Что такое исраф в исламе

Исраф в еде (расточительство)

Что такое исраф в исламе. Смотреть фото Что такое исраф в исламе. Смотреть картинку Что такое исраф в исламе. Картинка про Что такое исраф в исламе. Фото Что такое исраф в исламе

В исламе нет места расточительству по отношению к еде

Еда − это божий дар, и расточительство по отношению к еде является признаком неблагодарности за этот дар от Всевышнего. Горько осознавать, что ежегодно в мире в мусорные баки выкидывается 2,2 млрд тонн еды, и эта цифра растет из года в год, в то время как в разных уголках Земли миллионы людей страдают и умирают от голода. В исламе поощряется умеренность в еде, а исраф (расточительство) крайне порицается, о чем свидетельствует аят Священного Корана: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (сура «Преграды», аят 31).

Нет места расточительству в священном месяце Рамадан

Вот и наступил долгожданный священный месяц Рамадан, в течение которого сотни миллионов мусульман готовят самые свежие и вкусные блюда к ифтару (разговение), чтобы порадовать своих домочадцев, соседей и гостей. Однако именно в эти священные дни в мусульманских странах увеличивается объем пищевых отходов, так как наши братья и сестры по вере в эти дни больше, чем в обычные, уделяют внимание еде. Помимо плюсов для здоровья, пост учит мусульман испытывать и понимать голод и боль нуждающихся. В этот священный месяц необходимо прилагать все усилия, чтобы заработать благословление Творца путем совершения благого и воздержания от греха, в том числе и исрафа. Поэтому верующие братья и сестры должны изо всех сил стараться отдавать остатки пищи нуждающимся людям, вместо того чтобы проявлять излишество в еде и бездумно выбрасывать продукты.

Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить

Ислам придает огромное значение гостеприимству, так как гость является проводником в райские сады. В хадисах неоднократно говорится о значимости принятия гостей в своем доме. Но вместе с этим гостеприимство не должно идти рука об руку с расточительством. Ведь в такие торжественные дни столы ломятся от разного рода угощений, одно блюдо сменяет другое, гости часто не могут осилить такое количество еды, после чего огромное количество оставшейся пищи отправляют в мусорные баки. Не стоит забывать, что наша религия не приемлет расточительства и небережливости по отношению к еде, призывая к простому и скромному гостеприимству. Самым идеальным вариантом с точки зрения ислама является то, что хозяину дома не следует скрывать от гостя блага, которыми наделил его Всевышний, а гостю не нужно ожидать сверх того угощения и отношения, что было даровано ему.

Что такое исраф в исламе. Смотреть фото Что такое исраф в исламе. Смотреть картинку Что такое исраф в исламе. Картинка про Что такое исраф в исламе. Фото Что такое исраф в исламе

Одни голодают, другие выбрасывают продукты тоннами

Часто на мусорных баках лежат еще не раскрытые упаковки разных продуктов питания. Если одни бросают их из-за того, что купили лишнее, и продукты испортились, то другие просто потому, что они не понравились. Чтобы не было расточительства, остатки еды следует отдать нуждающимся людям, если нет нуждающихся, то можно накормить голодных животных. Ведь многие супермаркеты выбрасывают продукты в основном, когда приближается или уже истек срок их хранения. Было бы хорошо, чтобы благотворительные организации работали вместе с крупными продуктовыми центрами, для того чтобы собирать продукты питания, которые не были распроданы или у которых совсем скоро истечет срок употребления.

Мир против пищевых отходов

Расточительство по отношению к еде дошло до того, что некоторые государства на высшем уровне разрабатывают специальные программы по предотвращению увеличения количества пищевых отходов. К примеру, в Турции власти предложили сократить потребление белого хлеба, так как ежедневно граждане этой страны выбрасывают примерно 6 млн буханок хлеба (около 1500 тонн). А в Германии и Великобритании разработаны специальные государственные программы учета таких потерь, как пищевые отходы, и созданы системы их возможного сокращения. Британцы в течение последних пяти лет проводят общественную компанию «Люблю еду, ненавижу отходы»: 53 крупнейшие розничные сети обязались снизить количество выбрасываемых продуктов при приготовлении пищи. В Евросоюзе были проведены исследования, направленные на решение этой проблемы. В январе 2012 года Европарламент принял резолюцию: к 2020 году количество выброшенной еды должно сократиться на 50 %, а 2014 год был объявлен «Европейским годом против пищевых отходов». В Америке от 27 до 50 % вполне пригодные в пищу продукты питания не доходят до потребителя и попадают на помойку. Например, если в большой партии помидоров, поступивших в контейнере, несколько плодов оказывается испорченными, то на помойку отправляется вся партия. Выкинуть контейнер для компании дешевле, чем нанять человека, который будет сортировать овощи.

Золотые правила

Эти пять советов подскажут вам, как правильно распоряжаться едой и не расточительствовать.

1. Следуйте принципу: покупать меньше, но чаще. Заранее планируйте свое меню, составляйте список продуктов, совершайте осознанные и нужные покупки. Если за один день вы съедаете одну булку хлеба, то нет необходимости покупать сразу три или четыре буханки. В противном случае недоеденный хлеб зачерствеет, и вы будете вынуждены выкинуть его. В итоге, выбросив часть пищи, вы просто выбрасываете деньги на ветер.

2. Если у продуктов питания вышел срок годности, не спешите их выкидывать. Используйте пищевые отходы для получения компоста и удобрения почвы. Отдайте на корм животным, например, семена отлично подойдут птицам. Вместо того чтобы выкидывать продукты, следует раздать их бедным и нуждающимся или положить еду на видное место в надежде, что ее съедят голодные животные и птицы.

3. В кафе и ресторанах часто случается так, что на тарелке оказывается слишком много еды, которую вы не можете осилить в раз. Поэтому старайтесь заказывать столько еды, сколько вы можете съесть, иначе оставшаяся еда отправится на мусорную свалку.

4. Размещайте продукты на полках и в шкафах таким образом, чтобы в первых рядах стояла скоропортящаяся еда и давно купленные товары. Составляйте меню, ориентируясь на них.

5. Каждый раз, когда выбрасываете еду, помните, что в мире огромное количество маленьких детей, целые народы голодают, и такое небрежное отношение к еде является проявлением неблагодарности к Всевышнему. Ведь Творец Всемогущий запретил людям чрезмерную трату и расходование того, что он им посылает. Это вредно как для самого человека, так и для всего человечества. А если все-таки не получилось соблюдать умеренность, будьте щедрыми. Возьмите на работу приготовленные накануне вечером беляши и угостите коллег, отнесите соседке, пригласите друзей на ужин. Самое главное − не дайте им пропасть.

Мусорная инициатива

Каждый день по всему миру несколько миллионов человек недоедают или ложатся спать без ужина. Каждый по мере своей возможности должен стараться бережно относиться к продуктам питания, убеждать своих братьев и сестер по вере не выбрасывать лишнюю еду, а отдавать ее нуждающимся. Предприниматель и эколог Роб Гринфилд провел тур по Америке с целью показать миру, сколько хорошей еды, которую можно было бы отдать нуждающимся, оказывается в мусорных контейнерах. За время тура Роб и его друзья собрали неиспорченную еду на сумму около 10 000 долларов и раздали ее 500 жителям разных городов США. Участники «мусорной инициативы» находили в контейнерах целые ящики неиспорченных фруктов, хлеб в упаковках, нераскрытые пачки хлопьев для завтрака, всевозможные сладости и другие продукты питания.

С раннего детства учим бережно относиться к еде

Воспитывать бережное отношение к продуктам питания необходимо с раннего детства. Надо учить ребенка съедать всю пищу, которую ему дали, или не брать больше, чем он может съесть. Для маленького чада выбросить маленький кусочек хлеба, пусть даже зачерствевший, должно считаться большим прегрешением. Чтобы не было исрафа, ребенок должен учиться поднимать маленькие кусочки хлеба. Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: «В каждом деле шайтан находится рядом с вами, даже когда вы едите. Если кто-то из вас уронит кусок еды на пол, то пусть поднимет его и, стряхнув пыль, съест, не оставляя этого куска шайтану. Так как неизвестно, в каком куске пищи находится баракят».

Что такое исраф в исламе. Смотреть фото Что такое исраф в исламе. Смотреть картинку Что такое исраф в исламе. Картинка про Что такое исраф в исламе. Фото Что такое исраф в исламе

Для хорошего повара годится все, кроме Луны и ее отражения в воде

Дорогие читатели, если относиться к еде бережно и не выбрасывать остатки, можно существенно сэкономить. Несколько советов, как вернуть продуктам свежий вид и вкус:

Если вам попался слишком твердый сыр, заверните его на ночь во влажное полотенце, натертое солью. Старый, твердый сыр снова станет мягким и нежным, если его несколько часов подержать в молоке. Можно пропустить сыр через мясорубку или натереть на мелкой терке, затем добавить сливочное масло (можно маргарин) и хорошо вымешать. Эту массу использовать для бутербродов. А если положить ее в холодильник, она застынет, и ее можно нарезать ломтиками. Такой сыр хорошо добавить и к отварным макаронам.

Не беда, если вы забыли накрыть ваши пироги и они стали черствыми. Поместите выпечку в пластиковую или металлическую посуду, а сверху положите один или несколько кружочков яблока. Таким образом зачерствевший пирог получит влагу.

Если у вас скисли сливки, не спешите их выбрасывать, они обогатят вкус соусов, супов и салатных маринадов. Прокисшее молоко и кефир можно использовать как основу для приготовления оладий: из муки, молока с добавлением яйца, сахара, соли и щепотки питьевой соды замесите негустое тесто (оно должно быть однородным) и пожарьте оладьи. А на прокисшей сметане приготовьте блинчики. Сметану предварительно взбейте, добавьте воду, соль, сахар и яйцо, всыпьте просеянную пшеничную муку. Сделайте тесто − и можно жарить блинчики. А начинку приготовьте из оставшегося на костях мяса (из супа). Мясо срежьте, пропустите через мясорубку, обжарьте с измельченным репчатым луком, посолите по вкусу. Этот фарш годится и для запеканки.

Слегка увядшую петрушку подержите полчаса в слегка теплой воде, зелень посвежеет. Чтобы вялый редис снова стал хрустящим, его вместе с ботвой (но без хвостика) нужно положить в холодную воду.

Умеренность и сдержанность – главные качества верующего, которые должны проявляться в каждом аспекте его жизни, включая употребление и расходование пищи. Люди с каждым годом все больше и больше покупают, но параллельно с этим отказываются брать на себя ответственность перед Всевышним. День за днем на фоне нищеты и голода в некоторых странах растет роскошь, излишество и расточительство в еде. Дорогие братья и сестры, не забывайте слова посланника Аллаха (мир ему!): «Тот, кто засыпает сытым, когда голодает сосед, не из нас».

Источник

Что такое исраф?

Вопрос № 217:
«Что является исрафом в отношении имущества?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Есть два термина: «аль-исраф» и «ат-табзир». И более сильное мнение в этих двух терминах состоит в том, что они не являются синонимами в полной мере, потому как исраф — это нечто обобщенное и касается как имущества, так и других сфер жизни человека, в то же как табзир касается только имущества.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

«И не расточительствуй чрезмерно. Воистину расточители — братья шайтанов».
[Сура «аль-Исра», аяты 26-27]

Табзир касается только имущества, а исраф — всего, где человек переходит границы, будь то имущество, или поклонение, или какое-то деяние. Во всем этом человек может проявлять исраф.

И даже в истории Пророка Лута, мир ему, Всевышний Аллах упоминает, как Лут сказал им:

إِنَّكُمْ لَتَأْتُونَ الرِّجَالَ شَهْوَةً مِنْ دُونِ النِّسَاءِ ۚ بَلْ أَنْتُمْ قَوْمٌ مُسْرِفُونَ

«В похотливом вожделении вы приходите к мужчинам вместо женщин. Воистину, вы — народ излишествующий».
[Сура «аль-А’раф», аят 81]

А также Аллах говорит про Фараона:

وَإِنَّ فِرْعَوْنَ لَعَالٍ فِي الْأَرْضِ وَإِنَّهُ لَمِنَ الْمُسْرِفِينَ

«Поистине, Фараон возвеличился на земле и был из числа аль-мусрифин».
[Сура «Юнус», аят 83]

Поэтому слово «исраф» касается всего того, в чем человек переходит границы дозволенного. Даже когда он делает дуа Всевышнему Аллаху, он может делать исраф. Точно так же — во время поклонения, в отношениях с людьми, в имуществе, в приеме пищи.

В данном вопросе, скорее всего, речь идет о табзире, потому что конкретно упоминается имущество. Что касается табзира, то есть расточительства в имуществе, то оно является запретным.

Как определить, является человек расточителем или нет? Здесь все зависит от ситуации, времени, места и от самого человека.

Приведем известную историю ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который прибыл в Шам на осле, и с ним был ‘Абдурахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллах. Он был праведным халифом, которому треть мира подчинялась, а приехал в Шам на осле, одетым в халат весь в заплатках. Когда он встретил Му’ауию, да будет доволен им Аллах, а рядом с ним его командиров, то увидел, что они были в роскошных одеждах, на самых дорогих конях, в великолепных доспехах и при лучшем оружии.

Это, разумеется, рассердило Умара, он позвал Му’ауию и спросил: «Что это за одежда?» Му’ауия ответил: «О, повелитель правоверных! Поистине, мы живем на границе с неверными, и они должны видеть, что у нас есть из роскоши, богатства и силы, иначе подумают, что у нас ничего нет, и нападут на нас». Тогда он отпустил его, и ‘Абдурахман ибн ‘Ауф сказал: «О, ‘Умар! Как прекрасно он тебе ответил». На что ‘Умар произнес: «Если бы он сказал мне что-то другое, поистине, я бы наказал его». Известно, что Умар наказывал своих наместников рукой, если видел в этом необходимость.

Из этой истории ученые извлекли вывод, что мусульманам, которые живут среди неверных, с целю возвеличивания Ислама, притягивания людей к этой вере, и чтобы люди смотрели на мусульман с уважением, дозволяется одеваться подобным образом. Однако если они живут в мусульманской среде, то нет необходимости в этом. Пусть человек надевает скромную одежду и пользуется недорогими средствами передвижения, и нет необходимости покупать самое дорогое и бросающееся в глаза.

Это также зависит и от благосостояния. Богатый человек, который выплачивает закят, имеет возможность покупать себе дорогие вещи, дома и машины. Если в обществе, где он находится и ведет какую-то деятельность, принято покупать дорогие часы, значит, и он будет покупать себе дорогие часы, одежду, автомобили. В данном случае это не является исрафом. Все зависит от общества, в котором живет человек.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
15 Раби́ аль-аууаль 1441 г. (12.11.2019)

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Источник

Исраф или жизнь одним днём

Что такое исраф в исламе. Смотреть фото Что такое исраф в исламе. Смотреть картинку Что такое исраф в исламе. Картинка про Что такое исраф в исламе. Фото Что такое исраф в исламе

Совершай добро по отношению к семье и не забывай совершать его по отношению к другим, не то потерпишь убыток в этом мире и лишишься награды в мире вечном. Будь экономным и не будь расточительным. Не будь в имуществе скупым, но и не разбазаривай его. (Лукман Аль-Хаким)

Как известно, время не только лучший «доктор», но ещё и отменный аналитик. К примеру, если ты на что-то подсел и не знаешь, является ли это «что-то» твоей слабостью или просто прихотью, то просто дай себе немного времени. Время даст тебе самую лучшую «статистику» по фактам, и ты сможешь по достоинству оценить что угодно.

Это правило «выжидания» применимо практически ко всему, например, к такому «трендовому» качеству, как исраф. Склонность к расточительству и желание посорить деньгами губили сынов Адама ещё тысячелетия назад, и, учитывая это, я подумал, что не лишним было бы немного раскатать эту тему.

Приводить конкретные примеры я сегодня не буду, а вместо этого постараюсь озвучить основные, на мой взгляд, мотивы, из-за которых человек страдает таким «недугом», как расточительство.

Не могу обещать, что от моих мыслей вы получите эстетическое удовольствие, но то, что от скуки не уснёте, я гарантирую.

1. Причина: зависимость

Да, вы не ослышались, тяга к расточительству зачастую может быть следствием зависимости, сформированной ранее благодаря возможности беззаботно хрустеть купюрами. Людям, привыкшим жить на широкую ногу, реально тяжело (психологически) ограничивать себя в чём бы то ни было и перестроиться на другие цифры.

Особенно это касается тех, кто с детства привык к роскоши и вседозволенности. Причём не важно, образован этот человек или полный неуч. Бывает так, что этой «болезнью» страдают весьма образованные и неглупые люди, что лишний раз доказывает, что помимо УМА у человека есть ещё и ВОЛЯ, которую необходимо постоянно закалять.

Не забывай, что зависимость от расточительства – это та ещё слабость характера. Причём слабость, довольно быстро создающая проблемы. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«О потомки Адама (люди)! Облекайтесь в свои украшения [надевайте ваши самые красивые и чистые одежды] для каждой мечети [при совершении намаза и тавафа]; ешьте и пейте, но не излишествуйте [не переходите граней, которые установил Аллах] во всём этом, ведь поистине, Он не любит излишествующих – как в еде и питье, так и в другом». (сура Аль-Аʻраф: 31)

2. Адаты

Сегодня адаты (как, впрочем, и всегда) играют едва ли не главную роль в социальной жизни среднестатистического дагестанца. Ради адатов мы готовы совершать необдуманные поступки, суетиться «там-тут» и, конечно же, ТРАТИТЬСЯ.

Возьмём для примера то, что лежит ближе всего – дагестанские свадьбы, ставшие давно уже символом безудержного кутежа и неоправданных расходов.

Кортеж из презентабельных авто, банкетный зал за баснословные суммы и прочие дорогие «фишки» стали для наших земляков чем-то само собой разумеющимся. К примеру, на еду для праздничного дня уходит в среднем 1000 рублей на душу, а это значит, что если вы пригласили порядка 300 человек, то круглая сумма из вашего бюджета уходит только на трапезу.

Прибавим сюда услуги профессионального фотографа (который за «спасибо» к вам не придёт), разнообразные эффекты типа тяжёлого дыма, услуги музыкантов – и вы уже можете смело идти искать клад или бросать монетку на то, какую из почек продать, чтобы покрыть долги. Для нас, к сожалению, процесс по-прежнему важнее, чем сама цель.

Если говорить о свадьбах, то достаточно вспомнить ужасающую статистику по разводам, чтобы понять, что средства не всегда оправдывают цель. Однако многих ли это останавливает? Ну разведётся девушка спустя два месяца после грандиозной вечеринки, и что из этого! Главное, её выдали не хуже, чем остальных…

Примерно так, видимо, мыслят сегодня многие родители, загоняя себя в долговую ямы из-за дьявольских адатов, которые год от года всё обрастают новыми «пунктами». Вообще, пытаться всё и всегда подогнать под принцип «как у всех», когда это явно не соответствует нашей религии – довольно идиотская привычка.

Одно дело – когда это касается Шариата, который уравнивает всех посредством тех или иных запретов и повелений. И совсем непонятно, когда чел настолько отрывается от реальности, что начинает слепо идти на поводу у толпы, которая только и ждёт, чтобы сделать его своим вечным рабом без права голоса.

Подумай над этим, если для тебя ещё важно оставаться самим собой.

3. Понты

Старые добрые понты, как и сотни лет назад, толкают человека на необдуманные траты и сегодня. Однако по сравнению со снобами прошлого современные транжиры достигли уровня 80 lvl, и это, скорее всего, ещё не предел.

Чтобы понять, как связан исраф и пресловутое желание выделиться из толпы, достаточно вспомнить прошлогодний ажиотаж вокруг выхода iPhone Х. Говорили, что люди стояли в очередях за очередным детищем Apple по четверо суток подряд, и подобное наблюдалось во многих городах.

Просто представьте себе это. Деградация поколения в одной картине. Стоимость нового смартфона была для среднего класса реально запредельной, что, тем не менее, не помешало людям со средним уровнем дохода приобрести его (волшебное слово «кредит»).

А в это же самое время на соседних улицах сидели бездомные и бегали дети из неблагополучных семей. А ещё совсем рядом находились бабушки, которые едва сводят концы с концами и… стоп, стоп! Куда тебя понесло, приятель? Какое это имеет отношение к тем, кто пришёл в тот день в магазин, чтобы купить iPhone Х? Правильно, никакого! Именно так зачастую рассуждают те, для кого неважно, какая обстановка вокруг, главное, чтобы им здесь и сейчас было комфортно.

Расточительство формирует такое отношение к жизни достаточно быстро. Ведь если я приобретаю то, что хотел (даже если это не было жизненно важно), то всё сразу «оk», и я спокоен, правильно? Или нет?

Как бы скучно это ни звучало, но разумный человек должен взвешивать каждый свой «финансовый шаг», чтобы не вылететь в трубу и не начать в один прекрасный день обивать пороги благотворительных организаций.

Возможно, время от времени каждого накрывает желание пуститься в загул по дорогим бутикам или автосалонам, но, идя на поводу подобных слабостей, мы предсказуемо окажемся перед разбитым корытом. В общем, как заметил ещё Бенджамин Франклин: «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое».

Между адекватом и идиотом

Всё вышесказанное вовсе не означает, что мусульманин должен носить лохмотья сорокалетней давности, телефон Nokia (фонарик) из начала нулевых, а из имущества иметь одну дойную козу. Нет, нет и ещё раз нет!

Нам дозволено абсолютно всё в этом мире, за исключением харама. Самое главное – знать, когда и где следует остановиться в своих желаниях. Никто ведь не запрещает мусульманину питаться вкусной и изысканной едой, однако посыпанный золотой стружкой деликатес – явный перебор по каким угодно меркам.

То же самое с одеждой, автомобилями и телефонами. Приобретай всё, что тебе нравится, но знай планку, выше которой прыгать не стоит. Если внимательно оглядеться вокруг, то невозможно не заметить, что в мире слишком много страждущих и тех, кто реально находится на краю.

Однако если каждый из нас будет надеяться, что им поможет «кто-то другой», то добродетель в нашем обществе умрёт намного раньше. Причём насильственной смертью.

Противоядие

Скромная и размеренная жизнь давно уже не расценивается как достойный пример для подражания. Напротив, если ты способен чем-то удивить «толпу» (если, конечно, ты не лузер и успел свои «выпендрёжи» вовремя запостить в Инстаграм), то о тебе скажут уйму лестных слов.

Правда, как скажут, так сразу и забудут. Да, именно так! Или ты думаешь, что те же свадьбы, за которые наши «земляки» отдают не меньше ляма, кто-то вспомнит спустя неделю? Ничего подобного!

Понтами и исрафом никто не выстрелит надолго и далеко. Представь, что тебе каким-то чудом «упала» чёткая «тачила», и ты целый день колесишь на ней по городу. Запомнит ли кто-то тебя? Конечно же, нет! Просто потому, что таких как ты, вагон и малая тележка, а ты – всего лишь один из них.

Из этого следует, что, желая выделиться из категории «обычные люди», ты автоматически попадаешь в категорию «желающих выделиться».

Исрафэто весьма опасная игра, конец которой может быть непредсказуем. Мы не знаем, чем закончится наш следующий день и с чем мы в итоге останемся. Поэтому, вместо того, чтобы подкармливать свой необузданный нафс очередными растратами, вспомни, что вокруг полно тех, кто нуждается ИМЕННО В ТВОЕЙ ПОМОЩИ!

Береги себя, дорогой читатель, и до новых встреч!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Источник

Расточительство в исламе и его виды

Исраф (расточительство) рассматривается в исламе как один из серьёзных грехов. Его отличительной чертой является то, что оно может быть как материальным, так и духовным, а потому многократно возрастают риски совершения этого греха.

В общественных науках часто можно встретить суждение, что нынешний успех в плане развития технологий и качества жизни Западного мира целиком и полностью покоится на протестантской этике, которая ставит на первый план не накопление ресурсов, а их грамотное распределение и вкладывание их в реально работающие процессы. Социальные проблемы других культур трактуются как результат отсутствия особого предпринимательского духа.

Возможно, в некоторых аспектах это суждение имеет под собой определённое основание, но ислам как система ценностей, взятая в отрыве от человеческой практики, совершенно точно способствует воспитанию того самого предпринимательского этоса, о котором говорят на Западе. Достаточно вспомнить, что мусульмане первых веков были искусными купцами с обширными торговыми связями.

Что такое исраф и табзир?

Бессмысленная трата какого бы то ни было ресурса обозначается в арабской лексике словами «исраф» и «табзир», которые можно перевести на русский язык как «расточительство». Этой теме посвящены как многочисленные аяты Священного Корана, так и изречения Пророка Мухаммада (с.г.в.). Однако сами эти термины в рамках исламского богословия и права имеют свои нюансы.

По мнению большинства учёных, слово «исраф» носит более общий характер в сравнении с «табзиром». Однако существует и мнение, согласно которому термин «табзир» обозначает расходование ресурсов на запретные дела, тогда как слово «исраф» предназначено для характеристики чрезмерных трат в отношении дозволенных вещей. Так или иначе, оба слова встречаются в Откровении, переводятся примерно одинаково, но некоторые их особенности необходимо будет подчеркнуть.

Корень от слова «исраф» лежит в основе аятов, в которых чётко обозначается нелюбовь нашего Господа к расточителям дозволенных ресурсов.

«Он – Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и различия. Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки, но не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных» (6:141)

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (7:31)

В аяте, где встречается однокоренное с «табзир» слово, люди, позволяющие себе траты, обозначаются как приспешники Сатаны.

«Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу» (17:27)

Виды расточительства

Расточительство может быть нескольких типов в зависимости от того, какую сферу деятельности человека мы рассматриваем. Индивид может впустую тратить не только какие-то материальные ресурсы (деньги, продукты питания, время и иные ресурсы), но и быть расточителем в области духовного развития. Последнее зачастую характерно и для тех, кто считает себя праведным мусульманином и проявляет излишнее усердие, которое чревато проблемами. Связано это во многом с тем, что сам Всевышний не желает обременения человеку:

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185)

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) часто говорил о необходимости держаться срединного пути в религии и не ударяться в крайности: «Позволяйте себе облегчать и не усложняйте, радуйте других и не смейте вызывать гневное отвращение. Не становитесь причиной отчуждения от вас людей» (хадис от аль-Бухари, Муслима, Ахмада и ан-Насаи).

У духовного расточительства имеется и другой аспект. Речь идёт о том, что рабы Аллаха очень часто тратят своё драгоценное время на совершенно бесполезные занятия, как-то: пустые разговоры, распространение слухов и сплетен, зависание в компьютерных играх и социальных сетях и так далее. Эти и многие другие действия ведут к тому, что человек забывает своё истинное предназначение и отвлекается на совершенно бесполезные вещи.

«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки»» (14:7)

Об этом же идёт речь в хадисе, содержащем осуждение расточительства в угодных Господу миров делах. Например, однажды Его Заключительный посланник (с.г.в.), увидев, как один из сподвижников тратит много воды для совершения омовения, сказал ему, что так делать нельзя. Когда тот поинтересовался, в чём заключается причина этого, Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил: «Ты должен проявлять бережливость при совершении омовения, если даже окажешься на берегу реки». То есть мусульмане должны проявлять искреннюю благодарность тем благам, которыми Всевышний одаривает их, не злоупотреблять ими и проявлять бережливость.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *