Что такое ккт для ип простыми словами
Что такое ккт для ип простыми словами
10 МИН
Как выбрать онлайн-кассу и помочь своему бизнесу
Онлайн-кассы — «страшилка» для небольших предприятий: мол, они только усложняют ведение бизнеса, стоят огромных денег и вообще бесполезны. Разобрались, кому и зачем они нужны и как могут помочь бизнесу.
Что такое онлайн-касса и зачем она нужна
Обычные кассовые аппараты выбивают чеки и сохраняют данные о них в специальном блоке памяти. В отличие от них онлайн-кассы не только печатают чеки и сохраняют информацию на специальном накопителе данных, но также шифруют эти данные и передают их оператору фискальных данных (ОФД), который онлайн отправляет эту информацию в налоговую службу.
Чем полезны онлайн-кассы
Прямая передача данных о чеках выгодна как Федеральной налоговой службе (ФНС), так и добросовестному бизнесмену.
Меньше бумажной отчётности и налоговых проверок
Налоговикам проще отслеживать правильность уплаты налогов — данные передаются напрямую, и их нельзя подделать.
Можно отслеживать продажи и контролировать сотрудников
Налоговикам проще отслеживать правильность уплаты налогов — данные передаются напрямую, и их нельзя подделать.
При этом процедура подключения новой кассы легче, чем старых кассовых аппаратов. Для этого даже не надо посещать налоговую, достаточно оформить онлайн-заявление в личном кабинете на сайте nalog.ru.
Кто может обойтись без онлайн-кассы
Рано или поздно кассу с фискальным накопителем придётся установить большинству предпринимателей: ФНС уверенно переходит на «цифру» и требует от бизнеса того же. С 1 февраля 2017 года в налоговой можно зарегистрировать только онлайн-кассы.
Отсрочки
1 июля 2019 года закончились отсрочки для ИП на ЕНВД и патенте, у которых есть наёмные работники. Ещё на 2 года продлили отсрочку для ИП без сотрудников, которые продают товары собственного производства. Они могут работать без онлайн-касс до 1 июля 2021 года.
К примеру, если вы продаёте кофе навынос или булочки, которые печёте сами, онлайн-касса пока не нужна. Однако вы обязаны её установить, если кофе продаёт нанятый бариста, а булочки испёк кто-то другой.
Постоянные льготы
Вообще без онлайн-кассы могут обойтись лишь некоторые ИП. Например, собственники, сдающие в аренду квартиры с машиноместами, пункты ремонта обуви, продавцы бахил, мороженого, сезонных овощей (см. п. 2 ст. 2 54-ФЗ).
Без онлайн-касс могут обойтись ТСЖ, образовательные и спортивные организации, библиотеки и центры культуры и досуга, если получают деньги от ООО или ИП с помощью банковского перевода (см. п. 13 ст. 2 54-ФЗ).
Исчерпывающий список исключений (случаев, в которых можно не использовать онлайн-кассы) прописан в законе. Если ваш бизнес таким исключением не является, онлайн-кассу придётся установить. Однако за изменениями в законодательстве придётся следить, даже когда предприятие подпадает под отсрочки и исключения: в закон о применении контрольно-кассовой техники (54-ФЗ) регулярно вносят поправки.
Какими бывают онлайн-кассы
Онлайн-кассы отличаются по размерам, функциональности и цене. На сайте ФНС опубликован реестр кассовых аппаратов, которые соответствуют требованиям закона. Перед покупкой и установкой онлайн-кассы проверьте, есть ли она в этом реестре, иначе у налоговой могут возникнуть вопросы к вашей компании. Список регулярно дополняется, сейчас в нем 168 моделей оборудования.
Онлайн-кассы можно поделить на несколько категорий:
Сколько стоят онлайн-кассы
Главный недостаток онлайн-касс — дороговизна. Затраты на установку нового оборудования не ограничатся расходами на покупку. Кроме этого, придётся регулярно платить оператору фискальных данных за обработку и пересылку их в налоговую, а также вкладываться в обеспечение бесперебойного доступа в интернет, иначе касса не сможет отправлять чеки.
Самый дешёвый вариант — это автономные кассы: 12–20 тысяч рублей. Фискальные регистраторы стоят дороже, 15–40 тысяч рублей. Самые дорогие моноблоки, цены на них могут сильно отличаться в зависимости от функций.
Однако при выборе онлайн-кассы следует не ориентироваться на цену, а исходить из специфики бизнеса: касса должна соответствовать его объёмам, отвечать требованиям закона и не содержать ненужные вашей компании функции.
Что влияет на выбор онлайн-кассы
Вид бизнеса
Если у вас небольшая торговая точка без подключения к стационарной сети, то вам подойдёт автономная касса: она небольшая и работает от аккумулятора. Если открываете ресторан, то будет удобнее приобрести стационарный моноблок с большим экраном, к которому можно подключить бухгалтерскую и управляющую программы, а также несколько терминалов эквайринга.
Важность автоматизации
Также перед покупкой онлайн-кассы нужно решить, должна ли она помогать автоматизировать бизнес. Некоторым компаниям касса действительно нужна только для выбивания чеков, поэтому нет смысла переплачивать за лишние функции. Если же организация уже пользуется какой-либо управляющей системой, то интеграция с онлайн-кассой ускорит автоматизацию процессов.
Поток клиентов
Стоит также проанализировать поток клиентов, от которого зависит, какое количество чеков понадобится выбивать ежедневно. При выборе кассы обратите внимание на наличие автоотреза и скорость печати. Если покупательский поток большой, это играет важную роль. В зависимости от номенклатуры товаров надо установить размер чека: если он должен содержать много информации, то лучше брать модели с настраиваемой шириной, потому что узкие чеки печатаются дольше.
Программное обеспечение
Софт для кассы должен быть совместим с ПО на остальном оборудовании (терминал эквайринга, весы, сканер штрихкодов), а если вы собираетесь продавать алкоголь, то касса должна быть интегрирована с Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС). При несовместимости кассы и прочего оборудования печатать корректные чеки со всеми необходимыми данными или отправлять информацию в налоговую будет невозможно. Сразу стоит задуматься о ремонте или перенастройке кассы: есть ли смысл держать в штате специального человека или стоит заключить соответствующий договор с поставщиком.
Как выбрать подходящую модель онлайн-кассы
На примере многофункциональных терминалов «Эвотор» сравним онлайн-кассы по ключевым параметрам и рассмотрим преимущества и недостатки. Все кассы имеют встроенный товароучёт, статистику продаж и управление через личный кабинет. Бесплатная интеграция с большинством терминалов эквайринга.
Эвотор 5
Подходит для торговли в небольших магазинах или на рынке, курьерской доставки, продажи напитков и еды навынос, сувенирных лавок.
Эвотор 7.2
Подходит для торговли в стационарных торговых точках.
Эвотор 7.3
Подходит для торговли в стационарных торговых точках с возможностью автономной работы.
Эвотор 10
Подходит для кафе, баров и ресторанов.
SmartPOS
Универсальна, компактна и подходит как для торговых точек, так и для, например, курьерской доставки
Что такое контрольно-кассовая техника. Объясняем простыми словами
Проще говоря, современная онлайн-касса (она же смарт-терминал) представляет собой полноценный мини-компьютер с операционной системой.
Кассы старого формата записывали фискальные данные на специальный чип — электронную контрольную ленту защищённую (ЭКЛЗ). С помощью ЭКЛЗ невозможно было передавать данные дистанционно. Поэтому владельцам касс приходилось самостоятельно или с помощью специальных центров технического обслуживания привозить кассу в налоговую и там снимать данные с ленты. Это было неудобно и ненадёжно.
Сейчас в онлайн-кассах вместо ЭКЛЗ установлен фискальный накопитель. Он фиксирует все операции, проходящие через аппарат, и в режиме реального времени отправляет данные оператору фискальных данных (ОФД) — организации, выполняющей роль посредника при передаче информации от кассы в ФНС.
В 2017–2021 годах почти весь российский бизнес перевели на онлайн-кассы. Как гласит Федеральный закон №54-ФЗ, предприниматели, занимающиеся торговлей и оказанием услуг, при расчётах с покупателями и поставщиками должны использовать ККТ с возможностью отправки чеков в ФНС по интернету.
Государство, повсеместно внедряя онлайн-кассы, способствует выводу бизнеса из тени, облегчает работу налоговикам и создаёт систему «народного контроля»: покупатель по чеку сможет проследить за законностью работы продавца.
Примеры употребления на «Секрете»
«Покупка оборудования для онлайн-кассы обойдётся минимум в 20 000 рублей. Дешевле арендовать облачную кассу».
(Директор по развитию Ecwid в России Владимир Тарасов — о том, какой бюджет закладывать на онлайн-магазин.)
«Услуги организаторов похорон могут предоставлять самозанятые граждане Организатор похорон во время исполнения обязанностей должен иметь терминал онлайн-кассы для выдачи кассового чека при наличном расчёте с заказчиками».
Нюансы
Перед тем, как воспользоваться онлайн-кассой, предприниматель покупает или арендует её. Затем он заключает договор с оператором фискальных данных, ставит устройство на учёт в ФНС, подключает его к интернету и настраивает. В реестре на сайте налоговой собраны все модели кассовых аппаратов, которые разрешено использовать в работе.
Работа с онлайн-кассой проходит по определённому алгоритму.
Одно из главных условий работы онлайн-кассы — подключение к интернету. При этом требования к скорости соединения для устройства самые минимальные, поскольку кассовые чеки и прочие фискальные документы в электронном виде «весят» крайне мало. Некоторые модели касс умеют работать и без подключения к Сети, пробивая чеки в офлайн-режиме; «зависшие» чеки отправятся налоговикам и покупателям после восстановления связи. Это актуально для тех, чей бизнес предполагает перебои с интернетом (например, выездная торговля в удалённых или труднодоступных местах). Если Сеть пропадает надолго, касса начнёт сыпать уведомлениями, а через 30 дней заблокируется.
Допускается использование облачной онлайн-кассы. Они хорошо сгодятся для дистанционной торговли (например, курьерам интернет-магазинов) и торговли вне стационарной торговой точки (например, на выезде).
Обязательная составляющая обслуживания физической онлайн-кассы — замена фискального накопителя. Это объясняется её конструктивными особенностями и криптографическими характеристиками. Фискальные накопители выпускаются трёх видов — на 13, 15 и 36 месяцев. Даже если аппарат ещё способен продолжать работу, по истечении отведённого срока его придётся заменить.
Онлайн-касса требуется не всегда: например, без неё вполне могут обойтись продавцы газет и журналов, мороженого, арбузов на улице, кваса или молока из цистерн и т. д. От применения онлайн-кассы освобождены некоторые виды ИП на патенте (например те, которые заведуют химчисткой или ремонтируют мебель), самозанятые (они формируют чеки через сервис «Мой налог»), а также организации и ИП, осуществляющие расчёты в отдалённых или труднодоступных местностях. В то же время, чтобы продавать товары в интернете, аппараты с фискальным накопителем нужны любому бизнесу.
Те, кто по закону должны использовать онлайн-кассу, но не делают этого, рискуют нарваться на штраф:
Если налоговая повторно заметит нарушение, а сумма расчётов, не прошедшая по кассе, превысит 1 млн рублей, предприятие ждёт приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Критика
Кассовая реформа в России прошла в несколько этапов, двигаясь по нисходящей: от крупных игроков к более мелким. На самом старте подключение аппаратов могло занимать несколько месяцев, а их новоиспечённым владельцам приходилось постоянно лавировать между налоговой и ОФД. Довольно большой части предпринимателей не удавалось перейти на новые кассы в отведённые сроки.
Поначалу бизнес воспринял реформу сугубо негативно: на установку касс приходилось тратить по несколько десятков тысяч рублей, за техникой выстраивались очереди, она ломалась и не хотела интегрироваться с действующим в компаниях ПО.
Из минусов использования онлайн-касс можно отметить затраты на приобретение и установку оборудования, а также необходимость регулярной замены фискального накопителя. По оценкам операторов касс, на покупку и настройку аппаратов предприниматели потратили более 8 млрд рублей.
Ликбез для ИП: кому не нужна касса в 2021 году, а если нужна — как ее выбрать
Предприниматели окончательно запутались — кому касса нужна, а кому нет; если покупать, то какую; как выбрать ОФД и т. д. Вопросов много. Мы постараемся ответить на самые главные.
Спойлер: касса и ОФД необходимы в большинстве случаев, но есть особенности для определенных категорий бизнеса.
Кто не обязан иметь кассу в 2021 году
Отметим, что закон также выделяет особую категорию: местности, отдаленные от сетей связи. Это населенные пункты, в которых население менее 10 тысяч человек (Приказ Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616).
По каждому региону утверждается перечень таких пунктов. В них можно использовать кассу в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в ФНС. При этом налоговая может попросить предоставить фискальный накопитель при его замене или снятии кассы с учета.
Ряд предпринимателей на патенте может не применять кассу (без временных ограничений). При этом нужно действовать методом исключения.
Ниже представлен перечень видов деятельности ИП на патенте, при которых онлайн-касса обязательна. Если вашей деятельности в списке нет — никто не заставит вас использовать ККТ.
Поскольку закон позволяет ИП применять не только обычные налоговые режимы и патент, но и быть самозанятыми, то при использовании НПД предприниматели так же, как обычные физлица, могут проводить чеки в приложении «Мой налог».
Из этого правила также есть исключение: если ИП нанимает сотрудника (по трудовому договору), то он обязан в течение 30 календарных дней зарегистрировать онлайн-кассу (см. Федеральный закон № 129-ФЗ от 06.06.2019). При этом предприниматель имеет право пользуется услугами физлиц по договорам ГПХ, т. к. в законе речь только о трудовых договорах.
Наконец, в п. 2 статьи 2 Федерального закона 54-ФЗ перечислены виды деятельности, при которых онлайн-касса для ИП также не обязательна. Вот они:
Внимание! Исключение — магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины и т.п. объекты, обеспечивающие показ и сохранность товара, а также открытые прилавки внутри рынка при торговле непродовольственными товарами.
Если ИП для продажи товара использует автоматы, которые работают не от сети и принимают исключительно монеты (такие можно увидеть установленными в магазинах, в них продают жвачку, шарики, мелкие игрушки), то тоже может обойтись без онлайн-кассы.
В остальных случаях применять кассовую технику нужно в обязательном порядке.
Отдельно про самозанятых
Многие предприниматели, которые подходят под критерии самозанятости, считают, что проще сняться с регистрации как ИП и продолжить деятельность уже в качестве рядового «физика».
Во-первых, лишаться статуса ИП не обязательно, достаточно отказаться от применения других режимов налогообложения (обычно это УСН или ОСНО), дождаться окончания патента (если применяется ПСН) и перейти на НПД (налог на профессиональный доход).
Во-вторых, у вас могут объективные причины, по которым отказ от статуса индивидуального предпринимателя будет невыгоден:
Перед принятием решения об отказе от статуса ИП, обдумайте все возможные последствия.
Выбор кассы
Допустим, вы в число «избранных» не попали и касса вам нужна. Как ее выбрать, по каким параметрам?
Проще всего обратиться в сервисные центры или ЦТО в вашем городе, чтобы переложить груз вопросов на них. Прислушивайтесь к рекомендациям тех, кто не только занимается продажей касс, но также их регистрацией, подключением к ОФД и оказывает другие услуги (например, по работе с маркировкой ). Знакомство со всеми аспектами работы и разными видами деятельности позволит продавцу адекватно подойти к выбору для вас кассы.
Что касается других важных моментов — выбирайте производителя, который уже имеет имя на рынке (АТОЛ, Эвотор и т. п.), т. к. к таким кассам вы всегда легко найдете запчасти и сервис, который будет проводить обслуживание ККТ, такой производитель дорожит своим именем и оказывает качественную поддержку.
Можно купить кассу, установить ее в офисе и пробивать чеки вручную, а можно арендовать онлайн-кассу, при этом физически ее устанавливать никуда не нужно.
Электронные чеки будут формироваться автоматически, а покупатель получит их по sms или на e-mail.
Такое решение предлагают совместно Атол.Онлайн и Платформа ОФД :
Если нарушение будет повторяться, а сумма расчетов без ККТ составит в совокупности 1 миллион рублей и более, то деятельность юрлица или ИП может быть приостановлена на срок до 90 дней.
За ненаправление кассового чека покупателю также установлен штраф, для юридических лиц он составляет 10 тысяч рублей за каждый случай нарушения.
Выбор ОФД
ОФД — оператор фискальных данных. Именно он будет передавать информацию от вашей кассы в ФНС. Договор с ОФД обязателен.
При выборе ОФД рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:
В следующей статье мы расскажем о регистрации онлайн-кассы и подключении к ОФД, об интеграции с различными сервисами и первых ошибках, которые оказывается можно исправлять и избежать штрафов. Подписывайтесь на наш блог и следите за публикациями.
Как ИП перейти на онлайн‑кассы с 1 июля 2021 года: пошаговая инструкция
Финальный этап перехода на онлайн-кассы коснется преимущественно ИП, поскольку именно на них распространялись отсрочки по применению ККТ до июля 2021 года. И к этому месяцу они должны подготовиться: не только успеть приобрести и зарегистрировать ККТ, но и научится с ней работать.
В июле ожидается четвертая волна перехода на ККТ, после которой практически все должны работать на кассах. Те, кто не обязан применять онлайн-кассы, попадают под исключения из ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, либо успели переоформиться в самозанятые.
С 1 июля начать применять кассы обязаны ИП без сотрудников, которые продают товары собственного производства и оказывают услуги. До этой даты им нужно приобрести ККТ, подключиться к оператору фискальных данных, настроить ККТ, что является довольно трудоемким процессом, зарегистрировать ККТ в ФНС, а также разобраться в специфике ее работы.
Все эти этапы лучше пройти заранее, чтобы с 1 июля 2021 года не возникали неожиданные сложности. Как показывает практика, обычно случаются разного рода технические проблемы, что фактически делает работу невозможной. При этом с 1 июля 2021 года работа без кассы приравнивается к нарушениям порядка применения ККТ, и за это предусмотрены серьезные штрафы.
Требования к розничным рынкам
В закон о ККТ, закон о розничных рынках и КоАП планируется внесение изменений, которые упорядочат и фактически ужесточат требования к использованию ККТ на рынках. Поправки заявлены на официальном сайте Минфина и приведут к тому, что администрация торговых комплексов и рынков будет обязана отслеживать работу своих арендаторов на ККТ и нести ответственность за неприменение ККТ на конкретном рынке.
Про розничные рынки отдельно говорится в ст. 2 Закона № 54-ФЗ. В частности, уточняется, что торговля на рынках освобождается от применения ККТ за некоторыми исключениями. Кассу нужно применять, если:
Эти исключения практически сводят на нет все послабления, распространяющиеся на рынки. Остается только торговля на рынках вразвал овощами, фруктами и бахчевыми культурами. Также допускается торговля без применения ККТ с открытых лотков непродовольственными товарами, если они не включены в перечень Распоряжения Правительства и не являются маркированными товарами.
Указанные категории предпринимателей, работающие на рынках, уже два года как должны применять ККТ.
В 2020 году из-за рисков распространения коронавирусной инфекции проверки бизнеса были приостановлены. Но с 2021 года они возобновились. Налоговики могут сделать контрольную закупку, после которой выпишут значительный штраф. Они также следят в онлайн-режиме за операциями, которые проходят через терминалы эквайринга. Если вам на расчетный счет поступают деньги, а фискальных данных в базе ФНС нет (а фискальные данные могут появиться исключительно при применении ККТ), то для ФНС это служит сигналом о том, что вы работаете без ККТ.
Поэтому тем, кому с 1 июля 2021 года предстоит применение ККТ, следует хорошо подготовиться к новому этапу в развитии бизнеса.
Кто не должен применять ККТ
Если вы оказываете услуги или выполняете работы из перечня ниже, то вы можете не применять ККТ:
Если вы принимаете денежные средства безналичным способом с использованием терминала эквайринга, кредитная организация, получающая деньги за вас через этот терминал, фактически не применяет ККТ, так как она освобождена от этой обязанности по закону. Но ККТ должны применять вы, если на вас не распространяется перечень исключений по ст. 2 54-ФЗ.
Любая наличность, которой обмениваются хозяйствующие субъекты, требует применения ККТ. Исключение составляют только трудовые отношения и договоры ГПХ.
Главное — чтобы помещение было жилым. Если помещение нежилое, то ККТ должна применяться. Если помещение жилое, но оно не принадлежит ИП на праве собственности, а он сдает его в субаренду, то ККТ должна применяться.
Но это ограничение не касается ювелирных изделий. Если вы изготавливаете или ремонтируете ювелирные изделия, то ККТ нужно применять.
ИП на патенте и применение ККТ с 1 июля 2021 года
ИП на патенте, оказывающий определенные работы и услуги, может не принять ККТ (ст. 2 54-ФЗ). Однако в этом случае он обязан выдавать покупателю некий подтверждающий документ осуществления расчетов.
Этот документ должен содержать перечень реквизитов, указанных в ст. 4.7 54-ФЗ. Фактически это те самые реквизиты, которые содержатся в обычном чеке. Чтобы сформировать такой документ, потребуется какая-то техника — не ККТ, а чекопечатающее устройство.
Алгоритм перехода на онлайн-кассу
В этой статье мы подробно опишем все шаги, которые нужно сделать новичку.
1. Изучите нормативную базу
Она основывается на 54-ФЗ. Особое внимание следует обратить на ст. 2, которая содержит исчерпывающий перечень исключений тех, кто может не применять ККТ, а также ситуации, когда это можно не делать.
В ст. 1.2 есть перечень тех, кто должен применять ККТ. А в ст. 4.7 названы реквизиты, которые должны присутствовать в чеке.
Ст. 14.5 КоАП фиксирует штрафы за неприменение или неправильное применение ККТ.
Приказ ФНС РФ от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ содержит информацию, которая должна включаться в фискальный чек.
Нарушение 54-ФЗ или Приказа ФНС РФ от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ квалифицируется либо как неприменение ККТ, либо как неправомерное применение.
2. Определите, что нужно для соблюдения требований
Чтобы соответствовать требованиям закона о применении ККТ, нужно иметь:
3. Выберите онлайн-кассу, которая подойдет для вашего бизнеса
Онлайн-касса (ККТ) — это устройство, в котором есть чекопечатающее устройство, оно содержит в себе модуль выхода в интернет для передачи фискальных документов. В это устройство может вставляться ФН. Оно также подключается к ОФД. Кроме того, онлайн-касса подключается либо к POS-терминалу, либо к компьютеру, либо к ноутбуку или содержит в себе POS-терминал, на котором установлено ПО для формирования фискальных документов и фискальных чеков.
Как таковой фискальный чек содержит в себе перечень обязательных реквизитов. Эти реквизиты попадают в кассовый чек из разных источников: из самой ККТ, из ФН, но основной пул реквизитов формируется в контрольно-кассовом ПО. Такое ПО поставляется отдельным разработчиком.
Какие бывают кассы
Моделей ККТ огромное количество. Но в целом они делятся на три разновидности:
Как определиться, какое устройство вам подойдет
Ответьте на следующий вопрос: нужна ли вам касса при выездах? Если вы оказываете услуги и выполняете работы или продаете товары собственного производства, выезжая к покупателю, то вам скорее всего нужна мобильная касса, чтобы она работала от батареи и ее было удобно брать с собой.
Если у вас стационарная точка и на ней немного места и при этом вы не продаете крепкий алкоголь (ИП его не продает), то вам вполне подойдет стационарный POS-терминал. Такой терминал будет уместен, если у вас большой поток покупателей и нужно печатать более 200 чеков за смену.
Отдельное чекопечатающее устройство следует устанавливать, если вы продаете крепкий алкоголь, если печатаете более 500 чеков в смену. Ресурс у чекопечатающего устройства достаточно большой. Он умеет быстро печатать чеки.
4. Получите КЭП
После покупки необходимого устройства — POS-терминала или мобильной кассы и установки ФН нужно зарегистрировать ККТ. Это можно сделать несколькими способами, но в любом случае, если вы будете осуществлять регистрацию ККТ онлайн, вам потребуется квалифицированная электронная подпись (КЭП). Ее можно получить только в удостоверяющем центре, прошедшем аккредитацию Минкомсвязи.
5. Выберите фискальный накопитель (ФН)
Обычно ИП оказывает услуги или находится на спецрежиме. В этом случае выбор у него невелик. Ему нужен ФН со сроком действия 36 месяцев.
На рынке существует несколько типов накопителей:
Если ИП продает и реализует товары и находится на ОСНО, то он имеет право использовать ФН как со сроком действия 15 месяцев, так и 36 месяцев.
Если ИП оказывает услуги, а товары при этом не продает или продает товары на спецрежиме (патент, ЕСХН, УСН), то в этом случае он обязан использовать ФН со сроком действия 36 месяцев.
Если ИП на патенте и у него смешанная система налогообложения и он на НДС, тогда он может использовать как ФН со сроком 15 месяцев, так и 36 месяцев. Но есть одна деталь: если ИП продает подакцизные товары (моторные масла, дизельное или бензиновое топливо, алкоголь, сигареты), то в этом случае он может использовать и ФН 36 месяцев, только проработает он у него только 13 месяцев.
Если ИП на патенте или ИП оказывает только услуги, то он обязан использовать ФН со сроком 36 месяцев.
Вы можете заказать фискальный накопитель в зависимости от вида бизнеса в Контуре.
6. Заключите договор с ОФД
Это нужно сделать до того, как вы приступите к процессу регистрации ККТ. ОФД отправляет данные о продажах в ФНС.
7. Определитесь с товароучетным сервисом
При работе на ККТ нужно формировать фискальные документы. С 1 февраля 2021 года действует обязательство указывать в чеках номенклатуру товаров.
Чтобы товарные позиции попали в чек, они должны сформироваться в какой-то кассовой программе. Но в эту программу они тоже должны как-то попасть. Обычно они попадают туда из товароучетного сервиса.
В программе ведется перечень товаров, а товароучетный сервис передает эти данные на кассу. Далее, при выборе той или иной позиции на кассе, кассир просто выбирает товарную позицию.
Большинство касс не позволяют завести товарные позиции в саму кассу. Для этого и нужен отдельный сервис — товароучетная система.
Чеки в налоговую передаются через ОФД. Это некое промежуточное звено, которое подтверждает, что вы сформировали чеки и что он от вас передан в ФНС.
Если в течение 30 дней ОФД не передаст в налоговую сформированный чек, касса заблокируется. После этого вы не сможете сформировать на кассе ни одного чека до тех пор, пока этот зависший чек не уйдет к ОФД. Обычно касса сама сигнализирует о том, что есть зависшие чеки.
В сервисе ОФД через личный кабинет можно отслеживать, кто, что и когда продал на вашей кассе, какие чеки были пробиты, какая номенклатура там была, можно вести анализ по ценам, количеству чеков и другим параметрам.
Через личный кабинет ОФД можно регистрировать и перерегистрировать кассовую технику.
8. Зарегистрируйте ККТ
Это один из основных шагов, который позволит работать в рамках закона и формировать чеки. Без регистрации ККТ (она проводится в базе данных ФНС) в принципе нельзя работать на кассе.
Если вы начнете пробивать чеки на ККТ, не имея карточку регистрации от ФНС, то тем самым вы нарушите закон о применении ККТ. Фактически считается, что в данном случае вы ее не применяете.
Регистрация ККТ возможна двумя способами.
Самостоятельная регистрация
Подается заявление в ФНС, в котором заполняются показатели ККТ: название, модель, заводской номер, номер ФН. Если ККТ уже ранее зарегистрирована за какой-то организацией или ИП и не снята с регистрации, то зарегистрировать ее на себя уже не получится.
Поэтому если вы покупаете ККТ с рук, удостоверьтесь, что она снята с регистрации. В этом поможет специальный сервис от ФНС «Проверка ККТ». С его помощь вы узнаете, не зарегистрирована ли данная ККТ на другое юрлицо или ИП.
В заявлении нужно указать, по какому адресу находится касса, в каких условиях используется, также вы указываете ОФД, с которым заключен договор. Поэтому прежде чем регистрировать ККТ, надо заключить договор с ОФД.
Заполненное заявление передается в налоговую — лично, онлайн через личный кабинет на сайте nalog.ru или через личный кабинет ОФД.
После отправки заявления вам выдается регистрационный номер ККТ из шестнадцати чисел, его нужно ввести в кассу.
При введении в ККТ регистрационного номера кассы и ИНН нельзя ошибиться ни в одной цифре или символе. Если допустите ошибку, испортите ФН. Регистрационный номер и ИНН можно записать в него только один раз!
После введения данных ККТ распечатает отчет о регистрации, его нужно отнести в налоговую или подать через сервис в личном кабинете на nalog.ru или ОФД. В ответ вам придет карточка регистрации ККТ. Только после этого можно начинать работать на кассе.
Если карточки регистрации нет, технически работать на кассе и формировать чеки можно. Но ни в коем случае этого не делайте! Если вы регистрируете кассу не сами, то в обязательном порядке требуйте, чтобы вам предъявили карточку регистрации. Без нее даже не начинайте формировать фискальные документы. В противном случае вы сформируете документ, а он не уйдет к ОФД, так как регистрация кассы не завершена, и по истечении 30 дней касса заблокируется. После этого никакие данные внести в кассу будет невозможно. Перерегистрировать ее не получится. Фактически решить эту проблему позволит только перепрошивка кассы, замена ФН, а это повлечет дополнительные траты для ИП.
Кассу можно считать зарегистрированной после того, как вы получили карточку. С этого момента можно начинать на ней работать.
Комплексная регистрация
Все этапы по регистрации за вас могут произвести сторонние специалисты. Например, специалисты Контура. Они несут все обязательства и гарантийные риски. Если ваша касса после регистрации не заработала, то специалисты Контура бесплатно либо ремонтируют ее, либо заменяют ФН, либо производят действия по перерегистрации.
Помимо самой регистрации в услугу входят: настройка кассы, создание личного кабинета в ОФД, настройка сервиса Контур.Маркет и обучение кассира работе в Контур.Кассе.
Формирование чеков
У новичков, впервые сталкивающихся с применением ККТ, возникает вопрос: в какой момент и где формировать чеки?
Чек формируется на ККТ, и закон обязывает это делать в момент произведения расчета. Это тот момент, когда вы получили деньги от покупателя и (или) отдали покупателю товар. Если момент получения денег и получения товара покупателем не совпадают, то формируется два чека.
Важно сформировать чек не только в нужное время, но и с правильными реквизитами.
Формирование чека в офлайн-продажах
При офлайн-продажах покупатель передает наличные продавцу или расплачивается через терминал эквайринга. Он сразу же получает от вас товар, и вы тут же формируете чек.
В данном случае чек формируется с признаком расчета «Полный расчет», указывается перечень товаров, система налогообложения, способ выполнения расчета — наличными или безналичными. Этот чек сразу же отдается покупателю вместе с товаром.
Бумажный чек передается покупателю даже в том случае, если он попросил отправить ему электронный чек. Для отправки электронного чека на кассе нужно внести номер телефона или электронный адрес покупателя.
Формирование чека в онлайн-продажах
При онлайн-продажах вы не видите покупателя. В этом случае моментом расчета считается не момент зачисления денег на расчетный счет продавца, а момент оповещения банка о произведении расчета, то есть о том, что денежные средства списаны с расчетного счета или карточного счета покупателя. Как только такое оповещение приходит, сразу же нужно сформировать кассовый чек и отправить электронный чек покупателю.
Если оплата производится на расчетный счет, то в этом случае у продавца есть право сформировать чек до конца следующего рабочего дня за днем зачисления денежных средств на его расчетный счет.
В любом случае ИП обязан сформировать в чеке номенклатуру тех товаров, которые у него купили.
Есть послабление для поставщиков услуг: если на момент расчета перечень услуг не утвержден, то номенклатуру в чеке ИП указывать не обязан.
Остались вопросы? Ознакомьтесь с ответами экспертов на самые распространенные вопросы предпринимателей о применении онлайн-касс с 1 июля 2021 года.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.