Что такое копье древнего человека
Копьё
Обычное копье состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.(но не более 50 см.)
Содержание
История копья
Простейшее копье первобытного человека представляло собой прямую обструганную и заточенную палку из твердого дерева длиной примерно в рост человека. Как правило, острие для твердости обжигалось.
Hasta
Пилумы (pila, ед. ч. pilum) — метательные орудия, применявшиеся древнеримскими воинами.
Острога (на Руси называемая просто «кол») не имела перевеса к острию и не металась. Обычно она удерживалась двумя руками, так как для достаточной эффективности удара (а при обжиге наконечник приобретал твердость, но утрачивал остроту) на неё надо было наваливаться всем весом.
Сравнительно поздно, всего 12-17 тыс. лет назад, в эпоху мезолита, копья стали оснащаться наконечниками из камня или кости и разделились на метательные и рукопашные.
Метательные копья долгое время решительно преобладали, так как допускали двоякое применение, — ведь ими можно было и наносить удары. Потому, даже и в век металла, вплоть до перехода к тактике боя в сомкнутых порядках, а у некоторых народов и после, копья оставались универсальными. Характерными примерами в этом плане могут служить древнегерманская фрамея с наконечником из мягкого железа и раннесредневековый франкский ангон.
В случае, если копье предназначалось как для броска, так и для удара, воин обычно носил два копья, — чтобы, метнув одно, не остаться безоружным. Либо же ограничивался одним, но снабжал его кожаным ремнем длиной несколько метров, за который копье после броска можно было притянуть обратно.
Довольно поздно, — всего несколько тысяч лет назад, — уже при переходе к оседлости, кроме метательных и рукопашных, появились копья и ещё одного вида, — загонные, в наиболее простом варианте представлявшие собой обычный кол, но довольно толстый (как раз чтобы охватить рукой) и длинный (до 200 см). Назначением таких копий было отражение нападающего зверя. Загонное копье или, как его чаще называли, рогатину упирали тупым концом в землю, наступали на него ногой и выставляли вперед острие.
Разновидности копий
Копья пехоты
Против пехоты
Против конницы
За счет применения наконечника минимального размера и изготовления древка из сравнительно легкого дерева, вес пик удерживался на уровне 4,5 кг, однако, точка приложения этой силы имела рычаг порядка двух метров, что делало пику крайне неудобной для удержания.
В бою с пехотой пикой не наносили ударов, — её просто направляли на врага и наступали. Конец пики при этом зажимался под мышкой, — только так её можно было удержать горизонтально. Либо, если пикинёры располагали кирасами (что стало обычным с конца XV века) тупой конец пики упирался в специальных держатель — «ток», приваренный к кирасе. Такой мерой удавалось достичь более жесткой фиксации пики (что было важно при продавливании ею вражеских доспехов) и несколько увеличить её эффективную длину.
В XVII веке, после появления подвижной артиллерии, с целью увеличения мобильности войск тяжелая пика стала заменяться легкой — длиной всего 300 см, пригодной в том числе и для нанесения ударов. Легкая пика весила меньше тяжелой — порядка 2,5 кг, — но имела значительно большего размера наконечник — с парой дополнительных лезвий (выполняющих функцию перекладины) — и противовес, — что делало её удержание более удобным. Однако, и такая пика оставалась слишком длинной для использования в индивидуальном бою. Пикинер по-прежнему носил шпагу или кортик.
Вполне удовлетворительной защиты от кавалерии легкая пика, однако, уже не давала, — предпосылки для её принятия возникали, лишь когда основную тяжесть борьбы с кавалерией начинали брать на себя мушкетеры. С конца же XVII века легкие пики уже стали стремительно вытесняться штыками. В 1700 году они уже были сняты с вооружения во Франции, но во время Французской революции были извлечены из арсеналов и имели некоторое применение, — в виду нехватки ружей.
За пределами Европы пики длиной 400 см для борьбы с колесницами использовались в Китае.
Кавалерийские копья
Скоро македонцы придумали, как использовать в кавалерийском бою и сариссы. Удерживать сариссу длиной 420 см можно было только взяв наперевес, и, в этом случае, отдача от удара приходилась в горизонтальной плоскости. Не имея стремян, всадник был обречен на падение, но этого не происходило, так как сарисса привязывалась кожаными ремнями к седлу, — ремни поглощали отдачу.
С изобретением стремян кавалерийские копья или пики стали употребляться повсеместно. Обычно они не имели никаких оригинальных особенностей конструкции — вес около 2,3—3,3 кг, ломкое древко 280—340 см, маленький четырёхгранный или плоский наконечник, противовес. Таким они и сохранилось у легкой и средней кавалерии вплоть до XX века.
С XIV века копья начали склеиваться в виде полой трубы и получили конический щиток, защищавший руку. Полые копья весили меньше, и ломались легче, что при упоре их в ток приобретало особую актуальность. Выражение «ломать копья» с этих пор стало синонимом рыцарского поединка.
Всадники так привыкли к тому, что после удара копьем у них в руках остается палица, что, когда в XVI веке пики стали заменяться пистолетами, этот принцип был сохранен, — пистолеты XVI—XVII веков имели на рукоятке увесистое «яблоко» и после выстрела превращались в дубинку.
На Востоке копье претерпело иную эволюцию. В арабское время, напротив, возникла тенденция к его укорочению. Зато наконечник увеличился, став широким, плоским и, нередко, изогнутым. Будучи сделан из дамаска, он приобрел если не рубящие, то режущие свойства, и теперь не обламывался в ране, а выворачивался из неё. Эта особенность позволила снабдить копье прочным древком и сделать его многоразовым.
В культуре
«Копья» (исп. Las lanzas) — второе название знаменитой картины испанского живописца Диего Веласкеса «Сдача Бреды» (исп. La rendición de Breda), посвященной одному из эпизодов Восьмидесятилетней войны (Нидерландской революции).
Символизм копья
Копьё — символ воинственности, агрессивной активности (в скандинавской мифологии Один, бросив копьё в направлении войска противников, положил начало первой войне между богами), а также фаллический символ. Последнее значение может быть проиллюстрировано ведийским космогоническим мифом о пахтании молочного океана копьём или орфическим повествованием о мировом яйце, разбиваемом копьём. Угаритское божество грозы и плодородия Баал изображается с молнией-копьём, поражающим землю (еще один образ эротического единения двух начал). Эмблемой победы служит копьё Индры — индуистского бога войны. В Китае копьё является атрибутом многих второстепенных богов.
Копьё — один из символов мировой оси.
Древнерусские копья. В бою и на охоте
Следует отметить, что активное изучение славянских и древнерусских копий началось сравнительно недавно – на рубеже XIX и XX веков. До того археологи и историки уделяли больше внимания холодному оружию или средствам защиты, тогда как древковые образцы почти не изучались. Впрочем, в начале прошлого века ситуация изменилась, и всего за несколько десятилетий промежуток в знаниях был восполнен. Так, только к середине шестидесятых годов было обнаружено и изучено более 750 копий из разных регионов. За следующие полвека количество найденных объектов значительно выросло.
Оружейники и воины Древней Руси – как и их коллеги и соперники из других стран и регионов – постоянно вели поиск новых конструкций и вариантов копья, способных обеспечить рост боевых характеристик. В результате этого за несколько веков были внедрены и опробованы на практике множество конструкций. Новые копья отличались от существующих формой и размерами наконечника, параметрами древка и т.д.
Таким образом, древнерусские оружейники экономили время и силы на поиске совершенно новых решений за счет изучения и внедрения чужого опыта. Конечно, это не позволяло им быть в полной мере передовиками своей отрасли, но давало иные известные преимущества. Так или иначе, как показывали дальнейшие события, подобный подход обеспечивал необходимый вклад в боеспособность войска.
На протяжении долгих веков древнерусские и заграничные оружейники постоянно дорабатывали и изменяли форму наконечника копья, стремясь повысить его боевые качества. В результате и в нашей стране, и за рубежом известно большое количество форм и классов таких изделий. В случае с древками копий ситуация оказывается куда более простой.
На смену ланцетовидному наконечнику пришел т.н. пиковидный. В этом случае перо копья имело форму высокого равностороннего треугольника. Поперечное сечение наконечника было ромбическим и увеличивалось по ходу к втулке. Любопытно, что пиковидный наконечник оказался весьма удачным и эффективным. Относительное совершенство конструкции позволило ему оставаться в эксплуатации в течение нескольких следующих веков.
Еще одной любопытной новинкой X-XI веков считается т.н. гарпун – плоский наконечник стреловидной формы с парой шипов в задней части. Такие наконечники встречаются в захоронениях X-XIII веков, однако в большинстве случаев речь шла об охотничьем оружии. Двушипное копье-гарпун имело ограниченные возможности в контексте пехотного или конного боя, и потому достаточно быстро прекратило армейскую службу.
Вариантом лавролистного копья стала уже упомянутая рогатина – тяжелое копье для решения отдельных задач. Для увеличения пробивной силы наконечник рогатины мог иметь длину до 500-600 мм и ширину до 60-70 мм. Диаметр втулки достигал 30-50 мм. Общая масса рогатины могла доходить до 800-1000 г – в два с лишним раза тяжелее «простого» копья. Необходимо отметить, что рогатины могли иметь наконечники разных форм, однако лавролистный тип обеспечивал наилучшее соотношение прочности и боевых качеств.
Следует отметить, что пехота и конница могли использовать копья с наконечниками одних и тех же типов. В зависимости от сферы применения, они отличались друг от друга только размерами и массой. По мере изучения и внедрения новых типов наконечника производилось перевооружение и пеших, и конных воинов.
Ситуация в охотничьей сфере изменялась иначе. Изначально для охоты на крупного и опасного зверя использовались копья «военного» образца с наконечниками актуальных типов. Однако со временем, к XI-XII векам наметились новые тенденции. В ходе многочисленных сражений было установлено, что тяжелый двушипный гарпун не самым лучшим образом показывают себя в бою. В то же время, это изделие отличалось высокой эффективностью при охоте на зверя. Задние шипы наконечника могли цепляться за края раны и не позволяли вынуть копье, усиливая воздействие на цель. На поле боя это свойство оказывалось ненужным, но было полезным на охоте. Другим популярным инструментом для охоты стало копье-рогатина, также эффективное и на войне.
Копья Жозефа А. Рони-старшего и Джин М. Ауэл (часть 2)
Итак, когда же появились первые копья с первыми наконечниками, сделанными из камня? Наконец наука может ответить на этот вопрос несколько более определенно. На сегодня самое древнее деревянное копье без наконечника, а просто с обточенным острием, — это копье, найденное в Эссексе, и восемь деревянных копий из Шёнингена (Германия), возраст которых определяется в интервале от 360 000 до 420 000 лет. Ну, а самые же древние копья с обсидиановыми наконечниками (или, вернее, наконечники к копьям!) нашли в Гадемотте в Эфиопии. Возраст их составляет 280 000 лет. Впрочем, есть сегодня находки и постарше. Например, в 2012 г. в Капской провинции в ЮАР нашли сразу 13 каменных лезвий, которые, по мнению археологов, представляют именно наконечники копий. А вот их возраст уже 500 000 лет или что-то около этого.
Изображение охотника перед бизоном. Пещера Ласко. Дордонь. Франция
Про находки в Гадемотте следует рассказать поподробнее, поскольку эта область сегодня представляет собой древний горный кряж, возвышающийся над одним из расположенных там четырех озер рифтовой долины – исключительно живописным озером Зивай. Примерно 125–780 тысяч лет назад здесь разливалось большое «мегаозеро», в которое входили все четыре современных водоема и где палеонтологи нашли многочисленные останки древних антилоп и бегемотов и… что самое ценное – 141 копейный наконечник из обсидиана.
Находками занимался профессор Йонатан Зале из Калифорнийского университета, который обратил внимание на имеющиеся на них характерные повреждения. Оказывается, что в момент удара на обсидиановых пластинках появляются V-образные трещины. Вершина «V» отмечает ту точку, из которой трещины распространяются в разные стороны. Было замечено, что чем «крылья» «V» не уже, тем выше скорость образования трещин в обсидиане. У одних наконечников она превышала 80 м/с, тогда как у других она была около 1,5 м/с. То есть получается, что в первом случае копье с наконечником летело в цель будучи брошенным, а во втором – объект охоты им просто ударяли. И у Джин Ауэл как раз и подчеркивается, что ее герои, принадлежавшие к неандертальцам, бегут за животным и ударяют его. Есть у них и своеобразное спортивное состязание – «бег с копьями», в ходе которого нужно первым добежать до цели и поразить ее ударом копья.
Вот он, древний обработанный камень, с которого началась наша цивилизация. Дордонь, Франция.
Наконечники копий и каменные топоры. Музей Анатолийской цивилизации. Анкара, Турция.
Украшение копьеметалки. Британский музей. Лондон.
Кадр из кинофильма «Миллион лет до нашей эры» (1966 г.). Вот, оказывается, какие тогда были красотки. Кстати, все прямо-таки по Джин Ауэл – ну вылитая Эйла из цикла ее романов «Дети Земли».
Что же касается романов и образов, созданных Джин М. Ауэл, то при всех достоинствах ее произведений она все-таки несколько перенасытила их, во-первых, слишком уж многочисленными описаниями сексуальной жизни людей каменного века, в некоторых местах ну совершенно явно избыточных. Ну, а во-вторых – их толерантность и миролюбие у нее явно чрезмерны.
Бизон, пораженный копьем. Рисунок на стене в пещере Левобережная. Саблино.
Истина в произведениях Ж. И. Рони-старшего и Джин М. Ауэл, то есть начала и конца ХХ века, лежит как всегда где-то посредине. Впрочем, этнографические материалы также свидетельствуют, что конфликты на ранних этапах человеческой истории люди предпочитали улаживать миром. Если же мира достичь не удавалось, то для силового решения конфликта избирали специальных бойцов, а сами поединки между ними проводились по определенным правилам, которые обеими сторонами должны были строго соблюдаться. Ну, а если уж общая схватка была неизбежной, то перед ней опять-таки договаривались, как и сколько биться, о предельном количестве потерь, понесшая их сторона должна была бы признать себя побежденной и впоследствии выплачивать дань победителям. Конечно, мы не можем с абсолютной точностью утверждать, что все эти же обычаи существовали также и на заре человеческой истории. Хотя с другой стороны, а почему бы и нет?! Впрочем, если речь идет о каких-то доказательствах, то… живописные изображения тех далеких лет однозначно говорят нам лишь только об охоте на животных, а вот убитые люди, как, впрочем, и живые, на них почему-то практически отсутствуют!
Наконечник копья, найденный во время раскопок на Баттермилк Крик в Техасе.
Впрочем, все время появляются и новые находки. Например, археологам из Техасского университета во время раскопок на Баттермилк Крик в штате Техас удалось найти каменные наконечники копий, возраст которых 15,5 тыс. лет. Казалось бы, что тут такого, находили и более древние, но в данном случае важно то, что раньше ученые считали, что первые люди появились в Северной Америке 11–11,5 тыс. лет назад. Они принадлежали к так называемой к культуре Кловис. Но теперь ясно, что заселение североамериканского материка состоялось еще раньше!
А это часть остальных находок, сделанных учеными Техасского университета.
Интересно, что во время раскопок нашли около 100 тыс. различных каменных артефактов, и среди них 12 наконечников копий возрастом от 13,5 до 15,5 тыс. лет. Правда, пока невозможно сказать, являются ли люди культуры Кловис — потомками этой группы или нет? И было ли две, мигрировавшие в Северную Америку с интервалом в несколько тысячелетий, группы людей или же это была одна группа, но просто расселившаяся по разным территориям. Так что изучение нашего прошлого успешно продолжается, и помогают в этом даже наконечники копий, сделанные из камня!
Копья Жозефа А. Рони-старшего и Джин М. Ауэл (часть 1)
Не так давно на «ВО» появилась статья Кирилла Рябова о древнерусских копьях в бою и на охоте, написанная на основе работ известных российских историков, включая А.Н. Кирпичникова. Однако любая тема хороша тем, что может быть развернута как вширь (копья японцев, индейцев, викингов), так и вглубь веков (копья Рима, копья гоплитов Марафона, копья династии Инь-Янь, копья…).
Ну а какие копья самые древние? Конечно, каменного века! Об этом нам говорили еще в 5-ом классе средней школы и, в общем-то, говорили правильно, но только по большому счету это ни о чем. Каменный век был самой продолжительной вехой в истории человечества. Именно тогда существовали разные подвиды Нomo saрiens, и разве не интересно попытаться выяснить, где именно, когда и у кого эти самые копья появились в то далекое от нас время. Ведь копье – это был один из шагов к вершинам цивилизации, так же, как и гарпун, сверленый топор, плот, парус, колесо, ну и так далее…
Палеолитический охотник с древнейшей формой копья, у которого деревянное острие было обожжено в пламени костра. Археологический музей, Бонн
Наверное, многие из вас читали роман французского писателя Жозефа А. Рони-старшего «Борьба за огонь», написанный еще в 1909 году на основе тогдашних знаний о жизни первобытных людей. Это увлекательная повесть о поисках огня, без которого племя уламров (явно людей современного вида) не может существовать. В 1981 году он был экранизирован, причем о качестве экранизации говорит тот факт, что этому фильму дали две премии: «Сезар» и «Оскар». Хотя лично я от него и не в восторге. И ляпов в нем много, и сюжет ну уж слишком упрощен, по сравнению с романом.
Кинофильм «Последний неандерталец» (2010). А «палки» могли бы взять и по прямее!
Важно отметить, что и в других романах Ж.Я. Рони на «первобытную тему», таких как «Вамирэх» (1892), «Пещерный лев» (1918) и «Эльдар с Голубой реки» (1929) главной темой повествования является беспощадное столкновение первобытных человеческих рас в борьбе либо за огонь, либо из-за женщин, а то и просто потому, что «чужие – это враги».
«Человек с копьем». Петроглиф из Швеции.
Зато в наши дни американка Джин М. Ауэл написала серию романов, главной героиней которых сделала первобытную девушку Эйлу. Важно отметить, что Джин Ауэл была на раскопках во Франции, Австрии, Чехословакии, Украине, Венгрии и Германии, и занималась популярным в наши дни «сервайлингом»: училась делать каменные орудия, сооружать жилище из снега, обрабатывать оленьи шкуры и плести коврики из травы. В процессе работы над романами она консультировалась с антропологами, археологами, историками, этнографами и специалистами в других областях знаний, чтобы как можно правдоподобнее показать мир позднего плейстоцена, в котором жили и действовали ее герои, и надо заметить, что это ей полностью удалось.
Копье с каменным наконечником из Национального парка Кабо Верде.
А это наконечники стрел! Причем рубящие, а не заостренные. Удивительно, не правда ли? Металлические наконечники такой формы известны, но, оказывается, были такие же и каменные!
По-видимому, всю историю человечества Ж.Рони-старший видел как одно сплошное противоборство между людьми разного физического типа, которых в том же романе «Борьба за огонь» представляют уламры, кзамы, рыжие карлики и люди из племени Ва. Но разве не было все это отраженно и в различных артефактах, и талантливо передано в художественных образах? Практически все эпические герои, к какому бы народу они не принадлежали, постоянно схватываются с врагами, воплощающими «абсолютное зло». При этом интересно, что большинство героев – во всяком случае, наиболее известные среди них, озабочены проблемой собственного бессмертия либо неуязвимости, либо о ней заботятся их родители или друзья. Героя «Илиады» Ахиллеса неуязвимым делает его мать – богиня, которая для этого купает его в водах подземной реки Стикса. Зигфрид – персонаж «Песни о Нибелунгах» с той же целью купается в крови дракона. Сослан-богатырь – герой эпоса нартов становится неуязвимым после того, как его отец-кузнец помещает его опять же во младенчестве в раскаленную печь, причем держит его клещами за ноги ниже колен. Но интересно, что уже тогда люди были достаточно мудрыми, чтобы понять: абсолютную неуязвимость получить невозможно! Та же богиня Фетида держит Ахиллеса за пятку и именно в нее попадает стрела коварного Париса. К спине Зигфрида прилип древесный листок, и туда-то и вонзается копье его врага. Ну, а в качестве коварного крага Сослана и вовсе выступает волшебное колесо Балсага, узнавшее его тайну. Дождавшись, когда он заснет, колесо перекатилось через его уязвимое место и… отрезало ему обе ноги ниже колен, отчего он истек кровью!
Вот этот наконечник недавно нашел мальчик в Техасе…