Пересказ — это передача текста своими словами. Иногда этот процесс называют изложением. Но у этих двух видов речевой деятельности есть существенные различия. Познакомимся сегодня с пересказом как видом речи.
Что такое пересказ
Все мы умеем и любим читать. Иногда нам приходится одолевать большие по объему печатные или электронные тексты.
Не всегда мы читаем то, что нам нравится. Периодически школьникам задают прочитать произведения, которые бы они по собственному желанию никогда бы не взялись читать.
Мало того, так после прочтения требуется пересказать эти повествования.
Конечно, было бы проще, если бы наш мозг мог усваивать информацию и надолго удерживать ее в памяти. Но это из разряда фантастики.
Чаще всего, прочитав книгу, мы пару дней еще можем из нее что-то вспомнить, а потом все содержимое напрочь улетучивается.
А как быть, если пересказать надо будет на уроке через недельку-другую?
И тут на помощь приходят навыки пересказа.
Для пересказа не нужно подробно излагать всю книгу. Требуется лишь рассказать о главных моментах произведения и, возможно, дополнить свой пересказ мнением или отношением к прочитанному.
Таким образом, пересказ представляет собой краткую передачу основных мыслей из книги. Целые сборники пересказов даже опубликованы на отдельном сайте.
Виды пересказа
Пересказы могут быть нескольких видов. Классифицироваться они могут на разные группы.
По объему: краткие (сжатые), стандартные, подробные пересказы.
Подробный пересказ нельзя качественно сделать без плана. Именно план поможет не упустить всех деталей, остановиться на каждом значимом событии, описываемом в оригинальном тексте, подчеркнуть и конкретизировать образы главных и второстепенных персонажей.
По источнику информации: по прослушанному тексту, по просмотренному, по прочитанному.
Пересказ может быть по аудиоинформации, например, это могут быть новости, какие-то сенсационные сообщения. Для этого вида пересказа подходит краткое, сжатое изложение. Тут важно акцентировать внимание на фактах.
Пересказ по просмотренному фильму, сериалу может быть как кратким, так и стандартным. В очень редких случаях фильмы пересказывают подробно, но это не требуется. Достаточно обычного стандартного пересказа, чтобы рассказать обо всех интересных моментах фильма. Если пересказ заинтересует, человек захочет лично посмотреть этот фильм со всеми недостающими подробностями.
Самым трудным пересказом считается пересказ по прочитанному. Читать — это вообще сложный процесс, так как человеку приходится сосредоточиться на тексте, подключить свое воображение, чтобы «увидеть», прочувствовать то, что написано.
Детям, особенно в начальных классах, очень сложно даются пересказы текстов из учебника, так как они видят буквы, складывают из них слова и предложения, а в смысл вникать при этом еще не могут.
Обидно, что школьников даже не обучают технике пересказа. Их просто просят рассказать о том, что написано. А это не одно и то же.
Пересказ — это целое искусство, если подходит к этому процессу серьезно. Пересказ — это переживание, а лишь затем изложение.
По наличию выразительных языковых средств: сухие пересказы, пересказы с использованием средств выразительности, творческие.
Если требуется просто рассказать о том, что написано в тексте, то достаточно сухо перечислить события, дать краткую характеристику героев.
Используя же средства выразительности, мы получаем живую историю, как бы пережитую вместе с рассказчиком. Здесь подключаются эпитеты, фразеологизмы. Такое пересказ не лишен передачи эмоций и чувств, которые были вызваны полученной информацией.
Творческие пересказы дополняются своими какими-то деталями, используются вводные слова и образные выражения.
Что необходимо для формирования навыка пересказа?
Прежде всего нужна внимательность во время чтения книги. Не следует упускать из виду важные детали, события.
Может быть придется запастись бумагой и карандашом, чтобы делать пометки основных мест, начеркать план, в каком порядке происходят главные события, обратить внимание на главных персонажей.
При пересказе совершенно не нужно заучивать какие-то места из книги. Тут важно использовать обычный разговорный стиль речи, бытовые выражения, которыми можно обозначить мысли из текста.
Пересказ будет интересным, если использовать выразительность речи. Понятное дело, что рассказывать о строении лягушки из какого-то научного журнала задорным голосом не получится. Но передать эмоции во время пересказа какого-то художественного произведения вполне получится, если при чтении проникнуться в текст мыслями и чувствами.
Пересказ: как научиться?
Перед тем, как приступать к пересказу, необходимо внимательно прочитать текст. Для этого лучше брать не короткие рассказы, а те, в которых хотя бы 10 предложений.
Почему короткие тексты не подходят для обучения пересказу? Потому что в них нет истории, которую можно представить мысленно. Именно воображение помогает мозгу сконцентрироваться на информации. Это позволяет запоминать суть информации.
Короткие же тексты провоцируют заучить готовые варианты предложений или их куски. Это ухудшает качество пересказа. Да и пересказом-то в общем-то не является. Обычная зубрёжка.
Итак, первый этап: прочитать.
Второй шаг заключается в анализе, обдумывании информации. Можно сделать пометки на черновике, где перечислить порядок изложенных событий, записать имена главных героев, дать им краткую характеристику: внешность, характер, что делал по сюжету.
Некоторые педагоги предлагают делать схематические зарисовки. К некоторым текстам это уместно, к другим — вредно, так как в процессе пересказа ученик «ломает голову», что же там нарисовано. Теряется цепочка мыслей, пересказ не получается.
Поэтому предпочтение лучше отдать наброскам плана и отдельных фраз.
Третий шаг — повторно перечитать сам текст, затем свои черновые записи.
Теперь можно пересказывать.
Как научить пересказывать маленьких детей
Пересказу нужно обучать детей уже до школы. Это поможет развивать их мыслительные способности, формирует память и внимание.
Тексты могут быть маленькими. Ребенок слушает историю, а затем его просят сказать одним предложением, о чем он услышал только что.
Есть еще один вариант подготовки к пересказу. Он подходит также для младших детей.
Пересказ с наводящими вопросами.
После зачитывания истории взрослый спрашивает, ребенок отвечает.
К каждому событию в истории должен быть один вопрос. Если ребенок затрудняется ответить, не надо ему подсказывать.
Лучше зачитать соответствующий отрывок из текста еще раз.
Можно проводить обучение в виде игры.
Сначала ребенку дается установка: Сейчас я прочитаю тебе историю, а ты внимательно слушай и потом скажешь мне, где…, когда…, кто… и т.п.
Другим интересным (тоже игровым) приемом является пересказ — «сплетня».
Ребенку рассказывается история. Затем второй взрослый подзывает малыша к себе и просит «рассказать ему по секрету», что он только что узнал.
Малыши любят «посплетничать» (поябедничать) и с удовольствием рассказывают папе (например), что им прочитала мама.
Если каждый день использовать такой прием, то ребенок очень быстро научиться «по секрету» рассказывать, что он узнал.
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать.
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)? — Что нового (интересного) ты узнал? — Что произошло (описывается)? — Кто главный герой? — Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.
Как привить ребенку любовь к чтению
Повторное чтение
Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.
Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.
Собственно пересказ
Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.
Таким образом, пересказывается весь текст.
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа
Особенности
Проблемы освоения
Как помочь детям
Подробный
Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.
Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?
Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.
Используйте метод схематизации.
Выборочный
Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.
Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.
Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.
Сжатый
Краткий пересказ сути и основных событий.
Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.
Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.
Творческий
Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.
Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.
Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:
— Хотел бы ты жить там и почему?
— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?
Маленькие хитрости
Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.
С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.
Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.
Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.
Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.
Все книги из школьной и студенческой программы в сокращении. Здесь представлены краткие пересказы романов, поэм, повестей, рассказов, сказок, антиутопий и т.д.
Автор: Самый Зелёный · Published 06.12.2021
Краткое содержание произведения «Кисель» и отзыв для читательского дневника (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин всегда ставил своей целью обличить пороки общества. В своих произведениях автор писал на злободневные темы своего времени, развлекая сатирическими образами и, при этом, заставляя читателя понять мораль изложенной истории. Многомудрый Литрекон.
Автор: Самый Зелёный · Published 06.12.2021
Краткое содержание произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и отзыв для читательского дневника (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – замечательный русский писатель и журналист, который в своих произведениях обличал пороки общества. В образах персонажей автор показывал различные типы личностей, в характере которых присутствуют отрицательные черты. Писатель раскрывал острые социальные.
Автор: Самый Зелёный · Published 02.11.2021
Краткое содержание произведения «Премудрый пискарь» и отзыв для читательского дневника (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — знаменитый русский писатель, сатирик, а также журналист, который работал редактором в журнале «Отечественные записки». Кроме того, деятель литературы был вице-губернатором в Рязани и Твери. Произведения Салтыкова-Щедрина всегда отличались выразительностью и.
Автор: Самый Зелёный · Published 26.10.2021
Краткое содержание рассказа «Тёплый хлеб» (К.Г. Паустовский)
Константин Паустовский был известным русским писателем, журналистом, сценаристом, педагогом, переводчиком. Он вложил большой вклад в отечественную литературу. Не секрет, что Константин Паустовский был номинирован на Нобелевскую премию. За свой творческий путь русский писатель создал.
Автор: Самый Зелёный · Published 19.10.2021
Краткое содержание произведения «Воробей» и отзыв для читательского дневника (И.С. Тургенев)
Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ произведения «Воробей» для читательского дневника и отзыв. Приятного просвещения! Краткий пересказ (214 слов) Главным героем произведения является охотник, который обладает доброй душой и большим умом. От его лица ведётся.
Автор: Самый Зелёный · Published 19.10.2021
Краткое содержание повести «Вешние воды» по главам (И.С. Тургенев)
Иван Сергеевич Тургенев был известным русским писателем и поэтом. Благодаря своим произведениям крупной формы писатель занял почётное место в отечественной литературе. Повесть «Вешние воды» является одним из самых популярных творений Тургенева. Работу над своим.
Автор: Самый Зелёный · Published 14.10.2021
Краткое содержание рассказа «Бежин луг» (И.С. Тургенев)
Иван Сергеевич Тургенев был русским писателем-реалистом, поэтом, драматургом и переводчиком. На счету этого писателя множество выдающихся произведений, которые остаются актуальными и в наше время. Не секрет, что книги Александра Сергеевича наполнены большой любовью к.
Автор: Самый Зелёный · Published 11.10.2021
Краткое содержание рассказа «Собака» и отзыв для читательского дневника (И.С. Тургенев)
Произведение «Собака» является известным рассказом Ивана Сергеевича Тургенева. Работу над его созданием выдающийся автор завершил в 1866 году. Данное произведение считается стихотворением в прозе. Несмотря на то, что данный рассказ является сравнительно небольшим по.
Автор: Самый Зелёный · Published 11.10.2021
Краткое содержание повести «Первая любовь» и отзыв для читательского дневника (И.С. Тургенев)
Одним из самых известных произведений Ивана Сергеевича Тургенева является повесть «Первая любовь». Работу над этим произведением Иван Сергеевич завершил в 1860 году. Не секрет, что повесть «Первая любовь» является автобиографической. Автор использовал реальные прототипы.
Автор: Самый Зелёный · Published 04.10.2021
Краткое содержание рассказа «Невеста» для читательского дневника (А. П. Чехов)
Рассказ А. П. Чехова «Невеста» повествует о том, как можно изменить свою жизнь, как важно избавиться от того, что угнетает. В истории Нади автор показывает развитие личности человека, которому становится душно в поставленных рамках.
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
Родители юной Веры Павловны делают все возможное, чтобы выгодно отдать дочь замуж. Вскоре к девушке начинает испытывать интерес богатый повеса. Вера понимает, что не будет с ним счастлива. К ней на помощь приходит студент-медик Дмитрий Лопухов, который предлагает заключить фиктивный брак. Благодаря этому шагу Вера Павловна получает возможность покинуть отчий дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
Совместная жизнь с Лопуховым становится комфортной и приятной для Веры. В основе их отношений лежит личная свобода, равноправие и взаимное уважение. Вера открывает швейную мастерскую нового типа. По сути, это коммуна, где нет хозяев и подчиненных, и все мастерицы заинтересованы в получении максимальной прибыли.
Спустя время Вера влюбляется в лучшего друга Лопухова, доктора Александра Кирсанова. Ее чувства взаимны, но на пути к счастью влюбленных стоит брак Веры. Чтобы освободить жену от обязательств, Лопухов благородно инсценирует самоубийство, а сам уезжает в Америку.
Спустя время Лопухов под именем Чарльза Бьюмонта возвращается в Россию. Он влюбляется в дочь богатого промышленника, и женится на ней. Лопухов-Бьюмонт встречается с Кирсановыми и рассказывает им о своих приключениях. Они начинают дружить семьями, и даже поселяются в одном доме.
Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Ему сразу же было суждено стать символом эпохи. Автор особенно четко выразил проблему взаимоотношения двух поколений.
Для понимания сюжета произведения предлагаем прочитать «Отцы и дети» в кратком содержание по главам. Пересказ выполнен учителем русской литературы, в нем отражены все важные моменты произведения.
Место и время действия
Действия романа происходят весной и летом 1859 года в имениях Марьино и Никольское, в имении Базаровых, в губернском городе *** (название не указано).
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1.
Действие начинается весной 1859 года. На постоялом дворе мелкий помещик Кирсанов Николай Петрович ждет приезда своего сына. Он вдовец, живет в небольшом имении и имеет 200 душ. В молодости ему прочили карьеру военного, но небольшая травма ноги ему помешала. Он отучился в университете, женился и стал жить в деревне. Через 10 лет после рождения сына у него умирает жена и Николай Петрович с головой уходит в хозяйство и воспитание сына. Когда Аркадий вырос, отец отправил его в Петербург учиться. Там он прожил с ним три года и снова вернулся в свою деревню. Он очень волнуется перед встречей, тем более, что сын едет не один, а с товарищем.
Глава 2.
Аркадий знакомит отца с другом и просит с ним не церемониться. Евгений — человек простой, и можно его не стесняться. Базаров решает ехать в тарантасе, а Николай Петрович с Аркадием усаживаются в коляску.
Глава 3.
Во время пути отец никак не может успокоить свою радость от встречи с сыном, все время старается его обнять, расспрашивает о друге. Аркадий немного стесняется. Он пытается показать свое равнодушие и разговаривает развязным тоном. Он все время оборачивается на Базарова, как будто боится, что тот услышит его размышления о красоте природы, о том, что ему интересны дела в имении. Николай Петрович рассказывает, что имение не изменилось. Немного запинаясь, он сообщает сыну, что с ним живет девушка Феня, и тут же спешит сказать, что она может уехать, если Аркадий этого захочет. Сын отвечает, что это необязательно. Оба чувствуют неловкость и меняют тему разговора.
Разглядывая запустение, царившее кругом, Аркадий думает о пользе преобразований, но как их воплотить в жизнь, он не понимает. Разговор плавно перетекает на красоту природы. Кирсанов старший пытается декламировать стихотворение Пушкина. Его перебивает Евгений, который просит у Аркадия закурить. Николай Петрович замолкает и молчит уже до конца пути.
Глава 4.
У барского дома их никто не встретил, только старый слуга и показавшаяся на миг девочка. Выйдя из экипажа, старший Кирсанов ведет гостей в гостиную, куда просит слугу подать обед. В дверях они сталкиваются с красивым и очень ухоженным пожилым человеком. Это старший брат Николая Кирсанова, Павел Петрович. Его безупречный вид сильно выделяется на фоне неопрятно выглядевшего Базарова. Состоялось знакомство, после которого молодые люди отправились привести себя в порядок перед обедом. Павел Петрович в их отсутствие начинает спрашивать брата о Базарове, внешний вид которого ему не понравился.
Во время еды разговор не клеился. Все говорили мало, особенно Евгений. После еды все сразу разошлись по своим комнатам. Базаров рассказал Аркадию свои впечатления от встречи с его родственниками. Они быстро уснули. Братья Кирсановы еще долго не спали: Николай Петрович все думал о сыне, Павел Петрович смотрел задумчиво на огонь, а Фенечка смотрела на своего маленького спящего сына, отцом которого был Николай Кирсанов. Краткое содержание романа «Отцы и дети» не передает всех тех чувств, которые переживают герои.
Глава 5.
Проснувшись раньше всех, Евгений отправляется на прогулку изучать окрестности. За ним увязываются мальчишки, и все отправляются на болото ловить лягушек.
Кирсановы собираются на веранде пить чай. Аркадий отправляется к сказавшейся больной Фенечке, узнает о существовании маленького брата. Он радуется и пеняет отцу на то, что тот скрыл факт рождения еще одного сына. Николай Кирсанов растроган и не знает, что ответить.
Старших Кирсановых интересует отсутствие Базарова, и Аркадий рассказывает о нем, говорит о том, что он нигилист, человек, который не принимает ничего на веру. Вернулся Базаров с лягушками, которых отнес в комнату для опытов.
Глава 6.
Во время совместного утреннего чая в компании разгорается нешуточный спор между Павлом Петровичем и Евгением. Оба не стараются скрыть своей неприязни друг к другу. Николай Кирсанов пытается перевести разговор в другое русло и просит Базарова помочь ему с выбором удобрений. Тот соглашается.
Чтоб как-то изменить отношение Евгения к Павлу Петровичу, Аркадий решает рассказать другу его историю.
Глава 7.
Павел Петрович был военным. Женщины его обожали, а мужчины завидовали. В 28 лет его карьера только начиналась, и он мог далеко пойти. Но Кирсанов влюбился в одну княгиню. У нее не было детей, но был старый муж. Она вела жизнь ветреной кокетки, но Павел сильно влюбился и не мог без нее жить. После расставания он очень страдал, бросил службу и 4 года ездил за ней по всему свету.
Вернувшись на родину, он попытался вести такой же образ жизни, как и раньше, но, узнав о смерти своей возлюбленной, уехал в деревню к брату, который в это время стал вдовцом.
Глава 8.
Павел Петрович не знает, чем себя занять: присутствует при разговоре управляющего и Николая Кирсанова, заходит к Фенечке посмотреть на маленького Митю.
История знакомства Николая Кирсанова и Фенечки: однажды ещё маленькой Фенечке в глаз попал пепел из печи и мама повела ее к Николаю Петровичу. Он обработал глаз, и ему понравилось милое детское личико Фенечки. С тех пор он начал часто смотреть за ней, она от него пряталась, смущаясь. Когда мать умерла, Николай Петрович забрал Фенечку жить с собой. Они полюбили друг друга, и Фенечка родила Николаю сына Митю.
Глава 9.
Базаров знакомится с Фенечкой и ребенком, говорит, что он врач, и, если возникнет необходимость, они могут без стеснения к нему обращаться. Услышав, как Николай Кирсанов играет на виолончели, Базаров смеется, чем вызывает неодобрение Аркадия.
Глава 10.
За две недели к Базарову все привыкли, но относились по-разному: дворовые его любили, Павел Кирсанов — ненавидел, а Николай Петрович беспокоился о его влиянии на сына. Однажды он подслушал разговор Аркадия и Евгения. Базаров назвал его отставным человеком, чем очень обидел. Николай пожаловался брату, который решил дать отпор молодому нигилисту.
Неприятный разговор произошел во время вечернего чаепития. Назвав одного помещика «дрянь аристократишка», Базаров вызвал недовольство старшего Кирсанова. Возникает спор о том, кто больше приносит пользы обществу, аристократ, человек, следующий каким-либо принципам, или нигилист. Евгений в ответ обвинил его в том, что он живет так же бессмысленно, как и другие аристократы. Павел Петрович возразил, что нигилисты своим отрицанием только усугубляют положение в России.
Разгорелся нешуточный спор, который Базаров назвал бессмысленным, и молодые люди удалились. Николай Петрович внезапно вспомнил, как давным-давно, будучи таким же молодым, поссорился с матерью, которая его не понимала. Теперь такое же непонимание возникло между ним и его сыном. Параллель отцы и дети — главное, на что обращает внимание автор.
Глава 11.
Перед тем, как отправиться спать, все обитатели имения были заняты своими размышлениями. Николай Петрович Кирсанов уходит в любимую беседку, где вспоминает жену и размышляет о жизни. Павел Петрович смотрит в ночное небо и думает о своем. Базаров предлагает Аркадию поехать в город и посетить старого друга.
Глава 12.
Друзья уехали в город, где провели время в компании друга семьи Базаровых Матвея Ильина, посетили губернатора и получили приглашение на бал. Давний знакомый Базарова Ситников пригласил их в гости к Евдоксии Кукшиной, женщине современных взглядов.
Глава 13.
В гостях у Кукшиной им не понравилось, так как хозяйка выглядела неопрятно, вела бессмысленные разговоры, задавала кучу вопросов, но не ждала на них ответов. В разговоре постоянно перескакивала с предмета на предмет. Кукшина — жалкая пародия Базарова, пытается подражать нигилистам. Во время этого визита впервые прозвучало имя Одинцовой Анны Сергеевны.
Глава 14.
Приехав на бал, друзья знакомятся с Одинцовой, милой и привлекательной женщиной. Она проявляет внимание к Аркадию, расспрашивая его обо всем. Он рассказывает о своем друге, и Анна Сергеевна приглашает их в гости.
Одинцова заинтересовала Евгения своей непохожестью на остальных женщин, и он согласился на визит к ней.
Глава 15.
Друзья приезжают в гости к Одинцовой. Встреча произвела впечатление на Базарова и он неожиданно сконфузился.
История Одинцовой производит впечатление на читателя. Отец девушки проигрался и умер в деревне, оставив двум дочерям разорённое имение. Анна не растерялась и взялась за хозяйство. Встретила своего будущего мужа и прожила с ним 6 лет. Потом он умер, оставив молодой жене свое состояние. Она не любила городского общества и чаще всего жила в имении.
В гостях у Одинцовой Базаров вел себя не так, как всегда, чем очень удивлял своего друга. Он много говорил, рассуждал о медицине, ботанике. Анна Сергеевна охотно поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. К Аркадию она отнеслась, как к младшему брату. В конце разговора она пригласила молодых людей к себе в имение.
Глава 16.
В Никольском Аркадий и Базаров познакомились с другими обитателями. Сестра Анны Катя была застенчива, играла на фортепьяно. Анна Сергеевна много разговаривала с Евгением, гуляла с ним в саду. Аркадий, которому она нравилась, видя ее увлечение другом, немного ревновал. Между Базаровым и Одинцовой зарождалось чувство.
Глава 17.
Во время проживания в имении Одинцовой, Базаров стал меняться. Он влюбился, несмотря на то, что считал это чувство романтической белибердой. Он не мог от нее отвернуться и представлял ее в своих объятиях. Чувство было взаимным, но они не желали открываться друг другу.
Базаров встречает управляющего своего отца, который рассказывает, что его ждут родители, они волнуются. Евгений сообщает об отъезде. Вечером между Базаровым и Анной Сергеевной происходит разговор, где они пытаются понять, что каждый из них мечтает получить от жизни.
Глава 18.
Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако в ответ он слышит: «Вы меня не поняли», так как она приходит к мысли, что «спокойствие лучше всего на свете». Не желая стать рабом своей страсти, Базаров принимает решение уехать к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку.
Глава 19.
Произошел не совсем приятный разговор между Одинцовой и Базаровым. Он сообщил ей, что уезжает, остаться может только при одном условии, но оно несбыточное и Анна Сергеевна его никогда не полюбит.
На следующий день Аркадий и Базаров уезжают к родителям Евгения. Прощаясь, Одинцова выражает надежду на встречу. Аркадий замечает, что друг сильно изменился.
Глава 20.
В доме старших Базаровых их приняли хорошо. Родители очень обрадовались, но зная, что сын не одобряет такое проявление чувств, старались держаться сдержаннее. Во время обеда отец рассказывал, как он ведет хозяйство, а мать только и смотрела на сына.
После ужина Евгений отказался поговорить с отцом, сославшись на усталость. Однако он не уснул до утра. В романе «Отцы и дети» описание отношений между поколениями показано лучше, чем в других произведениях.
Глава 21
В доме родителей Базаров пробыл совсем мало, так как ему было скучно. Он считал, что своим вниманием они мешают ему работать. Между друзьями произошел спор, который почти перерос в ссору. Аркадий пытался доказать, что так жить нельзя, Базаров не соглашался с его мнением.
Родители, узнав о решении Евгения уехать, сильно расстроились, но старались не показывать своих чувств, особенно отец. Он успокоил сына, что раз надо уехать, значит надо это сделать. После отъезда родители остались одни и сильно переживали, что сын их оставил.
Глава 22.
По дороге Аркадий решил завернуть в Никольское. Друзей встретили очень холодно. Анна Сергеевна долго не спускалась, а когда появилась, у нее было недовольное выражение лица и по ее речи было понятно, что им не рады.
В имении Кирсановых старших им обрадовались. Базаров стал заниматься опытами и своими лягушками. Аркадий помогал отцу в управлении имением, но постоянно думал об Одинцовых. Наконец он находит предлог поехать к ним в гости. Аркадий боится, что ему будут не рады, но одного его встретили тепло и радушно.
Глава 23.
Базаров понимает причину отъезда Аркадия и полностью отдается работе. Он уединяется и больше не спорит с обитателями дома. Он ко всем относится плохо, делая исключение только для Фенечки. Однажды в беседке они много разговаривали, и, решив проверить свои мысли, Базаров поцеловал ее в губы. Это увидел Павел Петрович, который, молча, ушел в дом. Базаров чувствовал себя неловко.
Глава 24.
Павел Петрович Кирсанов оскорблен поведением Базарова и вызывает его на дуэль. Признаться домашним в истинных причинах они не хотят и говорят, что стрелялись из-за политических разногласий. Евгений ранит Кирсанова в ногу.
Испортив полностью свои взаимоотношения с Кирсановыми-старшими, Базаров уезжает к своим родителям, но по дороге заворачивает в Никольское.
Аркадий все больше и больше увлекается сестрой Анны Сергеевны Катей.
Глава 25.
Катя разговаривает с Аркадием и убеждает того, что без влияния друга он совсем другой, милый и добрый. Они пытаются объясниться друг другу в любви, но Аркадий пугается и поспешно уходит. В своей комнате он находит приехавшего Базарова, который рассказал ему о том, что произошло в Марьино в его отсутствие. Встретившись с Одинцовой, Базаров признает свои ошибки. Они говорят друг другу, что хотят остаться просто друзьями.
Глава 26.
Аркадий признается Кате в любви, просит ее руки, и она соглашается стать его женой. Базаров прощается с другом, обвиняя его в том, что он не годится для решающих дел. Евгений уезжает к своим родителям в имение.
Глава 27.
Живя в родительском доме, Базаров не знает чем заняться. Затем он начинает помогать отцу, лечит больных. Вскрывая умершего от тифа крестьянина, он случайно ранит себя и заражается тифом. Начинается горячка, он просит послать за Одинцовой. Анна Сергеевна приезжает и видит совершенно другого человека. Перед смертью Евгений говорит ей о своих настоящих чувствах, а потом умирает.
Глава 28.
Прошло полгода. В один день прошли две свадьбы, Аркадия с Катей и Николая Петровича с Феней. Павел Петрович уехал за границу. Вышла замуж и Анна Сергеевна, став спутницей не по любви, а по убеждению.
Жизнь продолжалась, и только два старых человека постоянно проводили время на могиле сына, где росли две елочки.
Данный краткий пересказ «Отцы и дети» поможет понять основной замысел и суть произведения, для более глубоких знаний рекомендуем ознакомиться с полной версией.
Заключение
В романе «Отцы и дети» основной проблематикой является конфликт старшего и младшего поколения. Отношения между персонажами отражают идеологические разногласия в обществе между приверженцами старых взглядов и молодёжью, которая отрицает моральные ценности и устоявшиеся государственные порядки, стремится к новому прогрессивному будущему. Ознакомиться с темой и сюжетом романа можно, прочитав пересказ в сокращении.
Тест по роману
Хорошо запомнили краткое содержание? Пройдите тест, чтобы проверить свои знания: