Что такое коммутатор на мотоцикле

Московский Скутер Клуб

Что такое коммутатор.

Что такое коммутатор.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоциклеЧто такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

И ещё одно. Вроде давно объясняли, но люди всё равно упорно продолжают называть индукционный датчик Датчиком Холла. Ну почему всем так нравятся красивые, загадочные слова! Это в корне не верно. На индукционном датчике при прохождении возле него постоянного магнита появляется напряжение, которое и подаётся в коммутатор в качестве запускающего импульса. Заметьте, появляется, тоесть вырабатывается при прохождении магнита около катушки.

Что же касается датчика Холла. Суть его действия во многом похожа. В нём также при прохождении около него магнита формируется импульс. НО датчик Холла является полупроводниковым элементом и для его работы требуется подача внешнего питания. Вобщем по внутреннему строению он похож на диод, но при попадании его в магнитное поле электроны с анода идут не на основной катод, а на дополнительный боковой. То есть на него нужно подать напряжение, и смотреть на какой вывод оно прийдёт. Это и означает рядом магнит или нет.

Это всё к тому, что в автономной системе зажигания скутера датчик Холла никак не применишь. Это невозможно. И поэтому там используется ИМЕННО индукционный датчик, как энергонезависимое и не требующее дополнительного усиления сигнала (так как датчик Холла, являясь слаботочным полупроводником не способен без дополнительного усиления обеспечить достаточно большой ток) устройство.

Источник

Фотоотчёт: Как проверить коммутатор скутера?

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

История создания

Принцип работы данной системы строится на использовании разряда конденсатора. В отличие от контактной системы, в зажигании CDI не используется принцип прерывания. Несмотря на это, контактная электроника обладает конденсатором, основная задача которого — устранение помех и увеличение интенсивности образования искр на контактах.

Отдельные элементы системы зажигания CDI предназначаются для накопления электроэнергии. Впервые такие устройства были созданы более пятидесяти лет назад. В 70-х годах двигатели роторно-поршневого типа стали комплектоваться мощными конденсаторами и устанавливаться на транспортные средства. Такой тип зажигания во многом схож с системами накопления электроэнергии, но при этом обладает и своими особенностями.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Проверка датчика генератора

Магнитоиндукционный датчик является ключевым элементом системы зажигания. И при любых подозрениях на неполадки в системе зажигания его также следует проверить.

Переключаем тестер в режим измерения переменного тока на диапазон 2V. Одним щупом касаемся массы, вторым щупом касаемся бело-голубого или красно-желтого провода идущего от датчика и крутим двигатель стартером.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Достоинства системы CDI

Конденсаторное зажигание обладает и своими преимуществами, в числе которых — крутой фронт высоковольтных импульсов. Данная характеристика особенно важна в тех случаях, когда проводится установка CDI зажигания на «ИЖ» и прочие марки отечественных мотоциклов. Свечи такого транспорта зачастую заливаются большим количеством топлива из-за неправильно настроенных карбюраторов.

Для функционирования тиристорного зажигания не требуется использования дополнительных источников, генерирующих ток. Такие источники, к примеру аккумуляторная батарея, требуются только для завода мотоцикла при помощи кик-стартёра или электростартёра.

Система зажигания CDI пользуется немалой популярностью и зачастую устанавливается на скутеры, бензопилы и мотоциклы иностранных брендов. Для отечественного мотопрома её почти не использовали. Несмотря на это, можно встретить зажигание CDI на «Яве», автомобилях марок ГАЗ и ЗИЛ.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

AC коммутатор

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Этот тип коммутаторов для мопеда прекрасно справляется без 12 В постоянного тока. Несмотря на более простую конструкцию, он имеет немного усложнённый вариант подключения к электрической цепи мопеда. Этот тип коммутаторов, в силу малых габаритов, существует без ограничителя макс. оборотов, а также может работать в тех условиях, при которых DC коммутатор неработоспособен. То есть, сняв аккумулятор, замок зажигания, реле-регулятор мопед с АС коммутатором заведётся и поедет.

Принцип работы электронного зажигания

Диагностика системы зажигания CDI очень простая, как и принцип её работы. Состоит она из нескольких основных деталей:

Схема системы может варьироваться. Принцип работы строится на зарядке через выпрямительный диод конденсатора и его последующем разряде на повышающий трансформатор посредством тиристора. На выходе трансформатора образуется напряжение в несколько килоВольт, что приводит к тому, что между электродами свечи зажигания пробивает воздушное пространство.

Весь механизм, установленный на двигателе, заставить функционировать на практике несколько сложнее. Двухкатушечная конструкция зажигания CDI — классическая схема, которая впервые была использована на мопедах «Бабетта». Одна из катушек — низковольтная — отвечает за управление тиристором, вторая, высоковольтная, является заряжающей. При помощи одного провода обе катушки подключаются на массу. Ко входу 1 подводится выход заряжающей катушки, ко входу 2 — выход датчика тиристора. Свечи зажигания подключаются к выходу 3.

Искра современными системами подаётся при достижении порядка 80 вольт на входе 1, в то время как оптимальным напряжением считается 250 вольт.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Коммутатор на мопед Альфа

В этой части статьи мы рассмотрим особенность распиновки коммутатора на мопед Альфа (и в довесок – Дельта), а также узнаем назначение каждого провода. Вся информация представлена на схеме ниже.

Примечателен тот факт, что одинаковые коммутаторы могут устанавливаться на мопеды различных марок китайского производства, так как существует масса клонов Альфа.

Как мы видим распиновка данного коммутатора очень проста.

Распиновка

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Разновидности схемы CDI

В качестве датчиков тиристорного зажигания может использоваться датчик Холла, катушка или оптрон. К примеру, в скутерах «Сузуки» используется схема CDI с минимальным количеством элементов: открытие тиристора в ней осуществляется снимаемой с заряжающейся катушки второй полуволной напряжения, в то время как первая полуволна заряжает конденсатор через диод.

Зажигание с прерывателем, установленное на двигателе, не комплектуется катушкой, которую можно было бы использовать в качестве заряжающей. В большинстве случаев на таких моторах устанавливают повышающие трансформаторы, которые поднимают до необходимого уровня напряжение низковольтной катушки.

Авиамодельные двигатели не комплектуются магнитом-ротором, поскольку требуется максимальная экономия как габаритов, так и веса агрегата. Нередко на вал двигателя крепят небольшой магнит, рядом с которым размещают датчик Холла. Преобразователь напряжения, повышающий 3–9 В батарейки до 250 В, заряжает конденсатор.

Снятие обеих полуволн с катушки возможно только при использовании диодного моста вместо диода. Соответственно, это позволит увеличить ёмкость конденсатора, что приведёт к усилению искры.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Настройка угла опережения зажигания

Настройка зажигания осуществляется с целью получения в определённый момент времени искры. В случае с неподвижными катушками статора магнит-ротор проворачивается в необходимое положение относительно цапфы коленвала. Шпоночные пазы перепиливаются в тех схемах, где ротор крепится к шпонке.

В системах с датчиками корректируется их положение.

Угол опережения зажигания приводится в справочных данных о двигателе. Самым точным способом определения УОЗ является использование автомобильного стробоскопа. Искрообразование происходит в определённом положении ротора, которое отмечается на статоре и роторе. К высоковольтному проводу катушки зажигания крепится провод с зажимом от включённого стробоскопа. После этого заводится двигатель, и метки подсвечиваются стробоскопом. Положение датчика меняется до тех пор, пока все метки не совпадут друг с другом.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Диагностика системы зажигания

Проверка исправности системы CDI — довольно простая процедура, с которой может справиться каждый авто- или мотовладелец. Вся процедура диагностики состоит из замера напряжения подаваемого на катушку питания, проверки массы, подведённой к двигателю, катушке и коммутатору, и проверки целостности проводки, подводящей к потребителям системы ток.

Появление искры на свече двигателя напрямую зависит от того, поступает ли на катушку с коммутатора питание или нет. Ни один электрический потребитель не сможет работать без должного питания. Проверка в зависимости от полученного результата либо продолжается, либо заканчивается.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Проверка массы

При любых подозрениях на неисправность любого модуля зажигания скутера в первую очередь проверяется масса. Хотя, масса в двухпроводной проводке понятие относительное, но пока назовем сие дело так.

Берем тестер, переводим его в режим «прозвонки» (значок диода или пиктограмма звукового сигнала), ищем на коммутаторе зеленые провода — это есть нечто иное как масса (по фен-шуй — минусовой провод), любым щупом тестера касаемся металлической части двигателя, другим щупом тыкаем в зеленые провода:

В зависимости от того, что вам покажет тестер — устраняйте неисправность или продолжайте проверку:

Пример хорошей массы: тестер в режиме «прозвонки» пищит, на дисплее сплошные нули

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Итоги

Методика проверки катушки системы зажигания CDI может применяться не только для мототранспорта, но и для любых других транспортных средств. Процесс диагностики несложен и заключается в пошаговой проверке всех деталей системы зажигания с определением конкретных причин неполадок. Отыскать их довольно просто при наличии необходимых знаний о строении и принципе работы зажигания CDI.

Проверка питания коммутатора типа AC CDI

Переводим тестер в режим измерения переменного тока на диапазон 200V. Одним щупом касаемся массы, вторым — провода питания и проворачиваем стартером двигатель:

Источник

Основные типы коммутаторов

Все многообразие существующих коммутаторов можно разделить на три основные категории:

Теперь о каждой категории более подробно.

DC CDI коммутаторы

Из-за своей простоты в подключении коммутаторы CDI со встроенными генераторами высоковольтного напряжения считаются самыми популярными. Классическая его схема состоит из следующих компонентов:

Несмотря на всю легкость и простоту такой конфигурации, коммутаторов DC CDI существует множество вариаций. Некоторые модели укомплектованы ограничителями предельных оборотов, другие – блоком изменения фазы опережения зажигания, третьи – дополнительными контактами, поэтому их можно легко приспосабливать под любые свои потребности. Базовая модель коммутатора DC CDI ничего из вышеперечисленного не имеет, но свои непосредственные функции выполняет на отлично. При желании к тем коммутаторам, у которых имеются дополнительные контакты, можно подсоединить боковую подставку, открытие которой не позволит мотору раскрутиться до таких оборотов, чтобы включилось сцепление. В целях безопасности иметь такую подстраховку на своем мотоконе очень желательно.

AC CDI коммутаторы

Основное отличие коммутаторов этой группы состоит в возможности обходиться без двенадцативольтного тока. Однозначно сказать проще они по своей конструкции или сложнее не получится. А вот, что иначе, то это факт. Некоторые сошлись во мнении, что более легкая конструкция коммутатора AC CDI подразумевает более сложную схему подключения его в общую систему.

Практически все модели AC CDI коммутаторов не имеют ограничителей по предельным оборотам: их маленькая конструкция просто не позволяет технически реализовать этот момент. Есть еще один плюс от довольно примитивной конструкции AC CDI коммутатора – эти устройства могут запросто работать при наличии минимального количества узлов в электроцепи, чего нельзя сказать о коммутаторах DC группы. Можно демонтировать реле-регулятор, снять аккумулятор и замок зажигания, оставив только датчик и высоковольтную катушку, и все равно коммутатор заведется и мотоцикл поедет. В то время как коммутаторы DC не смогут в принципе сработать.

Конечно, не все модели отличаются примитивностью, есть и такие коммутаторы, которые по своей сложности легко составят конкуренцию DC, но их немного.

И хотя AC CDI коммутаторы практически не зависят от постоянного тока, их отличает высокая зависимость от связи мотора и рамы. Ни в коем случае нельзя повредить или спалить ту катушку в генераторе, которая отвечает за высокое напряжение. В этом случае мотор никогда не заведется.

Катушка-коммутатор

Самая «интересная» категория коммутаторов. Такой коммутатор состоит из общего коммутатора и катушки зажигания, а датчик Холла вообще отсутствует. Популярность такого коммутатора очень маленькая, поэтому останавливаться подробно на нем не будем.

Сток-коммутатор

Его еще называют стандартный, и такой коммутатор устанавливается на заводе-изготовителе. Основное его преимущество заключается в том, что он идеально рассчитан для данного типа мотосредства. На нем практически всегда стоит ограничитель скорости, чтобы обезопасить водителя, а также чтобы обеспечить качественное взаимодействие всех узлов и агрегатов между собой.

Долговечность мотора в случае использования стокового коммутатора повышается в разы, поскольку экономичность и надежность просчитаны заранее. Те водители, которые рискуют и заменяют его на тюнинговый (спортивный) коммутатор, особенно не имея практических навыков последующего вождения, иногда совершают роковую ошибку. Если только одна из новых деталей не впишется идеально во всю систему, то возникает большая вероятность уменьшения его ресурса в несколько раз.

Спортивный коммутатор

Не стоит думать, что спортивный коммутатор – это зло в чистом виде. Он таким становится только в неумелых руках, а когда за дело берутся профессионалы, то мотор предварительно «готовят». Эта подготовка заключается в комплексном подходе к каждому узлу мотоцикла, после чего мотор становится более скоростным.

Источник

Для чего нужен коммутатор на мотоцикле

Какие признаки свидетельствуют о выходе коммутатора из строя?

С вводом коммутатора в конструкцию усложнился процесс диагностирования возникающих неполадок, связанных с отсутствием нормального пуска мотора. В большинстве своем лишь обращение в специализированную мастерскую позволяет правильно идентифицировать поломку, которая выражается:

В невозможности запуска двигателя из-за отсутствия свечной искры;

В нестабильной работе силового агрегата, глохнущего вскоре после запуска.

Если на место коммутатора устанавливается заведомо исправное устройство, то эти признаки тут же пропадают. Подобная замена является самым простым способом, позволяющим проверить работоспособность этого электронного компонента. Имеется еще один оперативный метод определения исправности устройства по косвенному признаку. В цепь подключается вольтметр, включается зажигание без запуска мотора.

Изначально наблюдается фиксация стрелки вольтметра в некотором положении, однако чуть позже она отклоняется вправо, что свидетельствует о нормальном состоянии коммутатора.

Что немаловажно, далеко не всегда ухудшение запуска связано с выходом из строя коммутатора, следует проверять провода и прежде всего состояние разъемов, а также контакт с массой. Не лишним будет проверка датчика Холла.

В любом случае, появление на автомобилях коммутаторов напряжения сказалось в существенном улучшении эффективности запуска и качестве работы двигателя во всех режимах его работы.

Видео

Устройство электронного зажигания скутера

Современная система зажигания скутера 4т устроена следующим образом: коммутатор и катушка, являющиеся ее основными элементами, обеспечивают подачу высокого напряжения на свечу зажигания, которая вырабатывает электрический разряд, способный воспламенить топливо. Катушка формирует высокое напряжение благодаря электромагнитной индукции. Коммутатор нужен для распределения напряжения его прерывания в нужный момент. Внутри содержится электронная схема, тиристор и три выхода для проводов. В нужный момент коммутатор подает напряжение или отключает его.

Проверка массы

При любых подозрениях на неисправность любого модуля зажигания скутера в первую очередь проверяется масса. Хотя, масса в двухпроводной проводке понятие относительное, но пока назовем сие дело так.

Берем тестер, переводим его в режим «прозвонки» (значок диода или пиктограмма звукового сигнала), ищем на коммутаторе зеленые провода — это есть нечто иное как масса (по фен-шуй — минусовой провод), любым щупом тестера касаемся металлической части двигателя, другим щупом тыкаем в зеленые провода:

В зависимости от того, что вам покажет тестер — устраняйте неисправность или продолжайте проверку:

Пример хорошей массы: тестер в режиме «прозвонки» пищит, на дисплее сплошные нули

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Ремонт коммутатора

Итак, вы получили всю необходимую информацию о том, как выявить неисправность в работе коммутатора вашего скутера. Теперь можно некоторое время потратить на обсуждение того, как эту неисправность устранить. Первый вариант – это ремонт. Возможно, вы удивитесь, но это далеко не самый распространенный вариант, и сейчас вы узнаете, почему. Все дело в том, что схема коммутатора скутера чаще всего заливается очень прочным пластиком, и если вы будете пытаться его счистить, чтобы произвести ремонт, то очень велика вероятность того, что вы нанесете неисправимые повреждения. Поэтому если вы все же хотите, чтобы ваш коммутатор был отремонтирован, то вам стоит доверить это дело специалисту, который уже не первый год владеет паяльником и занимается подобными вещами. Однако, как уже было сказано ранее, этот метод не особо популярен, так как является очень хлопотным. Большинство владельцев скутеров предпочитают экономить время и нервы и сразу же покупать новый коммутатор, когда они узнают о том, что их нынешний вышел из строя.

Коммутатор АС

Как проверить коммутатор на скутере, принцип работы и описание

Скутер является довольно распространенным на сегодняшний день транспортным средством, он не требует много топлива, но при этом и не дает невероятных скоростей, которыми могут похвастаться его двухколесные братья-мотоциклы. Это довольно специфический вид транспорта, который выберет для себя не каждый. Но все люди, которым нравятся скутеры, всегда в восторге от езды на них, они получают массу удовольствия, а также находят их крайне практичными. Но при этом ни одно транспортное средство не застраховано от поломок, в том числе и скутер.

Неисправности могут быть самыми разнообразными, но в данной статье речь пойдет об электронике, а если говорить точнее, о том, как проверить коммутатор на скутере. Естественно, если вы не представляете себе, о чем идет речь, то вам не следует сразу же браться за инструменты. Вам лучше спокойно и внимательно изучить, как именно устроена электроника в скутере, чем отличается проверка коммутатора на автомобиле и на мопеде, а также, что именно вы можете сделать, чтобы проверить электронику на наличие повреждений и отремонтировать ваше транспортное средство. В общем, прежде чем рассматривать вопрос о том, как проверить коммутатор на скутере, вам стоит разобраться с тем, что он вообще собой представляет.

Распиновка

Если у вас установлен на скутере мотор 4т, распиновка коммутатора будет завесить от того, какой тип требуется данному скутеру. Для DC она будет следующей:

Если у вас тип AC, расположение клемм он имеет такое же, однако они подключаются иначе:

Скутер Yamaha Jog

На данный тип мототранспортного средства может устанавливаться несколько типов генератора. Самый распространенный вариант имеет 5 контактов, из него уже выходят провода. Поэтому, если у вас родная проводка, подключить надо следующим образом:

Проверка коммутатора

Чтобы не терять попусту время — проверку стоит начинать с проверки электрического импульса, который накапливается в коммутаторе и в нужный момент поступает к катушке зажигания.

Берем контрольную лампочку и подключаем ее одним концом к зеленому проводу массы, вторым к черно-желтому проводу катушки зажигания. Крутим стартером двигатель.

При исправном коммутаторе и модулях обеспечивающих его работоспособность лампочка мощностью 3Вт в режиме прокручивания двигателя стартером должна гореть в пол накала

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Подытожим вышесказанное

Сперва лампочкой проверяем формирует ли коммутатор импульс или нет:

В заключении, хочется предостеречь вас от соблазна взять у кого-то заведомо исправный коммутатор и воткнуть его вместо своего. Да, таким экспресс-методом неисправный коммутатор определится сразу. Если он действительно был неисправен, то с заведомо исправным искра сразу появится.

Но как мы можем быть на 100% уверены в том, что с проводкой скутера полный порядок и в нее никто до вас не успел засунуть свою умную личность. А вдруг там что-то коротнуло или какой-нибудь бивень намутил проводку на свой лад и тогда рабочему коммутатору придет «полная попа». И будите потом покупать два коммутатора — один тому у кого попросили, второй — себе. А оно вам нужно?

Проверка датчика генератора

Магнитоиндукционный датчик является ключевым элементом системы зажигания. И при любых подозрениях на неполадки в системе зажигания его также следует проверить.

Переключаем тестер в режим измерения переменного тока на диапазон 2V. Одним щупом касаемся массы, вторым щупом касаемся бело-голубого или красно-желтого провода идущего от датчика и крутим двигатель стартером.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Проверка питания коммутатора типа DC CDI

Если у вас провод высоковольтной катушки генератора висит без дела (при условии, что так все и было с завода, а не после вмешательства какого-нибудь «гуру») — переключаем тестер в режим измерения постоянного тока на диапазон 20 V. Ищем на коммутаторе провод питания. Обычно это провод черного или серого цвета, касаемся одним щупом массы, другим — провода питания:

С питанием этого коммутатора полный порядокЧто такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Диагностика системы зажигания

Проверка исправности системы CDI — довольно простая процедура, с которой может справиться каждый авто- или мотовладелец. Вся процедура диагностики состоит из замера напряжения подаваемого на катушку питания, проверки массы, подведённой к двигателю, катушке и коммутатору, и проверки целостности проводки, подводящей к потребителям системы ток.

Появление искры на свече двигателя напрямую зависит от того, поступает ли на катушку с коммутатора питание или нет. Ни один электрический потребитель не сможет работать без должного питания. Проверка в зависимости от полученного результата либо продолжается, либо заканчивается.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Скутеры Обслуживание и ремонт

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоциклеДавайте в деталях разберемся, зачем вам нужен тюнинговый коммутатор на скутере и что вы в итоге получите, после его установки.

Что такое коммутатор

Для начала вспомним, что такое коммутатор. Простым языком — это главный контроллер управления работой двигателя скутера. Он передает импульсы на катушку зажигания, которая в последствии вырабатывает искру на свече.

Большинство стоковых (те, что установлены с завода) коммутаторов прошиты с учетом ограничения оборотов двигателя, например на отметке 6500 или 7000 оборотов. Больше этих значений двигатель не раскручивается, а вся трансмиссия подогнана заводом таким образом, чтобы к значению 7000 об, к примеру, получить скорость 60 км. в час.

Стоит резонный вопрос — а что если увеличить обороты двигателя? Скутер поедет быстрее? Почему завод изготовитель поставил отсечку на этом значении? Не все так просто.

Для начала ознакомьтесь с материалом:

Что такое тюнинговый коммутатор

Тюнинговый коммутатор изготавливается сторонними компаниями и является своеобразной доработкой стоковых «мозгов» скутера. Он выполняет абсолютно те же задачи, что и стоковый, однако лишен отсечки. Либо, что чаще, имеет отсечку в районе 8500 оборотов, которые, порой, бывают критичными для двигателя.

Также некоторые коммутаторы имеют возможность регулировки момента зажигания.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Поедет ли скутер быстрее, при использовании тюнинг коммутатора

Как показывает практика, без других переделок, скутер прибавит в скорости всего лишь 5-10 км в час. Допустим, ваш скутер на данный момент разгоняется до 60 км в час при 7000 оборотах. На этом значении срабатывает отсечка в коммутаторе. После установки тюнинг коммутатора, при 8500 оборотах скутер будет иметь максималку в пределах 70 км в час.

Со многими китайскими скутерами 50сс немного другая история — они сами по себе не могут набрать хорошую максималку, поэтому порой до отсечки дело даже не доходит. Тут, конечно же, устанавливать тюнинговый коммутатор вообще нет смысла. Вообще, в случае с китайскими скутерами, каждый случай индивидуален. Попадаются и более-менее сносные экземпляры, с которыми даже можно поработать и чего-то достичь.

Последствия тюнинга коммутатора на скутере

Как всегда, за эти лишние 10 км в час прибавки максималки нужно будет заплатить уменьшением ресурса двигателя. Это кроме самого коммутатора, который будет стоить от 40$.

В статье об износе коренных подшипников мы уже писали о последствиях установки тюнингового коммутатора, и это его самый главный минус. В двух словах — на высоких оборотах коренные подшипники перестают смазываться должным образом и в какой-то момент работают просто на сухую, перегреваясь и деформируясь.

Отсюда простой вывод — тюнинговый коммутатор целесообразно использовать в случаях:

В остальных случаях использование тюнинг коммутатора на скутере нецелесообразно.

Неисправность

Что подтолкнуло вас к изучению статьи о том, как проверить коммутатор на скутере 4Т или любой другой распространенной модели? Вероятнее всего, ваше транспортное средство перестало заводиться, однако вы не знаете, в чем именно может быть проблема. Возможно, зажигание барахлит, возможно, двигатель глохнет. У всего этого может быть причина в коммутаторе, а может и не быть – в этом и заключается главная проблема ремонта. Вам нужно определить, на каком именно участке имеется проблема, чтобы ее устранить.

Если ваш коммутатор не работает или функционирует не лучшим образом, то импульс низкого напряжения не будет передаваться на катушку зажигания – соответственно, зажигание не произойдет. Но ведь проблема может быть и в генераторе, и в катушке, и даже в свече, поэтому вам нужно знать, как именно проверять эти элементы. Данный материал концентрируется именно на коммутаторе, поэтому внимание будет уделено в основном тому, как проверить коммутатор на скутере 4Т и других популярных моделях.

DC CDI коммутатор

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Один из наиболее известных коммутаторов в силу несложности подсоединения. Самый обычный из них имеет только 4 контакта для таких проводов:

Не глядя на простоту, есть много коммутаторов данного вида. Есть с ограничителем максимальных оборотов и без, с переменой фаз опережения зажигания, с добавочными контактами для самых различных надобностей. В частности, к неким коммутаторам дозволительно “зацепить” боковую подставку, при открытии какой двигатель не раскрутится до оборотов, при каких включается сцепление. Делается это для того,чтоб застраховать водителя от опасных необдуманых поступков.

Коммутатор на мопед Альфа

В этой части статьи мы рассмотрим особенность распиновки коммутатора на мопед Альфа (и в довесок – Дельта), а также узнаем назначение каждого провода. Вся информация представлена на схеме ниже.

Примечателен тот факт, что одинаковые коммутаторы могут устанавливаться на мопеды различных марок китайского производства, так как существует масса клонов Альфа.

Как мы видим распиновка данного коммутатора очень проста.

Распиновка

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

По сути вопроса

Что есть такое «спортивный» коммутатор? Это самый обычный коммутатор только с встроенным модулем регулирующем угол опережения зажигания только и всего. Модуль может быть полностью автоматический, программируемый или с ручным корректором.

В мире высоких технологий (расслабьтесь, скутеры к ним не относятся) — возможность изменять угол опережения зажигания — вещь очень полезная, но только при условии того, что ваш двигатель будет настроен на отдачу максимальной мощности в зоне высоких оборотов, то есть форсирован по оборотам. Во всех остальных случаях — эффект от установки якобы «спортивного» будет нулевым (во всяком случае для вас).

Зачем на скутере коммутатор?

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Этим вопросом обычно задаются новички, когда данный электронный агрегат выходит из строя. Но и не вся водители со стажем с уверенностью ответят на этот вопрос. Многим и вообще приходит на ум аппарат для соединения линий связи. В данной статье мы постараемся объяснить, для чего коммутатор нужен на скутере, и какие проблемы могут быть связаны с этим устройством.

Читать еще: Мотоциклы для путешествий какой выбрать

Начнем с общего определения. Итак, коммутатор – это своего рода контроллер (основной элемент управления) системы зажигания в автомобильной и мототехнике, который вырабатывает импульсы тока и подает их на свечу зажигания для воспламенения топлива в камере сгорания двигателя.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Стоит отметить, что в скутерах с двухтактными двигателями в основном применяется конденсаторная система зажигания. Она используется практически во всех японских скутерах, а также в мототехники из других азиатских стран. Конденсатор – это электронный элемент, который находится в коммутаторе, и именно за счет него вся система зажигания работает так, как необходимо. Принцип работы конденсатора сводится к следующей схеме. Во время запуска двигателя в конденсаторе происходит процесс накопления электрической энергии. После того, как напряжение в нем достигнет определенного уровня (от 100 до 400 вольт в зависимости от модели скутера), электрический ток подается к бобине по обмотке катушки через тиристор (специальный полупроводниковый прибор). Далее на катушке ток преобразуется в более мощный заряд на свече (6000-20000 вольт), который и воспламеняет топливо внутри двигателя, обеспечивая его запуск.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Казалось бы, процесс запуска двигателя довольно прост. Однако именно зажигание, как правило, часто становится причиной проблем с запуском двигателя. Другими словами, зажигание – это, пожалуй, слабое звено мототехники, так как часто выходит из строя незаметно для владельца скутера и с завидным постоянством. Причина такой ненадежности зажигания довольно проста. Дело в том, что на многих скутерах система зажигания встроена в общую электрическую цепь скутера, и при ее перегрузке нередко сгорает коммутатор.

Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть фото Что такое коммутатор на мотоцикле. Смотреть картинку Что такое коммутатор на мотоцикле. Картинка про Что такое коммутатор на мотоцикле. Фото Что такое коммутатор на мотоцикле

Поэтому при выборе скутера следует обращать внимание на то, как устроена система зажигания. И если вас пугает перспектива систематической замены коммутатора, то стоит обратить внимание на те модели скутеров, в которых для блока зажигания предусмотрена отдельная электрическая цепь. Если вы уже являетесь обладателем скутера, зажигание которого встроено в общую систему электропитания, то уже знаете, сколько стоит замена коммутатора. Для тех, кто пока с такой проблемой не сталкивался, озвучим порядок цен: в зависимости от марки и модели скутера стоимость коммутатора может составлять от нескольких сот до нескольких тысяч рублей. Чтобы избежать лишних расходов, не нужно излишне перегружать элеткросистему скутера – например, не ставить кучу дополнительного оборудования.

Стоковый коммутатор на скутер

Стоковый или — это тот, который устанавливается на ТС с завода. Основное его превосходство перед прочими в том, что он уже расчитан на ту технику, с какой функционирует, нередко он с ограничителем для того, чтоб двигатель не развивал обороты, опасные для жизни и ресурса коренных подшипников, всего кривошипно-шатунного механизма, цилиндро-поршневой группы и других конструкций и агрегатов. Стоковый коммутатор, это основной источник долговечности хорошо обдуманного двигателя, его экономичности и прочности. Те, кто берёт на себя риск сменить заводской коммутатор на спортивный (тюнинговый), тот рискует многим. Ещё более многим рискуют те, кто до конца не понимают, что намереваются совершить. Неумелая установка таких деталей и последующее их использование со обычным двигателем нередко приводят к уменьшению ресурса и смертельному финалу двигателя, иногда в тот же день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *