Что такое корейские танцы
Что такое корейские танцы
Вот что я нашла на безграничных просторах интернета) Девушка пишет впечатления о Кибоне)
Когда вы приходите на корейские танцы, первое, чему вас будут учить, это — «발기본» (Balgibon) и «손기본» (Songibon) — базовые движения ногами и руками.
Оно же — разминка, во время которой ученик должен а) успокоить дыхание, б) «переместить» его в подмышки (я не шучу ^^) и, наконец в) подготовиться к основной ко второй части разминки — «великому и ужасному» kibonmu. Или просто Kibon. «Великий» потому, что включает в себя практически все основные характерные движения, свойственные корейскому танцу; «ужасный» потому, что длится аж 13 минут, разделен примерно на 7 частей и имеет различный ритм.
«발기본» (Balgibon) — все движения ногами в корейском танце плавные. Чем мягче походка, тем выше мастерство танцора. Шаг — всегда начинается с пятки, носочек до последнего остается чуть приподнятым. Это тоже характерная особенность. На сцена танцор всегда выступает в одних посон, кристально белых носках до середины голени. На репетиции мы занимаемся в чешках, с уже загнутыми носами, очень милые на мой взгляд ^^
В целом: тут вам понадобятся ОЧЕНЬ крепкие мышцы ног, накачанные икры и здоровые колени. Последнее очень важно, так как прыгать и приседать придется довольно часто =)
«손기본» (Songibon) — руки. Для начала, расставьте руки в стороны ладонями вниз. Да, теперь вы похожи на букву «Т» =) Корейцы говорят: представьте, что на кончиках пальцев у вас привязаны веревочки и их тянут в сторону. Ваши ладони как струна. Это поначалу. С опытом приходит и плавность, в сочетании с, казалось бы, идеально прямой рукой, и легкость. Теперь про любимое — выражение «а теперь, девочки, дышим подмышками!» Что это значит? А то, что когда ваши руки расставлены в стороны, держит их в таком положении спина и плотно сведенные лопатки. Когда же вы начинаете двигаться, ваши руки должны слегка покачиваться в такт — это и есть то самое загадочное дыхание =) тем, кто жаждет упругие трицепсы — сюда! Прямая спина, аккуратно сложенные ладони.
На самом деле нюансов море. Их сложно объяснить на словах. Так как танецнародный, многие элементы символизируют собой что либо и когда мы их учим, именно небольшая историческая справка иногда помогает лучше понять движение (к примеру символ инь-ян — одна рука с отведенным в сторону локтем приложена к голове, вторая позади спины).
И, наконец, мы подошли к «кибонму» — длинный тренировочный танец, включающий в себя практически все основные танцевальные элементы. Как говорила наша хореограф из Кореи: «Если вы сможете выучить кибон, значит вы сможете и все остальное!» На самом деле, теперь (лично я доучила кибон пока только до 5-ой части) я настолько привыкла к нему, что эти, без малого 13 минут нисколько не утомляют. Выносливость развивается только так! =) У Кибона, как я уже говорила, достаточно разнообразный ритм. То ускоряющийся, то, наоборот, внезапно очень медленный. Именно благодаря этому ритму, вы учитесь подстраивать свое дыхание, все свои движения под него. Если получилось — даже простая танцевальная разминка будет выглядеть как шикарный танцевальный номер!
Автор:
Светлана Ляхина
Тхэпхёнму дословно означает «великий танец мира». Мастер корейского танца Хан Сон Чжун (1875-1941) поставил на сцене и сделал популярным этот танец, в основу которого положен народный танец и уникальный ритмический рисунок шаманских ритуалов.
Хотя точное время появления танца Тхэпхёнму неизвестно, впервые он был исполнен около ста лет назад.
Тхэпхёнму — танец пожелания благополучия
Традиционный танец Тхэпхёнму был сочинен мастером танца Хан Сон Джун (1875-1941) на основе ритмов шаманского ритуала Тодан-куг, который проводился в деревнях провинции Кёнгидо. Прямыми преемниками являются его внучка Хан Ён Сук и ученик Кан Сон Ён. Исполнение танца Тхэпхёнму школы Кан Сон Ён сопровождается под чандан Наккун, Тоболим, Тонсальпури. При этом он проявляется сдержанными, ритмичными и с другой стороны, легкими гармонирующими с телом движениями ног. Движения производятся энергично, с веселым чувством и проворностью. Тхэпхёнму исполняется в костюме в украшениях короля и королевы. Танцор одевает костюм (Гонрёнпо), головной убор (Иксонкван) короля; а танцовщица одевает красную и синюю юбки со светло-зелёным жакетом и длинное женскую накидку (Вонсам), а также головной убор (Кынмори) королевы. Танец Тхэпёнму (Taepyeongmu, 태평무 ).
Переводится, как «танец мира». Соответственно, главная идея или мысль танца – это пожелание мира в стране. Точное его происхождение неизвестно. Есть три предположения. Одно из них говорит о королевском происхождении танца. Говорят, он исполнялся при королевском дворе во время правления династии Чосон. Поэтому танцоры одеваются в официальную одежду, которую носили короли и королевы. Главной особенностью костюма являются длинные разноцветные рукава, похожие на цвета радуги.
В начале 20-го века танец вновь обрел популярность благодаря барабанщику и танцору Хан Сон Чжуну.
Тхэпёнму или «Танец благополучия». «Этот танец выражает пожелание благополучия стране. Особенностями «тхэпёнму» считается сложный ритм и движения, а также сочетание разных танцевальных элементов (медленные переборы ногами резко переходят в ритмичные прыжки)» [139, с.102]. Покрой одежды в этом танце не играет большой роли, только лишь орнамент, который состоит из древних иероглифов и определённых оттенков, несущих в себе цветовую гамму страны (красный, синий и белый)
Из-за культурных репрессий во время японского колониального управления, иногда называемого культурным геноцидом,[2][3] большинство танцевальных академий было закрыто, и множество видов танцев исчезло[1] или же было изменено.[4] Однако, некоторые из основателей современной корейской танцевальной школы, такие как Чхве Сын Хи (кор. 최승희?, 崔承喜?), привнесли в современный танец народные элементы, кроме того, хранили корейские танцевальные традиции, содействуя современному возрождению корейского народного танца.[5] Сейчас во многих университетах Кореи народный танец преподаётся как академический предмет, причём эта практика в начале XXI века распространилась и на некоторые зарубежные университеты. Лучшие танцоры были признаны «Живыми национальными сокровищами», им поручено вести танцевальные классы и передавать свой опыт подрастающим поколениям.
Чхве Сын-хи (1911-1969 гг)
По мере того как Халлю продолжает распространяться на более широкую аудиторию, одна из настоящих кумиров культуры современной Кореи вновь оказалась в центре внимания. Танцоры и ученые пристально изучают наследие Чхве Сын-хи, легендарной исполнительницы, которая способствовала формированию нового современного танца в Корее и во всей Азии.
7 января Корейский культурный центр в Пекине провел конференцию, посвященную жизни и творчеству артистки. В партнерстве с Ённакчэ, библиотекой танца, находящейся в Сеуле, Культурный центр собрал вместе бывших студентов Чхве Сын-хи, которые учились у нее в Пекинской центральной театральной академии, чтобы, в частности, определить ее влияние на китайский танец.
«Чхве Сын-хи была пионером в развитии современного танца в Китае, – сказал Ли Байчэн, бывший руководитель Театра китайской оперы и танца. – Она побудила своих учеников задуматься над тем, как они могли бы модернизировать китайский традиционный танец. Она также выражала огромную гордость за свою культуру Чосона. Я с нежностью вспоминаю, как она всегда носила свой ханбок».
С момента рождения в 1911 году в семье аристократов в оккупированном Сеуле и до ее кончины в безвестности в Северной Корее жизнь Чхве Сын-хи свидетельствует о трансформации Кореи в 20-м веке: от колониального правления до независимости, войны и раздела. И хотя образ Чхве Сын-хи уже давно заменен в народном сознании символами K-поп, среди пожилых корейцев – а также японцев и китайцев – ее имя до сих пор вызывает в памяти разнообразные и яркие образы.
Ее характерная круглая короткая стрижка и нарисованные брови, широко открытые глаза, спокойные и в тоже время живые, ее способность показывать не только демонстративное очарование бодхисатвы, украшенного драгоценностями, но и игривого щеголя «халлян», или праздного представителя благородного класса Чосона, – все подтверждало ее задатки звезды.
В 1926 году в возрасте 16 лет Чхве Сын-хи впервые увидела танцевальное представление в исполнении японского исполнителя современного танца Баку Исии и вскоре она поехала в Японию, чтобы учиться у самого Исии. После возвращения в Корею одна из его самых известных учеников Чхве Сын-хи представила два оригинальных современных танца, на создание которых ее вдохновил корейский народный танец, и сразу привлекла к себе большое внимание.
В 1937 году в начале китайско-японской войны Чхве Сын-хи была направлена японской императорской армии для выступлений перед солдатами на фронт – задание, которое привело ее так далеко, как Соединенные Штаты Америки, и фактически проложило путь к ее выходу на международную сцену. Она дала более 500 концертов за время пребывания за рубежом.
Знаменитые покровители Чхве Сын-хи включали Пабло Пикассо, Эрнеста Хемингуэя и актера Роберта Тейлора. Сразу после второй мировой войны Чхве Сын-хи поехала в Северную Корею, чтобы сопровождать своего мужа литературного критика Ан Мака, который поддерживал активные связи с Трудовой партией Кореи.
При поддержке Ким Ир Сена, который был в то время премьер-министром, она открыла школу танцев и ездила в Пекин, чтобы давать уроки танца и выступать. Чхве Сын-хи обуча
Корейский народный танец
Корейский народный танец пережил много войн и активно пытался стереть его из истории. Сегодня он поддерживается живыми и записанными выступлениями энтузиастов и поклонников всего мира.
Форма, находящаяся под угрозой исчезновения
Корея переживает многовековые конфликты, как внутренние, так и внешние силы, такие как Китай и Япония. Во время некоторых из этих конфликтов оккупирующие державы активно пытались подавить традиционное искусство, и многие эстетические практики, в том числе танцы, были потеряны. Многие художники сохраняли свои традиции в тайне, передавая свои знания или создавая новые танцы, основанные на древних формах. Важные танцоры, такие как Чой Сын-Хи, основали школу танцев в Северной Корее, были классифицированы как «национальные сокровища» за их роль в сохранении корейских танцев.
«Важные нематериальные активы»
Несколько танцев были обозначены как «важные нематериальные культурные объекты Кореи». Эта классификация, созданная в 1964 году, выделяет средства и другие ресурсы для обучения танцам в университетах и других школах, а также распространения танцевальной культуры во всем мире. Туристические группы, такие как Национальная танцевальная компания Кореи, привносят как традиционные танцы, так и современные интерпретации во всем мире. В то же время общественные группы и местные школы, такие как Корейская академия танца в Л.А., позволяют любому, независимо от наследия, научиться ценить и исполнять различные традиционные танцы.
Типы корейского народного танца
Вообще говоря, в Корее есть две формы народного танца: «шаманские» танцы, которые были созданы и исполнены в деревнях во время фестивалей и религиозных праздников и «судовых» танцев, которые были созданы и усовершенствованы главным образом в течение полувека Династия Чосон. Обе группы теперь считаются «народными» танцами и проводятся во всех местах по всему миру. Некоторые примеры включают:
Костюмы и инструменты
Преобладающим элементом костюма народного танца является ханбок, длинная куртка с широким поясом и длинными рукавами. Они бывают разных цветов в зависимости от танца и региона, или (в случае танца монаха) чисто белого цвета. Некоторые танцы включают длинные рукава и шарфы, которые интегрированы в хореографию.
Инструменты часто включаются в танцы как в качестве реквизита, так и в сопровождении, например,Buk«или барабанный барабан, а также металлические кольца на»кал«, мечи, используемые в Geommu, Шляпы и вентиляторы также являются общими элементами, но основное внимание уделяется танцорам, движущимся в разных формациях.
От древнего до современного
Корейский народный танец продолжает развиваться благодаря работе танцоров, таких как Пегги Чой и других современных хореографов. Они продолжают традицию перевода традиционных костюмов и перемещений в современные произведения, позволяя их культуре продолжать расти, не теряя традиций прошлого. С помощью Интернета и распространения танца во всем мире, выживание корейских народных танцев теперь гарантировано.
Смотреть видео: Народный танец Кореи
Традиционные корейские танцы
Танец в корейской культуре вобрал черты соседних государств — Китая и Монголии, которые соединились с традиционными движениями. Изначально этот вид искусства в стране был достоянием простого населения — в основном, крестьян. Но со временем он стал популярным и у высших слоев общества, а также духовенства — буддистских монахов. Сегодня корейские народные танцы считаются мировым культурным достоянием.
История корейского танца
Изначально танец был частью крестьянской корейской культуры. Он сопровождал и имитировал действия, которые люди выполняли во время посадки и сбора урожая.
Также танец приобрел черты шаманизма, который существовал на полуострове до появления буддизма и конфуцианства. Танцами сопровождались ритуальные действия — жертвоприношения, общение со злыми и добрыми духами, просьбы высших сил о хорошем урожае и исцелении от болезней. Считалось, что в танцах заключена магическая сила, которая помогает человеку соединиться с потусторонними силами.
С появлением в стране официальных религий — буддизма и конфуцианства — танцевальная культура расслоилась. Простолюдины продолжали двигаться в традиционном стиле, который носил черты разнузданного веселья и часто изображал бытовые сцены. Знать переняла чопорность, характерную для конфуцианства, пришедшего из Китая. Движения стали медленными и степенными, чувства было принято скрывать, а сюжеты стали более возвышенными. Например, при дворе нельзя было увидеть «Танец дурака», но сюжет о «Собирательнице пионов» или «Полете соловья» был очень популярен.
Отдельную категорию составили танцы, которые исполняли буддистские монахи. Они носили мистическое, сакральное значение и не были распространены в народе. Чаще всего такие хореографические композиции были рассчитаны на индивидуальное исполнение. Они носили не развлекательный или сюжетный смысл, а выполняли роль медитативной техники.
При этом сами монахи становились объектами насмешек в сюжетных крестьянских плясках. Во время гуляний их изображали как жадных до денег и девушек людей, которые только притворяются святошами.
Кризис танцевального искусства в Корее наступил во время японской оккупации. Захватчики стремились к тому, чтобы максимально подавить национальную культуру, поэтому на протяжении тридцати пяти лет корейские танцы были под запретом. Их восстановление началась только после окончания Второй мировой войны, и большую часть хореографического наследия удалось возродить. Корейские танцы изучают в хореографических академиях на полуострове и по всему миру.
Шаманские обряды и крестьянские верования в танце
Шаманизм связывал мир людей и духов, которые, по верованиям корейцев, постоянно соприкасались. Шаман (как мужчина, так и женщина), выступал в роли посредника между этими мирами.
При помощи танца, игры на музыкальных инструментах и пения, которые сопровождали обряды, шаман входил в транс и взаимодействовал с духами. При этом танец носил двойную функцию: в его активной части отгонялись злые существа, а во время медленной и плавной «задабривались» хорошие.
Шаманы использовали деревянные расписные маски, которые «обманывали» духов и мешали им преследовать человека. После совершения ритуального танца они сжигались, так как считались «испачканными».
Жизнь крестьян в любой стране подчиняется циклу плодородия — не стала исключением и Корея. С посадкой и уборкой риса, главной зерновой культуры полуострова, связаны и танцевальные традиции. Главным видом хореографии при этом был хоровод, который имел еще и астрологическое значение: круг, в который становились женщины и девушки, символизировал Луну, с которой в Корее связывают культ плодородия.
Прыжки и приседания во время танца имитировали действия, которые сопутствовали обработке поля. Также во время танца кореянки просили замужества, семейного благополучия и рождения детей.
Еще одно важное ответвление корейского танца было связано с социальной жизнью. Во время народных гуляний выступающие в танце изображали острые общественные проблемы, высмеивали монахов и чиновников. Популярным сюжетом была попытка соблазнения молодой девушки, в которой участвовали монах-сладострастник и чиновник. Действие имело две развязки: в первом случае девушка поддавалась на уговоры и порицалась присутствующими, во втором ее чистота влияла на развратников, и они раскаивались.
Танец как элитарное искусство
Другим ответвлением корейской хореографии были танцы, которые исполняли в знатном обществе. Они отличались более сдержанной манерой и абстрактными сюжетами. Сильное влияние на придворную хореографию оказала китайская культура. Обычно танцы исполняли раздельно юноши и девушки — взаимодействия сильно ограничивала строгая конфуцианская мораль. Профессиональными танцовщицами были кисэн, которые развлекали знатное общество, как в Японии это делили гейши.
Несколько видов танцев, которые исполнялись в высших слоях общества, стали основой того, что сейчас понимают под традиционными корейскими танцами.
Самым популярным из этой категории считается пучхэчхум — танец с веерами. Обычно его исполняет до двух десятков танцовщиц с двумя веерами, на которых изображены розовые пионы. Главный акцент в пучхэчхум делают на хореографические фигуры и эмоциональность — танец пропитан легкой радостной энергетикой.
Еще одна популярная разновидность классической хореографии — комму, танец с мечами. Он содержит элементы настоящих боевых искусств, которым нередко обучались кисэн. На протяжении всей корейской истории их использовали как «подпольных агентов», которые завоевывали симпатию мужчин из враждующих династий или стран, выведывали военные тайны и совершали диверсии. Этот танец энергичный и быстрый, но при этом подчеркивает изящество, которым должна обладать исполнительница.
Корейские танцы
Несмотря на стремление вводить передовые технологии, корейцы бережно относятся к своим культурным обычаям и продолжают развивать танцевальные направления. Отличительная черта корейских танцев – во множестве сложных деталей, замысловатых па. Народные выглядят живыми и динамичными, религиозные увлекают размеренностью и плавностью, придворные впечатляют легкостью и затейливыми позициями. Особенно интересны пляски в масках, придуманные еще издавна.
Первые танцы Кореи тесно переплетены с религиозными ритуалами. Позже на них повлияли конфуцианство и буддизм. Обрядовые и религиозные пляски видоизменялись, принимая разные вариации: боевые, игровые и художественные. В период Корё танцевальными движениями стали дополнять праздники и обряды. Во времена Чосон появились придворные танцы, а затем крестьянские. Танцы Кореи многолики:
Ритуальные танцы
Во времена Корё танцы начали дополнять разные обряды. В III столетии их использовали весной для вымаливания щедрого урожая, а осенью благодарили за него. После высадки семян пели песни, пускались в пляс и пили вино. Движения были довольно просты: люди образовывали круг и направлялись за ведущим: поднимали руки, топали. Считалось, что так пробуждается милость духов.
3. Конфуцианские танцы – тоже попали в страну из Китая. Танцоры выстраивались в один ряд, исполняя медленные и церемониальные движения во дворе храма. Даже название соответствующее – «танцы в линию» (Ilmu). В основе – медленные наклоны в такт музыки. Чувственные движения связаны с принципами конфуцианской этики, прославляющей доброту и уважение к старшим. В Китае эта традиция полностью утрачена, зато в Корее и прочих государствах (Тайване, Вьетнаме и Японии) сохранилась.
Танцы в масках
Особое направление – танцы в масках животных. Корейцы верили в предков – полузверей-полулюдей, что отразилось на культуре. В древности даже названия родов связывали с какими-то животными. Во времена Корё популярность приобрел танец тигра. Хищный зверь символизировал силу, смелость и отвагу. Его почитали, и даже перед охотой ели тигриное мясо и бульон (чтобы улучшить эти качества). Изображения тигра красовались на домах ради отпугивания злых духов. По этой причине в танцах эти образы занимают особое место. Корейцы верили также, что после смерти человек становится животным. Это отображалось в погребальных обрядах: во время плясок использовалась шкура тотемного зверя и имитировались движения.
Позже при королевском дворе тоже исполнялись танцы в масках. Интересом публики пользовалось театрализованное представление «Танец Чхоёна». Он объединял обряды, просьбы о благополучии в грядущем году, надежду на богатый урожай и процветание. Участвовало большое количество музыкантов, актеров и танцоров. Постепенно танцы в масках стали зрелищем для простого люда. Они распространились в XV веке и обличали аристократов. Это находило большой отлик среди простых людей, вызывало восторг. Направление соединяло национальные обычаи и современность, отображая повседневную жизнь.
Дворцовые традиции
Во времена правления династии Чосон возникли дворцовые танцы. Их устраивали во время торжеств и праздников в честь высокопоставленных лиц. Например, коронации или приема послов. Обычно проводились для восхваления королевского рода. Дворцовые танцы Кореи отличались яркими нарядами и художественностью. Многие позаимствовали из Китая.
В начале XIX столетия возник сольный «Танец соловья» (об истории наследного принца), который исполнялся на коврике из соломы с цветочными мотивами. Танцор носил длинную одежду и имитировал движения птицы во время полета. К известным также относят танцы журавля (Hangmu), пришествия Феникса, меча (Jinju), катания на лодках. К сожалению, в XX столетии в период оккупации многие были утеряны, историки ведут кропотливую работу по их восстановлению.
Народные импровизации
Самым древним видом считается корейский народный танец. Его отличие – в преобладании движений исполнителя над ритмом. Он играет на контрасте, увлекая импровизацией и свободой. В древние времена народные танцы в Корее исполнялись исключительно мужчинами и были наполнены силовыми акробатическими элементами. Раньше они начинались после завершения религиозного ритуала «кут». Считалось, что это усиливает мощь воздействия.
В основе лежит обрядовая и религиозная культура. Исторически народные танцы сложились благодаря коллективному труду, а развитие получили в период промышленного роста. Промышленность повлияла на сельскохозяйственную продукцию и, в свою очередь, на культурный уровень населения. Танцоры не только показывали привычную жизнь народа, но и критиковали современное общество. Также высмеивали аристократов и монахов, которые брали взятки. Особенность народных танцевальных движений – в энергичности, динамичности, размахиваниях руками, прыжках. Одно из отличий –импровизация. Даже в XX столетии создавались народные танцы – чангучхум и пучэчхум.
Современность и традиции
Даже во времена японского колониального господства любовь к танцам не угасала. Известными хореографами считались Чо Тхак Вон и Чхве Сын Хи. В конце 40-х в Сеуле сформировалась балетная труппа. Это был первый профессиональный коллектив Кореи (современные и профессиональные направления). Когда страну освободили, небольшая группа танцоров начала возрождать традиционную хореографию, ориентируясь на записи и личные воспоминания. Сегодня в Корее популярны клубные танцы, «проникли» и традиции других стран. Но прежние направления сохраняются.
Конфуцианские танцы «ильму» дошли почти в первозданном виде. Они по-прежнему исполняются строго по правилам. Такие танцы можно увидеть вечной и осенью в конфуцианских храмах Сеула. Буддийские церемонии также проводятся в храмах. Сохранились даже шаманские обряды, ведь в современной Корее действует несколько тысяч шаманов.
В провинции Хванхэдо можно посмотреть пляски в маске тигра. По сюжету против него выступают воины, ставят капканы. Зверь погибает, но дух остается жив. В уезде Синчхон это животное олицетворяет добрую старушку, помогающую людям. Народные танцы можно увидеть в концертных залах, где это искусство демонстрируют лучшие хореографы страны.
Самые популярные корейские танцы
Корейские танцы считаются одними из самых красивых в мире. Большая часть выступлений, которые относятся к традиционным, в основе имеют какую-то сюжетную линию. Обычно она связана с корейской жизнью. Многообразие танцевальных традиций Кореи завораживает, но есть особенно популярные танцы, которые любят и дети, и взрослые:
Танцоры используют традиционные костюмы, которые заслуживают не меньше внимания. Для выступления с веерами надевают ханбок. Верхняя часть одежды одинаковая и у мужчин, и у женщин: распашной кафтан, который завязывается при помощи банта. Нижняя часть — из брюк или юбки (в зависимости от пола). По светлому фону материала наносится узор в виде темных пятен. Хореографические композиции по-прежнему проходят в традиционных нарядах с учетом значения выступления. Шаманские движения дополнялись яркой одеждой и обилием украшений, чтобы эмоционально воздействовать на зрителей. Современные шаманы стремятся следовать образцам.
Сильный аспект повествования – одна из главных особенностей корейских танцев, которые весьма далеки от западных танцевальных канонов. Смесь буддийских и конфуцианских движений прослеживается почти во всех танцах, но самыми популярными остаются крестьянские. Они привлекательны своей импровизацией. Несмотря на новые направления, традиции не уходят в прошлое. Танцоры стремятся объединить новые стилистические подходы с традиционными движениями, поэтому корейский танец – новаторский, но при этом самобытный.