Что такое корневая нота
10 трюков в музыкальной теории, которые должен знать каждый продюсер
Сегодня мы подготовили перевод статьи популярного англоязычного журнала для музыкантов Musicradar об основах музыкальной теории для электронных продюсеров. Не знаешь, как делаются мелодии для создания музыки? Тебе сюда.
Теория необходима
Музыкальная теория всегда имела некоторые сложности, думая о которых, сразу вспоминаешь старых, покрытых пылью музыкантов времен барокко прошлых столетий, кошмар детской музыкальной школы или загадочные разговоры поклонников джаза о превосходстве дополненных терцдецим над неополитанскими секстами.
Эта плохая репутация полностью необоснованна, однако, независимого от того, являешься ли ты композитором, писателем песен, продюсером или диджеем, знание музыкальной теории или хотя бы ее основ могут повлиять на общее качество твоих работ.
Мы никогда не недооцениваем важность знания базы музыкальной теории. В конечном итоге, понимание того, как музыка в принципе работает, является ключом ко всему, что мы делаем, создав музыкальный проект. Наша идея состоит в использовании теории как рамы, которая поддерживает и вдохновляет музыкальные усилия, а не ограничивает их.
1. Разбиваем аккорды
Если твоя игра на миди-клавиатуре естественным путем звучит неуклюже, это можно исправить при помощи техники, которая известна под названием «разбитые аккорды» (broken chords). Она применяется при помощи разбития аккордов на ноты, из которых они состоят, и игры ими в качестве коротких арпеджио. Эта техника не только добавляет ритма, но и может стать хорошим путем для получения новых идей и интересных мелодий, которые естественно сочетаются в аккордовой прогрессии.
На картинке изображена четырехтактовая прогрессия из простых аккордов. На правой стороне картинки (начиная с пятого такта) мы уже видим те же самые, но «разбитые» аккорды. Так же, как гитарист перебирает пальцами по струнам вместо проигрывания аккордов, мы можем использовать эти ноты в качестве основы для мелодии.
2. Инвертируем аккорды
На картинке мы взяли простую прогрессию C, D, Eb, F и кардинально ее изменили при помощи замены порядка нот (справа). Такие изменения называют инверсиями.
3. Изменяем ноту баса
Нота басовой части трека берет на себя роль корневой ноты для аккордов, которые играют над ним. Если разнообразить басовую партию, можно радикально изменить звук статичной мелодии и, следовательно, разнообразить трек.
Шаг 1. Давай рассмотрим данную ситуацию на примере повторяющегося аккорда C minor, который играется на пианино. Он все повторяется, повторяется, повторяется. Звучит довольно скучно, потому что аккорд не меняется. Но вместо того, чтобы использовать новые аккорды, давай добавим немного свежести в басовую партию, играющую вместе с пианино.
Попробуй повторить этот пример в своей DAW, и услышишь разницу.
4. Придаем вкуса при помощи ладов
Попробуй сыграть C major обычным способом, от C до C, на своей миди-клавиатуре. Затем дай своим ушам отдохнуть несколько секунд, чтобы забыть эти звуки, и проиграй тот же ряд еще раз, но не начиная с C. Попробуй от D до D. Или от F до F. Заметил, что они имеют разное количество насыщенности веселым, детским настроением? То, что ты играешь, называется разными ладами звукоряда C major, и они звучат по-разному, так как имеют разную последовательность интервалов между нотами. Это случается, когда ты стартуешь с чего-то, что отличается от корневой ноты. Усиление каждого нового лада при помощи ноты баса производит тот же самый эффект, что и новая первая нота в звукоряде.
5. Монотонность рулит
Написание мелодий может быть тяжелым, но иногда, если ритм достаточно цепляет, игра на одной ноте может стать именно тем, что тебе нужно.
Попробуй использовать монотонную мелодию во время куплета, и потихоньку добавляй небольшие вариации, пока не дойдешь до кульминации, которая и станет припевом. Такой подход также дает тебе возможность сфокусироваться на ритме и звуковых вариациях, чем на мелодии самой по себе, что придаст свежести треку.
6. Заимствованные аккорды
7. Слои и аккорды
Чтобы получить экзотический звук, попробуй скомбинировать стандартные мажорное или минорное трезвучия вместе, чтобы получить полиаккорды.
Для того, чтобы получить классическую полиаккордную комбинацию, давай используем C major в качестве первого аккорда (C-E-G). Для второго, мы должны найти мажорный аккорд, который формирует идеальную квинту из корневой ноты первого аккорда. На данном примере это G major (G-B-D). Сыграв оба аккорда вместе, ты получишь аккорд Cmaj9 (C-E-G-B-D). Если ты потерялся в комбинациях аккордов, просто выбирай те, которые имеют одну-две общие ноты.
8. Делаем гигантские прыжки
Чтобы найти данные интервалы, используй шаги из совета 10. При использовании мажорных гамм расстояние между корневой и шестой нотами составляют мажорную сексту, так что в случае с нотой C мажорной секстой станет нота А. «Перепрыгни» с С к А во время построения мелодии, и получишь целую новую область на клавиатуре.
9. Строим и расширяемся
Расширение обычных мажорных и минорных триад при помощи добавления новых нот может радикально изменить трек. Например, из аккорда С major можно получить Cmaj7 при помощи добавления септимы С major (нота B) к трезвучию С major (C-E-G).
10. Пентатоники
Ограничение в пределах нот пентатонической системы дает меньше выбора, но зато может помочь создать очень запоминающиеся мелодии.
Шаг 1. Обычные мажорная или минорная гаммы включают в себя семь нот, при этом пентатоника включает в себя только пять. Фактически, это все та же классическая гамма, но без пары нот. Если мы посмотрим на стандартную гамму C major, мы увидим, что она включает в себя C, D, E, F, G, A и B.
Шаг 2. Мы можем пронумеровать эти ноты от 1 до 7. Чтобы сделать шкалу пентатонической, мы должны удалить номера 4 и 7 (в нашем случае это F и B). С нами останутся C, D, E, G и A, пентатоническая форма звукоряда C major.
Шаг 3. Чтобы получить минорную версию этой системы, необходимо пропустить номера два (D) и шесть (Ab). В случае с C minor мы получим C, Eb, F, G и Bb.
Пентатонические звукоряды звучат очень красиво, и их очень легко и удобно использовать.
Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе
Буквенное обозначение нот и тональностей
В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.
Диезы и бемоли по буквенной системе
Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).
Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).
Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.
И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.
Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:
Таблица буквенных обозначений звуков
Нота | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль | |
ДО | c | cis | cisis | ces | ceses |
РЕ | d | dis | disis | des | deses |
МИ | e | eis | eisis | es | eses |
ФА | f | fis | fisis | fes | feses |
СОЛЬ | g | gis | gisis | ges | geses |
ЛЯ | a | ais | aisis | as | ases |
СИ | h | his | hisis | b | heses |
Буквенное обозначение тональностей
В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.
Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».
Обозначение октав по буквенной системе
Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.
Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.
Итак, правила следующие:
На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.
Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.
А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.
Как найти корневую ноту сэмпла?
Как найти корневую ноту?
Основной аккорд: основной тон аккорда является самой низкой сыгранной нотой. Например, мажорное трезвучие фа в основной позиции будет иметь самую низкую ноту фа. Другие тоны аккорда — мажорная треть (нота A) и квинта (нота C) — будут звучать выше этого низкого F.
Как найти корневую ноту сэмпла в FL Studio?
Быстрый способ — просто щелкнуть правой кнопкой мыши по заметке, которую вы хотите установить в качестве основной. 🙂 Нашел в документации студии FL, которая представляет собой удобный ресурс, который, как мне кажется, уже не изучен. Вы также можете установить ключевую область, щелкнув правой кнопкой мыши и перетащив ее.
Корневая нота — это ключ?
Основная нота клавиши действует как центр клавиши. Подобно основным нотам аккордов, основная нота гаммы — это нота, на которой строится гамма. Например, основной тон гаммы до мажор — это C. Основная нота гаммы минора Eb будет Eb.
Какие шаги между нотами?
Расстояние между первыми двумя нотами в мажорной гамме составляет целый шаг. Расстояние между 3-ей и 4-й нотами и 7-й и 8-й нотами составляет полшага. Это два естественных полушага в большой шкале. В крупном масштабе есть два естественных полушага.
Что такое основная нота в гамме?
Основная нота — это нота, с которой вы начинаете упражняться в гамме. Мелодии, исполняемые с использованием этой гаммы, обычно (но не всегда) начинаются и заканчиваются на основной ноте. Даже если мелодия не начинается и не заканчивается на основной ноте, основная нота будет ощущаться как «домашняя» нота для мелодии.
Как FL Studio определяет аккорды?
Как определить аккорды в FL Studio? Вы можете использовать WaveCandy. Установите режим спектра, максимальный масштаб, справа вы увидите клавиатуру. Вы можете увидеть самый громкий тон, чтобы увидеть, как он играет.
Как Эдисон определяет высоту звука?
Какой ключ есть FCG am?
Мы также можем сыграть четыре аккорда более одного раза. C-G-Am-F-C-G-Am-F и т. Д. До сих пор мы работали над тем, что мы называем «тональностью» до или «тональностью» ля минор. Теперь каждый шаг шкалы получит номер.
Как определить высоту звука в песне?
Чем выше частота, тем выше высота звука и наоборот, чем ниже частота, тем ниже высота звука. Таким образом, нота звучит «выше» или «ниже», чем другая нота, если она имеет более высокую или более низкую частоту, чем эта нота.
Какие ноты в тональности D?
Ре мажор (или тональность D) — это мажорная гамма, основанная на D, состоящая из нот D, E, F♯, G, A, B и C♯. Его ключевая подпись состоит из двух диезов. Его относительный минор — си минор, а его параллельный минор — ре минор.
Тональность песни — это первый аккорд?
Взгляните на первый и / или последний аккорд песни. Чаще всего тональность указывает первый и / или последний аккорд песни. Если первый и последний аккорды песни — одно и то же, то у вас еще больше шансов, что вы знаете свой ответ.
Всегда ли первая нота?
Важно знать, что первая нота или первый аккорд не обязательно должны быть основной нотой или аккордом, но это часто бывает. … Но в обоих случаях основной нотой всегда является до, независимо от ее конкретной позиции в порядке нот в этой шкале до мажор.
Что такое корневая нота
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кто придумал названия семи нот и что они значат в переводе с латинского?
Сегодня мы поделимся с вами интересной информацией о происхождении нот, и раскроем тайну их названия.
Изобретателем всемирно известной нотной грамоты считается монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо), живший в (ок. 990 — ок. 1050) года нашей эры.
Как и все прекрасное в те времена, нотная грамота зародилась близ Флоренции, небольшом городке в Тоскане — Ареццо.
Во Флоренции установлен памятник монаху:
Гвидо был учителем музыки и хорового церковного пения при разных храмах, он много путешествовал по Италии, встречался в Риме с Папой Иоанном XIX и много трудился над созданием музыкальной грамоты, которая стала бы общепринятой.
Однажды, стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes
(В переводе с латинского: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»)
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Благодаря авторитету Гвидо латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в западной Европе и сохраняется до наших дней.
Помимо всего прочего, Гвидо принадлежит и огромная заслуга в прогрессе письменной части нотной грамоты. Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время:
В последствии, Гвидо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом, а не квадратом, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.
Структурная нота: кому — вершки, а кому — корешки?
Лирическое вступление
Может быть вы заметили, а может нет, но в последнее время (год или даже более) сильно активизировалась реклама брокерских счетов для населения. Я не смотрю телевизор, не являюсь активным пользователем соц.сетей, на всех моих устройствах, на которых только возможно, стоит блокировка рекламы, но все равно, я это замечаю. Еще также активизировались различные «блогеры» и «Даши с фейсбука», которые вчера еще постили “котиков”, публиковали обзоры безделушек из Китая или видео распаковки айфонов, а теперь с умным видом пишут на своих страничках о прописных истинах “инвестирования”, “помогают” выбрать брокера который им проплатил рекламу и снимают видео о том, как открыть брокерский счет онлайн через госуслуги. Только я нахожу это смешным и печальным одновременно?
Ведь самое прискорбное то, что сотни тысяч человек поддаются этой рекламе открывают брокерские счета (объективности ради, согласно информации ЦБ РФ, около 60% физических лиц – резидентов на брокерском обслуживании имеют пустые счета).
С другой же стороны чисто по-человечески, которое нам отнюдь не чуждо, хочется оградить доверчивых “потребителей” от лиц, эксплуатирующих невежество оных. Ведь сколько человек уже побежали по совету какого-нибудь инстаграмера, которого они даже не знают лично, открывать брокерский счет в “недоброкере”, даже не удосужившись просто посоветоваться с более опытными людьми из своего ближайшего окружения? Я, к сожалению, знаю такие случаи.
Дисклеймер
Я всегда стараюсь придерживаться здравого смысла (насколько это возможно) и заглянуть в суть вещей. Хорошо иллюстрирует мои убеждения о том самом здравом смысле “Сказка о трех идиотах и Соединенных Штатов Абсента”*.
Пару слов про авторство «Сказки»
Данная «сказка» была десятки, а то и сотни раз перепечатана на различных ресурсах в интернете, к сожалению, без указания авторства. Я не поленился, и потратил 5 минут времени, чтобы найти именно тот источник, в котором я ее прочитал еще в далеком 2008 году, когда она была предположительно впервые размещена предположительно автором на ресурсе по ссылке выше.
Также я не претендую на глубокие знания риск-менеджмента, рисковых моделей и проч. Я крайне не рекомендую использовать только лишь мои расчеты для принятия инвестиционных решений.
Что такое структурная нота?
Очевидно, что нет смысла искать прямой и честный ответ на этот вопрос на сайтах брокеров. Беглый просмотр ссылок, выданных поисковиком на этот вопрос показал, что большинство поисковых выдач ведут на промо-странички брокеров или различные статьи, которые имеют, по моему мнению, явно позитивно-рекламный характер. Коротенькая статья в англоязычной Википедии не особо дает представление о том, как работает этот структурная нота. Но все же раскрывает некоторые ключевые, на мой взгляд, моменты:
это производный финансовый инструмент (ПФИ). То есть он “физически” состоит не из базовых активов, а из фьючерсов, опционов и более сложных деривативов.
это внебиржевой инструмент. Вы не сможете скорее всего купить или продать его кроме как у вашего брокера.
это срочный продукт (то есть заключается строго на определенный срок)
надежность ноты гарантирована не базовым активом, а ее эмитентом.
Не буду описывать подробно, как я продирался через терни рекламных промо-страничек и предположительно проплаченных статей в поиске “правды”. В конечном счете также пришлось “под лупой” изучить все доступные мне рекламные презентации подобных продуктов, прочитать все, что написано там мелким шрифтом, немного поразмыслить, самому порисовать на бумаге графики и даже попитонить. Поэтому лучше сразу перейду к результату и на конкретном примере разберу “что это такое”.
Вот пример одной структурной ноты. Мне конкретно эта нота показалась примерно более-менее типичной, поэтому я и выбрал ее разбора:
Базовые активы: акции Газпрома, Норникеля, Лукойла и Яндекса
Вообще, надо заметить, что в целом у разных структурных нот могут быть разные комбинации условий, а то и присутствовать какие-то “экзотические” (например комбинация рыночного риска по акциям, входящим в ноту, и кредитного по референтным облигациям; снижение барьера отзыва на сколько-то % в купонный период, как правило в основном на 1-2%, и т.д.).
Картинки от брокера
То есть корректнее было бы нарисовать первый график таким:
Давайте попробуем сформулировать простым человеческим языком, то что нам пытается донести брокер своими графиками, но при этом умалчивает важные детали.
Если же хотя бы одна из 4-х бумаг упала больше, чем на 15%, мы не получаем купон, но он “запоминается”. Это означает, что если в конце следующего месяца «плохая» акция восстановилась, мы получим и очередной купон, и тот купон, который до этого не был ранее нам выплачен (это и есть эффект «памяти»). Если же хотя бы одна из бумаг опять торгуется на отметке ниже чем 85% (та же или уже другая), то мы купоны в итоге не получаем опять.
Если в какой-то месяц все четыре бумаги выросли до уровня выше 100% от цены размещения, то нота гасится досрочно («автоколл»), и мы таким образом получаем назад вложенные 100 рублей и заработанный за прошедший до автоколла срок купон (и думаем опять куда вложить наши 100 рублей :))
Идеальным вариантом для нас будет случай, когда на протяжении всего года не сработает “автоколл”, и при этом цена ни одного актива не упадет ниже барьера поставки. Тогда мы вернем свои вложения + весь купон. Самый оптимистичный вариант.
договор об участии в кредитных рисках
Если среди читателей есть те, кто приобретал структурные ноты, то я был бы благодарен за выдержки из договора в комментариях, чтобы получить ответ на этот вопрос.
на деньги инвесторов покупаются опционы
купоны платятся из “своих” денег
если срабатывает автоколл, то реализуется опцион, эмитент получает Х% прибыли от роста бумаги; если эта прибыль больше чем, выплаченные клиенту купоны, то имеем чистую прибыль
если не срабатывает ни автоколл, ни защитный барьер, и продукт благополучно доживает до конца срока, то для эмитента это, пожалуй, наихудший вариант. Прибыль его тут возможна только от реализации опционов на акции, которые в итоге выросли за год (и если выросли), хотя можно такий случай также захеджировать дополнительными опционами и тем самым выйти в плюс
Здесь мы еще опустили важный вопрос комиссий брокера/эмитента. В имеющихся у меня презентациях я только у одного брокера нашел их упоминание в самом конце мелким шрифтом, что:
Ставки купонной доходности приведены без учета уплаты брокерской и депозитарной комиссии, уплаты налогов и иных расходов.
Если у кого-то есть информация о размере этих комиссий — поделитесь, плз, в комментариях. Есть предположение, что их нельзя считать незначительными по отношению к обещанной доходности.
UPD: в комментариях @BugMasterподсказал:
По поводу комиссий брокеров на ноты, можно глянуть на примере тарифов СберБанка (искать фразу: «структурированных нот»): покупка 1,5% / продажа 0,17%.
С моей субъективной точки зрения это больше похоже на “пари” между эмитентом ноты, инвестором. Логично предположить, что со стороны эмитента все риски и финансовая модель хорошо просчитаны. Конкретная нота может быть прибыльна для инвестора и убыточна для эмитента, но имея целую линейку таких нот, эмитент в общей сложности благодаря комбинации различных опционов получает больше, чем выплачивает клиенту в виде купона и возврата номинала. Причем эмитент может заработать даже если выплачивает купон инвестору и затем вернет все вложенные инвестором средства, так как цена бумаги на момент погашения ноты может быть и 101% и 120% от покупной цены, а инвестору надо вернуть только 100%.
Немного поPython’им
Вероятность автоколла и мат.ожидание срока автоколла (т.е. когда на какую-то купонную дату цена всех акций выше 100%)
Вероятность срабатывания барьера в конце срока (т.е. когда в конце срока цена хотя бы одной акции ниже барьера)
Если мы рассчитаем данные параметры для каждой бумаги из списка базовых активов ноты и примем предположение, что бумаги ведут себя независимо друг от друга (что, на самом деле на реальном рынке не совсем так), а так же еще кучу-кучу других предположений и упрощений, то сможем потом по несложной формуле из школьного курса математики примерно прикинуть эти вероятности для всей ноты:
Просьба не воспринимать эти формулы, как истину. Я сознательно использую термин прикинуть, а не рассчитать, так как более точный расчет намного более сложный и я даже не знаю всех факторов и параметров, которые необходимо в нем учесть. Кроме того, напоминаю, что на на финансовых рынках результат, показанный в прошлом, абсолютно ничего не гарантирует в будущем.
Как оценить данные вероятности? Самый простой способ, ИМХО, попробовать применить правила автоколла и барьера поставки к ретроспективным данным. Иными словами проанализировать всю доступную историю котировок бумаг следующим образом (на примере барьера поставки):
пробегаем по всем датам периода, за которые есть информация по котировкам
сравниваем цены за дату Х и за дату (Х + срок ноты)
если цена в дату (Х + срок ноты) ниже чем * в дату Х, то помечаем дату Х как дату со сработавшим барьером поставки
после анализа всех доступных дат делим количество дат со сработавшим барьером поставки на общее количество проанализированных дат.
Примерно аналогичное же можно сделать и для автоколла, дополнительно еще и посчитав для “сработавших” дат среднее значение купонного периода, на котором он произошел, что косвенно позволяет оценить срок, в течение которого мы можем рассчитывать на получение купона.
Все это будем реализовывать на Python. Котировки акций будем получать:
Приведу результат расчета для упомянутой выше ноты.
Оценки вероятностей срабатывания барьера поставки и автоколла подсчитаны по формулам выше.
Описание колонок таблицы:
Для примера, взял еще пару нот, уже с иностранными акциями.
Прячу под «гармошку», чтобы не загромождать статью:
Нота с иностранными акциями
Нота с акциями РФ
Еще одна нота с иностранными акциями
Что говорят эти цифры? У каждого инвестора будет своя их интерпретация, зависящая от его личной терпимости к риску и понятия о приемлемой и желаемой нормы прибыли.
Полученные мною цифры конкретно для меня показывают, что вероятность автоколла, а значит и скоротечного “сворачивания лавочки” по получению обещанной высокой купонной доходности, очень высока. При этом вероятность срабатывания барьера поставки выше допустимой при таком размере потенциальных убытков. И это мы в наших прикидках еще не учитывали комиссии и прочие условия со “звездочкой”, которые недоступны даже в рекламных презентациях и в личном кабинете брокера, а станут, предположу, доступны только тем, кто реально захочет купить структурную ноту.
Эпилог
Для кого же тогда эти продукты? Любой финансовый инструмент появляется потому, что он кому-то нужен:
И я думаю, что очень хорошо, что подобные непростые финансовые продукты доступны только квалифицированным инвесторам, иначе бы под влиянием “Даш с Фейсбука” гораздо больше бы нерадивых “инвесторов” расстались бы со своими деньгами.
Со своей же стороны я бы напомнил еще раз одни из главных правил инвестора:
Любая доходность сопряжена с риском. Чем выше доходность, тем выше риск.
Не инвестировать в то, в чем не разбираешься
Не верить никогда “гарантированной доходности”
А если у кого-либо из читателей есть опыт приобретения структурных нот, то буду благодарен, если поделитесь в комментариях «статистикой» по срабатыванию автоколла и пробитию барьера поставки.