Что такое короткая рихтовка ржд
Рихтовка железнодорожных путей
Чтобы обеспечить безопасность движения по железнодорожным путям, важно следить и контролировать состояние железнодорожного полотна и всей линии. Один из видов ремонтных работ – рихтовка пути гидравлическими приборами. Рассмотрим, что представляет собой этот процесс, какое оборудование необходимо для её проведения и какая последовательность выполнения работ.
Что из себя представляет рихтовка
Такая процедура, как рихтовка пути: http://promputsnab.ru/poleznoe/306-chto-takoe-rihtovka-zheleznodorozhnyh-putej.html, не является обязательной и неотложной – она не решает острые проблемы первой необходимости. Это плановое действие, которое можно выполнять даже не срочно после обнаружения проблемы. Процедура отличается большим спектром работ. Задействуется вся рельсошпальная решётка.
Необходимость работы появляется, когда есть нарушения в направлении размещения колеи или изменена плавность кривизны. У опорных элементов должна быть определённая температура – такая же, как и при их монтаже и закреплении. Это важно, чтобы избежать появления сильного напряжения и избежать других проблем. Задействуется рихтовочная нить. Часто всё, что нужно сделать – сгладить неровную поверхность сжатием и растяжением. Важно учесть, что при появлении неточностей на осях протяжённых участков, задействуется точный метод – измеряются стрелы и хорд.
Подготовка
Выправка и рихтовка пути проводятся после обязательных подготовительных работ. Сначала проверяются стыковые зазоры, если нужно – регулируются. Рихтовка допускается на звеньевом пути, при наличии трёх и больше слитых подряд зазоров. На бесстыковом пути рихтовка не выполняется, особенно, если температурный режим рельсов выше нормы температуры закрепления рельсовых плетей.
Работу рекомендуется выполнять ранним утром или в пасмурную погоду, и начинать с участков с небольшим сдвигом. Если балласт уплотнён, перед началом работ необходимо разрыхлить его на торцевых участках шпал. Двухпутные участки должны быть проконтролированы на каждом звене. Зимой процедура не проводится – если есть сбитое направление, оно устраняется перешивкой.
Кривые рихтуются по другому принципу: на глаз в участках короткого (не более 30 м) отступления на углах. Если ситуация не позволяет, они рихтуются совмещённым способом – на реперных точках, отступающих друг от друга на 10 см. Они сдвигаются по расчёту, а в местах между ними (промежутках), рихтуются на глаз вручную. При машинном рихтовании задействуется способ сглаживания. Чтобы определить, нужна ли рихтовка кривой, проводится анализ стрел прогиба кривой.
Необходимые инструменты и оборудование
Чтобы выполнить процедуру, важно оценить плотность балласта и материал, из которого изготовлены направляющие. Это важно, чтобы определить количество приспособлений для выравнивания. Для рихтовки понадобится такое оборудование:
Комплект может состоять из разного количества инструментов – от 3 до 7 штук зависимо от объёма работ. А также понадобится однорельсовая тележка, чтобы перевозить разные элементы ВСП.
Порядок выполнения работ
Для начала, место работы ограждается знаком «С» – это нужно при сдвижке меньше 2 см. Всей работой в таком случае руководит бригадир пути. Если сдвижка больше 2 см, поезда можно пропускать, но скорость их должна быть не более 25 км в час, и всю работу уже нужно согласовать с дистанцией сети. Сдвижка больше 6 см участок полностью ограждается разными сигналами «Стоп», и работами руководит дородный мастер. Бригада должна состоять из не менее 3 человек, а поезда могут проходить с максимальной скоростью 15 км в час.
При использовании приборов в нечётном количестве большая часть монтируется на рельсовую переднюю нить по направлению сдвижки. Вся работа выполняется строительной бригадой, состоящей из 7–8 человек, со специальностью «монтёр 4 разряда». Технология рихтовки пути предусматривает три главных шага:
Сначала проводятся подготовительные работы: изучаются стрелы прогиба, вымеряется кривизна хорды, длина которой – 20 м. Далее, проводятся расчёты на основе полученных сведений, проводимых методом Пашкарпова. Когда нужные показания получены, по ним вбиваются реперы на время. Учитывается момент, чтобы при выравнивании они располагались на одном и том же расстоянии друг от друга и от наружной подошвы.
Это выполняется с применением колышек по 4 см шириной из дерева, длина которых достигает 25 см. Грань должна быть затёсана, и располагаться по направлению, которое противоположно движению колеи. Размещение происходит против точек деления, важно учесть их расстояние от острия до опоры рельс. Оно должно приравниваться шаблону, допускается неточность в меньшую или большую сторону, но только на величину сдвижки.
Запас может составлять не более 3 мм, и это нужно, чтобы учесть обратную отдачу рельсы после того, как было снято давление в приборах. Если балласт из щебня очень плотный, перед тем, как сделать сдвижку, его немного разрыхляют. Потом балласт нужно подсыпать на место и плотно утрамбовать, с противоположной стороны сдвижки. По завершении всех работ поправляется балластовая призма.
Можно проводить рихтовку на глаз, но только на прямых участках с хорошо выраженными углами и кривыми.
ЦПТ-52 Правила и технология выполнения основных работ при текущем содержании пути
2.3. Рихтовка пути
Натурное положение пути в плане характеризуется стрелами изгиба рихтовочной рельсовой нити от хорды постоянной длины (рис.2.24). Рихтовка пути назначается по результатам анализа графика стрел на ленте путеизмерительного вагона или натурной проверки состояния пути в плане путем визуального определения мест с отклонениями пути от нормального положения. Кроме этого, рихтовка является одной из составляющих комплексного технологического процесса выправки пути.
Перед рихтовкой пути проверяют стыковые зазоры, а на бесстыковом пути измеряют температуру рельсов. Не допускается приступать к рихтовке, если на звеньевом пути имеется два и более подряд слитых зазора, а на бесстыковом пути температура рельсов превышает допускаемую для данного вида рихтовки пути. В случае наличия в стыках слитых зазоров до начала рихтовки должна быть произведена их регулировка.
Рис.2.24. Схема измерения стрел изгиба кривой:
Рихтовка пути производится либо путевой бригадой с применением гидравлических приборов, либо с применением рихтовочных машин.
Необходимость рихтовки всей кривой или ее части тем или другим способом устанавливается по результатам анализа стрел прогиба кривой (табл.2.4).
Перед замером стрел на шейке рельса наружной нити кривой с внутренней стороны колеи, начиная с прямого участка (одна-две точки), наносят метки через каждые 10 м (половина хорды длиной 20 м, от которой измеряются стрелы). В качестве хорды используют капроновый шнур, оптические приборы ПРП, стрелографы, имеющиеся на рихтовочных машинах, позволяющие непрерывно измерять и записывать стрелы на специальную ленту.
Затем производят расчет величин сдвижек пути в нанесенных точках.
Таблица 2.4. Рекомендуемые виды рихтовки кривой в зависимости от характера и величин стрел изгиба
Вид рихтовки кривой
Характер и величина стрел изгиба на графике
Рихтовка кривой не требуется
Путь в плане не имеет отступлений выше I степени, а также плавных (длиной более 30 м) отступлений от среднего положения кривой
Путь в плане имеет короткие отступления II и более степеней; плавные отступления отсутствуют
На части кривой имеются плавные отступления, не устраняемые при рихтовке пути машиной методом сглаживания. К плавным относятся отступления длиной более 30 м со средней стрелой, отличающейся от средней стрелы на всей кривой, более чем на 15%, если не предусмотрено устройство второго (или нескольких) радиусов
Совмещенный способ рихтовки по всей длине кривой
По всему протяжению кривой имеются отступления как короткие, так и длинные (плавные)
Существуют разные методы расчета величин сдвижек пути в кривых, но все они основаны на допустимом равенстве эвольвенты данной кривой двойной сумме сумм разности натурных стрел изгиба, измеренных от середины хорды, и вытекающих из этого следующих двух зависимостях:
; (2.1)
, (2.2)
Из этих зависимостей следует, что при сдвижке пути в точке n на величину соседние точки n-1 и n+1, расположенные по обе стороны от сдвигаемой, остаются неподвижными, а стрелы в них изменяются (увеличиваются или уменьшаются в зависимости от вида неровности пути в плане) на величину (рис.2.25).
На практике наибольшее распространение получил графоаналитический способ расчета кривых с постановкой их в заданное положение, основанный на определении сдвигов в намеченных точках кривой через двойную сумму сумм разностей натурных и проектных стрел.
Графоаналитический способ расчета выправки кривой представлен в табл.2.5 и на рис.2.26, 2.27. В первой графе табл.2.5 приведены номера точек измерения стрел. Во вторую графу занесены величины стрел, измеренных в этих точках от середины хорды длиной 20 м. В третью графу записаны величины проектных стрел (средних на графике натурных стрел), одинаковые по сумме с натурными, при этом разность сумм стрел достигается (при необходимости) внесением коррективов в проведение линии средних стрел на графике натурных и проектных стрел (см. рис.2.26). В четвертую графу занесены разности натурных и проектных стрел. По этой графе определяют (по расположению и величине однозначных разностей) целесообразность рихтовки кривой по расчету.
Таблица 2.5. Расчет выправки кривой графоаналитическим методом
Что такое рихтовка железнодорожных путей: с помощью чего она производится, технологии
За состоянием транспортной линии следует чутко следить, обеспечивая стабильную надежность основания и высокую степень безопасности движения. Также нужно проводить ремонтные работы, и одну из них мы рассмотрим прямо сейчас. Предлагаем уделить подробное внимание тому, что такое рихтовка пути, с использованием инструментов она производится, кто руководит этим процессом и какие операции осуществляются.
Сразу отметим, что данная мера не является неотложной, так как не требует устранения острых дефектов. Она планово-предупредительная, может быть реализована не сразу при обнаружении проблемы, а в одно из ближайших «технологических окон», то есть в то время, когда в плотном графике перемещения поездов по колее возникнет достаточно продолжительная пауза. Ее воплощение в жизнь сравнительно трудоемкое и обладает рядом особенностей, которые мы подробно опишем ниже.
Начнем с определения: итак, согласно многим источникам, в том числе и Википедии, рихтовка пути – это комплексная работа по перемещению по подушке (балластному слою) сразу всей рельсошпальной решетки. Выполнять ее необходимо либо в случаях, когда нарушено направление размещения колеи, либо в ситуациях с изменением плавности кривизны. Температура опорных элементов при этом должна быть такой же, как при их закреплении, или хотя бы сходной – чтобы избежать возникновения лишних напряжений и предотвратить выброс, то есть существенную потерю устойчивости при резком снижении сопротивления боковому смещению.
Часто задача сводится к сглаживанию мелких неровностей за счет сил сжатия и растяжения, но при несовпадении осей на участке значительной протяженности воплощается в жизнь по точному методу, с обязательным измерением хорд и стрел прогиба.
Общие положения
Рихтовка железнодорожного пути назначается на основании результатов проверки – либо натурной, либо измерительным вагоном. Но выполнять ее всегда нужно только после завершения всех работ по подъему колеи. Кроме того, прежде чем приступать к решению вопроса, необходимо осмотреть стыковые зазоры и отрегулировать их (когда нужно), но если на звеньевой линии более трех из них подряд будет слито, допустимо проводить только замену решетки.
Внимание, сдвижка осуществляется именно по наружной рельсовой стороне – это актуально как для кривых, так и для прямых двухпутных или правых однопутных участков.
Действуют следующие общие правила:
Осуществлять работы лучше либо рано утром, либо в пасмурные дни – тогда, когда нет температурных перепадов, вызывающих нагрев элементов ВСП.
Начинать, согласно путевому плану, стоит с той точки, где нужно выполнить самое серьезное перемещение.
Если балласт уплотнен, необходимо предварительно его разрыхлить – у торцов шпал.
В зимнее время года решать задачу не рекомендуется, но если направление сбилось самым серьезным образом, колею допустимо перешить.
Расстояние между осями смежных полотен стоит контролировать на каждом звене.
Технологически рихтовка кривых участков пути может осуществляться двумя способами:
На глаз – возможен исключительно в тех местах, где отступления от нормы малые, по «углам», и короткие по длине (до 30 м).
Совмещенным – в реперных точках (одна от другой – на дистанции в 10 м) сдвижки выполняются строго по расчету, а уже между ними – сглаживанием, если используется машина, или приблизительно, при ручном труде.
Во всех ситуациях и при каких угодно методах необходимость в перемещении решетки устанавливается на основании анализа степени прогиба.
Ограждение места производства работ
Есть несколько вариантов – в зависимости от того, на какое расстояние следует рихтовать:
менее 2 см – достаточно установить знак «С»;
2-6 см – кроме уже названной меры, стоит согласовать ремонт с диспетчером соответствующей дистанции контактной сети и ограничить скорость движения поездов в проблемной зоне до 25 км/ч;
свыше 6 см – в таких случаях уже нужно оградить поврежденный участок остановочными сигналами, заставлять проезжающий транспорт замедляться до 15 км/ч, решать задачу бригадой на 2-3 человека больше количества приборов.
Похожие новости
Если эксплуатируется нечетное число единиц выравнивающих приспособлений (о которых ниже), большая их часть должна быть размещена на передней по направлению сдвига рельсовой нити.
Инструменты и оборудование
Для решения задачи в общем случае потребуется:
комплект гидравлических рихтовочных приборов ГР-12Б (или аналогичных) – от 3 до 7 штук, в зависимости от сложности (протяженности) нарушения;
уровень-нивелир – для проверки и выравнивания;
остроконечный лом – для поддевания решетки;
гаечный ключ – для демонтажа старых стыковых болтов и затягивания новых;
вилы для щебня – для разрыхления и разравнивания грунта;
молоток костыльный – для забивания соответствующих крепежных деталей;
тележка однорельсовая – для перевозки различных элементов ВСП.
Также добавим, что количество выравнивающих приспособлений выбирают, исходя еще и из плотности балласта, материала исполнения направляющих, мощности колеи. Например, если на участке железобетонные шпалы и щебеночное основание, комплект будет состоять из 7 штук, если опорные конструкции деревянные, а подушка асбестовая – уже из 3.
Порядок выполнения работ
Общая технология рихтовки пути предусматривает три этапа:
Прежде чем подробно рассмотреть каждый из них, отметим, что в обычной ситуации задачу решает бригада из 7 человек, которая, в особенно сложных или срочных случаях, а также при применении оптики может быть расширена до 8-10 монтеров 4го разряда.
Начальная стадия, подготовки, сводится к изучению стрел прогиба – измеряется кривизна по хорде длиной в 20 м – и к расчетам на основании полученных данных, проводимым способом Пашкарпова.
Получив нужные цифры, в соответствии с ними нужно вбить временные реперы – так, чтобы после выравнивания они были расположены на одинаковой и неизменной дистанции от наружной стороны подошвы. Для этого лучшим образом подойдут деревянные колышки сечением 3-4 см в широкой части, длиной в 25 см, с затесанной гранью, которую следует располагать в направлении, противоположном вектору колеи. Размещать их стоит строго напротив точек деления, причем таким образом, чтобы расстояние от их острия до опоры рельса равнялось шаблону с допуском в большую или меньшую сторону ровно на величину сдвижки.
Основные работы по рихтовке ЖД-пути
В общем случае они реализуются в следующей последовательности:
Создаются выемки в шпальных ящиках – для установки выравнивателей.
Осуществляется монтаж и фиксация приборов – с шагом в 2-3 посадочных местах (при «угле» – через одно) и в шахматном порядке. Если, по расчетам, их нечетное количество, большую их часть размещают на нити, совпадающей с направлением перемещения решетки.
Выполняется сдвижка – с допуском от 1 до 3 см, необходимым для учета обратной отдачи после освобождения ГР-12Б от нагрузок.
Производится подсыпание и утрамбовка балластного слоя у шпальных торцов, причем с той стороны, которая противоположна направлению перемещения.
Данная схема актуальна тогда, когда задачу решают монтажники под командованием бригадира – вот кто руководит работами по рихтовке пути. Если этот начальник достаточно опытный, все необходимые расстояния он с высокой точностью определяет на глаз или, максимум, с помощью бинокля. Если нет, вооружается специальной оптикой – зрительной трубой с удаленной от нее рейкой. Опишем оба случая подробнее.
Полагаясь на свои знания и глазомер, мастер от основной группы на расстояние в 50-100 м, причем против направления передвижения монтеров, становится над рельсом (так, чтобы тот располагался строго между ног) и по канту выясняет, в каких точках необходимо разместить выравниватели.
В случае с «углом» средний располагается в месте максимального отклонения, остальные – по обеим сторонам от него, поочередно и поровну.
Если задача решается в несколько перестановок комплекта, бригадир последовательно определяет начало и конец каждой новой сдвижки, а на прямых и кривых участках контролирует качество доводки колеи.
Если же рихтовка пути гидравлическими приборами выполняется с использованием оптики, нити просматриваются сразу на 150-200 м вперед. После чего мастер определяет проблемный участок, выбирая две точки на транспортной линии. В первой (начальной) он и размещает зрительную трубу, тогда как во второй, конечной – устанавливает рейку. С помощью наводящих винтов осуществляется совмещение вертикальных осей обоих элементов. После чего:
Монтеры располагают измерительную планку в тех местах (А, В и так далее), в которых требуется сделать сдвижку, и переносят решетку ровно настолько, чтобы не наблюдалось ни малейшего отклонения после снятия напряжений.
При этом бригадир непрерывно контролирует круглый уровень и следит, чтобы рейки сохраняли стабильно отвесное положение.
По завершении выравнивания на текущем створе приборы переносят на следующий и повторяют всю последовательность действий.
Если сдвижка сплошная и осуществляется все время в одну сторону, конечную точку последовательно переносят на 4-5 м (по сравнению с предыдущим ее размещением). Если участок двухпутный, работы проводят навстречу транспорту. Когда нужно пропустить поезд, монтеры снимают все оборудование с колеи и, если это необходимо, делают еще и плавный отвод. При этом они обязательно уплотняют балласт за торцами шпал: со стороны искривления – чтобы восстановить разрыхленную подушку, и с противоположной – чтобы убрать появившийся зазор. Как только локомотив проедет, решение задачи возобновляется с того момента, на котором его прервали, и проходит в обычном порядке.
Зачастую рихтовка пути производится с использованием машин: самоходных цикличного действия (Р-2000), системы Балашенко (ПРБ), электробалластерами с навесными устройствами (ЭЛБ). Последние две разновидности необходимо
привозить и перемещать локомотивом.
Перечисленные виды техники поддерживают сразу несколько режимов восстановления исходной геометрии колеи: они действуют и по методу сглаживания, и на основании предварительных расчетов, и совмещенным (комбинированным) способом. Даже принцип функционирования у них схож: качество результата оценивается либо по расположению трех точек, которые должны образовывать ось (на прямых участках линии), либо по равенству отношений стрел хорды (на кривых).
Отличия машин мы для наглядности свели в таблицу.
Параметр | Модель | ||
Р-2000 | ПРБ | ЭЛБ | |
тип органов подъема и перемещения | роликовые | магнитные | |
сдвигающие усилия | малые | большие | |
коэффициент сглаживания, влияющий на измерительные хорды | 4 | 8 | 6 |
способ передвижения при непосредственном решении задачи | цикличный (при остановке – сдвижка) | непрерывный (перемещение решетки без торможения) |
Прежде чем выполнять работы, необходимо отрегулировать систему выбранной машины. Особенно это важно тогда, когда предстоит рихтовка бесстыкового пути, потому что для него характерна четкая зависимость: чем больше он уходит от своей оси, тем ниже его сопротивляемость боковому сдвигу, и данное свойство особенно ярко проявляется в летнее время года, в пору высоких температур.
Кроме того, нужно, чтобы техника была оснащена хорошим (то есть производительным и надежным) уплотнительным механизмом для утрамбовки балластной подушки по завершении всех действий.
Так как цикличные модели самоходные, они могут решать задачу выборочно, то есть включаться только на тех участках, на которых наблюдается отклонение, и не трогая те места, где решетка лежит нормально. В этом их ключевое преимущество перед конкурентами, перемещаемыми локомотивом, который двигается непрерывно. С другой стороны, частые остановки серьезно снижают производительность, а трудности захвата головок роликами еще сильнее уменьшают скорость выполнения операций. Для сравнения: ЭЛБ и ПРБ обрабатывают 2-2,5 километров рихтовочной нити в час, тогда как Р-200 – в среднем 1-1,2 км/ч.
При этом бригадир (дорожный мастер) руководит ходом техпроцесса и выбирает способ и систему выравнивания. Последняя может быть одного из двух типов:
Трехточечная – на стрелографе 3 тележки, по средней из них измеряется стрела прогиба. Поперечный сдвиг осуществляется до тех пор, пока вся тройка не окажется на одной прямой. Если же участок криволинейный, актуальным становится метод фиксированных точек, согласно которому передняя часть хорды планомерно сдвигается на определенную величину, пока колея не займет проектную позицию. Она проще, но не такая универсальная. Ею оснащены ЭЛБР-1 и ЭЛБР-3, ВПО-3000.
Четырехточечная – у стрелографа уже 4 тележки: А перемещается по отклоненной линии, C и D – по выправленной, В задает траекторию выравнивающего устройства. Поддерживают как способы предыдущей системы, так и работу по сглаживанию и по лазерному лучу. Автоматически выполняют сдвижки до момента восстановления предварительно заданного «масштаба» (соотношения, при котором В находится на единой круговой кривой с C, D и А, причем радиус ее задается в зависимости от коэффициента сглаживания). Ею обладают модели серий Р-2000, ВПР, ВПРС.
Техника последнего поколения оборудована бортовыми мини-ЭВМ, автоматически вычисляющими величину нужных сдвигов и возвышений, и максимально допустимую скорость проезда транспорта с учетом степени искривления. Но методы выправки и рихтовки пути, а также используемую для этого машину все равно выбирает дорожный мастер, он же бригадир, который и несет ответственность за правильность принятых решений и качество конечного результата ремонта.
Заключительные работы
Как только все сдвижки выполнены, необходимо:
Восстановить исходную форму балластной призмы и вернуть ее первоначальную плотность.
Проверить соответствие прямоты и/или кривизны участка плановой, измерив стрелы прогиба при хорде длиной в 20 м.
Убедиться, что подъемка полотна после решения вопроса не превышает допустимые 10-15 мм.
Пропустить по колее 1-2 поезда (состава), и удостовериться в должном состоянии транспортной линии (или исправить отступления).
Мы рассмотрели, что из себя представляет рихтовка пути: определение постарались дать максимально точное, порядок и содержание всех работ расписали так подробно, как только могли. Надеемся, что теперь Вы понимаете, вид операций и в какой последовательности их проводить. Ну а необходимые инструменты для решения задачи Вы всегда можете выгодно заказать в компании «ПромПутьСнабжение», вместе с нужными рельсами и другими элементами ВСП.