Что такое клише пример
Клише и штампы в тексте – классификация, как от них избавиться и где нужно оставить
Приветствую вас, посетители блога mynetmoney.ru! Сегодня мы поговорим о столь противоречивом понятии, как стандартизация речи. С одной стороны, стандартные выражения облегчают понимание, с другой – делают речь бедной и малоинформативной.
В этой статье я познакомлю вас с языковыми клише и штампами, часто встречающимися в текстах различных жанров и предназначения. Вместе мы научимся распознавать словесный мусор и нещадно вычищать его из статей. Это поможет вам писать яркие и информативные тексты, обрести собственный узнаваемый стиль и выйти на более высокий уровень оплаты труда.
Видите? Высокий уровень оплаты труда – клише, встречающееся повсеместно. Вы поняли, что я хотела сказать, но прозвучало не слишком убедительно, правда?
Как появляются стандартные обороты
Человек стремится упростить жизнь – так устроено большинство из нас. Речь в данном случае не исключение: мы стремимся использовать готовые конструкции, а не строить новые. Это проще, да и понимание гарантировано. Сказал: «люди в белых халатах» – и перед нами собирательный образ врача. Назвал компанию «динамично развивающейся» – и понятно, что речь идет о небольшой фирме с определенными амбициями, но туманными перспективами.
Вот только выражения эти настолько поизносились и затерлись от повседневного применения, что не вызывают сколь-нибудь ярких эмоций. Поначалу они были свежими и экспрессивными, а сейчас превратились в скучные и шаблонные, порой служащие маркером отсутствия вдохновения и таланта у автора.
Клише, штампы и прочие шаблонные выражения могут сделать текст безликим и малоинформативным. А если они полностью заменяют собой конкретику – сделают непременно.
Давайте разбираться, каким сферам деятельности мы обязаны рождением шаблонных выражений. По происхождению речевые шаблоны можно классифицировать следующим образом:
Виды шаблонных выражений
Наша речь пресыщена шаблонами. Как бы нестандартно ни мыслил человек, он тоже не может абсолютно отказаться от их употребления. Вследствие этого даже в самом креативном тексте найдется парочка-другая клишированных выражений. Что это такое? Попробую объяснить простыми словами.
Для начала нужно разобраться в терминологии и научиться различать штампы и клише в тексте. Это поможет лучше вылавливать их в статьях и определять, оправдано ли их употребление в том или ином контексте.
Клише
Согласно словарю лингвистических терминов И.Э. Розенталя, клише – это речевой стереотип, готовая конструкция, легко воспроизводящаяся в стандартном контексте. Подобные формулы характерны преимущественно для официально-делового, публицистического и научного стиля. В живой речи и текстах литературного стиля они используются крайне редко, поэтому и выглядят чужеродно.
Речевые стандарты – это шаблонные выражения с четким смыслом. При написании текстов по юридической тематике они попросту незаменимы («сборник законодательных актов», «ограничение свободы», «перечень обязательств»).
Например, для письма адвоката в суд или для анализа политической ситуации в стране подобная конструкция органична. Встречаются клише и в публицистическом стиле: сотрудники «силовых структур», «заинтересованные лица», «бюджетная сфера».
В особую группу клишированных выражений входят канцеляризмы («довожу до вашего сведения», «обеспечить выполнение», «данный документ»). Следует избегать проникновения подобных конструкций в бытовое общение и тексты, написанные в любом стиле, кроме официально-делового (изредка – публицистического).
Штампы
Согласно вышеупомянутому словарю, штампы – это выражения со стертым лексическим значением (семантикой) и потускневшей экспрессивностью. Изначально они были эффектными, точными и выразительными, но от частого употребления заносились, как старая одежда. Это могут быть метафоры, сравнения, гиперболы, идиомы.
Именно к этой категории относится большинство шаблонных выражений, присущих коммерческим (а иногда – и информационным) веб-статьям. Именно оттуда растут ноги у «слаженной команды профессионалов», «демократичных цен», «бескомпромиссного качества» и прочих безликих фраз. Они утратили первоначальную красоту и свежесть, перейдя в разряд «ни о чем».
К сожалению, многие заказчики не понимают, что текст от подобных оборотов только теряет. Поменяй название компании – и, в сущности, ничего не изменится. Подобная информация не воспринимается и не запоминается. Штампы в тексте крайне нежелательны, особенно если речь идет о продающем контенте.
Шаблонные фразы в копирайтинге
Как я уже говорила выше, от откровенно шаблонных, утративших смысловую нагрузку выражений, лучше отказаться. Как их узнать? Просто: они переходят из текста в текст и никак не воспринимаются в принципе. Приведу примеры подобных выражений, но все их перечислить, как сами понимаете, невозможно:
Почему тексты нужно чистить?
При общении в быту мы включаем в речь массу вербального мусора: местоимений, междометий, слов-паразитов и так далее. Подобный шлак загрязняет речь, но для разговорного стиля это в некоторой мере допустимо. Но это не означает того, что речевой мусор нужно переносить в тексты.
В письменной речи (в том числе, и в веб-статьях) подобную неприглядную роль играет неоправданное включение иноязычных калек (зачем бытовой холодильник называть рефрижератором?), избыточных слов, множества местоимений, вводных конструкций, а также шаблонных фраз.
Словесный мусор (а именно так, в большинстве случаев можно назвать клише и штампы) губителен как для элегантности, так и информативности текста. Конкретный вред можно выразить следующим образом:
Как избавиться от клише и штампов
Предлагаю вашему вниманию основные способы борьбы с шаблонными конструкциями:
Пример вычистки текста
Попробуем почистить небольшой текст и посмотрим, насколько ярче он заиграет.
Компания N – один из ведущих игроков в сфере турбизнеса столицы. Наша компания предлагает услуги по оформлению виз в Москве. К достоинствам сотрудничества с нами относятся:
Команда профессионалов из нашей компании сделает процесс подготовки к путешествию проще и приятнее!
Стало:
Компания N представлена на рынке туристических услуг с 2005 года. На нашем счету свыше 20 тысяч оформленных виз в страны Европы, Азии и Америки.
При бронировании отеля через компанию N визы оформляются бесплатно. Предложение актуально для всех участников поездки.
Видите? Я убирала не все штампы: из коммерческого текста абсолютно вычистить их порой невозможно (зависит от стиля). Но я подкрепила их цифрами и фактами, а в конце акцентировала внимание читателя на УТП. Текст стал совершенно иным (информативным и привлекательным), а компания N обрела узнаваемый облик. Теперь читатель поймет, что N – это солидная компания, с которой можно и нужно сотрудничать.
Так ли плохи шаблоны?
На протяжении всей сегодняшней беседы я практически однозначно утверждала, что шаблонные конструкции в русском языке – это плохо. Пришло время сказать несколько слов в их защиту.
Речевые клише и прочие шаблонные фразы в некотором количестве все же нужны в текстах различных стилей и живой речи, ведь они:
Вы произносите «Добрый вечер!». Вы сразу здороваетесь, обозначаете знание этикета, выказываете расположение к собеседнику и приглашаете к дальнейшему общению. Вот такой вот шаблон. Такие конструкции используются даже в литературе.
Советы начинающим
В финале публикации хочу дать вам несколько советов:
Удачи, творческих и коммерческих успехов вам, уважаемые коллеги! Видите: в речевой шаблон можно вложить множество смыслов!
Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!
Клише и штампы в тексте
Содержание
Что такое клише и штампы
Штампы — словосочетания, которые из-за массового бездумного употребления потеряли свою индивидуальность и смысловую нагрузку. Такие слова и выражения постоянно используются в СМИ, в интернете, в быту и в бизнесе и т.д. Штампы и клише делают письменную и устную речь неинформативной.
Обычно, штампы состоят из двух-трёх слов, а их смысл можно выразить одним словом (одержать победу — победить).
Клише — скопированные готовые обороты, часто никогда не употребляемые в «живой» речи, забюрократизированные, тормозящие процесс чтения.
Пример: требуется доказать, встреча на высшем уровне, наш собственный корреспондент сообщает.
Штампы и клише часто используют по привычке, не задумываясь над их смыслом. Иногда с первого прочтения кажется, что смысл штампа понятен. Но, что именно хотел сказать автор, так и остаётся неясным («Мы решили не продливать с ними контракт в свете последних новостей, поскольку у них совсем неутешительные результаты в годовых отчётах»). Улавливается только общая интонация, а конкретики нет. Человек не получает точной информации, он начинает додумывать.
Вот пример реального текста с сайта, который практически полностью состоит из штампов и клише: «Мы стремимся быть лучшими из лучших, поэтому в своей работе используем только качественные материалы и применяем современные технологии. Грамотный, профессиональный, индивидуальный подход к реализации проекта, а также правильность и четкость действий всех специалистов компании позволяют нам выполнять все строительные работы на самом высоком уровне и в срок» (штампы и клише выделены курсивом).
Примеры самых распространённых клише и штампов
Как штампы и клише ухудшают качество текста и затрудняют его продвижение
Задача текста на сайте — привлечь потенциального клиента. Если текст наполнен штампами и клише, которые не несут конкретики, пользователь не получит нужной ему информации (только набор стандарнтых фраз) и не совершит то действие, которое от него ждут. Текст теряет свою ценность, а сайт — доверие пользователей и позиции в поисковиках.
Такие «замыленые» глазу слова и выражения не несут конкретики. Клише и штампы не передают читателям полезную (нужную, значимую) информацию, ничем не выделяют компанию (бренд, товар, услугу) на фоне других.
Масим Ильяхов, создатель сервиса «Главред» (рис. 1) говорит, что «устойчивые выражения опасны тем, что они неинформативны. Находите их, убирайте и раскрывайте потерянный смысл»; «Корпоративные штампы плохи тем, что читатель воспринимает их как шум». Он приводит несколько наглядных примеров.
Неправильно | Правильно |
---|---|
С 2010 года мы значительно расширили географию продаж. | С 2010 года мы начали продавать в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Оренбурге. |
Каждый наш сотрудник — настоящий профессионал своего дела! | Сотрудники нашей фирмы увеличивают продажи в 2 раза. |
Год назад мы и подумать не могли, что добьёмся такого успеха. | Мастера прошли сертификацию Международной ассоциации сертификаторов. |
Из-за частого употребления штампов и клише в текстах появляются стилистические ошибки. Примеры: «Мы имеем отсутствие хорошо налаженного производства» или «Почему вы не пользуетесь услугами эскалатора?» и т.д.
Поисковые системы способны выявлять устойчивые слова и выражения на сайте. В результате позиции сайта (который содержит штампы) в поисковой выдаче падают.
Иногда, чтобы «оживить» текст, стараются описывать события ярко, вычурно. Пытаясь всеми силами избежать употребления клише и штампов, используют другие сложные слова и обороты. В итоге текст не упрощается, а наоборот, усложняется.
В исследовании лондонского издания газеты «Таймс («The Times of London»), которое посвящено американской прессе, говорится: «Отличительная черта американской журналистики — её непременное, врождённое тяготение привлечь внимание и донести информацию до, как правило, равнодушного человека. Примечательно, что именно подобная страсть к упрощенности в описании политических, дипломатических ситуаций, развития событий доводит до искажения фактов. Все усилия направлены на то, чтобы возвысить некоторые личности и роль, которую они играют, описать комплекс проблем настолько живо, захватывающе и увлекательно, что обыкновенный читатель вынужден был жить в постоянном состоянии кризиса или, наоборот, выработать нарочитую индифферентность ко всему происходящему, вызванную инстинктом самосохранения».
Основные ошибки в новостных публикациях
Неверное употребление времён
Основная черта штампа в новостной публикации — неправильное употребление элемента времени. Из-за желания лишний раз перестраховаться, автор статьи часто неоправданно употребляет прошедшее время там, где его быть не должно. Предложения, построенные в прошедшем времени, лишают новость актуальности.
Общее правило: использовать прошедшее время только в том случае, если идёт рассказ о свершившемся факте, которое не имеет продолжения. Чаще следует употреблять настоящее время для того, чтобы передать новизну обстоятельств в статье.
Часто употребляют неверную, лишённую всякого смысла и логики фразу «он был бывшим». Это неверная фраза, поскольку речь идёт о живущем человеке, например: «Как и Иннокентий, Апполинарий был бывшим демократом». Если человек однажды «бывший», он всегда «бывший». Фраза «был бывшим» была бы верной, если бы речь в ней шла о делах умершего человека до его смерти. Сформулировать лучше так: «покойный чиновник во времена активной политической деятельности был демократом».
Общее правило, для того чтобы избежать штампов и клише: следовать разговорному стилю, задавать себе вопрос, сказал бы я так или нет. Если ответ — нет, то текст, скорее всего, нуждается в упрощении и устранении клише и штампов.
Что нужно сделать, чтобы убрать клише и штампы из текста
1. Используйте сервис проверки текстов «Главред.ру».
2. Если у вас будет время и желание, просмотрите хотя бы первые 10-12 страниц книги Норы Галь «Слово живое и мёртвое: от «Маленького принца» до «Корабля дураков»».
3. Вместо штампов вставляйте конткрет факты и цифры и фактов.
Вместо «У нас прозрачная система тарифов» напишите «У нас два тарифа: для фирм и индивидуальных предпринимателей»; вместо «Предлагаем полный спектр услуг в области веб-дизайна» — «Создаём сайты и интернет-магазины» и т.д. Замените «избитые» слова и выражения точными цифрами и фактами. Например, вместо слов «у нас самые низкие цены» указывайте конкретные цифры, чтобы можно было сравнить. Вместо «нами довольны клиенты» размещайте реальные отзывы ваших покупателей. Вместо «самый широкий ассортимент» расскажите о ваших товарах/услугах и т.д.
4. Старайтесь заменять словосочетание одним простым словом (без промедления — сразу; от мала до велика — все; в общих чертах — в общем). Тоже относится к забюрократизированным устоявшимся выражениям. Например: «чулочно-носочные изделия», «сувенирные изделия» заменяйте на: «чулки и носки», «сувениры» и т.д.
Что такое речевые канцеляризмы, штампы и клише: как найти и устранить
Штампы – это надоевшие всем слова и выражения, потерявшие свою уникальность и смысл. Клише – это устоявшиеся словосочетания, шаблонные конструкции. Канцеляризмы – это слова и словосочетания, употребляемые в документах. Они уместны в официально-деловом стиле, но не подходят для информационного стиля, то есть их не должно быть в речи копирайтера. Собственно, как и первых двух групп мусорных слов. А теперь разберем все подробнее и с примерами.
Что такое канцеляризмы, клише и штампы в речи
Наверняка, вы уже встречали в ТЗ от заказчика такую формулировку: приведение к хорошему информационному стилю. Что это значит? Это означает, что текст нужно очистить от канцеляризмов, штампов, клише, стоп-слов и другого мусора. Последнему мы уделим внимание в другой статье, а в этой разберем первые три элемента.
Канцеляризмы, клише и штампы – похожие, но разные понятия. Дадим каждому из них определение простыми словами:
Понятие | Определение | Пример употребления (выделено жирным) | Чем заменить |
Клише | Это стереотипы в речи, стандартные словосочетания, слова и предложения. | Клише, штампы и канцеляризмы делают текст скучным и нудным. Из этого следует, что от штампов, клише и канцеляризмов нужно избавляться. | Из-за клише, штампов и канцеляризмов текст становится скучным. Чтобы писать живые тексты, нужно избавиться от мусорных слов. |
Канцеляризмы | Это слова, предложения и словосочетания, присущие деловому стилю. | Недоверие к отзывам в интернете – издержка профессии копирайтера. | Копирайтер знает, что в интернете много заказных отзывов, поэтому настороженно относится ко всем отзывам. |
Штампы в речи | Это избитые выражения, которые не несут смысловой нагрузки. | Я выполню заказ в кратчайшие сроки. | Я напишу статью за 2 дня. |
Канцеляризмы, клише и штампы – это мусорные слова. Они перегружают текст, утяжеляют слог, не несут смысловой нагрузки, нарушают ритм текста и не учитываются поисковыми алгоритмами. Сводите их употребление к минимуму.
Обратите внимание! Штамп – более широкое понятие, чем два других. Иногда писатели называют канцеляризмы и клише штампами.
А теперь разберем еще подробнее примеры слов из каждой группы и варианты замены.
Примеры канцеляризмов и чем заменить
Канцелярит – это язык бюрократов. Вспомните, как выступает перед камерой должностное лицо, например, полицейский, социальный работник или чиновник. Это робот, который говорит сложными словами и будто по сценарию. Как машина. Его речь скучная и непонятная. Потом приходится переводить с русского на русский. Для того, чтобы ваши статьи не приходилось переводить с русского на русский, и нужно находить, заменять или убирать канцеляризмы.
Примеры употребления канцеляризмов в речи:
Канцеляризмами являются (виды):
Примеры слов-канцеляризмов и варианты, чем их заменить (листайте галерею картинок):
Пример речи с канцеляризмами:
Еще один пример употребления канцеляризмов в тексте и достойной замены:
Еще один интересный пример употребления канцеляризмов (правильнее сказать так:
«Я – жилец этого дома»):
Интересно! Понятие «канцелярит» было введено К.И. Чуковским (1962 год, книга «Живой как жизнь»). Поэт сравнил бюрократизм в речи с болезнью языка.
Примеры речевых клише и чем заменить
Примеры устоявшихся слов и словосочетаний (клише):
Клише – это все, что убивает уникальность и оригинальность текста. Клише делают статью скучной, обычной, похожей на тысячи других. При злоупотреблении подобными выражениями об авторском стиле можно забыть (оп, клише, но уместное). Не забывайте, что клише – это еще и способ связи между утверждением и аргументом. Нельзя убрать из речи все подобные слова и выражения. Они нужны для поддержания логики изложения.
Чем заменить клише? По возможности убирайте их из текста. Или заменяйте нестандартными, вашими выражениями.
Примеры речевых штампов и чем заменить
Примеры штампов в речи:
Чем заменить штампы? Штампы, как и клише лучше исключать. Если исключить не получается, то нужно заменит оригинальным словом или словосочетанием. А также нужно сконцентрироваться на пользе и содержании слов. Например, штамп «мы занимаем лидирующие позиции на рынке» замените реальными цифрами, подтверждающими это. А выражение «в кратчайшие сроки» замените информацией о сроках доставки/изготовления заказа/обработки заявки (или что там у вас).
Почему в тексте появляются канцеляризмы и штампы
Зачем нужны канцеляризмы, или причины их употребления копирайтерами:
Как найти канцеляризмы, штампы и клише
Чтобы найти в тексте канцеляризмы, нужно внимательно вычитывать статью. Правда, на мой взгляд, только профессиональный редактор или корректор может выявить все недочеты. Я же, как и многие другие копирайтеры использую бесплатную программу Главред. Она определяет читабельность текста, находит все мусорные слова и подсказывает, чем их заменить.
Как проверить текст на канцеляризмы через Главред:
Хороший показатель – 8+. Если меньше, то лучше доработать.
Чтобы отредактировать текст, наведите курсор на те слова, которые подчеркнуты. Посмотрите комментарий и замените выражение. Пример (листайте галерею):
Еще одна программа-помощник – Словарь канцеляризмов онлайн. Подбор синоним в рамках информационного стиля.
Как избавиться от речевых штампов
Как улучшить свою речь и тексты:
Чтобы очистить не только конкретный текст, но и речь в целом, читайте больше художественной литературы. Расширяйте словарный запас, больше общайтесь, отдельное внимание уделите словарям синонимов. А также развивайте креативность, творческое мышление. Чем нестандартнее вы мыслите, тем меньше в вашей речи автопилота в виде штампов.
Кроме этого, рекомендую прочитать книгу М. Ильяхова «Пиши. Сокращай». И вот еще полезная статья того же автора о том, что такое информационный стиль. В ней даны примеры, как бороться со штампами и канцеляризмами.
Коротко о главном
Канцеляризмы, клише и штампы в речи копирайтера – это словесный мусор. Они не несут смысловой нагрузки, понижают читабельность текста. Зачем от них избавляться? Чтобы ваши статьи читались и дочитывались. Почему сложно избавиться от штампов? Потому что они ускоряют и упрощают работу. Проще написать статью по стандартному каркасу, чем заморачиваться с уникальностью примеров и нестандартностью выражений. Проще, но эффективнее ли? Нет.
Теперь вы знаете все о том, что такое речевые клише, канцеляризмы и штампы. Осталось потренироваться. Например, начните с этой статьи. В ней много штампов. Один подзаголовок «Коротко о главном» чего стоит. Избитое же выражение, да?
Полезное видео о речевых канцеляризмах, штампах и клише
Интересное и полезное видео о канцеляризмах (В. Н. Дийков очень просто и интересно рассказывает, я местами улыбалась):
Что такое клише во всех его значениях
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В современном русском языке довольно много иностранных слов, получивших широкое употребление (например, недавно рассмотренные сноб и консолидация).
К их числу относится популярное французское слово «клише». Что это такое в классическом понимании? В каких смыслах может употребляться этот термин в современной речи?
Что это такое в различных сферах жизнедеятельности
Слово клише было заимствовано из французского языка в середине XIX века. Оно является производной формой глагола clicher, который в буквальном переводе означает — делать оттиски.
В современном русском языке существительное клише употребляется в следующих значениях:
Клише в прямом значении — это форма для печати
В классическом понимании клише — это металлическая, деревянная или резиновая форма с нанесенным на неё рельефным изображением. После окунания его в краситель и надавливания на бумагу, кожу или другую поверхность получается зеркальный оттиск.
При помощи клише можно тиражировать:
По характеру воспроизводимого оригинала клише бывает штриховое и растровое:
Мастерски изготовленные клише позволяют получать изысканные по красоте оттиски, поэтому находят широкое применение при изготовлении сувенирной продукции.
Особенно часто клише используются для тиснения на коже. Благодаря этому дизайнерскому приему кожаные изделия приобретают особый шик.
Речевые клише
Это шаблонные фразы или устойчивые словосочетания (в лексике их называют фразеологизмами). Они представляют собой готовые комбинации слов, благодаря которым облегчается процесс коммуникации.
Речевые шаблоны помогают в сжатой и емкой форме изложить мысли, выразить отношение к происходящему. По этой причине они широко используются в официально-деловых документах, научных статьях, публицистических изданиях.
Примеры речевых клише в политической и деловой лексике:
Применение речевых шаблонов в деловой коммуникации является вполне уместным, однако оно совершенно неприемлемо для художественного стиля. Шаблонные сочетания слов лишают литературную речь эмоциональной окраски и индивидуального стиля. По этой причине писатели стремятся избегать избитых фраз в своих сочинениях.
Примеры речевых клише в литературе:
По мнению литературных критиков, отсутствие речевых клише в тексте художественного произведения свидетельствует о профессионализме и таланте его автора. И наоборот, присутствие шаблонных фраз говорит о низком качестве литературного сочинения.
Но в нашу эпоху ЕГЭ все поставлено с ног на голову и шаблонность мышления и изложения своих мыслей забивают в нас с детства:
Психологические и эмоциональные клише
В психологии словом клише принято называть стереотипное восприятие происходящего, мешающее его адекватной оценке. Именно это (стереотипы) часто становится причиной ложного, ошибочного представления о чем-либо.
Большинство из нас в повседневной жизни руководствуется стереотипами. В некоторых ситуациях привычка мыслить готовыми формулами может оказаться полезной, поскольку позволяет быстрее адаптироваться к изменениям, разобраться в сложной ситуации, избежать опасности.
Однако у любого стереотипа есть существенный недостаток — он препятствует возникновению новых мыслей и представлений. Стереотип несовместим с творческим мышлением, не позволяет человеку быть свободным в суждениях и поступках.
По этой причине психологи рекомендуют всем, кто заинтересован в развитии своей личности, избегать общепринятых клише в оценке людей и ситуаций, придерживаться собственной точки зрения на значимые события, быть открытыми всему новому.
Разновидностью психологического клише является эмоциональное. Это ставшие для многих из нас привычными негативные реакции на происходящие события – обида, раздражение, отчаяние, злость.
Психологи призывают бороться с этим неприятным свойством человеческой психики. Осознание того факта, что отрицательные эмоции в большинстве случаев являются плохой привычкой, позволит освободиться от деструктивных переживаний, приобрести новый жизненный опыт, испытать обновление чувств.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
Если человек в своей речи часто использует клише, это говорит об ограниченности его мышления. Такие люди, как минимум, скучны. Это своего рода застой, который препятствует дальнейшему росту.
Сейчас оригинально никто не пишет, в фильмах используются одни и те же избитые приёмы, всё искусство несёт в себе определенные штампы, которые приносят успех и никто от этого отказываться не собирается, не зря же музыканты говорят, что в октаве всего семь нот.
Так на то фразы и расхожие, чтобы ими пользовались и это будет очень естественно выглядеть, иначе прямая речь героев литературного произведения будет напоминать речь инопланетян, вроде по-русски, но как-то криво.
Клише — это такая приспособа из арсенала фальшивомонетчиков. Строго говоря — металлический оттиск купюры, самая сложная в исполнении часть печатного станка. То, за что при изобличении сажают безоговорочно))
Соглашательство с мнением большинства является конформизмом, а не клише. Ещё на детях такой опыт проводили, детей подговаривали, чтобы они белую пирамидку называли чёрной, а испытуемый ребёнок, как правило, менял свою точку зрения в оценке цвета пирамидки, присоединяясь к большинству.