Что такое кибер платеж
Власти уничтожили первую в России платежную систему
«Киберплат», первая российская платежная система, прекратила свою работу. Это стало следствием отзыва лицензии у банка «Платина», запустившего ее в 1998 г. и являвшегося ее расчетным центром. Центробанк отобрал у него лицензию в связи с нелегальными платежами в адрес онлайн-казино.
«Пионеру» платежных систем пришел конец
В России прекратила свою работу платежная система «Киберплат», пишут «Ведомости». Это случилось спустя всего четыре дня после отзыва лицензии у банка «Платина», развивающего онлайн-банкинг еще с конца 1990-х годов.
«Платина» является основателем и расчетным центром «Киберплата». Как сообщал CNews, причиной отзыва лицензии стали нелегальные платежи в адрес онлайн-казино и букмекеров.
Центробанк отозвал лицензию у «Платины» 17 сентября 2021 г. По информации издания, в этот же день стали появляться первые сообщения о задержках платежей через «Киберплат».
Система «Киберплат» была запущена 23 года назад, в марте 1998 г. Это пионер среди российских платежных систем. К концу 2019 г. услугами «Киберплата» пользовалось более 200 интернет-магазинов (статистика банка «Платина»).
Система насчитывала свыше 1,48 млн точек передачи платежей. К ней было подключено около 8300 сервис-провайдеров, в том числе операторы связи МТС, «Билайн, «Мегафон» и Tele2.
Самый первый платеж через «Киберплат» был проведен 18 марта 1998 г. в пользу компании «Гарант-парк». Первый онлайн-платеж оператору связи через эту систему датирован 12 августа 1998 г. Реципиентом стал оператор «Билайн». До приостановки деятельности система работала в России, Казахстане и Индии.
Также «Киберплат» известна тем, что еще в сентябре 2014 г. на фоне законодательных инициатив, касающихся локализации финансовых транзакций внутри страны, она заявляла о создании отечественного аналога глобальной системы обмена межбанковскими финансовыми сообщениями SWIFT. Подробнее об этом читайте в материале CNews.
Клиенты успели подстраховаться
Часть клиентов «Киберплата» в настоящее время переключились на использование других платежных систем. Так поступил, к примеру, Росбанк.
«В связи с отзывом лицензии у банка “Платина” наблюдались случаи непрохождения оплаты некоторых видов услуг через “Киберплат”. Проведение платежей было оперативно переведено на платформу другого партнера», – сообщил «Ведомостям» руководитель пресс-службы Росбанка Михаил Шубин, не уточнив, какой сервис заменил банку систему «Киберплат».
Аналогичный шаг предпринял и оператор «Билайн». «У некоторых наших абонентов на прошлой неделе могли возникнуть трудности при оплате сервисов и услуг со счета мобильного телефона. Это связано с отзывом лицензии у банка, через который проходили такие платежи. В настоящий момент весь трафик переведен в другой партнерский банк, работоспособность сервисов восстановлена в полном объеме», – заявили изданию представители оператора. Какой банк выступил партнером в данном случае, тоже остается неизвестным.
Сотрудники МГТС сообщили «Ведомостям», что с момента отзыва лицензии у банка «Платина» оператор перестал получать платежи из него. «Компания идентифицирует платеж только по номеру договора и банку-плательщику», – заявил представитель оператора.
Гендиректор компании «Эвотор» Андрей Романенко сообщил «Ведомостям», что «платежная система «Киберплат» занимала менее 10% рынка. По его словам, «более 80% платежей за сотовую связь идет через крупнейшие банки».
Как «Киберплат» связана с банком
За платежной системой стоит компания ООО «Киберплат». Она является ее юридическим лицом. 74-процентную долю в ней удерживает оффшорная компания Reskami Property с Британских Виргинских островов.
Оставшиеся 24% ООО «Киберплат» принадлежат еще одному оффшору из той же юрисдикции – Cyberplat Worldwide. Он аффилирован с банком «Платина» через своего гендиректора Андрея Грибова.
Доли в ООО «КБ «Платина» (юрлицо банка «Платина») делят три компании (ООО) – «Гран», «Капитал» и «Энергия». Этими структурами владеет Андрей Грибов, притом сразу через три других ООО: «Спецвнештехнология», «Техностройимпорт» и «Союзтехпромэкспорт».
Помимо этого, банк «Платина» является расчетным банком для системы «Киберплат», о чем сказано на ее официальном сайте. Это тоже напрямую связано с приостановкой работы системы.
Домен сайта платежной системы зарегистрирован на упомянутую ООО «Киберплат». Выручка компании за 2020 г. достигла 283,4 млн, что составляет 50-процентное падение в сравнении с показателями 2019 г. Убыток компании с продаж оказался на уровне 1,657 млн руб. против прибыли в размере 213,2 млн по итогам 2019 г.
Прогнозы подтвердились
Источник CNews на рынке электронной коммерции сразу после отзыва лицензии у банка «Платина» высказал предположение, что «Киберплат» не сможет работать без своего расчетного банка. «Мы уже отключили прием платежей через “Киберплат”», – заявил собеседник издания. Его прогноз оправдался.
Бывший топ-менеджер «Киберплат» тоже не был уверен в светлом будущем компании на фоне случившегося с банком. «“Киберплат” – это ИТ-решение, которое работало через банк “Платина”. С отзывом лицензии у банка прекращается и работа “Киберплат”», – сказал он CNews.
С его слов, вероятность того, что банк «Платина» в этом случае может быть заменен каким-то другим банком, невелика. «Эти две структуры глубоко проинтегрированы, их взаимодействие выстраивалось годами, и вряд ли в эту схему удастся пустить какой-то другой банк», – сообщил CNews бывший топ-менеджер компании «Киберплат».
Он добавил также, что в платежном бизнесе недопустимы простои. «Клиент не может ждать с оказанием услуг и при появлении сбоев переходит к другому клиенту, например, к Qiwi», – продолжает бывший топ-менеджер компании.
Не первый случай
В России ситуация, сложившаяся вокруг «Киберплата» не является прецедентом. К примеру, после закрытия опорного банка прекратила свою работу платежная система Comepay. Она была аффилирована с Финарс-банком, банковскую лицензию у которого Центробанк отозвал в конце апреля 2017 г. По информации «Коммерсанта», в конце июня 2020 г. Comepay была признана банкротом.
С иском о банкротстве ООО «Кампэй» (юрлицо Comepay) в Арбитражный суд Москвы обратился Альфа-банк. В судебном вердикте сказано, что сумма претензий банка перевалила за 327 млн руб.
Согласно материалам дела, в 2016 г. Comepay получила от Альфа-банка гарантии с лимитом до 400 млн руб. Компания перестала выполнять обязательства по ним перед операторами связи, в пользу которых она принимала платежи через свои терминалы оплаты. Размер обязательств перед «Мегафоном» составил 218 млн руб., перед «Билайном» – 146 млн руб., перед МТС – 30 млн руб.
Что касается Финарс-банка, то Центробанк лишил его лицензии за неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов самого регулятора.
Преимущества системы электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат»)
Крупнейшая система электронных платежей
Общее число точек приема платежей
Количество провайдеров услуг
К системе CyberPlat ® («КиберПлат») подключено более 8600 провайдеров (операторов) различных услуг.
Количество точек приема платежей
В системе CyberPlat ® («КиберПлат») в России и странах СНГ более 700 000 точек приема платежей.
Первая система электронных платежей в России
В 1997 году на базе отдела электронной коммерции Банка «Платина» была создана интегрированная универсальная мультибанковская система платежей CyberPlat® («КиберПлат»). Она разрабатывалась с целью информационно-технологического обеспечения безналичных расчетов для электронной коммерции всего спектра финансовых услуг – от микроплатежей до межбанковских расчетов.
Как отдельное открытое акционерное общество компания CyberPlat® («КиберПлат») была выделена в 2000 году. CyberPlat® («КиберПлат») является исторически первой российской системой электронных платежей – 18 марта 1998 года была совершена первая транзакция в пользу компании «Гарант-Парк», а 12 августа 1998 года был осуществлен первый online платеж через Интернет в пользу оператора сотовой связи «Билайн». Это событие открыло рынок приема платежей а России, в развитии которого CyberPlat® («КиберПлат») играл и продолжает играть лидирующую роль.
Опыт работы с 1998 года
За девятнадцать лет работы системы электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») на рынке накоплен огромный опыт по организации приема платежей в ритейловых сетях и торговых точках, а также в сетях платежных терминалов и банкоматов. По данным на конец 2015 года, через систему принимались платежи в пользу почти 4700 поставщиков услуг практически во всех регионах Российской Федерации, включая компании сотовой и фиксированной связи, кабельного ТВ, провайдеров проводного и мобильного интернета, систем охранной сигнализации, предприятий ЖКХ и энергосбытовых компаний. Через систему CyberPlat® («КиберПлат») можно также оплачивать авиационные и железнодорожные билеты, пополнять банковские счета, включая карточные (в том числе для регулярных выплат по кредитам), оплачивать налоги, штрафы и сборы, осуществлять платежи на лицевые счета граждан в Пенсионном фонде, отправлять денежные переводы через большинство популярных систем денежных переводов и многое другое.
Кадры
Важным преимуществом системы электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») является мощный организационно-технический и кадровый потенциал, а также масштабный и хорошо структурированный бизнес с отработанными и отлаженными бизнес-связями в различных сегментах. Это результат 18-летней работы на рынке розничных платежей, который во многом и был создан благодаря усилиям специалистов и руководства системы электронных платежей. Сегодня в компании работает более 200 специалистов, располагающих уникальными знаниями и навыками в своей сфере – системные аналитики, программисты, специалисты в области финансов и банковского дела, в сфере автоматизации этих отраслей, юристы и финансисты со знанием всех аспектов законодательного регулирования рынка розничных платежей.
Топ-менеджмент компании CyberPlat® («КиберПлат») представлен специалистами, имеющими ученые степени.
Надежная технологическая база
Система CyberPlat® («КиберПлат») базируется на двух дублирующих друг друга процессинговых центрах, расположенных на территории РФ. Основным является процессинговый центр, расположенный в Москве. Связь между центрами и каналы в Интернет дублируются через сети независимых провайдеров связи. Такая система резервирования, в сочетании с современной кластерной архитектурой, обеспечивает высокую отказоустойчивость и независимость от большинства форс-мажорных обстоятельств.
CyberPlat® («КиберПлат») предъявляет самые высокие требования к работе программного обеспечения, гарантирующего высокое качество и производительность каждого отдельно взятого модуля и всей системы в целом. За 19 лет работы система была отлажена и оптимизирована, были доработаны и отшлифованы ее важнейшие модули.
Повышенные отказоустойчивость и производительность
Система CyberPlat® («КиберПлат») способна обрабатывать свыше 1400 транзакций в секунду. При этом в пиковые моменты загрузки CyberPlat® («КиберПлат») – в том числе и тогда, когда из-за технических сбоев не действуют другие платежные системы и поток платежей через CyberPlat® («КиберПлат») значительно возрастает, максимальная нагрузка на систему не превышает 110 транзакций в секунду. Это означает, что резервы производительности системы превышают текущие пиковые потребности более чем в 10 раз.
Сегодня возможности CyberPlat® («КиберПлат») существенно опережают самые жесткие технические требования рынка приема платежей по всем параметрам. По показателю отказоустойчивости CyberPlat® («КиберПлат») превосходит аналогичный показатель ближайшего конкурента системы более чем в 5 раз.
Надежность системы CyberPlat® («КиберПлат») является непревзойденной на рынке России и стран СНГ. Так, ведущий российский оператор сотовой связи МТС в результате комплексного мониторинга своих крупнейших партнеров по приему платежей, признал CyberPlat® («КиберПлат») самой надежной процессинговой системой России и стран СНГ. Данные исследования регулярно проводятся по заказу МТС специалистами независимой экспертной компании по эффективной и проверенной методике. CyberPlat® («КиберПлат») имеет наивысший ресурс отказоустойчивости, надежности и скорости среди всех платежных систем.
Аппаратная многоплатформенность
Значительным достижением системы электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») является возможность выбора способа оплаты и использование различных устройств для проведения платежа, в зависимости от возможностей и потребностей дилеров.
Оплата может осуществляться через кассира (операциониста), использующего:
Прием платежей также может быть организован без участия человека (кассира или операциониста) через:
Функционал системы электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») позволяет легко интегрироваться в системы Интернет-Банк-Клиент.
Безопасность и защищенность
CyberPlat® («КиберПлат») является системой, работающей в режиме реального времени. Любая транзакция в системе занимает не более 2 секунд. Подобная беспрецедентная производительность дополняется абсолютной защищенностью финансовых транзакций. В рамках одной транзакции в системе совершается до 16 операций, заверенных электронно-цифровой подписью и совершаемых с использованием защищенных способов передачи данных по каналам Интернет, включающим проверку наличия номеров телефонов или лицевых счетов клиентов в биллинговых системах провайдеров услуг, идентификацию и авторизацию точек приема платежей и другие операции.
Электронная подпись, ЭП – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты электронного документа от подделки. ЭП позволяет идентифицировать владельца ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Технология CyberPlat® («КиберПлат») обеспечивает абсолютную безопасность совершаемых финансовых транзакций и минимизирует количество ошибочных платежей. В системе CyberPlat® («КиберПлат») за 19 лет функционирования не произошло ни одного случая взлома транзакции.
Законность и неоспоримость операций, сертифицированность
Важнейшим приоритетом деятельности системы электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») является строгое соблюдение действующего законодательства. Все организационные и технологические процедуры в рамках развиваемой бизнес-модели проходят тщательную внутреннюю и независимую экспертизу – юридическую и финансовую – на отсутствие противоречий с нормами законодательства.
Использование ЭП минимизирует риски мошенничества и делает операцию по пополнению лицевого счета в биллинге оператора неоспоримой. В рамках системы электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») все операции по приему платежей проводятся с использованием ЭП.
Деятельность системы электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») лицензирована такими государственными органами, как Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сертификат лидирующей мировой аудиторской компании «КПМГ Лимитед», которая проводила операционный аудит ООО «Киберплат», подтверждает соответствие системы внутреннего контроля CyberPlat® («КиберПлат») международному стандарту SAS 70, тип I, разработанному Американским институтом сертифицированных независимых бухгалтеров.
Кроме того, ООО «Киберплат» имеет сертификат соответствия менеджмента качества международному стандарту ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) — серии международных стандартов, которые приняты в качестве национальных в более чем 140 странах мира.
Круглосуточная техническая поддержка
В целях обеспечения бесперебойности бизнес-процессов в сети приема платежей CyberPlat® («КиберПлат»), в компании создана служба круглосуточной технической поддержки, специалисты которой всегда готовы дать необходимые консультации и оказать экстренную техническую помощь в следующих случаях:
Отсутствие конкуренции с собственными партнерами (дилерами)
Именно по этой причине многие сети платежных терминалов, работавшие через другие платежные системы, перешли на обслуживание в компанию CyberPlat® («КиберПлат»).
Отсутствие практики продвижения собственного бренда за счет брендов партнеров
Нередко одним из основных требований при подключении менее крупного партнера является его безусловный переход на работу под общим для этой системы брендом, что в перспективе может привести к недружественному поглощению всего бизнеса компании-партнера.
В случае сотрудничества с системой электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») таких проблем не возникает.
Отсутствие практики продвижения и навязывания своим партнерам ненужных или невыгодных продуктов и сервисов
Система электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») максимально заинтересована в развитии бизнеса своих партнеров, поскольку не имеет собственных точек приема платежей. Доходы системы электронных платежей напрямую зависят от оборотов ее партнеров, поэтому CyberPlat® («КиберПлат»), в отличие от конкурирующих платежных систем, не продвигает и не навязывает своим партнерам такие продукты и услуги, которые были бы выгодны для системы электронных платежей, но не выгодны для ее партнеров.
К примеру, на рынке хорошо известна модель, когда партнеры принудительно обязываются поддерживать в своих терминалах персональные сервисы, разработанные системой электронных платежей исключительно в своих интересах. Эксплуатация этого сервиса в терминальных сетях партнеров не только не приносит им доходов, но и сокращает обороты по основным платежам. Партнерство с системой электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») исключает подобную практику.
123610, г.Москва, ЦМТ, Краснопресненская наб., д.12, подъезд 7, 12-й этаж,
отдел автоматического подключения
Для регионов:
Для Москвы:
8 495 967-02-20
Звонить с 9.00 до 18.00
по московскому времени
Как правильно принимать платежи в магазине
Рекомендации системы электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат»)
Оборот магазина в значительной степени зависит от его проходимости, то есть от количества людей, заходящих в него ежедневно. Организация на кассе в магазине приема любых видов регулярных платежей делает его привлекательным для потенциальных покупателей и увеличивает их лояльность по отношению к торговому предприятию. Все это в итоге приводит к увеличению торговой выручки и прибыли розничного магазина.
Клиент, который зашел в магазин заплатить за мобильный телефон, доступ в Интернет, коммерческое телевидение или любые другие услуги, часто делает одновременно и покупки, тем самым увеличивая товарооборот розничной точки. Многолетний опыт приема платежей торговыми предприятиями с помощью системы электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») показывает, что введение этой услуги увеличивает оборот магазина на 10%–40%, в зависимости от его профиля, качества рекламы услуги «прием платежей» и степени квалификации обслуживающего персонала. Кроме того, за прием платежей система электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») выплачивает магазину комиссионное вознаграждение, которое при правильной организации процесса составляет весьма ощутимую величину.
При организации приема платежей на кассах в розничных точках необходимо учитывать особенности этого процесса. Платеж производится на кассе и требует рабочего времени кассира, хотя и относительно немного. Если торговая точка находится в посещаемом месте с большой проходимостью покупателей, то в час пик на кассе могут создаваться очереди. Поэтому в такой период CyberPlat® («КиберПлат») рекомендует, чтобы кассир принимал платежи на сумму от 500 рублей (за исключением случаев, когда платеж вносит покупатель, который рассчитывается на кассе за покупки в магазине). Рекомендуется также принимать в это время платежи на меньшие суммы за услуги охранных предприятий или за коммерческое телевидение: платят их состоятельные покупатели, которых магазин должен привлекать дополнительными сервисами, повышая их лояльность по отношению в торговой точке.
В другое время, когда кассиры не перегружены, следует принимать все платежи без ограничений, увеличивая эффективность торгового процесса. В крупных магазинах с большим количеством покупателей, где кассиры постоянно загружены, целесообразно выделить одну кассу специально для приема платежей.
Для сокращения времени платежа, удобства и снижения трудозатрат кассира рекомендуется использовать технологию штрих-кода. Номер телефона абонента трансформируется в штрих-код и наносится на специальную пластиковую карточку «КиберСдача». Для проведения платежа кассиру магазина достаточно пронести карточку через сканер, который считывает штрих-коды товаров. Соответствующее программное обеспечение имеется в составе пакета, который поставляет торговым предприятиям система электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат»).
CyberPlat® («КиберПлат») рекомендует магазину выпустить карту «КиберСдача» в рамках программы лояльности покупателей, использовать карту для собственной рекламы, бонусных программ и т.п. Сервис быстро окупается и увеличивает посещаемость магазинов.
Для того, чтобы прибыль от приема платежей была максимальной, необходимо информировать посетителей о том, что в магазине можно заплатить за связь и другие услуги, а также где именно и как это сделать. Услуги по приему платежей необходимо рекламировать, и чем масштабнее организован этот процесс, тем больший экономический эффект он даст. В начальный период понадобится наружная реклама, чтобы донести до покупателей информацию о том, что на кассах торгового зала появилась новая высокотехнологичная услуга. Позже, когда посетители привыкнут к тому, что в магазине можно производить платежи, она уже не обязательна.
В магазине на кассах рекомендуется размещение наклеек и постеров с логотипами крупнейших операторов мобильной и фиксированной связи, провайдеров других услуг. В супермаркетах нужно использовать радиорекламу, периодически воспроизводя аудиоролик с приглашением совершить платеж на кассе торгового зала. Всё это способствует текущим и последующим спонтанным решениям посетителей пополнить счет мобильного телефона или, например, заплатить за услуги коммерческого телевидения или доступа в Интернет, квартиру и, в итоге, зайти в магазин, даже если они не собирались этого делать.
Если реклама заметна и эффективна, посещаемость магазина после того, как он начинает принимать платежи, может удвоиться.
Для того чтобы организовать прием платежей в магазине, необходимо заключить договор с системой электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат»). Этот процесс максимально прост и не требует от владельцев торговых точек больших усилий. Можно подключиться в дистанционном режиме через Интернет. Для этого надо зайти в раздел http://www.cyberplat.ru/join/dealer и зарегистрироваться, а потом прислать по почте необходимые документы. После подписания необходимых документов выполняется техническое подключение. В принципе, при выполнении описанных на сайте процедур, магазин может начать принимать платежи в тот же день, когда произведена регистрация.
Cистема электронных платежей CyberPlat® («КиберПлат») предлагает торговым предприятиям широкий ассортимент услуг, включающий в себя прием платежей за мобильную и фиксированную связь, за услуги провайдеров Интернета, операторов IP-телефонии и коммерческого телевидения, предприятий жилищно-коммунальной сферы, оплату и бронирование авиабилетов, оплату услуг систем охранной сигнализации и многое другое. В настоящее время больше всего платежей принимается в пользу операторов мобильной связи, однако другие виды платежей также представляют интерес для посетителей магазина (и выгодны для его владельца), поэтому их тоже надо предлагать покупателям.
123610, г.Москва, ЦМТ, Краснопресненская наб., д.12, подъезд 7, 12-й этаж,
отдел автоматического подключения
Для регионов:
Для Москвы:
8 495 967-02-20
Звонить с 9.00 до 18.00
по московскому времени