Что такое компас 2 класс
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «Для чего нужен компас?»
Цели: на основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение и анализ иллюстраций и предметов познакомиться с устройством компаса и принципом его работы, на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу и местным признакам.
Оборудование: индивидуальные компасы, таблица “Ориентирование по местным признакам”, рисунки, карточки со словами “компас”, “Китай”, простейший компас, сделанный руками учителя.
Учебник: Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. в 2-х частях. Ч. 2, с. 74-75.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
1. Вспомните, что такое горизонт. Что такое линия горизонта? Назовите основные стороны горизонта, промежуточные. Скажите, каких сторон не хватает на карточке?
Возьмите листочки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3шага на запад.Что получилось? (5). У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.
3. Постановка темы и целей урока
Отгадайте загадку. (Учитель читает загадку о компасе).
Прочитайте тему сегодняшнего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться?
(Дети сами ставят перед собой цель.)
Сегодня мы отправляемся в школу будущих туристов. Помогать нам будут инструкторы (заранее подготовленные учащиеся).
Класс разбивается на 4 группы. В каждой группе свой инструктор.
4. Работа над новым материалом
1. Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться?
Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд?
Так что же такое компас? (Вывешивается карточка со словом “компас”). Для чего он нужен? (Компас – это прибор для определения сторон горизонта).
2. Из истории возникновения компаса (рассказ учителя).
Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. (Вывешивается карточка со словом “Китай”). Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. (Учитель демонстрирует такой простейший компас, сделанный своими руками). Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их. Потом добавились промежуточные. Какие? Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.
3. Практическая работа в группах.
Рассмотрите компасы, которые лежат у вас на столах. Из чего состоит компас? Рассмотрите рисунки на с.74. Сравните компасы на рисунке и на столе. Далее с правилами работы с компасами группы знакомятся самостоятельно. Инструкторы объясняют и показывают каждому члену группы, учат их определять стороны горизонта по компасу.
5. Можно ли обойтись в лесу без компаса? (Учитель выслушивает разные мнения детей).
Учитель обобщает: “Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу? Нет. Если у вас нет компаса, нужно воспользоваться несколькими признаками”.
5. Закрепление изученного через решение задач
6. Итог урока
Итак, чем вы можете воспользоваться, если нужно определить стороны горизонта?
Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился?
Компас. Ориентирование по компасу. Окружающий мир. 2 класс. Конспект урока
УМК «Окружающий мир. 2 класс» Е. В. Саплиной.
Место урока в теме: 3 урок в теме «Как человек открывал и исследовал Землю»
Тип урока: получение новых знаний
Формы работы: в парах, групповая, фронтальная
Цель урока: научить пользоваться компасом и ориентироваться с помощью компаса
Задачи урока:
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» 2 класс (автор Е.В.Саплина и др.), компасы, листы бумаги в клетку, цветные карандаши, памятки, таблица «Компас».
Содержание и технология урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Актуализация знаний обучающимися (вспомнить известные знания)
– Прозвенел опять звонок, начинается урок.
Ты проверь, дружок,
В порядке ручки,
Книжки и тетрадки?
– Вспомните тему предыдущего урока.
– Надеюсь, вы их запомнили. Откройте тетради (с.22), выполните задание 3 (отметить красным карандашом основные стороны горизонта, синим – промежуточные)
Работа в рабочих тетрадях
– Откройте учебник на с.46 и проверьте свою работу.
– Сегодня мы отправимся в путешествие в лес! Приготовьте листочки в клеточку. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. За 1 день мы проходим расстояние, равное 1 клетке. Начнём путешествие из точки О. Выйдя, из точки О, мы в первый день пошли на север. Во 2 день – на запад. В 3 день мы пошли опять на север. В 4 и 5 шли на восток. В 6 и 7 – на юг. В 8 – на запад.
Дети работают индивидуально на листах
Откуда пошли в путешествие
Целеполагание (определение темы урока, постановка цели и задач урока)
– Представьте, что мы пошли в настоящий лес и заблудились. Как нам выбраться?
– Достаточно ли у нас знаний для того, чтобы выйти из леса?
– Значит надо продолжить разговор о сторонах горизонта. Поможет нам в этом один предмет.
Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад, на восток.
– Сформулируйте тему урока.
– Какова же цель урока?
– Чтобы научиться пользоваться компасом, надо еще что-то знать. Какой же план работы мы составим.
Научиться пользоваться компасом
– Узнать как пользоваться компасом
– Учиться находить стороны горизонта по компасу
Изучение нового материала (развитие умения обобщать, наблюдать, делать выводы)
– Компас поможет научиться точно находить стороны горизонта. Умение находить стороны горизонта называется ориентированием
– Рассмотрим строение и принцип работы современного магнитного компаса.
– Прочитайте на с.49 2 абзац и расскажите, что нового вы узнали.
Рассматривание строения компаса в учебнике с. 49
Синий конец стрелки указывает на север, а красный – на юг.
– Рассмотрим компасы, которые лежат у вас на парте. Как же им пользоваться?
Работать будем по памятке в паре.
Памятка работы с компасом.
Работа в паре с памяткой и компасом
– Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.
Встаньте и покажите, где у нас север, запад…
Практикум по применению полученных знаний (формирование первичных умений на основе самоконтроля)
– А теперь выполните задания в группах:
1 группа – определите, куда выходит дверь
2 группа – в какую сторону горизонта смотрят окна класса.
3 группа – определите местоположение классной доски.
4 группа – определите местоположение шкафа.
Практическая работа в группе
Проверка: защита лидеров групп
– Какую цель мы ставили на сегодняшний урок?
– Какой прибор помогает ориентироваться в разных условиях?
– Какие задачи и выполнили ли их?
– Как пользоваться компасом?
– Оцените свою работу на уроке по критерию: умение пользоваться компасом
Я умею хорошо и могу научить другого.
– Как вы думаете, а существуют ли другие способы ориентирования?
– Об этом мы погорим с вами на следующем уроке.
Рабочая тетрадь с.22 (№4), узнать у родителей о других способах ориентирования
Конспект урока окружающего мира на тему «Компас» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Компас (2 класс).
Цель: изучить компас.
Задачи: 1) познакомить с устройством компаса,
2) научить пользоваться компасом,
3) познакомить с историей создания компаса.
Оборудование для учащихся: компасы у каждого ученика, учебники, бланки с тестовыми заданиями, бланки с заданиями для практической работы.
Оборудование для учителя: название частей компаса, название темы урока, проблемы, которые нужно изучить на уроке, правильные ответы к тестовым заданиям, шкала оценок для тестовых заданий.
1.- Отгадайте загадку:
На ладонь он ляжет весь,
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудится.
Это компас. Докажите, что отгадали правильно.
Есть ли этот предмет у нас в классе? Как вы думаете, для чего?
Сегодня на уроке мы будем изучать компас. Будьте активными и внимательными, а как это у вас получится, мы проверим в конце урока.
А что значит: изучать компас? (Нужно ли нам знать, что это такое? Устройство компаса? Как им пользоваться?)
Перед нами стоит большая проблема: изучение компаса. Она состоит из 3 маленьких, их мы и должны решить на уроке. (Они записаны на доске.) Перед каждой проблемой стоит знак вопроса. Если мы её решим, то знак вопроса сотрём.
2.- Как вы думаете, что такое компас?
Можно ли назвать компас прибором? А что такое прибор? Где это можно узнать?
(Из словаря: прибор – специальное устройство, приспособление для какой-либо цели: измерения чего-либо, управления чем-либо, контроля, наблюдения за чем-либо и т. п.)
Для какой цели нужен компас: измерять, управлять, определять? Что определять? (стороны горизонта)
Значит, что такое компас? Мы решили 1 маленькую проблему, и знак вопроса около неё стираем.
3.- Для чего люди придумали компасы? Можно ли ориентироваться без компаса? Как? (По Солнцу, по Полярной звезде, по народным приметам.)
Как вы думаете, давно ли существуют компасы? Первый компас был изобретён более 2000 лет назад китайцами и выглядел так: рисунок с. 69 вверху в учебнике. Послушайте рассказ Семичевой Насти об этом компасе:
Квадратная медная пластинка с делениями, на которой свободно вращалась стрелка из магнитного железняка. Впрочем стрелкой этот стержень, похожий на нашу деревянную ложку, можно назвать лишь условно. Ложкообразная стрелка касалась медной пластинки с делениями только выпуклой своей частью и легко изменяла положение. Ещё одна особенность этого компаса: он был югоуказывющий. В течение многих веков этот компас могли использовать только на суше: прибор укрепляли на повозке, которую брали в путешествия.
Китайские мореплаватели стали пользоваться компасом только в 11 веке (1000 лет назад). Применив компас китайцы опередили в мореходном искусстве все другие народы мира. Только спустя 200 лет начали пользоваться компасом в Европе. При этом стрелка претерпела серьёзные изменения из юго в североуказывающую,а главное она была посажена на стержень. Ещё спустя 100 лет у компаса появилась шкала. Таким, как сейчас, компас стал 700 лет назад.
4.- Из каких частей состоят наши современные компасы? Чтобы это узнать, вы сначала поработаете в парах: рассмотрите компасы, выделите части, подумайте, для чего нужна каждая часть.
Части компаса: 1).Магнитная стрелка показывает основное направление
У всех ли компасов стрелки одинаковые? Чем отличаются? Стрелки с разными концами: красным и синим, одноцветные стрелки с заострённым концом.
— Какая сила заставляет стрелку компаса упрямо возвращаться в первоначальное положение?
Стрелкой компаса управляет Земля, т. к. планета наша является огромным магнитом.
В старших классах вы узнаете о магнитных свойствах Земли. На Земле с севера на юг проходят невидимые магнитные линии, а т. к. стрелка намагничена, то она устанавливается по направлению этих линий.
В каком случае стрелка показывала бы направление запад – восток? Если бы магнитные линии проходили с запада на восток.
Намагниченная стрелка показывает не на географический северный полюс, а на магнитный полюс, где концентрируется магнитная энергия северного полушария Земли. Поэтому, чтобы получить точное направление на север, требуется специальная поправка, называемая магнитным склонением. Величина магнитного склонения для Европы и Азии не превышает 5-7 градусов, поэтому мы будем считать, что магнитный полюс практически совпадает с географическим (истинным).
2).Корпус (коробочка) удобный для переноски в любых условиях. 3). Шкала с делениями и обозначениями основных сторон горизонта (кольцо). Шкала разделена на 360 градусов, чтобы точно определять промежуточные географические направления, отсчитав число градусов от северного конца стрелки.
— У всех ли компасов шкала одинаковая? Чем отличается? Стороны горизонта могут быть обозначены русскими или латинскими буквами
(север – норд, юг – зюд, запад – вест, восток – ист или ост).
4).Почему стрелка свободно вращается? С помощью чего? Металлического стержня.
5).У некоторых компасов есть ещё одна часть, которая придерживает стрелку, предохраняет её от повреждений, от выпадения. Это предохранитель.
Какая часть у компаса самая главная? Докажите.
А сможем ли мы с вами сделать компас из бумаги, иголки и магнита? (опыт из учебника) В каком направлении останавливается игла? (север – юг)
Какая самая главная часть компаса (и это доказывает опыт)?
Мы с вами решили 2 проблему, знак вопроса стираем.
5.- Всем ли может помочь компас во время путешествия, похода? Только тем, кто умеет им пользоваться.
Как пользоваться компасом?
Где мы можем об этом узнать или где мы можем это проверить? (учебник с. 69)
Какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)
Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)
Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)
Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)
Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)
7. Пр. р. в парах: определить местонахождения некоторых предметов в классе и записать на листочках.
1). Определите, в какую сторону обращены окна в классе? (восток)
2). Определите, в какой стороне находится дверь? ( юго–запад)
3). Определите, в какой стороне находится диван? (северо–запад)
4). Определите, в какой стороне находится стол учителя? (юго-восток)
Мы решили 3 проблему и знак вопроса стираем.
8.- Все проблемы решены и теперь проверим, как вы изучили компас. А сделаем это с помощью тестовых заданий.
Инструкция: Я читаю задание, вы внимательно слушаете его. Потом читаете варианты ответов, находите правильный и подчёркиваете его.
Задания: 1) По чему можно ориентироваться в любую погоду и в любое время суток?
По Полярной звезде.
2) Какая часть у компаса самая главная?
3) Чтобы подготовить компас к работе, как его нужно установить?
4) Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?
5) Какая сторона горизонта расположена напротив запада?
9.- Проверка в парах: поменялись листочками. На доске правильные ответы:
Если сосед подчеркнул правильный ответ – ставите рядом с ним плюс, если нет – минус. Сосчитайте количество плюсов и поставьте оценку. (5 плюсов – «5», 4 плюса – «4», 3 плюса – «3»)
Поднимите руку, кто выполнил работу на «5», на «4», на «3».
После урока я сама проверю, насколько вы были внимательными.
11.Д./ з. – Расскажите дома родителям, что узнали о компасе; у кого свои компасы, определите, расположение окон и дверей в вашей квартире. По желанию: составьте кроссворд на тему «Компас» или ребусы.
Литература: 1.Г. П. Пивоварова «По страницам занимательной географии», Москва, Просвещение, 1989 год, с. 122-124.
2.Н. А. Максимов «За страницами учебника географии», Москва, Просвещение, 1981 год, с. 20-23.
3.А. И. Клименко «Карта и компас – мои друзья», Москва, Детская литература, 1975 год, с. 93-94.
4.Энциклопедия «Кто такой? Что такое?», Москва, Педагогика – Пресс, 1992 год, 2 том, с.136-137.
5.А. Казаков «География 2 класс», Самара, Корпорация «Фёдоров», 1996 год, с. 46-47.
Презентация по окружающему миру на тему «Компас»(2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
КОМПАС Окружающий мир 2 класс
С давних времён люди научились определять стороны горизонта по местным природным признакам.
У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной. Ю С
Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев, потому что там прохладнее и влажнее. С С
Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу. Ю Ю
Муравьи всегда строят муравейники с южной стороны, потому что она теплее. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная. С Ю
На пеньке видны годичные кольца, которые утолщены с южной стороны. Ю
Определите стороны горизонта. Ю С С С Ю
Пользоваться местными приметами нужно умело, поскольку точность ориентирования с их помощью зависит от времени года и характера местности.
Шло время, и люди изобрели особый прибор для точного определения сторон горизонта. Знаешь ли ты, как он называется?
Правила пользования компасом. Положите компас на ладонь или на ровную горизонтальную поверхность. Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка успокоится.
Правила пользования компасом. Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С (север), а красный – с буквой Ю (юг); тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.
Проверь себя. Подумай, что находится к западу от здания школы, а что – к востоку.
Источники: http://www.lancer.com.ua/forum/viewtopic.php?t=55069& http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/RSMO/Shared Documents/География.aspx http://litn-andr.narod.ru/data/Glossary/p61aa1.html http://litn-andr.narod.ru/data/Glossary/p58aa1.html http://www.hobbihouse.ru/article/8 http://blogs.mail.ru/mail/schkiper_mare/6196CB65E4BF0080.html http://www.3planet.ru/history/3090.htm http://miksike.net/docs/2klass/8karta/2-8-3-1linnul.html http://www.cartoonclipartfree.com/Cliparts_Free/Urlaub_Free/Cartoon_Clipart_Free_Page_1.html http://my.opera.com/Cemoetireng/blog/ http://www.art-saloon.ru/ru/item.aspx?ItemID=4262
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-001014
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Открытый урок по окружающему миру по теме «Компас» во 2 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Для чего нужен компас?»
1. на основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение и анализ иллюстраций и предметов познакомиться с устройством компаса и принципом его работы, 2. на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу и местным признакам.
рисунки компаса, карточки со словами “компас”, “Китай”,простейший компас, призентация.
Плешаков А. А. «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
— Вспомните, что такое горизонт. Что такое линия горизонта? Назовите основные стороны горизонта,промежуточные. Скажите, каких сторон не хватает на карточке?
3. Постановка темы и целей урока
— Отгадайте загадку. (Учитель читает загадку о компасе).
По стране в поход идем —
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг.
— Прочитайте тему сегодняшнего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться?
(Дети сами ставят перед собой цель.)
— Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Для того, чтобы нам было легче ориентироваться в лесу и не потеряться, мы поделимся на группы. Выберите командира вашей группы.
4. Работа над новым материалом
— Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд?
— Сегодня мы с вами научимся как не потеряться в лесу, море используя компас или без компаса, используя наши знания.
(Вывешивается карточка со словом “компас”. Компас – это прибор для определения сторон горизонта).
— А кто-нибудь видел компас или знает для чего он нужен?
2. Практическая работа в группах.
— Рассмотрите рисунки компасов, которые лежат у вас на столах. Из чего состоит компас? Вы узнаете это открыв учебники и рассмотрев рисунки на с.74. Сравните компасы на рисунке и на столе. Далее с правилами работы с компасами группы знакомятся самостоятельно (чтение вслух).
С каждой команды 1 человек называет 1 часть компаса и показывает её на рисунке.
— Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? (Надо уметь пользоваться природными “компасами ” – запись на доске).
— А теперь прогуляемся по лесу.
Работа в группах – чтение и обсуждение статьи учебника (с.75).
На доске представлены рисунки. Представители каждой группы рассказывают, показывают по рисункам, как ориентироваться без компаса:
1 группа – по ветвям, стволам, коре деревьев ;
2 группа – по муравейнику, по мхам и лишайникам ;
3 группа – по Солнцу, по Полярной звезде ;
4 группа – по годовым кольцам пней, по таянию снега на склонах.
5. История возникновения компаса. Слайды 7 – 13.
Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. (Вывешивается карточка со словом “Китай”). Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. (Учитель демонстрирует такой простейший компас, сделанный своими руками). Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их. Потом добавились промежуточные. Какие? Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.
6. Закрепление изученного, работа в рабочих тетрадях:
Итак, чем вы можете воспользоваться, если нужно определить стороны горизонта?
Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился?