Что такое код в программировании простым языком
Программный код
Исхо́дный код (также исхо́дный текст) — текст компьютерной программы на каком-либо языке программирования. В обобщённом смысле — любые входные данные для транслятора.
Исходный код либо транслируется в исполняемый код при помощи компилятора, либо исполняется непосредственно по тексту при помощи интерпретатора.
Содержание
Назначение
Исходный код либо используется для получения объектного кода, либо выполняется интерпретатором. Изменения никогда не выполняются над объектным кодом, только над исходным, с последующим повторным преобразованием в объектный.
Другое важное назначение исходного кода — в качестве описания программы. По тексту программы можно восстановить логику её поведения. Для облегчения понимания исходного кода используются комментарии. Существуют также инструментальные средства, позволяющие автоматически получать документацию по исходному коду — т. н. генераторы документации.
Кроме того, исходный код имеет много других применений. Он может использоваться как инструмент обучения; начинающим программистам бывает полезно исследовать существующий исходный код для изучения техники и методологии программирования. Он также используется как инструмент общения между опытными программистами, благодаря своей (идеально) лаконичной и недвусмысленной природе. Совместное использование кода разработчиками часто упоминается как фактор, способствующий улучшению опыта программистов.
Программисты часто переносят исходный код из одного проекта в другой, что носит название повторного использования кода (Software reusability).
Исходный код — важнейший компонент для процесса портирования программного обеспечения на другие платформы. Без исходного кода какой-либо части ПО, портирование либо слишком сложно, либо вообще невозможно.
Организация
Исходный код некоторой части ПО (модуля, компонента) может состоять из одного или нескольких файлов. Код программы не обязательно пишется только на одном языке программирования. Например, часто программы, написанные на языке Си, с целью оптимизации, содержат вставки кода на языке ассемблера. Также возможны ситуации, когда некоторые компоненты или части программы пишутся на различных языках, с последующей сборкой в единый исполняемый модуль при помощи технологии известной как компоновка библиотек (library linking).
Сложное программное обеспечение при сборке требует использования десятков, или даже сотен файлов с исходным кодом. В таких случаях для упрощения сборки обычно используются файлы проектов, содержащие описание зависимостей между файлами с исходным кодом, и описывающие процесс сборки. Эти файлы так же могут содержать и другие параметры компилятора и среды проектирования. Для разных сред проектирования могут применяться разные файлы проекта, причем в некоторых средах эти файлы могут быть в текстовом формате, пригодном для непосредственного редактирования программистом с помощью универсальных текстовых редакторов, в других средах поддерживаются специальные форматы, а создание и изменения файлов производится с помощью специальных инструментальных программ. Файлы проектов обычно включают в понятие «исходный код». В подавляющем большинстве современных языковых сред обязательно используются файлы проектов вне зависимости от сложности прочего исходного кода, входящего в данный проект. Часто под исходным кодом подразумевают и файлы ресурсов, содержащие различные данные, например, графические изображения, нужные для сборки программы.
Для облегчения работы с исходным кодом, для совместной работы над кодом командой программистов, используются системы управления версиями.
Качество
В отличие от человека, для компьютера нет «хорошо написанного» или «плохо написанного» кода. Но то, как написан код, может сильно влиять на процесс сопровождения ПО. О качестве исходного кода можно судить по следующим параметрам:
Неисполняемый исходный код
Копилефтные лицензии для свободного ПО требуют распространения исходного кода. Эти лицензии часто используются также для работ, не являющихся программами — например, документации, изображений, файлов данных для компьютерных игр.
В таких случаях исходным кодом считается форма данной работы, предпочтительная для её редактирования. В лицензиях, предназначенных не только для ПО, она также может называться версией в «прозрачном формате». Это может быть, например:
Программирование с нуля
Данная статья описывает основные конструкции в программировании и предназначена для тех, кто хочет в этом разобраться. Но статья не описывает все нюансы, потому что их слишком много. Если описывать их все, будет очень нудно и непонятно.
Использовать будем си-подобный синтаксис, то есть подобный языку си, но не будем вникать в заголовочные файлы, указатели и другие особенности относительно низкоуровневых языков, перейдём на синтаксис более высокоуровневых языков, которые сделают рутинную работу за нас. А конкретно, будем использовать синтаксис языка Java. Добро пожаловать под кат.
Двоичная система счисления
Числа в двоичной системе счисления состоят всего из двух знаков. Нуля и единицы. 00000001 – число один. 00000010 – число два. 00000100 – число 4. Как вы можете заметить, когда единица смещается влево, число увеличивается в два раза. Чтобы получилось число 3, необходимо написать 00000011. Таким образом можно составить все необходимые числа. В данном примере мы использовали двоичное число с восемью знаками, иначе говоря число восьмиразрядное. Чем больше у числа разрядов, тем большее оно может вместить значение. Например, восьмиразрядное число вмещает максимальное значение 255, если считать ноль, тогда 256, а в программировании ноль считается всегда. Если увеличить разряд на один, получится девятиразрядное число и его вместимость увеличится в два раза, то есть станет 512. Но так в программировании никогда не делается и обычно каждая следующая разрядность увеличивается вдвое. Один разряд, потом 2 разряда, потом 4 разряда, потом 8 разрядов, потом 16 разрядов, потом 32 разряда и далее.
Шестнадцатеричная система счисления
Всё аналогично двоичной, только вместо нулей и единиц участвуют цифры от 0 до 15. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F, где A – 10, B – 11, C – 12, D – 13, E – 14, F – 15.
Знак минус в программировании
Буквы и знаки
Буквы, знаки, смайлики и так далее обозначаются также числами. Буква А может быть числом 00000001 или любым другим, или даже комбинацией чисел в зависимости от кодировки символов. Кодировок много.
Типы данных
В программировании есть типы данных. Числовые, такие как 233, которые разобрали выше. Называются почти везде int, от слова integer. С плавающей запятой, такие как 198,76, называются почти везде float. У букв тип char, у строк тип String. Тип bool имеет два значения – истина (true) и ложь (false). У этого типа реализация в разных языках разная, но самая простая, когда ноль — значит ложь, а любое другое число истину. Нестандартные типы данных, такие как числа с фиксированной запятой, рассматривать не будем.
Применение
Прежде чем использовать числа в программировании их нужно объявить, то есть сказать с помощью языка программирования, что они существуют.
Это стандартное объявление примитивного типа.
Сначала пишем тип, потом имя переменной, то есть нашего числа. Всегда заканчиваем наше выражение, да и любое, точкой с запятой.
Теперь мы можем использовать переменную по её имени.
Здесь мы присвоили переменной значение. В отличии от математики в программировании = значит взять значение справа и присвоить переменной слева. = — это знак/оператор присвоения.
Можно объединить объявление и присвоение, то есть сразу инициализировать переменную.
Буквы выделяются одинарными кавычками, строки выделяются двойными кавычками. Числа типа int не выделяются.
К числам с плавающей запятой одинарной точности в конце добавляется f.
К числам с плавающей запятой двойной точности ничего не добавляется.
Операторы
После того как мы записали наше выражение, например сложения,
получается значение. Но так как оно ни одной переменной не присваивается, оно исчезает. Чтобы присвоить значение переменной используется специальный оператор присвоения, который коротко описан выше.
Повторим ещё раз. Он берёт значение со своей правой стороны и присваивает его переменной в левой стороне. Это оператор =, и он не имеет ничего общего со знаком равно из математики.
Также у нас есть логические операторы, такие как (больше),
Исходный код и его 11 составляющих
Теперь, когда вы понимаете концепцию программирования, мы рассмотрим исходный код – его главные составляющие и принципы работы с ними.
Часть 2 – Исходный код
В предыдущей части мы затронули азы программирования, где рассказали о машинном языке, преобразователях, языках программирования и работе с CLI. Двигаемся дальше.
Исходным кодом называется основной файл вроде Microsoft (.doc), но немного другой. Это текстовый файл, написанный с помощью простых редакторов, таких как Windows Блокнот. В предыдущем разделе мы перечислили, что нужно, чтобы интерпретаторы или компиляторы конвертировали исходный код в двоичный. Первый должен быть сохранен в файле, что передается для ввода в переводчик (преобразователь).
Когда вы закончите писать код, запустите его через переводчик. Рассмотрим в качестве примера запуск кода на языке Python с использованием команды python.
Начало работы: ваша первая программа
3. Откройте в нем новый файл и введите следующее:
Результат должен выглядеть так:
Анатомия типичного кода
Теперь мы рассмотрим содержимое типичного файла исходного кода. Ниже приведены регулярные компоненты.
Ключевые слова
Короткие человекочитаемые слова, обычно называемые ключевыми. Они свойственны изучаемому вами языку и они особенны. Их просто нужно знать. Вот небольшой набор ключевых слов, часто используемых в Python.
Идентификаторы
Слова, изобретенные вами. Да, не удивляйтесь! Вы, программист. Эти слова обычно называются идентификаторами. Они могут быть созданы вами или другими программистами. Они упакованы в плагины, более известные как библиотеки.
Примером является библиотека Math. Она позволяет получить доступ к функциям, таким как квадратный корень (Math.sqrt), используемый в JavaScript.
Многие языки программирования поставляются со множеством библиотек. Они обычно называются SDK (комплекты разработки программного обеспечения). Загружаются вместе с компилятором для дальнейшего создания технологий, приложений и проектов. Также существуют фреймворки, созданные, чтобы облегчить разработку проекта и объединить его различные составляющие.
Некоторые идентификаторы в комплекте с выбранным языком не могут использоваться в качестве идентификатора пользователя. Примером является слово string в Java. Такие идентификаторы вместе с ключевыми словами называются Зарезервированными Словами. Они также являются особыми.
Все ключевые слова являются зарезервированными. Также слова, которые вы выбираете, должны иметь смысл для тех, кто впервые их видит.
Основные типы данных
Целые числа могут быть знаковыми и беззнаковыми, большими и малыми. Последние фактически зависят от объема памяти, зарезервированного для таких чисел. Есть числа с десятичными частями, обычно называемые double и float, в зависимости от языка, который вы изучаете.
Также существуют логические типы данных boolean, которые имеют значение true или false.
Сложные типы данных
Указанные выше типы известны как элементарные, первичные или базовые. Мы можем создавать более сложные типы данных из приведенных базовых.
Массив (Array) – это простейшая форма сложного типа. Строка (String) – это массив символов. Мы не можем обойтись без этих данных и часто используем их при написании кода.
Комбинация символов – это строка. Чтобы использовать аналогию, строка для компьютера означает, что слово принадлежит человеку. Слово «термометр» состоит из 9 символов – мы просто называем это строкой символов. Обработка строк – это обширная тема, которая должна изучаться каждым начинающим программистом.
Сложные типы данных поставляются с большинством языков программирования, которые используются. Есть и другие, такие как системы классов. Это явление также известно как объектно-ориентированное программирование (ООП).
Переменные
Переменные – это просто имена областей памяти. Иногда нужно сохранить данные в исходном коде в месте, откуда их можно вызвать, чтобы использовать. Обычно это место памяти, которое резервирует компилятор/интерпретатор. Нам нужно дать имя этим ячейкам памяти, чтобы потом их вспомнить. Рассмотрим фрагмент кода Python ниже:
pet_name – пример переменной, и тип данных, хранящихся в pet_name, является строкой, что делает переменную строковой. Существуют также числовые. Таким образом, переменные классифицируются по типам данных.
Константы
Константы – это значения, которые не изменяются на протяжении всего жизненного цикла программы. Чаще всего в их именах используются заглавные буквы. Некоторые языки поддерживают создание постоянных значений, а некоторые – нет.
Существуют строго типизированные языки программирования, в которых каждая переменная должна быть определенного типа. Выбрав тип один раз, вы больше не сможете его изменить. Java – хороший пример такого ЯП.
Другие же не предоставляют эти функции. Они являются свободно типизированными или динамическими языками программирования. Пример – Python.
Вот как объявить постоянное значение в JavaScript:
Литералы
В каждом исходном коде существуют типы данных, которые используются повсюду и изменяются только в том случае, если их отредактировали. Это литералы, которые не следует путать с переменными или константами. Ни один исходный код не обходится без них. Литералы могут быть строками, числами, десятичными знаками или любыми другими типами данных.
В приведенном выше фрагменте слово «Hippo» является строковым литералом. Это всегда будет «Hippo», пока вы не отредактируете исходный код. Когда вы научитесь кодить, узнаете, как управлять литералами таким образом, чтобы оставлять неизменной большую часть кода.
Пунктуация/Символы
В большинстве написанных программ вы найдете различные знаки препинания в зависимости от выбранного языка программирования. Например, в Java используется больше знаков препинания, чем в Python.
Основные знаки включают в себя запятую (,), точку с запятой (;), двоеточие (:), фигурные скобки (<>), обычные круглые скобки (()), квадратные скобки ([]), кавычки («» или »), вертикальную черту (|), слэш (\), точку (.), знак вопроса (?), карет (^) и процент (%).
Добро пожаловать в мир программирования, где знаки препинания – ваши лучшие друзья. Скоро вы обнаружите, что в коде их всегда очень много.
Операторы
Шансы, что вы будете писать исходный код для выполнения какой-нибудь операции, крайне высоки. Любые языки программирования, которые мы используем, включают в себя множество операторов. Среди применяемых выделяют сложение (+), деление (/) умножение (*), вычитание (—) и знак больше (>).
Операторы обычно классифицируются следующим образом:
Комментарии
Документация будет важным аспектом деятельности в сфере программирования. Это то, как вы объясняете свой код другим программистам. Подобное делается с помощью комментариев, которые добавляются к различным частям кода. С помощью комментариев вы можете направлять других программистов через написанную программу.
Компилятор игнорирует строки кода, которые являются комментариями.
Объявление комментариев разное для разных языков. Например, # используется для ввода комментариев в языке Python.
Вот пример комментария в Python:
Пробелы и вкладки
Это пробелы, созданные между кодом, который вы пишете. Они ставятся при нажатии пробела или клавиши табуляции на клавиатуре.
Двигаемся дальше
Вы познакомились с исходным кодом и изучили его содержимое. Скомпилированный или преобразованный код может не запускаться по ряду причин. Эти причины обычно связаны с ошибками. Действие поиска и удаления ошибок называется отладкой и является навыком, который вы должны изучить. Ошибки мы рассмотрим в следующей части.
Убедитесь, что вы правильно настроили Python в своей компьютерной системе, и запустите свою первую программу.
Викторина
Определите элементы, которые мы изучили, в приведенном ниже фрагменте кода Java:
Что такое разработка: объяснение для новичков
Авторизуйтесь
Что такое разработка: объяснение для новичков
Объясняем, что такое программирование и с чего начать, на примере JavaScript. Этот язык занимает лидирующие позиции в рейтингах популярности, а также поддерживает императивные, структурируемые, объектно-ориентированные и управляемые событиями парадигмы.
Примечание Вы читаете улучшенную версию некогда выпущенной нами статьи.
Набор инструментов для программирования с нуля
Инструментарий типичного программиста чаще всего состоит из следующих вещей:
Вы можете использовать бесплатное ПО в начале работы, такое как Atom и Notepad++. Также можно попробовать SublimeText, однако этот редактор является платным.
Переменные
В начале программирования нужно освоить переменные — именованные области памяти для хранения данных. Есть две основные причины, по которым следует именовать данные:
Примечание В названиях переменных нельзя использовать апострофы.
Чтобы переменная существовала, её нужно объявить. Объявление переменных служит в роли свидетельства о «рождении» для данных. Давайте посмотрим на пример:
Ключевое слово var означает переменную.
Переменной нужно присвоить значение:
Теперь вы можете использовать переменную, the_number_of_days_in_december вместо числа 31.
Следует помнить, что вы также можете объявлять переменные для данных, которые ещё не существуют. Например, вы можете объявить var donalds_birthday и сообщить приложению, чтобы оно ожидало ввода значения. Всё, что будет введено пользователем для этой переменной, будет использоваться в тексте под именем donalds_birthday
Переменной также можно объявить целую строку или фрагмент текста:
Откройте консоль в Google Chrome нажатием клавиши F12 (для владельцев Mac рекомендуется ознакомиться с этой статьёй). Перед вами появится следующее окно:
Убедитесь, что выбрана вкладка «Console», кликните на пустом поле рядом со знаком «больше» ( > ), объявите переменную и присвойте ей значение, а затем нажмите клавишу ввода.
В консоли отображается сообщение undefined из-за того, что строка кода не вывела какие-либо данные, чего, собственно, делать и не должна. Теперь введите название своей переменной в строку и нажмите кнопку ввода.
Поздравляем! Консоль (которая также служит в роли интерпретатора) понимает вашу переменную.
Объекты
А что такое разработка без объектов? В JavaScript объекты объявляются почти так же, как и переменные:
Мы можем использовать объект human и ссылаться на него точно так же, как и на любую другую переменную. Компьютер поймёт, что нужно сослаться на какое-либо определённое свойство, если мы его напишем через точку:
Каждый из элементов сверху может быть изменён и ссылаться на другое свойство. Например, давайте изменим имя (name):
Массивы
Чтобы начать программировать, нужно изучить и массивы — списки похожих фрагментов данных. В программировании на JavaScript массивы выглядят следующим образом:
Для массивов принято использовать [квадратные скобки]. В данном случае вы можете использовать tweets в любом месте вашего кода, ссылаясь на массив, который только что определили.
Примечание Счёт массивов начинается с нуля, а не с единицы.
Если вы хотите обратиться к какому-то отдельному элементу, то можно сделать следующее:
Внутри квадратных скобок мы пишем индекс элемента, к которому хотим обратиться.
Каждое из приведённых выше выражений — переменная. Вы можете присвоить им какое-нибудь новое значение, чтобы поэкспериментировать:
Теперь tweets[2] будет ссылаться на новое значение.
Массивы могут содержать текст, числа, даты, объекты и даже другие массивы. Массивы также могут быть свойствами объектов.
Чтобы обратиться к message, вы можете написать следующее:
И компьютер поймёт, что вы имеете в виду ‘Blink twice if you need help’
API — набор свойств и методов (целевых фрагментов кода), которые имеют свои имена, как переменные.
Метод похож на свойство, потому что к нему можно получить доступ через точку. Он отличается от свойства тем, что после него нужно поставить (круглые скобки). В этих круглых скобках хранятся данные, которые мы хотим добавить в наш массив. Теперь в tweets четыре элемента. Это выглядит вот так:
Функции
Функция — это фрагмент кода, который что-то выполняет и имеет имя. Функции можно легко объявлять:
Объявление функции начинается с ключевого слова, затем ей даётся имя. return заставляет значение «выпрыгивать» из функции. Затем функция завершается (если вы напишете код после return, то он не будет выполнен). Таким образом, вы можете сделать следующее:
Функция может быть свойством объекта. Она может быть элементом массива. Она может возвращать число, дату, строку, объект, массив, другую функцию, массив функций и т. д.
Часть данных, которую мы добавляем в функции, называется аргументом. Объявление функции, которая может ожидать аргументы, выглядит так:
В JavaScript также можно писать математические выражения как на калькуляторах:
Вы могли бы записать предыдущую функцию таким образом:
Эта функция делает всё то же, что и предыдущая, только в неё введена переменная в качестве посредника.
Логические ветви и сравнения
Мы делаем это с помощью оператора if (если) — ключевого слова, похожего на метод. Аргумент, который он ожидает, представляет собой какое-то выражение (обычно сравнение). Сравнения принимают два значения и сравнивают их друг с другом. В результате чего выбирается одно из следующих ключевых слов: true — в случае соответствия правилу и false — в случае несоответствия. Это называется логическим выражением.
Циклы
Но что такое циклы в программировании? Иногда при работе с массивом может понадобиться выполнить какой-то блок кода несколько раз подряд. В таких случаях следует использовать циклы. Простейшим видом цикла JavaScript является while (цикл выполняется, пока условие истинно):
null и undefined
Области применения
Если вы объявите переменную внутри функции, то вы не сможете ею воспользоваться где-нибудь за пределами функции. Пример:
Комментирование кода
Не всегда бывает понятно, что выполняет тот или иной код. Поэтому всегда следует комментировать его. В JavaScript комментарии начинаются с // :
// переменная равна 21.
// Если она не равна 21, пожалуйста, измените на 21.
// Что сделать: добавить больше переменных.
Так что же такое программирование
Программирование — это написание приложений, основанное на определённых правилах, некоторые их которых перечислены в нашей статье.
Теперь вы понимаете, что представляет собой разработка на базовом уровне. Желаем успехов на пути к освоению мастерства программирования. Если же вы понимаете, что JavaScript — не ваше, узнайте, какой язык программирования подойдёт для новичка.
Что такое код и почему компьютеры все еще не пишут сами?
Что говорят программисты, когда их просят дать определение своей деятельности и намекают, что “машины справились бы быстрее”? Мы собрали ответы пользователей Quora, и вот что у нас получилось.
Вопрос:
— Почему компьютеры все еще не заменили программистов, если они быстрее, умнее и не ошибаются?
Ответы:
— Не поверите, ваш вопрос изучен до тошноты, и продолжает изучаться.
Давайте рассмотрим ситуацию так: на самом деле, много механической работы, которую должен выполнять программист, уже делает компьютер (хотя некоторые все еще используют C++, вместо того, чтобы написать скрипт в одну строчку). То есть (в идеале), мы не делаем то, что повторяется много раз — машины делают это за нас.
Таким образом, частично мы уже на этом пути. С другой стороны, передать кодинг компьютеру мы не можем сейчас, и не сможем в ближайшем будущем.
— Алан Купер отлично высказался по этому поводу:
Далекие от программирования люди видят в нем только механический, инженерный процесс. На самом же деле, это исключительно вариативная и творческая деятельность.
— Я бы хотел рассмотреть вопрос немного с другой стороны. Программирование решает 5 задач:
А теперь способности, которыми должен обладать исполнитель (компьютер):
Сейчас понять новую задачу (ее цели, проблемы, которые нужно решить) могут только люди. Для того чтобы компьютер мог понимать людей — их особенности, потребности, проблемы, которые могут возникать у них в процессе работы, он должен обладать более высоким уровнем осознанности, чем может сейчас. И я говорю не об искусственном разуме, а просто о больших по сравнению с нынешними возможностями. Например, сделать заключение на основании недостаточного количества данных путем поиска дополнительных во внешней среде или среди имеющихся.
Это достаточно сложный функционал, который, возможно, будет реализован, но это сомнительно.
Компьютер может написать код, используя достаточно сложные существующие шаблоны проектирования, и даже, в какой-то мере, удовлетворить некоторые пользовательские требования — это метапрограммирование. Есть задачи, которые могут решать только превосходные профессионалы, а написать средство для решения таких задач — особенно сложно.
— Думаю, что с появлением беспилотных автомобилей мы должны признать: компьютеры уже на полпути к окончательному превосходству над нами. Что касается «компьютеров, способных программировать хотя бы на уровне среднего разработчика», то задача эта отнюдь не простая, но вполне реальная.
Не поверите, машины УЖЕ программируют за нас. LINQ — достойный пример из относительно современных: наш код становится все ближе и ближе к словесным формулировкам, так что ваш вопрос отчасти уже решен.
Тем не менее, обрабатывать абстрактные запросы и понятия они пока не умеют, как и самостоятельно приобретать новые знания, и вряд ли мы это увидим в нашей жизни.
— Отвечу вопросом на вопрос: а зачем для этого нужны люди?
Ответ в одном слове: творчество. Люди могут смотреть на одну вещь настолько по-разному! И, казалось бы, все решения логичны, но все они уникальны. Люди великолепны тем, что могут выполнить задание, данное в виде смутного описания. То есть, они могут понять ее — это уже неплохо, — и, более того, найти рабочее решение и воплотить его в жизнь.
А теперь представьте, каким должен быть компьютер, который решит задачу с требованием «Провести два перпендикулярных друг другу перпендикуляра к прямой».
Человек обязательно что-нибудь придумает.
— Хм, если появится специальная программа, которая будет писать глючный код, то да — компьютер сможет заменить человека.
Я всегда думал, что идеальный код возникает только в процессе работы.
— Почему писатели все еще существуют? Неужели нельзя создать супермашину, которая будет писать книги лучше (см. Лем ‘Электрибальд Трурля’)?
Просто компьютеры — это инструменты, как молоток или печатная машинка. Почему писатели все еще существуют? Потому что машина набирает текст, а писатель создает историю.
Компьютер, который использует программист — это такой же инструмент, работающий с числовыми данными. Если его разобрать, оттуда не вылетит магический шар, излучающий логику.
— Да-да, это же тот самый вопрос, который частенько задают CEO, продакт-менеджеры и менеджеры по продажам: «Почему я не могу просто дать команду компьютеру вместо того чтобы иметь дело с вечно недовольными программистами?». Программист должен понять смутную и непонятную «большую идею» управленца (даже если два человека хотят диаметрально противоположных вещей) и «объяснить» ее компьютеру в виде кода. А вот если все начнут мыслить как программисты, мы сможем продолжить обдумывать эту идею.
— Я хочу посмотреть, как он будет сам себя тестировать! Куда подать заявку?
— Если вы создадите программу, которая сможет генерировать другой софт на основании четких вербальных требований, вы обнаружите, что 99,99% людей не могут четко и недвусмысленно эти требования ставить. Весомая часть работы программиста — выслушивать и пытаться понять.
— Зачем нам нужны водители, разве автомобиль не справится с управлением лучше?
Все автоматизируется, и будет автоматизироваться до тех пор, пока человек существует как вид — это неизбежно. Другой вопрос, что для нас это стало обыденно до незаметности, и мы продолжаем мечтать. Допустим, вы решили воспользоваться экспериментальным беспилотником. Ваши действия сведутся к единственной команде (точка прибытия) — будет ли это означать, что автомобиль “едет сам”, и вы не участвуете в управлении? Нет. Вы все еще водитель, который пользуется продвинутой автоматизированной системой, но все еще управляет ею.
Мы не замечаем постепенное упрощение жизни сейчас, как и не будем замечать его позже. То же касается и программирования.
С одной стороны, мы уже сильно продвинулись по пути автоматизации. Пример — те самые экспериментальные автомобили. С другой, хотя процесс написания кода уже тоже упрощен IDE, фрейморками и т.п., мы пока не можем доверить компьютеру самому решать, с какими именно проблемами работать, и как. И вряд ли доверим в ближайшее время: система принятия таких решений — это уже искусственный интеллект.
Вопрос:
Что вообще такое код и программирование?
Ответы:
— Постараюсь ответить. Допустим, вы играете в видеоигру. Чтобы она не закончилась, и вы могли продолжать играть, вам нужно совершать некие действия — «убивать боссов», решать головоломки и просто продолжать идти.
Я вижу свою профессию как решение логических задач творческого характера. В кодинге достаточно много головоломок, и часто они требуют нестандартного видения для того чтобы найти ответы, которые лежат за рамками привычного игрового поля.
И да, есть вторая сторона — дружба с браузером и умение составлять запросы поисковикам 🙂
Все это работает вместе примерно как симфония. Символьная. Это и есть кодинг.
— Программирование — это удивительная область знаний, в которой поиск ошибки — еще большее таинство, чем написание кода: почему я могу подключиться к трем другим SFTP-серверам, но только не к этому? Почему, черт возьми, копировать-вставить не работает в этом WebView?! Или у вас веселый марафон с загрузкой приложения в AppStore?
И, фактически, все, что вы делаете, сводится к поиску и устранению багов (и попутному созданию новых). Иногда я ловлю себя на мысли: «А может, я просто пишу ошибки?»
— Это сложная, но интересная логическая игра против начальства 🙂 Вы просто собираетесь вместе с командой, чтобы решить проблему. Ищете решения, и находите наиболее оптимальный путь из возможных (иногда оказывается, что был и более оптимальный, но это другая история). Затем вам нужно идти, придерживаясь выбранного пути с тем условием, что начальник, вступивший в игру, будет подкидывать новые «ловушки» — например, в виде правок к ТЗ.
А еще у этой игры нет финала.
Чтобы цепи были как можно короче, надо постоянно учиться и подглядывать к старшим по должности 😉
— Это как делать любую другую вещь. Попробуйте!
Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».
Что говорят программисты, когда их просят дать определение своей деятельности и намекают, что “машины справились бы быстрее”? Мы собрали ответы пользователей Quora, и вот что у нас получилось.
Вопрос:
— Почему компьютеры все еще не заменили программистов, если они быстрее, умнее и не ошибаются?
Ответы:
— Не поверите, ваш вопрос изучен до тошноты, и продолжает изучаться.
Давайте рассмотрим ситуацию так: на самом деле, много механической работы, которую должен выполнять программист, уже делает компьютер (хотя некоторые все еще используют C++, вместо того, чтобы написать скрипт в одну строчку). То есть (в идеале), мы не делаем то, что повторяется много раз — машины делают это за нас.
Таким образом, частично мы уже на этом пути. С другой стороны, передать кодинг компьютеру мы не можем сейчас, и не сможем в ближайшем будущем.
— Алан Купер отлично высказался по этому поводу:
Далекие от программирования люди видят в нем только механический, инженерный процесс. На самом же деле, это исключительно вариативная и творческая деятельность.
— Я бы хотел рассмотреть вопрос немного с другой стороны. Программирование решает 5 задач:
А теперь способности, которыми должен обладать исполнитель (компьютер):
Сейчас понять новую задачу (ее цели, проблемы, которые нужно решить) могут только люди. Для того чтобы компьютер мог понимать людей — их особенности, потребности, проблемы, которые могут возникать у них в процессе работы, он должен обладать более высоким уровнем осознанности, чем может сейчас. И я говорю не об искусственном разуме, а просто о больших по сравнению с нынешними возможностями. Например, сделать заключение на основании недостаточного количества данных путем поиска дополнительных во внешней среде или среди имеющихся.
Это достаточно сложный функционал, который, возможно, будет реализован, но это сомнительно.
Компьютер может написать код, используя достаточно сложные существующие шаблоны проектирования, и даже, в какой-то мере, удовлетворить некоторые пользовательские требования — это метапрограммирование. Есть задачи, которые могут решать только превосходные профессионалы, а написать средство для решения таких задач — особенно сложно.
— Думаю, что с появлением беспилотных автомобилей мы должны признать: компьютеры уже на полпути к окончательному превосходству над нами. Что касается «компьютеров, способных программировать хотя бы на уровне среднего разработчика», то задача эта отнюдь не простая, но вполне реальная.
Не поверите, машины УЖЕ программируют за нас. LINQ — достойный пример из относительно современных: наш код становится все ближе и ближе к словесным формулировкам, так что ваш вопрос отчасти уже решен.
Тем не менее, обрабатывать абстрактные запросы и понятия они пока не умеют, как и самостоятельно приобретать новые знания, и вряд ли мы это увидим в нашей жизни.
— Отвечу вопросом на вопрос: а зачем для этого нужны люди?
Ответ в одном слове: творчество. Люди могут смотреть на одну вещь настолько по-разному! И, казалось бы, все решения логичны, но все они уникальны. Люди великолепны тем, что могут выполнить задание, данное в виде смутного описания. То есть, они могут понять ее — это уже неплохо, — и, более того, найти рабочее решение и воплотить его в жизнь.
А теперь представьте, каким должен быть компьютер, который решит задачу с требованием «Провести два перпендикулярных друг другу перпендикуляра к прямой».
Человек обязательно что-нибудь придумает.
— Хм, если появится специальная программа, которая будет писать глючный код, то да — компьютер сможет заменить человека.
Я всегда думал, что идеальный код возникает только в процессе работы.
— Почему писатели все еще существуют? Неужели нельзя создать супермашину, которая будет писать книги лучше (см. Лем ‘Электрибальд Трурля’)?
Просто компьютеры — это инструменты, как молоток или печатная машинка. Почему писатели все еще существуют? Потому что машина набирает текст, а писатель создает историю.
Компьютер, который использует программист — это такой же инструмент, работающий с числовыми данными. Если его разобрать, оттуда не вылетит магический шар, излучающий логику.
— Да-да, это же тот самый вопрос, который частенько задают CEO, продакт-менеджеры и менеджеры по продажам: «Почему я не могу просто дать команду компьютеру вместо того чтобы иметь дело с вечно недовольными программистами?». Программист должен понять смутную и непонятную «большую идею» управленца (даже если два человека хотят диаметрально противоположных вещей) и «объяснить» ее компьютеру в виде кода. А вот если все начнут мыслить как программисты, мы сможем продолжить обдумывать эту идею.
— Я хочу посмотреть, как он будет сам себя тестировать! Куда подать заявку?
— Если вы создадите программу, которая сможет генерировать другой софт на основании четких вербальных требований, вы обнаружите, что 99,99% людей не могут четко и недвусмысленно эти требования ставить. Весомая часть работы программиста — выслушивать и пытаться понять.
— Зачем нам нужны водители, разве автомобиль не справится с управлением лучше?
Все автоматизируется, и будет автоматизироваться до тех пор, пока человек существует как вид — это неизбежно. Другой вопрос, что для нас это стало обыденно до незаметности, и мы продолжаем мечтать. Допустим, вы решили воспользоваться экспериментальным беспилотником. Ваши действия сведутся к единственной команде (точка прибытия) — будет ли это означать, что автомобиль “едет сам”, и вы не участвуете в управлении? Нет. Вы все еще водитель, который пользуется продвинутой автоматизированной системой, но все еще управляет ею.
Мы не замечаем постепенное упрощение жизни сейчас, как и не будем замечать его позже. То же касается и программирования.
С одной стороны, мы уже сильно продвинулись по пути автоматизации. Пример — те самые экспериментальные автомобили. С другой, хотя процесс написания кода уже тоже упрощен IDE, фрейморками и т.п., мы пока не можем доверить компьютеру самому решать, с какими именно проблемами работать, и как. И вряд ли доверим в ближайшее время: система принятия таких решений — это уже искусственный интеллект.
Вопрос:
Что вообще такое код и программирование?
Ответы:
— Постараюсь ответить. Допустим, вы играете в видеоигру. Чтобы она не закончилась, и вы могли продолжать играть, вам нужно совершать некие действия — «убивать боссов», решать головоломки и просто продолжать идти.
Я вижу свою профессию как решение логических задач творческого характера. В кодинге достаточно много головоломок, и часто они требуют нестандартного видения для того чтобы найти ответы, которые лежат за рамками привычного игрового поля.
И да, есть вторая сторона — дружба с браузером и умение составлять запросы поисковикам 🙂
Все это работает вместе примерно как симфония. Символьная. Это и есть кодинг.
— Программирование — это удивительная область знаний, в которой поиск ошибки — еще большее таинство, чем написание кода: почему я могу подключиться к трем другим SFTP-серверам, но только не к этому? Почему, черт возьми, копировать-вставить не работает в этом WebView?! Или у вас веселый марафон с загрузкой приложения в AppStore?
И, фактически, все, что вы делаете, сводится к поиску и устранению багов (и попутному созданию новых). Иногда я ловлю себя на мысли: «А может, я просто пишу ошибки?»
— Это сложная, но интересная логическая игра против начальства 🙂 Вы просто собираетесь вместе с командой, чтобы решить проблему. Ищете решения, и находите наиболее оптимальный путь из возможных (иногда оказывается, что был и более оптимальный, но это другая история). Затем вам нужно идти, придерживаясь выбранного пути с тем условием, что начальник, вступивший в игру, будет подкидывать новые «ловушки» — например, в виде правок к ТЗ.
А еще у этой игры нет финала.
Чтобы цепи были как можно короче, надо постоянно учиться и подглядывать к старшим по должности 😉
— Это как делать любую другую вещь. Попробуйте!
Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».