Что такое казачья лава
Современные авторы по этому вопросу пишут много чепухи и собственных фантазий. Есть 2 специальных и довольно подробных военных исследования по данному вопросу: Караулов Н.А. «Казачья лава, и ее современное значение». СПб. 1912; Миткович В. «Казачья лава». СПб. 1898.
Тексты устной истории хорошо отражают тот факт, что атака совершалась казаками не «в лоб», её успех был обусловлен внезапностью, действиями из засады, укрытий. Успешные действия 3-й сотни, воспетые в приведённом выше тексте, оказывается, определились скрытным выдвижением атакующих на передовые позиции: «Подобравшись незаметно / К ним шагов на двадцать пять / Шашки вон и буйным вихрем / На врага орлы летят / С гиком врезались мы в гущу озадаченных врагов / И рубя всех как капусту / Не щадили их голов» 16, с.65). Участник Первой мировой войны М.Я Могильный рассказывал нам об особенностях подготовки и проведения кавалерийской атаки: «Кавалерия тоже подбирается, где балочка, где поближе, поближе. Ну, скомандують командиры: «Взвод, или сотня, шашки наголо!» Команда подалась… Постановылы нас так: десять сажень – двадцать шагов один от другого. Так мы шли в бой… Шашку ты должен держать в плечо, чтобы товарища не повредить в седле».
Кроме этого, обязательным считалось выделение передовой сотни для разведки и охранения. Лава бригады и дивизии (в Гражданскую войну) строилась по тем же принципам.
1) для производства усиленной разведки
2) для воспрепятствования разведкам неприятеля
3) как завеса для прикрытия маневрирования
4) для отвлечения противника. заманивания его под внезапные удары своих скрытых сил
5) для преследования отступающего противника.
На практике лава была универсальным боевым порядком, применяемым для атаки или встречного боя. Допускается фехтование шашкой, приём «мельница» – «рубка двумя шашками на перетянутых через седло укороченных стременах, что позволяет вставать на коне в полный рост и уходить от ударов» (17, с.19).
В станице Исправной И.А.Беляков рассказывал нам:
«Надо уметь увэрнуться от сабельного удара… Если не будешь уметь, отрубают голову. Вот када вин (враг. – О.М.) шашкой махае так, ты чувствуешь, шо вин тебе щас по шее ударив, ослабь (шейные мышцы, – О.М.) и так – ныкода шашка нэ полизэ в тело, свэрху пройдэ, вот натянул так голову, так ослабь – уже шашка нэ полизе в тело – рубцы нэ дадуть. Вот цэ старики так говорять. Воны зналы. Уси способы вот этой борьбы и уже зналы. Вот вин с ним бьётся шашкой, куды вин размахнулся шашкой, вин знал, в якэ положение ему при этом ударе стать, чтобы остаться живым».
«КОГДА ЛАВА В БОЮ — ковыль перед ней ложился на двенадцать аршин впереди».
Вот таким БОЖЬИМ ДУХОМ владели казаки, прошедшие практики занятий Казачьего Спаса – КОЛОВРАТА… В одной старинной книге, прошу прощения, не помню названия, мною была видена гравюра. Где была изображена именно казачья Лава и полки противостоящего неприятеля. Полки стояли к Лаве торцем в две шеренги по три в каждой. А сама Лава была растянута от правого до левого флангов самой гравюры в три тоненькие шеренги конных казаков. И называлась эта гравюра: Казачья Лава.
Что такое казачья лава
«Сверкали копья пик, краснели алые лампасы, слышен был страшный гик несущихся всадников. Казаки были везде, их тонкий фронт был широк, что не хватало полков ударить на них».
Вот что пишет о казачьей лаве Геннадий Коваленко
На практике лава была универсальным боевым порядком, применяемым для атаки или встречного боя или отступления и грозным боевым приёмом, вызывавшим у противника страх и ужас. Поэтому старики-казаки, образно говорили: «КОГДА ЛАВА В БОЮ — ковыль перед ней ложился на двенадцать аршин впереди» и «Казак ходит лавой за зипуном и славой».
Лава так же употребляется для ведения усиленной разведки и разведки боем, для воспрепятствования разведки неприятеля, для отвлечения противника от направления главного удара и вызова его на ошибочные действия, заманивая его в ловушку и преследования отступающего противника, охвата с фланга и окружение его. Для достижений этих целей, казачья лава должна была действовать не только смело, но и дерзко, неутомимо и настойчиво атаковать врага, расстраивая его ряды и управление его частями. Даже если при этом необходимо было оторваться от своих войск и действовать в одиночку, нависнув над противником, разрушая тыловыми и фланговыми рейдами его взаимодействие, коммуникации и связь.
Всякая связь между частями противника должна быть прервана путём захвата «летучей почты», вестовых и ординарцев с приказами. Своими скрытыми, а по возможности внезапными атаками, лавы, должны были привнести в колоны и лагеря противника сумятицу, хаос и тревогу. Хотя казаки лавы и не вступали с неприятелем в продолжительный и открытый бой, они не на минуту не должны оставлять его в покое, в результате чего, вражеское формирование рассыпалось на отдельные очаги сопротивления, добиваемые атаками со всех направлений.
Действия лавой были только тогда успешны, когда были непонятны и неожиданны для противника. Вторым фактором являлась отличная подготовка каждого казака и знание им цели «маячения» и атаки лавой. Как таковых правил действия лавой не было, и они основывались на импровизации командиров. В каждом конкретном случае, действия лавы, в зависимости от обстановки, местности и сил противника, могли варьироваться до бесконечности. Понимание каждым казаком требований командира, знание сигналов, осмысленное выполнение поставленной задачи, являются залогом успеха при действиях лавой. Действуя именно так, спонтанно и неожиданно, казачьи лавы громили лучшие эскадроны наполеоновской конницы и «бессмертных гусар» Германии.
Казаки на войне. Казачья лава
Казаки на войне. Основные боевые приёмы, тактика и стратегия.
Рождённые в бескрайних ковыльных просторах Тихого Дона, непрерывно отражая бесконечные набеги воинственных соседей, донские казаки не только перенимали у своих противников лучшие приёмы ведения боя, но и совершенствовали их. Сами создавали свои, характерные для них, и присущие только им.
Окружённые многочисленными, воинственными и хорошо вооружёнными мусульманскими народами, казаки могли надеяться только на самих себя, своих товарищей-побратимов, боевого коня и острую саблю.
В отличие от русской армии, исповедующий принцип: «сила силу ломит», казаки воевали по пословице: «Не тот казак, кто поборол, а тот казак, кто вывернулся». Ведь в окружении в десятки раз, численно превосходящих мусульманских народов, иначе и быть не могло. Бейся казаки по русскому принципу, их бы просто вырубили до последнего в первых же боях.
Произведём нехитрый подсчёт. В 16 веке на Дону, по подсчётам исследователей, проживало от 5 до 10 тыс. казаков. Им противостояло около 100 тыс. крымских татар, не менее 100 тыс. белгородских, закубанских, астраханских и прочих ногаев, несколько десятков тысяч кавказских горцев и около 20 тыс. турок, составлявшие гарнизоны турецких крепостей в Причерноморье. Автор уже не упоминает многочисленных и воинственных калмыков. Итого, как минимум 25 кратное численное превосходство, обусловливавшее стратегию и тактику казачества.
Казаки, используя разногласия между крымцами, ногаями, горцами и турками, стремились склонить то одних, то других к союзу с и Россией. Часто это удавалось и тогда смертельные враги становились союзниками против других врагов казачества, пусть и ненадолго. Но этого казакам хватало, чтобы ослабить и тех и других.
Здесь, в степных просторах – родилась сила ужасавшая своими набегами и горцев Кавказа и многие европейские страны.
Влившись при в русскую армию, казаки не утратили своей самобытности. Где с успехом использовались для разведки и ударов во фланг и в тыл неприятелю. Казаки, привыкшие полагаться на себя и к полной автономности действий, просачивались между боевыми порядками, подобно воде, в глубь тылов вражеской армии, громя обозы и небольшие отряды, подрывая тем самым боеспособность противника. Они были везде, и их не было ни где. Заполняя своими разъездами все дороги, казаки создавали впечатление наступления огромной армии, сквозь их «завесу», не мог проникнуть ни один самый ловкий лазутчик.
Но если даже казаки действовали спешенными, в обороне или при штурме крепостей, то действовали всегда нестандартно, отличаясь как от русских, так и европейских солдат своей сметкой, предприимчивостью и неприхотливостью.
На практике лава была универсальным боевым порядком, применяемым для атаки или встречного боя или отступления и грозным боевым приёмом, вызывавшим у противника страх и ужас. Поэтому старики-казаки, образно говорили: : «КОГДА ЛАВА В БОЮ — ковыль перед ней ложился на двенадцать аршин впереди» и «Казак ходит лавой за зипуном и славой».
Донской писатель И.А. Родионов в своей книге «Тихий Дон», изданной в Ростове-на Дону в 1902 году, так описывает её: «Лава – это не строй в том смысле, как его понимают регулярные войска всех стран. Это нечто гибкое, змеиное, бесконечно поворотливое, извивающееся. Это сплошная импровизированная импровизация. Командир управляет лавой молча, движением поднятой над головой шашки. Но при этом начальникам отдельных групп предоставлялась широкая личная инициатива».
Лава так же употребляется для ведения усиленной разведки и разведки боем, для воспрепятствования разведки неприятеля, для отвлечения противника от направления главного удара и вызова его на ошибочные действия, заманивая его в ловушку и преследования отступающего противника, охвата с фланга и окружение его. Для достижений этих целей, казачья лава должна была действовать не только смело, но и дерзко, неутомимо и настойчиво атаковать врага, расстраивая его ряды и управление его частями. Даже если при этом необходимо было оторваться от своих войск и действовать в одиночку, нависнув над противником, разрушая тыловыми и фланговыми рейдами его взаимодействие, коммуникации и связь.
Всякая связь между частями противника должна быть прервана путём захвата «летучей почты», вестовых и ординарцев с приказами. Своими скрытыми, а по возможности внезапными атаками, лавы, должны были привнести в колоны и лагеря противника сумятицу, хаос и тревогу. Хотя казаки лавы и не вступали с неприятелем в продолжительный и открытый бой, они не на минуту не должны оставлять его в покое, в результате чего, вражеское формирование рассыпалось на отдельные очаги сопротивления, добиваемые атаками со всех направлений.
Действия лавой были только тогда успешны, когда были непонятны и неожиданны для противника. Вторым фактором являлась отличная подготовка каждого казака и знание им цели «маячения» и атаки лавой. Как таковых правил действия лавой не было, и они основывались на импровизации командиров. В каждом конкретном случае, действия лавы, в зависимости от обстановки, местности и сил противника, могли варьироваться до бесконечности. Понимание каждым казаком требований командира, знание сигналов, осмысленное выполнение поставленной задачи, являются залогом успеха при действиях лавой. Действуя именно так, спонтанно и неожиданно, казачьи лавы громили лучшие эскадроны наполеоновской конницы и «бессмертных гусар» Германии.
Многие приёмы в «Наставлении», сознательно не указывались, предоставляя офицерам право маневрировать лавой как угодно, то есть импровизировать, вырабатывать свои, определённые приёмы управления сотней или полком в лаве.
Тексты устной казачьей истории хорошо отражают тот факт, что атака в большинстве случаев, когда это позволялось обстоятельствами, совершалась казаками не «в лоб», её успех, как говорилось выше был обусловлен внезапностью, действиями из засады, укрытий.
Вот яркий пример действия казачьей сотни:
«Подобравшись незаметно, к ним шагов на двадцать пять, и команда: «Шашки вон!» И буйным вихрем на врага орлы летят. С гиком врезались мы в гущу озадаченных врагов. И рубя всех как капусту. Не щадили их голов».
В скоротечном встречном бою, ни какого «фехтования» шашкой не допускалось. В казачьем арсенале насчитывалось всего несколько эффективных ударов в которые вкладывалась вся сила. Это укол на лево, в пол-оборота на лево и в пол-оборота на право; удары – в пол-оборота на право, на право, на право вниз, и на лево.
Свист шашки при движении клинка — важнейший показатель скорости, ведь именно от скорости в первую очередь зависит сила удара. Чем выше скорость, тем тоньше свист. Так что «визг» и «свист» шашки — абсолютно точная характеристика правильно выполненного приема рубки.
Ещё один залог успеха действия казачьей лавы являлось отличная физическая подготовка и ловкость казаков, вырабатываемая с детства приёмами джигитовки.
В станице Исправной старик-казак И. А. Беляков рассказывал: «Надо уметь увэрнуться от сабельного удара… Если не будешь уметь, отрубают голову. Вот када вин шашкой махае так, ты чувствуешь, шо вин тебе щас по шее ударив, ослабь (шейные мышцы,) и так – ныкода шашка нэ полизэ в тело, свэрху пройдэ, вот натянул так голову, так ослабь – уже шашка нэ полизе в тело – рубцы нэ дадуть. Вот цэ старики так говорять. Воны зналы. Уси способы вот этой борьбы и уже зналы. Вот вин с ним бьётся шашкой, куды вин размахнулся шашкой, вин знал, в якэ положение ему при этом ударе стать, чтобы остаться живым».
На одной из старинных гравюр была изображена именно казачья Лава и полки противостоящего ей неприятеля. Полки стояли к лаве в две и три шеренги в каждой. А сама Лава была растянута от правого до левого флангов самой гравюры в три тоненькие шеренги конных казаков, охватывающих противника с флангов. И называлась эта гравюра: Казачья Лава.
В XX в., с усилением огневых средств даже армейская кавалерия стала действовать в похожих разомкнутых шереножных построениях. Лава оказалась единственным конным боевым порядком, позволявшим хоть как-то коннице уменьшать свои потери при атаке на открытой местности и при этом быть хорошо управляемым единым организмом.
Как мне кажется, читателю будет интересно узнать, как конкретно действовали казачьи сотни в лаве. Лава сотни, как уже говорилось выше, состоит из передовой её части и поддержки, (резерва) или маяка. В резерв обычно выделялся один взвод. В случае если все взводы выдвинуты в передовую линию лавы, то в место поддержки, выделяется маяк из казаков первого отделения третьего взвода.
Обычно, передовая часть лавы состояла из полувзводных звеньев (16 человек в каждом), расходящихся на 50 шагов друг от друга и рассыпавшихся в одну или две линии – шеренги. В случае построения в 2 шеренги, в первую шеренгу выдвигалось отделение вооружённое пиками, а во второй шеренге оставались казаки вооружённые шашками. Расстояние казаков в звеньях составляло 4 – 5 шагов, что позволяло рубить шашкой, колоть и отбиваться пикой. Управление звеньями осуществлялось право и лево фланговыми урядниками, выдвигавшимися на 10 шагов вперёд
Командиры же взводов, оставались при своих взводах, выезжая вперёд на 20 – 25 шагов, откуда и управляли своими подчинёнными.
Командир сотни управлял лавой от туда, где в данный момент ему это легче делать, и мог находиться как впереди, так и сзади звеньев лавы, его сопровождали два трубача. Резерв становился невдалеке, от передовой линии казаков, на расстоянии 50 – 100 шагов, либо по середине лавы, либо за наиболее угрожаемым её крылом.
Управление сотней производилось как сигналами трубачей, так и условными знаками, что особенно было важно при отсутствии эффективной связи, ведь звук трубы мог быть заглушен грохотом боя.
В каждом казачьем полку существовало множество «своих» условных знаков и потому приведу лишь основные и обязательные для всех казаков знаки.
2. Два лёгких движения вертикально поднятой шашкой и быстрое опускание её – исполнительный знак, предписывающий команду выполнить.
3. Широкий размах шашки над головой – построение развёрнутого строя сотни; взводы расходятся, но не разворачиваются в лаву.
4. Примерное вкладывание в ножны предварительно поднятой над головой шашки – построение, вытягивание взводных колон.
5. Снятие головного убора – спешивание взвода, сотни, полка.
6. Вольты намётом (круговые движения) с поднятой над головой шашкой – сбор сотни к командиру.
8. Несколько медленных взмахов шашки над головой – построение лавы; взводы рассыпаются в лаву.
9. Снятие головного убора и круги шашкой над головой – спешивание с батованием коней.
10. Короткие круги шашкой над головой до тех пор, пока знак не начнёт исполняться – сбор части в развёрнутый строй к тому начальнику, который делает круги.
11. Указание шашкой на крыло или крылья – расхождение звена или звеньев в стороны.
12. Переход из алюра в алюр, остановки, заезды взводами, перемена направления – исполняются по личному примеру сотенного командира и по указанию им шашкой. Командиры звеньев повторяют знаки плетью.
Для эффективных действий лавой, каждый казак должен знать все команды и знаки, точно и своевременно их исполнять, чтобы лава была единым живым организмом. Для деморализации врага, казаки шли в атаку с непременным гиком и свистом, пугающим подчас не только коней, но и людей.
Интересно? Не забудь поставить оценку и подписаться на наш журнал!
Шашки против танков: как казаки атаковали немцев в конном строю
По одной из версий казаки 13-й Кубанской дивизии атаковали вражеские позиции, на которых имелась артиллерия, танки и минометы. Конная лава шла шириной от полутора до двух километров. При этом немцы слишком поздно открыли огонь и не смогли остановить всадников. Противнику не помогла даже авиация. К тому времени, как она появилась, казаки уже вступили в ближний бой и смешались с немцами. Летчики пытались напугать казачьих лошадей, летая над землей, но не добились успеха.
Согласно этой версии, кавалеристы смогли не только прорвать немецкую оборону, но и уничтожили гранатами и бутылками с зажигательной смесью несколько танков.
По рассказу некоторых очевидцев, неожиданному нападению способствовал удачный рельеф местности и густая растительность, которые скрыли подготовку к атаке. А попытке немцев контратаковать с помощью танков помешали пушки противотанкового истребительного дивизиона. Также есть свидетельства того, что атаку казаков тоже поддерживали танки.
По другой версии казачья конница атаковала пехоту фашистов, когда немцы колоннами вышли из станицы. Также существует мнение о том, что противника атаковали 12-я, 13-я, 15-я и 116-я дивизии 17-го кавалерийского корпуса, чтобы остановить наступление немцев и румынов.
А по информации полковника Бардадина речь идет не более чем о 100-150 погибших фашистах. Атакующие же, по его словам, понесли потери в 400 человек ранеными и убитыми и около 200 лошадей. В других источниках говорится о потерях атакующих в тысячу человек, трех подбитых танках Т-34 и четырех БТ-7.
Казачья лава
Казачья лава запись закреплена
Контрнаступление советских войск стало вторым этапом Московской битвы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Ему предшествовали тяжелые оборонительные бои.
Казачья лава запись закреплена
Поисковым отрядом «Казачья лава» в МОУ «Светлогорской СОШ» проведены Уроки мужества посвящённые памятной дате — Дню Неизвестного солдата — направленные на расширение представления обучающихся о героизме советского народа, величии Великой Победы, чувстве гордости за свой народ и армию, об уважительном отношении к старшему поколению.
Также состоялся час общения в Многопрофильном колледже г. Магнитогорска, в нем приняли участие студенты групп МР-20-1 и Тэ-20-1. Ребята познакомились с передвижной музейной экспозицией поискового отряда «Казачья лава». Все экспонаты привезены с полевых межрегиональных поисковых экспедиций Новгородской области Старорусского района.
Были показаны видеоролики о Дне неизвестного солдата и Поисковом движении России. Ребята почтили минутой молчания всех тех кто погиб на полях сражения и ныне захоронен в братских могилах, тех кто в этот день почитается как НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ.
Казачья лава запись закреплена
Казачья лава запись закреплена
Казачья лава запись закреплена
Поисковое движение России в Челябинской области
Поисковики Челябинской области станут участниками Межрегионального урока мужества «Тульский рубеж»
Сегодня, в #ДеньНеизвестногоСолдата, в 14:00 по московскому времени в онлайн-формате состоится Межрегиональный урок мужества «Тульский рубеж», посвящённый 80-летию героического подвига Тулы в битве за Москву и 45-летию присвоения городу Туле почётного звания «Город-герой».
Показать полностью.
К участию в тематическом классном часе приглашаются ветераны, студенты, школьники, представители молодёжных организаций и поисковых отрядов России.
Прямая трансляция будет осуществляться в прямом эфире телеканала «Первый Тульский»:
https://youtu.be/1uO9kxWMqxw
Казачья лава запись закреплена
Поисковое движение России
По всей стране пройдут памятные мероприятия, акции, возложения цветов, Марши Памяти, передачи личных вещей и захоронения воинов Красной Армии, посвящённые Дню Неизвестного солдата.
Казачья лава запись закреплена
1 декабря( 19 ноября) 1896г родился Георгий Константинович Жуков.
Советский полководец и государственный деятель. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», шести орденов Ленина.
Казачья лава запись закреплена
Театрально-концертное агентство|Великий Новгород
Фильм «Летчик» Рената Давлетьярова выходит в российский прокат со 2 декабря
Художественный фильм «Летчик» снят в Демянском и Валдайском районах Новгородской области при поддержке Правительства Новгородской области и региональной Кинокомиссии
Показать полностью.
С начала 2019 года масштабные съемки картины проходили в Москве, Подмосковье, в Новгородской, Калужской областях, в павильонах «Мосфильма». Главным вызовом для команды стал этап работы в Демянском районе Новгородской области, где были отсняты душераздирающие сцены пути главного героя к своим. Здесь неоценимую помощь в организации съемок съемочной группе фильма Правительство Новгородской области и региональная кинокомиссия. Также в работе над фильмом съемочной группе активную помощь оказывали командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов, участники поисковой экспедиции «Долина», сотрудники администраций Демянского и Валдайского районов.
Примечательно, что эпизоды выживания летчика снимались в деревне Рабежа, в трех километрах от которой упал самолет Маресьева, что вдохновило авторов фильма, исполнителя главной роли Петра Федорова, а также добавило аутентичности происходящему на экране.
Николай Комлев — собирательный образ героического советского летчика. Широко известна судьба Маресьева Алексея Петровича, о чьем подвиге военный корреспондент Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке».
Однако, советских летчиков-героев, вернувшихся в авиацию после ампутации ног, всего было девять: Белоусов Леонид Георгиевич, Грисенко Александр Иванович, Кузьмин Георгий Павлович, Левицкий Михаил Николаевич, Любимов Иван Степанович, Маликов Илья Антонович, Сорокин Захар Артемович, Киселев Иван Михайлович и Маресьев Алексей Петрович. При создании фильма авторы отдали дань уважения всем им, имена героев и их истории можно узнать в финальных титрах фильма.