Что такое кордебалет в балете
Кордебалет
В балетах 19 в. преимущественное значение имел женский К. В сов. балете широкая разработка нар. массовых сцен способствовала переосмыслению и усилению роли К. («Пламя Парижа», пост. В. И. Вайнонена, 1932, и др.). В балетах Р. В. Захарова, Л. М. Лавровского, Б. А. Фенстера К. использовался для изображения реальной народной массы, образ к-рой обладал нац. конкретностью (поляки и татары в «Бахчисарайском фонтане», рыцари и итальянский народ в «Ромео и Джульетте» и т. д.). Особое значение К. приобретает в работах балетм. Григоровича «Каменный цветок» (1957), «Легенда о любви» (1961), «Спартак» (1968), «Ангара» Эшпая (1976), где танцы К. зачастую несут нагрузку, равную партиям осн. героев. В спектаклях Григоровича огромная роль принадлежит мужскому танцу, в связи с чем возросло образное значение мужского К., к-рый по своему значению стал не только равен женскому, но нередко превосходит его. Если в балетах-драмах К. обычно изображает реальную толпу народа, а в балетах-симфониях он имеет композиционно-лирическое значение, то в спектаклях Григоровича оба эти значения совмещаются. Так, в «Спартаке» массы гладиаторов, рабов, патрициев не только являются реальными действующими лицами, но и образуют хореографич. композиции, усиливающие образную выразительность танцев солистов (Спартака и Фригии, Красса и Эгины). В «Ангаре» К. используется для изображения не только сов. молодёжи, но и волн реки Ангары, к-рые, в свою очередь, приобретают лирико-символическое значение в сцене воспоминаний (дуэт главных героев с К.). В сложных массовых сценах с участием солистов, ансамбля и К. обычно наиболее наглядно реализуются закономерности симфонического танца, аналогичного полифонич. структуре и тематич. разработке в музыке.
Лит.: Карп П., О балете, М., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.
Полезное
Смотреть что такое «Кордебалет» в других словарях:
кордебалет — кордебалет … Орфографический словарь-справочник
кордебалет — а, м. corps de ballet. Артисты балета, исполняющие массовые и групповые танцы (в отличие от солистов). МАС 2. На следующий день все первые сюжеты, в том числе и госпожа Колосов, стали в corps de ballet; но от непривычки очутились так не на своем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОРДЕБАЛЕТ — (фр. corps de ballet). Танцовщицы в театре, не исполняющие самостоятельных, отдельных ролей, но танцующие в балете группами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОРДЕБАЛЕТ общее название танцовщиков и… … Словарь иностранных слов русского языка
кордебалет — кордебалет. Произносится [кордэбалет] и допустимо [кордебалет] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
КОРДЕБАЛЕТ — (французское corps de ballet, от corps личный состав и балет), ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и другие массовые танцы … Современная энциклопедия
КОРДЕБАЛЕТ — (франц. corps de ballet) ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и др. массовые танцы, народные сцены … Большой Энциклопедический словарь
КОРДЕБАЛЕТ — [дэ], кордебалета, муж. (франц. corps de ballet) (театр.). Состав балетных артистов, исполняющий групповые танцы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОРДЕБАЛЕТ — [дэ ], а, муж. Артисты балета, исполняющие групповые танцы, выступающие в массовых сценах. | прил. кордебалетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Кордебалет — (французское corps de ballet, от corps личный состав и балет), ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и другие массовые танцы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Кордебалет — У этого термина существуют и другие значения, см. Кордебалет (значения). На заднем плане кордебалет Кордебалет (фр. corps de ballet) ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в балете … Википедия
кордебалет — а; м. [франц. corps de ballet] Артисты балета, исполняющие массовые и групповые танцы (в отличие от солистов балета). ◁ Кордебалетный, ая, ое. К ая танцовщица. * * * кордебалет (франц. corps de ballet), ансамбль танцовщиц и танцовщиков,… … Энциклопедический словарь
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Я не прима. Кордебалет в балете
Кордебале́т — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера; ансамбль из танцовщиков и танцовщиц, в балете, а также опере, оперетте и мюзикле. По своей функции кордебалет подобен хору в опере. Солирующий артист, который ведёт танец, называется корифей, вокруг него и группируется кордебалет. Искусство кордебалета требует предельной групповой слаженности и точности движений. Танец кордебалета аккомпанирует танцу балерины, премьера, и других солистов, обрамляет его.
В классическом балете традиционно большую роль играет женский кордебалет. Разнообразные массовые танцы с множеством живописных позировок играли большое значение в постановках Артура Сен-Леона — так что хореографа даже критиковали за их избыточность. «Выход теней» из «Баядерки» и «Картина нереид» из «Спящей красавицы» Мариуса Петипа, «Картина лебедей» из «Лебединого озера» в постановке Льва Иванова.
В этой сцене из балета «Лебединое озеро» кордебалет, образуя фигуру в форме лебединого клина, направленного в сторону рампы, обращает внимание зрителя к балерине, которая находится в центре. Артистки кордебалета на заднем плане образуют своего рода фон.
Из сохранившегося наследия XIX века шедеврами хореографии считаются «Молитва виллис» из II акта балета «Жизель» (хореография Жана Коралли в редакции Мариуса Петипа),
«Выход теней» из «Баядерки» и «Картина нереид» из «Спящей красавицы» Мариуса Петипа,
Совсем другую роль кордебалету отводили в своих спектаклях Александр Горский («Дон Кихот», 1900) и Михаил Фокин («Шехеразада», 1910,«Петрушка» 1911) — хореографы-новаторы начала XX века, они добивались от артистов кордебалета живой актёрской реакции, сценического общения, импровизационного отношения к происходящему на сцене — как это требовалось в драматическом театре согласно «школе переживания» Станиславского.
В неоклассической хореографии, в первую очередь у Джорджа Баланчина, кордебалет занимает особую роль: здесь ансамбль — полноправный участник спектакля, и каждая танцовщица должна демонстрировать те же качества, что и балерина.
Мужской кордебалет получил большое значение у таких хореографов, как Морис Бежар («Весна священная», «Болеро», «Девятая симфония», и Джон Ноймайер (Симфонии Густава Малера). У современных хореографов, таких как Иржи Килиан и Начо Дуато границы между солистами и кордебалетом стираются — нередко в их постановках все танцовщики выполняют равноценную творческую задачу.
Фильм «Я не прима»
Фильм о женском кордебалете
«Тени» из балета «Баядерка»
«Жизель».Сцена сумасшествия.
Рубрики: | Балет Музыкальный словарь |
Метки: кордебалет
Процитировано 5 раз
Понравилось: 14 пользователям
Кордебалет
Кордебалет (фр. corps de ballet ) — ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в балете, опере, оперетте, мюзикле массовые танцевальные номера.
По своей функции кордебалет подобен хору в опере. Солирующий артист, который ведёт танец, называется корифей, вокруг него и группируется кордебалет. Искусство кордебалета требует предельной групповой слаженности и точности движений.
В балете существует понятие «глухой кордебалет»: в переносном смысле это означает «отодвинуть исполнителя на второй план, на второстепенные роли».
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Кордебалет» в других словарях:
кордебалет — кордебалет … Орфографический словарь-справочник
кордебалет — а, м. corps de ballet. Артисты балета, исполняющие массовые и групповые танцы (в отличие от солистов). МАС 2. На следующий день все первые сюжеты, в том числе и госпожа Колосов, стали в corps de ballet; но от непривычки очутились так не на своем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОРДЕБАЛЕТ — (фр. corps de ballet). Танцовщицы в театре, не исполняющие самостоятельных, отдельных ролей, но танцующие в балете группами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОРДЕБАЛЕТ общее название танцовщиков и… … Словарь иностранных слов русского языка
кордебалет — кордебалет. Произносится [кордэбалет] и допустимо [кордебалет] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
КОРДЕБАЛЕТ — (французское corps de ballet, от corps личный состав и балет), ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и другие массовые танцы … Современная энциклопедия
КОРДЕБАЛЕТ — (франц. corps de ballet) ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и др. массовые танцы, народные сцены … Большой Энциклопедический словарь
КОРДЕБАЛЕТ — [дэ], кордебалета, муж. (франц. corps de ballet) (театр.). Состав балетных артистов, исполняющий групповые танцы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КОРДЕБАЛЕТ — [дэ ], а, муж. Артисты балета, исполняющие групповые танцы, выступающие в массовых сценах. | прил. кордебалетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Кордебалет — (французское corps de ballet, от corps личный состав и балет), ансамбль танцовщиц и танцовщиков, исполняющих в балете, опере, оперетте и другие массовые танцы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
кордебалет — а; м. [франц. corps de ballet] Артисты балета, исполняющие массовые и групповые танцы (в отличие от солистов балета). ◁ Кордебалетный, ая, ое. К ая танцовщица. * * * кордебалет (франц. corps de ballet), ансамбль танцовщиц и танцовщиков,… … Энциклопедический словарь
Значение слова «кордебалет»
[Франц. corps de ballet]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
По своей функции кордебалет подобен хору в опере. Солирующий артист, который ведёт танец, называется корифей, вокруг него и группируется кордебалет. Искусство кордебалета требует предельной групповой слаженности и точности движений. Танец кордебалета аккомпанирует танцу балерины, премьера, и других солистов, обрамляет его.
В классическом балете традиционно большую роль играет женский кордебалет. Разнообразные массовые танцы с множеством живописных позировок играли большое значение в постановках Артура Сен-Леона — так что хореографа даже критиковали за их избыточность. Из сохранившегося наследия XIX века шедеврами хореографии считаются «Молитва виллис» из II акта балета «Жизель» (хореография Жана Коралли в редакции Мариуса Петипа), «Выход теней» из «Баядерки» и «Картина нереид» из «Спящей красавицы» Мариуса Петипа, «Картина лебедей» из «Лебединого озера» в постановке Льва Иванова.
Совсем другую роль кордебалету отводили в своих спектаклях Александр Горский («Дон Кихот», 1900) и Михаил Фокин («Шехеразада», 1910,«Петрушка» 1911) — хореографы-новаторы начала XX века, они добивались от артистов кордебалета живой актёрской реакции, сценического общения, импровизационного отношения к происходящему на сцене — как это требовалось в драматическом театре согласно «школе переживания» Станиславского.
В XX веке в «Русских балетах» Дягилева Бронислава Нижинская («Свадебка», 1923) и Джордж Баланчин («Блудный сын», 1929) экспериментировали с геометрическими, визуально выразительными построениями кордебалета.
В неоклассической хореографии, в первую очередь у Джорджа Баланчина, кордебалет занимает особую роль: здесь ансамбль — полноправный участник спектакля, и каждая танцовщица должна демонстрировать те же качества, что и балерина.
Мужской кордебалет получил большое значение у таких хореографов, как Морис Бежар («Весна священная», 1959, «Болеро», 1961, «Девятая симфония», 1964) и Джон Ноймайер (Симфонии Густава Малера, 1975—1994). У современных хореографов, таких как Иржи Килиан и Начо Дуато границы между солистами и кордебалетом стираются — нередко в их постановках все танцовщики выполняют равноценную творческую задачу.
В балете существует понятие «глухой кордебалет»: в переносном смысле это означает «отодвинуть исполнителя на второй план, на второстепенные роли».
КОРДЕБАЛЕ’Т [дэ], а, м. [фр. corps de ballet] (театр.). Состав балетных артистов, исполняющий групповые танцы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кордебале́т
1. ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в балете, опере, оперетте, мюзикле массовые танцевальные номера ◆ Таня подарила Полуэктовой пару своих изделий, та очень удачно продемонстрировала их в Мариинском театре, где танцевала до пенсии, и весь кордебалет, повинуясь коллективному инстинкту, встал в очередь к Тане за её украшениями. Людмила Улицкая, «Путешествие в седьмую сторону света», 2000 г. // «Новый Мир» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова посоловелый (прилагательное):
Кордебалет: синхронный “бэк-вокал” на сцене
Наверное у многих с детства сложилось неоднозначное отношение к слову кордебалет. Я думаю, все мы частенько слышали от родителей фразу, которая ничего хорошего не предвещала – “Это что за кордебалет вы здесь устроили”?
А между тем слово “кордебалет” пришло к нам из Франции “corps de ballet” и, по сути, означает массовое синхронное выступление артистов балета на сцене. Практически все солисты балетной труппы когда-то начинали свою карьеру в кордебалете. Это было, своего рода, испытанием для выпускников балетных училищ. Кто-то навсегда оставался в кордебалете, а кому-то постепенно начинали доверять сольные партии, постепенно расширяя собственный репертуар. На самом деле, нет ничего плохого танцевать в массовых сценах и тем более, если это касается известных всему миру балетных постановок в Большом или Мариинке, ведь кордебалет – это лицо труппы и самого театра.
Танцевать синхронно, исполняя танцевальные па с абсолютной точностью, это огромный ежедневный труд. Балерины из кордебалета точно также основное время проводят возле станка, выполняя обязательный экзерсис перед выступлением. Кроме того, если в сольном выступлении неискушенный зритель вряд ли заметит незначительные ошибки, то во время выступления кордебалета любая неточность или малейшая асинхронность в движениях сразу будет бросаться в глаза. Поэтому артисты кордебалета не имеют права на ошибку.
В 1925 году в американском городе Сент-Луис впервые появилась новая разновидность кордебалета – симбиоз французского варьете и американского мюзикла, получивший название The Rockettes. Как и в классическом балете, здесь в первую очередь добиваются от танцовщиц абсолютно синхронной хореографии.
The Rockettes – самый известный в Соединенных Штатах танцевальный коллектив. Ежегодно Рождественские выступления The Rockettes в Нью-йоркском Radio City Music Hall собирают миллионы зрителей. И ведь есть на что посмотреть, например, знаменитая постановка «Parade of the Wooden Soldiers» или «Танец деревянных солдатиков» пользуется огромной популярностью среди американцев.