Что такое канатная дорога

Что такое канатная дорога

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Канатные дороги.

Канатная дорога – это вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины, кресла, вагонетки) передвигаются не касаясь земли.

История канатных дорог.

История транспортировки грузов и людей по воздуху с использованием канатов уходит в глубокую древность.

Первые прототипы канатной дороги появились очень давно, в Азии. Местные жители изобрели подвесные канатные дороги, основой которых были тросы из переплетенных волокон. Мужчины перебирались через пропасти в горах держась руками за эти тросы, тем самым сокращая путь между склонами. Позже для удобства приспособили большие корзины, в которых могли транспортироваться люди и грузы.

В средние века мускульная сила была дополнена лебёдкой, применение которой позволило перемещать с помощью подвесного каната намного более тяжёлые грузы.

Однако пока канаты изготавливались из растительных волокон, применение подвесных дорог было ограничено как по весу, так и по расстоянию. И лишь после того, как был создан плетённый из стальной проволоки трос «стальной канат», отличавшийся огромной прочностью, в истории канатных дорог началась новая эпоха.

Современные канатные дороги с использованием электрических двигателей появились в 20 веке.

Первый простейший кресельный подъемник был построен в 1936 году на горнолыжном курорте Сан Валей. Прототипом подъемника для лыжников стал подъемник, который использовался для погрузки бананов на корабли в южных портах. Вдоль всего троса крепились крюки, на которые подвешивали бананы, таким образом, на корабль без перерыва подавался груз ароматных плодов. На горнолыжном курорте эти крюки заменили креслами, на которые садились лыжники.

Сегодня канатные дороги широко используют в горах, и в других местах, где строительство дорог затруднительно либо не желательно. А так же для обзорных экскурсионных маршрутов.

Канатные дороги разных стран.

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Швейцария. Канатная дорога на горнолыжном курорте Сан Валей.

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Швейцария. Канатная дорога Sternensauser.

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Китай. Канатная дорога в парке Чжанцзяцзе.

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Индия. Канатная дорога Гульмарг.

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Малайзия. Канатная дорога Гентинг.

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Сингапур. Канатная дорога на остров Сентоза.

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Бразилия. Канатная дорога Complexo do Alemao.

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Франция. Гренобльская канатная дорога.

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Израиль. Канатная дорога Масада.

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Россия. Сочи. Канатная дорога Роза Хутор.

Канатные дороги. Канатная дорога. История канатных дорог.

Источник

«Что такое канатные дороги?»

По определению, канатная дорога – это вид пассажирского или грузового транспорта, в котором для перемещения подвижного состава служит стальной канат. Длина канатной дороги может составлять от нескольких десятков метров до нескольких десятков километров.

В качестве подвижного состава для пассажиров чаще всего используются вагоны, кабины, кресла и буксировочные устройства, для грузов – вагонетки и конвейерные ленты.

Для многих жителей альпийских стран и горных районов канатные дороги – обычный транспорт, зачастую единственное средство связи с внешним миром. А в равнинной России канатные дороги известны, главным образом, любителям горных лыж и туристам, отдыхающим в горах.

Но и здесь уже намечаются перемены. В качестве городского пассажирского транспорта, которому не страшны никакие «пробки» и водные преграды, канатные дороги в ближайшие годы могут получить самое широкое развитие в крупных мегаполисах страны. В Оренбурге, например, с 2005 года в качестве переправы через реку Урал, действует канатная дорога СКАДО с 8-местными кабинами, успешно функционирует канатная дорога в г.Междуреченске.

По назначению канатные дороги, как уже упоминалось, можно разделить на пассажирские и грузовые. По типам – на подвесные (с кабинами и креслами), которые позволяют передвигаться над любыми преградами, и буксировочные, когда пассажиры (лыжники) или груз (например, сани) движутся по специально подготовленной заснеженной дорожке. Отдельный случай – когда вагон с пассажирами тянется канатом по рельсовому пути (это фуникулер).

Кроме того, канатные дороги отличаются характером движения, количеством канатов (как несущих, так и тяговых), способом крепления на канате и пр.

Многообразие типов канатных дорог особенно востребовано на горнолыжных курортах. Если в качестве примера использовать комплекс объектов Зимней Олимпиады-2014, то здесь для нужд спортсменов и отдыхающих строятся канатные дороги с 8-местными кабинами, 4-местным фиксированными креслами, скоростные канатные дороги с 4-, 6- и 8-местными отцепляемыми креслами, буксировочные подъемники и ленточные конвейерные подъемники.

Одной из важнейших характеристик канатных дорог следует назвать производительность (пропускную способность), измеряемую в количестве пассажиров (или грузов), поднимаемых за один час с условной нижней станции на верхнюю станцию. Производительность канатной дороги определяет загрузку прилежащих трасс спуска и, в итоге, посещаемость и экономическую эффективность всей рассматриваемой зоны ГЛК. В то же время, следует учитывать и комфортность подъема пассажиров, т.е. вид подвижного состава (кресла или кабины) и время подъема, которое значительно сокращается при использовании отцепляемых систем.

Применение кабин позволяет преодолевать большие пролеты на больших высотах. Пассажиры в кабинах не замечают таких капризов природы, как ветер, снег или моросящий дождь. Их можно использовать в любое время года в любой местности.

Но при часто повторяющихся подъемах в районе катания для лыжников удобнее становятся кресла, позволяющие подниматься, не снимая лыж или сноуборда. Для тех, кто дорожит каждой минутой на трассе, это может оказаться решающим фактором.

Именно этот принцип заложен нами при проектировании канатной дороги для ГЛК «Горный воздух» в Южно-Сахалинске. Там подъем обеспечивается двумя секциями канатной дороги: на нижней используются 8-местные кабины (в которых можно комфортно подняться на вершину горы Большевик даже не в спортивной одежде); на верхней секции, начиная с промежуточной станции (где заканчиваются крутые трассы), к кабинам добавляются 6-местные кресла, которые наиболее востребованы активно катающимися лыжниками и сноубордистами.

Правильный выбор типа и характеристик канатных дорог обеспечивает разработка концепции горнолыжного или горно-туристического комплекса. В зависимости от назначения (сезонный или круглогодичный), географических и прочих условий, определяется необходимое количество, тип, производительность канатных дорог и этапы их строительства с учетом перспектив развития комплекса.

Подробнее о концепции и мастер-плане ГЛК см. статью «Правильный мастер-план-залог успеха ГЛК».

Проектирование канатной дороги начинается с геодезическо-топографической съемки местности, по которой пройдет трасса подъемника. Каждый создаваемый нами проект всегда уникален и требует сугубо индивидуального подхода к работе. Все наши предложения, как по проекту отдельной канатной дороги, так и по концепции ГЛК, в процессе разработки согласовываются с Заказчиком.

Утвержденная Заказчиком трасса канатной дороги и расположение станций ложатся в основу расчета профиля. Профиль канатной дороги – основной проектный документ, подтверждающий ее основные эксплуатационные характеристики, указанные в Задании на проект, определяющий количественные параметры оборудования (количество и высоту линейных опор, тип балансиров), а также являющийся исходным документом для проектирования фундаментов.

На следующем этапе осуществляется конструкторская разработка оборудования. Итогом работы является комплект проектной документации, представляемой затем на государственную экспертизу, а также комплект рабочих чертежей, передаваемый в производство.

Напомним, что объекты, на которых эксплуатируются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры, отнесены к опасным производственным объектам, и их проекты обязаны проходить государственную экспертизу. Эта процедура связана для Заказчика с определенными финансовыми затратами (дополнительные инженерные изыскания, согласования, оплата экспертизы), а также с потерей времени на подготовку полного пакета документов и прохождение экспертизы (по закону – до трех месяцев). В итоге могут быть значительно увеличены сроки строительства и ввода объекта в эксплуатацию. Иногда эти обстоятельства вносят негативные изменения в инвестиционные планы Заказчика.

Одновременно решаются вопросы промышленной безопасности – проводится экспертиза документации и оборудования, применяемого по проекту, получается разрешение на применение.

Положительное заключение государственной экспертизы является условием выдачи Заказчику разрешения на строительство. Имея его на руках, Заказчик может уже обратить внимание на график строительства, поставки и монтажа оборудования.

Изготовление оборудования должно происходить при постоянном взаимодействии с конструкторами, что значительно ускоряет решение технологических вопросов и повышает качество продукции.

Желательно, чтобы строительство фундаментов также шло под контролем со стороны специалистов. Учитывая стоимость и сжатые сроки строительства, исключение всевозможных ошибок подрядчика путем грамотного сопровождения дает ощутимый эффект.

Строительство и монтаж

Процесс проектирования канатной дороги выполняется с учетом возможности проведения строительных и монтажных работ, стоимость которых составляет до 40…60 % от стоимости оборудования дороги. В конечном результате, цена строительства значительно влияет на экономическую эффективность всего проекта ГЛК.

Строительство канатной дороги – сложный и ответственный процесс требующий высокой квалификации исполнителей, наличия специализированного оборудования, а также опыта строительства и монтажа именно канатных дорог.

Обязательным условием допуска организации к строительству канатной дороги является наличие СВИДЕТЕЛЬСТВ от СРО на право проведения работ, которые выполняются при строительстве канатной дороги.

Строительство канатной дороги включает в себя самые разнообразные производственные процессы, такие как: геодезическо-топографические съемки, строительство фундаментов опор и станций, монтаж металлоконструкций опор и станций, монтаж механического, гидравлического, электрического оборудования дороги, монтаж систем управления и защиты, ПНР, а также такого специфического производственного процесса как протяжка и счалка канатов.

Расположение канатной дороги в горных условиях и в сильно пересеченной местности накладывает специфические требования к технике и оборудованию, применяемому для строительства.

Для выполнения земляных работ при строительстве фундаментов необходимо использование землеройной техники способной передвигаться и работать на крутых склонах. Например, уникальные экскаваторы фирмы KAISER способны работать на склонах с уклоном до 60 градусов. При отсутствии такой техники требуется применение ручного труда, что значительно увеличивает время строительства и, соответственно, увеличивает стоимость строительства.

При проектировании канатной дороги необходимо обращать внимание на возможность проезда автотранспорта и грузоподъемной техники к монтажным площадкам.

В ряде случаев, при необходимости транспортировки и монтажа деталей канатной дороги с весом, превышающим грузоподъемность вертолета, например несуще-тягового каната для больших гондольных дорог, вес которого достигает 30 тонн, без строительства подъездных дорог обойтись невозможно.

Особо необходимо обратить внимание на такую специфическую для канатных дорог операцию, как протяжка и счалка несуще- тягового каната, который определяет основные функциональные возможности канатной дороги. Применяемые в составе дорог канаты, являются дорогостоящим, высокотехнологичным и ответственным изделием, к работе с которым могут быть допущены только специалисты, прошедшие обучение и имеющие соответствующее удостоверение счальщика или сертификат от ведущих мировых производителей канатов, например, таких как Fatzer (Швейцария).

Значительную часть в цене строительства канатных дорог составляет цена комплекса пуско-наладочных работ (ПНР). Большое разнообразие работ, высокие эксплуатационные нагрузки, а также требования к безопасности канатных дорог обуславливают требования к специалистам выполняющим ПНР. К ПНР допускаются только специалисты прошедшие обучения на фирмах – разработчиках и изготовителях канатных дорог или комплектующего оборудования.

Заключительным этапом строительства канатных дорог является сдача дороги в эксплуатацию, необходимым условиям которой, является наличие, обученного обслуживающего персонала канатной дороги. Обучение по утвержденной программе проводят специализированные фирмы.

Несмотря на то, что канатные дороги являются одним из самых безопасных транспортных средств, в состав комплекса сдаточных работ обязательно входит проведение учебной спасательной операции, предусматривающей эвакуацию пассажиров при имитации аварийной остановки КД или другой нештатной ситуации, угрожающей здоровью или жизни пассажиров.

Учебная спасательная операция проводится по утвержденной программе силами обслуживающего персонала или (при необходимости) силами МЧС.

Подводя итог, очевидно, что проектирование и строительство канатной дороги проходит хоть и быстрее строительства моста или автомагистрали, требует все же знания определенных нюансов. Опытные проектировщики и монтажники помогут Вам на начальном этапе обойти «подводные камни» и с наименьшими потерями качественно и быстро построить хорошую канатную дорогу!

Текст: Рыцарев А.С. – Начальник проектного бюро ЗАО «СКАДО», Пироцкий А.Н. – Главный инженер СМД ЗАО «СКАДО»

Источник

Что такое
канатная дорога

Что собой представляет современная канатная дорога. Канатная дорога в качестве бизнеса. Варианты конструкции канатной дороги

Что такое канатная дорога. Смотреть фото Что такое канатная дорога. Смотреть картинку Что такое канатная дорога. Картинка про Что такое канатная дорога. Фото Что такое канатная дорога

Что собой представляет современная канатная дорога

На сегодняшний день классической канатной дорогой называют двустороннюю транспортную линию, проходящую по кратчайшему пути по воздуху, где движение организовано по подвешенному на опорах канату, с возможностью транспортировки людей и грузов в обе стороны (в отличие от ее «урезанной» односторонней версии «троллей» или «зиплайн»). Возможны также канатно-рельсовые варианты подвесного транспорта, так называемые фуникулеры.

Канатная дорога обычно натянута между площадками отправки и назначения (станциями) по промежуточным опорам, и может достигать в длину от нескольких сотен метров, до нескольких десятков километров. Она бывает как грузовой (применяются в промышленности, добывающей отрасли), так и пассажирской (применяются в качестве городского общественного транспорта, в индустрии туризма и развлечений). Современная канатная дорога практически всегда является механизированной, где подвесные транспортные вагонетки или пассажирские гондолы (вагончики) приводятся в движение с помощью малых или больших барабанных лебедок (подъемных машин).

Варианты конструкции канатной дороги

Конструкционно канатные дороги бывают:

Пассажирские канатные дороги могут быть выполнены как с закрытыми пассажирскими вагончиками (гондолами), так и с подвесными открытыми креслами (сидениями), в которых пассажиры (например, посетители горнолыжных курортов) могут передвигаться, даже не снимая лыж или сноубордов.

Примечательные канатные дороги в мире

Действующих канатных дорог в мире так много, что среди них очень сложно выбрать «самые – самые». Тем не менее, на наш взгляд, как самые интересные среди них можно выделить:

Канатная дорога в качестве бизнеса

Опыт строительства и применения пассажирских канатных дорог показывает, что без них не обходится практически ни один горнолыжный курорт, где они применяются в качестве закрытых гондольных, открытых кресельных или буксировочных бугельных лыжных подъемников. Также механизированные канатки будут очень уместны в качестве быстрого и удобного транспорта для доставки туристов к удаленным зонам (центрам) отдыха и развлечений, которые расположены на островах, на труднодоступных возвышенностях или горных плато. Также популярным является вариант коммерческого применения канатной дороги в качестве обзорного туристического транспорта, для обзора сверху местных достопримечательностей: как городских, так и природных.

В рамках набирающих популярность городских или загородных канатных парков наиболее целесообразно иметь канатную дорогу-подъемник в комплексе с односторонними троллейными спусками типа «Zipline» и «Roller Coaster Zipline». В составе такого комплексного канатного парка механизированную канатную дорогу целесообразно применить в качестве подъемника, для быстрой и удобной доставки отдыхающих на вершину, с которой они будут производить свои экстремальные спуски. И наоборот, если действующий парк отдыха и развлечений уже имеет механизированную канатную дорогу, ведущую на какую-либо вершину, ее целесообразно дополнить канатными спусками «зиплайн» и (или) «зип лайн роллер костер», как альтернативой для желающих спуститься с верхней точки подъема «с ветерком».

Принимая решение на строительство механизированного канатного подъёмника, не следует поддаваться распространенным заблуждениям, что все это безумно дорого. Во-первых, стоимость строительства канатной дороги очень сильно зависит от конкретных условий (длина, требуемая высота, крутизна, величина меж пролётных пространств, пропускная способность, грузоподъемность, скорость движения, сложность (доступность) местности и т.д.), которые во многих случаях являются вполне щадящими. Во-вторых, существуют определенные конструкции канатных дорог, которые считаются вполне бюджетными:

При наличии достаточного количества средств, строят одно- двух- и трех- канатные групповые гондольные канатные дороги с полностью закрытыми пассажирскими вагончиками-гондолами, которые отличаются повышенной безопасностью и комфортом. Одним из современных высокотехнологичных средств является съемное оборудование (кресла, гондолы), которые могут отцепляться прямо на конечных станциях, повышая комфорт и удобство пользования канатным подъемником.

Источник

Какие бывают канатные дороги и чем они отличаются

История канатных дорог насчитывает около 500 лет. Первые прототипы появились в Азии. Местные жители изобрели подвесные канатные дороги, основой которых были тросы из переплетенных волокон. Вместо нынешних вагонов тогда использовались большие корзины, в которых могли транспортироваться люди и грузы.

В 1515 году появилась усовершенствованная версия канатной дороги: тогда принц-архиепископ Зальцбурга Маттеус Ланг фон Велленбург спроектировал вагонетки, движущиеся по деревянным рельсам при помощи конопляного каната за счет мускульной силы. Эти дороги были грузовыми, но со временем их технические характеристики совершенствовались, а в XIX веке появились подъемники для пассажиров, похожие на современные канатные дороги.

Сначала был создан фуникулер – пара вагонов, передвигающихся по наклонным рельсам. Первые подобные устройства появились в городах США. В 1870-е годы в Германии появилась первая дорога гондольного типа, для которой был использован железный трос. В 30-е годы XX на курорте Сан-Вэлли в США был построен первый кресельный подъемник.

Настоящий бум строительства канатных дорог пришелся на вторую половину XX века, когда во многих странах началось строительство горнолыжных курортов для массового туризма. К тому времени инженеры создали немало видов канатных дорог – фуникулеры, гондольные, кабинные, кресельные, бугельные и другие.

Крупнейшие холдинги, специализирующиеся на производстве канатных дорог в мире, – группы Leitner-Poma и Doppelmayer-Garaventa. В первый холдинг входит, в том числе, и французская компания по проектированию и строительству канатных дорог Pomagalski S. A. или Poma S.A.S. Именно она стала основным поставщиком оборудования для российских горнолыжных курортов, развиваемых компанией «Курорты Северного Кавказа», – «Архыза», «Эльбруса» и «Ведучи».

«Чтобы построить одну канатную дорогу, необходимо задействовать около 50 человек – инженеров, проектировщиков, монтажников, слесарей. Полгода уйдет на ее проектирование, еще три месяца – экспертиза, затем уже начинается стройка. Вся задумка, от листа бумаги до ввода конструкции в эксплуатацию, занимает где-то год-полтора», – рассказал генеральный директор ООО «Пома» (филиала французской компании Poma S.A.S.в России) Антон Чудаев.

Но, безусловно, срок реализации проекта зависит от степени сложности канатной дороги. Какие они бывают – читайте в фоторепортаже «Интерфакс-Туризм».

Безопорная канатная дорога («беби-лифт»)

«Беби-лифт» – это малый подъемник без промежуточных опор, предназначенный для организации катания на горных лыжах, сноуборде или тюбинге на склонах длиной до 300 метров с небольшим перепадом высот (до 100 метров). Он представляет собой натянутый трос с закрепленными пластиковыми бугелями, за которые цепляются катающиеся.

Установка такого подъемника очень проста и выполняется в короткие сроки, так как для нее не требуется фундамент. «Беби-лифт» предусматривает передвижение туристов на невысоких скоростях, что очень удобно на участках гор, где проводится обучение катанию на горных лыжах.

В России «беби-лифт» можно увидеть на горнолыжном курорте «Ведучи», который расположен в Чеченской Республике в живописной долине реки Харачой-Ахк.

Канатная дорога ленточного типа (траволатор)

Траволатор – это механическая дорожка, которая доставляет катающихся на спуск. Она отличается комфортным и безопасным подъемом на невысокой скорости на склоны с небольшим перепадом высот, также ее используют на учебных склонах. Внешне напоминает огромную ленту для передвижения продуктов на кассе супермаркета. По сравнению с «беби-лифтом» у ленточных канаток намного выше пропускная способность.

Траволатор используется на многих склонах для начинающих: он есть в учебной зоне горнолыжного курорта «Ведучи» в Чечне, в туристической деревне Романтик курорта «Архыз» в Карачаево-Черкесии и на кабардино-балкарском курорте «Эльбрус», где работает парк для обучения горнолыжному спорту и сноуборду Saby Park.

Кресельная канатная дорога с фиксированным зажимом

Канатно-кресельные подъемники позволяют доставлять посетителей горнолыжных курортов к нужному месту в креслах, которые закреплены на канате. Именно благодаря сиденьям сразу несколько лыжников (обычно от двух до шести) имеют возможность с комфортом подняться к началу трассы. На большинстве современных горнолыжных курортов кресла этих канаток оборудованы подогревом, также нередко предусмотрена защитная стенка (прозрачный колпак) со спины, укрывающая горнолыжников от непогоды.

Удобная и безопасная канатка с фиксированным зажимом представляет собой кресельный подъемник, сиденья которого постоянно закреплены на несуще-тяговом канате. При подъезде к станции оператор внимательно следит за скоростью движения кресел, поскольку от этого зависит, успеют горнолыжник или сноубордист сесть на подъемник или нет.

Такая дорога установлена, например, на горнолыжном курорте «Архыз» – это четырехместная кресельная канатка «Спутник» с фиксированным зажимом.

Кресельная канатная дорога с отцепляемым зажимом

В последнее время широкое распространение получили кресельные канатные дороги с отцепляемыми зажимами. Они являются наиболее популярным, удобным и быстрым транспортом для любителей зимних видов спорта.

По словам генерального директора ООО «Национальные канатные дороги» Бориса Шлома, система отцепляемого зажима в 1980-х годах стала революционным шагом в развитии канатных транспортных систем, и сейчас она не менее востребована.

«Принцип работы такого оборудования – в возможности отцеплять кабины или кресла (в зависимости от типа подъемника) при подъезде к посадочной станции. То есть кресло или гондола замедляется и переводится с основного тягового каната на ролики, по которым и едет через всю зону посадки. Получается, что в зоне посадки и высадки туристов скорость низкая, можно спокойно сесть в кресло или гондолу, при этом на всем протяжении канатной дороги скорость становится выше», – рассказал он.

Канатные дороги с неотцепляемым зажимом, по мнению эксперта, целесообразно использовать только для подъема к небольшим трассам, длиной до 700 м. Несмотря на их небольшую скорость (1,8-2 м/с) и пропускную способность (меньше 2000 чел./час), такие канатные дороги вполне способны обеспечить комфортную и безопасную посадку для подъема начинающих катающихся к зеленым и синим склонам. Однако канатная дорога с отцепляемыми креслами позволяет увеличить производительность до 2000-4000 и более чел./час со скоростью 5-7 м/с.

«А раз скорость дороги с отцепляемым зажимом выше, следовательно, и ее производительность тоже. Курорт может больше пассажиров доставить наверх и тем самым увеличить пропускную способность и туристический поток», ­– добавил Б.Шлом.

В январе 2018 года на всесезонном горнолыжном курорте «Ведучи» ввели в эксплуатацию 4-местную кресельную канатную дорогу с отцепляемым зажимом. А на «Архызе» в туристической деревне Лунная поляна установлена 6-местная канатка под названием «Лунный экспресс», кресла которой оснащены защитными колпаками.

Гондольная канатная дорога с отцепляемым зажимом

Это закрытые кабинки, которые могут вмещать от 6 до 20 человек, нередко их можно увидеть в городах, а в особо живописных местах их делают с панорамным остеклением. Около станции скорость кабины максимально снижается, чтобы пассажиры смогли беспрепятственно выйти. Огибая станцию и переходя на противоположную ее сторону, кабина снова разгоняется, и зажим зацепляется за канат. Максимальная скорость составляет примерно 6 м/с, что позволяет быстро поднимать наверх большое число лыжников и сноубордистов.

По словам Антона Чудаева, гондольные и кресельные канатные дороги с отцепляемым зажимом являются наиболее надежными. «У этих канаток более высокая скорость, по сравнению с другими и, соответственно, выше производительность», – сказал он.

Такая канатная дорога работает, например, на курорте «Эльбрус». В декабре 2015 года была достроена ее третья очередь, которая поднимает туристов на станцию «Гара-Баши» на высоте 3847 м – это рекордный показатель не только для России, но и для Европы. Продолжительность подъема составляет примерно 20-25 минут. С конечной станции взору катающихся в одну сторону открывается великолепная панорама Кавказского хребта, в другую – виды на двуглавую вершину Эльбруса, древнего вулкана.

Также гондольные канатки построены на курорте Архыз». «Млечный путь» уже работает, а «Северное сияние», по словам представителей курорта, откроется в новом горнолыжном сезоне.

Маятниковая канатная дорога

Одной из разновидностей гондольных (кабинных) подъемников является маятниковая канатная дорога. Кабины маятниковых подъемников двигаются навстречу друг другу по несущим канатам, а движение их обеспечивает тяговый канат. Такая канатка подходит для мест со сложным рельефом, например, она с легкостью переправит пассажиров через долины, ущелья, реки или ледники.

По сравнению с другими подъемниками у нее есть ряд преимуществ. Так, длина пролетов без опоры может достигать 3 километров, одна кабина может вместить от 6 до 230 пассажиров. Пропускная способность маятниковой канатной дороги в зависимости от скорости (до 12 м/с) и длины дороги колеблется от 500 до 2 тыс. человек в час.

Как отмечает генеральный директор филиала Poma S.A.S. в России Антон Чудаев, сложность строительства любой протяженной канатной дороги зависит в первую очередь от рельефа. «Проектировщики и инженеры смотрят, нужно ли усиливать склон. Ставят противолавинные укрепления и защитные барьеры, чтобы обеспечить безопасность катающихся», – рассказал он.

«Светлое будущее» канатных дорог

Как отмечают в АО «КСК», в перспективе на курортах Северного Кавказа будут строиться преимущественно кресельные и гондольные канатные дороги, однако на курорте «Ведучи» посетителей ждет необычная новинка – кольцевая канатка системы 3S с минимумом опор, что создаст у пассажиров полное ощущение парения в воздухе. Также она отличается особой ветроустойчивостью и низким потреблением электроэнергии.

«В мире таких канатных дорог чуть больше десятка. Она соединит северо- и южно-ориентированный склон курорта, пройдет прямо над ущельем; ее проектная протяженность – почти 4,5 километра. Кабины такой канатной дороги типа 3S перемещаются по трем канатам – двум несущим и одному тяговому, что делает всю систему очень надежной и производительной. Сами кабины – это, по сути, воздушные экскурсионные автобусы: они смогут вместить до 35 человек с горнолыжным инвентарем, и во время поездки через большие панорамные окна можно будет любоваться видом на горные хребты», – рассказал генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» Хасан Тимижев.

По его словам, канатная дорога сможет перевозить до 2,8 тыс. человек в час. «Для нее будет установлено всего три опоры высотой до 100 метров, так что у гостей курорта будет полное ощущение полета», – добавил руководитель АО «КСК».

Также, по словам Антона Чудаева, на курорте «Архыз» появится еще одна современная, можно сказать, инновационная канатная дорога с гибридным двигателем. «Она более экологичная, потребляет меньше энергии, кроме того, она почти бесшумна. Это оценят катающиеся на горнолыжных курортах, поскольку вместо шума канатки они будут наслаждаться звуками окружающей природы», – пояснил генеральный директор ООО «Пома».

К вершинам – на российских канатках

Фото: пресс-служба мэра Москвы

Спрос на канатные дороги в нашей стране увеличивается с каждым годом. Причем речь не только о горнолыжных курортах – свое место они занимают и в городах как популярный альтернативный вид городского транспорта. Так, в феврале 2012 года была запущена в эксплуатацию канатная дорога через Волгу в Нижнем Новгороде, а в ноябре открылась канатная дорога в Москве, соединившая Воробьевы горы и Лужники.

Есть планы по строительству канатной городской гондольной канатной дороги в центре столицы Чеченской Республики. «Канатная дорога – не только современный вид транспорта, но и зона притяжения для туристов, количество которых в Грозном увеличивается с каждым годом. Многие из них мечтают посмотреть на наш замечательный город с высоты. Канатная дорога дает такую возможность», – рассказал на презентации проекта, которая состоялась в Грозном на днях, первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов.

«Очень важно, чтобы на отечественных горнолыжных курортах и в российских городах работали канатные дороги, произведенные именно в нашей стране. К сожалению, те производственные площадки, которые были созданы в советские годы, сейчас практически утрачены. Нужно налаживать новое современное производство – это вопрос не только технологического роста, но и мирового престижа страны», – прокомментировал он.

Для проектирования, производства, обслуживания, эксплуатации и продажи канатных дорог в России в партнерстве АО «Курорты Северного Кавказа» с компанией POMA S.A.S. в этом году было создано предприятие «Национальные канатные дороги». Его основная производственная площадка расположена в Кабардино-Балкарской Республике, в городе Майском, но со временем планируется сотрудничество и с другими российскими заводами.

«Перед совместным предприятием поставлены сложные задачи: создать безопасные, конкурентоспособные по цене, современные канатные дороги, которые будут поставляться не только на внутренний рынок, но и в страны СНГ, а в перспективе – и в другие государства. Мы убеждены в успехе и верим, что однажды доля рынка, которую займет продукция под российским флагом, будет сопоставима с долей европейских лидеров в производстве канатных дорог», – заключил Одес Байсултанов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *