Что такое калибр якорной цепи

Якорная цепь

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Якорная цепь (канат) иногда якорь-цепь — составляющая часть якорного устройства, служит для соединения якоря с корпусом судна.

Состоят из 10 — 12 смычек (отдельных кусков длиной 25 метров на судах советской постройки и 27,5 метров на судах иностранной постройки), соединённых специальными разъёмными звеньями. Якорная цепь состоит из трёх частей:

Жвака-галс — это короткая цепь, одним концом прочно крепящаяся к корпусу судна и заканчивающая на другом конце откидным гаком (глаголь гаком). Освобождение носка откидного гака, вместе с заложенным в специальную машинку концевым звеном коренной смычки, производится дистанционно — привод машинки разворачивает стопорную скобу которая освобождает носок откидного гака и освободившаяся часть якорной цепи по действием силы тяжести вылетает за борт.

Движение якорный цепи обеспечивается механизмом, представляющим собой устройство с барабанами и цепными звёздочками. Устройство с вертикально расположенной осью вращения барабанов называется шпилем, с горизонтально — брашпилем.

Для определения длины вытравленной цепи посты управления (бра)шпилем оборудуются счётчиками. Кроме того, каждые 20 метров якорная цепь маркируется путём наложения на контрфорсы звеньев (кроме соединительных), окрашенных в определённый цвет, марок из отожжённой стальной проволоки.

Длина
якорной
цепи, м
Цвет
маркированного
звена и кол-во
20одно красное
40два красных
60три красных
80четыре красных
100пять красных
120одно белое
140два белых
160три белых
180четыре белых
200пять белых
220одно красное
240два красных
и так далее.

Калибр якорной цепи (диаметр поперечного сечения прутка звена якорной цепи) современных крупных судов 80 — 120 мм.

Звенья якорной цепи калибром свыше 15 мм снабжают контрфорсами (поперечными распорками, повышающими прочность звена примерно на 20 %)

Для удержания якорной цепи (троса) в натянутом положении применяются стопоры — стационарные и переносные (палубные и цепные).

Для цепей крупного калибра чаще применяется стопор с накидным палом, представляющий собой станину с жёлобом, и накидной пал, который препятствует вытравливанию якорной цепи, будучи наложенным попрёк цепи.

Другие конструкции стопоров якорной цепи — винтовой и Легофа.

Масса части якорной цепи, лежащей на грунте увеличивает держащую силу якоря.

Для направления якорной цепи служат расположенные в бортах и палубе якорные клюзы. Перед постановкой на якорь с них снимают крышки, затем, освободив якорную цепь от цепного и других стопоров, опробуют работу приводов брашпилей (на больших глубинах якоря опускают не в свободном падении, а при помощи привода) вытравливанием и выбиранием якоря на самом малом ходу. Затем, вытравив якорь на требуемую длину, зажимают ленточный тормоз.

Выбирая якорную цепь, её отмывают от грунта и вместе с якорем втягивают в клюз. Когда якорные операции окончены и судну предстоит плавание в открытом море, якорную цепь берут на стопоры (один из которых — цепной).

Постановкой на якорь и снятием с него руководят:

Источник

Якорные цепи

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепиДля соединения судна с якорем служат якорные цепи. Помимо необходимой прочности, они должны обладать
значительной массой для получения большого провисания. С увеличением провисания якорной цепи повышается держащая сила якоря, так как при провисшей якорной цепи сила, приложенная к якорю, направлена горизонтально и не будет вырывать якорь из грунта. Еще более важное значение получает провисание якорной цепи при действии на судно динамических усилий. В этом случае провисшая якорная цепь служит амортизатором, благодаря чему повышается надежность стоянки судна на якоре.

Якорные цепи изготавливают из углеродистой или легированной стали. Цепь из углеродистой стали называется обыкновенной. При применении легированной стали получают цепи повышенной прочности.

Звенья якорной цепи могут быть литыми или сварными. Для уменьшения продольной деформации звеньев и повышения прочности цепи звенья имеют поперечные распорки—контрфорсы. В литых звеньях контрфорсы отливают вместе со звеньями. При изготовлении звеньев с помощью сварки контрфорс отливают отдельно и вставляют в нагретое звено, которое после остывания плотно обжимает контрфорс. Якорная цепь состоит из отдельных отрезков — смычек, которые в зависимости от их расположения в цепи называются якорной, промежуточной и коренной. Якорная смычка крепится к якорю, а коренная — к корпусу судна. Каждая промежуточная смычка должна иметь длину 25—27,5 м и состоять из нечетного числа звеньев. Отдельные смычки соединяются между собой соединительными звеньями. Имеется несколько конструкций соединительных звеньев 81), но почти во всех случаях они состоят из двух полузвеньев, которые тем или иным способом соединяются между собой.

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепиСоединительные звенья имеют форму и размеры нормальных звеньев якорной цепи, но несколько большую толщину. Поэтому все соединительные звенья должны проходить через звездочку подъемного механизма в одинаковом положении (плашмя). Это достигается тем, что каждая смычка имеет нечетное число звеньев.

Якорная цепь соединяется с якорем концевой скобой которую включают в цепь спинкой в сторону судна, чтобы при выбирании цепи она не задевала за кромку клюза. Увеличенные размеры концевой скобы не позволяют завести ее в нормальное звено цепи. Поэтому в начале якорной смычки поставлено
одно звено увеличенных размеров и не имеющее контрфорса. Это звено называется концевым.

При изменении направления ветра стоящее на якоре судно разворачивается, в результате чего якорная цепь может закрутиться. Чтобы предупредить закручивание, в якорную смычку включен вертлюг.

Выбранная на судно якорная цепь хранится в специальном помещении — цепном ящике, который находится в форпике. Для того чтобы при отдаче якоря вся цепь не вытравилась за борт, ее коренной конец закреплен в цепном ящике к корпусу судна. Это соединение выполняется легкоразъемным, для чего коренной конец якорной цепи соединяется глаголь-гаком с коротким куском цепи —жвака- галсом, который скобой крепится к обуху. Такое крепление позволяет быстро отдать якорную цепь в тех случаях, когда при внезапном ухудшении погоды нет времени выбирать якорь.

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепиВ настоящее время якорную цепь, как правило, крепят без жвака-галса В этом случае последнее звено коренной смычки якорной цепи надевают на откидной гак, который закреплен на переборке или днище цепного ящика. Гак имеет дистанционный привод, что позволяет отдавать крепление якорной цепи непосредственно с палубы бака.

Чтобы при постановке судна на якорь можно было следить за длиной вытравленной якорной цепи, смычки маркируют. Для этого звенья окрашивают в белый цвет и на контрфорсы наматывают мягкую (отожженную) проволоку. Марки наносят в зависимости от порядкового номера смычки. В конце первой смычки и в начале третьей — по два звена; в
конце третьей смычки и в начале четвертой — по три и т. д. С шестой смычки маркировку начинают сначала, т. е. шестую смычку маркируют так же, как первую, седьмую, как вторую и т. д. Проволочные марки накладывают только на последние окрашенные звенья каждого участка.

Размер цепи определяется ее калибром — диаметром поперечного
сечения нормального звена якорной цепи в месте соединения его с другим звеном. Калибр якорной цепи и ее длину выбирают по Правилам Регистра в зависимости от размеров судна и района плавания.

В походном положении якорную цепь закрепляют стопором. Наиболее часто на судах применяется винтовой стопор, который состоит из двух зажимных колодок, шарнирно соединенных с подушкой. На верхнем конце колодки имеют по одному сквозному отверстию с нарезкой. В отверстия входит винтовой шпиндель, один конец которого имеет правую, а другой левую нарезку. При вращении шпинделя колодки сходятся и зажимают цепь.

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепиНекоторое применение, особенно на крупных судах, нашли закладной и маятниковый стопоры. Закладной стопор имеет две колодки с наклонными прорезями, в которые закладывается металлический брусок — пал. При опускании пала он входит между вертикальными звеньями цепи и стопорит ее. Маятниковый стопор также состоит из двух колодок, между которыми проходит цепь. К колодкам закреплен поворотный пал, который при потравливании цепи прижимает ее к основанию стопора. Цепные стопорыобычно состоят из короткого куска такелажной цепи, коренной конец которого прикреплен скобой за специальный обух на палубе. На его другом конце имеется гак, закладываемый за одно из звеньев якорной цепи. Для плотного втягивания якоря в клюз и предотвращения движения при качке в цепной переносной стопор включают винтовой талреп.

В последнее время на судах начинают применять стопоры с дистанционным управлением, которые могут иметь примерно такую же конструкцию, как и винтовой стопор, только винтовой шпиндель вращается с помощью
электродвигателя. Управляют электродвигателем с ходового мостика, что позволяет дистанционно отдавать якорь.

Источник

Цепь якорная: длина, устройство, виды

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

В системе якорного механизма кораблей одним из самых ответственных элементов является цепь. Она служит для обеспечения связки корпуса судна и непосредственно якоря. Несмотря на внешнюю простоту устройства, данный компонент может иметь разную структуру и размеры. Помимо этого, якорная цепь в некоторых системах снабжается и вспомогательными функциональными устройствами. Но для начала стоит разобраться с конструкцией и технологией производства данного приспособления.

Устройство цепи

Самые первые якоря изготавливались из камня и древесины, а функцию соединителя выполняли канаты. И лишь несколько столетий назад в практику кораблестроения вошла комплектация металлическими конструкциями с цепью, способной выдерживать десятки тонн. Система формируется последовательно соединенными звеньями из смычек и разъемных элементов. В комплексном виде устройство якорной цепи также включает средства фиксации к промежуточной скобе, смычку крепления к судну и машинку, которая при необходимости (как правило, аварийные ситуации) позволяет сделать выброс вытравленного контура. Крайние звенья изготавливаются с параллельными сторонами без контрфорсов (центральная вертикальная перекладина внутри звена). Это дает возможность более удобного соединения элементов с точками крепления – к вертлюгам или жвака-галсу.

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Технология изготовления морских цепей

Производство цепи организуется в промышленных условиях, хотя мелкоформатные изделия могут выполняться и ручным способом в небольших ремесленных мастерских по методу ковки. Крупные стальные звенья плетут из специально подготовленных цилиндрических прутков. Перед гибкой производят нарезку заготовки специальными ножами или пилами, после чего отрезки укладываются в рядную форму. Одинаковые по длине куски стальных прутьев отправляются на колтование – процесс чистки поверхностей металла от следов коррозии. Не обходится изготовление якорной цепи и без шлифования. Причем для этого используются не абразивные инструменты и расходники, а сами заготовки. Их помещают в специальный барабан, вращение которого приводит к трению прутков друг о друга. Под тяжестью собственного веса ударными движениями они и выполняют шлифовку своих поверхностей.

Самая же ответственная задача ложится на станки непосредственного плетения. На современных производствах это роботизированные аппараты, которые функциональными органами поочередно захватывают отрезки стальных прутьев, сгибают их мощными рычагами и в результате смычки образуют цепь. Для облегчения операции деформирования металл может предварительно нагреваться.

Покрытия для цепи

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Вся система якорной инфраструктуры в процессе эксплуатации подвергается разного рода воздействиям агрессивных сред. Поэтому для якорных цепей, в частности, применяются следующие варианты защитных покрытий:

Стоит отметить, что средства антикоррозийной защиты понижают предельное удлинение конструкции в среднем на 20%, а разрывное усилие – на 10%. Поэтому технологи не злоупотребляют такими средствами защиты, стараясь закладывать свойства стойкости перед коррозией на этапе легирования сплава для цилиндрических прутьев-заготовок.

Размеры конструкции

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Характеристики цепи определяются на этапе проектирования весом станового якоря и водоизмещением судна. Толщина изделия варьируется от 11 до 100 мм. При этом минимальное сечение на 11-13 мм формирует сплошные элементы без разделения смычками. Что касается длины якорной цепи, то она складывается из группы отрезков (в среднем от 10 до 13) и составляет 25-27 м. В массивных конструкциях вес одного элемента может достигать 150 кг, а на практике этого достаточно для удержания корабля с тягой порядка 400 т.

Виды цепей

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Основной классификацией, с точки зрения эксплуатационных возможностей изделия, является прочностной признак. От него зависит сфера применения конструкции, предельные нагрузки и характер комплектации. По структурной схеме с учетом показателя прочности выделяют следующие виды якорной цепи:

Виды звеньев

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Цепи комплектуются звеньями разных конструкций, а также вспомогательными элементами для обеспечения более прочных и эргономичных соединений. В зависимости от назначения и условий эксплуатации, цепь якорная может содержать следующие компоненты:

В качестве вспомогательных элементов используются уже упомянутые вертлюги и жвака-галс. Их задачи, в зависимости от конфигурации якорной системы, могут выражаться в обеспечении связок между коренными скобами, отрезками основной цепи и якорным ящиком.

Маркировка цепи

Чтобы можно было определять длину вытравленной цепи, узлы контроля якоря оснащаются специальными счетчиками. Но также существует и визуальный способ маркировки цепи краской разными цветами через каждые 20 м. Например, маркировка якорных цепей на минимальном уровне 20 м будет выражаться одним красным звеном. На уровне 100 м используется оформление той же краской, но уже применительно к пяти звеньям. На 200 м можно обнаружить пять звеньев белого цвета и т. д. Общая маркировка якорного изделия с цепью также будет содержать информацию о техническом контроле, типоразмере, товарном знаке и дате проведения испытаний.

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Заключение

Технико-конструкционное устройство цепного каната для якоря не меняется уже несколько столетий. Это связано с высокой надежностью устройства и простой схемой его эксплуатации. Меняются разве что способы якорной цепи, применяемые сплавы и средства внешней защитной обработки. Также совершенствуются и механизмы управления конструкцией, которые облегчают и процессы обращения с якорем. В новейших системах, к примеру, фигурируют автоматические и дистанционные приводы машин, освобождающих цепь.

Источник

Якорные цепи цепные ящики и стопоры

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепиЯкорные цепи предназначены для соединения становых якорей с судном и передачи последнему держащей силы якоря.

Якорные цепи должны быть прочными и обладать значительной массой для получения большого провисания.

По способу изготовления цепи бывают кованые, сварные, литые или штампованные.

рис. 29 Звенья якорной смычки

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Соединительная скоба (рис. 30, а) состоит из спинки 1, лапок 2 с овальными проушинами, штыря овального сечения 3 и конической шпильки 5 из луженой, оцинкованной или нержавеющей стали.

В одной из лапок и в штыре под шпильку сделаны конические отверстия 4. Овальная форма штыря исключает его проворачивание в проушинах и тем самым предохраняет шпильку от срезывания. С одной стороны штырь заканчивается плоской головкой.
Перед установкой в отверстия шпильку смазывают солидолом или графитной смазкой. Длина шпильки такова, что при установке ее на место она несколько углубляется в отверстие лапки. Для предотвращения самопроизвольного выпадения шпильки свободная часть отверстия сверху заливается свинцом.

При соединении смычек между собой соединительными скобами их необходимо заводить в концевые звенья спинками к якорю, чтобы при отдаче якоря скобы шли через звездочку брашпиля, винтовые стопоры и клюзы своей закругленной частью, а не выступающими лапками.

Якорная смычка соединяется с якорем так, что за спинку якорной скобы закладывается штырь концевой скобы смычки. При отдаче и подъеме якоря все соединительные скобы якорной цепи должны ложиться на звездочку брашпиля плашмя. Для обеспечения этого каждая смычка должна состоять из нечетного количества звеньев (не считая соединительных скоб), а якорь-цепь должна быть заведена так, чтобы одна любая соединительная скоба цепи легла на звездочку плашмя.
Из патентованных звеньев для соединения смычек якорных цепей наиболее широко используются звенья Кентера и Болдта. Звено Кентера (рис. 30, б) состоит из двух одинаковых полузвеньев с устройствами, позволяющими при сборке соединять их в замок. Звено имеет съемный контрфорс, который при сборке вставляется в пазы полузвеньев. Звено и контрфорс скрепляются конической шпилькой.

Звено Кентера и соединительные звенья других конструкций практически не отличаются по размерам от нормальных звеньев цепи, поэтому в случае обрыва якорной цепи в любом месте ее можно соединить таким звеном.

рис. 30 Соединительная скоба (а) и звено Кентера (б)

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

В цепном ящике конец коренной смычки якорной цепи крепится к набору корпуса судна при помощи специального устройства, устанавливаемого под палубой, на переборке или в нише ящика. На рис. 31 показано такое устройство, установленное на переборке. Для быстрой отдачи якорной цепи в случае необходимости привод устройства выводится на палубу.

Усилием, прилагаемым к маховику или рукоятке, освобождается откидной гак с заложенным за него концевым звеном якорной цепи. Стопоры предназначены для предотвращения самопроизвольного потравливания якорной цепи.

Во время стоянки судна на якоре якорная цепь удерживается на звездочке цепного барабана брашпиля ленточным стопором. При креплении якоря по-походному, при проведении под якорями забортных работ и в других случаях требуется стопорить якорную цепь более надежно.
Для этого на палубе устанавливаются постоянные и переносные палубные стопоры. Постоянные стопоры прочно крепятся к палубе между брашпилем и якорными клюзами. Наиболее распространенными из них являются винтовой стопор и стопор с накидным палом.

Стопоры с накидным палом (рис. 32, б) устанавливаются на судах с калибром якорных цепей более 70 мм. Стопор состоит из основания с желобом и двух неподвижных колодок с прорезанными наклонными пазами.
Металлический пал, откидывающийся на шарнире, при закладке в пазы ложится на горизонтальное звено цепи и через следующее за ним вертикальное звено, заклинивающее пал, стопорит якорную цепь.

Постоянные и переносные палубные стопоры предназначены для надежного крепления якорной цепи при втянутых в клюзы или приспущенных якорях.

Источник

ГОСТ 228-79 Цепи якорные с распорками. Общие технические условия

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЦЕПИ ЯКОРНЫЕ С РАСПОРКАМИ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 228-79
(СТ СЭВ 713-83)

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЦЕПИ ЯКОРНЫЕ С РАСПОРКАМИ

Общие технические условия

Настоящий стандарт распространяется на якорные цепи с распорками, предназначенные для эксплуатации в любых климатических условиях в якорных устройствах кораблей, судов и плавучих средств.

Стандарт не распространяется на якорные цепи, применяемые на полупогружных плавучих буровых установках.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Якорные цепи в зависимости от конструкции должны изготовляться двух исполнений в соответствии со структурными схемами исполнений якорных цепей.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1.2. (Исключен, Изм. № 2).

1.3. Якорные цепи должны изготовляться трех типов (категорий):

(Измененная редакция, Изм. № 1).

СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ ИСПОЛНЕНИЙ ЯКОРНЫХ ЦЕПЕЙ

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

1.4, 1.5. (Исключены, Изм. № 1).

1.6. Устанавливают следующую структуру условного обозначения якорных цепей:

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Пример условного обозначения якорной цепи калибра 50 мм, типа (категории) 2, литой, из стали категории 2б, исполнения 1, длиной 250 мм:

Цепь якорная 50-2/26-1-250 ГОСТ 228-79

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

1.6.1. Устанавливают следующую структуру условного обозначения сборочных единиц и деталей якорных цепей:

Что такое калибр якорной цепи. Смотреть фото Что такое калибр якорной цепи. Смотреть картинку Что такое калибр якорной цепи. Картинка про Что такое калибр якорной цепи. Фото Что такое калибр якорной цепи

Пример условного обозначения общего звена калибра 50 мм, литого, повышенной прочности:

Звено общее 50-2/2б ГОСТ 228-79

То же, концевой скобы исполнения А, калибра 50 мм, кованой, особо высокой прочности:

Скоба концевая А 50-3/За ГОСТ 228-79

(Введен дополнительно, Изм. № 1; измененная редакция, Изм. № 2).

1.7. Основные термины и определения приведены в приложении 1.

2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

2.1. Основные параметры якорных цепей должны соответствовать указанным в табл. 2.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

Основные параметры якорных цепей

Нагрузка для типа (категории) цепи, кН, не менее

Теоретическая масса 1 м промежуточной смычки, кг

* Табл. 1 и 3 исключены.

2.2. Основные размеры деталей и сборочных единиц якорных цепей должны соответствовать указанным в приложении 2.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Общие технические требования к якорным цепям

3.1.1. Якорные цепи должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

3.1.2. Длина якорных цепей должна устанавливаться по согласованию с потребителем.

3.1.3. Промежуточные смычки должны иметь длину 25 +2,5 м и состоять из нечетного числа звеньев.

3.1.4. В якорных, коренных и промежуточных смычках могут быть монтажные сварные и литосварные звенья. Конструкцию монтажных звеньев и технические требования к ним следует устанавливать в отраслевой нормативно-технической документации (НТД).

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.1.5. В сварных якорных цепях якорная и коренная смычки, а также соединительные звенья могут быть литыми.

3.1.6. Качество материала, применяемого для изготовления цепей, должно быть таким, чтобы готовая цепь соответствовала требованиям настоящего стандарта.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.1.8. Предельные отклонения калибров якорной цепи от номинальных значений не должны превышать:

± 2,0 мм » от 42 до 84 мм включ.

± 3,0 мм » от 87 до 122 мм включ.

± 4,0 мм » от 124 мм и более.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.1.9. Площадь сечения звена по его продольной оси должна быть не менее номинальной.

Механические свойства образцов цепей

Вид термической обработки

Временное сопротивление при разрыве, МПа

Относительное сужение при разрыве, %

Относительное удлинение при разрыве, %

Работа удара KV, Дж

Температура испытаний на ударный изгиб, °С

Диаметр оправки при испытании на изгиб на 180°, мм

Контактная сварка, штамповка, литье

Нормализация, нормализация и отпуск, закалка и отпуск

Контактная сварка, штамповка, литье

1. При испытании на ударный изгиб образцов, изготовленных из сварных соединений общих звеньев категории 3, работа удара должна быть не менее 50 Дж при 0 °С.

2. При изготовлении цепи литьем относительное сужение при разрыве должно быть не менее 33 %.

3. Испытания на растяжение, изгиб и ударный изгиб образцов, изготовленных из готовых цепей категорий 1 и 2, проводят по требованию Регистра СССР.

Площадь сечения принимают равной площади круга с диаметром, равным среднему диаметру общего звена.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.1.10. Предельные отклонения длины и ширины общих звеньев не должны превышать ± 2,5 % от номинальных значений этих размеров.

3.1.11. На поверхности деталей и сборочных единиц якорных цепей не допускаются трещины, ситовидная пористость, плены и расслоения.

3.1.12. В местах сварки не должно быть непроваров, расслоений, пор, раковин и трещин.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.1.13. Штырь вертлюга, не нагруженного растягивающей нагрузкой, должен свободно вращаться в его звене.

3.1.14. Штифты концевой скобы и соединительного звена должны быть оцинкованы.

3.1.15. Каждая изготовленная партия сборочных единиц якорных цепей должна иметь сертификат по форме, согласованной с Регистром СССР.

3.1.16. Полный срок службы цепей должен быть не менее 15 лет при условии соблюдения правил эксплуатации.

Предельным состоянием цепей следует считать уменьшение среднего диаметра общего звена в наиболее изношенной части на 10 % номинального значения и более.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.2. Дополнительные технические требования к сварным сборочным единицам якорных цепей

3.2.2. Смещение в стыке сварных звеньев не должно превышать, мм:

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.3. Высота утолщения звена по наружной стороне после обрезки грата не должна превышать, мм:

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

3.2.4. Глубина местных пригаров, как следствие касания электродов сварочной машины, не должна превышать 0,7 мм.

3.3. Дополнительные технические требования к литым и литосварным сборочным единицам.

3.3.1. Смещение звена в плоскости разъема не должно превышать:

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.3.2. Литые сборочные единицы должны быть очищены от пригара. Литники, швы, заусенцы и другие неровности от формовки и заливки должны быть удалены, а места их расположения на отливках зачищены.

3.3.3. На литых сборочных единицах не допускаются без заварки литейные пороки, превышающие по глубине и протяженности 5 % диаметра или толщины тела, а также раковины, расположенные в одном сечении, если их суммарная глубина и протяженность превышает 5 % диаметра или толщины тела.

3.4. Сборочные единицы и детали якорных цепей подвергают термической обработке в соответствии с табл. 4. Режим термической обработки устанавливает изготовитель в зависимости от химического состава стали и калибра цепи.

Термическую обработку сварных цепей категории 1 и 2 можно не производить, если они изготовлены из термически обработанного проката или в процессе изготовления подверглись нагреву до температуры нормализации.

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Общие требования

4.1.1. Для проверки качества якорных цепей на соответствие требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно производить приемо-сдаточные испытания сборочных единиц.

4.1.2. При приемо-сдаточных испытаниях следует проводить:

— испытание материала цепей;

— испытания разрушающей нагрузкой;

— испытание пробной нагрузкой;

— проверку внешнего вида, подвижности соединений;

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.1.3. Сборочные единицы должны предъявляться к приемке партиями.

4.1.3.1. Партия промежуточных смычек должна состоять не более чем из четырех смычек одного калибра и категории прочности.

Партией сварных якорных цепей, не разделенных на смычки, считают каждую отдельную цепь.

Партией сварных якорных цепей, изготовляемых короткими отрезками, считают не более 50 м этих цепей.

4.1.3.2. Партия соединительных звеньев, концевых звеньев, концевых скоб, вертлюгов и вертлюг-скоб должна состоять не более чем из 50 одноименных сборочных единиц одного калибра и категории прочности.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.1.3.3. Каждая партия сборочных единиц должна изготовляться из металла одной плавки и термически обрабатываться в одной садке или в одной проходной печи.

4.1.3.4. Допускается включение в партию сборочных единиц, изготовленных из материала разных плавок, близких по химическому составу и механическим свойствам и прошедших термическую обработку в разных садках по одному режиму.

4.1.4. Правила приемки монтажных звеньев в якорных, коренных и промежуточных смычках устанавливают в отраслевой НТД.

4.2. Испытание материала готовой цепи

4.1.3.4, 4.1.4, 4.2. (Измененная редакция, № 2).

4.2.1. (Исключен, Изм. № 2).

4.2.2. Для цепей 3-й и 2-й категорий прочности, если последние не подвергают термической обработке, должны проводиться испытания на растяжение и ударный изгиб на образцах согласно п. 3.1.6.

4.2.2.1. От каждой партии промежуточных смычек и сборочных единиц отбирают следующее число образцов: один образец для испытания на растяжение и один комплект образцов для испытания на ударный изгиб.

4.2.2, 4.2.2.1. (Измененная редакция, Изм. № 2).

4.2.2.2. (Исключен, Изм. № 2).

4.2.3. Результаты испытаний образцов при проверке механических свойств материала должны удовлетворять требованиям табл. 4.

4.2.4. При неудовлетворительных результатах испытаний механических свойств материала должны быть проведены повторные испытания удвоенного количества образцов.

Допускается при неудовлетворительных результатах повторных испытаний партию изделий совместно с образцами подвергнуть повторной термообработке.

4.3. Испытания разрушающей нагрузкой

4.3.1. От каждой партии сборочных единиц должно быть отобрано следующее минимальное количество образцов для испытаний разрушающей нагрузкой:

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.3.2. Концевые скобы, концевые и увеличенные звенья испытаниям разрушающей нагрузкой не подвергают.

4.3.3. Образцы, состоящие из общих звеньев, должны быть взяты от готовой партии изделий или изготовлены отдельно непосредственно после изготовления партии, по той же технологии.

В образце литой цепи должно быть не менее чем по одному звену из металла каждой плавки, из которой изготовлена цепь.

4.3.4. Разрушающая нагрузка образцов должна соответствовать указанной в табл. 2.

Для цепей калибров 90 мм и более в случае недостаточной мощности цепепробной установки допускается испытания разрушающей нагрузкой заменять по согласованию с Регистром СССР испытаниями на растяжение, ударный изгиб и контроль микроструктуры образцов, изготовленных из звеньев цепи.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.3.5. При неудовлетворительных результатах испытаний образцов разрушающей нагрузкой должны быть проведены повторные испытания двух образцов, взятых от той же партии.

При неудовлетворительных результатах повторных испытаний партию изделий совместно с образцами допускается подвергать повторной термообработке, после чего должны быть проведены испытания образцов разрушающей нагрузкой.

Результаты испытаний разрушающей нагрузкой после повторной термической обработки являются окончательными и распространяются на всю партию.

Допускается при неудовлетворительных результатах испытаний литой смычки испытывать оставшиеся в партии смычки индивидуально путем отбора от каждой из них трехзвенных образцов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.3.6. Образцы, не разрушившиеся при испытании разрушающей нагрузкой, использовать в якорных цепях не допускается.

4.4. Испытания пробной нагрузкой

4.4.1. Каждая сборочная единица якорных цепей должна быть испытана пробной нагрузкой, указанной в табл. 2.

4.4.2. Испытания сборочных единиц якорных цепей пробной нагрузкой должны проводиться после получения удовлетворительных результатов испытаний разрушающей нагрузкой.

4.5. Проверка внешнего вида, подвижности соединений и размеров

4.5.2. На каждой промежуточной смычке или участке длиной 25 м якорной цепи, не разделенной на смычки, должны быть проверены размеры не менее чем 20 звеньев на соответствие требованиям пп. 3.1.8 и 3.1.10.

Промежуточную смычку или участок цепи, не разделенной на смычки, считают принятыми, если не менее 95 % проверенных звеньев соответствуют заданным размерам, а отклонения размеров остальных проверенных звеньев не превышают ± 3 % от номинальных значений.

4.5.3. На каждой промежуточной смычке или участке якорной цепи длиной 25 м, не разделенной на смычки, должна быть проверена длина 10 пятизвенных участков цепи на соответствие требованиям п. 3.1.7.

Промежуточную смычку или участок якорной цепи длиной 25 м, не разделенной на смычки, считают принятыми, если не менее 9 проверенных участков соответствуют заданным размерам.

При неудовлетворительных результатах проверки длины пятизвенных участков должно быть произведено повторное измерение 20 участков.

Промежуточную смычку или участок цепи длиной 25 м, не разделенной на смычки, считают принятыми после повторных измерений, если не менее 18 проверенных участков соответствуют заданным размерам.

4.6. В случае несоответствия сборочных единиц якорных цепей требованиям пп. 4.4 и 4.5 допускается замена или исправление сборочных единиц по технологии предприятия-изготовителя.

4.7. (Исключен, Изм. № 2).

4.8. Результаты приемо-сдаточных испытаний сборочных единиц цепей должны быть указаны в сертификате.

4.9. (Исключен, Изм. № 2).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. (Исключен, Изм. № 2).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.3.2. Надрез в образцах, вырезанных из сварной части общих звеньев, должен проходить по линии сварного стыка.

5.4. Образцы для проверки механических свойств материала должны термически обрабатываться в одной садке или последовательно в одной проходной печи с партией сборочных единиц, от которых они взяты, а также с образцами для испытаний разрушающей нагрузкой.

5.5. Испытания якорных цепей разрушающей и пробной нагрузками должны проводиться в цепепробных установках, обеспечивающих равномерное и постепенное увеличение нагрузки.

5.5.1. Сборочные единицы одного и того же калибра и категории прочности могут испытываться одновременно по несколько штук, последовательно соединенных друг с другом.

5.5.2. При испытании разрушающей нагрузкой допускается не доводить образцы до разрушения, прекращая их испытания при нагрузке, превышающей указанную в табл. 2.

5.6. Проверка внешнего вида сборочных единиц якорных цепей должна проводиться визуально.

5.7. Калибр якорных цепей должен измеряться на продольной оси общего звена.

5.8. При измерении длины пятизвенных участков и промежуточных смычек цепи должны быть растянуты нагрузкой, равной в долях от пробной:

5.9. (Исключен, Изм. № 2).

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

6. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1. На крайних звеньях промежуточных смычек (на их обоих концах), а также на соединительных и концевых звеньях, вертлюгах, вертлюг-скобах и концевых скобах должны быть отлиты, наплавлены или выбиты знаки маркировки и клейма.

6.2. Знаки маркировки и клейма предприятия-изготовителя:

— товарный знак предприятия-изготовителя;

— порядковый номер сборочной единицы согласно системе нумерации предприятия-изготовителя;

— клеймо технического контроля;

— клеймо Регистра СССР или заказчика;

— год испытания (две последние цифры);

— калибр и тип (категория) цепи.

6.3. Знаки маркировки и клейма предприятия-изготовителя и органа надзора или заказчика должны наноситься на противоположных сторонах сборочных единиц в соответствии с приложением 3.

На цепях калибра 12,5 мм и менее допускается вместо нанесения маркировки прикреплять бирки с указанием данных согласно требованиям п. 6.2.

6.4. Сборочные единицы якорных цепей после приемо-сдаточных испытаний и клеймения должны быть покрыты одним слоем каменно-угольного лака марки А по ГОСТ 1709.

Обработанные поверхности соединительных звеньев должны быть смазаны смазкой по ГОСТ 9.014 или ГОСТ 4366.

6.5. По согласованию с заказчиком окраску смычек допускается не производить.

6.6. Упаковка сборочных единиц якорных цепей не производится.

Обвязку пакетов (связок) следует производить проволокой по ГОСТ 3282 или другими средствами крепления, обеспечивающими прочность пакета при механизированной его погрузке и разгрузке.

Допускается упаковывать сборочные единицы якорных цепей в дощатые плотные ящики типов II и III по ГОСТ 2991 и типов I, III и V по ГОСТ 10198. Масса брутто ящиков должна быть не более 3 т.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

6.8. Транспортировать цепи следует транспортом любого вида в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте каждого вида.

6.11. Каждая изготовленная партия сборочных единиц якорных цепей должна иметь сертификат по форме, согласованной с Регистром СССР.

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие якорных цепей требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации якорных устройств, а также условий транспортирования и хранения, установленных стандартом.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

(Измененная редакция, Изм. № 2).

звенья общие сварные с распорками;

звенья общие литые с распорками.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

(Измененная редакция, Изм. № 2).

15, 16. (Введены дополнительно, Изм. № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ ЯКОРНЫХ ЦЕПЕЙ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *