Что такое качество объекта
3.1. ОБЪЕКТЫ КАЧЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Объекты качества. Характеристики объектов качества
Вы купили вещь, параметры которой (размер, фасон, цвет, материал и т.п.) соответствовали вашим пожеланиям и ожиданиям, её стоимость соответствовала вашим возможностям.
Однако, если вы спросите своих знакомых среди них окажутся те, которые вообще не купили бы эту вещь – она им просто не нужна. Другие купили бы нечто похожее, но с другими характеристиками, соответствующие их ожиданиям.
Таким образом, каждый опрошенный отвечал бы на вопрос в зависимости от ожидаемой ценности (необходимости иметь подобную вещь и соответствии её параметров его ожиданиям) и стоимости данной вещи.
Из примера становится понятным распространенное на практике определение качества: качество продукта представляет собой его свойство (способность) удовлетворить потребности и ожидания конкретного потребителя.
Однако когда мы говорим о качестве, то подразумеваем не только продукт.
МС дают более широкое понятие – объект качества.
ОБЪЕКТОМ КАЧЕСТВА может быть:
Показатели (параметры) качества услуг и изделий
Качество как совокупность характеристик объекта качества, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности, весьма многомерно.
Очевидно, что характеристики для готового изделия и услуг будут различными. При этом параметры качества изделия проще подвести к количественным показателям, чем параметры качества услуг.
Основными параметрами качества для изделия могут быть:
Помимо этого для современных изделий появился, новы ряд параметров качества, количественная оценка которых не всегда очевидна:
Показатели качества услуг значительно труднее оценить количественными характеристиками
Основными параметрами качества услуг считаются:
Взгляды на понятия ценности и дефектности продукта
Совокупность ожидаемых потребителем параметров качества необходимого ему продукта и их значения, удовлетворяющие запросом потребителя, и будет составлять ценность продукта.
Развертку интегральной ценности продукта в обобщенные и детализированные ожидания потребителя называют деревом потребительской удовлетворенности.
Итак, прежде чем определить взгляды на понятия ценности и дефектности продукта с точки зрения производителя и потребителя (а они, нужно сказать очень сильно отличаются. ) обратим внимание на бездефектность.
Дефектом называют несоответствие какого-либо параметра качества продукта требованиям потребителя. Обычно различают два вида дефектов:
В реальном изделии практически невозможно полностью избежать внутренних дефектов. Для выявления вн. Дефектов необходимо проводить у себя испытания готовой продукции, имитируя условия эксплуатации.
А) Производитель старается сделать продукт идеальным с точки зрения имеющейся в его распоряжении информации об ожиданиях потребителя. Исключив на свое усмотрение из реального продукта внешние дефекты и снизив процент внутреннего дефекта. Но окончательная оценка его ценности и дефектности (несоответствия) каждым конкретным потребителем произойдет только после того, как товар попадет на рынок. И точно так же, как в примере в начале лекции, мнение потребителей разделится.
Б) К тому же следует обратить внимание, что в эту группу входят потребители, которые приобрели продукт с внутренним дефектом и затем вынуждены были от него отказаться. Особого внимания требуют неудовлетворенные запросы и дополнительные затраты потребителя на улучшение качества купленного продукта.
Влияние ценности и стоимости на рыночные возможности современного производителя
Безусловно, на решение потребителя помимо качества исполнения самого продукта могут оказывать влияние следующие факторы:
Люди будут пользоваться продуктом производителя, если они удовлетворены его ценностью (V) (необходимостью его приобретения и совокупностью предлагаемых параметров качества) и стоимостью (С).
Компании, которые не удовлетворяют потребностей потребителей либо по V, либо по С, вскоре обнаружат, что клиенты ушли от них, и они потеряли свою нишу на рынке за счет более профессионально подготовленных конкурентов.
Чем выше уровень удовлетворенности потребителя, тем выше возможности развития бизнеса.
Итак, удовлетворенность потребителя (CS) зависит от ценности (V) продукта и его стоимости (С): CS = V / C
Возможны три ситуации:
Эта ситуация будет иметь место только в том случае, если V и С установленные производителем, совпадут с ожидаемыми значениями потребителя.
Понятие качества
Что вы понимаете под понятием «качество»? В какой зависимости находятся понятия «качество» и «потребность»?
Понятие качества и управления качеством
Качество продукции (услуги) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.
Управление качеством продукции (услуги) – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.
Понятие качества
При этом исходным в определении качества является понятие «потребность«. Нас интересуют, прежде всего, экономические потребности (часть потребностей общества), для удовлетворения которых необходима экономическая деятельность. В свою очередь, отношения к собственности и общественно-экономический строй определяют в большей степени социальные формы проявления и удовлетворения экономических потребностей. Следует особо отметить, что рынок ориентирован на удовлетворение платежеспособного спроса покупателей, вызванного их потребностями
Решающую роль на рынке нередко играет субъективное восприятие качества: покупатель выбирает товар с учетом его новизны, моды, экономичности, надежности, эстетичности, воздействия рекламы и настоятельной потребности.
В понятие «качества» входят термины «характеристика», «свойство» и «объект».
Качество
Существует большое разнообразие определений понятия «качество», а также его восприятий. Например, субъективное понятие и восприятие качества может представлять собой степень удовлетворения потребности. Мнение о качестве меняется со временем, оно зависит от уровня информации об объекте, от технических средств обнаружения характеристик объекта и т. д.
Понятие «качество» впервые было изучено Аристотелем в III в. до н. э. Он определял качество как различие между предметами или дифференциацию по признаку «хороший— плохой».
Гегель определял качество как тождественную с бытием определенность, следовательно, нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество.
Шухарт считал, что качество состоит из объективных физических характеристик и субъективной стороны — восприятия этой вещи.
Исикава утверждал, что качество — свойство, реально удовлетворяющее потребителей.
В китайском языке иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов: «равновесие» и «деньги». Значит качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».
Н соответствии с ГОСТом 15467-79 качество продукции— совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
По МС ИСО 8402-86, качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
В целом, категория качества отражает важную сторону объективной действительности объекта — определенность. Качество объекта не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом, как целым, охватывая его полностью, и неотделимо от него.
Часто используются нестандартизованные (бытовые, рекламные) термины «качества», связанные с понятием «хорошо-плохо», «лучше-хуже», «выше-ниже», иногда и с происхождением объекта («японское качество», «настоящее качество», и т. п.).
Необходимо отметить, что для выражения превосходной степени и количественных характеристик при проведении технических оценок термин «качество» не используется изолированно. Для того, чтобы выразить эти значения, должно применяться качественное прилагательное или обобщенная мера потребительской стоимости. Например, используются следующие термины:
■ относительное качество — объекты классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле; « уровень качества в количественном смысле — используется при статистическом приемочном контроле;
■ мера качества, используется в случаях, когда проводятся точные технические оценки. В 1986 г. Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей промышленности и бизнеса. В 1994 г. терминология была уточнена, в частности, при уточнении термина «качество» из его определений в предыдущие годы был исключен термин «свойства».
Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять определенные и планируемые потребности.
Характеристика — это взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженными в виде, текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается в технике, как правило, функционально, а не единичным показателем (вольтамперная характеристика, характеристика дифференциального уравнения). В определении качества содержатся также такие термины, как «потребность» и «объект».
Потребности — возникают из неудовлетворенности требований, необходимых, для нормальной жизнедеятельности, и направлены на устранение этой неудовлетворенности. В определении качества понятие потребностей является исходным. Их характеристики должны соответствовать характеристикам качества объекта.
Объект — это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, организация, процесс, продукция, система или отдельное лицо или любая комбинация из них.
Качество товара представляет собой соответствие товара требованиям нормативной и технической документации. Оно характеризуется комплексом присущих ему свойств, и степенью соответствия товара функциональным, органолептическим, эстетическим и другим требованиям, определяющим возможность удовлетворения тех или иных потребностей. При этом, чем выше Качество товара, тем полнее он удовлетворяет человеческие потребности. В связи с этим, большое внимание уделяется товарным свойствам, которые представляют собой особенности товара, проявляющиеся в сфере товарного обращения, потребления или эксплуатации.
Как правило, свойства товаров характеризуются показателями качества, которые классифицируют по ряду признаков. Наиболее важной является классификация по количеству характеризуемых свойств. Существуют единичные и комплексные показатели качества.
Единичный показатель качества— характеризует одно простое свойство товара, например, структуру материала, специфический запах и т. д.
Комплексный показатель качества товара представляют собой характеристику нескольких свойств товара.
Необходимо помнить, что если хотя бы один из единичных показателей равен нулю, то нулевым считается и комплексный показатель, и товар, непригодный даже по одному показателю, не может считаться качественным.
Существуют следующие виды комплексных показателей:
1 ) групповой комплексный показатель характеризует группу простых. свойств или одно сложное свойство,
оценивается одной числовой величиной, например, определенным количеством баллов.
2) обобщенный комплексный показатель качества характеризует всю совокупность свойств, по которым происходит оценка качества (например, по всем потребительным свойствам). Чаще всего, осуществляют сравнительную оценку качества товара, сопоставляя показатели его качества с базовыми показателями, т. е. с показателями, характеризующими качество продукции, принятой за эталон.
Базовые показатели — показатели лучших образцов товара того же назначения, максимально удовлетворяющие потребности пользователей товара. Базовые эталонные товары с присущими им показателями качества периодически заменяются другими более перспективными. Базовые показатели качества могут быть: единичными и комплексными.
В целом, оценка качества товара представляет собой установление соответствия товара общественным потребностям. Но количественная оценка потребностей — трудоемкий процесс, в связи с этим, на практике оценивается не само качество товара, а уровень его качества. Уровень качества товара представляет собой относительную характеристику качества товара, основанную на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей. При установлении уровня качества сопоставляют совокупность показателей качества оцениваемого товара с аналогичной совокупностью базовых показателей:
где Ку- показатель уровня Качества;
Qбаз — численное значение базового показателя.
8) интегральный показатель качества товара представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации товара к суммарным затратам на его создание, обращение, хранение, транспортировку, эксплуатацию или потребление.
Формула расчета интегрального показателя качества:
где З, Зп, Зэ — соответственно затраты на производство и эксплуатацию товара; производство товара; эксплуатацию товара;
Численные значения показателей качества оцениваемого товара можно установить с помощью объективных или эвристических методов оценки.
Объективные методы оценки показателей качества товаров— методы, основанные на определении показателей свойств путем измерений или выявлении отклонений этих показателей от установленных требований.
Виды объективных методов оценки показателей качества:
Измерительный метод основывается на использовании для определения показателей качества товаров измерительных приборов, реактивов и других технических средств измерений.
Положительными моментами измерительного метода являются: объективность, точность и возможность выразить показатели свойств в единицах определенной размерности: килограммах, метрах, литрах, ваттах и т. д.
Отрицательными моментами измерительного метода являются: использование в ряде случаев довольно сложного оборудования, а также потери образцов товаров за счет их разрушения или порчи при испытаниях.
Регистрационный метод базируется на результатах подсчета появления отказов работы изделия за определенное время эксплуатации, а также; количества изделий с различными видами дефектов и отклонениями от требований нормативных документов. Этот метод отличается трудоемкостью и длительностью процесса. осуществления наблюдений. « Расчетный метод определения показателей качества товаров базируется на получении информации расчетным путем. При использовании этого метода показатели качества определяются путем их расчета с использованием формул и разнообразных математических моделей.
Помимо перечисленных методов, используются также эвристические методы оценки качества продукции, которые основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опыта людей.
Выделяют следующие разновидности эвристических методов:
Характеристиками органолептического метода являются:
1) простота и возможность его осуществления в любых условиях без применения специального оборудования; 2)он базируется на использовании органов чувств человека — обоняния, осязания, зрения, слуха и вкуса; 3) с помощью такого метода можно оценивать, например, твердость материалов, запах духов, качество звучания музыкальных инструментов, вид изделий- и т. д.
К отрицательным моментам органолептического метода относится: невозможность получения точного численно значения показателей качества, а также использование для оценки только балльной системы.
Экспертный метод оценки качества товара основывается на решении, принимаемом экспертами, он является одной из разновидностей органолептического метода, использующего для оценки качества товара обобщенные оценки группы специалистов (экспертов). При этом точность полученных в балльной системе оценок во многом зависит от квалификации экспертов и правильности организации проводимой экспертизы.
Социологический метод оценки качества основывается на анализе мнений широкого круга потребителей об уровне качества анализируемого товара. Информацию о мнении потребителей получают путем проведения анкетирования, устных опросов, конференций, аукционов, выставок-продаж и т. п.
Понятие «качество»
Качество — наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого. Качество любой промышленной продукции характеризуется совокупностью многих взаимосвязанных между собой параметров, каждый из которых характеризует только отдельные стороны качества и не может быть взят за основу оценки качества изделия в целом.
Под качеством понимают также совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
При заключении контракта или в регламентированной окружающей среде потребности четко устанавливаются, тогда как в других условиях предполагаемые потребности должны быть выявлены и определены. Во многих случаях потребности могут меняться со временем, это предполагает проведение периодического анализа требований к качеству. Обычно потребности переводятся в характеристики на основе установленных критериев. Потребности могут включать, например, такие аспекты, как эксплуатационные характеристики, функциональная пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность, экономические и эстетические требования. Для выражения превосходной степени в сравнительном или количественном смысле при проведении технических оценок термин «качество» не используется изолированно. Чтобы выразить эти значения, должно применяться качественное прилагательное. Например, могут использоваться следующие термины:
1) «относительное качество», когда объекты классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле;
2) «уровень качества» в количественном смысле (применяется при статистическом приемочном контроле) и «мера качества», когда проводятся точные технические оценш.
Достижение удовлетворительного качества включает все стадии как единое целое. Вклад в качество этих различных стадий иногда идентифицируется отдельно с целью их выделения (например, качество, обусловленное потребностями, ка-чество, обусловленное проектированием продукции, качество, обусловленное соответствием).
В некоторых справочных источниках качество обозначается как «пригодность для использования» или «соответствие цели», или «удовлетворение нужд потребителя», или «соответствие требованиям». Все это представляет собой только некоторые стороны качества, определенного выше.
Качество услуги представляет собой обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею.
Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества. Система качества организации предназначена прежде всего для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям. В связи с требованиями контракта или обязательными предписаниями по проведению оценки качества может быть затребовано наглядное доказательство применения определенных элементов системы качества.
«Петля качества» — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях — от определения потребностей до оценки их
Обеспечение качества представляет собой все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это
требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что будут выполняться требования к качеству.
Проблемы развития и бытия личности
Оценка объекта: черты, свойства, качества
Различение свойства и качества
Различия между свойствами и качествами (объектов) важны для правильности нашего мышления и восприятия окружающего. Об этих различиях известно не так уж и много, хотя сами понятия «свойство» и «качество» используются очень широко, причем чаще в сочетании: «свойства и качества». И их нередко употребляют одно вместо другого, не вникая в суть различий между ними. Однако в самом языке можно найти ответ на вопрос о том, чем «качество» отличается от «свойства». Ведь очевидно, что это не одно и то же: не зря же эти два понятия сосуществуют. Если бы они были синонимами, то одно из них постепенно было бы вытеснено из употребления. Да и буква «и» в выражении «свойства и качества» – отнюдь не знак равенства: она говорит о том, что наряду с чем-то одним есть и нечто другое.
«Свойство» и «качество» – философские категории и одновременно – бытовые понятия. Для нас важно их различать, когда мы имеем дело с конкретными объектами и в конкретных жизненных ситуациях. Нам важны свойства и качества конкретных объектов, но важно также и соответствие философского и бытового употребления этих (слов) понятий: ведь философия призвана выходить на реальную, повседневную жизнь, а не замыкаться в себе самой.
Свойство как философская категория
Вот какое определение свойства дает справочное издание: «Свойство: философская категория, выражающая такую сторону объекта, которая обусловливает его различие или общность с другими объектами и обнаруживается в соотношении с ними» [1]. Это вполне добротное определение, причем «сторона» объекта – это «черта» объекта. Но понятие «черта» более точное, поскольку понятие «сторона» (объекта) предполагает, что мы то ли ходим вокруг него, то ли мысленно поворачиваем его перед своим взором. Понятие же «черта» выражает то, что объект сам проявляет свою активность, независимо от того, с какой стороны мы к нему подходим. Действительно, «сторона» ли, «черта» ли объекта (в их совокупности) дает возможность нам отличать одни объекты от других, выявлять их сходство и различие. Но выражение «объект, как совокупность черт» – все же более удачное, чем выражение «объект, как совокупность сторон».
Качество как философская категория
А теперь определение качества (из того же словаря). «Качество: философская категория, выражающая сущностную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество – объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств». Анализ этого определения позволяет сделать вывод, что качество – вторично свойству: ведь сущность объекта (а для нее характерно именно отличие данного объекта от других объектов) выражается как раз совокупностью его свойств, что и утверждается в этом определении.
«Свойство» как отражение природы объекта
Использование – понятие для различения свойств и качеств
Не будь у этого объекта некоего свойства, он не смог бы выступить в соответствующем этому качестве. Действительно, если бы у аспирина не было свойства влиять на центр терморегуляции, мы не имели бы возможности использовать его в качестве жаропонижающего средства. Аналогично дело обстоит и с другим свойством аспирина. «Свойство аспирина влиять на свертывание крови дает нам возможность использовать его в качестве антикоагулянта». Здесь тоже нельзя поменять местами «свойство» и «качество». Но не будь у аспирина такого именно свойства, мы не имели бы возможности использовать его в таком именно качестве. Следовательно, без наличия у объекта того или иного свойства мы не имели бы возможности использовать данный объект (в целом – т.е. в каком-либо качестве) в определенном направлении.
Свойство и качество как черта объекта
Качество – результат проекций наших нужд
Уровни познания объекта
Познание любого объекта, процесса, явления окружающего мира имеет два уровня. Во-первых, мы познаем их как таковые – ровно в той мере, в которой их природа не зависит от нашего к ним отношения. Природу объекта восприятия (а следовательно, и совокупность его свойств) нам приходится принимать как таковую: ведь не в наших силах менять порядок вещей – на это способен только сам Творец. Нам же остается смиряться с тем, что природа того или иного объекта «такова». Конечно, при ее познании мы можем ошибаться, делать ложные выводы, но при всем этом сохраняется доминанта восприятия: «Сие от нас не зависит! » Хотя мы в полной мере способны к познанию этого. Во-вторых, возможно также и восприятие нами объекта как предмета нашей потребности. Тут уж мы в полной мере можем проявить себя. Почему? Потому что потребности у каждого из нас хотя и вырастают на основании четырех базисных (пищевая, половая, безопасности, информационная), но удовлетворяются они у каждого индивида путем взаимодействия с различными объектами. Именно поэтому один и тот же объект воспринимается (оценивается) различными индивидами по-разному: выступает для них в разном качестве. Для одних – в качестве необходимого и желанного, для других – в качестве безразличного и ненужного, для третьих – быть может, даже в качестве опасного. К сему изречение Козьмы Петровича Пруткова: «Тебе и горький хрен – малина, а мне и бланманже – полынь!» Ясно, что свойства «бланманже» при этом остаются одними и теми же, но выступает данный продукт в разном качестве: для одного – как лакомство, для другого – как нечто неприятное.
В полном соответствии со сказанным выше является разделение науки на фундаментальную и прикладную. Задача фундаментальной науки заключается в том, чтобы как можно более объективно выявить свойства того или иного объекта, в том числе и глубоко скрытые от непосредственного восприятия. Задача же прикладной науки – выяснить, что с выявленным фундаментальной наукой свойством можно сделать: в каком его качестве использовать объект. Следовательно, свойство – это объективно воспринятая нами черта объекта как такового. Качество же – это черта объекта, базирующаяся на каком-либо его свойстве, но становящаяся одним из его качеств вследствие нашего к ней отношения.
«Чистое знание» и «знание для нас»
Свойства объекта – это черты его природы сами по себе, качества же объекта – это черты его природы в связи с нами (а следовательно, в связи с нашим восприятием и нашими нуждами). Этим оправдывается разделение информации на «чистое знание» и «знание для нас». «Чистому знанию» еще предстоит быть использованным – это потенциальное знание. «Знание для нас» – всегда актуально, поскольку соотносится с нами, пока мы живы. Предположим, что жизнь на Земле по какой-либо причине когда-либо прекратится и все живое исчезнет. Тогда планета – со всеми своими физико-химическими свойствами – останется той же, но никакое из этих ее свойств уже не сможет выступать в каком-либо качестве: не для кого! Конечно, некому будет далее ее познавать и открывать новые ее свойства. Но она как таковая сохранит свою природу, совокупность свойств. Качества же ее «умрут» – вместе с человечеством.
Прием с понятием «красный»
Рассмотрим теперь содержание понятий «черта», «свойство» и «качество» на примере слова (понятия) «красный». «Красный цвет» – это черта некоторых объектов. «Быть красным», «производить впечатление красного» – это свойство объектов, имеющих эту черту. «Красное» как сигнал опасности – это качество объекта, который имеет черту – «красный цвет» и свойство «быть красным» при его практическом использовании. Конечно, всегда функционирует сам объект, носитель данной черты и данного свойства. В определенной связи он обретает данное качество: то есть для нас. К примеру, сигнальный красный на речном бакене: «красное» (цвет самого бакена и свет его ночью) мы используем для обозначения безопасных и опасных участков фарватера. Черта объекта – «красный цвет» имеет для нас сигнальное значение, и поэтому объекты такого цвета могут использоваться в соответствующем качестве. Мы уже упоминали красный флаг на башне, красный фонарь над входом в некое заведение, красный бакен. В других ситуациях «красное» (красный цвет) используется в технических целях: к примеру, при проявлении фотопленки в прежнее время для освещения рабочего места использовался именно красный свет, поскольку он не засвечивает пленку.
«Качество» как отражение значимости объекта
Качество – назначение объекта
Качество – уровень изготовления объекта
«Использование» предполагает, что объект соответствует своему назначению – не только по функции, но и по добротности, прочности, надежности, эстетическому уровню.
Качество – способ использования объекта
К примеру, опытные мастера в старое время были способны построить целый храм с одним только топором: благодаря умению применить его и в качестве инструмента размеров строительных деталей, и в качестве инструмента выравнивания их поверхности, и в качестве инструмента подгонки уже готовых деталей постройки. Иными словами, учет всех свойств этого известного и простого предмета позволяет мастерам использовать его в качестве не менее трех различных инструментов: топора, рубанка, молотка.
Факторы обращения способности объекта в качество
Способность некоего объекта обращается в качество этого объекта благодаря двум факторам. Во-первых, как мы уже сказали, это конкретная роль объекта («используется в качестве гири»). Во-вторых, это степень соответствия того или иного свойства объекта характеру нашей нужды, природе нашей потребности. Если объект в полной мере этому соответствует и позволяет удовлетворить нужду полностью, мы считаем данный объект «качественным». Некачественный инструмент, к примеру, ломается в руках, и серьезной работы им не выполнишь. Следовательно, вторая ипостась качества – мера соответствия его характеру использования (объекта). В этом втором своем понимании «качество» соотносится с понятием эталона, образца.
Для свойств (объекта) совершенно безразлично, чему и как они могли бы соответствовать, и поэтому к свойствам невозможно применить какое-либо требование: если по свойствам объект не соответствует твоим нуждам, оставь его в покое! Но бывает, что объект нашим нуждам соответствует, но вот его добротность, удобство (качественность) не вполне отвечают нашим требованиям, не вполне соответствуют эталону – образцу, стандарту. Если для свойств не может быть никаких «образцов» в принципе (ведь другие свойства – это уже другой объект), то для качеств требования – это ориентир. Именно во всех тех случаях, когда речь идет о рукотворных объектах.
Использование и соответствие
Итак, понятие «использование» тянет за собой понятие «соответствие»: ведь использование чего-либо возможно только благодаря его соответствию той задаче (цели), ради которой объект используется. Понятия «образец», «эталон», «совершенство», «стандарт», «шедевр», «шаблон» – все это понятия, относящиеся к «качеству», а не к «свойству». Свойства как бы спят (или живут своей жизнью), пока мы не решим объект использовать, но «проснувшись» (или повернувшись к нам), они обращаются в качества.
Обращение свойства в качество
Взаимное оборачивание «качества» и «свойства»
Итак, различия в содержании понятий «свойство» и «качество» вполне очевидны. Но надо учитывать также, что в повседневной жизни, в языке может происходить и взаимное оборачивание «качества» и «свойства». Пример этого – высказывание «Давайте поговорим о потребительских свойствах качественных и некачественных товаров». Здесь происходит смысловой «ход» от «качества» к «свойству» и обратно, при- чем это тоже имеет практическое значение: именно оно и обусловливает возможность такого «хода», такого взаимного обращения этих понятий. Сама возможность этого связана с наличием у понятия «качество» двух ипостасей: ведь «потребительские свойства» – это вообще-то именно качества объекта, качество объекта в целом, как такового. Его же «качественность» или «некачественность» – это качество во втором его смысле, смысле добротности, надежности, эстетичности, соответствие (потребительским) требованиям. При этом полезно различать качество замысла (план, намерение, сценарий, конструкция, схема) и качество исполнения (реализации) этого замысла (при изготовлении данного предмета). Естественно, речь идет о рукотворных предметах.
Субъективность понятия «качество»
Соотнесение с индивидуальными потребностями
Не случайно проблема качества более трудная для разрешения в промышленном производстве, чем проблема количества: со всеми их свойствами промышленность может произвести множество приемников.
Качество как способность объекта удовлетворить нашу потребность
Свойства присущи объекту, качеством мы его наделяем
«Число свойств» и «число качеств»
Обратимся еще раз к известному примеру: умирающий от жажды путник в пустыне нашел мешок с золотом. Естественно, что он разочарован, поскольку дело идет о его жизни, а золото в данных конкретных условиях совершенно бесполезно для сохранения его жизни. В другое время и в другом месте на это же золото можно было бы получить очень много воды, и не только ее: золото можно было бы использовать для выкупа – и тем самым – для сохранения своей жизни. Следовательно, вода как предмет жизненно важной потребности сохраняет свое качество (свою ценность для индивида!) всегда (кроме ситуации, когда кто-либо взялся утопить его, допустим, в реке). Золото же – как опосредующий объект – может выступать в этом качестве в товарно-денежных отношениях, или более непосредственно – в качестве материала для коронки зуба, что делалось до недавнего времени.
Понятия «роль» и «назначение»
Заключение
Свойство – черта объекта, отражающая его природу
Качество – степень соответствия параметров объекта нашим требованиям
Качество – «потребительское свойство» объекта
1. Свойство // Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 1192.
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности