Что такое корабль на рейде
Рейд (морской термин)
Рейды бывают естественные и искусственные.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Рейд (морской термин)» в других словарях:
Налёт — Рейд (морской термин) (от нидерл. reede) прибрежная акватория, место якорной стоянки судов Военный рейд (от англ. raid, налёт) способ боевых действий Ноа Рейд (Noah Reid) канадский актёр (родился в 1987 году) Рейд стратегический завод в Самаре… … Википедия
Налет — Рейд (морской термин) (от нидерл. reede) прибрежная акватория, место якорной стоянки судов Военный рейд (от англ. raid, налёт) способ боевых действий Ноа Рейд (Noah Reid) канадский актёр (родился в 1987 году) Рейд стратегический завод в Самаре… … Википедия
Морские термины — Эта страница глоссарий. # А … Википедия
Византийский флот — Византийский флот … Википедия
Бикгед — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
Бимсы — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
Водорез, или грен — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
Книпель — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
Кончебас — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
Морская терминология — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
корабли на рейде
РЕЙД м. место перед гаванью, пристанью, где корабли могут стоять с полным грузом и вооруженьем. Рейдовый промер. Рейдовая стоянка.
2. перен. Внезапная проверка, производимая группой активистов по заданиям общественных организаций.
Будь осторожна, пожалуйста.
Исходное сообщение Minimus
старший по рейду?
Отвечает за погрузку/разгрузку, запасение провизии и т.д.
Minimus, Я извиняюсь за данный ранее в шутку неуместный комментарий. Совсем не знаю морских терминов и законов.
Однако, могу предположить.
Пространство и погрузочно-разгрузочные ресурсы в портах ограничены. В портовой бухте ысегда дужно оставлять место для манёвра кораблей. Поэтому, если одновременно прибывает много судов, их ставят вне порта в безопасном месте о очередь. Иногда, на несколько дней.
Стоящие на рейде суда, никакого отношения друг к другу не имеют.
Однако, частенько необходимо упорядочивать их маневрирование. Кому куда встать, кому пора в порт, погода портится, да мало ли что, бедствие. В те времена радио не было. Общались флагами. На кого смотреть? Через кого портовые службы передают свои команды?
Через Старшего. Его назначают из середины очереди и меняют регулярно, очередь то движется, корабли переходят в порт. Вновьприбывшим сообщают, кто старший.
Это только мои правдоподобные домыслы.
А термин ЗАМКОМПОМОРДЕ означает ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ПО МОРСКИМ ДЕЛАМ.
Это я.
Рейдеры против крейсеров
В дальнейшем рост сопротивления англо-американцев на море привёл к тому, что немцы перестали делать ставку в таких операциях на надводные корабли и окончательно перешли к ведению подводной войны (игрища с «Кондорами» в качестве ударного средства опустим, это в данном случае не принципиально). И, как опять же широко известно, Германия подводную войну проиграла уже в 1943 году.
Нас, однако, интересует именно этап с надводными кораблями. Интересует потому, что, во-первых, немцы упустили кое-какие возможности, а во-вторых, факт упущения ими этих возможностей содержит в себе очень интересный урок, выходящий далеко за рамки Второй мировой войны.
Крейсерская война и рейды
Согласно « Морскому словарю» К.И. Самойлова, изданного Государственным военно-морским издательством НКВМФ Союза ССР в 1941 году, «крейсерская война» определялась как «операции против неприятельской морской торговли и против нейтральных коммерческих судов, которые доставляют противнику предметы и припасы, служащие для ведения войны». Это ли было тем, что хотели делать и делали немцы? Да.
Обратимся к классику. В эпохальной работе Альфреда Тайера Мэхэна «Влияние морской силы на историю» (вот они, трудности перевода, ведь Мэхэн писал не про морскую силу, а про мощь, power – силу, прилагаемую во времени, непрерывные усилия, sea power, а это совсем другое) про войну на коммуникациях есть такие замечательные слова:
Мэхэн приводит массу исторических примеров того, как работали эти зависимости – а они работали. И, к несчастью для немцев, они сработали и для них – все попытки Германии вести войну на коммуникациях, не подкрепляя её действиями надводного флота, провалились. Германия проиграла обе мировые войны в том числе из-за неспособности вывести из войны Англию. И если в Первой мировой войне у Германии был крупный флот, которым она просто напросто толком не пользовалась, то во Второй всё было намного хуже – надводного флота, способного заставить «Ройал Нэви» хотя бы ждать немецкой атаки, отказавшись от активных наступательных действий, просто не было. Немцы нашли выход в том, чтобы, не ввязываясь в бои с британским флотом, пытаться уничтожить британскую торговлю, атакуя транспортные суда и конвои из них. Выход оказался ложным.
Но значит ли это, что немецкие усилия в войне на море против Британии были обречены полностью?
Обратимся к понятию иному, нежели крейсерская война или крейсерство. Увы, но применительно к войне на море придётся использовать иностранные определения, переведя их относительно точно.
Что осталось за скобками? За скобками остались рейдовые операции, направленные на уничтожение военных кораблей противника, временно оказавшихся в меньшинстве против рейдирующих сил.
Немцы, столкнувшись с тотальным господством англичан, а потом и англо-американцев в море, выбрали асимметричную тактику – крейсерскую войну, невозможность победы в которой без поддержки мощного флота прекрасно обосновал Мэхэн. При этом возможность отправки рейдеров для целенаправленного «отстрела» боевых кораблей англичан немцами использована в полном объёме не была. А ведь такие операции, во-первых, сразу же начали бы менять баланс в силах на море в пользу Германии, при их правильном проведении, конечно, а во-вторых, и это самое главное, у немцев были вполне успешные примеры подобных действий, как реально успешные, так и потенциально успешные, но в ходе которых они опять отказались от достижения результата.
Рассмотрим три эпизода из немецкой войны на море, причём с учётом не только реально достигнутых результатов, но и тех, от достижения которых Кригсмарине отказались.
Но сначала ответим на вопрос: есть ли у воюющего в значительном меньшинстве флота предпосылки к тому, чтобы добиться успеха против численно превосходящего и господствующего на море противника.
Скорость против массы
Это простое правило как никогда применимо к военным действиям. Опередить противника в развёртывании, манёвре и отходе – ключ к успеху рейдовых действий, и это могут добиться даже малые силы против крупных. Почему так? Потому, что господствующий на море противник обременён обязательством, от исполнения которого он не может отказаться – он должен быть буквально везде.
Рассмотрим эту проблему на примере операции Королевских ВМС против «карманного линкора» «Адмирал Граф Шпее». Формально на поимку «броненосца» англичане бросили три соединения из, в общей сложности, одного авианосца, одного линейного крейсера, четырёх тяжёлых крейсеров и спешно сбегающихся на помощь лёгких крейсеров. На практике эти силы оказались так раскиданы по Южной Атлантике, что обнаружить «Адмирала Шпее» смогло только одно очень слабое соединение из тяжёлого крейсера «Эксетер» и двух лёгких крейсеров «Аякс» и «Ахиллес». Остальные опаздывали, ещё один британский тяжёлый крейсер прибыл лишь тогда, когда «Эксетер» уже утратил боеспособность от огня пушек «Шпее».
На первый взгляд, поход «Шпее», закончившийся его самозатоплением, это полный провал. Но надо отчётливо понимать, что это провал не корабля и не идеи такого похода, это провал командира «броненосца» Ганса Лангсдорфа. Он выиграл завязку боя, он вывел из строя единственный корабль противника, который мог представлять для него серьёзную угрозу, он имел огневое превосходство над оставшимися британскими кораблями. Да, «Шпее» был повреждён, его экипаж понёс потери. Да, противник имел превосходство в скорости. Но зато «Шпее» имел колоссальное превосходство в дальности – с момента получения топлива прошла всего неделя и топлива на борту хватало на отрыв. Лангсдорф вполне мог бы, отстреливаясь, уйти как минимум от лёгких крейсеров.
Потом, конечно, могло получиться по-разному, но в те годы загнать в океане одиночный корабль было весьма нетривиальной задачей. Это даже сейчас не сильно просто. Даже, вернее, сложно. А что если бы Лангсдорф принял решение пойти на отрыв? В самом лучшем для бриттов случае результатом бы стала долгая и изнурительная погоня через весь океан, где британцам понадобилось бы вводить в операцию всё новые и новые корабли, чтобы потом где-то заставить «Шпее» принять бой, в котором не факт, что обошлось бы без потерь. В худшем случае израсходовавшие топливо британские крейсера вынуждены были бы сбросить ход, подкрепления опоздали бы или «промахнулись», и «Шпее» ушёл бы домой.
То, что Лангсдорф сначала сам загнал в тупик свой корабль, потом, отказавшись от попытки прорываться с боем, сам затопил его, а потом застрелился, не было обусловлено ничем, кроме его личной воли. Британцы в ходе войны не раз жертвовали собой в безнадёжных боях и погибали целыми экипажами ради одного-двух попаданий по цели, причём имея возможность сбежать. Немцам никто не мешал вести себя аналогичным образом.
Хорошего варианта взять и прихлопнуть наглого одиночку у британцев не было, несмотря на чудовищное превосходство в силах над Кригсмарине. Почему? Потому, что им надо было быть везде, а кораблей не бесконечное количество, и удерживающий инициативу противник этим может воспользоваться.
Это и есть главная предпосылка успеха рейда, даже в условиях, когда его цель не атака конвоев и прочие «крейсерские» действия, неспособные обеспечить победу в войне даже при успешном завершении, а поиск и уничтожение слабых боевых групп и одиночных боевых кораблей противника. Чтобы выровнять баланс.
Немцы не ставили перед собой таких планов и целей, они либо не понимали их важность, либо не верили в реализуемость.
Ирония судьбы в том, что такие действия у них получались и получались хорошо. Но – по случайности. Рассмотрим их подробнее.
Эпизод 1. Операция «Юно»
Кинокадры из операции «Юно»
Теперь оценим, сколько в районе операции было сил у англичан. Авианосцы «Глориес» и «Арк Ройал», тяжёлый крейсер «Девоншир», лёгкий крейсер «Ковентри», лёгкий крейсер «Саутгемптон» находились в непосредственной близости от места боя. На расстоянии менее чем форсированного суточного перехода находились линкоры «Вэлиент», «Родни», линейные крейсера «Рипалс» и «Ринаун», тяжёлый крейсер «Сассекс».
Конечно, всё вышеупомянутое произошло фактически на задворках Европы – у побережья Норвегии. Но ведь у немцев были вполне успешные боевые походы далеко в океан.
Эпизод 2. Операция «Берлин»
22 января 1941 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау» отправились в длительный поход в Атлантику с задачей топить британские конвои. В ходе этой операции пара кораблей не раз попадалась на глаза англичанам, о ней сообщали атакованные суда, и в общем, британцы примерно представляли, что происходит в океане. Вот только, как уже было сказано, загнать в океане надводный корабль – задача не тривиальная, и это мягко говоря. 22 марта того же года пара линкоров пришвартовалась в Бресте, а торговый флот британцев уменьшился на 22 судна. Операцией командовал Гюнтер Лютьенс, сменивший «рейдера всея Кригсмарине» Маршаля из-за конфликта последнего с Рёдером. Замена оказалась не к добру и имела фатальные последствия. Мастер крейсерской войны Маршаль, единственный адмирал, потопивший в артиллерийском бою авианосец (на тот момент) и своенравный, способный на самостоятельные решения командир, был бы всё же уместнее на месте Лютьенса.
Что характерно для операции «Берлин»? Во-первых, пара немецких линкоров «прочесала» английское судоходство абсолютно безнаказанно, хотя три раза нарывалась на сильные охранения. 9 февраля корабли оказались в опасной близости от линкора «Рамилиес» в Северной Атлантике, 16 февраля юго-западнее они совсем немного разошлись с линкором «Родни», 7 марта к востоку от африканского побережья аналогично ушли от линкора «Малайя» и 20 марта их засекли самолёты с авианосца «Арк Ройял». Но атаковать немецкое соединение англичане так и не смогли, хотя ещё с момента его выхода в море отрядили крупные силы на его поимку. Но море большое.
Вопрос: а смогли бы «Шарнхорст» и «Гнейзенау» проредить не торговые суда, а боевые корабли англичан? Рассмотрим ситуацию с выходом немецкого соединения на конвой HX-106.
На 8-е декабря в состав охранения конвоя входил только один корабль – линкор «Рамилиес», построенный в 1915 году.
Лютьенс слепо следовал приказу Гитлера не вступать в бои с надводными кораблями англичан. Операция «Берлин» не повлекла за собой уменьшения боевого состава Королевских ВМС Великобритании. Однако в ходе этой операции немцы показали, что, несмотря на господство англичан в море, несмотря на имеющееся у них численное превосходство в боевых кораблях всех классов, несмотря на наличие у них авианосцев и палубной авиации, небольшое соединение рейдеров может и прорваться в океан, и вести там интенсивные боевые действия, и вернуться назад. Что, собственно, и произошло, вот только цели были выбраны не те.
Эпизод 3. Поход «Бисмарка» и «Принца Ойгена»
Во-вторых, стоит подумать над запросом Лютьенса дать ему с собой «Шарнхорст», «Гнейзенау», а в идеале ещё и «Тирпиц», когда он сможет выйти в море, и отложить операцию до говтовности «Тирпица» и ремонтировавшегося «Гнейзенау». Рёдер отказал во всём, и был неправ. В ходе «Берлина» Лютьенсу удалось выполнить боевую задачу двумя кораблями. Самоочевидно, что британцы, для которых владение морем это идея фикс, предпримут различные меры для недопущения повторения такого инцидента. А значит, что для «наступления на том же направлении против уже предупрежденного противника» надо было вводить в бой более крупные силы. Были ли готовы англичане к этому? Нет. А значит что? А значит, что на перехват немецкого соединения были бы брошены те же силы, которые на него реально бросили.
То есть, даже если бы вместе с «Бисмарком» и «Принцем Ойгеном» в Датском проливе оказался бы ещё, например, «Шарнхорст» (пусть даже только он один), то всё равно, на бой с ними вышли бы те же самые «Худ» и «Принц Уэльсский». Только у немцев было бы на девять 280-мм стволов больше. И если потопление «Худа» это скорее статистическая флуктуация, то выход из строя «Принц Уэльсский» и его выход из боя – закономерность в тех обстоятельствах. «Шарнхорст» в составе группы сделал бы закономерным, а не случайным, и выход из строя или потопление «Худа», и куда более тяжёлые повреждения на линкоре.
Да и когда произошёл бы «надлом»? «Бисмарк» погиб из-за накопленных ошибок – Рёдера, не давшего Лютьенсу нужного усиления, которое тот просил, и самого Лютьенса, которому сначала надо было прислушаться к командиру своего флагмана, а потом сохранять дисциплину при пользовании радиосвязью и не выдумывать ничего за противника. Гибель этого корабля не была предрешена, по крайней мере, там и тогда.
Но получилось так, как получилось, и в итоге не понимающий в военно-морских делах абсолютно ничего Гитлер сам и удавил свой надводный флот, лишив себя ещё одной возможности оттянуть или изменить неизбежный финал войны маленькой Германии против почти всего мира.
Боевой счёт на конец 1941 года тем не менее, в пользу немцев – они в своих надводных рейдах потопили авианосец, линейный крейсер, два эсминца и тральщик. Ещё можно добавить сюда потопленный вспомогательным крейсером (по сути торговым судном с оружием) лёгкий крейсер «Сидней». Цена всего этого – один линкор и тот самый вспомогательный крейсер.
И, конечно же, подлодки – они остались вне нашего рассмотрения, ведь тогдашние подлодки не могли гоняться за надводными целями или рывком уходить из-под облавы через пол океана. Использовать их именно как инструмент рейдерства, направленного на уничтожение надводного флота противника было трудно. А вот дать категорический приказ при наличии военной цели бить её, а не ждать безопасной возможности атаковать транспорт, можно было вполне. Подлодки Германии по своей численности превосходили надводный флот и могли топить и топили большие надводные корабли британцев. К концу 1941 года их послужной список включал в себя два линкора, два авианосца, один эскортный авианосец, два лёгких крейсера и пять эсминцев. Потери, конечно, были несравнимы с таковыми в надводных кораблях – к концу 1941 года общее количество потопленных ПЛ достигло немецких 68 единиц. И вот эти-то потери, в отличие от «Бисмарка» были вполне предрешены.
Остаётся только догадываться, чего могли достичь немцы, выбери они с самого начала правильную мишень. В конце концов, на Тихом океане американские подлодки потопили больше боевых кораблей, чем все остальные рода сил ВМС вместе взятые – 55% всех потерь, если считать по вымпелам. Ничего не мешало немцам сделать тоже самое.
Ничего не мешало им потом придти к корабельным боевым группам из кораблей разных классов – линкоров, крейсеров и эсминцев, которые выполняли бы в составе группы свои специфические задачи, ничего не мешало позже наладить взаимодействие с подводным флотом, включить в состав рейдовых сил приданные части люфтваффе с их Fw200… та планка, взяв которую КВМС Великобритании смогли бы в итоге загнать надводные силы Кригсмарине в базы (в реальности это сделал Гитлер), могла бы оказаться очень и очень высокой.
Уроки для современности
Германия, имея мощные сухопутные войска, существенно уступала своим врагам в суммарной морской мощи. Кроме того, её порты и базы были в основном изолированы от мирового океана, где проходили основные коммуникации союзников. Сегодня в таком же положении находится Россия. Наши флот мал, внятной стратегии применения у него нет и сражения с флотами вероятных противников он не выдержит. А экономика не даст нам построить флот, сравнимый с американским, да и не только в ней дело, даже если бы у нас были деньги, то демографическая «волна» на пороге которой наше общество стоит, просто не даст нам сформировать столько же экипажей и береговых частей. Нам нужна новая парадигма, и очень желательно, чтобы она не сводилась к ядерному самоубийству в качестве единственного сценария, хотя его никто не собирается сбрасывать со счетов.
И в этом смысле идея рейдов, направленных на ослабление флотов противника заслуживает внимательного изучения. В конце концов, чем, как не рейдами были планировавшиеся в советское время массированные авиаудары по группировкам кораблей ВМС США и НАТО? Рейды как они есть, и целью их были именно боевые корабли. Ведь что принципиально изменилось со времён Второй мировой? Спутниковая разведка? Её умеют обманывать, да и ракеты, способные сбить спутник на американских кораблях уже есть, на остальных могут появиться в обозримом будущем. И корабельная РЛС способная дать ЦУ по цели на околоземной орбите – уже даже не реальность, а скорее история, хоть и новейшая. Загоризонтные РЛС? Массовое распространение крылатых ракет морского базирования выведет из игры в первые часы конфликта. Всепогодная ударная авиация с большой дальностью? Но организация точного авиаудара по надводной цели на расстоянии от тысячи километров и более это настолько сложно, что большинство стран в мире даже не возьмутся. Море большое. Атомные подлодки? Они могут гоняться за скоростной надводной целью только ценой полной утраты скрытности. Мы запросто можем столкнуться с тем, что со времён Второй мировой поменялось очень мало, и что «поймать» в океане надводный корабль по-прежнему невероятно трудно, даже когда примерно знаешь где он.
И что корабельная ударная группа вполне может и отбиться от авиации, также, как это не раз было в прошлом. И тогда старый опыт вдруг оказывается весьма ценным и полезным, при условии, что он правильно понят.
Что является залогом успеха сегодня? А то же, что и в прошлом – силы современного военно-морского гегемона также раскиданы по всей планете мелкими группами – АУГ «мирного времени» с парой-тройкой эсминцев в эскорте, амфибийные боевые группы, сформированные «вокруг» УДК с самолётами, все они в основном очень далеко друг от друга, существенно дальше, чем дальность суточного перехода на максимальной скорости.
Каким должен быть корабль-рейдер? Довольно мощным. У него должно быть много ракет, как для ударов по берегу (по аэродромам для нейтрализации авиации), так и для ударов по кораблям и подлодкам. У него должна быть мощная ПВО. Он должен существенно превосходить конкурентов в дальности хода и максимальной скорости – как раз для отрывов от превосходящих военно-морских сил противника.
И конечно же, такие действия стоит отрабатывать, как «на карте», так и в море, с реальным противником. Учиться у него и доходчиво показывать, что его ждёт, если их политики доведут дело до настоящего взрыва. Непрерывно совершенствоваться и экспериментировать, чтобы всегда ставить противника перед свершившимся фактом.
Чтобы потом, в будущем, чужие потомки не дискутировали бы праздно об упущенных нами возможностях.
Значение слова «рейд»
1. Воен. Проникновение подвижных войск или партизанских отрядов в тыл противника для разрушения мостов, железных дорог, линий связи, уничтожения складов, аэродромов и т. п. Танкисты генерала Ротмистрова прорвали фронт и, предприняв смелый рейд, громили глубокие тылы противника. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке. Начался рейд украинских партизан в Карпаты. Он начался летом, во время затишья на фронте. Вершигора, Люди с чистой совестью.
2. Внезапная проверка, обследование, осуществляемое группой активистов по заданию общественных организаций. На другой день комсомольский рейд начался. Несколько десятков молодых рыбаков сновали по судоремонтной и тарной мастерским, по пошивочному цеху, заглядывали в каждый уголок на территории комбината. Чаковский, У нас уже утро. Материал собирала бригада коммунистов, специальный рейд провела по всем участкам цеха. Катерли, Бронзовая прялка.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Рейд (от нидерл. reede) — прибрежная акватория, место якорной стоянки кораблей и судов.
Рейд (от англ. raid, набег, налёт) — способ ведения боевых действий.
Рейд — стратегический завод в Самаре.
Рейд — посёлок, Осинский район, Пермский край, Россия
фланг противника (воен.).
2. перен. Внезапная общественная ревизия, производимая группой активистов по заданиям общественных организаций (нов.). Р. для проверки работы бюро жалоб. Р. легкой кавалерии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
рейд I
2. внезапная проверка, производимая государственными службами, общественными организациями, журналистами и т. п.
рейд II
1. морск. водное пространство вблизи порта, берега, предназначенное для якорных стоянок судов ◆ С середины августа «Аусма» отстаивалась на Таллинском рейде. Игорь Бунич, «Агония»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова керамит (существительное):