Что такое константа в языке программирования паскаль

Переменные и константы

Переменные

Любая программа обрабатывает данные (информацию, объекты). Данные, с которыми работает программа, хранятся в памяти компьютера (чаще оперативной). Программа должна знать, где они лежат, каким объемом памяти она располагает, как следует интерпретировать данные (например, как числа или строки). Для обеспечения программе доступа к участкам памяти существует механизм переменных.

Переменные описываются в начале программы и как бы сообщают о том, с какими данными будет работать программа и какой объем памяти они займут. Другими словами, резервируется память. Но это не значит, что в эти ячейки памяти помещаются конкретные значения (данные). На момент резервирования памяти в них может быть что угодно.

В процессе выполнения программы в ячейки памяти будут помещаться конкретные значения, извлекаться оттуда, изменяться, снова записываться. Мы же через программу обращаемся к ним посредством имен переменных, которые были описаны в начале программы.

Имена переменных могут быть почти любым сочетанием английских букв и цифр (без пробелов). Нельзя чтобы имена переменных совпадали со словами, которые являются какими-либо командами самого языка программирования. Нельзя начинать имена переменных с цифры или специального символа. Для того чтобы имена переменных были удобны для восприятия, надо стараться придерживаться пары правил. Если программа не простейший пример, то имена переменных должны быть осмысленными словами или их сокращениями. Желательно, чтобы имена переменных не были слишком длинными.

В Pascal прописные и строчные буквы в именах переменных не различаются.

При описании переменных указывается не только их имя, но и тип. Тип переменных сообщает о том, сколько отвести под них памяти и что за данные там планируется сохранять. Точнее хранится там всегда будут числа в двоичной системе счисления. Но что они значат, может быть чем угодно: целым или дробным числом, символом, строкой, массивом, записью и др. Т.е. тип переменной определяет то, что мы можем сохранить в участке памяти, с которым связана описываемая переменная.

Пример работы программы:

Итак, переменные связаны с участками памяти, содержимое которых может меняется по ходу выполнения программы в определенных пределах.

Длина переменных

Ранние версии компиляторов Паскаля имели ограничение на учитываемую длину имен переменных. В имени учитывались лишь первые восемь символов. Поэтому, например, такие переменные как variable1 и variable2 компилятор воспринимал как одно и тоже, т.к. первые восемь символов совпадали.

В современных версиях компиляторов с языка Pascal таких ограничений нет. Например, в результате работы приведенной ниже программы как в среде Free Pascal, так и Turbo Pascal 7.1 на экран выводятся два разных числа (10 и 20). Это значит, что компиляторы учитывают больше восьми символов в именах переменных (и других идентификаторов: именах констант, процедур и др.).

Константы

Что делать, если в программе требуется постоянно использовать какое-нибудь одно и тоже число. Вроде бы это не проблема. Можно описать переменную, затем присвоить ей значение и не изменять его в программе. Однако это не всегда удобно (можно нечаянно изменить), поэтому в языках программирования для хранения данных помимо переменных существуют константы.

Главное преимущество констант заключается в том, что они описываются в начале программы и им сразу там же присваивается значение, а при выполнении программы константы не изменяются. Но если при правке кода, программист решит поменять значение константы, он впишет в ее описание другое значение, а сам код программы редактировать не придется. Поэтому, если в программе часто планируется использоваться какое-то значение, опишите его в разделе констант, который в программе располагается до раздела переменных:

Значениями констант могут быть данные большинства типов, используемых в языке Паскаль.

Рассмотрим такую программу:

В ней используется константа n со значением 10. Программа считает сумму десяти чисел в диапазоне от 1 до 10. Если нам захочется посчитать сумму чисел до 20, то достаточно будет изменить значение константы в начале программы. Если бы константа не использовалась, то пришлось бы просмотреть весь код программы и исправить значение 10 на 20. Если программа большая, то легко ошибиться: не найти или исправить не то значение.

Типизированные константы

В языке Паскаль помимо обычных констант используются типизированные константы. Можно сказать, что они занимают промежуточное положение между переменными и константами. Они получают значение при описании (как константы), но могут его менять в теле программы (как переменные).

Описываются типизированные константы в разделе констант:

Источник

Учитель информатики

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Уроки Паскаль № 3 Константы и ввод данных

Здравствуйте, в этом уроке мы продолжаем изучать язык программирования Паскаль.

Уроки Паскаль № 3 мы поговорим что такое константы и ввод данных.

Урок № 3 Константы и ввод данных

Сразу создайте заготовку, в которой мы будем работать с константами. Только не подсматривайте написать её нужно из памяти.

Как только заготовка готова пропишем несколько переменных.

Program Constants;

var
a, b: integer;

begin

Теперь создадим константу. Что такое константа? Это похожее на переменную, но отличающее от неё тем что значение константы мы задаем сразу при описании и менять значение в процессе работы программы никак нельзя. В этом основное отличие. Почему переменная от слова «менять» потому что значение может меняться. Мы можем записывать новое значение переменной, а константа остается постоянной на протяжении всей работы программы.

Константа записывается так:

const

PI = 3.14;

H = ‘привет!’;

Это сделано что бы не путать переменные с константами в процессе работы программы. Когда программа маленькая отличить их просто, а если программа большая, то это становится проблематично.

Давайте что-нибудь сделаем с этими значениями. Наша программа выглядит так.

Что такое константа в языке программирования паскаль. Смотреть фото Что такое константа в языке программирования паскаль. Смотреть картинку Что такое константа в языке программирования паскаль. Картинка про Что такое константа в языке программирования паскаль. Фото Что такое константа в языке программирования паскаль

Выведем константу H на экран. Для это пишем оператор writeln(H);

Теперь изучим кое-что интересное. Это ввод значения. Мы можем выводить на экран значения, а как сделать так что бы человек мог ввести свое значение для этого используется оператор readln(); и здесь мы записываем какую-нибудь переменную.

Давайте создадим переменную типа string; в которой будем записывать имя пользователя. Которое у него будем спрашивать, назовем её так name: string ;

Выведем сообщение, пользователю которое даст ему понять, что мы этого хотим.

writeln(‘Введите здесь своё имя: ‘);

и в оператор readln(); запишем переменную name выглядеть это будет вот так.

readln(name);

После ввода пользователя имени мы выведем его имя на экран и добавим сообщение к его имени.

writeln(H, name);

После всех изменений наша программа будет выглядеть так:

program Constants;
const
PI = 3.14;
H = ‘Привет!’;

var
a, b: integer;
name: string;

begin
writeln(‘Введите здесь своё имя: ‘);
readln(name);
writeln(H, name);

После исполнения мы получим следующий результат.

Что такое константа в языке программирования паскаль. Смотреть фото Что такое константа в языке программирования паскаль. Смотреть картинку Что такое константа в языке программирования паскаль. Картинка про Что такое константа в языке программирования паскаль. Фото Что такое константа в языке программирования паскальТак же от пользователя мы можем принимать не только строки, но и числа.

У нас есть переменные a, b: integer; давайте сделаем простой калькулятор, который будет складывать два числа.

Вводим такие данные в конце программы

writeln(‘Введите значение а: ‘);
readln(a);
writeln(‘Введите значение b: ‘);
readln(b);
writeln(‘Сумма a + b = ‘, a+b);

Что такое константа в языке программирования паскаль. Смотреть фото Что такое константа в языке программирования паскаль. Смотреть картинку Что такое константа в языке программирования паскаль. Картинка про Что такое константа в языке программирования паскаль. Фото Что такое константа в языке программирования паскальТакой вот простейший калькулятор у нас получился.

Давайте уберем часть строк вот эти.

writeln(‘Введите здесь своё имя: ‘);
readln(name);
writeln(H,’ ‘, name, ‘.’);

Что такое константа в языке программирования паскаль. Смотреть фото Что такое константа в языке программирования паскаль. Смотреть картинку Что такое константа в языке программирования паскаль. Картинка про Что такое константа в языке программирования паскаль. Фото Что такое константа в языке программирования паскальОшибка выводится потому что мы попытались в целочисленную переменную integer записать не целое число 3.14 поэтому в таких вещах когда вы будете писать свою программу в которой будет использоваться ввод данных от пользователя и вы не будете уверенны что пользователь введет целое число обязательное нужно использовать вещественный тип real

Заменим строку a, b: integer; на

a, b: real; программа будет выглядеть так:

program Constants;
const
PI = 3.14;
H = ‘Привет!’;

var
a, b: real;
name: string;

begin
writeln(‘Введите значение а: ‘);
readln(a);
writeln(‘Введите значение b: ‘);
readln(b);
writeln(‘Сумма a + b = ‘, a+b);

end.

И вот результат исполнения программы.

Что такое константа в языке программирования паскаль. Смотреть фото Что такое константа в языке программирования паскаль. Смотреть картинку Что такое константа в языке программирования паскаль. Картинка про Что такое константа в языке программирования паскаль. Фото Что такое константа в языке программирования паскальНа этом надо заканчивать урок, сегодня мы познакомились с элементом типа string строковыми, с переменной типа real вещественными. С переменными пока закончим мы их естественно будем использовать в будущих уроках. В последующих уроках мы познакомимся с более сложными элементами такими как ветвление, циклы.

Источник

Урок 1 — Переменные и константы. Первая программа

В этом уроке рассмотрим:

Разделы справочной информации внимательно читать не обязательно, к ним стоит обращаться по мере необходимости.

1 Структура программы на Паскаль

PROGRAM имя программы;
(английскими буквами, одно слово. Хотите глубже? То необходимо воспользоваться правилами написания идентификаторов )

USES подключаемые библиотеки (модули);
(дополнительные возможности, их можно подключать к программе в этой строке)

LABEL список меток;
(из одного места программы «прыгать» в другое)

CONST раздел описания констант;
(постоянные величины, их нельзя изменять)

TYPE описание типов переменных;

VAR определение глобальных переменных;
(описание всех переменных величин, которые в программе могут изменяться)

основной блок программы

Разумеется, что не все приведенные выше блоки обязательны для использования. Сейчас приведем тот минимум, который необходимо использовать.

Данная программа ни чего не делает, так как в ней нет ни одного оператора.

2 Пример программы на Pascal

Результатом данный программы будет вывод на экран строки «Hello, World!».

Запустите Turbo Pascal и перепишите исходный код программы. Теперь запустите программу, это можно сделать зажав сочетание клавиш Ctrl+F9. Результат выполнения программы всегда можно посмотреть зажав сочетание клавиш Alt+F5.

3 Константы и переменные. Примеры

Переменные в Pascal, служат для хранения некоторых величин. Переменные тождественны идентификаторам, т.е. для того, чтобы в программе объявить переменную необходимо назвать ее.

3.1 Константы

Те переменные, которые не изменяются, называются константами. Различают следующие типы констант:

‘Pascal programming language’

Рассмотрим программу «Hello world!» с использованием константы.

В данном случае мы объявили константу hello равную значению ‘Привет, ‘. Далее в программе достаточно в нужном месте подставить эту константу. Теперь если нам вдруг понадобиться вместо программы, которая здоровается, сделать программу, которая прощается, достаточно в начале программы поменять «Привет, » на «До свидания, » и программа будет прощаться с пользователем.

Если Вы обратили внимание, то в примере у константы не указан явно не указан тип, такие константы называются Обычными константами. Тип обычных констант определяется по их значению.

Помимо обычных констант существуют Типизированные константы. Тип таких констант объявляется явно:

Дополнительно хочется обратить внимание на апострафы в константах. Если Вам в константе понадобится использовать апострофы, то просто продублируйте их:

3.2 Переменные в Pascal

Для хранения данных, полученных от пользователя, в программе вводятся переменные. К примеру для того, чтобы передать программе имя какого-то человека нам нужно в коде программы записать строчку:

Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что все идентификаторы(переменные, название программы) в коде Turbo Pascal могут состоять исключительно из символов латинского алфавита (A-Z, a-z), цифр (0-9) и символа нижнего подчеркивания («_»). Также идентификаторы не должны начинаться с цифр.

Теперь попробуем объявить несколько переменных разного типа. Допустим мы хотим знать имя пользователя, его возраст и его рост. Для этого возьмем код программы их первого примера и изменить в соответствии с новыми требованиями.

Хочу обратить ваше внимание на 5 строчку кода. Когда у нас есть несколько переменных одного типа, мы можем объявить их в одной строке, описав их через запятую и после последнего поставить знак двоеточия и написать требуемый тип.

4 Справочная информация по типам данных

Типы данных в Паскале определяют возможные значения переменных, констант, выражений и функций. Они бывают встроенными и пользовательскими. Встроенные типы изначально присутствуют в языке программирования, а пользовательские создаются программистом.

По способу представления и обработки типы данных бывают:

В этой статье будут рассмотрены лишь, наиболее простые типы данных, так как на начальных этапах обучения, вашей программе будет проще обойтись, например, без файлов и записей, чем без целочисленных или строковых переменных.

4.1 Целочисленный тип

Сюда входят несколько целочисленных типов, которые различаются диапазоном значений, количеством байт отведённых для их хранения и словом, с помощью которого объявляется тип.

ТипДиапазонРазмер в байтах
shortint-128…1271
integer-32 768…32 7672
longint-2 147 483 648…2 147 483 6474
byte0…2551
word0…65 5352

Объявить целочисленную переменную можно в разделе Var, например:
Var book: word;

Над переменными этой категории можно выполнять все арифметические и логические операции за исключением деления ( / ), для него нужен вещественный тип. Также могут быть применены некоторые стандартные функции и процедуры.

4.2 Вещественный тип

В Паскале бывают следующие вещественные типы данных:

ТипДиапазонПамять, байтКоличество цифр
Real2.9e-39 … 1.7e38611-12
Single1.5e-45 … 3.4e3847-8
Double5.0e-324 …1.7e308815-16
Extended3.4e-4932 … 1.1e4931019-20
Comp-9.2e63 … (9.2e63)-1819-20

Над ними может быть выполнено большее количество операций и функций, чем над целыми. Например, эти функции возвращают вещественный результат:

4.3 Логический тип

4.4 Символьный тип

Символьный тип данных – это совокупность символов, используемых в том или ином компьютере. Переменная данного типа принимает значение одного из этих символов, занимает в памяти компьютера 1 байт. Слово Char определяет величину данного типа. Существует несколько способов записать символьную переменную (или константу):

К величинам символьного типа данных применимы операции отношения и следующие функции:

4.5 Строковый тип

Перечисляемый тип данных представляет собой некоторое ограниченное количество идентификаторов. Эти идентификаторы заключаются в круглые скобки, и отделяются друг от друга запятыми. Пример:

Var A: (Monday, Tuesday);

4.6 Интервальный тип данных

Когда необходимо задать какой то диапазон значений, то в таких ситуациях применяется интервальный тип данных. Для объявления используется конструкция m..n, где m – минимальное (начальное) значение, а n – максимально (конечное); здесь m и n являются константами, которые могут быть целого, символьного, перечисляемого или логического типа. Описываться величины интервального типа могут как в разделе типов, так и в разделе описания переменных.

5 Pascal. Операторы ввода-вывода

5.1 Ввод данных

Процедура ввода данных с клавиатуры – Read (читать). Ее можно представить так:

Для перевода каретки после выполнения оператора Read на новую строку, следует прибавить окончание ln :

Также можно не указывать список ввода:

Программа не перейдет к выполнению следующей части до тез пор, пока не выполниться пустой оператор.

5.2 Вывод данных

Элементами списка вывода являются величины различных типов, в том числе выражения и строки, отделенные друг от друга запятыми, например:

Здесь x и y – параметры, заключенные в круглые скобки. Возможно использование оператора вывода и без параметров:

Недостаточно просто вывести значение на экран, нужно также сделать это как можно корректнее. Допустим нам нужно в одном операторе Write вывести значения нескольких переменных ( a=1, b=2, c=3 ). Пишем:

1) Вписать пробел вручную, например:

2) Воспользоваться возможностью форматированного вывода:

Двоеточие относиться к переменной, после которой оно следует, и говорит программе, что при выводе (переменной) нужно выделить место, заданное целым числом (в нашем случае это 2), т. е. под значения, хранящиеся в переменных b и c отводиться две клетки, сами они выведутся «прижатыми» к правому краю.

Процедура форматированного вывода может применяться и к другим типам данных, но особого внимания заслуживает вещественный тип. Как известно переменные вещественного типа имеют целую и дробную части, поэтому для них предусмотрена такая форма записи с использованием формата:

Результат выполнения: 32.101

Формат 5 означает, что всего под число 32.1012 выделено 5 клеток, а 2 – из этих пяти под дробную часть отводиться 2 клетки.

6 Выражения с тандартные функции

6.1 Стандартные функции Pascal

В программировании, довольно часто приходиться выполнять однотипные действия, причем в задачах разного уровня и класса. И для ускорения процесса написания кода эти действия выносят в специальные подпрограммы – стандартные функции. Обращение к такой подпрограмме происходит по ее имени, а в скобках указывается значение аргумента. В следующей таблице указаны те стандартные функции, которые используются в языке программирования Pascal.

ФункцияНазначение
ABS(x)Вычисление абсолютного значения x: |х|
SQR(x)Вычисление квадрата x: x*x
SIN(x)Вычисление синуса x: sin x
COS(x)Вычисление косинуса x: cos x
ARCTAN(x)Вычисление арктангенса x: arctg x
EXP(x)Вычисление экспоненты (числа Е) в степени x
EXP10(x)Вычисление 10 в степени x
LN(x)Вычисление натурального логарифма x
LOG(x)Вычисление десятичного логарифма x
SQRT(x)Вычисление квадратного корня из x
A DIV BВычисление частного при делении А на В с отбрасыванием остатка
A MOD BНахождение остатка от делении А на В
TRUNC(x)Нахождение целой части x
RANDOM(x)Псевдослучайное число в интервале [0, x]
ROUND(x)Округление значения x в сторону ближайшего целого
ODD(x)Проверяет аргумент на нечетность. Результат TRUE, если аргумент нечетный, FALSE – если четный.
ORD(x)Возвращает порядковый номер аргумента и, как следствие, преобразует величину порядкового типа в величину целого типа.
CHR(x)Определение символа языка Паскаль по его порядковому номеру
SUCC(x)Нахождение элемента, идущего после данного в перечне допустимых элементов
PRED(x)Нахождение элемента, идущего перед данным в перечне допустимых элементов
FRAC(X)Возвращает дробную часть x
INT(X)Возвращает целую часть x
PiЗначение математической постоянной π
EOF(x)Возвращает TRUE, если файл находится в стоянии “конец файла”, иначе FALSE, если нет конца файла

6.2 Выражения в Pascal

Выражение состоит из переменных, констант, полей в записях, указателей функций, круглых скобок и знаков операций. Для корректной записи выражений необходимо знать не только как обозначаются те или иные операции, функции и т. п., но также стоит предусмотреть приоритеты их выполнения, математические и логические правила, а также некоторые тонкости самого языка. Для более углубленного изучения выражений, стоит рассмотреть несколько примеров.

Как видите выражения в Pascal, имеют такой же приоритет, как и в математике, а с помощью круглых скобок его можно изменить.

Такое логическое выражение возвращает истину, лишь в том случае, когда истинны оба выражения, т. е. если a входит в диапазон от 1 до 20 включительно. Стоит обратить внимание на скобки, здесь они необходимы для изменения приоритета, так как у операторов сравнения он низший.

3) (a+3>0) and (a+3 1) and (b

Условие вернет истину, тогда когда истинными будут два условия слева или справа от OR, а также если они оба будут истинными.

Логическая операция OR (или) суть дизъюнкция в логики и поэтому имеет следующую таблицу истинности:

XYX or Y
000
011
101
111

Ложь имеет место только когда X и Y ложны (нули). В том случае, чтобы истина возвращалась только тогда, когда одно из условий верно следует применить оператор XOR (исключающее или):

(a+3>0) and (a+3 1) and (b

В Pascal нет функции возведения числа в степень (кроме степени 2), поэтому существует два пути:

1 — умножать число само на себя, какое то количество раз;

2 — воспользоваться функциями экспоненты и натурального логарифма.

В этом примере использованы оба варианта, но если степень, в которую необходимо возвести число, достаточно велика, то предпочтение следует отдать второму способу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *