Что такое кольцевой маршрут

Виды и характеристика маршрутов движения

Что такое кольцевой маршрут. Смотреть фото Что такое кольцевой маршрут. Смотреть картинку Что такое кольцевой маршрут. Картинка про Что такое кольцевой маршрут. Фото Что такое кольцевой маршрут Что такое кольцевой маршрут. Смотреть фото Что такое кольцевой маршрут. Смотреть картинку Что такое кольцевой маршрут. Картинка про Что такое кольцевой маршрут. Фото Что такое кольцевой маршрут Что такое кольцевой маршрут. Смотреть фото Что такое кольцевой маршрут. Смотреть картинку Что такое кольцевой маршрут. Картинка про Что такое кольцевой маршрут. Фото Что такое кольцевой маршрут Что такое кольцевой маршрут. Смотреть фото Что такое кольцевой маршрут. Смотреть картинку Что такое кольцевой маршрут. Картинка про Что такое кольцевой маршрут. Фото Что такое кольцевой маршрут

Что такое кольцевой маршрут. Смотреть фото Что такое кольцевой маршрут. Смотреть картинку Что такое кольцевой маршрут. Картинка про Что такое кольцевой маршрут. Фото Что такое кольцевой маршрут

Что такое кольцевой маршрут. Смотреть фото Что такое кольцевой маршрут. Смотреть картинку Что такое кольцевой маршрут. Картинка про Что такое кольцевой маршрут. Фото Что такое кольцевой маршрут

Все маршруты автомобильных перевозок делятся на маятниковые и кольцевые.

Маятниковый маршрут – это такой маршрут, при котором пробег автомобиля между двумя конечными пунктами многократно повторяется. Различают следующие виды маятниковых маршрутов:

Кольцевой маршрут – это пробег автомобиля по замкнутому контуру, на котором располагаются несколько последовательно объезжаемых пунктов. После совершения кольцевого маршрута автомобиль возвращается в исходный пункт. Различают следующие разновидности кольцевых маршрутов:

развозочный, когда продукция от одного поставщика доставляется нескольким потребителям;

сборный, когда продукция от нескольких поставщиков доставляется одному потребителю;

сборно-развозочный, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется нескольким потребителям.

Для решения этой задачи применяются методы построения экономико-математических моделей, среди которых наиболее разработаны методы линейного программирования.

1.3 Кольцевые маршруты

Кольцевой маршрут – маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков). Разновидностями кольцевых маршрутов являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты. Развозочным называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям. Сборочный маршрут – это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю. Сборно-развозочный маршрут – это сочетание развозочного и сборочного маршрутов.

Кольцевой маршрут – движение транспорта в одном направлении по замкнутой линии, на которой расположены точки погрузки и разгрузки.

Что такое кольцевой маршрут. Смотреть фото Что такое кольцевой маршрут. Смотреть картинку Что такое кольцевой маршрут. Картинка про Что такое кольцевой маршрут. Фото Что такое кольцевой маршрут

Рисунок 1 – Схемы кольцевых маршрутов

Кольцевой маршрут характеризуется тем, что движение происходит в одном направлении по замкнутой линии, на которой расположены обслуживаемые пункты погрузки и разгрузки. Кольцевые маршруты выгодны при мелочных и сборных перевозках и при последовательном расположении погрузочно-разгрузочных пунктов по замкнутой линии.

Кольцевые маршруты имеют ряд преимуществ перед другими видами автомобильных перевозок. Они сокращают порожние пробеги, повышают разновидностями кольцевых маршрутов являются: развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты

Графикикольцевых маршрутов составляются на одну смену, а затем повторяются изо дня в день, из месяца в месяц. График лучевого (веерного) маршрута, например, по перевозкам из материального склада в производственные цехи составляется на среднегодовой месяц, причем к графику прилагается картотека номенклатуры и веса материалов, подлежащих доставке в цехи за рейс, разработанная также в расчете на среднегодовой месяц на основании графиков ПДО по запуску изделий в обработку.

Прикольцевом маршруте путь следования автомобилей составляют так, что получается замкнутый контур, соединяющий несколько транспортных пунктов доставки или получения груза. Накольцевых маршрутах рекомендуется применение только машин ЗИЛ-164 с неотцепляемыми полуприцепами.

Нормы времени на транспортные работы в условиях производства устанавливают в соответствии со схемой межцеховых и внутрицеховых транспортных потоков. Время на транспортировку определяют в зависимости от расстояния и скорости перемещения транспортного средства.

При составлении кольцевых маршрутов необходимо тщательно проанализировать все возможные варианты этих маршрутов, чтобы выбрать такие, которые обеспечивают наивысший коэффициент использования пробега. На составление маршрутов оказывает влияние род перевозимых грузов. В ряде случаев даже при наличии встречных грузопотоков порожний пробег подвижного состава неизбежен. При расчете кольцевых маршрутов определяем число оборотов автомобиля на маршруте, а затем производительность и другие технико-эксплуатационные показатели. Для сокращения холостых пробегов применяются кольцевые маршруты или автомобили загружаются на обратных рейсах.

Что такое кольцевой маршрут. Смотреть фото Что такое кольцевой маршрут. Смотреть картинку Что такое кольцевой маршрут. Картинка про Что такое кольцевой маршрут. Фото Что такое кольцевой маршрут

Основным преимуществом кольцевых маршрутов является отсутствие всякой маневровой работы на станциях налива и слива по переформированию составов. Прикрепление постоянных составов дает возможность сформировать их полностью из однородных большегрузных цистерн с автосцепкой и автотормозами, что позволяет увеличить вес этих поездов, применить большую скорость перевозки и обеспечить лучшие условия для безопасности движения.

Источник

Маршрутизация автомобильных перевозок кольцевые и маятниковые маршруты.

Раскрывая аспекты маршрутизации в транспортной логи­стике, целесообразно дать обобщенное определение ключе­вому понятию. Маршрут движения представляет собой путь перемещения подвижного состава при транспортировке ка­ких-либо грузов.

Маршруты движения могут быть двух типов:

Маятниковые маршруты — это маршруты, при кото­рых путь перемещения транспортных средств между двумя логистическими пунктами повторяется неоднократно. Данный тип маршрутов подразделяется на 3 вида: 1) маятниковые маршруты с обратным холостым пробе­гом ((3 = 0,5) (рис. 1, а); маятниковые маршруты с обратным не полностью гру­женным пробегом (в этом случае 0,5

Кроме того, маршрутизация перевозок положи­тельно зарекомендовала себя тем, что существенно расши­ряет возможности повышения производительности транспорт­ных средств при одновременном снижении численности ак­тивного подвижного состава с сохранением объемов перевозок и улучшением качества транспортно-экспедиционного обслу­живания. Если определены и эксплуатируются рациональные мар­шруты и на них строго соблюдаются сроки поставок, то то­варно-производственные запасы участников логистических процессов могут быть сокращены в 1,5-2 раза.

Роль маршрутизации заключается также в том, что по­требители, производители и торговые посредники получают возможность составления реальных проектов по текущим планам и обеспечить эффективную организацию работы с оперативными заявками на транспорт общего пользования.

Правильная маршрутизация грузопотоков не только укрепляет взаимо­действие всех участников логистических процессов, но и способствует более тесной интеграции производственно-хо­зяйственной деятельности всех звеньев логистических цепей.

При массовых перевозках грузов в соответствии с концеп­цией логистики необходимо разрабатывать такие маршру­ты, которые могли бы обеспечить минимум порожних пробегов и своевременный возврат транспортных средств. В транспортной логистике задачи данного типа решаются на основе критерия минимизации эксплутационных затрат или тонно-километрового пробега. Ниже представлена модель подобной задачи при однородных грузопотоках, которая ре­шается в три этапа.

Сначала решают обычную транспортную задачу без учета возврата транспортных средств. Движение по маршрутам может быть организовано по сквозному или участковому методу.

При сквозном методе движения каждое транспортное средство проходит весь путь от начального до конечного пункта и обратно. Время оборота подвижного состава в этом случае складывается из времени: на движение, погрузку-выгрузку, техническое обслуживание подвижного состава, отдых водителей. При поучастковом методе движения транспортный путь разбивают на отдельные участки, Подвижной состав опреде­ленного перевозчика работает только на определенном участ­ке. На стыках участков осуществляется перевалка, а подвиж­ной состав возвращается в начальный пункт своего участка.

Длину участка подбирают такой, чтобы время оборота транспортного средства на участке не превышало 1 — 1,5 смены работы водителя, т. е. чтобы водитель в тот же день мог воз­вратиться к месту своей постоянной работы.

При планировании и маршрутизации грузопотоков важно учитывать производительность транспортных средств в за­висимости от линии перевозки. Иначе говоря, выделяемые транспортные средства должны обеспечить грузопотоки по разработанным маршрутам передвижения. В транспортной логистике модели задач этого типа формируются в зависи­мости от степени детализации учета требований к функцио­нированию различных видов транспорта.

Сформированная модель относится к классу распредели­тельных задач, которые получили название задачи о назна­чениях. Их сущность заключается в наилучшем распределе­нии некоторого числа работ между таким же числом испол­нителей при условии взаимно однозначного соответствия между множествами работ и исполнителей. При решении по­добных задач ищут оптимальное назначение с учетом усло­вия максимума общей производительности, которая равна сумме производительностей исполнителей. Производитель­ность каждого исполнителя при выполнении каждой из име­ющихся работ задается заранее. Задачи о назначении пред­ставляют собой частный случай транспортной задачи и сво­дятся к задаче линейного программирования.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 1055 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Лекция по теме: Кольцевые маршруты

Лекция

Кольцевые маршруты

Кольцевой маршрут – маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков).

Различают развозочные, сборные и сборно-развозочные кольцевые маршруты.

Развозочным маршрутом называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям.

Сборный маршрут – это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю.

Сборно-развозочный маршрут представляет собой сочетаниепервых двух.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме: Кольцевые маршруты»

Кольцевой маршрут – маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков).

Различают развозочные, сборные и сборно-развозочные кольцевые маршруты.

Развозочным маршрутом называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям.

Сборный маршрут – это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю.

Сборно-развозочный маршрут представляет собой сочетаниепервых двух.

Что такое кольцевой маршрут. Смотреть фото Что такое кольцевой маршрут. Смотреть картинку Что такое кольцевой маршрут. Картинка про Что такое кольцевой маршрут. Фото Что такое кольцевой маршрут

Принципиальная схема кольцевого маршрута.

Зачастую, решая задачу выбора оптимального кольцевого маршрута, мы не всегда задумываемся над вопросом: почему доставка груза в каждую из, например, шести точек обязательно должна осуществляться с помощью единого кольцевого маршрута? Не исключено, что для некоторых точек выгоднее кольцевой маршрут, а для оставшихся — маятниковый. Таким образом, необходимо решить две задачи: задачу разбиения множества грузополучателей на подмножества и задачу разработки правил предпочтения кольцевых маршрутов маятниковым для одних и тех же точек. Начнем со второй задачи, имея в виду то очевидное обстоятельство, что многозвенных кольцевых маршрутов не бывает, так как необходимость возить груз, только частично избавляясь от него в каждой точке маршрута, резко увеличивает грузооборот. В маятниковом маршруте выгружается весь перевозимый груз. Доставку грузов многозвенными кольцевыми маршрутами трудно увязывать с режимами работы потребителей продукции, что увеличивает время простоя транспортного средства. Последнее обстоятельство ставит под угрозу доставку грузов во все пункты потребления в течение рабочего времени.

Начнем с простейших задач. Имеются две точки доставки груза. В первую точку необходимо доставить a1 тонн груза, во вторую, — a2. Расстояние между точками равно s1, длина пути от грузоотправителя до первой точки равна l1, до второй, — l2. Очевидно, что грузооборот двух маятниковых маршрутов равен:

Грузооборот кольцевого маршрута определяется по формуле:

Пусть кольцевой маршрут предпочтительнее двух маятниковых:

После элементарных преобразований найдем условие предпочтения кольцевого маршрута из двух грузополучателей двум маятниковым маршрутам:

Услови (1), как и последующие далее условия, не следует рассматривать и критиковать с точки зрения геометрии треугольника, мы имеем дело с длинами весьма извилистых дорог в трехмерном пространстве.

Условие (1) выполняется (218+4), кольцевой маршрут выгоднее. Это можно проверить. Грузооборот маятниковых маршрутов равен 0,45·8+0,6·21=16,2 т·км. Грузооборот кольцевого маршрута равен: (0,45+0,6)·8+0,6·4=8,4+2,4=10,8 т·км. Если бы величина l2 была не более 11 км., то выгоднее были бы маятниковые маршруты.

Пусть имеются три точки для доставки груза. Дополним исходные данные следующими величинами: в третью точку необходимо доставить груз весом a3, расстояние между второй и третьей точками равно s2, длина пути от грузоотправителя до третьей точки равна l3. Условие предпочтения кольцевого маршрута перед тремя маятниковыми запишется в виде:

После несложных преобразований получим:

Поскольку левая часть полученного неравенства есть число неотрицательное, то из условий неотрицательности величин, заключенных в скобки, вытекают следующие условия предпочтительности кольцевого маршрута трем маятниковым:

Условие (2) выполняется: (2113+5) и (2513+5+4). Грузооборот кольцевого маршрута равен 108 т·км., трех маятниковых, — 118,5 т·км. Читатель имеет возможность в этом убедиться, обратившись к исходной записи условия предпочтительности.

В общем виде, условия предпочтения кольцевого маршрута с n грузополучателями перед таким же количеством маятниковых маршрутов запишутся так:

Что такое кольцевой маршрут. Смотреть фото Что такое кольцевой маршрут. Смотреть картинку Что такое кольцевой маршрут. Картинка про Что такое кольцевой маршрут. Фото Что такое кольцевой маршрут(3)

А теперь перейдем к решению задачи разбиения множества грузополучателей на подмножества. Покажем способ разбиения на конкретном примере. При этом будет использован способ построения кратчайшей связывающей сети [1]. В приведенной ниже матрице расстояний последовательно выберем минимальные элементы, за исключением элементов первой строки и первого столбца (столбец грузоотправителя). Поскольку матрица симметрична, ограничимся правой половиной (по диагонали) матрицы.

Выделенные элементы записаны жирным шрифтом. Если графически изобразить связи между выделенными точками, то из любой точки рассматриваемого множества из пяти точек можно попасть в любую другую точку. Более того, количество выделенных точек даже избыточно. Например, одно число 16 лишнее, но оставлено из-за того, что таких чисел ровно два. Число 9 тоже избыточно для получения кратчайшей связывающее сети, но оставлено из-за того, что в сети есть отрезок длиной 16 единиц.

Удалим из связывающей сети максимальный элемент. Таких элементов два — числа 16. После их удаления точки 1 и 2 уже ничего не связывает с остальными точками множества. Независимо от того, удалим ли мы число 9 или оставим, множество из пяти точек естественно разбивается на два подмножества точек: (1,2) и (3,4,5). Вот для этих подмножеств и проверим соответствующие условия предпочтения кольцевых маршрутов маятниковым.

Сначала отметим, что оптимальный кольцевой маршрут по минимуму грузооборота для всех пяти точек, найденный методом «ветвей и границ», определяется следующей последовательностью обхода точек: 0–4–5–3–1–2–0. Суммарный грузооборот равен 47,45 т·км.

Условие (2) не выполняется, маятниковые маршруты выгоднее. Грузооборот маятниковых маршрутов равен: 17,5·0,3+26·0,2 = 5,25+5,2 =10,45 т·км. Минимальный грузооборот кольцевого маршрута равен: 17,5·0,5+15·0,2=8,75+3=11,75 т·км.

Условие (3) не выполняется, маятниковые маршруты выгоднее. Грузооборот маятниковых маршрутов равен: 12,5·0,4+13·0,5+19·0,25 = 5+6,5+4,75=16,25 т·км. Минимальный грузооборот кольцевого маршрута равен: 12,5·1,15+7·0,75+6·0,25=14,375+5,25+1,5=21,125 т·км.

Суммарный грузооборот по пяти маятниковым маршрутам равен 10,45+16,25=26,7 т·км. Грузооборот по оптимальному кольцевому маршруту для этих же пяти точек, как указывалось выше, равен 47,45 т·км.

Частое преимущество маятниковых маршрутов перед кольцевыми будет наблюдаться до тех пор, пока не будет разработана единая нормативная и методологическая база для определения стоимости провоза груза, холостого пробега транспорта, стоимости погрузочно-разгрузочных работ и времени ожидания начала этих работ. Решения задач маршрутизации по минимуму грузооборота не учитывают холостой пробег транспорта, а по минимуму пути — изменяющееся количество перевозимого груза.

Найденные условия предпочтения одного вида маршрута другому существенно упрощают задачу выбора оптимальных кольцевых маршрутов, так как простое правило разбиения множества точек потребления на два и более подмножеств резко уменьшает размерность возможных задач выбора оптимальных кольцевых маршрутов.

Расчет показателей работы подвижного состава на маршрутах

По каждому маршруту требуется вычертить упрощенную схему перевозок с указанием места расположения АТП, привести необходимые исходные данные, включая режим работы подвижного состава и определить следующие показатели:

— время простоя подвижного состава в пунктах погрузки и разгрузки за ездку;

— время ездки и оборота;

— количество ездок и оборотов за время в наряде;

— время работы подвижного состава на маршруте, время в наряде и время работы водителя;

— количество груза, перевозимого одним автомобилем (автопоездом) за ездку, оборот и время в наряде;

— транспортная работа, выполняемая одним автомобилем (автопоездом) за ездку, оборот и время в наряде;

— средняя длина ездки с грузом и среднее расстояние перевозки за оборот;

— коэффициенты статистического и динамического использования грузоподъемности за оборот;

— пробег с грузом, холостой, нулевой и общий пробеги одного автомобиля за время в наряде;

— коэффициент использования пробега за оборот и время в наряде;

— техническая и эксплуатационная скорость за время в наряде;

— количество автомобилей на маршруте;

— количество полуприцепов на маршруте (при работе с перецепкой полуприцепов);

— интервал и частота движения на маршруте;

— автомобиле-дни эксплуатации подвижного состава на маршруте за год.

Для показателей работы подвижного состава на первом маршруте необходимо привести исходные формулы и подробный расчет. Основные формулы для расчета приведены в Приложении 6.

Для маршрутов с использованием перецепки полуприцепов определяется как время простоя автомобиля-тягача в пунктах погрузки и разгрузки (вызванное перецепкой полуприцепов), так и время простоя полуприцепов под погрузкой и разгрузкой.

Количество оборотов и ездок за время в наряде должно иметь целое значение.

При определении времени работы подвижного состава на маршруте следует учитывать, что формальный подход к фиксации нулевого пробега может вызвать необходимость выделения нетипового последнего оборота (т. к. он может быть завершен с уменьшенным холостым пробегом). Поэтому проведенные расчеты необходимо корректировать в зависимости от длины последней ездки.

Время работы водителя за смену, определяемое с учетом затрат времени на подготовительно-заключительные работы, должно обеспечивать полное использование месячного фонда рабочего времени. Оно по возможности не должно превышать 10 часов и только в исключительных случаях (например, если время оборота при односменной работе превышает 4,85 ч.) может быть увеличено до 12 часов.

Рассчитанное количество автомобилей на маршруте не округляется и рассматривается как среднее значение за рабочий период.

Количество полуприцепов, интервал и частота движения на маршруте определяется для наиболее напряженной ситуации, т. е. для рабочих дней с полным выходом автомобилей (в этом случае рассчитанное количество автомобилей округляется до большего целого значения).

Источник

Теория оптимизации кольцевого маршрута

Одной из важных задач в логистике является разработка моделей транспортного обслуживанияпотребителей и поставщиков, расчет рациональных маршрутов перевозки, составление графиков доставки продукции потребителям.

Маршрутизация перевозок– это наиболее совершенный способ организации материалопотока. Маршрутизация позволяет повысить производительность транспортных средств и сократить объем запасов, хранящихся у поставщиков и потребителей.

Маршрут движения– это путь следования транспорта при выполнении перевозок. Выделяют маятниковые и кольцевые маршруты движения.

При маятниковом маршруте путь следования транспорта между пунктами неоднократно повторяется.

Кольцевой маршрут– это маршрут движения транспорта по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей или поставщиков. Разновидностями кольцевого маршрута являются развозочные маршруты, сборные и сборно-развозочные.

Развозочный кольцевой маршрут– это маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям.

Сборный кольцевой маршрут– это маршрут движения, при котором продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю.

Сборно-развозочный кольцевой маршрут– это сочетание развозочного и сборного кольцевых маршрутов.

Организация развозочного кольцевого маршрута является одной из наиболее сложных задач транспортной логистики. При его организации из одного отправного пункта (например, с оптовой базы) отправляются разные товары в несколько пунктов назначения (например, магазины розничной торговли) с последовательным их посещением. Целью задачи является поиск замкнутого маршрута с минимальной транспортной работой.

При расчете кольцевого маршрутаисходными данными являются: 1) схема размещения пункта отправки и пунктов назначения, 2) расстояния между ними, 3) объем (масса) груза поставляемого в каждый из пунктов назначения, 4) вместимость и грузоподъемность выделяемого для перевозки транспорта. Обычно выбор простого маршрута производится путем перебора всех возможных вариантов и выбора из них оптимального. Так если к расчету принимается четыре пункта (одна база и три пункта получения), то количество возможных транспортных маршрутов будет равно шести.

Например, если обозначить пункт отправки А, а пункты получения Б1, Б2, Б3, то можно выбрать один из следующих шести маршрутов:

В данном случае выбор производится с точки зрения минимизации суммарного расстояния пробега, так как от него зависит величина транспортных затрат.

Однако для 20 пунктов количество возможных маршрутов составляет уже около 6 млн. Поэтому на практике применяются приближенные алгоритмы и допускается возможная неоптимальность получаемых решений.

Выбор маршрута влияет на последовательность загрузки товаров на транспортное средство. Первой грузится партия для последнего пункта получения и располагается в самой дальней части кузова, а партия для первого получателя располагается последней у самого края.

Порядок выполнения работы:

1. Войти в операционную систему Windows, открыть диск с программами Programs Jailer Р, открыть папку «ЛОГИСТИКА для студентов», открыть папку «Лаб. работа 2», открыть папку своей подгруппы, скопировать указанный преподавателем файл «ЛР2-1 Лист Microsoft Excel».Открыть диск с программами Programs Jailer S, открыть папку своей группы, открыть свою папку и сохранить в ней скопированный файл под своей фамилией.

Например, файл Иванов ЛР2.xls в папке М-31 2010 г. логистика.

2. Работа выполняется в файле, который является книгой Excel и содержит два листа:

1-й лист называется «Таблица-матрица»;

Начальным этапом выполнения лабораторной работы является расчет длины оптимального кольцевого маршрута по контрольным исходным данным.

Контрольный вариант исходных данных для апробирования методики расчета представлен на 1-м листе(рис. 1).Следующий вариант данных для расчета представлен на листе «Исходные данные» пособия – его назначает руководитель.

Что такое кольцевой маршрут. Смотреть фото Что такое кольцевой маршрут. Смотреть картинку Что такое кольцевой маршрут. Картинка про Что такое кольцевой маршрут. Фото Что такое кольцевой маршрут

Рис. 1. Схема размещения пунктов потребления и расстояния между ними

Расчеты на 1-м листе «Таблица-матрица»

На 1-м листепредставлена схема размещения транспортных пунктов: пунктов потребления и расстояний между ними. На данном листе необходимо рассчитать три таблицы и определить начальный базовый маршрут (три первых пункта, имеющих max сумму по столбцу).

1.В соответствующие ячейки таблицы №1 необходимо внести основные возможные варианты «маршрутов» в виде расстояний между пунктами, используя функцию Excel «Суммирование».

Таблица №1

Таблица, определяющая все возможные близлежащие расстояния между пунктами кольцевого маршрута

От А доОт В до
ВDSСЕDSСЕ
13,59,513,811,25,53,19,45,3
12,611,811,113,211,75,47,87,411,4
17,313,413,415,413,311,317,57,39,4
15,117,49,310,0
От D доОт S доОт С до
SСЕСЕЕ
2,33,95,94,32,22,0
8,66.64,54,26,36,5
8,26,58,66,2

Для этого необходимо определить возможные варианты проезда из одного пункта в другой и рассчитать суммарное расстояние каждого варианта по формуле суммы, используя ячейки с данными расстояний в схеме размещения транспортных пунктов. При этом варианты проезда выбираются только те, у которых маршруты движения от пункта до пункта проходят не более чем через два промежуточных пункта. В ячейке таблицы 1 ставится «=» и по данным схемы формируется маршрут.

В ячейке расстояния между i и i пунктом ставится прочерк.

В нижней строкетаблицы №2 (Итого) определяется сумма расстояний по столбцам между i пунктом и остальными маршрутными пунктами.

Таблица №2

по формуле = МИН(число1;[число2];. ))

АВDSСЕ
А11,89,513,211,2
В5,43,17,35,3
D11,85,42,33,94,5
S9,53,12,34,22,2
С13,27,33,94,22,0
Е11,25,34,52,22,0
Итого53,729,127,921,330,625,2

Строка полученных сумм автоматически переходит в таблицу №3, которая предназначена для определения базового маршрута.

Таблица №3

Таблица-матрица для определения базового маршрута

Суммарные расстояния и пункты по убываниюИтоговые результаты (из таблицы № 2)
ПунктРасстояние53,729,127,921,330,625,2
А53,729,127,921,330,625,2
С30,629,127,921,325,2
В29,127,921,325,2
D27,921,325,2
Е25,221,3
S21,3

3. Таблица №3 заполняется таким образом, чтобы в столбце «Расстояние» суммы выстроились в убывающем порядке. А в столбце «Пункт» напротив каждой суммы был соответствующий ей пункт.

Последовательность заполнения таблицы№3

— строка «Итого» таблицы №2 автоматически перейдет в таблицу №3 в столбец «Итоговые результаты». Данные строки являются исходной информацией для дальнейших расчетов;

— с использованием функции: = Если (лог_выражение;[значение_если_истина]; [значение_если_ложь]), где истина = 0, заполняется следующая строка колонки «Итоговые результаты» таким образом, чтобы вычисленное максимальное значение стало равно 0, а остальные значения были перенесены без изменений;

— подобным образом заполнить колонку «Расстояние» и всю колонку «Итоговые результаты», при этом в колонке «Расстояние» выстраивается цепочка расстояний по убыванию;

— используя результаты расчетов таблицы №2 и таблицы №3, а также функцию: = Если (лог_выражение;[значение_если_истина]; [значение_если_ложь]), где истина = искомый пункт, заполнить колонку «Пункт», в которой выстраиваются пункты маршрута согласно суммарные значения строки «Итого» таблицы №2.

Базовый маршрутсостоит из первых трех пунктов, имеющих максимальные суммарные значения величины маршрутов столбца «Расстояния» (выделены в таблице №3 жирным шрифтом). Выбранные пункты переносятся в строку базового маршрута путем ссылки на соответствующие ячейки таблицы №3.

Базовый маршрут:АžСžВžА

Расчеты на2-м листе «Расчет оптимального маршрута»

1.Перенести результаты, полученные в таблице №2, и базовый маршрут на 2-й лист в таблицу-матрицу, определяющую минимальные расстояния между пунктами кольцевого маршрута путем ссылок. Заполнять следует ту часть таблицы, ячейки которой свободны и не содержат нули.

Таблица-матрица, определяющая минимальные расстояния между пунктами

АВDSСЕИтого по строкам
А11,89,513,211,253,7
В5,43,17,35,329,1
D11,85,42,33,94,527,9
S9,53,12,34,22,221,3
С13,27,33,94,22,030,6
Е11,25,34,52,22,025,2
Итого по столбцам53,729,127,921,330,625,2

2. Расчетная таблица №1 заполняется автоматически.

Расчетная таблица №1

АСВDЕSИтого по убыванию
А0,013,28,011,811,29,553,7
С13,20,07,33,92,04,230,6
В8,07,30,05,45,33,129,1
D11,83,95,40,04,52,327,9
Е11,22,05,34,50,02,225,2
S9,54,2за2,32,20,021,3
Итого по убыванию53,730,629,127,925,221,30,0

3.В базовый маршрут состоящий из трех пунктов первым включается пункт, который имеет следующую наибольшую сумму расстояний по столбцу после первых трех базовых (4-й по рангу из таблицы №3). При этом решается задача, между какими пунктами его следует включить. Для этого определяем размер приращения маршрута ΔL для каждой пары пунктов по формуле: ΔL12 = L1i + Li2 – L12,

где L – расстояние между пунктами, км;

Размеры приращений находятся в «Таблице для расчета приращений».

Например, если базовыми являлись пункты А, С, В, а четвертым пунктом – пункт D, то формулы расчета приращений имеют вид:

ΔAC = AD+DC-AC; ΔCB-CD + DB-CB; ΔBA = BD + DA-BA.

Пункт D размещается между пунктами, которые имеют наименьшее приращение.

Минимальное значение равно:

В результате получаем новый маршрут из 4-х пунктов.

введение 5-го и 6-го пунктов осуществляется тем же способом.

Итогом расчетов является получения кольцевого маршрута, проходящего через все заданные пункты, имеющего минимальную длину.

Для расчета схемы следующего варианта скопируйте два расчетных листа 1-го варианта и замените исходные данные. Если все формулы верны, то результат получится автоматически.

При составлении программы расчёта кольцевого маршрута на компьютере в ячейки таблиц вставлять толькоформулы. функций, чтобы в дальнейшем с изменением расстояний между пунктами, полученные расчеты по каждой схеме изменялись автоматически.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *