Что такое ключевые эпизоды
Верейский ключевые эпизоды
Князь Верейский появляется во втором томе романа «Дубровский». Ключевых эпизодов с данным персонажем немного:
Верейский – сосед Троекурова по расположению поместий. Богатый помещик владеет 3 тысячами крепостных. Мужчине около 50 лет, он приятен внешне, но хил и слаб как старик, болеющий подагрой. Вращаясь в свете, князь стал развратным человеком, ищущим развлечений, не выдерживающий уединения. Верейский долгое время жил за границей, он никогда не был в своей деревне, переехал в нее только в старости. Князь привык к балам и светскому общению, поэтому «…на третий день по своем приезде отправляется обедать к Троекурову». Он нуждается в развлечениях, так как обычный день ему скучен. «Излишества всякого рода изнурили его здоровье», мужчина выглядит старше своих лет. Сердце старика было поражено красотой Маши. Князь оживился, осыпал девушку льстивыми комплиментами. Марья слушала его с удовольствием, не предполагая, какие планы может построить старик для развития их отношений. Говорливый развратник умел заинтересовать женщин, он сыпал «…неистощимые рассказы».
Троекуровы оказывают честь соседу. Они приезжают к нему с ответным визитом. Арбатово, имение Верейского, было оформлено на английский манер: каменный господский дом, правильные аллеи, стриженые липы, «четвероугольный» пруд, великолепный зал, галерея картин.
Троекуров объявляет дочери, что князь – лучшая для нее пара. Девушка надеется на благородство старика. Она пишет ему письмо, где просит отказаться от свадьбы. Верейский показывает письмо отцу, чем ускоряет венчание. Дубровский опаздывает, он встречает карету с молодыми уже после венчания. Верейский стреляет во Владимира и ранит его. Мария просит Дубровского оставить ее и мужа. Она дала слово перед алтарем и не может его нарушить. Верейский уезжает с девушкой к себе во владения.
«Я была запечатлена на фоне огромного кактуса, произраставшего в нашей гостиной» Из рукописей начинающих авторов |
. вы понимаете какую книгу/сценарий собираетесь писать. И у вас уже даже есть первый набросок сюжета: на 2-3 страницы. Пора переходить к поэпизоднику?
Не спешите. Есть один замечательный прием, который именно на этой стадии разработки текстов стоит применить.
Итак: найдите 10-20 прекрасных книг (фильмов) с похожим сюжетом и/или того же жанра. Главное — чтобы вам эти книги нравились, очень нравились. Настолько, что вы кусаете себе губы: «Ах, блин, ну почему не я это написал!»
Нашли? Прочитайте их (посмотрите фильмы). Да, именно что все. Все 10-20 прекрасных произведений. Не только для того, чтобы установить себе в душе камертон: как надо ОБ ЭТОМ писать. Есть еще одна цель — абсолютно техническая. Поэтому читайте с ручкой и блокнотом.
Теоретическая часть:
В любом жанре, у любого устойчивого сюжета, есть так называемые «обязательные сцены». Что это такое? То, что мы должны показать, дабы читатель понял с какой книгой (фильмом) он имеет дело. То, что составляет негласную «конвенцию», заключенную между читателем и автором. Не обнаружив в книге таких сцен — читатель будет разочарован, он почувствует (пусть и бессознательно), что автор его обманул, мерзавец!
Для любовной истории, это, к примеру, сцена знакомства героя и героини. Попытайтесь не показать, как они познакомились — и помидоры в лоб вам гарантированы! В сценаристике даже есть формула: «Первый взгляд, первый танец, первый поцелуй» — что вы должны показать (описать). Обязательно!Для детектива — свои обязательные сцены (например, объяснение, как детектив понял, что. ), для романа про попаданцев — свои. |
Автор должен четко понимать, какие сцены в его жанре (в его сюжете) — обязательные. И — не пропустить их (или пропустить осознанно, понимая — зачем он это делает и как умолчать максимально значительно, зная, чего читатель ждет).
Между прочим, пропущенная обязательная сцена — очень сильный прием. Читал тут один из нас роман про «попаданцев». Там вовсе отсутствовало — как герой оказался в этом времени, в этом месте (в этом теле). И это было прекрасно — для него, как для искушенного читателя! Однако. у наивного читателя внутри него осталось ощущение, что он читает не самостоятельный роман — а вторую часть произведения. Вот и понимай такой прием как знаешь. |
Ох уж эти обязательные сцены.
В них скрыта еще одна ловушка — они провоцируют автора на штампы. Понятно, почему? Потому что подобные сцены есть в любом фильме этого жанра, в любой книге с похожим сюжетом. Вообще, если говорить о трудозатратах на написание частей произведения, то на первом месте — кульминация, на втором — завязка, на третьем — обязательные сцены. Они должны быть максимально хорошо сделаны на всех уровнях: идейно, эстетически, структурно. И необходимо избегнуть штампов.
Вот тут мы и вернулись к приему, с которого начали пост.
Итак:
1. Прочитайте 10-20 книг с сюжетом близким к вашему (просмотрите 10-20 фильмов в том же жанре).
2. Сформулируйте — какие сцены являются обязательными (в тезисном виде, как мы сделали это в примере).
3. Используйте приемы мозгового штурма, чтобы найти, какими должны быть эти сцены.
4. Теперь можно приступать к поэпизоднику или к написанию собственно романа / сценария!
Ключевые эпизоды Дубровского. Пушкин А.С.
Троекуров и Дубровский
Ссора друзей
Ключевые эпизоды «Дубровского» открываются раздором друзей. Ссорит их неожиданная размолвка, а независимое и гордое поведение главного героя еще сильнее отдаляет друг от друга. Всесильный и самовластный Троекуров решает выместить свое раздражение тем, что замышляет отнять имение у Дубровского. Он приказывает Шабашкину, заседателю, найти для этого «законный» путь. Тот исполняет желание, и вот Дубровского наконец вызывают для решения данного дела. Эти события описывает в произведении «Дубровский» эпизод в суде.
В присутствии сторон на судебном заседании читается решение, которое исполнено множеством юридических казусов. По нему имение Кистеневка, принадлежащее Дубровскому, переходит во владение Троекурова. У бывшего владельца происходит припадок безумия.
Дубровский умирает
Ухудшается здоровье старшего Дубровского, и старуха Егоровна, ходившая за ним, пишет сыну помещика в Петербург письмо, уведомляя того о случившемся. Владимир едет домой, получив отпуск. Кучер дорогой рассказывает молодому человеку об обстоятельствах данного дела. Дома он находит одряхлевшего больного отца.
Ключевые эпизоды «Дубровского» впереди. А повесть продолжается тем, что Андрей Гаврилович медленно умирает. Троекуров, мучимый совестью, отправляется мириться. При виде гостя хворающего помещика разбивает паралич. Сын больного велит передать соседу, чтобы тот убирался прочь из их дома, и тогда же умирает Дубровский-старший.
После его похорон приезжают в Кистеневку исправник и судейские чиновники, чтобы ввести в права владения Троекурова. Отказываются повиноваться ему крестьяне, хотят разделаться с чиновниками. Останавливает их Владимир Дубровский.
Дубровский поджигает дом
Весть о разбойниках
На главного героя падает подозрение в убийстве чиновников и поджоге дома. Троекуров начинает новое дело, послав губернатору донесение. Но здесь отвлекает от Дубровского внимание всех другое событие: разбойники появились в губернии. Они грабят всех помещиков, и лишь владения Троекурова не трогают. Все считают, что предводителем является Дубровский.
Дефорж
Для Саши, своего внебрачного сына, Троекуров из Москвы выписывает мсье Дефоржа, учителя-француза, на которого огромное впечатление производит красота Марьи Кириловны, семнадцатилетней дочери его. Но девушка на наемного учителя никакого внимания не обращает. Подвергают испытанию Дефоржа, вталкивая его в комнату вместе с голодным медведем (это является обычной шуткой в обращении с гостями в семье Троекурова). Убивает зверя учитель. На Машу производят сильное впечатление его смелость и решительность. Она сближается с учителем, и близость эта перерастает в любовь.
Праздник в доме Троекурова
Ключевые эпизоды «Дубровского» продолжает праздник в доме Троекурова. Сюда съезжаются гости. За обедом заходит речь о Дубровском. Спицын Антон Пафнутьич, помещик, один из гостей, признается в том, что он дал ложные показания в суде в свое время в пользу Кириллы Петровича против Дубровского. Сообщает одна дама о том, что главный герой обедал у нее неделю назад, и рассказывает, что посланный с деньгами и письмом для сына приказчик вернулся и сказал, что Дубровский его ограбил. Однако он был уличен во лжи бывшим сослуживцем покойного мужа, приехавшим в гости. Приказчик рассказывает, что, действительно, Дубровский по дороге к почтовому отделению остановил его, но не стал грабить, прочитав письмо матери. В сундуке у приказчика нашлись деньги. Дама же полагает, что выдавший себя за друга мужа человек был самим Дубровским. Однако, по ее описаниям, у нее находился человек примерно 35 лет, а Троекуров между тем точно знает, что главному герою было 23 года. Данный факт подтверждает и обедающий у него новый исправник.
Завершается балом этот праздник. Антон Пафнутьич решает ночевать с Дефоржем в одной комнате, так как знает о его храбрости и надеется, что тот в случае нападения разбойников его защитит. Однако ночью тот его грабит и сообщает, что является Дубровским. Он встретил француза, едущего к Троекурову, дал ему денег, взамен получив бумаги учителя. Так Дубровский и поселился в доме у Троекурова.
Свидание Дубровского с Машей
Ключевые эпизоды в романе «Дубровский» продолжаются свиданием главного героя с Машей. Спицын утром покидает дом, не обмолвившись о происшествии. Марья Кириловна влюбляется в Дефоржа. Однажды тот просит о свидании. Маша в назначенное время является, и тот сообщает о своем скором отъезде, открыв, кто он такой. Дубровский говорит, что простил отца девушки.
Эпизод с кольцом
На другое лето князь Верейский возвращается в свое поместье. Он поражает Машу красотой, но замуж за него девушка выходить не хочет, думая о главном герое. Продолжаем описывать ключевые эпизоды в романе «Дубровский». Влюбленные встречаются ночью, договариваются, что Маша не станет выходить за Верейского. Дубровский на прощание дает ей кольцо, говорит, что в случае беды нужно будет опустить его в дупло дерева, и девушка узнает, что делать.
Маша накануне свадьбы пишет письмо Верейскому, умоляя отказаться от нее. Но Кирилла Петрович, узнав о письме, назначает свадьбу уже на другой день. Отец приказывает запереть девушку. Саша приходит ей на помощь, относит в дупло кольцо. Но оборванный мальчик при его виде пытается завладеть украшением. Выручает садовник. На обратном пути встречается Троекуров, который под угрозами заставляет Сашу рассказать о поручении. Он запирает мальчика, но вскоре тому удается пробраться в Кистеневку.
Венчание Маши
Дубровский скрывается в лесу с разбойничьей шайкой. Однажды приходят солдаты, но разбойники их побеждают. После этого Дубровский говорит о своем решении оставить шайку. Он исчезает. По слухам, находится где-то за границей.
«Дубровский»: краткое содержание, анализ произведения
Кадр из сериала «Благородный разбойник Владимир Дубровский»: YouTube / СМОТРИМ. Золотая коллекция русского кино
Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся талант, которому одинаково хорошо давались и стихи, и проза. Одно из череды его культовых произведений — «Дубровский». Краткое содержание романа крайне полезно к ознакомлению, ведь автор заложил в него идеи, важные и в наше время. Кто такой Дубровский и почему этот персонаж так любим читателями, узнаете, ознакомившись с романом в кратком пересказе.
«Дубровский»: краткое содержание
Знаменитый роман, который незадолго до смерти написал Александр Сергеевич Пушкин, — «Дубровский». В нем автор повествует о важных проблемах, присущих его обществу.
Однако многие конфликты, раскрытые Пушкиным, знакомы и современному читателю. Убедиться в этом можно, прочитав хотя бы краткое содержание. «Дубровский» с первых страниц поднимает актуальные темы человеческих взаимоотношений.
Сюжет романа «Дубровский» кратко предлагаем далее:
Кирила Петрович Троекуров — богатый и влиятельный дворянин: он живет в поместье Покровское и наводит страх на всех соседей. Однако у Троекурова сложились дружеские отношения с Андреем Гавриловичем Дубровским — скромным, но независимым по характеру помещиком. Когда-то они вместе служили, а теперь оба вдовцы, тепло дружат и воспитывают детей: Троекуров — дочь Машу, Дубровский — сына Владимира, который служит в Петербурге.
Однажды друзья ссорятся, а из-за гордого нрава Дубровского ссора и вовсе перетекает во вражду. Желая отомстить соседу, властный Троекуров решает отсудить его поместье Кистеневку. Судьи идут на поводу у богатого барина и отбирают поместье Дубровского, от чего у Андрея Гавриловича случается припадок безумия.
Дубровскому нездоровится, и сын Владимир приезжает присмотреть за отцом. Дома застает батюшку при смерти. Тем временем Троекурова гложет совесть, и он едет к соседу мириться. Увидев тяжелое состояние друга, Троекуров цепенеет. Владимир прогоняет его, и в этот момент старший Дубровский умирает.
После похорон в поместье приезжают приказные, чтобы передать имение во владение Троекурову. Крестьяне не хотят повиноваться воле чиновников и желают расправиться с ними, однако Дубровский отговаривает их. Владимир приказывает вывезти прислугу и поджечь дом вместе с чиновниками, после чего уезжает.
В поджоге подозревают Владимира, открывают дело. Округу беспокоят лесные разбойники: они грабят всех помещиков, кроме Троекурова. По подозрением Дубровский.
Троекуров вызывает из Москвы учителя-француза Дефоржа. По пути его перехватывает Дубровский, подкупает и приходит к Троекурову под видом гувернера. Он испытывает симпатию к Маше, но та не обращает на него внимания. Но когда Дефоржа запирают в одной комнате с голодным медведем (обычная забава в доме Троекурова), тот убивает зверя и производит на Машу сильное впечатление. Они сближаются, а затем влюбляются друг в друга.
Однажды Дефорж передает девушке записку с просьбой о свидании. Когда Маша приходит в условленное место, Дубровский открывается ей и признается в чувствах. Он говорит, что простил Троекурова и ничего ему не сделает из-за любви к Маше. Дубровский исчезает, но прежде просит девушку дать ему знать, если с ней случится несчастье.
В это же время Троекуров получает сведения, кем на самом деле был Дефорж, исчезновение учителя подтверждает опасения.
Следующим летом в поместье, расположенное неподалеку, возвращается князь Верейский. Во время визита к Троекурову он восхищается красотой Маши и вскоре сватается к ней. Девушку шокирует известие, но отец не видит ее отчаяния и хочет отдать дочь за князя.
Тем временем Маше передают записку от Дубровского, она идет к нему. Девушка говорит, что будет молить отца не выдавать ее замуж, а если не получится, то просит Дубровского приехать за ней и взять в жены. На прощанье Владимир дарит Маше кольцо: оказавшись в беде, она должна оставить его в дупле одного из деревьев — и Дубровский будет знать, что делать.
К несчастью Маши Троекуров неумолим, дело идет к свадьбе с Верейским. Маша пригрозила отцу, что прибегнет к помощи Дубровского. Троекуров запирает ее в комнате. Однако девушке помогают и относят кольцо в условленное место.
В день свадьбы Машу везут в церковь. Девушка теряет последнюю надежду, что Дубровский придет за ней. Молодые возвращаются в поместье князя, как вдруг их карету окружают вооруженные разбойники. Мужчина в полумаске открывает дверь и говорит Маше, что она свободна. Девушка узнает голос Дубровского и отвечает, что уже поздно, ведь она дала клятву.
Правительство отправляет солдат в лес, где обитают разбойники. Происходит сражение, и сообщники Дубровского побеждают. После этого, по слухам, Владимир скрывается за границей.
«Дубровский»: анализ произведения
Даже через краткий пересказ «Дубровский» заставляет задуматься о вечных человеческих конфликтах: о любви, дружбе, отношениях отцов и детей. Для более глубокого анализа авторского замысла предлагаем узнать несколько фактов о романе Пушкина:
В основе «Дубровского» — реальная история, которую Пушкин услышал от поэта Нащокина. Белорусский дворянин Островский по вине подкупного судьи остался без имения и был вынужден ступить на преступную тропу. Собрав своих крестьян, организовал банду разбойников и занялся грабежами.
Пушкин начал работу над романом в 1832 году и планировал создать трилогию. Однако успел написать лишь две части. Более того, название, под котором мы сегодня читаем произведение, дал не Пушкин. «Дубровский» — заголовок, который указали в редакции после смерти автора.
Главный акцент сюжета «Дубровского» — отсутствие равноправия в обществе и его отдельных слоях. Казалось бы, положение дворян должно быть равным, но даже их конфликты решаются не по закону.
Другой важный замысел автора состоит в том, что именно коррумпированные чиновники и тотальная несправедливость подталкивают людей к преступлениям. Как и Троекуров, Дубровский хотел защитить свое достоинство. Но понимая, что бессилен против связей и денег оппонента, Владимир вынужден добиваться справедливости другим путем.
Еще одно проявление неравенства в мире «Дубровского» — зависимость детей от воли родителей. Троекуров, не желая слушать доводов юной дочери, выдает ее замуж за престарелого князя, обрекая на несчастную жизнь.
Основную идею романа воплотили главные герои. Дубровский — перспективный молодой человек, образованный и смелый, однако оказывается на обочине жизни из-за ее несправедливости. Похожий персонаж — его отец: Дубровский-старший пользуется уважением у помещиков и подчиненных крестьян, но из-за коррупции во власти лишается всего вплоть до жизни.
Противопоставляется Дубровским богач Троекуров. Он не способен держать под контролем свой капризный характер. Повздорив с другом, готов на все, лишь бы выместить раздражение и показать свое могущество. На примере Троекурова Пушкин показывает, как важно смирять своеволие и мирно разрешать конфликты.
Маша — персонаж, который Пушкин создавал с любовью. Она умна, красива и образована, способна на искренние чувства. Но в то же время девушка стойкая, верная долгу: если дала клятву, то останется с мужем, пусть даже нелюбимым.
Пушкин создал «Дубровского» как разбойничий роман — в жанре, который был популярен на то время в Европе. В центре повествования таких произведений — некий Робин Гуд, который добивается справедливости преступными методами. Однако Александр Сергеевич выразил в романе «Дубровский» свои взгляды на серьезные проблемы в обществе, поэтому роман классифицируют как социальный.
«Дубровский» — яркий пример пушкинского письма. Реалистичность повествования, элементы романтизма сделали произведение выдающейся презентацией авторских размышлений на актуальные и вечные темы.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
«Дубровский» (А. С. Пушкин) — характеристики героев
Главные герои
Троекуров Кирила Петрович
Кирила Петрович Троекуров — очень богатый помещик, генерал-аншеф в отставке. Он имеет большой вес в губерниях из-за знатности, богатства и связей с высокопоставленными людьми. Троекуров очень своенравен, он привык к тому, что его все почитают, что соседи-помещики ездят к нему на поклон, а представители власти перед ним раболепствуют. Заседателя земского суда Троекуров в грош не ставит, а исправник у него на посылках. К своим крепостным крестьянам и дворовым Кирила Петрович относится своенравно и строго, но они любят тщеславиться славой и богатством своего господина.
Троекуров ведёт праздную жизнь, он хлебосолен, любит, чтобы дом был полон гостями, которые бы разделяли его буйные увеселения и угождали его малейшим прихотям. Общественный вес этого барина и раболепие перед ним помещиков и представителей власти способствовали развитию в нём таких низменных черт характера как праздность, деспотизм, надменность, самолюбие.
Подробная характеристика Кирилы Петровича Троекурова здесь.
Дубровский Андрей Гаврилович
Андрей Гаврилович рано овдовел, остался у него сын Владимир. Когда сын подрос, отец отдал его на воспитание в Кадетский корпус в Петербурге, откуда впоследствии он был выпущен в гвардию кадетом. Отец не жалел средств для его приличного содержания, и Владимир жил в Петербурге безбедно.
Андрей Гаврилович был горячим охотником и часто ездил на охоту, которую устраивал его сосед и друг Кирила Петрович Троекуров, генерал-аншеф в отставке. Их связывала старая армейская дружба, и они виделись друг с другом ежедневно. Дубровский относился к богатому и влиятельному Троекурову как к равному, без подобострастия, в отличие от других соседей. Был он человек прямой и в гостях у Троекурова смело высказывал своё мнение, даже если оно отличалось от мнения своенравного хозяина.
Андрею Гавриловичу Дубровскому были свойственны следующие черты характера:
Дубровский Владимир Андреевич
Владимир Дубровский — 23-летний сын обедневшего помещика Андрея Гавриловича Дубровского. Отец его был бедным, но гордым дворянином, от него Владимир унаследовал такие качества характера как чувство собственного достоинства, искренность, стремление к справедливости и независимости.
В своей жизни Дубровскому пришлось сыграть несколько ролей: блестящего гвардейского офицера, смелого учителя-француза и благородного разбойника. Он обладает способностью к перевоплощению, это особенно видно в эпизоде, когда он приехал к помещице Глобовой под видом генерала. Герой наделён мужеством, самообладанием, благородством. Он в своих поступках чаще руководствуется чувствами, а не трезвым расчётом.
К катастрофе — потере имения — привело его бездействие. Поглощённый своими переживаниями о больном отце, он не подал в суд апелляцию и окончательно лишился прав на владение Кистенёвкой.
Дубровский решил стать разбойником из-за самоутверждения и нежелания стать одним из приспешников Троекурова. Сделавшись предводителем шайки разбойников, он «славился умом, отважностью и каким-то великодушием».
Подробная характеристика Владимира Дубровского здесь.
Троекурова Маша
Маша увлекалась чтением французских романов, которое развило в ней мечтательность и романтичность. Она была скромная девушка, но имела аристократические предрассудки, поэтому новый учитель её 9-летнего братца Саши, незаконного сына Троекурова, «был для неё род слуги или мастерового», и она не обращала на него внимания. Но смелое поведение учителя Дефоржа в эпизоде с медведем произвело на неё очень большое впечатление, и она влюбилась в него, сама ещё не признаваясь себе в этом. Она не могла вполне отдаться чувству любви, так как учитель был ей неровня, но и отказаться от общения с этим человеком, наделённым прекрасными качествами характера, ей было трудно.
Подробная характеристика Маши Троекуровой здесь.
Другие персонажи
Князь Верейский
Князь Верейский — сосед Троекурова по имению. Богатое поместье князя Арбатово находилось в 30 верстах от Покровского, поместья Троекурова. Князь владел 3 тысячами крепостных душ.
Верейский долго жил за границей, а когда в конце мая приехал в Арбатово, на третий день направился к Троекурову, так как не привык к уединению и постоянно скучал.
Верейскому было около 50 лет, он казался старше, но всё же внешность его была приятна, а в обращении он был весьма любезен. В гостях у Троекурова князь познакомился с его дочерью Марьей Кирилловной и был поражён её красотой.
Прощаясь, Верейский пригласил Троекурова с дочерью приехать к нему в гости. Приехав к князю, Троекуров залюбовался каменным господским домом, который был построен во вкусе английских замков. Понравилась ему и деревня с чистыми крестьянскими избами.
Хозяин показал свою великолепную галерею картин, которые он купил за границей. Он рассказывал о картинах «с чувством и воображением». Марье Кириловне его рассказы понравились. Любезный хозяин развлекал гостей прогулкой по озеру на лодке и фейерверком.
Князь Верейский, хоть и казался любезным, на самом деле был холодным, эгоистичным человеком. Посватавшись к дочери Троекурова и получив согласие гордого Кирилы Петровича отдать за него дочь, князь не был тронут тем, что Маша в письме умоляла его отказаться от её руки и защитить от власти отца. Верейский, наоборот, решил ускорить свадьбу и для этого показал письмо Троекурову.
Шабашкин
Когда после смерти Андрея Гавриловича приехали чиновники в Кистенёвку вводить во владение ею Троекурова, в их числе был и Шабашкин. Вёл он себя гордо и спесиво. Когда непокорные крестьяне Кистенёвки хотели связать чиновников, и Владимир Дубровский не разрешил им бунтовать, Шабашкин стал с униженными поклонами благодарить Дубровского.
Глобова Анна Савишна
Анна Савишна Глобова — помещица, соседка Троекурова, вдова, которую все любили за весёлый и добрый нрав. У неё сын Иван — офицер гвардии, и она как-то послала приказчика в город, чтобы он выслал 2000 рублей её сыну. Приказчика по дороге встретил Владимир Дубровский и узнав, что он везёт письмо и деньги для гвардейского офицера, отпустил его, чтобы он отвёз всё это на почту. А плут-приказчик присвоил деньги себе, сказав барыне, что их отнял у него Дубровский.
Через две недели к Анне Савишне заехал генерал, представившийся сослуживцем её покойного мужа. Добрая вдова угостила его и рассказала о своём горе. Генерал велел приказчику рассказать госпоже как на самом деле было дело и посоветовал обыскать сундук приказчика. Когда у того нашли деньги, генерал попросил помещицу отдать ему приказчика, чтобы он его проучил, и сказал, «что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища». Анна Савишна догадалась, что генерал и есть Дубровский.
Рассказывая об этом случае в гостях у Троекурова, она искренна в проявлении своих чувств и не боится, что её рассказ о благородном разбойнике может вызвать недовольство хозяина и гостей.
Спицын Антон Пафнутьич
Владимир не простил Спицына и наказал его за подлость, ложь и предательство, отняв у него суму с деньгами. Несмотря на то, что Спицын впоследствии мог рассказать властям об этом ограблении, Владимир всё же решил отомстить этому лжесвидетелю.
Парамошка
Парамошка — крепостной человек Троекурова, служит псарём на его псарном дворе. Когда перед охотой Троекуров повёл гостей осматривать псарный двор и его друг Андрей Гаврилович Дубровский, похвалив псарню, сказал, что вряд ли людям Троекурова житьё такое, как у его собак, один из псарей, Парамошка, почитал эти слова обидными и дерзко заявил, что на житьё своё они не жалуются, а вот «иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».
Парамошка осмелился унизить лучшего друга своего хозяина, потому что привык рассчитывать на покровительство барина и был уверен в своей безнаказанности. Услышав дерзкое замечание псаря, Троекуров громко засмеялся, так как оно льстило его самолюбию.
Архип
Архипу не жаль было чиновников, погибших в огне, так как он не понимал, что виновны не они, а несправедливый социальный закон. Но он пожалел кошку, бегавшую по крыше горящего сарая, и спас её, сам полуобгорев. Затем он, попрощавшись с дворней, навсегда ушёл из Кистенёвки. Власти, расследовавшие причину пожара, решили, что кузнец Архип, вероятно, был его виновником.
Егоровна (Орина Егоровна Бузырева)
Егоровна (Орина Егоровна Бузырева) была няней Владимира Дубровского, когда он был маленьким. Она жила в барском доме в своей светёлке, а её сын Гриша служил Владимиру в Петербурге. Когда Дубровский стал предводителем разбойничьей шайки, она жила вместе с разбойниками в дремучем лесу. После того, как Верейский ранил Дубровского, Егоровна ухаживала за Владимиром.
Гриша
Гриша — сын няни Егоровны, камердинер Владимира Дубровского, служивший ему в Петербурге и приехавший с ним в Кистенёвку. Именно Гриша, по поручению своего господина, прогнал Троекурова, приехавшего в Кистенёвку, чтобы помириться с Андреем Гавриловичем Дубровским. Григорий не расстался с Владимиром Дубровским и стал членом его разбойничьей шайки.
Кучер Антон
Кучер Антон — дворовый человек Дубровских. Он предан своим господам и не желает, чтобы Кистенёвка перешла во владение Троекурову. Когда загорелся господский дом в Кистенёвке, Антон на телеге увёз Дубровского, Егоровну и её сына Григория, и больше они там не показывались.
Француз
Француз — приехал в Россию, чтобы заработать деньги, вернуться в Париж и заняться коммерцией. Он готовился быть кондитером, но ему стало известно, что учителем в России служить выгоднее, и он ехал к Троекурову обучать его сына Сашу. Этот богач предложил ему хорошее жалованье — 3000 рублей в год, поэтому француз согласился, несмотря на то, что слышал о его жестоком обращении с учителями. Он встретил на почтовой станции молодого человека в военной шинели (это был Владимир Дубровский) и получил от него предложение десяти тысяч рублей взамен его документов с условием, что он тотчас отправится обратно в Париж. Француз очень изумился, но согласился на это.
Саша — черноглазый мальчик лет 9, незаконный сын Троекурова, мать которого мамзель Мими, была когда-то гувернанткой Маши Троекуровой.
Для Саши Кирила Петрович выписал из Москвы француза-учителя.
Мальчик любил свою сестру Машу. Когда отец за то, что она отказывалась выйти замуж за Верейского, запер девушку в комнате, Саша пришёл под её окно и спросил, не надо ли ей чего-нибудь, хотя отец запретил всем её слушаться. По просьбе Маши мальчик отнёс кольцо к дубу и опустил его в дупло. Когда кольцо из дупла похитил какой-то мальчишка, Саша хотел отобрать у него кольцо. Они стали бороться, и на помощь Саше подоспел садовник. Садовник рассказал об этом происшествии Троекурову. Саша изо всех сил старался не выдать, что он сделал по поручению сестры, путался в своих словах. Всё же он попросил отца приказать мальчишке отдать кольцо, на что получил приказ отца ступать в свою комнату.
Митя — 13-летний рыжий, косой мальчик в бедной одежде, которого поймал садовник Троекурова, когда Митя и сын Троекурова Саша дрались. Саша хотел отнять у Мити кольцо, которое тот достал из дупла дуба.
На вопрос Троекурова, чей он, смелый мальчик ответил, что он дворовый человек господ Дубровских. А на вопрос, что он делал в саду, Митя ответил, что крал малину. Когда Кирила Петрович велел ему отдать кольцо и ступать домой, Митя показал, что у него в руках ничего нет. На обещание Троекурова не сечь его да ещё дать пятак на орехи, если он во всём признается, Митя ничего не ответил и принял на себя вид дурачка. По совету приехавшего исправника Троекуров отпустил Митю, тот побежал в Кистенёвку, взял у бабушки ломоть хлеба, так как с утра ничего не ел, а затем помчался к Кистенёвской роще. Там на его свист ответили свистом, и к нему из рощи вышел человек.