Что такое кэптивное страхование
Кэптивная страховая компания
Кэптивная страховая компания — страховая компания, созданная одним или нескольким юридическими лицами для страхования(перестрахования) рисков своих учредителей, либо ограниченного, заранее определенного круга лиц. Простейшей формой кэптивной страховой компании является компания, учрежденная материнской компанией для страхования всех или части ее собственных рисков.
Какие виды бывают?
В переводе кэптив (от англ. captive — связанный; присоединённый) означает зависимость от кого-либо. Кэптив, специализирующийся на страховом рынке, является дочерней организацией управляющей компании. Главная цель ее создания — защита от страховых рисков головной структуры. В том числе за счет перестрахования и перераспределения финансовых потоков. Пока доля кэптивов на российском рынке достаточно невелика, но этот сектор постоянно расширяется. В настоящий момент существует несколько видов таких филиалов:
Дочернее подразделение любого типа призвана обеспечивать несколько вариантов страхования, в том числе защиту собственного, принадлежащего материнскому отделению, имущества, а также узкоспециализированные направления. Главной задачей становится защита интересов головной структуры. За счет этого конкурентоспособность при самостоятельной работе снижается. Все действия требуется согласовывать с основным предприятием. Условия составления всех договоров являются выгодными для материнской структуры. В большинстве случаев деятельность кэптивных организаций за счет узкого направления устранения проблем не афишируются.
Преимущества и недостатки
Наличие дочернего филиала, курирующего стразовые вопросы, имеет определенные преимущества и недостатки. В числе их преимуществ высокий уровень доходности, высокая ликвидность кэптивов, присутствие дополнительного источника прибыли, возможность разделять ответственность и риски, рост числа возможностей рисков. Одновременно присутствуют и негативные моменты:
Отдельно стоит рассмотреть преимущества наличия дочерней СК у крупного концерна или компании. В том числе возможность получения максимально объективной оценки страхуемого случая, применение полисов ретроспективного типа (при необходимости в этой ситуации существует перспектива корректировки стоимости оказываемой страховой услуги), а также возможность осуществления прямой подписки рисков. Такой подход может обеспечивать экономию средств, которые страховщикам в иной ситуации потребуется тратить на оплату услуг посредников. В итоге использование кэптива позволяет материнской компании использовать выгодные услуги перестраховочного рынка. Предоставляются только необходимые варианты предложений на наиболее выгодных условиях.
Кэптивы в России
В последние годы развитие кэптивного рынка в России негативно отражается на рынке независимых страховщиков. Использование дочерних структур или филиалов снижает востребованность использования услуг независимых страховщиков крупными корпоративными клиентами. Они все чаще вынуждены уходить на рынок оказания услуг частным клиентам. Кэптивы же вырастают до уровня полноценного страховщика, работающего с разными категориями клиентов. В настоящий момент в число крупных кэптивных компаний включены такие известные организации, как входящий в состав группы ВТБ «СК «ВТБ Страхование», «Альфа-Страхование» в группе Альфа, в состав РЖД входит СК «ЖАСО» и так далее.
Заключение
Таким образом, кэптивные компании (их также принято называть взаимными или «карманными») — одна из наиболее популярных форм деятельности дочерних страховых организаций. За последние несколько десятилетий они стали самым удобным инструментом работы для владельцев СК, которые хотят одновременно развивать страховой бизнес и получать при этом налоговые льготы. Основным предназначением кэптивов является регулирование финансовых потоков и перестрахование. Они также участвуют в страховании собственности, от несчастных случаев, фидуциарных правоотношений и специальных видов страхования.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Что такое кэптивное страхование
Кэптивное страхование
Что такое кэптив?
Ваша локальная страховая компания не отвечает вашим требованиям к оказанию услуг и доказала свою неспособность возместить ущерб в установленные сроки.
У вашего бизнеса нестандартные риски, в связи с особенностями вашей деятельности, следовательно существующие на рынке страховые продукты не могут полностью покрыть ваши риски, либо они слишком дорогие.
У вас низкий коэффициент убыточности.
В течение определенного срока ваши ежегодные расходы на страховые премии превышают полученные страховые выплаты.
Преимущества кэптивного страхования
2. Контроль над страхованием в ваших руках. Вы, как собственник Кэптива, определяете и контролируете его работу, в том числе и перестрахование.
3. Финансовые преимущества. Кэптив становится еще одним центром прибыли внутри вашей группы. Если в течение года не было больших убытков, накопленные внутри Кэптива премии становятся вашей прибылью, которая может быть использована по вашему усмотрению. Кэптивы обычно создаются в пределах юрисдикции с наиболее выгодными условиями налогообложения.
4. Доступ к международному рынку перестрахования. Перестрахование дешевле страхования, но только страховые организации и Кэптивы имеют доступ к перестрахованию. Если Вы создали Кэптив, вам больше не нужно искать защиту для рисков на локальном рынке, и вы получаете доступ к обширному глобальному перестраховочному рынку.
Кэптивный банк
Кэптивный банк – вид кредитной организации, созданной финансово-промышленной группой или частными лицами для обслуживания своих интересов. Название происходит от английского слова captive – «пойманный», «пленный». В мировой практике кэптивные банки могут учреждаться как офшорные кредитные организации, обслуживающие вплоть до всего одного клиента – их собственника.
В России принято называть кэптивными банки, которые используются для того, чтобы привлекать сторонние и перераспределять внутренние средства в рамках группы взаимосвязанных компаний. При этом зачастую получение собственной прибыли от банковской деятельности для таких организаций – второстепенная задача.
Основные признаки кэптивности банка:
Кэптивный банкинг – в достаточной степени исторический этап развития финансового сектора. Многие кредитные организации в России изначально создавались для обслуживания закрытых финансово-промышленных групп. По мере роста кэптивные банки часто выходят на новую стадию и становятся универсальными коммерческими.
Примером такого банка может служить Альфа-Банк, который создавался для обслуживания компаний «Альфа-Групп». Однако со временем он стал одним из ведущих частных банков.
С точки зрения клиентов, кэптивные банки несут больший риск, чем универсальные. Это связано с тем, что их бизнес тесно связан с узким кругом компаний, чаще всего работающих в определенном секторе экономики. Кризис отрасли может привести к проблемам с ликвидностью или даже к более серьезным финансовым проблемам, потому что большая часть кредитов выдается «своим» компаниям.
Кэптивная страховая компания
Кэптивная страховая компания — страховая компания, созданная одним или нескольким юридическими лицами для страхования(перестрахования) рисков своих учредителей, либо ограниченного, заранее определенного круга лиц. Простейшей формой кэптивной страховой компании является компания, учрежденная материнской компанией для страхования всех или части ее собственных рисков.
Какие виды бывают?
В переводе кэптив (от англ. captive — связанный; присоединённый) означает зависимость от кого-либо. Кэптив, специализирующийся на страховом рынке, является дочерней организацией управляющей компании. Главная цель ее создания — защита от страховых рисков головной структуры. В том числе за счет перестрахования и перераспределения финансовых потоков. Пока доля кэптивов на российском рынке достаточно невелика, но этот сектор постоянно расширяется. В настоящий момент существует несколько видов таких филиалов:
Дочернее подразделение любого типа призвана обеспечивать несколько вариантов страхования, в том числе защиту собственного, принадлежащего материнскому отделению, имущества, а также узкоспециализированные направления. Главной задачей становится защита интересов головной структуры. За счет этого конкурентоспособность при самостоятельной работе снижается. Все действия требуется согласовывать с основным предприятием. Условия составления всех договоров являются выгодными для материнской структуры. В большинстве случаев деятельность кэптивных организаций за счет узкого направления устранения проблем не афишируются.
Преимущества и недостатки
Наличие дочернего филиала, курирующего стразовые вопросы, имеет определенные преимущества и недостатки. В числе их преимуществ высокий уровень доходности, высокая ликвидность кэптивов, присутствие дополнительного источника прибыли, возможность разделять ответственность и риски, рост числа возможностей рисков. Одновременно присутствуют и негативные моменты:
Отдельно стоит рассмотреть преимущества наличия дочерней СК у крупного концерна или компании. В том числе возможность получения максимально объективной оценки страхуемого случая, применение полисов ретроспективного типа (при необходимости в этой ситуации существует перспектива корректировки стоимости оказываемой страховой услуги), а также возможность осуществления прямой подписки рисков. Такой подход может обеспечивать экономию средств, которые страховщикам в иной ситуации потребуется тратить на оплату услуг посредников. В итоге использование кэптива позволяет материнской компании использовать выгодные услуги перестраховочного рынка. Предоставляются только необходимые варианты предложений на наиболее выгодных условиях.
Кэптивы в России
В последние годы развитие кэптивного рынка в России негативно отражается на рынке независимых страховщиков. Использование дочерних структур или филиалов снижает востребованность использования услуг независимых страховщиков крупными корпоративными клиентами. Они все чаще вынуждены уходить на рынок оказания услуг частным клиентам. Кэптивы же вырастают до уровня полноценного страховщика, работающего с разными категориями клиентов. В настоящий момент в число крупных кэптивных компаний включены такие известные организации, как входящий в состав группы ВТБ «СК «ВТБ Страхование», «Альфа-Страхование» в группе Альфа, в состав РЖД входит СК «ЖАСО» и так далее.
Заключение
Таким образом, кэптивные компании (их также принято называть взаимными или «карманными») — одна из наиболее популярных форм деятельности дочерних страховых организаций. За последние несколько десятилетий они стали самым удобным инструментом работы для владельцев СК, которые хотят одновременно развивать страховой бизнес и получать при этом налоговые льготы. Основным предназначением кэптивов является регулирование финансовых потоков и перестрахование. Они также участвуют в страховании собственности, от несчастных случаев, фидуциарных правоотношений и специальных видов страхования.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Кэптивное страхование
«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 49, 1999
Существует много аргументов «за» и «против» кэптивного страхования (т.е. страхования рисков через дочернюю страховую компанию). Против использования кэптивов чаще всего приводились следующие аргументы:
Однако подобные доводы несложно опровергнуть.
Опираясь на данные, опубликованные американским рейтинговым агентством А.М. Best, можно отметить, что на современном этапе:
доходность операций кэптивных страховщиков начинает превосходить доходность свободных страховых компаний;
кэптивные компании начинают оставлять на собственном удержании больше рисков, чем свободные страховщики;
краткосрочный показатель ликвидности кэптивов начинает превышать аналогичный показатель свободных страховых компаний.
Развитие таких тенденций можно объяснить наличием объективных предпосылок. Предпосылки повышения доходности кэптивных компаний:
более тесные взаимоотношения кэптивных компаний со страхователями и более достоверная оценка страхуемых рисков;
использование кэптивами ретроспективных полисов, позволяющих при необходимости корректировать цену страховой услуги;
осуществление прямой подписки рисков, благодаря чему экономятся суммы, затрачиваемые свободными страховщиками на комиссионные вознаграждения посредникам, что позволяет кэптивным компаниям выплачивать дивиденды или предоставлять пониженные тарифы материнской компании и акционерам;
государственное регулирование страховых рынков западных стран, в частности США, разрешает кэптивным компаниям размещать в обычные акции почти в 4 раза больше активов, чем свободным страховщикам (дивиденды, выплачиваемые в благоприятные годы по обычным акциям, как правило, превосходят дивиденды по другим видам акций).
Предпосылки повышения собственного удержания:
достаточный размер уставного капитала и стабильность величины страховых резервов;
детальная информация о рисках, позволяющая менеджерам страховых кэптивов использовать их стратегическое финансирование, оценивая возможность рисков на протяжении долгосрочных периодов (5 лет и более) с учетом сценариев возникновения убытков и установленных способов их возмещения.
Развитию положительных тенденций в работе страховых кэптивов за рубежом способствуют экономическая и политическая стабильность юрисдикций материнской компании и ее кэптивов, а также сложившаяся практика страхования.
Необходимо четко определить разницу между терминами «уход от налогов» и «налоговое планирование». В то время как первый термин означает действия, входящие в противоречие с нормами действующего законодательства, второй термин определяет мероприятия, направленные на уменьшение в рамках закона налогооблагаемой базы, создание не облагаемых налогами резервов. Налоговое планирование широко распространено за рубежом и признается необходимым не только фирмами, но и государственными органами (последние регистрируют компании, основным видом деятельности которых является предоставление консультаций в сфере налогообложения).
Создание кэптивной страховой компании обеспечивает материнской структуре следующие преимущества:
Услуги, предоставляемые кэптивом материнской компании, имеют относительные преимущества перед предложениями свободных страховщиков в следующих областях:
страховые тарифы. Тарифы кэптивных компаний объективно могут быть ниже, чем тарифы свободных страховщиков, так как в кэптивной страховой компании лучше знают реальную историю возникновения убытков на материнском предприятии (в том случае, если показатель убыточности страховой суммы ниже среднеотраслевого), у нее ниже аквизиционные расходы, минимальная норма прибыли, заложенная в нагрузку к тарифу;
предоставляемое покрытие. Благодаря тесному сотрудничеству с материнской компанией кэптивные страховщики имеют возможность составлять договоры страхования таким образом, чтобы в состав страхового покрытия входили лишь те риски, защиту от которых наиболее эффективно осуществлять именно путем страхования. Кроме того, если в силу количественных или качественных ограничений страхование некоторых специфических рисков материнской структуры может быть недоступно на рынке свободного страхования, страховой кэптив может предоставить страховую защиту с последующей передачей рисков в перестрахование;
уровень предоставляемых дополнительных услуг. Как показывает мировая практика, страховой кэптив может рассматриваться материнской структурой как специализированный центр управления ее рисками с предоставлением высококачественных сопутствующих услуг. Как центр управления рисками страховой кэптив организует разработку комплексных программ управления и финансирования рисков материнской компании, обеспечивает контроль за осуществлением превентивных мероприятий. Кроме того, дочерняя страховая компания в своей деятельности может ориентироваться на предоставление высококачественных услуг именно в тех областях, которые желательны материнской компании. Последнее находит косвенное подтверждение в наблюдаемой на рынке тенденции разграничения собственно страхового продукта и сопутствующих услуг (технические услуги и услуги, оказываемые в процессе урегулирования убытков).
Страховой кэптив может выполнять функции фонда самострахования. Преимущества для материнской компании здесь заключаются в следующем: если в случае создания фонда самострахования на предприятии отчисления в него возможны лишь за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, то при использовании страхового кэптива такие отчисления юридически оформляются в виде страховой премии, которая может быть отнесена на себестоимость (т.е. оплачиваются за счет доходов до их налогообложения).
Учреждение страхового кэптива облегчает материнской компании возможность передавать свои риски на рынок перестрахования и рынок капитала (при использовании метода секьюритизации).
Таким образом деятельность кэптивных страховщиков представляет определенную угрозу лишь для свободных страховых компаний как их конкурентов. Материнские компании, учреждая дочерние страховые структуры, получают значительные преимущества по сравнению с использованием свободных страховщиков.
Давая оценку страховым кэптивам как явлению, следует учитывать и интересы государства. Основным критерием оценки здесь выступает разница между сбором налогов в случае использования предприятиями услуг свободных страховщиков и страховых кэптивов. Чтобы оценить эту разницу, необходимо рассмотреть изменения сумм налогов, уплачиваемых тремя субъектами операций: материнскими компаниями, свободными страховщиками и страховыми кэптивами: