Что такое канин нос
Почему «Канин Нос»?
Канин Нос, Канин – так до сих пор называют речную часть Печоры наши старожилы. Многие жители, конечно, задумывались, почему именно такое имя получил посёлок ещё до образования города. Некоторые даже сочинили, что этот топоним переводится с коми языка как «Кошкин нос» — с высоты птичьего полёта очертания берега в районе набережной напоминают мордочку кошки. Такую версию можно отнести к городской легенде.
Скорее всего, это название заимствовано. Канин Нос — мыс на северо-западной оконечности полуострова Канин, в Ненецком автономном округе Архангельской области.
Мы обратились к нашим коллегам в Архангельский краеведческий музей за помощью в этом вопросе. Вот, что они ответили: «Происхождение топонима «Канин нос» связано с промыслом ловчих птиц, известным на Севере уже в начале 14 века (Акты археографической экспедиции, том 1, (1294-1598), СПб, 1836 г., № 2-3). «Каня» — одно из местных названий птицы отряда ястребиных, в современной науке известное как канюк. Видимо, полуостров Канин в средневековье являлся местом промысла ловчих птиц, в результате чего за ним закрепилось это название. Не исключено, что такое же название на Печоре имеет сходное происхождение, так как в том же документе упоминается «печерская сторона» и даже перечисляются 20 сокольников, занимающихся этим промыслом (Жила, Олюша, Василко, Степан, Карп, Федец, Острога, Бориска, Кузма, Дмитрей, Власей, Микитица Иванов сын, Семенец, Кондрат, Чешко, Семенец, Григор, Степанец, Савица). Руководил промыслами некий Михайло. Одно из имён – Чешко – связывается с Чешской губой Баренцева моря, расположенной за полуостровом Канин».
В местных архивных документах данное название впервые встречается в 1940 году: «Выводы комиссии о выборе места под строительство порта, судоремонтного завода, верфи деревянного судостроения и жилпосёлка при них в районе Канина острова на правом берегу реки Печоры в 5 км от строящейся железнодорожной станции Печора утвердить… Считать наиболее целесообразным расположение районного посёлка совместно с посёлком водников на правом берегу реки Печоры на 2 км ниже Канина острова (между портом и судоверфью)».
В справке 1941 года населённый пункт Канин Нос Кожвинского района относят к категории рабочих: «В связи со строительством Северо-Печорской магистрали и строительством объектов Печорречстроя: судостроительной верфи и завода, порта, крупнейшего затона, организации новых видов производств по системе местной промышленности, создании совхозов и подсобных хозяйств как крупных мясомолочных и овощных баз в системе лагерей, расположенных на территории населённого пункта Канин Нос, последний вырос в крупный рабочий посёлок, промышленный центр и транспортный узел и стал административным, культурным центром Кожвинского района, предприятия которого расположены по обоим берегам реки Печоры. Население в посёлке составляет 4035 человек, из них, связанных с сельским хозяйством, 48 человек.
Посёлок Канин Нос находится на правом берегу реки Печоры в 12 км от Кожвинского сельсовета. В посёлке все административные учреждения района. Кроме того, управление Печорречстроя, электрическая станция, телефонная станция на 100 абонентов, радиоузел, неполная средняя школа с количеством учащихся 138 человек, звуковая киноустановка, амбулатория. Полезная жилая площадь зданий посёлка около 12 тысяч кубических метров…»
18 января 1949 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О преобразовании рабочих посёлков Печора и Канин Кожвинского района Коми АССР в город районного подчинения и присвоении ему наименования – город Печора».
Далее, в документах идёт речь о переименовании всех названий с основанием «Канин». В 1950-е годы оно встречается на страницах местных газет. Тогда и завершается история этого топонима в Печорском крае. Но в памяти старожил наименование осталось навсегда, а молодые люди узнают об этом от старшего поколения, на экскурсиях, из публикаций. Это часть летописи нашего города.
Ольга Капустина, заведующий сектором научно-просветительской деятельности МБУ «Печорский историко-краеведческий музей»
Куда приводят мечты… часть 5, март 2018. Мыс Канин Нос!
Мы едем по пути, который совершенно не совпадает с картой! Просто ориентируясь на перепады высот! Как же это прекрасно! Пока не стемнело, мы выбирали направление движения визуально, после наступления темноты, шли по генштабу.
Прокладывали маршрут между высотами, стараясь обходить каньоны и реки стороной. Где-то иногда утыкались в снег, который совершенно не поддавался, сдавали назад, пробовали пути объезда. Останавливаться не хотелось. Сил было, как словно только проснулись. Были забавные моменты, когда заблудились в извилистой речке; когда чуть не свалились со скалы, на которую заехали, чтобы оглядеться по сторонам.
Каждая минута приближала нас к цели.
И она, наконец, открылась нам. Ещё не рассвело, а мы увидели огонь маяка! Ура! ПО карте до него 5 км! Мы здесь! Ложимся спать.
Утро побаловало нас прекрасной погодой. Уже через час мы были у маяка. Очень красивый и такой долгожданный!
Потом была радостная встреча! Первый автомобиль на мысе Канин Нос, праздничный банкет у Андрея, начальника маяка и его товарищей, внезапный приезд наших друзей на трёх снегоходах, ещё одна порция радости и рассказов, купание одновременно в двух морях, баня! Все 33 удовольствия!
Экспедиция «Канин Нос» или сколько звоночков достаточно, чтобы сказать «ХВАТИТ!»?
Думаю, каждый из нас может привести десяток примеров удач или поражений, примет и суеверий, случаев, когда сразу все пошло не так, или напротив, когда вопреки всем прогнозам и ожиданиям, случалось что-то хорошее. Например, в прошлой нашей северной экспедиции «Индига», все твердили, что нам «очень крупно повезло». В случае с Каниным Носом напротив, все кто наблюдал подготовку и сборы, все твердили, что кругом знаки и намеки, что стоит отложить поездку до лучших времен…
По началу, все шло хорошо. Многие дружеские компании поддержали наш проект, поклонники моего «творчества» желали удачи и жаждали нового фильма в духе «Индиги». И вроде бы пазл складывался, ведь машину под «Север» я готовил давно, концепция была изначально заложена «тундровая», и к февралю месяцу оставались сущие пустяки: установить «автономку», профилактически перебрать передний мост и установить туда блокировку ARB, провести «осветительные» работы для удобства работы в тундре, ну и еще десяток мелких и не очень задач, которые делаются без спешки за неделю.
Начались «приключения» с того, что внутри нашего коллектива экспедиционеров зародилась мысль стартовать на пять дней раньше, не 15 марта, как планировалось, а 10-го. Этих пяти дней, в конечном итоге, стало очень не хватать, а после того, как «подрядчики» начали валить сроки, стало ясно, что я раньше не смогу стартовать ну никак. Спешка в данных вопросах вредит всегда, и я занял позицию «не спешить». В итоге, на проект все выехали из разных городов и в разные дни, в надежде встретиться в тундре.
Спокойно, без авралов, установили «фен» и «котел» Eberspacher, это было первичное требование к подготовке, так как в прошлый раз я чуть не околел под Усинском, когда перемерзли шланги печки на заведенном (!) Ford Ranger. Да и случаи бывают разные, в подобных проектах автономные отопители должны стоять по умолчанию, это не только вопрос безопасности, но и экономии топлива, ведь на холостых машина расходует не мало, и опыт показывает, что на севере «холостой» расход зачастую выше «активного».
Ставили отопители во Владимире, потому что сами парни «в теме» нашего хобби. Они тоже в этом году катались в ту сторону, в Мезень и Несь на… Дастере, и успешно доехали Неси, где и перемерзли, обретя феерические приключения. Почитать об этом можно у ypaGan
Развалившиеся за два года эксплуатации хабы Риф решил заменить не на хабы, а на «заглушки», которые очень долго пас на ниссановских форумах. Установил, пока полет нормальный. Слышно, конечно, что мост крутится, но не критично. Возможно, потому что у меня все новое, все подшипники в редукторе, крестовины и кардан. 110 км/ч по GPS на трассе держу спокойно, ближе к 120 шумы увеличиваются.
Бюджетные диодные фары NanoLED превратились в унылое и ржавое ничто всего за год щадящей эксплуатации. Они съездили на Волок 2016, потом полгода постояли на/в Украине, немного покатались осенью и зимой, и… вуаля. Состояние отражателей видно невооруженным взглядом. Менять их надо на что-то хорошее, а на хорошее денег нет. В магазине 4x4Sport по сходной цене были приобретены прожекторы Prolight Cannon 25W, чтобы освещать дистанцию на 100-300 метров вперед. Ближнюю заливку пока что сносно делает и умирающая балка. Надеюсь, Пролайт проживет подольше. Светит, кстати, он очень хорошо, это я уже по опыту говорю. Пучок света очень концентрированный, требователен к регулировке, и если все настроено правильно, лосей можно не бояться. А я боюсь этих рогатых, были прецеденты. Хотя… хотя 50W наверное были бы более эффективны и дальнобойны, но бюджеты, бюджеты…
Все сервисы, куда я заглядывал, стебали меня и Монгола масло, текущее ручьем. Серийная проблема с поддоном уже достала до коликов. borisovalexander обещал со временем решить эту проблему. Со дня, когда был сделан этот кадр, поддон снимали уже дважды, и внесли ряд временных усилений. Но, судя по всему, придется делать на заказ поддон из алюминия, ибо жестяная штамповка не хочет жить после резки и сварки.
В коротенькой заметочке невозможно рассказать про все приключения, которые происходили при подготовке к экспедиции. Просто поверьте, я месяц занимался лишь коммуникациями с сервисами, магазинами и транспортными компаниями, даже Волок.Выходной не стал проводить, чтобы машину не отвлекать от посещения докторов. Но… с каждым днем все сильнее и сильнее «что-то шло не так».
Накануне выезда ко мне прилетел из Челябинска Евгений Шаталов evgenyshatalov с которым мы должны были ехать в одном экипаже. Пока машину обклеивали, Женю скрутило так, что не обошлось без скорой. Ночь перед стартом, штурман лежит в больнице, а Александр borisovalexander исполняет последние желания, устанавливает музыку, рацию, наводит марафет машине. Я в коматозе приезжаю домой в седьмом часу утра, и выезжаю в Архангельск вообще без сна. Женя вылетает в Архангельск самолетом утром следующего дня, с набором ампул и таблеток, и наставлением, чтобы «друзья» ставили ему уколы. А ничего, что «друг» падает в обморок при виде шприца?)))
Еще в Москве я начал различать сквозь прочие шумы какой-то новый шаркающий звук сзади. В 130 километрах от Архангельска пришло понимание что это такое… подшипник полуоси! А ведь сегодня вечером надо быть в Мезени и выходить в тундру, AleksBrat уже во всю топчет талый снег, и вот-вот должен дойти до Неси! Отставание и так критическое, а тут еще такое…
Чтобы не убивать все, что вокруг подшипника, вызываю эвакуатор, и везу машину в рекомендованный знакомыми сервис «Внедорожник 29». Утром загоняем машину на подъемник, к полудню понятен диагноз и список запчастей, и опять borisovalexander выручает, закупает детали и в тот же день отправляет самолетом в Архангельск… А наше отставание от AleksBrat увеличивается и увеличивается, не смотря на то, что у них не едется совершенно, тундра рухнула…
В обед следующего дня собираем машину, заправляем топливом (370 литров!) и рвем когти в Мезень, точнее в Каменку, где «загорают» вторые горемыки, Макс и Ирма, которые тоже с нами должны идти на Канин Нос, на еще совершенно сыром Nissan Patrol. Проблемы вылезли и у них, так что нам было о чем поболтать в WhatsApp долгими днями и вечерами, в ожидании запчастей.
Машина порядочно просела под весом скарба и топлива. Подвеска OME держится уже без малого год, придя на смену сдохшей во младенчестве Amada Extreme. Амаду сняли, на ее место воткнули OME Nitrocharger Sport, и… они живут. Для меня — неожиданно. По характеристикам они совершенно «гражданские», заточены под повседневную эксплуатацию и разумные скорости, не позволяют того, что я мог вытворять на Tough Dog Ralph, но к комфорту быстро привыкаешь, по городу мне очень нравятся. А вот под грузом захотелось чего-то пожестче. Как минимум, пружины.
По объему повреждений понимаем, что полевой ремонт тут бесполезен. Женя на попутке едет в зону связи, вызывает ЭВАКУАТОР, и мы, попивая чаек из термоса, смотрим «Люди в Черном», периодически общаясь с неравнодушными автомобилистами, не проезжающими мимо «воткнутого» в сугроб Патруля.
Часам к трем ночи нас вырубает. Благо, к этому времени нас уже выдернули из снежного плена, и поставили на дорогу. В пять утра приехал эвакуатор, и долго пытался погрузить «хромого» с помощью специальной тележки.
Естественно, у нас было время на обсуждение и моделирование ситуации, что же могло произойти. Мое мнение совпадает с мнениями большинства читателей в Facebook: я уверен, что при замене подшипников полуоси мастер недостаточно затянул колесо. Это был последний звоночек. Дальше биться к Канину бессмысленно. Еще день-два ремонта, когда погода рушится на глазах… Бюджет уже рухнул с треском и ушел в минус.
Пишем своим что у нас сход, просим ребят разворачиваться и выбираться из тундры в Мезень. Едем на эвакуаторе в Архангельск… скорость почти гужевая, тающий и разухабистый грейдер выбивает позвонки и опускает почки. Практически не разговариваем. Я ругаю себя, что доверился мастеру и не протянул колесо своей рукой. Такой банальнейший пустяк, и месяц подготовки коту под хвост. Даже не месяц, а больше. Хорошо что машину не разбили…
280 километров эвакуатор ехал почти десять часов… насмотрелись и на сосны, и на оленей, и на деревянное зодчество. Фотоаппарат даже не доставал, все фотографии сделаны на телефон, не судите строго…
Как и следовало ожидать, «Внедорожник 29» пошел в отказ по рекламации, не признали за собой косяк. Да и было бы странно если бы признали, ведь попадос случился весьма значительный, даже не буду пугать вас цифрами. В итоге непродолжительных переговоров, я психанул, попросил собрать машину хоть как-то, без тормозов, без тормозного диска, на любых шпильках, лишь бы убраться из Архангельска, доехать до дома, и собрать все по-человечески, с уверенностью в каждой детали
Сон не шел, пошел гулять по городу. Падал крупный снег, я напялил на голову огромный капюшон своей арктической куртки, и смотрел под ноги, на свежий, белый-белый снег, который топтать должны были в тундре, колесами, в не в городе, ногами. Долго ли, коротко ли, забрел в аргентинский ресторан, заточил громадный стейк, выпил чаю с лимоном, и… отпустил ситуацию. Наверно и правда не судьба. Наверно надо было прислушаться к знакам раньше. Наверно надо менять сервис. Наверно надо протягивать колеса самому. Наверно нужно поменять подшипники и шпильки с гайками по кругу. Наверно…
vigersans
МОЙ ЖУРНАЛ
Путешествуем по России. Канин нос.
— Учитель задал нам вопрос:
Где расположен Канин нос?
А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин…
С.Я.Маршак
Канин полуостров расположен в Архангельской области. С запада полуостров омывается водами Белого моря, с севера – водами Баренцева моря, с востока – Чесской губой.
Берег полуострова, начиная от Мезенской губы до Канина носа, следует почти по направлению меридиана. Весьма незначительно он отклоняется к западу и не образует на этом пространстве ни одного значительного залива или мыса (исключая Конушина мыса). От Канина носа берег направляется на восток и, пройдя в этом направлении около 100 км, заворачивает к юго-востоку и югу до мыса Микулкина (близ которого острова Чайцин и Нерпичий). Далее, изгибаясь, направляется на запад и юго-запад до устья реки Чеши, от которой принимает снова направление на юго-восток.
Площадь полуострова составляет около 10,5 тысяч км². С севера на юг остров простирается на 300 км. Наибольшей ширины полуостров достигает на параллели Микулкина мыса (до 70 км), наименьшей — на параллели реки Чеши. Поверхность полуострова представляет монотонный вид тундры, прерываемой многими озерами. В некоторых местах возвышаются и небольшие холмы, стоящие или особняком, или располагающиеся в более или менее правильные ряды.
От Канина носа к Микулкину мысу в направлении с северо-запада на юго-восток, отделяясь от Северного Ледовитого океана узкою песчано-глинистой полосой, тянется Тиунский кряж (или просто камень). Он круто обрывается на западном склоне и полого спускается к морю на востоке. Тиунский кряж не имеет характера отчетливо выраженного гребня, а является в виде плато размыва. Лишь местами среди однообразной поверхности плато выступают несколько более уцелевшие от размыва возвышенности, сложенные из сланцевых пород. Они не превышают 240 м в высоту. Многие данные указывают на то, что этот кряж должен быть рассматриваем как прямое продолжение Тимана, с которым он находится в связи под уровнем Чесской губы.
Побережье Канина полуострова представляет на значительном пространстве отчетливо выраженные террасы, возвышающиеся от 6 до 20 м над уровнем моря. В составе этих террас имеются глинистые и песчанистые породы темного цвета, содержащие морские раковины. Таким образом, на Канином полуострове повторяется явление, подмеченное на огромной территории севера России, свидетельствующее о значительном подъеме этой части России (или соответствующем отступании Ледовитого моря) в постплиоценовую эпоху.
Канин полуостров перерезывается многими мелководными речками. С юга на север в Белое море впадают реки: Семжа, Мгла, Несь, Чижа, Кия, Шойна, Месна, Мезчина. В Северное Ледовитое море с севера на юг несут свои воды реки: Крестовая, Москвина, Маковая, Камбальница, Рыбная, Песчанка, Жемчужная, Двойники, Губистая, Чеша, Вижас. Реки Чижа и Чеша до того близко сходятся в своих верхних течениях, что по ним иногда проходили лодки из Белого моря в Чесскую губу, не огибая Канина полуострова.
Растительность полуострова бедна. Здесь встречается только стланец-кустарник, размер которого не превышает 1 м в высоту. Из млекопитающих на полуострове и его побережьях встречаются: песец
, лисица, северный олень (не только ручной, но и дикий)
морской заяц, белуха, морская свинья. Из птиц на острове обитают: сова (на Канином хребте), семендуха, тундровый петушок, зуйки (близи устьев рек), кипиха (на морском побережье, поблизости к каким-нибудь озерам в тундре), кривка (везде по берегу, но в огромном количестве поблизости мыса Конушина), чайки, повар и гагара. Эти птицы ведут преимущественно кочевой образ жизни. Летом они преимущественно располагаются в северной части полуострова, зимой обитают в южной части.
На Канином полуострове широко развит промысел рыбы и морского зверя. Здесь добывают нерпа и тевяков.
В настоящее время здесь расположены следующие поселения: Несть, Чижа, Конушкин Нос, Кия, Шойна, Канин Нос, Яжма, Восточная Камбалица и Микулкин Нос.
В 1741 году полуостров Канин посетил Бестужев, а в 1756 – 57 годах здесь был штурман Беляев. В 1772 году полуостров посетили академики Лепехин и Озерецковский. В 1798 – 1801 годах на западное побережье полуострова была организована экспедиция. В1826 году здесь были штурманы Бережной и Пахтусов. В 1827 – 1832 годах полуостров посетил капитан лейтенант Рейнеке. В 1841 году на полуостров прибыли Рупрехт и Савельев, а в 1848 году – Гревник. Гревник собрал обильный материал для изучения геологического строения Канина полуострова. В 1877 году поездку на Канин полуостров совершил Зограф.
Из зарубежных исследователей Канин полуостров посетил англичанин Рае, который после все свои впечатления передал в книге. Но преимущественно там были представлены только наблюдения туриста-дилетанта по этнографии. В XIXвеке были написаны: книга К. И. Гревингка «Путешествие на Канин полуостров» (о геологическом строении Канина полуострова), работы А. П. Карпинского (о горных породах Канина хребта) и С. Н. Никитина (о фауне Канина полуострова).
Канин нос: вне времени и пространства
Груженые сани собирают в аргиш. Мне приходилось наблюдать, как ловко справляются с таким караваном и ребенок, и бабушка 80 лет.
Весной, когда на деревьях появляются почки, у оленя начинают расти рога (панты), летом они набирают полную силу, осенью «линяют», к началу зимы «покидая» оленью голову.
Любимое занятие мальчишек – охота и рыбалка, девочки помогают мамам, собирая ягоды. Брусника, клюква, морошка заготавливаются десятками килограммов и являются, наряду с олениной и рыбой, источником микроэлементов и витаминов.
Вместо подгузников на Канине используют мох, одеяла заменяют шкуры, сани выполняют роль колясок. Педиатр видит малышей, когда оленеводческие бригады возвращаются на места стоянок в зимний период. В экстренных ситуациях на помощь приходит санавиация.
На долгие девять месяцев школьники улетают на вертолете в Нарьян-Мар. Там в интернате они изучают обычные предметы: математику, русский язык, литературу… Для многих ребят такая разлука с родителями и друзьями, просторами тундры и свободой – настоящее испытание.
Кочевники никогда не заготовят рыбы больше, чем нужно для семьи. Если улов окажется неожиданно большим – излишки раздадут соседям.
Заметны в этих местах и ассимиляция культур, и влияние православия на культуру кочевого народа. Уже можно встретить крещеных ненцев, которые с особой тщательностью исполняют традиционные обряды, чтут духов тундры.
Так важно зафиксировать, поймать уходящую культуру. Легенды, песни, имена священных сопок стираются в памяти народа. Дети почти не говорят на родном языке. А как ведь интересно: Шаман-сопка меняет свою форму, на Менсей ни в коем случае нельзя подниматься женщинам, а Белый Олень сотворил мир.
На свет маяка: путешествие на снегоходах на мыс Канин Нос
Наша снегоходная экспедиция оказалась длиннее, чем планировалось: вместо 770 км мы прошли 970 км – из них более 950 по заполярной тундре, где температура порой опускалась до минус 35 градусов, а порывы ветра достигали 20 метров в секунду. За время экспедиции нами было съедено 3,5 кг сала и колбасы, а также израсходовано около 1200 литров бензина.
Идея снегоходной экспедиции на мыс Канин Нос была высказана во время новогодних праздников. Вскоре она окрепла и превратилась в цель. В конце января был назначен тренировочный выезд. За 4 дня тренировочных заездов были выявлены слабые места снегоходов и снегоходчиков, а также обозначены основные пункты подготовки. Чем ближе подходило время старта, тем больше дел оставалось. Основные вопросы, такие как подготовка снегоходов, саней, экипировки, закупка провизии, были решены, мне кажется, прямо перед отъездом, много мелких не решены в принципе. Сергей смастерил сани по своей задумке, с возможностью делать из двух одни, в виде кофра. Это позволило на обратной дороге ехать с санями только половине участников экспедиции.
После празднования 8 Марта все участники стали выдвигаться в сторону Архангельска, вместе собрались после Вологды и, не заезжая в город, по зимнику проехали до деревни Кимжа. В деревне, по предварительной договоренности с Ниной Николаевной, мы переночевали в гостевом доме-музее. Щи из печи и морс из морошки – фирменные блюда хозяйки дома, низкие дверные косяки и сон на «полатях» – историческая действительность деревни.
На следующий день выдвинулись в Мезень, где целый день ушел на сборы и подготовку к старту. Бдительные пограничники ждали нас с пропусками и попросили навестить их по возвращении.
Возможно, процесс можно было ускорить, но капитан наш грипповал второй день, что ставило под вопрос старт экспедиции на завтра. Так что экстренное лечение, ранний сон и долгие сборы – вот и все, что предшествовало старту. Утром после окончательного осмотра техники был дан официальный старт от памятника Героям Великой Отечественной войны города Мезень.
Первый день – день вкатки. Терялись, закапывались, бакланили, собирали вещи, улетевшие из саней. Проезжая сказочный лес, по местным традициям, оставили дань, чтобы дорога была удачной.
До села Несь всего 100 км, поэтому добрались засветло. Приняла нас у себя семья коми, рассказали про оленеводство, про соревнования на оленях, в которых выигрывали призы мама и дочка. Накормили олениной разного приготовления и морошкой. Обалденно вкусно, меня оттаскивали за уши.
На второй день предстоял перегон Несь – Шойна, 180 км, с остановкой в деревне Чижа. Если в день подготовки температура воздуха была –5, в день старта –15, то ко второму дню пути она опустилась до –24. Ненецкий округ встречал нас крепким похолоданием. А Росгидромет, обещавший –10, опять мимо.
60 км до Чижи пролетели быстро, а там нас ждал сюрприз. В этот день глава заполярного района ехал с отчетом по всем населенным пунктам, и тут наши пути пересеклись. Чай, баранки и народные песни, вездеходы и интересное общение – неожиданно и приятно.
Основные приключения ждали нас на следующих 120 км пути. Вдоволь нагонявшись наперегонки с вездеходами главы, около 17:00 обнаружили, что у замыкающего улетела канистра с драгоценным топливом. Сергей поехал на поиски, а мы остались чаевничать на природе. Солнце закатывалось, температура опускалась. Из сумерек вынырнул вездеход, из которого как горох высыпала вся команда экспедиции Шамана.
После процедуры братания экспедиций ребята продолжили свой путь в Несь, а мы остались ждать капитана. Шум снегохода слышен в тундре задолго до прибытия, и в нашей ситуации он радует. Конечно, Сергей тоже встретил ребят и успел поболтать, так что выдвинулись на последние 40 км мы уже в темноте. Мороз крепчал.
Мы продвигались к появившимся вдалеке огонькам, когда небо затянула серая дымка. Через пять минут она позеленела, а к въезду в деревню заиграла разными цветами. Такое красивое северное сияние, а ведь многие из нас видели его впервые! Прыгая от радости и мороза, мы разобрались с жильем и ввалились в дом. Градусник показывал –33, а щека Дениса побелела и затвердела. поморозился. Так прошел еще один день экспедиции.
В деревне Шойна протоптанные дорожки заканчиваются, дальше предстояло ориентирование и использование заметенных следов предшественников. День выдался морозный и солнечный, оставили сани с пустыми канистрами около дома и выдвинулись в направлении, куда махнул рукой местный прохожий.
Сразу после выхода из деревни встретили животное: бежала себе по своим делам черная собака, но позже местные объяснили, что это росомаха, и лучше держаться подальше от нее. Когда вышли на открытую местность, видимость упала до 10 метров, солнце пропало, а впереди идущий снегоход скрывался в молоке, не успев стартовать. Скорость снизилась, напряжение людей возросло. Так продвигались около двух часов. Смена погоды произошла почти мгновенно, выступило солнце, а пурга рассеялась, и мы оказались перед устьем реки на высоком берегу у Белого моря.
По прямой 50 км, а по кривой как повезет. К 19 часам прибыли на маяк, порывы ветра были до 17 метров в секунду, как сказал метеоролог Дмитрий, а при таких условиях температура –24 чувствуется как –35.
Жизнь на маяке системна, живет молодая пара, оба метеорологи, работают посменно. В доме, в большей части его помещений, небольшой минус. Говорят, только в их жилой комнате «ташкент», а в остальных как получится.Так и живут по десять месяцев (потом два месяца отпуск). Летом рыбалка и охота, а зимой особо делать нечего, только гостей принимать.
Оставили Насте мешок конфет к 8 Марта и, несмотря на усилившиеся порывы ветра и пургу, поехали в обратный путь. Обратно, по своему треку, доехали быстрее: даже в снежных метелях с плохой видимостью было на что ориентироваться. Еще и срезали дорогу на 30 км! Дорога домой – она всегда идет быстрее, к закату были в Шойне. Ветер чуть стих, а вот температура держала нас в тонусе: –25. На морозе видели потрясающую северную радугу – гало.
Внутреннее ликование от того, что все свершилось, удалось и мы молодцы, было несколько преждевременным.
Пришло солнечное утро, выходной и праздничный день выборов, высадка космического десанта прошла в избирательном участке № 1 Ненецкого автономного округа. Что они думали про нас, я даже предполагать не хочу, но наблюдать за комиссией было весело!
Повеселились – и в путь, но не тут-то было! За 30 минут небо затянуло, задули ветра, понеслась вьюга. Мы сунулись на шойненский маяк, попытались отойти от деревни в сторону Чижи. И так все вокруг оказалось пронизывающим, что шлем мой замерз и покрылся густым инеем. К слову сказать, он и раньше это делал, но не так сразу же! Пришлось вернуться в деревню. Повторять подвиг Дениса не хотелось категорически.
Пурга не унималась весь день, за утро из дома, где мы размещались, выдуло все тепло. Натаскали дров, соседи помогли разобраться с печкой. Ребята сходили на «воскресную завалинку» в дом культуры, еще раз порадовали избирательную комиссию байками, шутками и индивидуальными выступлениями. Нашли аж два магазина, куда тоже наведались, дабы устроить праздник. Гулянья были недолгими, хотелось уехать на следующий день в любом случае. Заснули рано.
В 6 и 7 утра еще мело, к 8 стало проглядывать солнышко, и по команде все засобирались. В 9:30 стояли на треке и мчали в Чижу. Сквозь метель проглядывало солнце, не сказать, что грело, но радовало точно. По дороге встретили сломанный «Буран», который голыми руками перебирали два ненца – при температуре за –20! Ребята сказали, что справятся с гусеницей сами, и мы помчали дальше. Ветер немного стихал, весеннее солнце засияло в полную силу и залило светом всю тундру. 120 км быстро пролетели, показалась Чижа.
Знакомый дом культуры, совсем опустевший. На весь ДК один представитель полиции из Нарьян-Мара, ожидающий кукурузник домой, и девушка – представитель администрации. За чаем ребята рассказали сотруднику про спутниковую связь, единственный способ связи в Чиже, и он с радостью позвонил домой, первый раз за неделю командировки. Чай пили в библиотеке, очень много книг про Север, географических и исторических, в одной из них нашли еще пару мысов для разведки боем.
До Неси оставалось 60 км, которые по хорошей погоде прошли часа за два. Там нас встречал хороший знакомый Сергея по прошлой экспедиции – Максим. Лена и Максим – родители двух рыженьких девочек и воспитатели гигантской улитки. Вечер провели, брызжа слюной от впечатлений и слушая истории про местную жизнь от Макса. Как ни странно, но из-за небольшого количества людей на полуострове многие друг друга знают. За недельный трип мы услышали кучу историй, участниками которых были жители той или иной деревни, и в конце путешествия имели полную картину жизни людей полуострова за последние пару лет, освещенную со всех сторон.
Утро встретило нас –25 и ярким солнцем. Сейчас самое актуальное – сказать, что если вы собираетесь на север, то откусанное яблоко – не ваш гаджет: боится низких температур и ветра, прячется и отказывается работать в таких условиях, возвращается к жизни только в тепле и уюте. Так мы безуспешно грели планшет в Неси.
От Неси до Мезени всего 100 км лесотундры, снегоходная трасса накатана перевозчиками рыбы и имеет весьма оживленное движение. Ближе к сказочному лесу мы встретили парапланеристов на лыжах, которых давно ждали на маяке. Но погода нелетная, ребята уже несколько дней мучились без ветра. Ко времени нашей встречи они поймали попутку и, как в упряжке, не торопясь, мчались «с бубенцами» в сторону деревни Несь.
Сказочный лес – такое яркое пятно в тундре, на солнце играет разными цветами и само призывает оставить дань северным богам дорог.
В Мезени были засветло, но решили переночевать и на следующий день отправиться в Кимжу, что оказалось справедливым. 30 км по прямой в одну сторону вылились в 50 по реке, а дорога туда-обратно с небольшой обзорной экскурсией по залитому солнцем музею деревянного зодчества под открытым небом заняла весь следующий день.
По возвращении в Мезень нас встречали представители отдела культуры администрации города, провели нам экскурсию по краеведческому музею, а также вкусную экскурсию-дегустацию в доме-музее купца Ружникова. Помимо восстановленных интерьеров и выставки современных художников, Катерина напоила нас кофе по-мезенски, из самовара с особым набором специй. Говорят, это старинный рецепт, популярный среди всех слоев населения города с 19 века.
Съеденный реквизит из экспозиции нам простили, сказали, что мы третьи, кто покусился.
Темной ночью мы добрались до стоянки с прицепами, ехать никуда не хотелось, но пресс-конференция была назначена на 12:00 следующего дня в Архангельске. Пока собирались, природа показала нам зеленое северное сияние на прощанье, и мы выдвинулись в направлении, «пока едется». Ехали, спали, ехали, спали.
К 9 утра были в городе. Душ, кофе, компьютер – и мы в Северном морском музее.
\
Благодаря ТИЦ Архангельской области и работникам музея у нас получилась уютная и атмосферная пресс-конференция, с показом фотоматериалов, интересными вопросами и слегка помятыми экспедиционерами. Далее нас ждала небольшая прогулка по Архангельску, сон и 1200 км трассы М8.