Что такое корона венков сонетов

Сонет, Венок Сонетов, Корона Венков Сонетов

СОНЕТ (итал. sonetto, от sonare — звучать, звенеть) — итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в 13в. в Сицилии (предположительно). Как каноническая форма сонет достиг совершенства у Петрарки. Блестящие сонеты писали Данте и Микельанджело. Из Италии сонет перешел во Францию, где утвердился как классическая форма стиха в творчестве П.Ронсара (16в.), в Англию (В.Шекспир), в Германию (М.Опиц — 17в., И.Гете — 19в.). В России первый сонет написан В.Тредиаковским в 1735г., это — перевод с французского классического сонета Барро, перевел его Тредиаковский своим «тонизированным» тринадцатисложником с женскими рифмами. В дальнейшем сонеты писали А.Сумароков, Г.Державин, В.Туманский, А.Дельвиг, А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Фет, Я.Полонский, К.Павлова, Ап.Григорьев. В 20в. сонеты писали К.Бальмонт, А.Блок, Вяч.Иванов, В.Брюсов, М.Волошин, М.Кузмин, Н.Гумилев, И.Анненский, А.Ахматова, С.Кирсанов, Л.Вышеславский и др.
Сонет является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть сонета состоит из двух катренов (четверостиший), вторая из двух терцетов (трехстиший). Стихотворный размер сонета — обычно пятистопный, реже шестистопный ямб. Каноническая форма рифмовки: для катренов две равнозвучные рифмы (опоясанная и смежная), для терцетов — две или (реже) три рифмы, отличающиеся от рифм в катренах. Рифмы в сонете должны быть звучными, звонкими, оправдывающими название этой стихотворной формы. Для строгого сонета существует правило, по которому при наличии опоясанных рифм в катренах третья строка первого терцета рифмуется со второй строкой второго терцета (ccd cdc, или cdc dcd, или ccd cdd, а при трех рифмах — ccd ede); при перекрестных же рифмах в катренах первые две строки терцетов имеют смежные рифмы, последние же строки терцетов рифмуются так: ccd ccd, или cdc ddc, а при трех рифмах — ccd eed.

Василий Кириллович Тредиаковский
(1703-1768)

Большую роль играет внутренняя композиция сонета. Каждая строфа сонета — это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъема. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка ее, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке сонета, самой сильной по мысли и образности (сонетный замок). В сонете нетерпимы повторения слов или выражений, за исключением случая, когда того требует само построение стиха (анафора, параллелизм и т.п.). Несмотря на каноническую чеканку формы сонета, многие поэты стремились внести в него некоторое разнообразие. Так, Шекспир писал сонеты в форме трех четверостиший и заключительного двустишия с разнообразными свободными рифмами. Имеются варианты сонета: хвостатый сонет — два четверостишия и три терцета; сплошной сонет — на двух рифмах; опрокинутый сонет — два терцета и два четверостишия; безголовый сонет — одно четверостишие и два терцета; половинный сонет — четверостишие и терцет; хромой сонет — неравностопность четвертого стиха в катренах и т.д. Однако все эти ухищрения не поколебали классической формы стиха сонета, которая остается незыблемой. Существует своеобразная и весьма трудная циклическая форма сонета — венок сонетов, требующая от поэта огромной изобретательности и мастерства.
Вильям Шекспир
(1564-1616)

Источник

О том, как правильно писать сонеты, рассказано в «учебнике» или в «энциклопедии».
Техника венка достаточна проста. Взяв какой-либо сонет, как магистрал или написав его специально, что более предпочтительно, разбиваем сонет на парные строки.
1-2, 2-3, 3-4, 4-5 и так до конца. Для удобства выписываем первую строку в начало, оставляем свободное место для 12 строк и записываем вторую строку вниз, ею сонет должен завершиться.
Например В. Солоухин «Венок сонетов»:

Венок сонетов — давняя мечта,
Вершина формы строгой и чеканной,
Когда невыносима суета,
К тебе я обращаюсь в день туманный.

О, белизна бумажного листа!
Она источник жажды окаянной,
Манящий образ женщины желанной,
В ночи осенней яркая звезда!

Себя другим в угоду не иначь.
Души от ветра времени не прячь,
Чтобы ее, как факел, раздувало

Хранится в сердце мужества запас.
И свет во тьме, как прежде, не погас,
И тьма его, как прежде, не объяла!

1. Венок сонетов – давняя мечта
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. Вершина формы строгой и чеканной.

Следующий сонет начинается с последней строки предыдущего. Этот принцип обязателен для всего венка.
14 сонет представляет собой объединение 1 и 14 строки магистрала, причём 14 строка магистрала обязана быть первой строкой 14 сонета, а первая – последней. И тогда происходит плавное перетекание всего венка в венчающий его магистрал.
Корона венков сонетов пишется по тому же принципу, где каждый сонет венка является магистралом для Короны. Исходя из логики развития жанра, стоит предположить, что каждый сонет Короны может стать магистралом для создания Кольца. Другими словами, точнее цифрами:
Венок – 14 сонетов и один магистрал.
Корона – 225 сонетов, включая магистрал.
Кольцо – 225 магистралов, а сколько сонетов не знаю, калькулятор заклинило.
Могу ошибаться. Но теоретически, если писать Кольцо в одиночку, надо лет 10 гарантированной жизни, при условии написания одного сонета в день.
Дерзайте, всё примитивно просто и доступно!

© Copyright: Михаил Можаев, 2009
Свидетельство о публикации №1902171028

Источник

Венок сонетов

Венок сонетов — это архитектоническая форма (твердая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал или мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.

Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.

Венок сонетов был изобретён в Италии в XIII веке. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый венок сонетов на русском языке принадлежит филологу Федору Коршу, который в 1889 году перевёл венок сонетов словенского поэта Франце Прешерна. Оригинальные венки сонетов написали: Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Андрей Крылов и другие. Венок сонетов есть и у известного писателя Владимира Солоухина. Венок сонетов — одна из немногих твёрдых форм, к которой обращались поэты и в советское время

Сонеты, входящие в венок, должны соответствовать всем основным условиям, по которым пишется сонет, поскольку сонет – это тоже твердая форма. Об истории развития сонета и его особенностях сложения можно прочитать в статье «Все о сонете».

Повторю только основные принципы написания классического сонета:

Для классического Венка все сонеты, которые его составляют, должны иметь одну систему рифмовки (иметь одну и ту ту же форму сонета).

Источник

Корона венков сонетов. Монах. Легенда. 1ч

2.
За все грехи, что совершил.
Впитала почва мои слёзы.
Свою любовь я разделил.
К пустыне сердцем приморожен.
Связали белые мне крылья.
А если б жизнь Небес забыл я?!
Вся жизнь была мне как тюрьма.
В моей душе чернела тьма.
Я верил, вспоминал когда-то,
И даже падая здесь ниц,
Я был не кто-нибудь, а Принц,
Где в небесах я был крылатым.
Однажды в ясный час прозренья
Пришёл души час откровенья.

3.
Пришёл души час откровенья.
Монахом праведным как стать?
Я принял верное решенье:
В горах отшельником страдать.
Как тихий зов в кромешной мгле,
Бродил я долго по Земле,
С тоской своей о высшей Сини,
Твоё я часто слышал имя.
В том мире скорби нет, помех,
Ведь человечья в этом память.
А Там нет разницы меж нами.
Здесь ставим всё ногами вверх.
Я сам себе хозяин был,
Заветы все здесь преступил.

4.
Заветы все здесь преступил,
Слов не приемля материнских,
В отряд «Свободный» поступил,
А был он просто сатанинский.
Казалось часто, что я вроде
Порою был и благороден,
Познал я совесть, стыд и честь. –
На самом деле в жизни есть.
Мы будем мучиться все дни,
Казнить себя ежеминутно,
Часы, когда нам очень трудно,
Самосожжению сродни.
Душа с годами разрешила,
К земле священной уводила.

5.
К земле священной уводила.
Душа, ещё чуть продержись,
С надеждой сохраняя силы,
А сердце борется за жизнь.
Я на земле нашёл Дорогу
И смело подхожу к Порогу,
Переступив через себя,
По прежним дням порой скорбя.
Людская жизнь несовершенна.
Борьбе все вынесла, лишенья,
Души покинула приют.
Ей новый вдруг приют дадут?
Беда в одно соединила.
Но в нас была такая сила!

6.
Но в нас была такая сила!
Что до эпохи – жизни шаг.
Она немало здесь любила,
Так близки и понятно так.
Душа мечтает быть свободной,
Ей встречу с вечностью холодной,
Готова встать перед рывком,
Там, в поднебесье мировом.
Но расставаться так не хочется
С родным ей телом, очень жаль,
Уже в пути – несёт печаль
Судьба, безбожная пророчица.
И на слова он был скупым.
Со старцем шли, почти седым.

7.
Со старцем шли, почти седым,
Дорогой долгой и усталой.
Дел не было ни к нам, ни к ним,
Прощаясь с жизнью той бывалой.
В груди боль сердца и души,
Казнить презреньем не спеши.
Боль и тоска, и глаз молчанье,
Сквозь все миры и расстоянье.
И вновь отправлюсь я в Дорогу,
О. слава Богу, я проснусь,
Земле свою даруя грусть
И оживу я понемногу.
Надежды путь благослови
Дорогой в Иерусалим.

8.
Дорогой в Иерусалим,
Не скрыв душевного волненья,
Свою святыню посетить,
Преклоним головы в моленье.
И мы придём на эту Землю,
Так много в душах сора дремлет,
Души раскаянье несём,
На помощь Бога призовём.
К тому. Любил что в жизни – тени,
То, что выдумывал, был рад.
Не к Богу вёл тот путь мой – в Ад.
Я лишь рубил свои ступени.
Теперь, с годами, этим каюсь.
В молитвах к Богу обращаюсь.

9.
В молитвах к Богу обращаюсь,
Люби меня иль презирай.
От бед своих я задыхаюсь,
Билет поддельный – в Божий Рай.
Меня влекло виденье славы,
Беспечной юности забавы.
Я беден был. И был богат.
И я презрел огонь лампад.
Судил и миловал порою
И сердце вечное губя,
Я в первый раз забыл Тебя
Во зле запущенной душою.
Творил Гоморру и Садом.
Мы шли босые и пешком.

12.
Нас подружила боль земная.
Скрывали тайны судеб лет.
Давали клятву мы, вступая
В союз – великий был расцвет.
Прошла моя жизнь, как в насмешку,
Иль кто подумал, что я – пешка,
Что называют проходной.
Я шёл своей судьбой – мечтой.
Умом свернуть я мог бы горы,
Но в сердце боль и пустота.
И показалось неспроста.
Я понял это всё не скоро
Я годы прожил кутерьму.
Что заслужил – я всё приму.

13.
Что заслужил – я всё приму.
Со мною только непокой.
Как всё случилось, почему?
Кому же нужен я такой?
Я виноват, что я живу,
Грустя во снах и наяву,
Не вхож в «Прокрустово» я ложе.
Со мной дружить не каждый может.
Я растерял все «ох» и «ах»,
Порою был я презираем.
Не бился лбом в ворота Рая,
Жил в этих яростных ветрах.
Стон сердца крепче я зажму.
Куда иду? Во свет? Во тьму?

14.
Куда иду? Во свет? Во тьму?
Надёжный друг я был и воин.
Несу я скудную суму,
Такого даже не достоин.
Люби себя и верь в себя,
И все преграды обойдя,
К грехам других не будь ты строгим,
Вернёшься к Истинным дорогам.
Но ведь других таких здесь нет,
Я буен, словно злобный ветер,
Такой один я в целом свете.
Я тих, как утренний рассвет,
Господь, прости мне прегрешенья,
Даруй великое прощенье.

15. МАГИСТРАЛ
Даруй великое прощенье..
За все грехи, что совершил,
Пришёл души час откровенья.
Заветы все здесь преступил.
К земле священной уводила,
Но в нас была такая сила!
Со старцем шли, почти седым,
Дорогой в Иерусалим.
В молитвах к Богу обращаясь,
Мы шли босые и пешком.
Он был совсем мне незнаком,
Нас подружила боль земная.
Что заслужил – я всё приму.
Куда иду? Во свет? Во тьму?

Источник

СВЕТ. КОРОНА СВЕТА

Содержание материала

Венок сонетов — архитектоническая форма поэмы, состоящей из 15 сонетов. Венок сонетов строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счёту, сонет пишется раньше других, в нём заключается замысел всего венка сонетов.

Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. Итак далее — до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.

Что такое корона венков сонетов. Смотреть фото Что такое корона венков сонетов. Смотреть картинку Что такое корона венков сонетов. Картинка про Что такое корона венков сонетов. Фото Что такое корона венков сонетов

Венок сонетов изобретен в Италии в XIII веке. Первый венок сонетов на русском языке принадлежит Ф. Коршу, который в 1889 году перевёл венок сонетов славянского поэта Франца Прешерна. Оригинальные венки сонетов написали Вяч. Иванов («Cor ardens»), В. Брюсов («Роковой ряд»), М. Волошин («Lucaira»), из советских поэтов — С. Кирсанов («Весть о мире»), М. Дудин («Орбита»), С. Матюшкин («Осенний венок»).

Венок венков сонетов строится по тому же принципу. Причём каждый из сонетов первого венка становится магистралом для нового. Таким образом возникает сложная конструкция из 15 венков сонетов, которые раскрывают замысел изначального магистрала.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ МИСТИКА

Венок венков сонетов

Из сердца Космоса — вселенской глубины,
Из солнца и из сердца человека
Всегда сияет Свет. И им едины мы —
Едины Тьма и сам источник Света,
Самосветящийся духовный океан,
Что в искрах душ в Свой Час готов разлиться.
И нить сознания проходит по мирам:
Тьма жаждет умереть, а Свет — родиться.
Земли блаженный мрак в невежестве застыл,
Глад осознать и утолить не может,
Хоть каждый век он и меняет кожу.
А новый смертный вновь в желаньях тратит пыл
Или стремится бросить Тьму для Света
И просветлить природу человека.

КОРОНА СВЕТА

(магистральный венок сонетов)

Из сердца Космоса — вселенской глубины,
Где корень есть начала-окончанья,
Стартует вечно вечность к детям — для игры
В змеиное кольцо существованья.
Из сердца Истины, сияющей в себе,
Из бесконечности всегда свободной
Стартует вечно Свет и прячется во Тьме,
В конечном, называемом природой.
Потерянный в себе на долгий-долгий век,
Свет обнимает собственную немощь,
И слово Истины до срока немо.
Не прекращает время вековечный бег,
И Свет-младенец вдруг залился смехом
Из солнца и из сердца человека.

Из солнца и из сердца человека
На нас глядит тысячеокое Оно.
Для смертного бесчисленность — помеха:
Явлений множество — действительно Одно.
И вот — «Я» бесконечное в границах,
В раздробленных мирах, враждующих мирах.
Но вижу я и в злых, и в добрых лицах
Одно, чьё имя не рождалось на устах.
На самых дальних рубежах незнанья,
В бессильи ночи, в безнадёжности земли,
В биеньи сердца и в дыхании, в крови
Есть тайный Путь и Преобразованье:
В трансцендентальном дне и в жутких безднах Тьмы
Всегда сияет Свет. И им едины мы.

Всегда сияет Свет. И им едины мы —
Нанизаны на нить Его, как бусы.
Я — Он, мы — Он. А формы — только сны,
А тело — клетка, люди — это души,
Чей вечный дом любви в Космической Душе,
Богине-Матери — основе Мира.
Материя — закон для созданных вещей,
Ей имя Жизнь, когда едина с силой.
И время в вечности неразделимо. Нет.
Игру различий, блеск алмазных граней,
Цикличность воплощённого сознанья
Создаст иллюзия — поток минут и лет.
Вот Истина! Мы осознали это —
Едины Тьма и сам источник Света.

Едины Тьма и сам источник Света:
Из Тьмы родится Свет, а Свет — начало Тьмы.
Блаженство — вот Всевышнего примета,
А в Нём движенье и покой обручены.
Тьма — лишь возможность будущего Света,
Который дремлет за пределами всего.
Он есть везде, Он не имеет места.
О сладостный мой Друг! Как я люблю Его.
Блаженное Дитя — мечта природы,
Господь, который всё и более, чем всё.
Моё наполнено Тобою бытие:
Полётов лёгкость, тяжесть переходов,
Господь, Ты не мираж, не морок, не обман —
Самосветящийся духовный океан.

Самосветящийся духовный океан,
Обычным чувствам смертных недоступный —
Он всё и вся уже в себе имеет сам,
Для времени и мысли неприступный.
Здесь безусловное блаженство бытия,
Здесь интенсивность и покой сознанья.
Исчезла в море капля — крошечное «я».
Я — АБСОЛЮТ, бессонное сиянье.
Он — Бог, который очень, очень далеко.
Он — Бог, который очень, очень близко.
В Него входи без страха и без риска:
Он — Твой родной от века, ты — всегда Его.
Он — Тот, что не вмещается в границах,
Что в искрах душ в Свой Час готов разлиться.

Что в искрах душ в Свой Час готов разлиться
Бескрайний Свет, что станет озарённым ум,
Что жизнь душе свободно покорится,
И даже тело осознаёт правду ту,
Мы верим, мы мечтаем, мы стремимся.
Мы верим: ближнего полюбим, как себя.
Мечтаем, что в бессмертие вселим «я».
Стремимся Богу всё своё отдать любя.
Нам милость — дождь, нам Состраданье — солнце,
Из Тьмы невежества в бескрайний Свет растём.
Увидим, наконец, одним прекрасным днём,
Как распахнётся тайное оконце
В стене ума: Бог-Свет явился снова нам,
И нить сознания проходит по мирам.

И нить сознания проходит по мирам,
Как следствие-причина воплощенья.
Оно соединило завтра и вчера,
Верх-низ и все другие направленья…
Оно — и человек, Оно — бессмертный Бог,
Само в себе растёт без перерыва.
Оно Свет знания и внутренний Восток,
Оно исходит от Отца и Сына.
Господь-Сознание — прекрасная ладья:
Меня везёт от Света дальше к Свету,
И приключенья радостнее нету!
Свет Истины для нас — помощник, не судья.
И стоит только в этом убедиться —
Тьма жаждет умереть, а Свет — родиться.

Тьма жаждет умереть, а Свет — родиться.
Такой закон творению от века дан,
Обратный способ миру не годится:
Свет больший — совершенство, меньший Свет — изъян.
Но пребывает низшая природа
В междоусобной и бессмысленной борьбе,
Вот проводник — ведёт не зная брода,
Ошибкам ищет оправдания в судьбе.
Но худший враг — бездеятельность тела.
Его от сна расшеве6лишь едва-едва,
Оно задаст вопрос: «Ну, где моя еда?» —
И в спячку вновь впадает то и дело.
Хотя в душе неисчерпаем кладезь сил,
Земли блаженный мрак в невежестве застыл.

Земли блаженный мрак в невежестве застыл:
Господь хранит, есть много наслаждений.
И смертный высшее уже совсем забыл
Среди бесчисленных полярных мнений.
Свет в забытьи свою реальность потерял,
Стал смертным, ограниченным, несчастным,
Из запредельности блаженной убежал,
В неё вернётся чистым и прекрасным.
Там путешествия предвиденный конец,
Приют души, последнее Самадхи.
Там Бог в Себе: нет рая, нет и ада.
И встретит деток в доме радостно Отец…
Но душу ЗДЕСЬ невежество тревожит —
Глад осознать и утолить не может.

Глад осознать и утолить не может
Тот, кто всегда привязан чувствами к земле,
Чьи мысли в небе коршунами кружат.
Свет — пища каждому — растится на Стезе,
В души полёте к золотому Солнцу.
Но рой желаний поплотнее облаков,
А жизнь, как море: в рифах нужен лоцман,
Чтобы проплыть в ладье чрез множество веков.
Но человек не думает о цели,
Он слишком эго собственное ценит.
Петляет сам собой, не взяв проводника,
И доверяет рассужденьям вожжи.
Да, этот путь неизвинимо ложен,
Хоть каждый век он и меняет кожу.

Хоть каждый век Он и меняет кожу,
Он — неизменен, ни во что не вовлечён,
Во всех превратностях судьбы всё тот же,
Когда он найден и когда не обретён —
Безмолвный дух в глуби существованья,
Моя опора в жизни, мой надёжный щит.
Страдает тело, злоба душу ранит,
Но Истину во мне безмолвие хранит.
Дух тайно пребывает в сердце каждом,
Вниманья и любви Он терпеливо ждёт,
Чтоб разделённости растаял в мире лёд,
Чтоб утолилась тьмы всемирной жажда.
Перед рождением нас Бог благословил,
А новый смертный вновь в желаньях тратит пыл.

А новый смертный вновь в желаньях тратит пыл
Души, к свершеньям Божьим устремлённой.
И дремлет множество чудесных светлых сил,
Не познанных в себе, не применённых.
А смертным создаётся множество оков,
И стен, и потолков, дверей, решёток.
Он скажет в оправданье: «Этот мир таков!»
Смириться с очевидностью легко так.
И в клетке тела, умом души,
Не хочет осознать несчастный смертный,
Что он есть ТОТ, действительно бессмертный.
Но древний выбор синей птицею кружит:
Ждать в беспросветной тьме сто вечностей ответа
Или стремиться бросить Тьму для Света.

Или стремиться бросить Тьму для Света,
Или войти со Светом во владенья Тьмы?
В блаженстве запредельном песня спета:
Безмолвие души — исполнены мечты.
А проявленье — новый путь на вечность,
Страданий и трудов незавершённый круг.
Во Тьме пылают устремлений свечи —
То в мир пришёл единственный и вечный ДРУГ,
Чтоб вдохновить усталое творенье,
Чтоб обновить Собой его умолкший зов,
Замкнуть миров распавшиеся звенья,
Дать путникам Себя — еду, питьё и кров.
Он в мир пришёл, чтоб взять заботы века
И просветлить природу человека.

И просветлить природу человека,
В Господний Выбор преобразовать её,
Исполнить всю, как есть, — всю от земли до неба,
Весь мир: сознание-блаженство-бытиё.
Иллюзия до Истины развилась,
Страданье в Свете до блаженства доросло,
И жизнь бессмертная из них родилась,
И совершенство в жизнь бессмертную вошло.
Но вот уже иное достиженье
В зенит восходит, впереди большая цель,
Блаженство — действие, не мягкая постель.
В покое совершается движенье.
Маняще льётся Свет неведомой страны
Из сердца Космоса — вселенской глубины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *