Что такое контрибуционная маржа

Маржинальная прибыль

Определение

Маржинальная прибыль (англ. Contribution Margin) является одной из концепций управленческого учета и используется в анализе «затраты-объем продукции-прибыль» для определения прибыльности определенного вида продукции или услуги. Этот показатель может быть рассчитан на единицу продукции, на всю продукцию, в виде коэффициента и в процентах.

Эта концепция полезна при принятии различных управленческих решений.

Формула

Маржинальная прибыль на единицу продукции

Значение данного показателя на единицу продукции рассчитывается по следующей формуле.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

где P per Unit – цена единицы продукции, VC per Unit – переменные затраты на единицу продукции.

Совокупная маржинальная прибыль

Представляет собой разницу между выручкой и совокупными переменными затратами.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

где S – выручка от реализации продукции, TCV – совокупные переменные затраты.

Коэффициент маржинальной прибыли

Значение коэффициента может быть рассчитано двумя способами.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Формулы, приведенные выше, могут быть трансформированы следующим образом.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Значение коэффициента может быть также представлено в процентах. Например, коэффициент 0,2 соответствует 20%.

График

Взаимосвязь между величиной совокупной маржинальной прибыли и объемом реализации продукции представлена на графике ниже.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Поскольку выручка от реализации продукции и величина совокупных переменных затрат находятся изменяются прямо пропорционально уровню деловой активности, величина совокупной маржинальной прибыли возрастает пропорционально росту объема продаж.

Маржинальная прибыль на единицу продукции, напротив, остается неизменной при любом уровне деловой активности при условии, что цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции остаются неизменными. Поведение этого показателя продемонстрировано на графике ниже.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Следует отметить, что величина маржинальной прибыли в некоторых обстоятельствах может принимать отрицательные значения. Это означает, что выручка от реализации продукции не покрывает даже понесенных переменных затрат. Если действие этих обстоятельств не прекратится, менеджменту компании необходимо рассмотреть решение об остановке производства и реализации этих видов продукции.

Пример расчета

ООО «Ритейл Фэшн ЛТД» розничный магазин одежды, который продает четыре вида товара. Данные относительно цены реализации, переменных затрат и объеме реализации в отчетном квартале представлены в таблице.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Проведем анализ маржинальной прибыли на основании представленных выше формул.

S Джинсы = 85 &#215 2 500 = 212 500 у.е.

S Брюки = 50 &#215 1 700 = 85 000 у.е.

S Регланы = 45 &#215 3 250 = 146 250 у.е.

S Свитера = 90 &#215 1 300 = 117 000 у.е.

TVC Джинсы = 50 &#215 2 500 = 125 000 у.е.

TVC Брюки = 25 &#215 1 700 = 42 500 у.е.

TVC Регланы = 30 &#215 3 250 = 97 500 у.е.

TVC Свитера = 60 &#215 1 300 = 78 000 у.е.

TCM Джинсы = 212 500 – 125 000 = 87 500 у.е.

TCM Брюки = 85 000 – 42 500 = 42 500 у.е.

TCM Регланы = 146 250 – 97 500 = 48 750 у.е.

TCM Свитера = 117 000 – 78 000 = 39 000 у.е.

CM Ratio Джинсы = 87 500 &#247 212 500 = 0,412 или 41,2%

CM Ratio Брюки = 42 500 &#247 85 000 = 0,500 или 50,0%

CM Ratio Регланы = 48 750 &#247 146 250 = 0,333 или 33,3%

CM Ratio Свитера = 39 000 &#247 117 000 = 0,333 или 33,3%

Результаты проведенного анализа маржинальной прибыли агрегированы в таблицу.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Как можно видеть из таблицы наиболее маржинальным товаром для ООО «Ритейл Фэшн ЛТД» являются брюки, поскольку они приносят максимальную прибыль на 1 у.е. вложений.

Источник

Анализ финансов предприятия

Главная > Реферат >Менеджмент

КбМ 1= 3721-2019,28=1701,72 КбМ 2= 3992-2164,16=1827,84

Этот показатель является одним из наиболее существенных показателей операционного анализа, т. к. он свидетельствует о достаточности покрытия им постоянных затрат и, более того, о способности предприятия получать операционную прибыль.

Однако в расчетах чаще используется коэффициент контрибуционной маржи, который определяется делением последней на величину продаж. Рост этого коэффициента говорит о более эффективном управлении операционными затратами предприятия.

ККбМ 1 =К6М 1 /продажи =1701,72/3 721 =0,45 7 ККбМ2=КбМ2/продажи=1827,84/3992=0,458

Зная коэффициент контрибуционной маржи, можно рассчитать точку безубыточности, или порог рентабельности в стоимостных единицах измерения:

К оэффициент контрибуционной маржи

ТБ 1= 1321,72/0,457=2890,0877 ТБ 2 = 1427,84/0,458=3118,4006

На сколько фактический объем продаж превысил свое пороговое значение, говорит показатель запаса финансовой прочности:

1-й год: 3721-2890=830,91 2-й год: 3992-3118=873,59

Запас финансовой прочности принято выражать в процентах относительно объемов продаж.

1-год: 831/3721*100=22,33% 2-год: 874/3992*100=21,88% Заполняем таблицу 3.2

Таблица 3.2 Расчет контрибуционной маржи, точки безубыточности и запаса финансовой прочности (долл.)

2. Переменные затраты

3. Контрибуционная маржа (1-2)

4. Коэффициент контрибуционной маржи (3:1)

5. Постоянные затраты

6. Точка безубыточности (5:4)

7. Запас финансовой прочности

7.1 в стоимостном выражении (1-6)

7.2 в процентах (7.1:1*100)

Из данной таблицы видно, что контрибуционная маржа возросла на 126,12 долл. Это объясняется ростом продаж и переменных затрат во втором году работы предприятия, то есть абсолютный прирост продаж превышает прирост переменных затрат.

Также во втором году повысилась точка безубыточности. То есть при достижении выручки от реализации в 3118,40 долл, предприятие достигает окупаемости постоянных и переменных затрат.

Произошло увеличение запаса финансовой прочности. Это благоприятное изменение для предприятия и объясняется значительным увеличением продаж по сравнению с точкой безубыточности.

% А операционной прибыли

Сила операционного рычага =

Чтобы рассчитать силу операционного рычага, пользуются формулой

Сила операционного рычага =

СВОР 1= 1701,72/380=4,4782 СВОР 2= 1827,84/400=4,5696

Произошло снижение СВОР во втором году. Это объясняется значительным увеличением контрибуционной маржи и слабым увеличением операционной прибыли.

СВОР равна 4,4782в первом году. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации на 1% прибыль возрастет на 1%*4,4782=4,4782%.

Финансовый рычаг (как и операционный) порождают постоянные затраты. Он имеет место при финансировании деятельности предприятия долговыми источниками, по которым необходимо выплачивать проценты. Величина таких финансовых издержек не зависит от объемов продаж, а обусловлена величиной займа, сроками и процентной ставкой его привлечения.

Источником покрытия процентов является операционная прибыль. Поэтому финансовые издержки оказывают влияние на взаимосвязь между операционной и чистой прибылью. Сила этой связи может быть измерена как процентное изменение чистой прибыли, вызванное процентным изменением операционной прибыли:

% А операционной прибыли

Чтобы рассчитать силу рычага, пользуются формулой

Сила финансового рычага =

СФР 1=380/(380-70)=1,2258 СФР 2= 400/(400-85)=1,2698

Таблица 3.3.Операционный и финансовый рычаги предприятия

Сила операционного рычага

Сила финансового рычага

Сила воздействия финансового рычага увеличилась во втором году, соответственно увеличился финансовый риск предприятия.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем выше предпринимательский риск.

Рост цен и уменьшение постоянных и переменных затрат снижает значение точки безубыточности и ведёт к увеличению прибыли. Таким образом, операционной рычаг (леверидж) влияет на совокупный риск для фирм. Но это не основная причина риска, так как он зависит еще от изменения спроса на товары и изменения переменных издержек.

Увеличение финансового левериджа влечёт за собой повышение риска, и наоборот. Чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск, связанный с предприятием.

4.Моделирование показателей роста предприятия

Поскольку развитие является одной из главных целей любой компании, в курсовой работе предполагается, что объемы продаж исследуемых предприятий будут расти. Однако этот рост не должен быть достигнут любой ценой, иначе предприятие может не усилить, а ослабить свои позиции вплоть до состояния банкротства, как показывает мировая практика.

Формируя свои планы, компания пытается решить несколько задач одновременно:

умеренное использование заемного капитала,

высокий уровень дивидендов.

Каждая из этих задач сама по себе представляет ценность, но часто они противоречат друг другу. И когда это случается (один или несколько финансовых коэффициентов становятся неудовлетворительными), то требуется внесение корректировок, которые не всегда возможны и желательны. Необходимо, чтобы рост компании не имел негативных последствий и не нарушал его финансового состояния и, более того, был согласован с рыночными реалиями.

Инструментом, позволяющим выявлять такие противоречия и способствовать принятию более взвешенных решений в маркетинговой, производственной и финансовой сферах, является модель уровня достижимого роста ( SGR ).

То есть необходимо спрогнозировать ряд финансовых показателей на основе использования модели SGR. С помощью модели SGR можно рассчитать максимально возможный темп роста объема продаж при заданных финансовых коэффициентах ( g ):

NP — чистая прибыль;

Модель применяется при рассмотрении двух сценариев развития предприятия: у стойчивого роста и изменяющихся условий.

Источник

Что такое маржинальная прибыль и как её рассчитать?

Маржинальная прибыль (по-другому, «маржа», contribution margin) является одним из основных показателей для оценки успешности деятельности предприятия. Важно не только знать формулу ее расчета, но и понимать, для чего она используется.

Определение маржинальной прибыли

Для начала отметим, что маржа — это финансовый показатель. Он отражает максимальную прибыль, полученную от того или иного вида товара или услуги предприятия. Показывает насколько рентабельны производство и/или реализация данных товаров или услуг. Используя этот показатель, можно оценить, сможет ли предприятие перекрывать свои постоянные издержки.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Любая прибыль является разницей между доходами (либо выручкой) и некоторыми затратами (издержками). Вопрос лишь в том, какие затраты нам необходимо учесть в данном показателе.

Маржинальная прибыль/убыток — это выручка за минусом переменных затрат/издержек (в данной статье примем, что это одно и то же). Если выручка больше переменных затрат, то получим прибыль, иначе это убыток.

Что такое выручка – можете узнать здесь.

Формула расчёта маржинальной прибыли

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Как следует из формулы, в расчёте маржинальной прибыли используются данные по выручке и вся сумма переменных затрат.

Формула расчёта выручки

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Поскольку выручку мы считаем по некоторому количеству единиц товара (то есть от некоторого объёма продаж), то и значение маржинальной прибыли будет считаться от этого же объёма продаж.

Определим теперь, что следует отнести к переменным затратам.

Определение переменных издержек

Переменные затраты — это издержки, зависящие от объёма производимого товара. В отличие от постоянных, которые предприятие несёт в любом случае переменные издержки появляются только при производстве. Таким образом, в случае остановки такого производства переменные затраты по данной продукции пропадают.

Примером постоянных издержек в производстве пластиковой тары может служить плата за аренду помещений, необходимых для работы предприятия, которая не зависит от объёма производства. Примерами же переменных служат сырьё и материалы, необходимые для выпуска продукции, а также заработная плата сотрудников, если она зависит от объёма этого выпуска.

Как мы видим, contribution margin рассчитывается на определённый объём продукции. При этом для расчёта необходимо знать цену, по которой мы реализуем товар, и все переменные издержки, понесённые на выпуск этого объёма.

Значит, маржинальная прибыль – это разница между выручкой и понесёнными переменными затратами.

Удельная маржинальная прибыль

Иногда для сравнения прибыльности нескольких товаров имеет смысл использовать удельные показатели. Удельная маржинальная прибыль – это contribution margin от одной единицы продукции, то есть маржа от объёма, равного одной единице товара.

Коэффициент маржинальной прибыли

Все рассчитанные значения являются абсолютными, то есть выраженными в условных денежных единицах (например, в рублях). В случаях, когда предприятие выпускает не один вид товара, может быть рациональнее использовать коэффициент маржинальной прибыли, который выражает отношение маржи к выручке и является относительным.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Примеры расчёта

Приведём пример расчёта маржинальной прибыли.

Предположим, что завод по производству пластиковой тары выпускает продукцию трёх видов: на 1 литр, на 5 литров и на 10. Необходимо рассчитать маржинальную прибыль и коэффициент, зная доход от продажи и переменные издержки для 1 единицы каждого вида.

Напомним, что маржинальная прибыль рассчитывается как разница между выручкой и переменными издержками, то есть для первого товара это 15 р. минус 7 р., для второго — 25 р. минус 15 р. и 40 р. минус 27 р. — для третьего. Разделив полученные данные на выручку, получим коэффициент маржи.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Как мы видим, наибольшую маржу даёт третий вид продукции. Однако, по отношению к получаемой выручке с единицы товара данная продукция даёт лишь 33%, в отличие от первого вида, который даёт 53%. Это означает, что, продав оба вида товаров на одинаковую сумму выручки, мы получим больше прибыли от первого вида.

В этом примере мы рассчитали удельную маржу, поскольку взяли данные на 1 единицу продукции.

Рассмотрим теперь маржу по одному виду товара, но при разных объёмах. При этом предположим, что с увеличением объёма выпуска до определённых значений, переменные затраты на единицу продукции снижаются (например, поставщик сырья делает скидку при заказе большего объёма).

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

В этом случае маржинальная прибыль определяется как выручка со всего объёма минус общие переменные затраты с этого же объёма.

Как видно из таблицы, с ростом объёма растёт и прибыль, но при этом зависимость не является линейной, так как переменные издержки снижаются по мере роста объёма.

Предположим, наше оборудование позволяет выпускать в месяц один из двух видов продукции (в нашем случае это 1 литр и 5 литров). При этом для тары на 1л максимальный объём производства составляет 1500 шт., а для 5л — 1000 шт. Рассчитаем, что нам рентабельнее производить, учитывая разные затраты, необходимые для первого и второго вида, и разную выручку, которую они дают.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Как понятно из примера, даже с учётом большей выручки по второму виду продукции, рентабельнее производить первый, так как итоговая маржа больше. Это ранее показал коэффициент contribution margin, который мы рассчитывали в первом примере. Зная его, можно заранее определить, какую продукцию производить рентабельнее при известных объёмах. Другими словами, коэффициент маржинальной прибыли представляет собой ту долю выручки, которую мы получим как маржу.

Точка безубыточности

При старте нового производства с нуля, нам важно понимать, когда предприятие сможет обеспечить достаточную прибыльность для перекрытия всех издержек. Для этого введём понятие точка безубыточности — это тот объём выпуска, для которого маржа равна постоянным затратам.

Посчитаем маржинальную прибыль и точку безубыточности на примере того же завода по производству пластиковой тары.

Например, ежемесячные постоянные издержки при производстве равны 10 000р. Рассчитаем точку безубыточности для выпуска тары в 1л.

Для решения вычтем из цены реализации переменные издержки (получим удельную contribution margin) и разделим сумму постоянных затрат на полученное значение, то есть:

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Таким образом, выпуская ежемесячно 1250 единиц, предприятие будет покрывать все свои издержки, но при этом работать без прибыли.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Рассмотрим значения contribution margin и чистой прибыли для разного объёма.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Отразим данные из таблицы в графическом виде.

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Как видно из графика, при объёме в 1250 единиц, чистая прибыль равна нулю, а наша contribution margin равна постоянным затратам. Таким образом мы нашли точку безубыточности в нашем примере.

Отличие валовой прибыли от маржинальной

Рассмотрим другой принцип разделения издержек — на прямые и косвенные. Прямыми являются все затраты, которые можно отнести непосредственно к товару/услуге. В то время как косвенные — это те не относящиеся к товару/услуге затраты, которые предприятие несёт в процессе работы.

Например, к прямым затратам будут отнесены сырьё, используемое для производства, фонд оплаты труда рабочих, участвующих в создании продукции, и прочие издержки, связанные с производством и реализацией товара. К косвенным можно отнести заработную плату администрации, амортизацию оборудования (способы начисления амортизации описаны тут), комиссии и проценты за использование банковских кредитов и т.д.

Тогда разность между выручкой и прямыми издержками есть валовая прибыль (или gross profit, «вал»). При этом многие путают вал с маржой, поскольку разница между прямыми и переменными затратами не всегда прозрачна и очевидна.

Другими словами, валовая прибыль отличается от маржинальной тем, что для её расчёта из выручки вычитается сумма прямых затрат, тогда как для маржинальной из выручки вычитается сумма переменных. Поскольку прямые издержки не всегда являются переменными (например, если в штате рабочих есть сотрудник, чья заработная плата не зависит от объёма выпуска, то есть затраты на этого сотрудника являются прямыми, но не являются переменными), то и валовая прибыль не всегда равна маржинальной.

Если же предприятие не занимается производством, а, например, только перепродаёт купленный товар, то в этом случае и прямые, и переменные издержки будут, по сути, составлять себестоимость перепродаваемой продукции. В такой ситуации валовая и contribution margin будут равны.

Стоит упомянуть, что показатель валовой прибыли чаще используется в западных компаниях. В МСФО же, например, нет ни валовой, ни маржинальной прибылей.

Для увеличения маржи, которая, по сути, зависит от двух показателей (цены и переменных затрат), необходимо изменить хотя бы один из них, а лучше — оба. То есть:

Для уменьшения переменных затрат лучшим вариантом могут являться расходы на проведение операций с контрагентами, а также с налоговыми и прочими государственными органами. К примеру, перевод всего взаимодействия в электронный формат существенно экономит время персонала и увеличивает их эффективность, также сокращаются транспортные расходы на встречи и командировки.

Подводя итог, можно сказать, что маржинальная прибыль используется для анализа рентабельности предприятия и оценки прибыльности той или иной продукции, а также в бизнес-планировании, однако редко используется для отчётности внутри самой компании или для предоставления её в налоговые органы. Также рекомендуем узнать, что такое бухгалтерская прибыль.

Источник

Оценка и прогнозирование финансовых показателей предприятия (стр. 4 )

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржаИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Контрибуционная маржа = Продажи – Переменные затраты

Этот показатель является одним из наиболее существенных показателей операционного анализа: он свидетельствует о достаточности покрытия им постоянных затрат и, более того, о способности предприятия получать операционную прибыль. Однако в расчетах чаще используется коэффициент контрибуционной маржи, который определяется делением последней на величину продаж. Рост этого коэффициента говорит о более эффективном управлении операционными затратами предприятия.

Зная коэффициент контрибуционной маржи, можно рассчитать точку безубыточности, или порог рентабельности в стоимостных единицах измерения:

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

На сколько фактический объем продаж превысил свое пороговое значение, говорит показатель запаса финансовой прочности:

Запас финансовой прочности = Продажи – Точка безубыточности

Запас финансовой прочности принято выражать в процентах относительно объемов продаж.

Расчеты следует представить в виде таблицы.

Таблица 1.9

Расчет контрибуционной маржи,

точки безубыточности и запаса финансовой прочности

Показатели

2. Переменные затраты

3. Контрибуционная маржа (1-2)

4. Коэффициент контрибуционной маржи (3:1)

5. Постоянные затраты

6. Точка безубыточности (5:4)

7. Запас финансовой прочности

— в стоимостном выражении (1-7)

Расчеты сравнить по годам, проанализировать и сделать соответствующие выводы.

Операционный рычаг – это феномен, посредством которого изменения в продажах приводят к еще большим изменениям операционной прибыли. Его действие обусловлено наличием постоянных затрат, величина которых не реагирует на изменение количества произведенной продукции в релевантном периоде.

Уровень операционного рычага, или его сила есть процентное изменение операционной прибыли, как результат процентного изменения объема продаж:

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа,

Чтобы рассчитать силу операционного рычага, пользуются формулой:

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа.

Сила рычага определяется для каждого объема продаж; с изменением продаж меняется и сила рычага.

Риск, ассоциируемый с операционным рычагом, носит название бизнес-риска, или операционного риска. Чем больше неопределенность в том, какую операционную прибыль сможет получить предприятие, тем больше бизнес-риск. Неустойчивость объемов продаж, вызывающая этот риск, заставляет менеджеров уделять повышенное внимание постоянным затратам.

Как и операционный, финансовый рычаг порождают постоянные затраты. Он имеет место при финансировании деятельности предприятия долговыми источниками, по которым необходимо выплачивать проценты. Величина таких финансовых издержек не зависит от объемов продаж, а обусловлена величиной займа, сроками и процентной ставкой его привлечения.

Источником покрытия процентов является операционная прибыль.* Поэтому финансовые издержки оказывают влияние на взаимосвязь между операционной и чистой прибылью. Сила этой связи может быть измерена как процентное изменение чистой прибыли, вызванное процентным изменением операционной прибыли:

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа.

Чтобы рассчитать силу рычага, пользуются формулой:

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Следует помнить, что долговое финансирование, как и финансовый рычаг, обладают рядом преимуществ, но только если они не превысили определенного уровня, свыше которого финансирование за счет заемных средств может привести предприятие к убыткам. В этом и заключается финансовый риск: операционной прибыли может быть недостаточно для обслуживания долговых обязательств.

Результаты проведенных в курсовой работе расчетов следует оформить в виде таблицы.

Таблица 1.10

Операционный и финансовый рычаги предприятия

Наименование

Сила операционного рычага

Сила финансового рычага

Данную таблицу необходимо сопроводить соответствующими комментариями относительно рисков, которым подвержено исследуемое предприятие, и причинно-следственных связей.

По результатам аналитического материала надо сделать общие выводы, особо выделив проблемы и рекомендации по их решению. В следующем разделе курсовой работы необходимо по возможности предусмотреть соответствующие мероприятия, чтобы учесть эти рекомендации.

1.4. Моделирование показателей роста предприятия

Поскольку развитие является одной из главных целей любой компании, в курсовой работе предполагается, что объемы продаж исследуемых предприятий будут расти. Однако этот рост не должен быть достигнут любой ценой, иначе предприятие может не усилить, а ослабить свои позиции вплоть до состояния банкротства, как показывает мировая практика.

Формируя свои планы, компания пытается решить несколько задач одновременно: рост продаж, производственную гибкость, умеренное использование заемного капитала, высокий уровень дивидендов. Каждая из этих задач сама по себе представляет ценность, но часто они противоречат друг другу. И когда это случается, один или более финансовых коэффициентов становятся неудовлетворительными и требуется внесение корректировок, которые не всегда возможны и желательны. Необходимо, чтобы рост компании не имел негативных последствий и не нарушал его финансового состояния, и более того, был согласован с рыночными реалиями.

Инструментом, позволяющим выявлять такие противоречия и способствовать принятию более взвешенных решений в маркетинговой, производственной и финансовой сферах, является модель уровня достижимого роста (SGR).

Четвертое задание заключается в прогнозировании ряда финансовых показателей на основе использования модели SGR. Эту модель предложил Хиггинс (1977 г.) в качестве инструмента сравнения целевого роста фирмы с ее внутренней способностью поддержать этот уровень роста.

С помощью модели SGR можно рассчитать максимально возможный темп роста объема продаж при заданных финансовых коэффициентах:

Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа,

где g – потенциально возможный рост объема продаж в процентах;

b – доля чистой прибыли, направляемая на развитие предприятия;

NP – чистая прибыль;

D – общая величина обязательств;

E – собственный капитал;

А – величина активов (валюта баланса).

Модель применяется при рассмотрении двух сценариев развития предприятия: устойчивого роста и изменяющихся условий.

Первый сценарий предполагает, что сложившаяся в прошлом финансовая политика останется неизменной. Это обеспечивается сохранением на прежнем уровне ряда финансовых коэффициентов, а также допущением, что увеличение собственного капитала происходит только за счет роста нераспределенной прибыли.

Рассмотрим более подробно переменные выше приведенной формулы.

Темп роста объема продаж (g) представляет собой отношение прироста объема продаж (D S) к его исходной величине (Sо), т. е. Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа×100 %. Исходной величиной являются продажи прошлого года. В модели показатель является искомым, остальные коэффициенты являются плановыми, или целевыми переменными.

Рентабельность продаж Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржахарактеризует эффективность деятельности предприятия. Чем больше чистой прибыли, тем больше возможностей у предприятия увеличивать собственный капитал.

Отношение активов к объему продаж Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа— это величина обратная традиционному коэффициенту оборачиваемости активов. Чем ниже данный показатель, тем более эффективно используются активы, поскольку на величину активов оказывает влияние финансовая политика предприятия, в частности, управление запасами, дебиторской задолженностью, долгосрочными активами.

Соотношение заемных и собственных средств Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржапоказывает структуру пассивов предприятия. Следует помнить, что чрезмерное увлечение долговыми источниками финансирования снижает финансовую устойчивость предприятия и препятствует его развитию.

Нераспределяемая доля чистой прибыли (b), или коэффициент реинвестирования рассчитывается по формуле:

где d – коэффициент дивидендных выплат, равный отношению общей суммы дивидендов к чистой прибыли.

Величина коэффициента зависит от дивидендной политики предприятия.

В курсовой работе требуется рассчитать потенциально возможный рост продаж за два прошедших года и сравнить его с фактическим ростом.

Таблица 1.11

Расчет уровня достижимого роста

Показатели

Рентабельность продаж Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Отношение активов к продажам Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Коэффициент «долг-собственный капитал» Что такое контрибуционная маржа. Смотреть фото Что такое контрибуционная маржа. Смотреть картинку Что такое контрибуционная маржа. Картинка про Что такое контрибуционная маржа. Фото Что такое контрибуционная маржа

Коэффициент реинвестирования (b)

Уровень достижимого роста (g), в %

Фактический рост продаж (f), в %

Фактический рост продаж определяется по формуле:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *