Что такое корпоративная структура

Корпоративная структура

Стандартная корпоративная структура управления крупной компании в России, как правило, включает в себя три уровня:

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

На верхнем уровне компании находится корпоративный центр, роль которого в разных компаниях может быть разной, но в основном это некий единый центр управления общекорпоративными вопросами компании, такими как стратегия, финансирование, отчетность и т. д. Поскольку в крупные компании входят десятки разнородных предприятий, управлять ими всеми из корпоративного центра сложно. В связи с этим крупные компании в качестве следующего уровня управления создают дивизионы. Дивизионы управляют группами предприятий, объединенными по некоему признаку, в основном по продуктовому. Например, крупные вертикально интегрированные горно-металлургические компании обычно имеют три дивизиона: «Уголь», «Руда» и «Сталь». «Уголь» управляет шахтами. «Руда» – добычей руды (горно-обогатительными комбинатами). «Сталь» – металлургическими заводами и заводами, производящими конечную продукцию из металла (иногда конечные продукты выделяют в отдельный дивизион – «Метизы»). Крупные нефтяные компании обычно имеют дивизионы «Разведка и добыча» (собственно, добыча нефти или так называемый upstream) и «Переработка и маркетинг» (нефтеперегонные заводы и заправки – downstream). На третьем уровне управления крупной компании находятся предприятия, которые и производят некую продукцию. Безусловно, существуют различные варианты организационных структур, которые мы не будем рассматривать здесь – это тема отдельной книги.

Инвестиционный процесс крупной компании учитывает многоуровневую структуру. Логика при этом проста – чем важнее проект (обычно, чем выше инвестиции проекта), тем на более высоком уровне управления компании он рассматривается и контролируется. Вот, например, схема рассмотрения инвестиционных проектов крупной промышленной компании (см. рисунок).

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

А вот распределение полномочий и ответственности по уровням управления в инвестиционном процессе (см. таблицу).

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Сами инвестиционные подразделения внутри каждой структуры управления могут располагаться по-разному. На практике я видел три основных варианта.

В виде отдельной структуры. В этом случае в корпоративном центре имеется отдельный топ-менеджер с прямым подчинением генеральному директору компании, отвечающий за инвестиции (его должность называется, например, вице-президент по инвестициям). Соответственно ему подчиняется инвестиционное подразделение. В этом случае обычно подобная же структура имеется и на уровне дивизионов, и на уровне предприятий.

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

В составе финансового блока. В этом случае инвестиционное подразделение корпоративного центра подчиняется финансовому директору компании. Инвестиционные отделы на уровне дивизионов и предприятий подчиняются финансовому менеджеру соответственно дивизиона или предприятия.

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

В составе стратегического блока. В этом случае инвестиционное подразделение в корпоративном центре подчиняется вице-президенту по стратегическому развитию. Поскольку на уровне предприятий в этом случае стратегических служб обычно нет (это задача корпоративного центра, максимум дивизионов), то на предприятиях главы инвестиционных отделов подчиняются обычно финансовому менеджеру предприятия либо директору по производству.

Все перечисленные варианты организационной структуры финансовой функции вполне жизнеспособны. Какого-то наиболее оптимального варианта здесь нет. Выбор оптимальной организационной структуры зависит от нескольких факторов:

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

личностных особенностей и специализации руководителей. Например, если CFO компании – сильный инвестиционщик, а директор по стратегии нет, то логично, что инвестиционная функция будет подчинена CFO;

особенностей внутренней культуры компании. Если в компании делается акцент на грамотное управление проектами и достижение результатов проектов в срок и в рамках бюджета, то инвестиционная функция может быть выделена в отдельный блок. Если акцентируется связь инвестиционных проектов со стратегией, то инвестиционный блок войдет в состав стратегического и т. д.

В этой книге мы не будем рассматривать особенности и порядок формирования организационных структур компаний. Если вам эта тема интересна, рекомендую изучить специальную литературу. Поэтому сейчас, посмотрев, кто реализует инвестиционный процесс в крупной компании, давайте посмотрим на сам процесс.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Корпоративная стратегия

Корпоративная стратегия Корпоративная стратегия – это полный набор деловых возможностей. Корпоративная стратегия побудила Philip Morris изменить свое название, превратиться в Altria, диверсифицировать свой бизнес и переключиться с табачных изделий на потребительские товары.

12.3. Корпоративная культура в инновационной компании

12.3. Корпоративная культура в инновационной компании Корпоративная культура – это своего рода свод правил, выработанных и утвержденных в компании, некий устав, которому подчиняются сотрудники всей компании. Корпоративная культура – это не просто написанный и

Институциональные инвесторы и корпоративная прибыль

Институциональные инвесторы и корпоративная прибыль Покупка или продажа институциональными инвесторами, каковыми в первую очередь являются паевые или пенсионные фонды и страховые компании, может вызвать существенные краткосрочные подвижки в цене акции. Таковые

1. Корпоративная культура

1. Корпоративная культура Илья Стернин: Развитие единой корпоративной культуры помогает успешному развитию компании на основе единых ценностей, повышает приверженность сотрудников, делает компанию более привлекательным работодателем. В первую очередь корпоративная

Корпоративная культура или философия

Корпоративная культура или философия Возможно, некоторые компании не задумываются о таких вещах, но корпоративной философией обладают все без исключения. Здесь можно провести аналогии с такими человеческими характеристиками, как уровень культуры и система

Глава 20 Корпоративная культура

Глава 20 Корпоративная культура Какие слова и образы приходили человеку в голову в начале 1990-х гг., когда он видел аббревиатуру IBM или слышал, как ее произносили? Наверное, «большие компьютеры», «персональные компьютеры» и «ThinkPad». Но неизбежно возникали и другие ассоциации:

Корпоративная социальная ответственность

Корпоративная социальная ответственность Так почему же, если общественность призывает корпорации к большей социальной ответственности, если известные лидеры бизнеса говорят о том же, ничего толком не происходит? Где камень преткновения?Дебора Холмс из Ernst & Young

Орудие маркетинга № 3: корпоративная литература

Орудие маркетинга № 3: корпоративная литература И снова ключом к наиболее эффективному применению этих методов маркетинга служит их разумное сочетание по внешнему виду, впечатлению и содержанию с другими способами рекламы. Так же, как и почтовые рассылки, ваш

Корпоративная реклама

Корпоративная реклама По традиции реклама определяется как покупка места или времени, которые используются для продажи товаров или услуг, в то время как место для связей с общественностью в СМИ приобретается бесплатно. Демаркационная линия становится расплывчатой,

26. Корпоративная среда как шестая сила

26. Корпоративная среда как шестая сила ИнструментОрганы власти помогают бизнесу или, скорее, мешают ему?Сильно ли органы власти, будь они местными, центральными или общеевропейскими, влияют на рентабельность вашего бизнеса через устанавливаемые ими налоги

Персонал и корпоративная культура компании

Персонал и корпоративная культура компании Персонал будет стремиться к реализации миссии компании, достигать поставленных целей только в том случае, если у него (персонала) будет соответствующая мотивация (подробнее см в разделе «Мотив или стимул?») Однако хорошей

Корпоративная этика и лидер

Корпоративная этика и лидер В то же время проблемы окружающей среды вынуждают компании пересмотреть методики ведения бизнеса. В последние годы крупные компании, например Shell и Nike, столкнулись с новым недовольством в отношении корпораций, чья деятельность наносит вред

Корпоративная благотворительность

Корпоративная благотворительность Корпоративная благотворительность, возможно, является самой традиционной из всех социальных инициатив, осуществляемых компаниями. Она представляет собой прямой вклад корпорации в какое-то благое дело, чаще всего в виде денежных

Корпоративная телеология

Корпоративная телеология В бизнес-школе я редко посещал лекции по стратегическому планированию, хотя этот курс был обязательным, а когда я показывался в аудитории, то ни одной наносекунды не слушал преподавателя; я даже учебников по этому курсу не покупал. В

Корпоративная культура

Корпоративная культура Понятие «культура» в приложении к созданию программ включает ряд определённых черт и понятий, влияющих на процесс разработки ПО. Культура формируется прежде всего принципами и действиями руководящего звена организации. Со временем культура

Источник

Организационная структура предприятия: виды и схемы

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.

Что такое организационная структура предприятия?

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Виды организационной структуры предприятия

Эффективность работы предприятия напрямую зависит от правильно выбранной и построенной организационной структуры. Нужно определить уровни управления, функциональную разбивку, процедуры взаимодействия между вертикальными и горизонтальными блоками. Хорошо выстроенная оргструктура позволяет эффективно выполнять бизнес-процессы, достигать поставленных целей, получать прибыль и развиваться.

Что такое организационная структура предприятия

Организационная структура компании – это состав, взаимодействие, соподчиненность и распределение функций по подразделения и работникам. Каждое предприятие формирует оргструктуру под свои конкретные задачи, учитывая перечень и стандарты основных бизнес-процессов. При создании организационной структуры учитывается классическая модель горизонтального разделения труда, с разбивкой всей работы на отдельные компоненты и увязкой их между собой. Построение эффективной оргструктуры необходимо для всех видов компаний, в том числе для малого бизнеса.

Особенности построения эффективной организационной структуры компании

Основными принципами группировки людей и процессов являются функциональность. Можно сгруппировать блоки структуры по функциям, знаниям и навыкам, профессиональным компетенциям. Или же разбить их с ориентировкой на рынок (отрасль, целевая аудитория, регион, продукты).

При определении структуры и взаимодействий между элементами учитываются стандарты процессов, нюансы взаимоотношений в реализации властных полномочий. Выстраиваются оптимальные потоки распоряжений, обратной информации и все действия увязываются с общими стратегическими задачами предприятия.

Для эффективной координации работы между подразделениями определяются стандарты рабочих процессов и результаты, процедуры согласования и контроля выполнения поставленных задач. Выполняется распределение обязанностей согласно квалификационным компетенциям сотрудников

Основные элементы, которые влияют на формирование организационной структуры компании:

Зачем нужна разработка организационной структуры

Построение организационной структуры с учетом всех особенностей сферы деятельности и конкретного предприятия помогает обеспечить результативность всех процессов. Эффективная модель управления и работы обеспечивает конкурентоспособность производимой продукции или оказываемых услуг, прибыльность бизнеса.

Что дает правильно выстроенная оргструктура:

Типы оргструктур управления компанией, их плюсы и минусы

Тип организационной структуры подбирается с учетом особенностей и масштаба деятельности.

Линейная

Считается самой простой традиционной моделью. Решения принимаются на верхних звеньях и спускаются вниз. Такая структура отличается простотой. Подходит для небольших компаний, фирм, оказывающих разные виды коммерческих услуг.

К минусам относится дефицит времени и перегруженность руководителей, которые в спешке могут принимать неверные управленческие решения или поддаваться давлению нижестоящих сотрудников. Разноплановые функции на одном человеке могут приводить к некачественному результату или невыполнению поставленной задачи.

Функциональная

Распределение основных направлений и вертикалей по выполняемым функциям. Чаще всего, структура выстраивается с разбивкой по таким блокам: производство, продажа, маркетинг, бухгалтерский и налоговый учет, финансовый менеджмент и пр.

К недостаткам относится сложность контроля в крупных организациях при объемных структурах, отсутствие эффективных горизонтальных коммуникаций между подразделениями, отсутствие командной работы между сотрудниками из разных направлений. По мере роста и развития предприятия коммуникации и взаимодействие между подразделениями могут ухудшаться.

Линейно-функциональная

Модель, при которой процессами управляют линейные и функциональные руководители. В линейном управлении находятся подразделения, каждое из которых выполняет определенную функцию. Линейный руководитель контролирует выполнение по всем направлениям и функциональным блокам. На функциональных руководителей возлагается управление одним или несколькими блоками.

К минусам модели относится увеличение административных расходов из-за расширения руководящего аппарата. Функциональные подразделения могут быть заинтересованы в результативности своих направлений больше, чем в достижении общих целей компании. Возможна излишняя конкуренция и конфликты.

Дивизиональная

Организационная структура выстраивается по принципу группировки подразделений по основным продуктам или рынкам. Модель подходит для промышленных предприятий, которые производят разные товарные категории. Для таких предприятий необходимо организовывать отдельные процессы по снабжению, выпуску, продвижению и продажам.

Рыночная оргструктура

Организационная структура разбивается на подразделения по географическому признаку.

Преимущества рыночной модели:

Матричная

Это сложная комбинированная модель, в которой сотрудники подчиняются нескольким руководителям одного уровня. Управление проектом и ресурсами доверяется руководителю функционального подразделения.

К минусам относятся снижение производительности из-за недостатка контроля, неполнота власти менеджеров проекта, возможное дублирование функций.

Как выбрать оптимальную оргструктуру фирмы

При определении модели организационной структуры нужно учитывать следующее: чем больше ступеней управления, тем сложнее и дольше принимаются решения. Нужно четко разграничить права и ответственности между подразделениями и сотрудниками. А также оптимизировать структуру и взаимодействие между всеми ее элементами.

Что нужно учесть при выборе типа оргструктуры компании:

При создании новой компании или реструктуризации действующего предприятия нужно правильно подобрать организационную структуру. Необходимо учесть виды деятельности, масштаб и охват рынков, специфику работы. От этого зависит продуктивность труда, прибыльность бизнеса и возможность занять высокие конкурентные позиции в отрасли.

Источник

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

Что такое корпоративная структура. Смотреть фото Что такое корпоративная структура. Смотреть картинку Что такое корпоративная структура. Картинка про Что такое корпоративная структура. Фото Что такое корпоративная структура

ТИПЫ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР

Актуальность темы. Важнейшим итогом экономических преобразований в России явилось появление большого отряда хозяйственных субъектов, получивщих стату акционерных обществ, сформировавших, таким образом, корпоративные сектор экономики. Корпорации, особенно крупные, имеют несомненные преимущества перед отдельными предприятиями:

— за счет эффекта масштаба производства имеют более низкие затраты на единицу продукции или услуг:

— обладают большими возможностями диверсификации своей деятельности, что уменьшает риск потерь, связанных с колебаниями рыночной конъюктуры:

-охватывают более широкие сегменты рынка и получаютза счет этого ощутимые конкурентные преимущества;

— вызывают большее доверие у финансово-кредитных государственных учреждений.

В то же время корпоративная форма бизнеса, давно и прочно освоенная во многих других странах, в России только развивается.

Цель работы:

— охарактеризовать сущность копрорации;

— рассмотреть типологию корпоративных структур.

1.КОРПОРАЦИЯ И КОРОПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ

1) союз лиц, подчинённый групповым интересам (объединенное образование);

2) объединение капиталов;

3) различные сферы деятельности (производство материальных благ), финансы, торговля, добыча и переработка сырья;

4) статус юридического лица, подтвержденный фактом регистрации.

В современной мировой экономике корпорации укрупняются и усиливаются в силу определённых преимуществ, которыми они обладают:

а) возможность реализации крупных капиталоёмких проектов в результате концентрации ресурсов;

б) повышение материальной заинтересованности участников в достижении конечной цели;

в) рост качественного уровня разработки проектов;

г) снижение издержек за счет оптимизации структуры управления, повышения гибкости, автоматизации производства и управления;

д) рост конкурентоспособности в результате усиления позиций на рынке за счёт лучшего качества, более низкой цены, а также за счёт оптимизации отношений с поставщиками, потребителями;

е) доминирование на рынках из-за ограничений в конкуренции;

ё) снижение финансовых и хозяйственных рисков в связи с диверсификацией производства;

ж) расширение базы научного исследование и ускорение НТП;

з) концентрации экономической и как следствие политической мощи для защиты корпоративных интересов перед государственным аппаратом.

Характерной чертой корпоративных структур является наличие головной материнской компанией, которая аккумулирует ресурсы и использует их на приоритетных направлениях развития. При этом материнская компания может делегировать ряд полномочий зависимым компаниям, формируя от них обратную связь для обобщения и регулирования стратегии компании в целом.

Процессы корпоратизации базируются на принципах кооперации, централизации и концентрации. Принцип кооперации представляет собой формы объединений участников, а также ресурсов с целью реализации научно-технических, маркетинговых и иных разработок, предполагая сохранение юридической самостоятельности отдельных субъектов корпорации, а в ряде случаев и хозяйственной самостоятельности. Принцип централизации означает усиление функций власти головной материнской компании, которая является головным лицом всего корпоративного образования. Однако это не исключает, а в ряде случаев усиливает процессы делегирования полномочий в зависимые и дочерние предприятия. Принцип концентрации капитала расширяет возможности по реализации различных функций, но при этом возникает утрата определённых сторон самостоятельной хозяйственной деятельности входящих в компанию предприятий.

2. ТИПЫ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР

Растущие компании, как правило, испытывают дефицит компетентных руководителей высшего звена. Любое улучшение в руководстве дает значительный эффект синергизма. Этот эффект увеличивается, если руководство фирмы уже сталкивалось с аналогичными проблемами и имеет опыт их решения.

Одним словом, фирма ищет такие комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем просто сумма эффектов составных частей. Все синергетические эффекты можно описать тремя переменными: а) увели прибыли; б) снижение текущих расходов; в) снижение потребности в инвестициях.

Стратегии формирования корпоративных структур включают:

1) Горизонтальную интеграцию – объединение однородного бизнеса

2) Вертикальную интеграцию – объединение по одной технологической цепочке

Данные стратегии применяют крупные фирмы из-за наличия ограничений: конкуренции и высокого риска.

В результате объединения в корпорации:

— получение дополнительных выгод и прибыли за счет увеличения объема производства

— увеличение долевого участия на рынке

— снижение затрат на развитие предприятия

— рост финансового потенциала

— достижение выгод от взаимного скрещивания технологий, НИР.

Основными типами корпоративных структур являются:

Картель – форма соглашения о монополии рынка, разделе рынка, условиях сбыта, найма работников и др. (чаще являются неформальными формами объединений).

Карнер – форма корпоративных объединений с целью переброски и аккумулирования капитала. Соединенный капитал используется для скупки других акций с целью последующей перепродажи.

Синдикат – объединение предприятий, производящих однородную продукцию (теряют свою самостоятельность).

Трест – объединение предприятий (участники теряют и юридическую, и коммерческую самостоятельность, образуя структурные подразделения одной фирмы).

Концерн – добровольное объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность (характеризуется наличием централизованного органа, но с структурные предприятия сохраняют оперативно-хозяйственную самостоятельность).

Консорциум – временное объединение предприятий, банков и других самостоятельных субъектов для решения конкретной задачи, реализации инвестиционного проекта, осуществления наукоемких, капиталоемких производств.

Финансово-промышленная группа – зарегистрированная в определенном порядке группа промышленных предприятий, финансовых институтов, объединяющая капитал, инвестиции для достижения общей цели.

Конгломерат – группа предприятий, и осуществляющих производство разнородной продукции, не конкурирующей между собой.

Холдинг– акционерная компания – владеющая контрольным пакетом акций одной или нескольких компаний, входящих в нее, и выполняющая основные функции.

Союз – объединение по территориальному или иному признаку с целью обеспечения общих интересов участников различных организаций.

Ассоциация– добровольное объединение юридических или физических лиц с целью взаимного сотрудничества с сохранением самостоятельности и независимости.

Франчайза – объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкие компании своей продукцией, рекламой, менеджментом и др. с учетом местных особенностей.

Классическая корпоративная структурахарактеризуется четким разграничением собственности и управления, противопоставлением владельцев компании наемным работникам. В процессе развития совершенствовались формы ее организации. Это предприятие индустриального типа, со значительными основными фондами, большой численностью персонала, действующее в сфере производства материальной продукции (Shevron, British Petroleum).

Так же структуры бывают:

Креативная структура: ее деятельность направлена на реализацию внутренних устремлений и идеалов создателей и может быть экономически нецелесообразна; создается одной или несколькими творческими личностями и действует в сфере производства интеллектуальноемкой продукции или услуг, связанных с информационными технологиями (Microsoft, Dell).

Все корпоративные структуры по степени самостоятельности, входящих в объединение лиц, можно разделить на 3 основные группы:

1. Члены объединения сохраняют свою независимость и права в полном объеме, а сама структура в силу одинаковости прав ее участников носит симметричный характер. К этой группе рассмотренных структур принадлежат: ассоциация (союз, лига, гильдия, палата), картель, консорциум.

2. Объединение частично зависимых предприятий, когда участники взаимодействуют друг с другом по неполному объему своей деятельности и сохраняют автономию в сфере управления (также симметричные структуры). К данной группе относятся: ФПГ, синдикаты.

3. Объединение зависимых друг от друга участников с передачей части функций управления от одних другим (и, соответственно, потерей части самостоятельности первыми). Структура в силу неодинаковости прав и обязанностей участников является асимметричной. В данную группу входят: трест, концерн, холдинг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная экономическая особенность корпоративнеой формы состоит в том, что она выступает законченной формой обсобления собственности от управления и экономическии юридически обособлена по отношению к ее учредитнелям и участникам, что в корне отличает ее от единоличных предпринимателей и партнерств. Обособление собственности и управления обеспечило корпорации те преимущества, которые и обусловили ее ведущую роль в экономике. Ограничение имущественной ответственности позволило привлечь к инвестированию широкие слои населения, обеспечивая достаточно быструю по по времени и значительную по объемам уентрализацию капитала. Кроме того, снижение риска способствует активизации новаторской функции предпринимательства.

В целом методы корпоративной структуризации позволяют повысить эффективность управления бизнесом, его инвестиционную привлекательность, экономическую безопасность, а также оптимизировать налогообложение при обеспечении приемлемого уровня рисков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Храброва, И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика. М., 2010

2. Вопросы экономики и права. 2011. № 10

3. Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. СПб., 2007

4. Арустамов Э.В. Предпринимательская деятельность. М., 2011

5. Лаптев В.А. Предпринимательские объединения. М., 2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *