Что такое корневой замок
Исцеляющая мула-бандха: техника выполнения корневого замка для женщин и мужчин
Здравствуйте. У вас имеются проблемы с мочеполовой системой, пропала эрекция или нет сексуального наслаждения. Появился мужской простатит или замучили всевозможные женские проблемы, значит это статья для вас. Представляю вам замечательную технику под названием мула-бандха.
Это упражнение из хатха-йоги, при котором напрягают и сокращают мышцы тазового дна, промежности, области над половыми органами. Мула-бандха – техника выполнения для женщин и мужчин, которая, несмотря на свою простоту, оказывает мощное воздействие на организм, укрепляет здоровье, излечивает множество болезней, повышают жизненный тонус, успокаивает психику. Комбинируя технику с прочими рекомендациями врача, практикующий может достичь значительных результатов в излечении болезней мочеполовой системы.
Суть мула-бандхи
Мула-бандха означает «корневой замок». Упражнение предполагает втягивание мышц промежности. Мужчины также должны поднимать и втягивать яички, а женщины – сжимать и втягивать влагалище. При этом и те, и другие должны одновременно втягивать нижнюю часть живота и область над половыми органами. Это своеобразный массаж яичников у женщин, и предстательной железы у мужчин.
Также мы учимся управлять лонно-копчиковой мышцей (ЛК-мышцей). С ее помощью мы сдерживаем и прерываем мочеиспускание, благодаря ей происходит эрекция у мужчин. Поэтому укрепляя ее, мы предотвращаем множество болезней, связанных с мочевым пузырём, улучшаем эрекцию, предотвращаем преждевременное семяизвержение, налаживаем свою сексуальную жизнь.
Также мула-бандха важна во время сексуального воздержания или невозможности временно найти полового партнера. Если у вас нет регулярной половой жизни, проблемы с половыми органами вам обеспечены. В этой области возникает избыточное давление энергии, которая не найдя выхода приводит к воспалительным процессам.
У мужчин это простатит, у женщин проблемы с яичниками или другие болезни. Выполнение мула-бандхи позволит избежать этих неприятностей. Она действует как губка, которая сжимает органы, массажирует их, убирает застоявшуюся энергию. Работа кровеносной и лимфатической системы улучшается, тем самым очищая органы и поставляя им питательные вещества. А куда уходит избыточная сексуальная энергия, до этого находившаяся в половой сфере?
Считается, что при регулярном выполнении упражнение она, проходя через промежность и копчик, будет поступать в позвоночник. Как известно, позвоночный столб – это древо жизни. Мула-бандха позволяет направить энергию в нужное русло, заставляя циркулировать по энергетическим каналам всего тела. Соответственно, энергия будет питать его, улучшая здоровье, общее самочувствие и положительно влияя на все аспекты жизни человека. Общая энергетика повышается. Поэтому упражнение очень эффективно при снижении жизненного тонуса, апатии, плохом настроении, низком давлении. Особенно, когда вы не тратите сексуальную энергию впустую, не занимаетесь половыми излишествами, а направляете жизненную энергию с помощью мула-бандхи в позвоночник.
Польза мула-бандхи
Мула-бандха – не только физическое, но и энергетическое упражнение, исцеляющее от болезней и препятствующее их развитию. Регулярное его выполнение способствует физическому, ментальному и эмоциональному оздоровлению. Мула-бандха вызывает ощущение тотального расслабления на психическом уровне, но при этом повышает жизненный тонус. То есть возникает баланс между симпатической и парасимпатической системой. Выполнять упражнение можно, начиная с 16 лет и до преклонного возраста.
Техника устранят следующие нарушения:
Сокращение мышц промежности гармонизирует работу эндокринных желез, повышает тонус мышц тазового дна, что способствует налаживанию функций многих внутренних органов.
В физическом плане упражнение может помочь при следующих болезнях:
Мужчины при регулярном выполнении упражнения в комплексе с другим лечением могут избавиться от простатита. Восстанавливается потерянная эрекция, появляется контроль над семяизвержением, в разы, улучшая сексуальную жизнь, способность удовлетворить женщину и доставить ей неземное удовольствие.
Женщины тренируя лонно-копчиковую мышцу, которая поддерживает матку, фаллопиевы трубы, яичники и другие мочеполовые органы, могут прийти к таким результатам:
и другие бонусы, которые дает мула-бандха.
Многие женщины слышали про упражнение Кегеля. Но мало кто знает, что Арнольд Кегель позаимствовал свой метод у йогов. И что упражнение Кегеля это слегка измененная Мула-бандха.
Она также поможет в терапии органов малого таза, брюшной полости, устранит половые расстройства, нарушения в работе пищеварительного тракта. Так как разум и тело неразрывно связаны, то, воздействуя на тело с помощью физических упражнений, одновременно затрагивается и ум.
Энергия струится через головной мозг, влияя на эндокринные железы. Это одно из самых действенных средств, при сексуальных, психологических и психических расстройствах.
Со стороны психики мула-бандха избавляет от нервных срывов, депрессии и прочих психологических проблем, которые не дают человеку быть счастливым и проявить себя в разных сферах.
Мула-бандха поднимает вверх нисходящую энергию. При этом она проходит через все органы, очищая и укрепляя их.
Противопоказанием к практике мула-бандхи считаются патологии, которые сопровождаются переизбытком энергии – головокружения, аменорея, гипертония, повышенное внутричерепное давление. Также при острой стадии любой болезни упражнение лучше не делать. Для женщин еще противопоказания: периоды менструации и беременность.
Подготовка к упражнению
Для корректного выполнения упражнения необходимо уметь чувствовать по отдельности мышцы анальной области, сфинктера мочевого пузыря, сухожильного центра промежности, а для женщин еще и шейки матки. Тренироваться желательно ежедневно. Тем более что многие упражнения можно делать незаметно для окружающих.
Можно при этом принять позу для медитации или просто сесть на стул. Но самой простой позой будет положение лежа на спине с согнутыми коленями. Пятки следует поставить на ширину плеч, а колени, наоборот, упереть друг в друга. Прижатая к поверхности пола поясница позволит лучше прочувствовать напряжение нужных мышц. Тело при этом должно быть расслаблено.
и часто в этом случае ее называют Мула-бандха-мудра.
В выполнении этих трех упражнений задействованы различные мышечные группы:
У женщин на протяжении всего упражнения в напряжении находятся мышцы мочеиспускательного канала, нижней части влагалища и клитор. У мужчин же слегка втягивается половой орган.
Дыхание выстраивается индивидуально. Вдыхая, мышцы напрягают, а, выдыхая расслабляют их. Но можно делать и наоборот.
Техника выполнения
Первое упражнение из мула-бандхи под названием ашвини-мудра представляет собой попеременное сжатие и расслабление анального сфинктера. Между осуществлением толчков мышцы должны быть полностью расслаблены.
Если упражнение прошло успешно, то по его завершении должно возникнуть ощущение, что энергетический поток заполнил голову до самой макушки.
В конце серии упражнений необходимо расслабиться. При последнем сжатии ануса следует зафиксироваться в таком положении на некоторое время и выдохнуть, одновременно представляя, как энергия опускается вниз, проходя через все кости и мышцы. Энергия должна сконцентрироваться в области низа живота, немного ниже пупка. Если ощущение нисходящего потока не очень отчетливое, то можно усилить его, проделав скользящие движения кончиком языка по небу.
Ашвини-мудра выполняется в любой асане, предполагающей прямую, расслабленную позу. Йога рекомендует выполнять эту технику отдельно от других упражнений по 10-20 раз утром и вечером.
Упражнение эффективно при геморрое и других патологиях прямой кишки. В комбинации с прочими упражнениями она помогает бороться с болезнями мочеполовой сферы.
Мула-бандха представляет собой сжатие сухожильного центра промежности (шейки матки). Следует четко представлять, что такое сухожильный центр. Он представляет собой узелок с наружной стороны прямой кишки, утопленный в толще тканей промежности примерно на 5 см, отделяющий урогенитальную область от анальной. Размер его всего 2,5 на 3 см. Именно к этому центру крепятся мышцы промежности. Большее значение он имеет в женском организме, чем в мужском. Центр служит своеобразным заслоном. При его повреждении может произойти выпадение внутренних органов, таких как матка, яичники и прямая кишка.
Сокращение сухожильного центра затрагивает прочие мышцы из этой группы. Именно поэтому рекомендуется выполнять комплекс упражнений, а не отдельно мула-бандху. Так польза для организма будет намного больше.
Ваджроли-мудра затрагивает мышцы, контролирующие процесс мочеиспускания. Поэтому рекомендуется перед освоением этого упражнения, пробовать прерывать мочеиспускание. Техника выполнения для женщин и мужчин отличается.
Более простой мужской вариант Ваджроли-мудры выглядит так:
После освоения упражнения задержки можно не делать.
Женщины выполняют ваджроли-мудру так:
Несмотря на сложность описания, упражнение очень легкое, научиться его выполнять можно быстро.
Теперь вы все знаете про Мула-бандху, что это такое и зачем она нужна. Она проста, но очень эффективна. Применяйте ее как для профилактики, так и лечения проблем в мочеполовой системе.
Для усвоения материала можно посмотреть вот это видео.
Ваш билет в бесконечность и дальше — это тренировки вместе с Мула бандхой
Бандхи разработаны, чтобы правильно направить прану (жизненную энергию) в организме. Но энергетическом уровне — это очень тонкая практика большой мощности.
Мула бандха на физическом уровне описана как работа глубоких мышц, которые облегчают правильное позиционирование таза во время практики и позволяют безопасно практиковать асаны и динамические переходы между ними.
Бандхи или замки помогают омолодить тело, увеличить жизнеспособность, физическое здоровье и работоспособность организма.
Происхождение слова бандха
Так как это связано с практикой йоги, термин бандха происходит из санскрита и означает «связывание», «закалка», «задержание», «запирание», «остановка». В йоге, это особая методика «физических замков», с помощью которых можно в течение короткого времени остановить поток энергии в некоторых местах человеческого тела, используется в значении замок, сжатие, фиксация. Закрытие управляет движением праны и апаны, аккумулируя результаты на практику. Цель состоит в том, чтобы после снятия замка, эти энергии были сильнее и оказывали более важное значение.
К технике бандх прибегают после того, как освоят основные асаны, мудры, пранаямы.
В йоге известны три бандхи. Их сочетание приводит к четвертой.
Общим элементом всех замков тела является то, что они выполняются с помощью задержки дыхания.
Это очень тонкая практика не должна вызывать сильного напряжения в теле, чтобы не заблокировать энергию полностью. Тогда бандха перестанет выполнять свою функцию, и будет не способствовать, а становится препятствием практике и потоку энергии.
С помощью нескольких простых настроек можно научиться интегрировать Мулу бандху, одну из четырех бандх, упомянутых в «Хатха Йоге Прадипике» и «Гренда Самхита», в повседневную йогу.
Как найти мула бандху, прежде, чем она найдет вас
Сам термин «мул» означает корень, источник, основание, нижнюю часть тазовой области (анатомическая область промежности); «Бандха» означает замок или привязку. Это метод для удержания и определение пути энергии, связанной с чакрой Муладхара. Расположенная на кончике позвоночника чакра Муладхара представляет собой стадию сознания, в которой основным доминирующим фактором является потребность в выживании. Это механизмы, с помощью которых йоги могут направлять поток праны, оживляющий и объединяющий нас.
Йога ограничивает наши рефлексы и импульсы, направляя их в упорядоченные каналы этики, индивидуальной ответственности, учит правильным действиям, связывает наше тело и ум.
В этом упражнении закрывается область промежности, чтобы предотвратить потерю энергии.
Работа переносится на глубокие мышцы тела, повышается стабильность позвоночника и тазобедренных суставов.
Учителя часто уклоняются от объяснения Мулы бандхи, потому что им неловко говорить об анатомии тазового дна. Но достоинства и полезные качества при полном понимании мула бандхи, намного превосходят любые смущения. Йога практикуется, чтобы иметь опыт, который превосходит банальный, и бандхи, вместе с асанами, криями (очищающими действиями), лайей (медитативным поглощением), ямами (этическими ограничениями) и дхараной (концентрацией), являются йогическими методами, приводящими к трансцендентности (недоступности опытному познанию).
Практика корневого замка
Выполнить Мула бандху помогает знание Ваджроли и Асвини мудры, или знание что такое бандха.
Ваджроли мудра — это зажимание уретры так, как если бы вы хотели остановить мочу. Асвини мудра — это зажатие анального сфинктера, без зажимания ягодиц.
После того, как выполните 10—30 таких сжатий и расслаблений, отдохните. Дышите спокойно, в нормальном темпе, чтобы избежать головокружения.
Выполнение корневого замка
В практике Тадасана
На латыни «таз» означает бассейн. В Тадасане он должен находиться в нейтральном положении и так, если бы бассейн был заполнен драгоценной жидкостью, не выливался бы спереди и сзади. Чтобы обнаружить эту позицию, надо найти нейтральное размещение таза.
Работа бандхи на разных уровнях
Промежуточный физический уровень — это сокращения мышц промежности (между анусом и гениталиями) и промежностного тела (простирающегося внутрь от промежности).
При выполнении энергетических замков сжимаются отдельные части тела, вместе с задержкой дыхания на вдохе или выдохе. Кроме накапливания энергии:
Постоянная практика бандхи позволит поддерживать организм в работоспособном состоянии, чистые энергетические каналы уберегут от физических болезней, обеспечат отличное здоровье.
Глубокая работа Мула бандхи
Утонченность мула-бандхи начинает объединяться не только с телом, но и с умом. Бандха все глубже проникает в вашу психику, пронизывая вашу жизнь. Как и практика асан, она предназначена для очищения Пранамаякоши — одной из тонких пятислойных оболочек энергетического тела. Корневой замок вызывает смешивание энергии праны и апаны в области пупка. Управляет пранической энергией с целью открытия выхода к Сушумне, центральному каналу движения энергии вдоль позвоночника. Начиная процесс трансформации бессознательного в сознательное, что стимулирует необходимый поток спинно-мозговой жидкости. Замок перенаправляет энергию сексуальную на креативность и регенерацию организма. Повышает сексуальную жизнеспособность.
Как однажды сказал один из практиков: «Ваша практика (и ваша жизнь) всегда должна быть предпринята так, как если бы это была фотосессия … с Богом, как с фотографом».
На самом глубоком уровне тонкого тела — Ананда (блаженство), применение бандхи означает направление нормально происходящих чувств внутрь. Обычно мы смотрим вне себя ради счастья. Но любое блаженство, которое мы находим извне, является временным, даже если оно может быть очень опьяняющим.
Все бандхи рекомендуется делать под руководством умелого и опытного преподавателя, постепенно осваивая технику, осознавая и понимая ее.
Неумелое использование может оказать негативное воздействие. Как узнать, работает ли она против, или за вас: «Первое, что вы должны – это доверять вашим внутренним знаниям», — говорит Джоан Харриган, брахмачрини (монах) в Шанкарачарской традиции Авайты Веданты. При должном участии бандхи, должно быть чувство усиленной жизненности и большей осведомленности.
Мула бандха: техника выполнения корневого замка в практике йоги
На языке санскрита словом «мула» считается «основа», а «бандхой» называется «замок» (сжатие). При этом «мула» взаимосвязана с Муладхара чакрой (местом накопления энергии Кундалини), расположенной в тазовой области. Мула бандха – это замковое упражнение по сокращению мышц в нижней части живота и промежности для женщин и мужчин.
Во время практики бандхи происходит замыкание психической энергии в высших слоях тонкого тела, не позволяя ей спускаться ниже. Это упражнение способно пробудить энергию Кундалини.
На начальных этапах освоения данного упражнения ученику рекомендуется сокращать мышцы в области традиционного расположения Муладхара чакры. Но после регулярных упражнений появится возможность определить, где именно находится эта чакра в теле практикующего. Тогда уже не потребуется сокращения мышц, можно будет силой мысли сконцентрироваться на этом месте и откорректировать движение энергии при помощи сознания.
Что это такое?
1. Мула Дхара мудра
2. Мула бандха
3. Ашвини мудра
Под Мула бандхой подразумевается выполнение комплекса из трех упражнений:
При выполнении Муладхары мудры с Ваджроли и Ашвини мудрами происходит распределение энергетического потока по трем внутренним каналам (Сушумна, Ида, Пингала).
Когда человек делает Мула бандху и сжимает Канду, это вынуждает прану подняться на верхние уровни через пять каналов энергии: центральный, правый, левый, передний и задний, направляясь к Ахам-грантхи и Махат-грантхи. Напряжение нужных мышц приводит в движение прану, которая из головы перенаправляется к нижним уровням и накапливается в тазовой области. Сконцентрированной в Манипура чакре силой можно будет воспользоваться для всех уровней тонкой оболочки. Она является основным хранилищем жизненной энергии.
Во время практики Мула бандхи прана собирается в нижней части тела (в т. ч. сексуальная) и поднимается в сторону верхних слоев. Происходит ее вибрирование в чакрах, что приводит к изменению информации, которая содержится в энергетическом поле. После этого она трансформируется в творческую прану и начинает скапливаться в хранилище для жизненной силы. Ее можно будет использовать в случае необходимости для восстановления энергии на других уровнях тонкого тела.
Техника выполнения
Красная – Мула бандха
Синяя – Ашвини мудра
В процессе выполнения бандхи участвует несколько групп мышц.
Видео-инструкция
Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Польза
На физическом уровне
Эффект Мула бандхи заключается в следующем: мускулатура тазовой области сжимается, что оказывает положительное массирующее воздействие на все внутренние органы низа живота. Усиливается кровообращение, стимулируются нервная система, рецепторы, это благоприятно сказывается на тазовых органах, репродуктивной системе, мочевом пузыре и кишечнике. Ее полезное выполнять при геморрое, при простатите неинфекционной природы.
На уровне праны
Помимо физического воздействия Мула бандха изменяет течение энергии в тонком теле. Она сочетает физическую, ментальную и психическую оболочки воедино, помогая излечивать болезни в области живота и мочеполовой системы.
Тело и ум взаимосвязаны, поэтому во время упражнения появляется расслабленное состояние, уходит стресс, напряженность, тревога.
На уровне праны Мула бандха активизирует Кундалини и способствует накоплению энергии в Муладхара чакре. Для того чтобы научиться правильно выполнять упражнение потребуется длительное время и регулярная практика. Но это поможет укрепить физическое, эмоциональное и психическое здоровье. Активизируется работа мозга и обмен веществ. Память и жизненный настрой улучшаются.
Важно! Для освоения бандхи лучше обратиться к опытному тренеру. Он поможет разобраться в тонкостях упражнения и посоветует подходящий режим тренировок.
Занятия лучше проводить регулярно, несколько подходов в день (от 15 до 30 мин).
Противопоказания
Бандха оказывает существенное влияние на состояние здоровья человека, поэтому перед началом занятий следует проконсультироваться с тренером.
Также нужно учесть противопоказания:
Бандхи: для чего они нужны
Б андхи — это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спресованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо.
При выполнении бандх специфические части тела мягко, но мощно напрягаются и удерживаются в этом состоянии. Прежде всего, это позволяет контролировать все разнообразные части физического тела. Органы, мышцы, нервы и физические процессы подвергаются массажу, стимуляции и подчиняются воле практикующего. Физическое сокращение или напряжение, в свою очередь, оказывает значительное влияние на психическое (праническое) тело. Происходят перенаправление или даже остановка потоков праны, постоянно текущих через наше тонкое тело. Это непосредственно воздействует на ум. Все тело и ум приходят в состояние покоя и делаются восприимчивыми к более высоким состояниям осознания. Такова сила бандх, когда они доведены до совершенства.
Бандхи: для чего и что происходит
В традиционных текстах йоги говорится о трех грантхах, именуемых брахма, вишну и рудра грантхами. Они представляют собой психические блоки и умственные проблемы, не дающие человеку «воспарить» в сферы медитации. Если человек хочет познать опыт высшего осознания, эти блоки или узлы необходимо устранить. Они могут быть устранены навсегда или на время. Бандхи особенно эффективны для взламывания или удаления таких блоков, по крайней мере, на короткое время, и это временное устранение помогает избавляться от них навсегда. С точки зрения йоги, эти блоки препятствуют направлению потока праны в главный канал тела — сушумну. Когда они устранены, прана немедленно начинает течь через сушумна нади, что ведет к повышенной восприимчивости ума и, в свою очередь, к более высокому осознанию.
Помните, что эти так называемые узлы находятся в психическом, а не в физическом теле, но такие физические манипуляции, как бандхи, способны их вскрывать. Каждый уровень проявления имеет последствия на других уровнях. Неправильно строго разделять физическое тело, праническое тело и тело ума. Все они взаимосвязаны и, в действительности, являются частями единого целого. Их разделяют и относят к разным категориям только для удобства объяснения. Поэтому физическое тело влияет на ум и праническое тело. Праническое тело влияет на ум и физическое тело. А ум влияет на праническое тело и физическое тело. А еще лучше займитесь йогой, попробуйте развить чувствительность и убедиться в этом на собственном опыте.
Подобно другим практикам йоги, бандхи воздействуют и влияют на различные уровни индивидуального существа. Они имеют глубокие следствия на физическом, праническом и ментальном уровнях.
Без знания бандх ученик будет действовать в очень ограниченном диапазоне медитативной технологии и не сможет прогрессировать. Мы рассмотрим лишь основные бандхи, ориентированные на предварительную подготовку к медитации. Большинство бандх обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением бандх или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдёте квалифицированного руководителя.
Мула бандха
На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха — «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища — промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».
Эта техника позволяет замыкать психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу муладхара чакры- ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, её тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения. Одно из самых полных описаний дается в 4-ой главе текста Хатха Йога Прадипика:
«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений». (64)
Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы
Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде.
Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него.
Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:
«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».
Мула бандха: техника выполнения
Желательно сесть в ту медитативную позу, в которой колени касаются пола: сиддхасана и сиддха йони асана являются лучшими, так как давление пятками усиливает бандху. Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана. Поместите руки на колени в гьян или чин мудре. Закройте глаза и расслабьте всё тело. Сконцентрируйтесь на т.н. «спусковом крючке» муладхара-чакры. Физическая точка «спусковой крючок» расположен у мужчин и у женщин по-разному: у мужчин эта точка расположена над промежностью, между гениталиями и анусом, а у женщин на шейке, соединяющей матку с влагалищем. Попытайтесь мысленно коснуться этой точки и затем сожмите её, удерживая сжатие столько, сколько сможете. Расслабьтесь. Выполните еще раз.
Мула бандху обычно выполняют вместе с джаландхара бандхой, с дыханием, удерживаемым на вдохе или на выдохе.
Мула бандху осваивайте не спеша, постепенно и осторожно. Не напрягайтесь!
Мула бандха: польза
Данная практика поможет ученику отличить одну технику от другой. Часто ученики не ощущают тонких различий между ашвини, ваджроли и мулой и просто напрягают все мышцы тазовой области, не понимая, какую технику они пытаются выполнить. Такое отношение к трём различным техникам может разрушить полезное действие всех трех.
Техника 1 стадии.
Сядьте в медитативную позу (желательно в сиддхасану или сиддха йони асану) с гьян или чин мудрой. Выполните простую форму ваджроли мудры и постарайтесь удерживать ваджроли до счёта 10 в медленном темпе. Освободитесь от ваджроли. Выполните мула бандху. Удержите ее до 10. В последующие дни вы можете увеличивать счёт с 10 до 15 и выше.
Техника 2 стадии.
Выполните ваджроли мудру. Добавьте к этой мудре мула бандху. Добавьте к этим двум ашвини. Удерживайте все три в течение нескольких секунд и затем поочередно освободитесь от ашвини, мулы и ваджроли.
Замечания.
Данную практику уместно выполнять лишь тогда, когда вы усвоили три техники в отдельности. Вам необходимо сконцентрироваться на разграничении трёх отдельных зон сжатия. Эта практика не связана с дыханием. Выполняйте ее ежедневно до тех пор, пока научитесь отчётливо различать одну от другой.
Джаландхара бандха.
Слово джалан на санскрите означает «сеть». Слово дхара означает «поток, масса текущей жидкости». Это позволяет давать разные истолкования слова джаландхара. Скорее всего, оно означает «сеть, или скопление нади, или проводящих путей». Следовательно, джаландхара — это практика или физический ключ для управления сетью или сплетением нади в шее. Эти нади могут быть кровеносными сосудами, нервами или праническими каналами. Понятие «жидкости» или потока может распространяться на все эти различные уровни тонкости, поскольку джаландхара влияет на все эти уровни.
Упоминания в текстах
В писаниях йоги имеются многочисленные упоминания о джаландхара бандхе. Вот несколько из них, взятые из текста Хатха Йога Прадипика:
«Напрягай горло и плотно прижимай подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха и помогает предотвращать старость и смерть». (гл. 3:70)
«Она блокирует все нади в шее, задерживает падение амриты (божественной жидкости), которая капает с небес. Ее следует делать для лечения болезней горла». (гл. 3:71)
«Сокращение горла при джаландхара бандхе препятствует попаданию амриты в пищеварительный огонь. Таким образом сохраняется прана (то есть, прана контролируется и направляется в сушумну ; поток праны в других нади прекращается)». (гл. 3:72)
Во время джаландхара бандхи следует задерживать дыхание. Эта задержка может быть в форме антар кумбхаки (внутреннего удержания), либо бахир кумбхаки (внешнего удержания), либо того и другого вместе, в зависимости от практики и соединения с другими техниками. То есть, можно делать глубокий вдох, полностью раздувая легкие, и затем выполнять джаландхара бандху, либо делать полный выдох и затем выполнять джаландхара бандху. Оба метода находят применение в связи с другими практиками.
Продолжительность кумбхаки не должна быть большей, чем это удобно. Это применимо и к джаландхара бандхе. Ни при каких обстоятельствах не перенапрягайтесь. Увеличивайте продолжительность задержки дыхания на протяжении недель и месяцев. Если вы уже регулярно практиковали нади шодхану, как мы рекомендовали, то вам будет нетрудно выполнять джаландхара бандху в течение разумного периода времени.
Джаландхара бандху можно делать во множестве различных поз.
Раджа йогическая техника.
Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сукхасана здесь неуместна, ибо колени должны касаться пола). Кто не может сесть в эти асаны, пусть делает джаландхара бандху стоя. Поместите ладони на коленные чашечки. Расслабьте тело и закройте глаза. Глубоко вдохните и, задерживая дыхание, наклоните голову вперёд, прижимая подбородок к яремной впадине груди.
Вытяните руки, упираясь в колени, и одновременно поднимите плечи вверх и вперёд, что позволит рукам оставаться в замке. Ладони удерживайте на коленях. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вы сможете удерживать дыхание. Затем расслабьте плечи, согните руки, освободитесь медленно от замка и поднимите голову. Медленно выдохните. Когда дыхание нормализуется, повторите снова. Вы можете выполнять столько циклов, сколько пожелаете, при условии, что вы не испытываете абсолютно никакого неудобства. Начинающим следует постепенно увеличивать количество циклов, начав с пяти.
Кундалини йогическая техника.
Эта техника отличается от предыдущей тем, что выполняется без какого-либо напряжения плеч и рук. Голова просто падает вперед, и подбородок упирается в яремную впадину. В этой форме ученик мобилизует ментальные возможности внушения для осознания сжатия праны в верхней части туловища.
Замечание.
Практику можно выполнять с задержкой дыхания после выдоха. Бандха блокирует дыхание и сжимает различные органы в горле.
Предостережение.
Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.
Ограничения.
Джаландхара бандху не должны делать люди, страдающие гипертонией, внутричерепным давлением или сердечными недомоганиями.
Физиологическая точка зрения
Джаландхара бандха сдавливает сонные синусы — органы, расположенные на сонных артериях в шее. Это главные артерии, снабжающие мозг кровью. Сонные синусы играют роль барорецепторов (датчиков давления. — Пер.) и помогают согласовывать кровяное давление и частоту сердечных сокращений с работой дыхательной системы. Они посылают по особым нервам сигналы в мозг, который, в свою очередь, предпринимает необходимые действия для уравновешивания систем кровообращения и дыхания. При повышении кровяного давления сонные синусы сжимаются. В результате этого в мозг поступает сигнал о необходимости предпринять шаги для предотвращения повышения давления.
Благотворное действие
Джаландхара бандха воздействует на человека на всех уровнях: физическом, психическом и ментальном. Она контролирует течение праны в теле. Это вызывает умственное расслабление
Сдавливание сонных синусов также помогает вызывать уравновешенность ума за счет замедления сердцебиения. Кроме того, оно способствует интроверсии — человек забывает о внешнем мире. Вся нервная система и мозг успокаиваются. Как правило, это приводит к большей сосредоточенности.
Эта бандха перекрывает дыхательное горло и сдавливает различные органы в горле. В особенности, она массирует щитовидную железу, расположенную в полости горла. От этой железы зависит совершенное развитие и поддержание всего тела. Массаж, обеспечиваемый выполнением джаландхара бандхи, помогает делать работу этой железы более эффективной.
Эта практика устраняет стрессовые состояния, снижает возможность их повторения, рассеивает гнев и беспокойство.
Уддияна бандха: действие на организм
Уддияна бандха: техника выполнения для начинающих
Сядьте в медитативную позу так, чтобы колени лежали на полу. Положите ладони на колени. Закройте глаза и расслабьте тело. Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание. Выполните джаландхара бандху. Сожмите мышцы живота вовнутрь и вверх. Это окончательная позиция. Если не испытываете дискомфорта, удерживайте замок столько, сколько сможете. Затем расслабьте мышцы живота, освободитесь от джаландхара бандхи и вдохните. Когда дыхание успокоится и станет естественным, можно повторить.
Уддияна бандха: противопоказания
Осваивать осторожно при любых формах:
Практикуйте уддияну только на пустой желудок и освобождённый кишечник. Не забывайте, что перед вдохом необходимо устранить подбородочный замок и поднять голову.
Уддияна бандха: польза
Упражнение уддияна бандха: физиологический эффект
Упражнение уддияна бандха: энергетический эффект
Упражнение уддияна бандха: психический эффект
Даёт бодрость и лёгкость всему телу.
Терапевтический эффект уддияна бандхи
Маха бандха (или большой замок)
Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).
Маха бандха: техника выполнения
Маха бандха: предостережение
Маха бандха: польза
Польза маха бандхи в том, что эта техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.
Удара-бандха. Брюшной замок наружу
Этот замок выполняется на задержке после вдоха. Вначале необходимо сделать мягкий и глубокий вдох через нос, далее во время задержки дыхания нужно надуть живот, выталкивая переднюю стенку живота вперёд и вниз. Задержка сохраняется доступное время, после чего происходит плавный полный выдох и выполняется уддияна-бандха.
Удара-бандха и выполненная следом уддияна-бандха — это пурна-уддияна, или полная уддияна, полный брюшной замок. Пурна-уддияну также называют аджагари.
Сету-бандха. Затылочный замок
Это второй вариант джаландхара-бандхи, который также называют сету-бандха в некоторых школах йоги. При выполнении сету-бандхи необходимо вытянуть шею и увести голову назад, фиксируя взгляд между бровями, стараясь не зажимать, а вытягивать заднюю часть позвоночника.
Пада-бандха. Захват ногами
Используется для активизации мышц и нервных окончаний стоп, что воздействует на организм в целом, помогая направить энергию от земли вверх, а также для увеличения устойчивости, связи с опорой и выравнивания тела.
Во время выполнения пада-бандхи ощутите опору на следующие три точки:
Старайтесь не заваливаться на какую-то сторону стоп — внешнюю арку (латеральную, от мизинца до пятки), формирующую внешний свод стопы, а также на внутреннюю (медиальную, от большого пальца до пятки), формирующую внутренний свод стопы. Эти два свода называются продольными сводами стоп. Также нам важно активизировать поперечный свод стопы — от основания большого пальца до основания мизинца.
Во время выполнения замка ощущайте подъём в сводах, наблюдайте за тремя точками, отслеживайте взаимодействие с опорой.
Кати-бандха. Поясничный замок
Кати-бандха, или поясничный замок, применяется в ситуациях, где необходимо защитить поясницу от чрезмерного прогиба. То есть мы снижаем поясничный лордоз, делая область поясницу более плоской. Для этого необходимо довернуть копчик вперёд, при этом пупок уходит немного вверх, а также активизировать мышцы живота и ягодиц. Благодаря этому нам удастся зафиксировать поясницу и защитить её от излишней нагрузки.
Джану-бандха. Коленный замок
Джану-бандха — коленный замок. Выполняется за счёт подтягивания коленных чашечек вверх. Это позволяет активизировать мышцы-разгибатели бедра, в основном четырёхглавую мышцу бедра. Такой замок применяется в асанах с прямыми ногами (прямой ногой), для того чтобы более органично распределить нагрузку, активнее включить ноги в работу, повысить устойчивость и снизить нагрузку с коленных суставов, что позволяет повысить уровень травмобезопасности.
Например, при выполнении Вирабхадрасаны I актуально применить джану-бандху к колену задней ноги, так как существует тенденция к его сгибанию. Другой вариант применения — во время выполнения гибкостных поз, например Пашчимоттанасаны. Активизируя мышцы вокруг колена, мы можем больше расслабить заднюю поверхность ног, задействуя связь антагонист–агонист.
Существуют также другие замки — плечевой, запястный, локтевой, которые включаются за счёт приведения в тонус мышц, окружающих сустав, и используются для того, чтобы распределить нагрузку в позе равномерно (особенно когда на него усиливается нагрузка) и не изнашивать, не травмировать сустав, что особенно актуально для людей с гипермобильными суставами.
Будьте осторожны в осваивании этих техник, отслеживайте свои ощущения.
Проявляйте Здравомыслие, Живите по Совести и в Ладу с Природой!