Что такое каретные часы
Каретные часы. Универсальный механизм
Путешествие, как необходимость или в качестве развлечения были и будут всегда. Опять же, уезжать из дома и не захватить с собой вещи, полезные и приятные, невозможно.
Сейчас можно взять сумку, чемодан, купить билет на поезд, самолет или автобус, однако чуть раньше, веке XVIII-XIX все было не так просто. Как обычно плохие дороги, постоялые дома, и желание поскорее выйти из трясущейся кареты или дилижанса. День, ночь, время начинает играть с человеком в игры – то тянется, как резина, то бежит без остановки. Посему и необходимы были в дороге часы, часы надежные, точные, так называемые каретные.
Каретные часы сопровождали людей в пути, и поэтому к их механизмам изначально предъявлялись особые требования. Во-первых, они должны выдерживать постоянную вибрацию, температурные перепады, повышенную влажность, не пропускать пыль.
Фонарики и зажигалки в XVIII-XIX веках, как можно понять, были вещью недоступной, свечу в дороге зажигать неудобно, а, значит, каретные часы должны были звучать очень громко и четко, оповещая пассажиров о текущем времени ночью в полной темноте. Причем желательно, чтобы путешественники могли слышать этот сигнал, вне зависимости от стука копыт, скрипа кареты, шума колес, ветра или дождя.
Каретные часы всегда славились точными механизмами, которые изготавливались лучшими часовщиками и редко ломались. Вследствие того, что сам часовой механизм считался произведением искусства, чаще всего футляр для каретных часов делался либо целиком прозрачным, либо верхняя часть футляра изготавливалась из стекла, чтобы владелец мог видеть самое главное механизм часов. Однако сам футляр часов предполагался быть очень прочным, сверху – ручка, за которую их можно было нести или подвешивать в поезде или дилижансе.
Первые известные каретные часы датируются 1451 годом. Их создатель, парижский часовой мастер Жан Либур, придумал специфический механизм дорожных часов, а также оснастил их боем.
Одни из самых знаменитых часов, которые произвели фурор и, по факту, положили первый шаг к повсеместному распространению часов, были изготовлены в 1796 году знаменитым мастером Абрахамом Луи Бреге специально для Наполеона. Часы были так хороши, что великий император приказал своим генералам приобрести такие же.
С тех самых пор каретные часы переживали пик популярности. Со временем каретные часы стали оснащаться минутными репетирами. А эксклюзивные модели дополнялись барометром, термометром и даже компасом. Часы совершенствовались внутренне, но благородные очертания оставались неизменными, знаменитые часовые фирмыпридерживаются этого правила по сей день. Конечно, никто не берет эти часы в дорогу, они стали предметом коллекционирования и изящным предметом интерьера.
Каретные часы
На протяжении веков люди неустанно стремились создавать инструменты для измерения неосязаемой и такой быстро ускользающей субстанции как время. Вслед за солнечными, водяными, песочными часами наконец появились первые механические часы. Из всех разновидностей этого занятного устройства сегодня нас интересует одна категория — дорожные часы, которые еще называют каретными часами. Часы-каретники были изобретены в 1790-х годах легендарным часовым мастером Абрахамом Луи Бреге, который создавал часы для всех коронованных особ Европы, включая Наполеона Бонапарта. Наполеон и поручил месье Бреге изготовить для него маленькие переносные часы, которые он мог носить с собой во время военных кампаний.
Дорожные часы с боем с инкрустацией из розового дерева и позолоченной латуни, высота 28 см. Джеймс Мюррей, Королевская биржа, Лондон, № 1138. Середина XIX века.
Бронзовые каретные часы с кариатидами в духе рококо, высота 23 см. Королевская биржа, Лондон. Вторая четверть XIX века.
Основная форма и стиль каретных часов за прошедшие годы не изменились. Подавляющее большинство из них имеют прямоугольную форму, с ручкой наверху, спусковым механизмом, который зажат между медными пластинами, циферблатом и стрелками спереди. Небольшой размер, уникальный дизайн, большое количество дополнительных функций и тот факт, что их можно брать с собой куда угодно, означало, что каретные часы стали очень модными в викторианскую и эдвардианскую эпохи и большую часть первой половины 20-го века. Уникальный дизайн этих часов сделал их постоянным спутником путешественников на протяжении более двухсот лет. Такие часы выпускаются до сих пор и вы все еще можете их купить в простом, не антикварном магазине.
По мере того, как путешествия по железной дороге и автомобильным транспортом становились все более популярными, росли продажи каретных (вагонных) часов. К 1860-м годам эти портативные часы пережили период своего расцвета и производились в больших масштабах. Большая часть производства производилась на французских фабриках, но и английские часовщики не отставали. Самые интересные и красивые каретные часы были созданы до Первой мировой войны, после чего стали выпускать в основном простые версии.
Редкие миниатюрные позолоченные каретные часы, украшенные гравировкой, высота 13,3 см. J. F. Cole for R. & S. Garrard, Panton Street, Haymarket, Лондон, середина XIX века
Викторианские серебряные каретные часы в стиле рококо, украшенные пасторальными сценами, высота 17,5 см. William Comyns, Лондон, 1899 г.
Часы-репетир из позолоченной латуни, украшенные эмалированными лиможскими панелями с изображением мужчины и женщины в средневековых костюмах, высота 19 см. Конец XIX века.
Позолоченные каретные часы в египетском стиле, высота 18,3 см. Конец XIX века.
Редкие каретные часы в неоклассическом стиле с лазуритовыми панелями, JECaldwell & Co., Филадельфия, высота 16,5 см. Начало XX века.
Каретные часы в стиле Людовика XVI из позолоченной латуни и яшмы,Tiffany & Co., Нью-Йорк, высота 16 см. Около 1900 г.
Каретные часы с панелями сякудо, Black, Starr&Frost, Нью-Йорк, высота 18 см. Конец XIX века.
Каретные позолоченные латунные часы, украшенные фарфоровыми расписными панелями (подпись Х. Деспре) с изображением гвардейцев, пьющих в таверне, высота 26 см. Конец XIX века.
Изысканные миниатюрные позолоченные каретные латунные часы с репетиром, украшенные эмалевыми лиможскими панно (К.М. Поплен), олицетворяющими Астрономию, держащую небесную сферу под аркой с фигурами зодиака, высота 19 см. Конец XIX века.
Каретные позолоченные латунные часы, украшенные малахитом, со вспомогательным циферблатом будильника, высота 18 см. Howell James & Co., Лондон и Париж Середина XIX века.
Каретные позолоченные латунные часы с репетиром, украшенные фарфоровыми панелями, высота 15 см. Конец XIX века.
Каретные позолоченные латунные часы с кариатидами, высота 19 см. Tiffany & Co., Нью-Йорк 1888 г.
Каретные позолоченные латунные часы, украшенные гравировкой, драгоценными камнями и фарфоровыми расписными панелями в стиле рококо, высота 18 см. Конец XIX века.
Каретные позолоченные латунные часы, украшенные птицами и бабочками, высота 17 см. В розничной продаже Edward & Sons, механизм EM & Co. Конец XIX века.
Часы с репетиром в викторианском стиле, серебро, черепаховый панцирь, высота 12 см. Харрис Адельштейн, Лондон, 1901 г.
Часы с репетиром отделанные черепаховым панцирем, инкрустированным серебром, высота 18 см. William Comyns, Лондон, 1914 г.
Позолоченные латунные каретные часы, высота 14 см. Вероятно, Aubert & Klaftenberger, середина XIX века.
Позолоченные латунные каретные часы с будильником и тремя циферблатами, высота 16 см. Франция, конец XIX века. Нижний левый циферблат показывает дату, справа — циферблат для установки будильника.
Позолоченные латунные каретные часы, украшенные эмалевыми панелями с пасторальными сценками, высота 18,5 см. Пьер и Альфред Дрокур, Франция, конец XIX века.
Восьмидневный хронометр и барометр с термометром Фаренгейта, термометром по Цельсию — в корпусе из латуни, высота 13 см. Франция, конец XIX века.
Редкие часы начала XX века из розового кварца, халцедона, авантюрина и малахита в подарочном футляре высота 11 см. Розничная продажа JECaldwell & Co., Филадельфия.
Примечания
Репетир — механизм боя в механических часах.
Сякудо — сплав меди и золота (золота обычно 3-5%), использовавшийся в средневековой Японии. Сякудо ценился в Японии за почти чёрный (чёрно-голубой) цвет и патину.
История каретных часов
Дорожные часы — дилижансные, каретные и, впоследствии, автомобильные — относятся, наряду с морскими, железнодорожными и авиационными, к приборам специального назначения.
Разрабатывая подобные механизмы, конструкторы должны учитывать, в каких условиях придётся работать конкретному устройству, как максимально оградить его от внешних воздействий и как обеспечить владельцу часов наибольшее удобство получения хронометрической информации.
Первые известные часы для путешественников датируются 1451 годом. Их создатель, парижский часовой мастер Жан Либур, поместил прибор для измерения времени в медный корпус и наделил механизм устройством боя. Звуковой сигнал для старинных дорожных часов был важным условием получения в пути сведений о времени. Например, ночью, в темноте, когда невозможно зажечь свечу или лампу, бой небольших часов оповещал пассажиров о том, как долго ещё ехать до ближайшего населённого пункта. Поэтому, совершенствуя часы для путешественника, мастера, прежде всего, заботились о развитии системы боя и усилении его громкости.
Каретные часы имеют знаменитую историю благодаря имени Наполеона, для походов которого и были созданы первые каретные часы. Наличие баланса вместо маятника позволило использовать их во время путешествий, не опасаясь отсутствия дорог. Название часов не случайно – их вешали именно в каретах.
В каретных часах были ходовые механизмы стандартного размера, которые помещались в корпус, не всегда тщательно отделанный. Наиболее часто встречался корпус в форме карниза, в который помещали хронометр, а также ходовой механизм с боем. Часы имели календарь и колокольчики. Более сложные ходовые механизмы помещали в тщательно отделанный корпус.
На рисунке: справа налево: овальный корпус, английский стиль, Рококо, корпус с арочным верхом, корпус отделанный бамбуком.
Что такое каретные часы
Доброго времени суток!
Впервые такие часы выпустила американская кормпания Seth Thomas в 1879 году, но они не имели музыкальной шкатулки и при срабатывании будильника просто звонил колокольчик. Другая американская фирма, Ansonia, в 1883 выпустила уже модель, которая повторяла ставший популярным дизайн, но дополнила их музыкальным устройством.
По цене, наверное, 100-150 будет справедливо для первых часов, у которых родной цифер и если все работает. Вторые, думаю, должны стоить дешевле. Часы крайне массовые.
Производства фабрики «Duverdry & Bloquel» в городке Saint-Nicolas d’Aliermont, на севере Франции.
Вот что удалось найти:
Компания производила в основном каретные часы. Их каталог 1910 года демонстрирует около 200 различных моделей каретников. В большинстве своем это были недорогие часы, но были и модели с репетицией и популярной в то время функцией будильника.
Во время Первой мировой 1914-18 годов практически все производство Франции было переведено на военное русло и, известно, что фабрика выпускала гильзы для патронов.
Считается, что логотип с шагающим львом использовался компанией с 1922 по 1939 годы.
С 1939 года часы производимые «Duverdry & Bloquel» носят на себе марку «Bayard». Также начался выпуск и наручных часов. Фабрика существует и поныне, производя реплики каретных часов и тп.
Конекретно эти каретники, судя по наличию льва-логотипа и дизайну циферблата, предположительно были выпущены в начале 20-х годов. Корпус «блестящий», потому что, похоже, золоченый ))