Развитие комбинационного зрения крайне необходимо для повышения шахматного мастерства. Узнаем больше об одном из самых распространенных тактических приемов в шахматах, чтобы научиться применять его в своих партиях.
В чем разница между линейным ударом и связкой?
В следующей позиции силы сторон примерно равны.
Заметим, что черный ферзь и конь b7 находятся на одной диагонали. Таким образом, белые могут воспользоваться линейным ударом и взять коня после отступления ферзя, получая решающий материальный перевес.
В этом классическом окончании белые близки к превращению пешки в ферзя и победе в партии.
Заметим, что белая ладья a8 мешает превращению пешки, но она не может покинуть это поле, потому что должна защищать пешку, атакованную ладьей с поля a1. Кажется, что белые не могут усилить свою позицию, но у них есть один трюк, позволяющий добиться победы.
Проверим себя
Задание 1: Что лучше: взять пешку белых или вести вперед свою пешку «a»?
Задание 2: Как получить материальный перевес в этой позиции?
Заключение
Кроме того, мы можем тренироваться, решая больше задач на тему линейного удара в режиме обучения!
Отступление коня позволит черным взять белого ферзя. Конь связан его защитой.
Линейный удар
Ферзь нападает на черного короля, которому приходится отступить, и забирает черного ферзя.
Двойной удар
Конь нападает на ферзя и ладью одновременно.
Вскрытое нападение
Вскрытое нападение происходит, когда шахматист ходом вскрывающей фигуры освобождает линию, по которой вскрытая дальнобойная фигура нападает на важные фигуры или поля в позиции противника. Если вскрытое нападение сопровождается шахом, говорят о вскрытом шахе.
Слон отступает, позволяя ладье дать вскрытый шах королю противника.
В чем значение тактики?
Умение находить и применять тактические приемы крайне важно для любого шахматиста. Комбинации позволяют усилить позицию, или получить материальный перевес, приближаясь к победе, или даже дать мат.
Великие тактики, например, Михаил Таль, Роберт Фишер и Гарри Каспаров вошли в историю благодаря своему комбинационному зрению. Противники боялись их счетных способностей, тактической зоркости и агрессивной игры. Они стали одними из сильнейших шахматистов в истории.
Эта позиция встретилась в партии 1925 года между чемпионом мира Александром Алехиным и блестящим Рихардом Рети. На доске материальное равенство, но позиция очень сложна. Ход черных.
Алехин нашел комбинацию позволяющую победить противника.
На доске позиция из партии в Опере гения атаки Пола Морфи против герцога Брауншвейгского и графа Изуара. У Морфи нет фигуры, но он выигрывает в два хода. Какой комбинацией?
Отлично! Морфи жертвует ферзя для отвлечения черного коня, связанного защитой поля d8, и дает мат ладьей!
Морфи выигрывает партию комбинацией.
Играем против Пола Морфи!
Сразимся с компьютерным двойником великого Морфи и десятками других ботов!
Проверим себя
Задание 1: Сможем победить чемпиона мира? В этой партии Александр Алехин играл белыми против Хосе-Рауля Капабланки. Каким ходом он завершил партию?
Задание 3: Чемпион мира Михаил Таль обладал невероятным тактическим зрением. В этой партии против МГ Георгия Трингова он провел красивую комбинацию с завлечением и двойным ударом. Какой ход нашел Таль?
Сыграй как Михаил Таль
Разбираем лучшие партии чемпиона мира!
Заключение
Мы узнали больше о тактике и различных видах тактических приемов, но наш путь к вершинам тактического мастерства только начинается. Нам обязательно стоит прочесть о каждом тактическом приеме подробнее.
Смотрим видео и решаем задания интерактивных курсов уроков «Охотимся на фигуры» и «Основы тактики», чтобы закрепить наши знания.
25 тактических приемов в шахматах, которые должны знать все игроки
Дата публикации: 2021-09-04
В этой статье мы рассмотрим 25 наиболее распространенных тактических приемов в шахматах, которые должен знать каждый игрок. Все варианты мы проиллюстрировали примерами и дали несколько практических советов.
Шахматная тактика 1: Вилка
Вилка – один из самых распространенных тактических приемов; это ситуация, когда одна фигура создает несколько угроз. В следующей позиции ферзь одновременно атакует короля и ладью чёрных:
Шахматная тактика 2: Коневая вилка
Шахматная тактика 3: Относительная Связка
Шахматная тактика 4: Жертва
Иногда одна сторона может уступить какой-то материал, чтобы добиться другого преимущества. Это называется жертва.
Здесь белые могут сыграть 1.Nxe5, пожертвовав ферзя. После 1…Bxd1 чёрный король получает мат: 2.Bxf7 + Ke7 3.Nd5# Эта матовая конструкция называется «Мат Легаля». Обратите внимание, что в исходной позиции конь был относительно связан чёрным слоном, но из-за идей мата всё же пошёл.
Шахматная тактика 5: Абсолютная связка
Когда за связанной фигурой стоит король, такая связка называется абсолютной. Как вы могли видеть из предыдущего примера, относительную связку можно сломать, если дать шанс. С абсолютной связкой дело обстоит иначе.
Хотите больше шахматных паттернов для тренировки?
Шахматная тактика 6: Сквозная атака
Эту тактику иногда называют «перевёрнутой связкой», потому что здесь более ценная фигура стоит перед менее ценной.
Шахматная тактика 7: Отвлечение
Вы можете пожертвовать одну из своих пешек, чтобы превратить другую.
Шахматная тактика 8: Использование последней горизонтали
В следующей позиции белая ладья может поставить мат королю чёрных из-за слабости последнего ряда. С другой стороны, у белого короля есть поле для побега на h2, что делает его абсолютно безопасным против такой шахматной тактики.
Шахматная тактика 9: Двойной шах
Шахматная тактика 10: Завлечение
Этот прием помогает, когда вам нужно, чтобы фигура вашего соперника находилась на определенном поле, чтобы чего-то добиться. На диаграмме выше после 1…Kh8 белые получают мат в два хода. Они начинают ходом 2.Qg8, привлекая ладью чёрных на поле g8.
Шахматная тактика 11: Спёртый мат
После взятия ферзя ладья чёрных займет единственное «доступное» поле короля. А после 3.Nf7 белые матуют! Такая тактика называется спёртым матом.
Как видите, чтобы поставить спёртый мат, белые использовали двойной шах и завлечение. Запомните эту последовательность; это очень распространённая комбинация в шахматах.
Шахматная тактика 12: Извлечение короля
Эта комбинация направлена на то, чтобы поставить вражеского короля в незащищённое положение, часто даже ценой некоторого материала. В следующей позиции белые могут разыграть Гамбит Кохрена, начиная с 4.Nxf7. Идея этого безумного хода состоит в том, чтобы заставить чёрного короля пойти к центру и атаковать его там.
Шахматная тактика 13: Греческий Дар
Это некий случай извлечения короля и одна из самых известных комбинаций. Белые жертвуют слона на h7 (или чёрные на h2 с перевернутыми цветами), после чего обычно конь идёт на g5, а ферзь на h5 с неизбежными матовыми угрозами.
Шахматная тактика 14: Жертва Ласкера
Таким образом, после 1.Bxh7 Kxh7 2.Qxh5 + Kg7 белые жертвуют другого слона ходом 3.Bxg7 Kxg7 4.Qg4 + Kh8, чтобы поставить мат после 5.Rf3 с последующим Rh3.
Шахматная тактика 15: Удаление защитника
Вместо того, чтобы отвлечь фигуру, вы также можете её уничтожить. Особенно это хорошо работает, когда её можно снять с помощью шаха. В следующей позиции белые могут выиграть ферзя после 1.Bxc6 + и 2.Qxd4.
Шахматная тактика 16: Рентген
Новички часто упускают эту шахматную тактику. Ферзи, ладьи и слоны могут контролировать поля даже за фигурой, если эта фигура собирается ходить.
Несмотря на то, что ферзь в данный момент не контролирует поле g6, король по-прежнему не может туда попасть.
Шахматная тактика 17: Ловля фигуры
Иногда более ценную фигуру окружают и атакуют менее ценные фигуры. В следующей позиции ферзь чёрных не имеет выхода и попадает в ловушку. Обратите внимание, что ладья b1 также просвечивает поля позади ферзя.
Шахматная тактика 18: Вскрытая Атака
В следующей позиции любой прыжок коня с f7 привел бы к шаху слоном с c4. 1.Nh6 приводит к двойному шаху, но лучше всего было сыграть 1.Nd6 и взять ферзя.
Шахматная тактика 19: Мельница
Механизм мельницы прост; после 1.Rxf7 + Kg8 2.Rg7 +! Kh8 Торре получил ту же позицию без пешки f7. Затем он проделал то же со слоном на b7: 3.Rxb7+ Kg8 4.Rg7+ Kh8. А потом, наконец, забрал ферзя после 5.Rg5 + Kh7 6.Rxh5.
Шахматная тактика 20: Противодействие угрозе
Вместо того, чтобы защищать или перемещать свою фигуру, вы можете контратаковать фигуру противника. В следующей позиции после 12.g5 чёрные могут сыграть 12…b4, контратакуя коня белых.
Шахматная тактика 21: Промежуточный ход
Ситуация, когда вы осуществляете вставку шаха, угрозу или взятие между другими ходами.
В этой позиции, в случае 1…Qxd2, белые могут сначала сыграть 2.Nxe7 + и только потом забрать ферзя.
Шахматная тактика 22: Цугцванг
В следующей позиции ходят чёрные, но любой возможный ход только ухудшит их позицию. Такая ситуация называется цугцванг.
В этой позиции любой ход чёрных позволяет белому королю пробиться и выиграть пешки.
Шахматная тактика 23: Упрощение
Важно понимать, что размены уменьшают не только потенциал вашей позиции, но и сокращают возможности вашего оппонента. В следующей позиции ладья чёрных легко остановила бы проходную белых, но после 1.Rd8 + Rf8 2.Rxf8 Kxf8 3.a5 пешку остановить невозможно.
Шахматная тактика 24: Пат
Тактика, основанная на патовой ситуации, обычно возникает, когда на доске мало фигур. Следующий пример довольно ясен; ходом 1…Rd6! чёрные «протыкают» белые фигуры и создают пат после 2.Kxd6.
Шахматная тактика 25: Линейный мат
Завершает нашу подборку одна из популярных комбинаций – линейный мат. Идея проста: одна ладья отрезает короля, а другая ставит ему мат. Но иногда такую идею довольно трудно заметить.
Здесь белые дают линейный мат после жертвы ферзя: 1.Qxh7! Kxh7 2.Rh5#
Заключение:
Теперь, когда вы знаете, какие существуют шахматные комбинации, вам будет легче «диагностировать» их в своих партиях. Но, конечно, не забывайте и решать побольше задач для каждого из рассмотренных приёма, чтобы тренировать свою способность выявлять их на доске.
Заметим, что угрозы могут быть связаны с нападением как на вражеские фигуры, так и на слабые поля, например, вокруг короля противника.
Ферзь нападает на слона и создает угрозу мата следующим ходом.
У черных материальный перевес, но после серии зевков и двойных ударов белого ферзя они теряют все свои фигуры.
Понимание особенностей движения каждой фигуры и хорошее тактическое зрение помогут находить двойные удары. Особенно важно умение замечать незащищенные фигуры, позволяющее использовать их неудачное положение.
Сыграй как Вишванатан Ананд
Разбираем лучшие партии чемпиона мира!
Проверим себя
Задание 1: Белые напали на обоих наших слонов. Как отразить эту угрозу и самим добиться материального перевеса?
Задание 2: Противник атакует нашего короля! Мы проигрываем или у нас найдется встречное нападение?
Задание 3: Черный слон стоит без защиты в центре доски. Как использовать его положение?
Заключение
Кроме того, мы можем тренироваться, решая больше задач на тему двойного удара в режиме обучения!
Режим «На выбор» позволяет задать нужные тему и рейтинг задач.
Сёги — одна из древнейших шахматоподобных игр в мире. Если вы давно хотели научиться играть в японские шахматы, то эта статья для вас! Здесь я постарался максимально понятно изложить правила и основные моменты сёги.
По всему миру ежегодно возрастает популярность традиционно японских шахмат сёги
К сожалению, за пределами Японии нет единого официального свода правил игры в сёги, что порождает множество их вариаций. Также нередки попытки адаптировать японские шахматы под европейский менталитет. Это убивает игру!
Считаю важным сохранить уникальную японскую философию шахмат сёги и их аутентичность. Ниже приводится перевод правил прописанных в документах японской ассоциации сёги. Именно по этим правилам играют в шахматы сёги в Японии.
Кстати, в переводе с японского сёги — игра генералов.
Итак, начнём постигать полководческое искусство…
Основные правила шахмат сёги
Сёги — это игра для двух игроков, которые сражаются друг с другом на доске. Как и в классических европейских шахматах, игроки поочерёдно, шаг за шагом, передвигают фигуры. Процесс совершения ходов до конца игры называется «тай-кеку» (игра). В сёги побеждает тот, кто первым съест вражеского короля, то есть поставит ему мат.
В сёги в отличии от европейских шахмат нет чёрных и белых фигур — все фигуры одного цвета. Их принадлежность игроку определяется по направлению их острой части.
Противоборствующие стороны лишь условно делят на чёрные — готэ (ходящие первыми) и белые сэнтэ — (ходящие позже).
Основным отличием европейских шахмат от сёги является возможность возврата ранее съеденных фигур противника обратно на поле, но уже на своей стороне. Именно это, порой, делает партии сёги невероятно сложными и интересными.
Сёгибан
В сёги доска называется сёгибан и представляет собой прямоугольник с нанесённой на него сеткой 9х9 клеток. Все клетки одинакового размера и цвета. Также на доске вы можете заметить четыре маленькие точки, которые помогают разделить доску на девять квадратов 3×3, это облегчает восприятие игрового поля.
Сёгибан как правило изготавливается из древесины торреи орехоносной.
Комадай
Кроме сёгибана при игре может использоваться комадай — подставка для взятых в плен фигур противника. Комадай используется для повышения удобства во время игры. Располагается справа от сёгибана ближе к игроку.
Превращения
Визуально на сёгибане можно выделить 3 равных по размеру области:
При попадании в лагерь противника все фигуры кроме короля и золотого генерала можно превратить в их улучшенные версии. Переворот фигур происходит по желанию игроков, но есть ряд правил:
Переворачивать можно фигуры, которые только вошли в зону превращения или уже ходят в ней
Если фигура вышла из зоны превращения и не была перевёрнута, то для превращения ей снова понадобится войти в зону
Фигура сброшенная в лагерь противника может быть превращена при совершении хода
Младшие фигуры (кэйма, кёся, фухё) обязательно переворачивать при достижении ими последней горизонтали с которой они уже никуда не смогут походить (предпоследней для кейма)
Однажды перевернувшись фигура уже не возвращается в начальное состояние до тех пор пока её не съедят
Фигуры
В начале партии фигуры расставляются по свои лагерям.
Всего в сражении на доске учувствует 40 фигур, по 20 с каждой стороны. На каждую фигуру нанесены иероглифы кандзи обозначающие их имена. Обычно фигуры обозначаются двумя иероглифами, но нередко обозначение сокращают до одного иероглифа. О превращениях фигур поговорим чуть позже.
В сёги 8 видов основных фигур и 6 перевёрнутых, которые в итоге дают 10 различных по возможностям фигур. Рассмотрим их все подробнее:
Осё (王将 ) и Гёкусё (玉将)
Королевский генерал или Осё — это аналог короля в европейских шахматах. Ходит также, на одну клетку в любом направлении.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Гекусё в переводе с японского — драгоценный генерал. Ходит он также как и осё.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
На поле обе фигуры ведут себя одинаково. Не переворачиваются. Внешне отличаются лишь одной небольшой чёрточкой справа от иероглифа 王 (玉)
Всё дело в том, что для японцев сёги — это не просто игра. Для них это также в некотором роде ритуал.
Осё — фигура для более опытного или старшего по возрасту или титулу игрока. Гёкусё — фигура для младших или менее опытных игроков. Таким образом японцы проявляют уважение.
Так например, если играют отец и сын, то король осё достанется отцу. Аналогичная ситуация с хозяином дома и его гостями, осё — для хозяина.
Исключения могут возникнуть при наличии у одного из игроков профессионального разряда.
Хися (Летающая колесница)
Хися — одна из сильнейших фигур в сёги. Ходит по вертикали и горизонтали на любое число клеток. Точно также, как и шахматная ладья.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Размещается над правым конём. При перевороте получает имя рюю.
Рюю (королевский дракон)
После переворота король-дракон сохраняет возможность ходить по вертикали и горизонтали на любое количество клеток, а также обретает способность ходить в любую сторону на одну клетку (как король).
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Какугё (слон)
Какуге наравне с летающей колесницей, считается ещё одной из сильнейших фигур. Ходит какуге аналогично слону в шахматах — на любое число клеток по диагоналям.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Располагается над левым конём. При перевороте какугё превращается в рюма, 竜馬
Рюма (лошадиный дракон)
После переворота слон может ходить по диагоналям на любое число клеток, а также в любую сторону на одну клетку.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Кинсё (золотой генерал)
Сокращённо кинсё также называют просто золото. Золотые генералы — это личные телохранители короля. На доске у каждого игрока по 2 золота. При начальной расстановке фигур они находятся слева и справа от короля.
Кинсё ходит почти также как и король, но не может отступать назад по диагонали.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Также как и король, золото не переворачивается. Его обратная сторона пуста.
Гинсё (серебряный генерал)
Сокращённо эту фигуру называют гин или серебро. По рангу серебро чуть слабее золота. Ходит на одну клетку во все стороны, но не ходит назад и по бокам.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
На доске у каждого игрока по 2 серебряных генерала. Изначально на сёгибане серебро находится сбоку от золота.
Превращается в нари-гин.
Нари-Гин (перевёрнутое серебро)
Перевёрнутое серебро ходит как золото.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Кэйма (конь)
Конь в сёги имеет меньше возможностей, чем его европейски собрат. Кейма может ходить на 2 поля вперёд, а потом направо или налево. Крайне уязвимая фигура. Не может отступать.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
У каждого игрока по 2 коня. Начальная позиция сбоку от серебряного генерала.
Превращается в нари-кей.
Нари-Кэй (перевёрнутый конь)
Перевёрнутый конь теряет свои способности и становится золотым генералом, приобретая всю его мощь.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Кёся (копьё)
При дословном переводе с японского название этой фигуры «пахнущая колесница», но также у неё есть кличка — яра. Яра с японского это стрелка или копьё.
Чаще эту фигуру называют стрелка, но копьё мне нравится больше. Ведь эта фигура подобно копью пронизывает все клетки перед собой.
Полезные, но крайне уязвимые фигуры. Не могут отступать до переворота.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
В начале игры у каждого игрока по 2 копья. Их стартовые позиции левый и правый край первой горизонтали. Превращается в нари-кё
Нари-Кё (перевёрнутое копьё)
После переворота нари-кё теряет возможности обычного копья и ходит в точности как золотой генерал.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Фухё (пехотинец)
Пешки самые слабая фигура на сёгибане, но не стоит их недооценивать. Умелый командир способен превратить их в грозную силу и нанести поражение противнику.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Фухё самые многочисленные фигуры на сёгибане. Всего у каждого игрока по 9 пешек. Располагаются они все на третьей горизонтали. Превращаются в токин.
Токин (превращённая пешка)
Попав во вражеский лагерь, пешка может стать золотым генералом. Если переводить дословно токин= «как золото» и ходит эта фигура также как золото.
Правила игры в Сёги – Японские шахматы Сёги
Сбросы
В сёги возможно повторное использование захваченных фигур противника. При сбросе фигура выставляется в любую пустую клетку на сёгибане.
Правила сброса
Сброс занимает целый ход. Одновременно со сбросом нельзя съесть фигуру противника или выполнить превращение сброшенной фигуры
При сбросе фигура имеет свой изначальный статус (не превращена)
Со следующего после сброса хода фигура может выполнять превращение и захватывать фигуры противника
Запрет на сброс
Сброс фигур запрещается в следующих случаях:
Запрещён сброс фигур на клетки, с которых они уже не смогут совершать ходы (последняя горизонталь для фухё и кёся и предпоследняя для кейма)
Запрещён сброс пешки на вертикаль на которой уже находится ваша пешка (наличие токина на вертикали не запрещает сброса)
Запрещён сброс пешки, ставящий мат (сброс пешки на короля, который не может съесть её или уйти от удара)
Ничья
В сёги ничья довольно редкое явление, однако иногда оно имеет место быть. Ничью можно объявить в двух случаях:
Одна и та же позиция возникает четыре раза. В этом случае партию переигрывают, при этом сентэ и готэ меняются местами.
Ситуация, при которой ни один из игроков не может поставить мат другому. Как правило такое случается из-за нюгёку — один из игроков строит крепость в лагере другого.
Результат игры в случае дзисёги определяется по очкам.
Патовых ситуаций и ничьих из-за них в сёги не бывает
Подсчёт очков
Подсчитываются все фигуры игрока на поле и на его комадай (в руке), кроме короля.
Ладья и слон оцениваются в 5 очков, а все остальные — 1 очко