-диктаторских режимов. Такие страны, как Испания, Италия и гитлеровская Германия, принято считать исторической колыбелью этого феномена, хотя это не совсем верно. Корпоративное государство имеет непростую историю как в общественно-политическом воззрении, так и в знаменательной практике человечества.
Определение термина
Еще от начала времен по причине разного вида деятельности и уровня жизни люди постоянно делились на профессиональные и сословные группы. Разбирая это явление, Платон выдвинул гипотезу, что если правление страной вверить этим группам, то принятые решения будут обусловлены уже не интересами отдельных личностей, но потребностями всех сословий, вследствие чего исчерпаются всякие разногласия между частным и общим. В своем известном труде «Государство» философ воплотил замысел корпоративности, спроектировав на ее принципе модель общественного уклада.
Согласно большинству словарей, термин «Корпоративное государство» используется для определения одной из форм государственного авторитарного режима, при которой исполнительные органы власти формируются из главных представителей профессиональных корпораций, выделенных правительством. Перечень таких корпораций охватывает профсоюзы, различные правозащитные организации, союзы предпринимателей, религиозные сообщества и прочие крупные объединения. При этом государство ставит довольно жесткие требования на отпуск лицензий таким организациям, тем самым контролируя их количество и деятельность. Интересно отметить, что в «корпоративных» государствах, отметившихся в истории, во всех без исключения учреждался режим «вождя».
Вам будет интересно: Рязанский политехнический колледж: история, специальности, адрес
Истоки корпоративизма
Одними из первых, кто заговорил о корпорациях, были немецкие мыслители XVIII века. В своих убеждениях они старательно аргументировали, что порядок в обществе должен созидаться не иначе как на корпоративных основах. Для И.Г. Фихте (1762-1814 гг.) верхом такого социального устройства виделось государство, берущее ответственность за разумное распределение между гражданами обязательств, прав и доходов.
Вам будет интересно: Бинарные оппозиции: определение, особенности и интересные факты
Корпоративные идеи обрели широкое развитие в работах Г. Гегеля (1770-1831 гг.), где он впервые начал применять термин «Корпорация». По мнению философа, только с помощью этого учреждения возможно претворить в жизнь групповые и частные интересы. Немного ранее корпоративистские взгляды освещали в своих публикациях Т. Гоббс, Дж. Локк и Ж.Ж. Руссо. Им удалось обосновать наличие политических институтов и доказать необходимость слаженной координации государственных и общественных интересов.
Христианская концепция
Огромное влияние на формирование корпоративной модели государства оказала Римско-католическая церковь, предложив ее как решение индивидуализма и классовой борьбы. В своем выступлении от 1891 года Папа Римский Лев XIII подчеркивал обоюдную зависимость между всеми подразделениями общества и побуждал к классовому пособничеству для регулирования конфликтов.
Чуть ранее своим вкладом в формирование новой концепции отличился немецкий политик, богослов и епископ В. фон Кеттелер. Он уделил внимание изучению социального положения общественных групп, особенно рабочего класса. Кеттелер предложил сословную демократию взамен либеральной, которая станет основой социального благополучия и стабильности. В его доктрине ядро демократии представляет корпоративная система, способная предостеречь от классовых разногласий и проблем, при ней все группы будут задействованы в общественно-политической жизни, а каждый индивид, будучи подключенным к работе в корпорации, станет радеть о своих социальных и политических правах.
Корпоративное государство: доктрина Дюги
В конце XIX – начале XX столетия идеи солидаризма приобрели значительную популярность в Европе, при этом имели свои отличительные черты в каждом государстве. Французский юрист Леон Дюги (1859-1928 гг.) разработал теорию социальной солидарности, где базовым посылом стала мысль о делении общества на классы, каждый из которых несет свое предназначение и функцию для обеспечения общественной гармонии. Дюги полагал, что корпоративное государство станет достойной сменой публичной власти государства, где сотрудничество классов будет содействовать преодолению негативных социальных проявлений. Согласно теории вводилось понятие корпораций (синдикатов), с помощью которых реализовывалась бы взаимосвязь труда и капитала.
В России взгляды Дюги получили положительный отклик среди таких видных правоведов, как М.М. Ковалевский и П.И. Новгородцев. На идеи о «классовых функциях» благожелательно ссылались и некоторые советские юристы 1918-1920 годов, в числе которых магистр права А.Г. Гойхбарг.
Республика Фиуме: первая попытка
В 1919 году портовый город Фиуме под предводительством поэта Габриэле Д`Аннунцио провозгласил всему миру о своей суверенности и сделал первую попытку установления корпоративного государства. В действительности это было устроение фашистского правления со всеми его специфическими проявлениями: воинственными лозунгами и песнями, массовыми шествиями в черных рубашках, своеобразными древнеримскими приветствиями, ежедневными выступлениями вождя. Итальянский авантюрист и кутила серьезно взялся проводить эксперимент по построению тоталитаризма в отдельно взятой местности.
Основой нового государства выступала итальянская система гильдий, успешно существовавшая в средние века. Все население Фиуме было разделено по профессиональному признаку на десять корпораций, которые представляли определенные классы общества и имели правовой статус. Для гражданина Республики членство в одной из них, в зависимости от рода занятия, было обязательным. Любопытно, что ведущую корпорацию, в соответствии с конституцией, представляли «сверхлюди», к которым относили себя Д’Аннунцио и его окружение. В дальнейшем опыт Фиуме был использован Бенито Муссолини в ходе формирования нацисткой доктрины.
Фашистская модель
В классическом понимании сутью корпоративного государства является концепция, согласно которой все отношения между трудом и капиталом координируются государством через профессионально-отраслевые корпорации, а парламент представляется корпоративным советом. Эту идею с особенной тщательностью пытались воплотить в жизнь страны с фашистским режимом.
В 1920-х годах в Италии при диктаторском правлении Муссолини независимые профсоюзные организации были смещены синдикатами, находящимися под правительственным контролем. Синдикаты собирались в корпорации и, получив определенные полномочия от государственных органов, вырабатывали постановления для регуляции производства и трудовых отношений. В 1939 году место итальянского парламента заняла «палата фасций и корпораций», состоявшая из руководства фашистской партии, министров и членов корпоративного совета.
Еще одним ярким примером корпоративного государства в фашистском формате является Португалия при режиме Антониу ди Салазара (1932–1968 гг.). Установив запрет на работу профсоюзных организаций, Салазар пытался уменьшить социальную напряженность путем объединения рабочих и работодателей в контексте корпоративного механизма. В каждом виде хозяйственной и культурной деятельности допускалась лишь одна профессиональная ассоциация, низовое звено учрежденного правления.
Концепция корпоративного государственного устройства наиболее полно была реализована в Испании при правлении Франсиско Франко (1939-1975 гг.).
Корпоративное социальное государство
В последующие годы синдикализм Л. Дюги, а точнее его плоды, начали рассматривать как форму демократии. Ключевая роль в обеспечении интересов всех социальных групп общества при ней отводилась объединенным профессиональным организациям, общественным союзам и государству.
Корпоративная модель социального государства подразумевает систему обязательств и ответственности корпораций (компаний) за материальное благополучие своих сотрудников, где в основе лежит социальное страхование. Финансируемые преимущественно за счет взносов, услуги страхования могут отличаться в зависимости от профессиональной группы. Всем сотрудникам предоставляются обязательные социальные гарантии, в числе которых пенсионное обеспечение, оплачиваемый отпуск, врачебный контроль и частичная оплата медицинских услуг, дополнительные льготы и прочее.
В данной модели государства предполагается наличие трех самых главных корпоративных групп: государство, профсоюзы и бизнес-сообщество. Именно между этими группами распределяются основные властные блоки, определяющие структуру и форму политического устройства социального государства. Законы и экономические гарантии дает государство, но оно не их исполнитель. Эта модель характерна для таких стран, как Германия, Франция, Италия, Бельгия и Австрия.
Заключение
На протяжении долгого времени корректное понимание корпоративного государства благодаря словесной эквилибристике всех его сторонников и противников было затруднительным. Общество демонстрировало неоднозначное отношение к этому феномену, и подчас оно являлось негативным. Однако если обратиться к истокам самой концепции, в ней не предполагалось никакого гнета и несправедливости, преодоление классовой вражды должно было достигаться путем правильного распределения прав и обязанностей. Государство должно обеспечивать своим гражданам равенство перед буквой закона и одинаковые возможности, при этом дальнейшее неравенство будет основываться уже не на привилегиях, связанных с происхождением, но на индивидуальных качествах личности и труде.
Особенности и примеры корпоративного или корпоративного статуса
корпоративизм или корпоративное государство это организация общества в корпорациях, подчиненных государственной власти. Наиболее символичный случай корпоративного государства произошел в Италии во время фашистского режима Бенито Муссолини, между 20 и 40 годами 20-го века.
В соответствии с этой идеологией и производственной системой как работники, так и работодатели должны объединиться в промышленные и профессиональные корпорации. Эти корпорации, в свою очередь, будут функционировать как органы политического представительства..
Его основной функцией был социальный контроль как над людьми, так и за деятельностью, которая происходила в пределах его юрисдикции. В принципе, корпоративное государство должно быть на службе скорректированных интересов экономических групп, но в случае итальянского корпоратизм подчинялся воле диктатора.
Корпоративистская мысль возникла в Новой Англии и была меркантилизмом колониальной эпохи. Первые теоретические заметки были сделаны после Французской революции (1789 г.), и наиболее полное ее выражение имело место в Австрии и в восточной Германии..
Величайшими теоретиками были австрийский экономист Отмар Спанн и Джузеппе Тониоло, лидер христианской демократии в Италии. В Германии это был философ Адам Мюллер.
черты
— Корпоративный корпоративизм или этатизм считается политической культурой. Это одна из форм корпоративизма с точки зрения производственной модели и социальной организации. Согласно этой модели, корпоративная группа является фундаментальной основой общества и, следовательно, государства.
— Для полноценной работы государство требует, чтобы работники и работодатели вступали в заинтересованную группу, которая официально назначена. Таким образом, заинтересованные группы, организованные государством, признаются и участвуют в разработке государственной политики..
— Цель состоит в том, чтобы добиться государственного контроля над группами и их членами, чтобы структурировать экономику и общество, подчиненное государству.
— В девятнадцатом веке корпоративизм выступал против либерального экономического мышления и французского эгалитаризма. Нападения на доктрину классической экономики корпоратистскими теоретиками пытались оправдать традиционные структуры общества.
— Корпоративное государство исторически проявлялось через правящую партию, которая выполняет функции посредника между работниками и работодателями, а также с другими секторами и государственными интересами, которые включены в эту производственную систему..
— Теоретически, внутри государственного кооператива все социальные классы должны работать вместе для достижения общего блага в отличие от коммунизма, который подчеркивает классовую борьбу за достижение власти под обещанием потушить классовое общество, чтобы завершить революцию пролетарий.
— Корпоративизм преобладал в Европе до первой половины двадцатого века и распространился на другие развивающиеся страны, но корпоратистское государство и его посреднический характер были охвачены социальным конфликтом и экономическими процессами..
примеров
Итальянский корпоративизм
Итальянский государственный корпоратизм изначально был основан на идеях Джузеппе Тониоло, лидера христианской демократии в Италии. Корпоративная доктрина использовалась Муссолини для консолидации фашистского национализма, поэтому в 1919 году он применил эти теории на практике..
Сначала Муссолини искал поддержки в Милане от профсоюзного крыла Националистической партии, чтобы разработать свой план захвата власти..
Корпоративизм рассматривался фашизмом как полезная форма социальной организации, но не для того, чтобы поддерживать классовые интересы или гармонично направлять производительный аппарат, а для того, чтобы подчеркнуть националистические притязания..
Кроме того, теория корпоративистского государства служила Муссолини дискурсом в оппозиции к другим партиям (центристам, правым) и профсоюзам..
Первоначально итальянские бизнесмены и промышленники отказывались участвовать в корпоратистской организации через смешанные профсоюзы или единую конфедерацию корпораций..
Союз Конфедераций
Затем был достигнут компромисс, для которого требовались профсоюзные конфедерации в каждой основной производственной зоне. То есть конфедерация для работодателей и другая для работников.
В свою очередь, каждая конфедерация должна обсудить и установить коллективные договоры для всех работников и работодателей в своей области. Деятельность корпораций координировалась центральным или национальным корпоративным комитетом, который фактически являлся министерством корпораций..
Немецкий корпоративизм
Согласно этой теории, государство может претендовать на суверенитет и ссылаться на божественное право на экономику и общество, потому что государство будет организовано с целью регулирования производства и координации классовых интересов (работников и работодателей)..
Немецкие корпоративистские идеи послужили основанию в Европе других движений, подобных профсоюзному социализму. Например, в Англии эти движения имели много характерных элементов, общих для немецкого корпоративизма, хотя их источники и цели были в основном светского происхождения..
Социальная структура германского корпоративистского государства Мюллера была более или менее похожа на феодальные классы. Государства будут функционировать как гильдии или корпорации, в которых каждое из них контролирует область общественной жизни..
Теории Мюллера были отвергнуты Меттернихом, но спустя десятилетия они приобрели большую популярность во всей Европе..
Датский корпоративизм
Дания также разработала корпоративистское государство с 1660 года, когда абсолютизм и централизм заменили стабильность, которая существовала ранее..
Этот процесс был усилен во второй половине XIX века политическими и конституционными изменениями, вызванными поражением в Пруссии..
Это вызвало сильные националистические настроения, которые способствовали консолидации корпоративистского государства. Сильная волна ассоциативности развилась между фермерами, мелкими предпринимателями и профсоюзами.
Однако эти объединения носили более независимый характер, так как они были против правящей элиты и собственника земли..
Фермеры противостояли помещикам, а затем, между 1880 и 1890 годами, рабочие противостояли предпринимателям, переводя классовую борьбу в другое измерение..
Другие примеры
В середине двадцатого века, в послевоенный период, в таких странах, как Франция, Италия и Германия, юнионизм возродил теорию корпораций. Идея состояла в том, чтобы бороться с революционными синдикалистами, с одной стороны, и социалистическими политическими партиями, с другой..
Аналогичным образом, правительства ряда демократических стран, таких как Австрия, Швеция и Норвегия, включили корпоративные элементы в модель производства. Этим они попытались стать посредником и уменьшить существующий конфликт между компаниями и профсоюзами, чтобы увеличить производство.