Что такое корень русский язык 2 класс
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 29. Что такое корень слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Родственные слова – это слова, близкие по смыслу. Родственные слова имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень слова выделяется знаком ᴖ.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 61 – 62.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24 – 25.
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 22.
5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 17.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Не только люди могут быть родственниками друг другу. Родственными могут быть и слова. Например, слова «гусь», «гусыня» и «гусята» имеют общую часть «гус» и являются представителями одного и того же вида птиц.
Общая часть родственных слов называется корень. Корень в словах выделяется особым знаком – дугой сверху.
Проведём небольшой опыт. Попробуем закрыть корень «гор» в родственных словах – «гора» – «горка». От первого слова останется только «а», от второго – «ка». Закроем корень «дом» в родственных словах «дом» – «домик». Первое слово исчезнет, от второго останется «ик». Закроем корень «гриб» в паре «гриб» – «грибник». Первое слово закроется целиком, от второго останется часть «ник». То есть без корня слова теряют смысл. Это происходит потому, что именно в корне находится основное лексическое значение слова. Как растение погибнет без корней, так и слово без корня существовать не может.
Для определения корня в слове необходимо подобрать родственные слова и найти в них общую часть. Например, чтобы найти корень в слове «школа», подберём ряд родственных слов – школьник, школьница. Эти слова являются родственными, так как школьник – это мальчик, который учится в школе, школьница – это девочка, которая учится в школе. Найдём в этих словах общую часть. Это часть «школ». Значит, «школ» – это корень.
Но иногда случается так, что корни в родственных словах могут отличаться друг от друга. Например, слова «друг», «подружка» являются родственными. Но совпадает в этих словах только часть «дру». Однако, корень в слове друг – всё слово, то есть «друг», а в слове подружка корень «друж». Дело в том, что звуки в корнях слов иногда могут заменять друг друга. Такое явление называется чередованием. Иногда при чередовании звук в корне может появиться или исчезнуть. Например, слова «сон» и «проснуться» являются родственными, несмотря на отсутствие звука [о] во втором слове. Чередование – очень частое явление. Поэтому необходимо помнить, что у родственных слов корни могут немного отличаться.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Найдите слова с корнем —дом—
Подсказка: вспомните, что у родственных слов должна быть общая часть и близкое лексическое значение.
Задание. Как найти корень слова?
Восстановите порядок действий, чтобы найти корень слова.
Подсказка: сначала найдите действие, без которого невозможны все остальные.
Урок по теме «Корень слова. Однокоренные слова» 2 класс Школа России
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
учитель начальных классов
МКОУ «Кош-Агачская СОШ им.В.И.Чаптынова»
Толебаева Жаслана Николаевна
Предмет: русский язык
Учебник : Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2013. – 143 с.
Название раздела, темы: Слова, слова, слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технологии : деятельностного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.
Формы организации учебной работы : индивидуальная, парная, групповая.
Задачи урока:
-развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с информацией, коммуникативных навыков, умений делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развитие образной памяти, логического мышления, речи; — формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка умений слушать и слышать, совершенствование навыков взаимоконтроля и самоконтроля.
• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения
• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.
— находить корень в однокоренных словах
-определять его значение, объяснять лексическое значение слов
• формирование нравственно-этических качеств личности;
• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;
• умение реализовывать теоретические познания на практике;
умение высказывать свое мнение и отстаивать его.
Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную
умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
выполнять практические упражнения;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
определение цели своего обучения;
устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:
чтение текста, выполнение задания.
Основные понятия: корень, однокоренные слова.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2013. – 143 с.
Ситникова Т.Н. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В,Г.Горецкого («Школа России») 1класс: в помощь школьному учителю – М. : ВАКО, 2011. – 160 с.
Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 1класс. (1 DVD )
Ресурсы сети Интернет:
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.
— Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
— Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? (у детей на партах лежат «»Словарики настроений» Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняет их настроение, и свой выбор. )
— Я свое настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
— У меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибиться, хочу спокойно работать дальше.
— Мое настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка, мы всегда выполняем интересные задания.
Учитель: Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Русского языка. Удачи вам и новых открытий.
Девиз урока : Здравствуй великий, здравствуй могучий, здравствуй любимый русский язык.
Что такое корень слова?
Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Корень — главная морфема
Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:
вод ный — под вод ный — вод яной — вод ник — под вод ник — вод янистый.
Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.
В слове может быть один или два корня
вод ный — вод о лаз — вод ос брос — вод о хран илище.
Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:
В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.
Корень в составе различных слов
Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:
вод а, сел о, пол е, земл я, неб о, юн ый, бел ый, зелён ый, перв ый, пят ый, вед у, нес у, ид у.
Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.
Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:
1. корня, суффикса, окончания
3. приставки, корня, суффикса, окончания
4. приставки, корня, суффикса, суффикса
Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:
Как определить корень в слове?
Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:
лес — лес ной — лес ник- лес ничий — лес ничество;
Общей частью этого ряда однокоренных слов является часть лес-, которую назовем корнем.
Трав а — трав ка, трав инка, трав ушка, трав яной, за трав енеть.
Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.
Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»
Конспект урока русского языка на тему «Корень слова» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока русского языка
2 класс, программа «Начальная школа XXI века»
Составила: учитель начальных классов
Еремина Светлана Вячеславовна
Время урока: 40 минут
познакомить учащихся с понятиями «корень», «однокоренные слова»;
учить детей находить корень в словах,
распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.
развивать наблюдательность, память, ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по усвоению корня как части слова.
совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог,
развивать творческие способности, речь.
воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством,
воспитывать умение работать совместно на достижение общей цели,
Развитие у учащихся навыка каллиграфического письма, орфографической зоркости
Способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов;
содействовать воспитанию внимательного отношения к слову; обогащать словарный запас детей. Делать выводы на основе анализа..
Метапредметные – формирование УУД:
Выявлять существенные признаки, особенности объектов (слов).
Обобщать и классифицировать по признакам.
формировать сообщения в устной и письменной форме;
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Формировать умение работать в группе.
Учить представлять результат своей работы;
Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.
Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
Формировать положительное отношение к процессу познания;
Применять правила делового сотрудничества;
Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
учебник «Русский язык» ч.1 авт. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., пплакат с изображением русского алфавита, таблица классификации звуков русского языка, интерактивная доска, опорная таблица разбора слов по составу, карточки со словами, карточки-картинки
Тип урока : объяснение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку, расположения учебных предметов на партах
Повторение правил посадки и подготовки руки к письму с опорой на плакат «Сиди правильно, пиши правильно»
упражнение для кистей и пальцев рук (разминка)
настройка на учителя, упражнение на концентрацию внимания, дыхательная гимнастика, позитивная мимика (широкая улыбка, открытая поза)
2 . Каллиграфическая минутка
Напоминание: необходимо писать красиво и грамотно. Соблюдать наклон и высоту букв.
Пишем буквы, в которых повторяются вертикальные линии: Л, М, л, м. (прописать по строчке по образцу с доски)
Пишем двумя отдельными строками следующие группы слов:
лес, лесник, лесной, леса, лесть
Медовый, медок, медовик, медный
3. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Работа на основе только что записанных групп слов. (см.выше)
Перед нами – слова или набор букв? Почему слова? Что такое слово? Дайте определение. Итак – у слов есть смысл. Значит, перед нами точно слова.
Что вы можете сказать о словах, которые мы только что записали?
К каким частям речи они относятся?
Можно выделить «лишнее» слово в каждой группе (лесть, медный)?
Почему оно лишнее? (Во всех словах в каждой группе есть одинаковая часть)
Почему же мы выделили лишние слова? (Потому что они отличаются от остальных)
Чем? СМЫСЛОМ. Что это значит? У слов «лесник, лесной, леса» общий смысл – они связаны с лесом. (аналогично «медовый, мед, медок»)
Итак: общая часть этих слов придает им общий смысл.
Давайте уберем эту часть из слов – что останется? (Ничего. Слов не будет).
А теперь, наоборот, уберем из этих слов все остальные буквы, а только общие части оставим. Что получится? (лес, лес, лес; мед, мед, мед). Смотрите – смысл есть?
Вспомните, как мы называем главную часть чего-то, какого-то предмета. ТО, без чего предмета не было бы. (Существенной).
Можем сказать, что мы выделили существенную часть из слов?
Теперь давайте подумаем, как мы могли бы назвать эту часть. А в качестве подсказки – картинки на доске (корень зуба, дерево с корнем, тройка лошадей, над средним конем надпись: «коренной конь в упряжке»)
Корень. Почему? Удали корень – остальное погибнет или перестанет существовать: не будет зуба, погибнет дерево, разбежится упряжка коней)
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова
4. Формулировка темы урока
Тема урока: Корень слова.
Мы будем учиться находить корень слова, выделять его в слове специальным значком. Обсудим роль корня в слове. Подумаем, для чего нужно находить корень слова и ЧТО можно делать с его помощью.
5. Работа над новым материалом (этап усвоения новых знаний)
Фронтально, устно и письменно.
(работа с интерактивной доской).
Выделять корень нужно особым значком. Вот он. (демонстрация на доске)
I группа – лес, лесок, лесной, лесник.
II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек.
III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник.
IV группа – голос, голосок, голосище, голосовые (связки).
Отметить, что те слова, которые имеют общий корень носят название ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.(не фиксироваться, пока в порядке общей информации). У всех однокоренных слов есть общий смысл.
Попробуем это доказать. Кто хочет ответить, каков корень и общий смысл в первой (и т.д.) группах слов? Дети поднимают руку, отвечают устно, остальные слушают.
Попросить класс оценить – правильно ли отвечал ученик, и если нет – в чем его ошибка.
Мы понимаем, как найти общий корень в разных словах. Теперь попробуем образовывать новые слова при помощи одного и того же корня.
Слова: ВОДА, СНЕГ, ЛИСА, ЗАЯЦ)
Учащиеся называют как можно больше однокоренных слов.
6. Физкульт минутка
7. Первичное закрепление
Итак, м ы знаем что такое корень слова. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.
И мы уже поняли, как находить в словах общий корень.И мы понимаем, как при помощи корня образовывать НОВЫЕ СЛОВА.
Работа с учебниками. Фронтально, устно.
Откройте учебник на стр.74. Прочтите тему урока. (Корень слова). Мы движемся в верном направлении.
Прочитайте слова под картинками на странице 74. Одинаковое ли значение у этих слов? Что их объединяет?
Уточнение представлений о корне слова.
— Как называется часть слова, которую мы сегодня изучаем? (Корень)
— Одинаковый ли корень у слов «ворона» и «воровка»?
— Прочитайте информацию на странице 75.
— Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова? В какой части слова содержится основное значение? Как обозначается корень?
Задание к упражнению читаем вслух, хором. (Найдите и назовите общую часть в группах слов) Проговариваем устно: Что нужно найти?. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь.
Задание к упражнению читаем вслух, хором.
Проговариваем устно: Рассмотрите картинки. Что на них изображено? Чем отличается вторая и третья картинка от первой? Какие слова являются однокоренными, а какие формами одного и того же слова? Обоснуйте свою точку зрения. Запишите пары слов в тетрадь.
8. Домашнее задание
Вашим домашним заданием будет выполнить упр.2. письменно в домашних тетрадях. Запишите в дневник.
Обобщение: что пройдено на уроке (тема: Корень слова»), чему мы научились сегодня (выделять корень слова, определять однокоренные слова, образовывать однокоренные слова из одного корня )
Оцените свою работу на уроке и поднимет вверх карточку:
Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.
В ходе урока применены принципы обучения:
сознательности, активности и самостоятельности в обучении,
прочности овладения знаниями, умениями и навыками
группового и индивидуального подхода в обучении
преемственности и перспективности в обучении
Объяснения, демонстрации, работа с учебником, проблемный метод (частично-поисковый) в определении темы урока, устный опрос – индивидуальный и фронтальный.
Урок соответствует современным требованиям ФГОС, т.е. построен в режиме конструктивного сотрудничества учителя с учениками; используется проблемный метод обучения, учащиеся самостоятельно в ходе частично-поисковой арботы определяют тему урока; урок проходит по выверенному плану, в соответствии с целями и задачами и направлен на развитие и формирование УУД; учащиеся самостоятельно формулируют затруднения, определяют ошибки (взаимоконтроль и самоконтроль), оценивают свою работу (самооценка)
Презентация по русскому языку «Корень слова» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Так же как и у кустов, Корень есть у слов.
Корень слова – значимая часть. Над словами держит власть. Выясни умело линию родства. Однокоренные подбери слова.
Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбёшка.
Вода, водичка, водяной, подводник, водица, водопад, водолаз, водомерка, водоросли.
Тот, кто с гусятами близко знаком, Знает: гусята гуляют гуськом; Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним не рискнет подойти босиком.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Средняя школа – гимназия № 12
Тема: «Корень слова. Родственные слова»
Провела: Романчук О. И.
г.Талдыкорган 2012 г.
Предмет : русский язык.
Класс : 2
Тема: Корень слова. Родственные слова.
Цель: Сформировать знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.
Задачи:
2. Развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь; умения анализировать и обобщать;
3. Воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, частично – поисковые, проблемные, исследовательские.
1. Проверка готовности к уроку.
2. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок –
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
3. Запись числа, классной работы.
— Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
1. Минутка чистописания.
— Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)
— Объясните смысл загадки.
— Пропишите буквенные сочетания.
2. На доске написано предложение: ЗРИ В КОРЕНЬ.
— Как называется такое выражение? ( крылатая фраза или фразеологический оборот).
— Какие еще фразеологические обороты вы знаете? ( ответы детей)
— Читаем предложение, записываем в тетрадь, объясняем орфограммы.
— Ребята, как вы понимаете слово “зри”? (смотри)
— Как можно сказать по-другому? (смотри в корень)
— Объясните, что обозначает выражение “зри в корень”? (В корень смотреть – вникать в самую суть дела).
-Какие значения имеет слово «корень»:
*подземная часть растения,
*часть волоса, зуба, ногтя,
*начало, источник чего-либо.
— Если у слова не одно, а несколько значений, как мы называем такие слова? (многозначными)
2. Прочитайте пословицу:
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
— Что это за высказывание? (Пословица)
— Как вы её понимаете? (ответы детей)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
— Вы уже догадались о чем мы будем говорить на уроке? (о корне)
— Сегодня на уроке вы узнаете, что корень есть не только у зубов, деревьев и цветов, но и у слов, мы научимся находить их в словах и выделять, а также узнаем, что у слов есть родственники.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСВИЙ.
-Что же такое корень? Выделите главное.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. ( учитель показывает условное обозначение корня)
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».
Слово «корень» употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень» или «зри в корень».
-Как вы думаете, когда так говорят?
Это означает: «Выдели самое главное». Слов без корня не бывает. Это центр слова.
Задание 1.
Слайд № 5: «Как растут слова»:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Гулять в саду словесном.
— Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
— Посмотрите, какое необыкновенное дерево выросло в саду. На нем выросли не яблоки, а части слов. Давайте соберем урожай и составим слова.
Слайд № 6.
Задание 2.
Слайд № 7
— Шли мы с вами по лесу и вышли к реке. Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей?
Сейчас мы с вами образуем группу слов, связанных со словом «рыба». Назовите одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя корень.
Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)
Рыбная ловля. (Рыбалка)
Ловить рыбу. (Рыбачить)
Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбачить)
Задание 3.
Слайд № 8.
— Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
— Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
— Почему гости не сразу приметили чужака?
— Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
— Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
— Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)
— Какое значение в жизни человека имеет вода?
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ.
Задание 4.
Слайд № 8.
«Какое слово лишнее?» Списать однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Гриб, грибок, грибной, грибница.
Задание 5
Слайд № 9.
Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
Гусята, гуськом, с гусаком.
-Родня ли Гусеница Гусю? Почему?
Задание 6.
Слайд № 10.
Найти семью родственных слов.
Эту сказку ты прочтешь
Серый еж был очень тих,
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
— Какие слова называются родственными?
— Что такое корень слова?
— Какие слова называются однокоренными?
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК.
Номер материала: 121524
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.